Особенности инновационного развития страны: опыт Китая

Ченцова Е.П.1, Ченцов М.С.2
1 Старооскольский технологический институт им. А.А. Угарова
2 Балтийский федеральный университет им. И. Канта

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2023)

Цитировать:
Ченцова Е.П., Ченцов М.С. Особенности инновационного развития страны: опыт Китая // Вопросы инновационной экономики. – 2023. – Том 13. – № 4. – С. 1835-1854. – doi: 10.18334/vinec.13.4.120104.

Аннотация:
В статье представлен обзор теоретических исследований, посвященных инновационному развитию. Выявлено, что инновационное развитие рассматривается как стратегия опережающего развития; стратегия инновационного прорыва; стратегия модернизации; модель экономического развития на основе инноваций; процесс перехода к экономике инновационного типа; системное развитие на основе использования принципиально новой технологии; интеллектуализацию производства; механизм системного воспроизводства на инновационной основе; своевременная смена устаревших технологий и производственных циклов и др. В работе представлены семантическое ядро и авторская трактовка понятия «инновационный развитие страны». Проведена актуализация понятийного аппарата инновационного развития. Очерчены направления оценки инновационного развития в разрезе государства. Раскрыты особенности инновационного развития Китая: проанализированы причины «китайского чуда»; исследованы вопросы значимости образования, науки, патентной и изобретательской активности; отражены аспекты научно-технологического развития как крупных гигантов, так и государства в целом; обобщены результаты развития страны и обозначены перспективы ее дальнейшего функционирования. Обозначены ключевые вопросы для будущих исследовательских изысканий, касающихся вопросов, связанных с инновационным развитием государств

Ключевые слова: инновационное развитие; страна; Китай; патентная активность; стратегическая конкурентоспособность

JEL-классификация: O30, O31, O32



ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования во многом обусловлена изменениями, которые в настоящее время происходят и характеризуются политической, экономической, общественной нестабильностью. Процессы кризисной трансформации заставляют государства по-другому взглянуть на основные механизмы обеспечения стратегической эффективности, поддерживающие и реализующие инновационное развитие стран. Инновации в разных сферах позволяют вывести страну из кризиса и обеспечить ей эффективное функционирование в стратегическом будущем.

Поддержка развития наукоемких и приоритетных с точки зрения экономической специализации отраслей с высокой добавленной стоимостью, создание ИКТ-технологий отечественного производства за счет факторов интенсивного экономического роста – приоритетные направления государства в условиях кризиса [20, с.12]. В этой связи актуальность подобных исследований сегодня не вызывает сомнений.

Существуем разные подходы к данной проблеме. Очевидно, что инновации как фундамент процесса развития позволяют закрепить лидерство страны и обрести устойчивую неравновесность. Выделяют следующие направления решения подобных целей и задач. Некоторые авторы рассматривают инновационное развитие как комплексный стратегический план государства, включающий поддержку и раскрытие потенциала новшеств и нововведений как на уровне страны, так и на уровне субъектов РФ, предприятий, населения. С.Ю. Глазьев считает, что реализация стратегии опережающего развития во многом будет сопровождаться интеллектуализацией производства, переходом к непрерывному инновационному процессу в большинстве отраслей и непрерывному образованию в большинстве профессий [5, с. 9].

Ю. В. Яковец, Б. Н. Кузык указывают на прорывной характер такой стратегии благодаря инновациям, так же отмечают ее системный и интегрирующий эффект от усилий народа, государства, бизнеса, приводящий к созданию конкурентоспособных технологий и продуктов [9, с.449-450]. В.И. Кушлин говорит о проведении взвешенной, продуманной политике государств и выделяет критерии инновационного развития экономики динамичных стран: ведущую роль науки и значимый научный потенциал предприятий, организаций; повышенную гибкость форм, объединяющих усилия исследователей, разработчиков, маркетологов; значимое участие государственного управления в данных процессах [10, с.14-15].

Таким образом, можно констатировать, что в настоящее время категориальный аппарат, раскрывающий понятие «инновационное развитие государства» достаточно широк. Если ранее данное понятие отождествляли с модернизацией, составляющей основу индустриальной базы, то сегодня в условиях смены технологических укладов, высокой степени неопределенности внешней среды стоит говорить о глубоком процессе, характеризующем конкурентоспособную стратегическую направленность научно-технологического развития.

Однако, проблеме взаимосвязи инновационного развития и стратегической конкурентоспособности как долговременного системного целенаправленного процесса государственного управления уделено незначительное внимание со стороны ученых. Исследованию данного научного пробела с учетом опыта КНР посвящена данная работа.

