Социально-экономическое неравенство в провинциях Китая в условиях изменяющейся политики страны
Чжан Ваньци1, Миронова М.Н.1
1 Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы
Статья в журнале
Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 15, Номер 1 (Январь-март 2025)
Аннотация:
В статье речь идет о провинциях Китая, подверженных пространственной поляризации, по причине изменяющейся политики страны. Проведен анализ динамики социально-экономического показателей, на основании которого сделан вывод о том, что в исследуемых провинциях наблюдается экономическая и социальная асимметрия, которая требует скоординированной государственной политики для сокращения разрыва в уровне жизни и обеспечения устойчивого развития всех регионов Китая.
Определены факторы, формирующие социально-экономическое неравенство, ключевыми из которых является исторический контекст, географическое положение, недостаток инфраструктуры и др.
Научная новизна исследования заключается в обосновании взаимосвязи социально-экономических показателей в ресурсных и нересурсных провинциях с политическими преобразованиями, на основе индексов Джини, Тейла и Адкенсона. Проанализировано влияние неравенства доходов, измеренного данными индексами, на стабильность политических режимов и вероятность возникновения социальных конфликтов.
В заключении предложены рекомендации для снижения неравенства и улучшения социально-экономической ситуации в провинциях Китая, которые могут быть полезны в контексте разработки стратегий эффективных социальных программ, устойчивого использования ресурсов, а также специалистам в области экономической сферы.
Ключевые слова: социально-экономическое неравенство, пространственная поляризация, провинции Китая, доходы населения, экономика
JEL-классификация: N15, N30, N35, N10
Введение
В последние десятилетия стремительный рост китайской экономики, сопровождающийся урбанизацией и технологическими инновациями, привел к значительному повышению уровня жизни миллионов людей. Тем не менее, данный успех спровоцировал пространственную поляризацию между различными провинциями Китая. Заметное неравенство наблюдается между городскими и сельскими районами, так мегаполисы, такие как Пекин и Шанхай, процветают, в свою очередь многие сельские области остаются в тени экономического развития. Данное многоаспектное экономическое явление создает социальное напряжение и вызывает недовольство среди домохозяйств.
В этой связи, данная тема заслуживает особого внимания вызывает необходимость в изучении причин и следствий этих различий.
Несмотря на то, что правительство Китая проводит ряд реформ, направленных на улучшение экономической ситуации в менее развитых регионах, их результаты остаются неоднозначными. Экономические изменения, инициируемые властями, зачастую сталкиваются с местными реалиями, которые далеко не всегда соответствуют общим планам и стратегическим взглядам на развитие. Инфраструктурные проекты, рассчитанные на долгосрочную перспективу, требуют значительных временных и финансовых затрат, что не всегда оправдывает себя в краткосрочной перспективе.
Стоит отметить, что в некоторых провинциях Китая реформы действительно содействовали увеличению уровня жизни населения и созданию новых рабочих мест, однако реальное состояние дел в менее развитых субъектах продолжает вызывать серьезные вопросы и требует дальнейшего анализа и обсуждения.
В этой связи, необходимость в систематическом анализе влияния политических решений на уровень социально-экономического неравенства в провинциях Китая, становится все более очевидной.
Таким образом, актуальность данного исследования определена наличием проблем в части региональных диспропорций провинций Китая, которые необходимо решать по причине глобальных вызовов и высокой конкуренции на международных рынках.
Социально-экономическое развитие КНР последних десятилетий исследуется многими китайскими учеными, среди которых можно отметить Ши Юнься [16, c. 24-30], Гао Шанцюана [4, c. 52-65], Хэ Лунцюня [12, c. 6-12], Янга Фэнчэня [17, c. 117-147] и др.
Между тем, исследования в данной области также проводили российские экономисты, такие как А.А. Киреев [7, c. 3-43], В.Я. Портяков [10, c. 238], А.С. Селищев [11, c. 239], и т.д.