Цель исследования состоит в развитии методологии в рамках инновационного развития страны: дополнении и актуализации понятийного аппарата; выделении критериев инновационного развития и практическом приложении полученных выводов, в частности основных особенностей инновационного развития на примере Китая.

Научная новизна заключена в следующем: уточнено понятие «инновационное развитие страны» с учетов важности стратегической конкурентоспособности; сформировано семантическое ядро категории «инновационное развитие» на основании современных тенденций в мире; обобщены критерии и особенности инновационного развития Китая.

Авторская гипотеза состоит в том, что государственное управление играет важную роль в инновационном развитии страны, поскольку стратегические программы, носящие долговременный целенаправленный преобразовательных характер с упором на достижения научно-технического прогресса, позволяющие обеспечить лидерство и технологический суверенитет государства в будущем.

Информационно-эмпирической базой исследования стали научные труды отечественных и зарубежных авторов, отчетные документы и данные Федеральной службы государственной статистики Китая, Глобального инновационного индекса, а также материалы, рассматривающие стратегические аспекты инновационной деятельности в стране.

Основные методы исследования. Для решения поставленных задач использовались системный подход, методы анализа и сравнительной эффективности принимаемых решений. Комбинированные методы: математико-статистические методы на основе измеряемых показателей и другие общенаучные методы.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Понятийный аппарат инновационного развития. Качественное содержание инновационного развития существенно меняется, следовательно, требует корректировки понятийного аппарата, отражающего его специфику. Наиболее общее представление об инновационном развитии включают традиционные, давно устоявшиеся понятия: «новшества», «инновация», «инновационный потенциал», «инновационная среда», «инновационный климат», «инновационная активность», «инновационность» и др.

Понятие «инновационное развитие» берет начало уже в работах Й.А.Шумпетера, В.И. Кушлина, С.Ю. Глазьева, Ю. В. Яковца и продолжает исследоваться в трудах других многочисленных авторов. Некоторые ученые считают, что критерий «инновационный» заменил «интенсивный», если рассматривать его применительно к пути развития в сфере науки, производства, обращения [10]. Инновационность в этом контексте является определяющей. Кушлин В.И. отмечает, что инновационность представляет собой систему, ориентированную на новые технологии, настроенные на интенсивный путь развития [10]. Интенсивное развитие всегда предполагало внедрение более совершенных технологий, техники, что существенно повышает требования к персоналу, а, следовательно, и к качеству образования.

Рассмотрению сущности категории «Инновационное развитие» посвящены научные работы авторов, представленных в таблице 1. Ученые рассматривают инновационное развитие с разных сторон (см. табл. 1), в том числе как: стратегию опережающего развития; стратегию инновационного прорыва; стратегию модернизации; модель экономического развития на основе инноваций; процесс перехода к экономике инновационного типа; системное развитие на основе использования принципиально новой технологии; интеллектуализацию производства; механизм системного воспроизводства на инновационной основе; своевременную смену устаревших технологий и производственных циклов и др..

Таблица 1

Сущность категории «Инновационное развитие»

Автор
Интерпретация понятия «Инновационное развитие»
С. Ю. Глазьев
[5, с.7]
Стратегия опережающего развития, становление базисных производств нового технологического уклада… предполагает согласованность макроэкономической политики с приоритетами долгосрочного технико-экономического развития
Ю. В. Яковец,
Б. Н. Кузык
[9, с.455]
Стратегия инновационного прорыва опирается на имеющийся в стране задел фундаментальных, прикладных, опытно-конструкторских работ; их дальнейшее развитие в условиях развертывающейся научной революции; создание научных и конструкторских основ освоения поколений современного пятого и перспективного шестого технологических укладов
А.А. Егорова
[7, с. 23]
Процесс перехода к экономике инновационного типа, осуществляемый за счет непрерывного и целенаправленного поиска, подготовки и реализации нововведений, позволяющих повышать эффективность функционирования общественного производства
Н. А. Багдасарян
[2, с. 98]
Системное, стратегическое развитие экономики на основе доминирования закона кооперации с использованием качественного человека, качественного общественного интеллекта с приоритетом гуманизации и экологизации его деятельности

По мнению большинства исследователей, инновационное развитие представляет собой длительный, систематический, эволюционный, постепенный, непрерывный процесс, связанный с постоянной реализацией инновационной деятельности, созданием благоприятных инновационных возможностей для реализации новшеств.

Однако, детальный анализ разнообразных авторских трактовок категории «инновационное развитие», выявил и следующие особенности: отсутствует достаточно точная трактовка; определения сводятся к другим понятиям, например, таким как «технологическое развитие», «модернизация»; присутствует понятие в понятии, например, инновационное развитие – это … развитие … и т.п.; не все определения позволяют разграничить понятия «инновационное развитие страны» и «технологическое развитие».