Стоит отметить, исторический подход, на основании которого, китайские ученые, такие как Линь Ифу [9. c. 11-14], Ван Сяолу [2, c. 45-51] исследовали развитие китайской экономики в контексте политических преобразований.
Анализ основных закономерностей, тенденций и проблем развития экономики Китая отражен в трудах ведущих отечественных китаистов: Т.В. Болотиной [1, с.230], В. Л Ерохина [5, c 5-15].
Несмотря на большое количество научных трудов, посвящённых проблемам социально-экономического развития, в условиях изменяющейся политики Китая, происходит увеличение разрыва между прибрежными и внутренними регионами, городским и сельским населением, а также между различными социальными группами [1]. Дальнейшая проработка данного экономического явления остается весьма актуальной тем самым подтверждая гипотезу исследования.
В этой связи, целью данной статьи является исследование динамики социально-экономического неравенства в различных провинциях Китая в контексте изменяющейся политики страны, в соответствии с которой необходимо решение следующих задач:
- провести анализ динамики социально-экономического неравенства в провинциях Китая;
- определить ключевые факторы, формирующие пространственную поляризацию провинций Китая;
- изучить влияние изменений в политике на уровень неравенства;
- предложить рекомендации для снижения неравенства и улучшения социально-экономической ситуации в провинциях Китая.
Научная новизна данной работы заключается в обосновании взаимосвязи социально-экономических показателей в ресурсных и нересурсных провинциях с политическими преобразованиями, на основе индексов Джини, Тейла и Адкенсона, на основании корреляции которых разработаны рекомендации для снижения неравенства и улучшения социально-экономической ситуации в провинциях Китая.
Методология
Методология данного экономического исследования основана на использование комплекса методов и инструментов, таких как логический анализ, системный подход, исторический метод, а также специфических экономических методах, а именно статистический анализ, сравнительный анализ и др.
Результаты и обсуждения
Сравнительный анализ между различными провинциями Китая представляет собой важный инструмент для понимания социально-экономического неравенства, которое существует в стране.
Китай, будучи одной из крупнейших экономик мира, демонстрирует значительные различия в уровне доходов и благосостояния между своими регионами. Восточные провинции, такие как Шанхай, Пекин и Гуандун, показывают высокие показатели экономического роста и уровня жизни, в то время как западные провинции, такие как Ганьсу, Цинхай и Сычуань, сталкиваются с проблемами бедности и недостатка ресурсов [2].
Одним из ключевых факторов, способствующих таким различиям, является исторический контекст. Восточные регионы Китая традиционно были более развитыми благодаря своему географическому положению, которое способствовало торговле и инвестициям. В свою очередь, западные провинции долгое время оставались на периферии экономического развития, что привело к накоплению проблем, связанных с низким уровнем образования, недостатком инфраструктуры и ограниченным доступом к рынкам. Провинции, обладающие значительными запасами полезных ископаемых, включая уголь, нефть, газ и руды, традиционно классифицируются как "ресурсные". К ним относятся Шаньси (Северный Китай), Шаньдун (Восточный Китай), Внутренняя Монголия (Северный Китай), Хэйлунцзян (Северо-восток), Ляонин (Северо-восток), Синьцзян-Уйгурский автономный район (Северо-запад), Цинхай (Северо-запад), Юньнань (Юго-запад), Сычуань (Юго-запад), Фуцзянь (Южный Китай), Гуандун (Южный Китай). Перечисленные регионы играют ключевую роль в обеспечении энергетической безопасности и промышленного развития страны. Также на территории Китая имеются "нересурсные" провинции, такие как Цзянсу, Чжэцзян, Хэнань, ориентированные на обрабатывающую промышленность, сферу услуг и сельское хозяйство, расположенные преимущественно на восточном побережье и характеризующиеся развитой инфраструктурой, притоком иностранных инвестиций и высокой плотностью населения [3].