С целью уточнения формулировки, авторами составлено семантическое ядро понятия «инновационная развитие», представленное на рисунке 1.

Рис. 1 - Семантическое ядро категории «инновационное развитие» [Составлено авторами]

Проведенный анализ позволил выделить главную цель инновационного развития. Она состоит в том, чтобы способствовать экономическому росту, повышению конкурентоспособности страны, улучшению качества жизни населения на основе разработки и реализаций новых, улучшающих продуктов, услуг и технологий.

Учитывая вышеизложенное и опираясь на сформированное нами семантическое ядро, можно говорить о наличии тесной связи между категориями «новые технологии», «инновационная среда», «национальная инновационная система», «инновационный климат», «инновационный потенциал», «инновационная активность», «экосистема», «инновационная инфраструктура», «инновационная сфера», «инновационность» и др.

При этом в зарубежной и отечественной науке отмечается недостаточная концептуальная определенность инновационного развития, что актуализирует потребность в уточнении содержания данного понятия. Согласно авторскому видению инновационное развитие страны следует рассматривать как целенаправленный системный процесс перехода от старого к более качественном научно-технологическому, экономическому, общественному этапу обновления, обеспечивающему стратегическую конкурентоспособность государства (см. табл. 2).

Таблица 2

Актуализация понятийного аппарата инновационного развития [Составлено авторами]

Понятие
Авторское определение
Нововведение (инновация)
Изменения, характеризующиеся внедрением и использованием новшеств в виде новых технических, технологических, организационно-управленческих, информационных, социальных решений производственного, финансового или иного характера [13]
Инновационный потенциал
Готовность и способность к использованию инновационных возможностей, реализация которых предопределяет эффективное развитие посредством целенаправленного преобразования новшеств в нововведения [19]
Инновационный климат
Уровень благоприятности среды, обеспечивающей эффективное формирование и использование инновационного потенциала в заданных целях развития [19]
Инновационный контур
Изменение области развития новшеств и нововведений, связанное с переходом на более высокий уровень функционирования под влиянием различных обстоятельств [17]
Инновационная среда
Система, включающая совокупность взаимосвязанных, взаимообусловленных, взаимозависимых подсистем, компонентов, элементов, объединяющих природные, трудовые, финансовые, материально-технические, информационные ресурсы, с целью разработки и внедрения нововведений [20]

На основании вышеизложенного выделим основные субъекты инновационного развития: государство; регионы/отрасли/сегменты; корпорации/предприятия/организации; коллектив/группа; индивидуумы. Государство в данном случае осуществляет создание институциональных условий функционирования инновационной деятельности, разрабатывает и внедряет механизмы ее стимулирования. Связующими звеньями в реализации взаимодействия между субъектами выступает наука и образование. Именно наука является основным источником идей, инновационных технологий. Образование создает кадровую базу для успешного воплощения целей инновационного развития.

Локомотивом, двигателем инновационного развития следует считать экономику. Предприятия, бизнес реализуют инновационные идеи, воплощают новые технологии, формируют заказ на них. Важная роль в инновационном развитии отводится нововведениям. Новые современные технологии составляют фундамент успешного стратегического функционирования любого государства, региона, города, предприятия и общества в целом.

Поскольку объектом нашего исследования является государство, сформируем критерии оценки инновационного развития. Считаем, что характерными признаками инновационного развития страны являются: эффективная наука и доля затрат на науку; лидерство в прорывных технологиях; качественное образование и доля затрат на образование; развитая инновационная инфраструктура; поддержка и стимулирование инновационной деятельности государством; патентно-лицензионная активность; доля затрат на НИОКР и изобретательская активность; наличие инновационных компаний, в том числе компаний-единорогов; создание инновационной среды в промышленности; конвергенция технологий; развитие рынков интеллектуальной собственности; создание эффективных институтов прогнозирования и цифровых платформ; обеспечение механизма финансирования эффективных инновационных проектов; модернизация производства и отраслевой экономки; развитие международного научно-технического сотрудничества; формирование новых эффективных бизнес-моделей; моделирование отраслевой и производственной экономики; создание благоприятного инновационного климата; региональная, городская инновационная активность населения и др..

Особенности инновационного развития Китая. Поскольку предметом данного исследования является инновационное развитие Китая, обратимся к анализу особенностей инновационного развития КНР. Китайское инновационное развитие представляет собой загадочный парадокс. Еще 40 лет назад Китай был бедной аграрной страной по сравнению с развитыми странами. Однако, сочетание политической воли, рыночных реформ и огромного потенциала населения, насчитывавшего более миллиарда человек, обеспечило значительный экономический рост: за последние три десятилетия ВВП Китая вырос в 40 раз.