В рамках статьи, проведем сравнительный анализ ВВП на душу населения в ресурсных и нересурсных провинциях Китая, в период с 2004 по 2023 гг. (Таблица 1).
Таблица 1
ВВП на душу населения в ресурсных и нересурсных провинциях, за период с 2004 по 2023 гг. (юань)
Год
|
Нересурсные
провинции
|
Ресурсные
провинции
|
Средний
показатель по стране
|
2004
|
14242
|
12251
|
13535
|
2005
|
16197
|
14055
|
15437
|
2006
|
18509
|
16276
|
17716
|
2007
|
22244
|
19694
|
21339
|
2008
|
25761
|
23186
|
24847
|
2009
|
27815
|
24686
|
26705
|
2010
|
32503
|
28776
|
31180
|
2011
|
37906
|
33772
|
36439
|
2012
|
41440
|
37146
|
39917
|
2013
|
45300
|
40596
|
43631
|
2014
|
48841
|
43359
|
46896
|
2015
|
51830
|
45259
|
49498
|
2016
|
56108
|
48081
|
53260
|
2017
|
61771
|
53136
|
58707
|
2018
|
67683
|
58335
|
64366
|
2019
|
72401
|
62441
|
68867
|
2020
|
74335
|
63974
|
70658
|
2021
|
83863
|
73375
|
80142
|
2022
|
87090
|
78305
|
83972
|
2023
|
91637
|
81961
|
88204
|
Согласно статистическим данным, в период с 2004 по 2023 год совокупный ВВП нересурсных провинций повсеместно превышал ВВП ресурсных провинций, а по итогам 2023 года, исследуемый показатель нересурсных провинций достиг 75,93 млрд юаней, что в полтора раза больше ВВП ресурсных провинций.
С точки зрения траектории роста, обе группы провинций демонстрировали устойчивый рост, но с разной скоростью, исключение составил лишь 2020 г. в виду воздействия пандемии COVID-19.
Стоит отметить, что нересурсные провинции вносят больший вклад в рост национальной экономики. Так, в 2023 году ВВП нересурсных провинций составил 60,7% от общего ВВП двух типов провинций, в то время как доля ресурсных провинций составила 39,3%. Данная структурная разница оставалась практически стабильной в течение всего исследуемого периода.
Следовательно, можно констатировать, что различие между представленными типами провинций порождает экономическую и социальную асимметрию, которая требует скоординированной государственной политики для сокращения разрыва в уровне жизни и обеспечения устойчивого развития всех регионов Китая [4].
Еще одним важным показателем, по которому можно определить уровень социально-экономического неравенства в провинциях Китая, это доходы населения (Таблица 2).
Таблица 2
Сравнительный анализ доходов городского и сельского населения в ресурсных и нересурсных провинциях, за период с 2004 по 2023 гг. (юань)
Год
|
Нересурсные
провинции (город)
|
Ресурсные
провинции (город)
|
Нересурсные провинции
(деревня)
|
Ресурсные
провинции (деревня)
|
2004
|
9376
|
8754
|
3350
|
2945
|
2005
|
10414
|
9628
|
3740
|
3253
|
2006
|
11600
|
10719
|
4140
|
3578
|
2007
|
13395
|
12327
|
4760
|
4126
|
2008
|
15238
|
14052
|
5467
|
4740
|
2009
|
16596
|
15280
|
5952
|
5109
|
2010
|
18381
|
16985
|
6849
|
5872
|
2011
|
20931
|
19436
|
8061
|
7012
|
2012
|
23528
|
22001
|
9142
|
7995
|
2013
|
25856
|
24230
|
10255
|
9003
|
2014
|
28177
|
26387
|
11401
|
10002
|
2015
|
30609
|
28611
|
12444
|
10847
|
2016
|
33110
|
30801
|
13514
|
11722
|
2017
|
35929
|
33243
|
14719
|
12692
|
2018
|
38870
|
35715
|
16016
|
13797
|
2019
|
42093
|
38338
|
17520
|
15148
|
2020
|
43748
|
39534
|
18662
|
16273
|
2021
|
47359
|
42664
|
20631
|
18003
|
2022
|
49093
|
44290
|
21830
|
19088
|
2023
|
51664
|
46291
|
23487
|
20516
|
Данные таблицы 2, свидетельствуют о том, что городское население в несырьевых провинциях имеют самый высокий доход, городские жители в ресурсосберегающих провинциях имеют второй по величине доход, сельские жители в несырьевых провинциях имеют более высокие доходы относительно сельского населения в ресурсных провинциях. В 2023 году уровень доходов этих четырех групп составлял 51664 юаня, 46291 юань, 23487 юаней и 20516 юаней соответственно.