Китайское «экономическое чудо» можно разделить на две фазы. Первая фаза берет отсчет с 1980-х годов до начала нового тысячелетия. Данная фаза начала реформ и открытости страны характеризуется повышением производительности и обширной индустриализацией. Значимую роль в этом развитии сыграл практически неисчерпаемый запас недорогой рабочей силы. Китай также выиграл от глобализации: благоприятные экономические условия позволили ему сосредоточить сильные стороны экономики на экспорте. По сути смещение центра глобального создания стоимости в сторону Юго-восточной Азии в 1980-х годах превратило материковый Китай в стратегическое место на территории бывшей периферии.

Предпосылкой послужили прорывные технологии в сфере коммуникаций как внутри компаний, так и между ними, в том числе и за счет аутсорсинга. Крупные западные корпорации способствовали росту страны путем делегирования части сложных производственных процессов субподрядчикам в Китае. В это время становится известным крупный тайваньский производитель Foxconn, который собирал смартфоны и ноутбуки для Apple.

Вторая фаза – это фаза китайского капитализма. В это время китайское правительство осуществило регулирование экономики путем жёстких мер и предприняло решительные действия по модернизации с целью перехода к фазе инновационного развития.

С 2000-х годов центральные китайские экономические институты объединились, чтобы сформировать успешную версию государственного капитализма, основанную на количественных критериях экономической эффективности. Это способствовало экономическому росту, особенно после вступления Китая в ВТО в 2001 году.

Назовем факторы успешного инновационного и экономического развития Китайской народной республики в этот период.

1. Наличие продуктивного перекрестного эффекта между сферами корпоративного контроля и инвестиционного финансирования: крупные компании в высокой степени контролировались национальными, часто партийно-государственными субъектами, при этом влияние транснациональных инвесторов на эти организации не столь значимо.

2. Повышение роли кредитных организаций, контролируемых государством, развитие корпоративного финансирования.

3. Развитие рынков сбыта как внутри Китая, так и за рубежом, вследствие чего стал возможен быстрый переход к высокотехнологичному производству.

4. Осуществление имитации или копирования передовых импортных технологий, которые способствовали приобретению необходимых знаний и навыков для мягкого дальнейшего развития, основанного на практическом обучении, изобретательстве и др.

Таким образом, заметим, что экономическая модель Китая больше не функционирует исключительно как эффективное предприятие по сборке и производству экспортной продукции и огромный внутренний рынок, на котором крупные зарубежные компании реализуют свою продукцию, а стремится обеспечить стратегическую технологическую конкурентоспособность.

Очевидно, что Китай в настоящее время завершил технологическое отставание и разрабатывает собственные инновации. Повышение производительности достигается в первую очередь за счет технологического развития, в том числе и за счет стратегии «Сделано в Китае 2025». Особая роль здесь отводится образованию китайского населения. Согласно данным Национального статистического управления Китайской Народной Республики расходы на образование за последние 20 лет выросли более чем в 11 раз [15].

В 2020 году национальный ВВП составил 101 598,6 млрд юаней, а доля национальных фондов финансового образования в ВВП составила 4,22% [15]. В Китае в 2021 году в стране насчитывалось 3012 высших учебных заведений, среди них: обычные бакалавриаты - 1238 (в том числе 164 самостоятельных колледжа), 32 довузовских профессиональных училища, 1486 высших профессиональных (колледжских) училищ. Также действуют 233 научно-исследовательских учреждения, готовящих аспирантов [11,15]. Одной из особенностей высшего образования Китая является то, что среди молодого населения женщины более образованы, чем мужчины.

Общий объем инвестиций в высшее образование в Китае в 2020 году составил 1,3999 млрд юаней, общий объем инвестиций в высшее образование составил 1,38% от доли ВВП [6,15]. Очевидно, что расходы Китая на высшее образование являются одними из самых высоких среди отдельных стран. КНР опережает Японию, Южную Корею и другие азиатские страны, при этом уступает только Норвегии, Дании, Финляндии [6]. Статистика институтов КНР представлена на рисунке 2.

Согласно данным, представленным на рисунке 2 видим, что количество институтов КНР, имеющих общеобразовательную направленность, выросло с 2017 по 2021 год на 4,8%, но незначительно, а рост количества институтов, осуществляющих научно-исследовательскую, опытно-конструкторскую деятельность (Research&Development (R&D)) значительно растет и составляет 54,5% за пять лет.

Очевидно, научно-исследовательский потенциал китайских университетов значительно улучшился. Он уже опережает или даже превосходит уровень США.