Разница в градиентах отражает двойную проблему, связанную с несбалансированным региональным развитием и недостаточным развитием городов и сельских районов.
На основании статистического анализа, можно сделать вывод о том, что социально-экономическое неравенство в китайских провинциях обусловлено сложным переплетением факторов, среди которых центральное место занимают историческое наследие, географическое положение, экономическая политика и человеческий капитал. Прибрежные провинции, получившие преференции в период реформ, демонстрируют более высокие показатели развития благодаря доступу к международной торговле и инвестициям. Удаленность внутренних регионов и недостаточно развитая инфраструктура сдерживают их экономический рост. Политика центрального правительства, направленная на стимулирование отдельных регионов, также вносит вклад в диспропорции. Так, неравномерное распределение инвестиций в образование и здравоохранение приводит к различиям в качестве человеческого капитала, усугубляя разрыв между богатыми и бедными провинциями.
Следовательно, эффективное решение проблемы неравенства требует комплексного подхода, включающего корректировку экономической политики для обеспечения более равномерного распределения ресурсов [5].
В контексте исследования, рассмотрим влияние изменений в политике Китая на уровень неравенства за исследуемый период. К более значимым стоит отнести «Одиннадцатый пятилетний план национального экономического и социального развития КНР» (2006-2010 гг.), в рамках реализации которого акцент был сделан на повышении энергоэффективности, защите окружающей среды и сокращении разрыва между городским и сельским населением. План предусматривал значительные инвестиции в развитие сельских районов, образование и здравоохранение, снижение энергоемкости экономики на 20%, а также увеличение доли расходов на научные исследования и разработки. План также подчеркивал необходимость структурных реформ, включая укрепление социального обеспечения и дальнейшую либерализацию экономики [6,7].
Позднее, 14 марта 2011 года Четвертая сессия Всекитайского собрания народных представителей одиннадцатого созыва рассмотрела и одобрила основные положения «Двенадцатого пятилетнего плана национального экономического и социального развития КНР» (2011-2015гг.), который явился важным документом, определяющим стратегию дальнейшего развития страны в части ожидание стабильного роста экономики, с акцентом на модернизацию и переход от экономики, ориентированной на экспорт и инвестиции, к внутреннему потреблению и устойчивому развитию [7].
Уже 16 марта, 2016 года формируется «Тринадцатый пятилетний план национального экономического и социального развития КНР» (2016-2020 гг.), а 11 марта 2021 г. «Четырнадцатый пятилетний план национального экономического и социального развития КНР» (2021-2025 гг.) и долгосрочные цели на 2035 год [7].
В центре внимания стратегических документов находятся инновации, устойчивое развитие и улучшение качества жизни граждан, а также трансформация экономики в сторону высоких технологий, зеленой и низкоуглеродной энергетики, создание конкурентоспособной экосистемы для стартапов и малых предприятий. План акцентирует внимание на достижении самодостаточности в ключевых отраслях, таких как сельское хозяйство и цифровые технологии. Важное место отводится социальной политике, включая повышение уровня образования и здравоохранения, улучшение городской и сельской инфраструктуры, а также борьбу с неравенством [8,9].
Более детально, взаимосвязь социально-экономических показателей с политическими преобразованиями можно проследить с помощью сравнительного анализа индексов Джини, Тейла и Адкенсона, отражающего данные о социально-экономическом неравенстве в контексте политических изменений.
Индекс Джини, варьирующийся от 0 до 1, измеряет степень концентрации доходов, где 0 означает полное равенство, а 1 - абсолютное неравенство. В Китае, с его многообразной экономической структурой, индекс Джини позволяет выявить различия между развитыми и менее развитыми регионами, подчеркивая, как экономические реформы влияют на распределение богатства (Таблица 3).
Таблица 3
Сравнение индекса Джини для ресурсных и нересурсных провинций за период с 2004 по 2023 гг.
Год
|
Ресурсные
провинции
|
Нересурсные
провинции
|
2004
|
0.862
|
0.834
|
2005
|
0.863
|
0.835
|
2006
|
0.863
|
0.842
|
2007
|
0.856
|
0.838
|
2008
|
0.851
|
0.831
|
2009
|
0.841
|
0.810
|
2010
|
0.834
|
0.807
|
2011
|
0.825
|
0.800
|
2012
|
0.820
|
0.793
|
2013
|
0.804
|
0.780
|
2014
|
0.889
|
0.869
|
2015
|
0.885
|
0.868
|
2016
|
0.896
|
0.877
|
2017
|
0.838
|
0.803
|
2018
|
0.839
|
0.810
|
2019
|
0.823
|
0.786
|
2020
|
0.828
|
0.799
|
2021
|
0.806
|
0.777
|
2022
|
0.589
|
0.532
|
2023
|
0.818
|
0.783
|
В период с 2003 по 2013 гг. индексы Джини обоих типов провинций имели тенденцию к медленному снижению, связанную с стратегией координированного регионального развития и политикой по проведению экспериментов по трансформации ресурсных городов, реализуемыми в периодах «Одиннадцатого пятилетнего плана развития народного хозяйства и общества Китая» и «Двенадцатого пятилетнего плана развития народного хозяйства и общества Китая».
Однако, в период с 2014 по 2016 гг., индекс Джини резко вырос и достиг своего пика, по причине активизации процесса структурной реформы с позиции предложения, в момент столкновения ресурсных регионов со значительными трудностями, в части корректировке производства в рамках сокращения избыточной производственной мощности [9].
Уже к 2017 году, и в рамках реализации «Тринадцатого пятилетнего плана национального экономического и социального развития Китая», индекс Джини вновь начал снижаться. В условиях стратегии совместного процветания (2022-2023 гг.) индекс Джини колебался, но в целом оставался на относительно низком уровне.
С точки зрения динамики изменения, тренды индекса Джини в двух типах провинций демонстрируют значительную синхронность, но различаются по амплитуде колебаний. Амплитуда колебаний индекса Джини в ресурсных провинциях, как правило, выше, чем в нересурсных провинциях (Рис.1).
Источник:
составлено автором на основе данных Сайт Национального бюро статистики Китая.
[Электронный ресурс]. URL:
https://data.stats.gov.cn/easyquery.htm?cn=C01
(дата обращения 20.02.2025).
Рис 1. Сравнение индекса Джини для ресурсных и нересурсных провинций за период с 2004 по 2023 гг.
Данный фактор свидетельствует о том, что ресурсные провинции более чувствительны к макрополитике и внешним воздействиям. Особенно в условиях, когда в «Четырнадцатом пятилетнем плане развития народного хозяйства и общества Китая» подчеркивается важность экологического строительства и зеленого развития, нагрузка на трансформацию ресурсных провинций еще больше возрастает [10].
В свою очередь, индекс Тейла более детально характеризует неравенство, отражая долю населения с доходами ниже среднего. Данный индекс способен выявить специфические проблемы в отдельных провинциях, подчеркивая уязвимость определенных социальных групп (Таблица 4).
Таблица 4
Сравнение индекса Тейла в ресурсных и нересурсных провинциях за период с 2004 по 2023 гг.