Источник: составлено авторами по материалам [15]

Рис. 2. Количество институтов в КНР

Китай в настоящее время ставит перед собой следующие цели в области образования: усилить популяризацию университетского общего образования; повысить качество университетского образования; сократить систему последипломного образования, чтобы позволить молодым людям раньше войти в общество; увеличить дальнейшие инвестиции правительства в научные исследования в университетах; повысить привлекательность КНР как страны для обучения за рубежом и в дальнейшем открыть ее для приема высококвалифицированных талантов со всего мира [11].

Анализируя вышеизложенное заметим, что во многих областях, таких как бытовая электроника, интернет-технологии, искусственный интеллект и электромобили, китайские компании преодолели свою технологическую отсталость именно благодаря быстрому и качественному обучению.

Китай трансформируясь из догоняющей экономической державы в развитую смог извлечь выгоду из достижений развитых доминирующих экономик. Среди ключевых особенностей экономического подъема Китая следует также отметить: чрезвычайно высокую важность инвестиций; ускоренные структурные изменения, осуществляемые путем мобилизации работников в более производительные отрасли экономики; экспортную ориентацию; привлечение иностранных компаний; прямые инвестиции в специальные экономические зоны с целью ускорения процесса достижения технологического лидерства.

В настоящее время китайская экономика является первой из крупнейших экономик мира. Уже в 2014 году КНР обошла США по объемам ВВП, исчисляемого по паритету покупательной способности валют. Это подтверждается исследованиями, в рамках которых изучались возможности роста экономики государств БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китая, Южно-Африканская Республика) [18]. Сегодня Китай достиг огромных объемов экспорта, поглощает большие потоки иностранного капитала и осуществляет прямые инвестиции за границу в больших масштабах, реализует значительные инновации, является безусловным лидером мировой экономики XXI века.

Особо отметим национальный стратегический план КНР по развитию производственного сектора «Сделано в Китае 2025», который разработан под руководством правительства премьер-министра Ли Кэцяна в 2015 году. Согласно плану, Китай должен повысить долю высокотехнологической продукции в промышленности страны, а также ускорить переход с трудоемкой продукции на высокотехнологичную. Данная программа представляет инновационный подход модели управляемого роста, что должно позволить Китаю стать ведущей технологической нацией к 2049 году с активной инновационной и промышленной политикой, увеличить долю рынка китайских производителей, усилить важность иностранных технологий и снизить зависимость от импорта.

Важнейшей отраслью промышленности, согласно плану, считается полупроводниковая, также в рамках плана выделены следующие 10 отраслей, в которых КНР надеется стать мировым лидером: информационные технологии; робототехника; "зеленая" (возобновляемая) энергия и "зеленые" транспортные средства; аэрокосмическое оборудование; судостроение; железные дороги; энергетическое оборудование; новые материалы; медицина, медицинское оборудование и фармацевтика; сельскохозяйственная техника.

Во многом достижение этих целей обусловлено значительными затратами на НИОКР и высокой изобретательской активностью. Сегодня КНР занимает второе место по объему расходов на НИОКР после США. В 2022 году ее инвестиции в исследования и разработки достигли 3,09 трлн юаней, что выше чем в 2021 году - 2,8 трлн юаней. Согласно данным Статистического института ЮНЕСКО расходы на НИОКР (% от ВВП) в Китае выросли с 1996 года по 2022 год почти в пять раз [14].

Следующая особенность инновационного развития Китая – наука и успешное функционирование зон опережающего развития, центров инноваций. Крупнейшим подобным объектом Китая является Пекинская инновационная зона, включающая северо-западную часть Пекина и соседние городские поселения пекинской агломерации. Свое начало она берет с конца 50-х гг., создавалась благодаря нескольким крупным университетам и научно-исследовательским институтам Китайской академии наук. В 2020 году в этой зоне насчитывалось свыше 25 тыс. предприятий и организаций, работающих в сферах полупроводников, новых материалов, аэрокосмической промышленности. Здесь находятся многие компании, в том числе Lenovo, Founder, Sina, совокупная выручка которых составила 2,9 трлн. юаней (428,3 млрд. долл.) в первой половине 2020 г. [6,15].

Пекинская зона размером в несколько тысяч кв. км. производит половину объема инновационных товаров и услуг создаваемого всеми особыми экономическим зонами Китая и на её долю приходится 23% всей экономики Пекина. Данная территория представлена инкубаторами, коворкинг-пространствами, акселерационными организациями, компаниями, занятыми коммерциализацией инноваций, венчурными фондами.

Пекинская зона инноваций концентрирует 52 фирмы-единорога с оценкой в 329 млрд. долл. (15% от общемировой выручки компаний-единорогов) с количеством работающих 750 тыс. человек [1,6,15]. Здесь расположена крупнейшая фирма-единорог ByteDance с оценкой в 140 млрд. долл., которая представляет услуги TikTok [6,15].

В КНР выделяют крупную инновационную зону в Шанхае размером 240,2 кв. км. В Шанхайской зоне находятся 34 фирмы-единорога с капитализацией 74 млрд. долл. [3,6,15]. В ней более 10 тыс. предприятий и организаций, которые освобождены от налогов и имеют облегчённый порядок конвертации юаней, льготы по привлечению иностранного капитала и государственную поддержку. В Шанхайской зоне свободной торговли на данный момент зарегистрировано примерно 500 крупных проектов, в том числе гигантский завод Тесла стоимостью 7 млрд. долл., а также крупнейший Шанхайский порт. В топ-5 городов по числу компаний-единорогов вошли Пекин (97) Шанхай (49) [3,6].

На юге Китая вблизи Гонконга находится инновационный город Шэньчжэнь, который концентрирует 1/3 венчурного капитала всего Китая и включает семь университетов и филиалов главных университетов Китая. Ежегодно изобретатели Шэньчжэня подают 451 тыс. заявок на патенты [12]. В 2021 году КНР занимала 1-ое место в мире по числу поданных заявок на патенты, 2-ое место по внутренним затратам на исследования и разработки [6]. Патентная активность КНР с 2017 по 2021 годы представлена на рисунке 3.

Согласно данным представленным на рисунке 3 видим, что количество поданных заявок на патенты за 5 лет с 2017 по 2021 год выросло на 37,5%, количество одобренных патентов – на 88,3%, при этом выросло соотношение количество одобренных патентов к поданным на 22,8 (с 61% до 83,8%), что свидетельствует об эффективности научно-исследовательской, опытно-конструкторской деятельности, повышении патентной и изобретательской активности.

Источник: составлено авторами по материалам [15]

Рис. 3. Патентная активность КНР

Инновационное развитие Китая стало возможным во многом за счет крупнейших китайских компаний-единорогов: Alibaba, ByteDance Lufax, Zhangmen Tencent, Huawei, Vanke. Alibaba представлет крупную компанию в сфере электронной коммерции, которая предоставляет услуги онлайн-покупок, платежей и облачных вычислений, а также управляет одними из крупнейших онлайн-рынков в мире, включая Taobao и Tmall, расходы на НИОКР - 58,8 млрд юаней [6,15].

Tencent - одна из крупнейших технологических интернет-компаний в Китае, известная своим приложением для обмена сообщениями WeChat, расходы на НИОКР - 43,7 млрд юаней. Huawei - многонациональная технологическая компания, реализующая телекоммуникационное оборудование и бытовую электронику, крупнейший производитель смартфонов в мире и лидер в области технологий 5G. Расходы данной компании на НИОКР в 2020 году составили 141,9 млрд юаней [6,15].

Одними из крупнейших и наиболее инновационных IT-компаний Китая также является: TSMC (Taiwan Semiconductor Manufacturing Company) и China Mobile. TSMC - литейный завод по производству полупроводников для ведущих мировых технологических компаний с высокой долей рынка с расходами на НИОКР в 118,4 млрд тайваньских долларов [6,15].

China Mobile —крупнейший оператор мобильной связи в мире по количеству абонентов, расходы на НИОКР - 24,4 млрд юаней. В Китае функционируют 9 интернет-гигантов со 100 небольшими, но быстрорастущими единорогами в своем составе [6,15]. Среди характерных свойств этих быстрорастущих гигантов отметим: открытость, интерактивность, динамизм, стабильность, иерархичность.

По данным Австралийского института стратегической политики (ASPI), в настоящее время КНР является лидером в 37 из 44 важных с точки зрения инновационного развития сферах [1,12].

В 2021 г. власти КНР представили новый 14-й пятилетний план развития [3]. В рамках плана взят курс на продолжение формирования инновационной экономики. Особое внимание в программе уделено культуре как элементу «мягкой силы» для достижения национальных технологических целей, с акцентом на развитие креативного сектора.

В настоящее время КНР входит в топ-10 государств с наибольшей численностью креативных лидеров, уступая только США, Великобритании, Италии, Франции и Германии. Семь крупнейших городов лидеров креативных индустрий мира принадлежат Китаю: Пекин, Шанхай, Шэньчжэнь, Гонконг, Гуанчжоу, Ханчжоу и Нанкин. КНР делит с Германий и Италией 2-е место по числу таких городов, уступая только США [12].

В рейтинге стран по уровню глобального инновационного индекса (Ranking of Countries by the Level of the Global Innovation Index) 2023 года Китай 54,8 занимает 12 позицию, уступая только Швейцарии (65,5), Швеции (63,1), США (61,3), Великобритании (59,8), Республике Южная Корея (59,3), Нидерландам (58,6), Финляндии (58,4), Сингапуру (57,8), Дании (57,3), Германии (57,3), Франции (55), а в рейтинге по уровню доходов – 1 место [6].

В настоящее время КНР обеспечивает пятую часть американского импорта, а США приобретает пятую часть всего китайского экспорта. Вместе с тем Китай вынужден инвестировать большую часть своей прибыли в экономику США. По состоянию на 2023 г. Китай является вторым после Японии крупнейшим кредитором США в размере 900 миллиардов долларов или порядка 12% от общего долга под контролем держателей вне США [6].

КНР сегодня обеспечивает более половины прироста мирового ВВП. Созданная в КНР система управления становится образцом для подражания во многих странах мира. Реализуемая китайским правительством крупномасштабная программа «Один пояс – Один путь» вовлекает в совместные инвестиции десятки государств на основе принципов взаимной выгоды от сочетания конкурентных преимуществ при безусловном уважении национального суверенитета. Китай становится лидером становления нового мирохозяйственного уклада [4]. Важным экономическим и политическим решением со стороны КНР является также цифровая валюта центрального банка, в экспериментальном порядке внедряемая Народным банком Китая.

Следующий ориентир будущего развития Китая связан с деятельностью правительства по стимулированию инновационной деятельности и формированию жизнеспособности государственных инноваций, инноваций предприятий и социальных инноваций. В Китае концепция «Модернизации муниципального социального управления» была включена в центральные программные документы партии с учетом региональных характерных особенностей.

Таким образом, КНР интегрирует низовое общество в общую картину стратегии развития государственного управления, обеспечивая повышение благосостояния народа, осуществляет взаимную координацию города и деревни. Коммунистическое руководство КНР предпочитает формулировать задачи в терминах народного благосостояния, ставя цели преодоления бедности и создания общества средней зажиточности, а в последующем – выхода на передовой в мире уровень жизни. Благодаря усилению интеграционных связей между низовыми массами и государством, а также благодаря постоянному укреплению государственного, политического и эмоционального признания у низовых масс, улучшается индекс счастья жителей.

ВЫВОДЫ

Подводя итоги вышесказанному, сформулируем основные выводы проведенного исследования.

1. В условиях всеобщего кризиса инновационное развитие страны следует рассматривать как целенаправленный системный процесс перехода от старого к более качественному научно-технологическому, экономическому, общественному этапу обновления, обеспечивающему стратегическую конкурентоспособность государства.

2. Инновационное развитие страны невозможно рассматривать без таких категорий, как «новые технологии», «инновационная среда», «национальная инновационная система», «инновационный климат», «инновационный потенциал», «инновационная активность», «экосистема», «инновационная инфраструктура», «инновационная сфера», «инновационность» и др.

3. Основными субъектами инновационного развития являются: государство; регионы/отрасли; корпорации/предприятия; коллектив/группа; индивидуумы.

4. Целеполагающим, координирующим, интегрирующим, стимулирующим субъектом инновационного развития выступает государство, которое создает институциональные условия функционирования инновационной деятельности, разрабатывает и внедряет механизмы ее стимулирования.

5. Характерными признаками инновационного развития страны являются: эффективная наука и высокая доля затрат на науку; лидерство в прорывных технологиях; качественное образование и высокая доля затрат на образование; развитая инновационная инфраструктура; поддержка и стимулирование инновационной деятельности государством; патентно-лицензионная активность; доля затрат на НИОКР и изобретательская активность; наличие инновационных компаний, в том числе компаний-единорогов; создание инновационной среды в промышленности; конвергенция технологий; развитие рынков интеллектуальной собственности; создание эффективных институтов прогнозирования и цифровых платформ; обеспечение механизма финансирования эффективных инновационных проектов; модернизация производства и отраслевой экономки; развитие международного научно-технического сотрудничества; формирование новых эффективных бизнес-моделей; моделирование отраслевой и производственной экономики; создание благоприятного инновационного климата; региональная, городская инновационная активность населения и др..

6. Проанализировав некоторые из вышеупомянутых показателей, заметим, что растущие инвестиции Китая в технологическое развитие, в исследования и разработки позволили ему стать крупным игроком в глобальной инновационной системе.

7. Потенциал дальнейшего инновационного развития КНР значителен. В этой связи можно считать опыт инновационного развития данного государства успешным, определенные механизмы достижения которого могут быть воспроизведены другими странами.

Обозначим ключевые вопросы для будущих исследовательских изысканий, связанных с инновационным развитием стран с целью их дальнейшей практической реализации. Необходимо детально разрабатывать концептуальный и понятийный аппарат инновационного развития на уровне различных субъектов; создавать методический инструментарий оценки инновационного развития страны в современных условиях с использованием обоснованных показателей.


Источники:

1. Аганбегян А. Г. «Кремниевые долины» – зоны инноваций в США, Китае, ЕС, России и других странах // Экономика науки. – 2023. – № 9(2). – c. 8–19.
2. Багдасарян Н. А. «Инновационное развитие»: анализ понятия и уточнение определения // Бюллетень науки и практики // Бюллетень науки и практики. – 2017. – № 7(20). – c. 93-100.
3. Ван Сяоян Практические исследования роли инноваций в концепции «построения счастливого общества» в Китае (на примере Цинпу, Шанхай) // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. – 2023. – № 3. – c. 244–251.
4. Глазьев С.Ю. Китайское экономическое чудо. Уроки для России и мира. - Москва: Издательство «Весь Мир», 2023. – 406 c.
5. Глазьев С. Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса // Стратегия опережающего развития - III. Т. 1.: Российские модернизации: Диагнозы и прогнозы. / под ред. А. В. Бузгалина и Р. Крумма. - М.: ЛЕНАНД, 2011. – 356-358 c.
6. Глобальный инновационный индекс 2023 года. [Электронный ресурс]. URL: https://www.wipo.int/global_innovation_index/en/2023 (дата обращения: 25.10.2023).
7. Егорова А. А. Особенности формирования инновационной экономики // Вестник Челябинского государственного университета. – 2007. – № 19. – c. 21-26.
8. Кобзева А.Г., Ченцова Е.П. Компаративный анализ методов изучения инновационной среды // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». – 2015. – № 4.
9. Кузык Б. Н., Яковец Ю.В. Россия - 2050: стратегия инновационного прорыва. - Москва: Институт экономических стратегий, 2005. – 337 c.
10. Кушлин В.И., Фоломьев А.Н., Селезнев А.З., Смирницкий Е.К. Инновационность хозяйственных систем. - М.: Эдиториал УРСС, 2000. – 208 c.
11. Лян Цзяньчжан, Жэнь Цзепин, Хуан Вэньчжэн, Хэ Яфу Отчет об образовании и народонаселении Китая, издание 2023 г. [Электронный ресурс]. URL: https://file.c-ctrip.com/files/6/yuwa/0R72j12000ap2yj4t44F0.pd (дата обращения: 10.10.2023).
12. От «сделано в Китае» к «создано в Китае». Исиэз. [Электронный ресурс]. URL: https://issek.hse.ru/news/791075231.html?ysclid=lg51hc5ewh234350210 (дата обращения: 17.10.2023).
13. Ченцова Е.П. Регион, город: инновационные и информационные факторы социально-экономического развития (на примере Белгородской области). / монография. - Казань: Бук, 2019. – 142 c.
14. Сайт Всемирного банка: Расходы на НИОКР (% от ВВП) - Китай. [Электронный ресурс]. URL: https://data.worldbank.org/indicator/GB.XPD.RSDV.GD.ZS?name_desc=false&locations=CN (дата обращения: 10.10.2023).
15. Национальное статистическое управление Китайской Народной Республики. Статистический ежегодник Китая за 2022 год. [Электронный ресурс]. URL: http://www.stats.gov.cn/sj/ndsj/2022/indexeh.htm (дата обращения: 10.10.2023).
16. Кобзева А.Г., Ляхова Н.И., Силкина Н.Г., Ченцова Е.П. Формирование инновационной среды предприятия: методический и финансовый аспекты. / монография. - Курск: Изд-во ЗАО «Университетская книга», 2020. – 211 c.
17. Ченцова Е.П., Ляхова Н.И., Новикова О.А. Оценка эффективности управления инновационным контуром саморазвития промышленного предприятия // Креативная экономика. – 2013. – № 9. – c. 77-85.
18. Ченцова Е.П., Ткачева А.С. Анализ драйверов и ограничений развития России на основе данных глобального индекса конкурентоспособности // Креативная экономика. – 2017. – № 12. – c. 1409-1424. – doi: 10.18334/ce.11.12.38642.
19. Ченцова Е.П., Тимофеева Е.М. К вопросу об управлении инновационным климатом организации // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». – 2014. – № 6.
20. Ченцова Е.П., Ченцов М.С. Особенности развития регионов Западного порубежья России в контексте экономической и национальной безопасности // Международный электронный научный журнал «Социальные и экономические системы». Экономика. – 2022. – № 6.9. – c. 242–259.

Страница обновлена: 16.02.2024 в 18:29:51