Год
|
Ресурсные
провинции
|
Нересурсные
провинции
|
2004
|
0.502
|
0.459
|
2005
|
0.506
|
0.462
|
2006
|
0.543
|
0.502
|
2007
|
0.516
|
0.488
|
2008
|
0.496
|
0.459
|
2009
|
0.469
|
0.384
|
2010
|
0.512
|
0.467
|
2011
|
0.504
|
0.456
|
2012
|
0.510
|
0.450
|
2013
|
0.538
|
0.501
|
2014
|
0.535
|
0.507
|
2015
|
0.531
|
0.504
|
2016
|
0.537
|
0.503
|
2017
|
0.491
|
0.446
|
2018
|
0.491
|
0.455
|
2019
|
0.477
|
0.427
|
2020
|
0.289
|
0.280
|
2021
|
0.294
|
0.287
|
2022
|
0,244
|
0,243
|
2023
|
0,351
|
0,321
|
В период с 2004 по 2013 гг. данный индекс имел тенденцию к росту, связанную с увеличением интенсивности добычи ресурсов и усилением эффекта индустриальной агломерации, по средствам реализации механизмов прописанных в «Одиннадцатом пятилетнем плане развития народного хозяйства и общества Китая» Уже с 2014 по 2019 гг., индекс Тейла начал снижаться, однако в 2020 году, под влиянием пандемии и изменения статистических показателей индекс Тейла демонстрировал значительные колебания, но в целом находился на исторически низком уровне вплоть до конца 2022 года (Рис.2).
Источник: составлено автором на основе данных Сайт Национального бюро статистики Китая. [Электронный ресурс]. URL: https://data.stats.gov.cn/easyquery.htm?cn=C01 (дата обращения 20.02.2025).
Рис.2. Сравнение индекса Тейла в ресурсных и нересурсных провинциях за период с 2004 по 2023 гг.
Важно отметить, что с точки зрения политического эффекта, изменения индекса Тейла тесно связаны с изменениями в политике регионального развития.
Еще одним важным индикатором, можно считать индекс Аткинсона, который рассчитывается как нормированный показатель индекса Тейла и позволяет более детально анализировать, как именно доходы распределяются между различными группами [9].
Особенность индекса Адкинсона заключается в том, что он более чувствителен к изменениям в низко обеспеченной социальной группе, что позволяет лучше отслеживать справедливость в региональном развитии. Значение данного индекса находится в диапазоне от 0 до 1, и чем выше значение, тем более высокая степень неравенства.
В контексте исследования считаем уместным рассмотреть динамику данного индекса во времени в исследуемых провинциях (Таблица 5).
Таблица 5.
Сравнение индекса Аткинсона в ресурсных и нересурсных провинциях за период с 2004 по 2023 гг.
Год
|
Ресурсные
провинции
|
Нересурсные
провинции
|
2004
|
0.783
|
0.748
|
2005
|
0.782
|
0.745
|
2006
|
0.776
|
0.748
|
2007
|
0.769
|
0.743
|
2008
|
0.764
|
0.736
|
2009
|
0.755
|
0.720
|
2010
|
0.737
|
0.701
|
2011
|
0.725
|
0.692
|
2012
|
0.714
|
0.680
|
2013
|
0.690
|
0.657
|
2014
|
0.827
|
0.797
|
2015
|
0.820
|
0.795
|
2016
|
0.838
|
0.810
|
2017
|
0.751
|
0.699
|
2018
|
0.753
|
0.710
|
2019
|
0.732
|
0.679
|
2020
|
0.748
|
0.708
|
2021
|
0.716
|
0.675
|
2022
|
0.432
|
0.351
|
2023
|
0.725
|
0.681
|
Статистические данные свидетельствуют о том, что индекс Аткинсона, за исследуемый период демонстрировал явные фазовые изменения, а именно с 2004 по 2013 гг., под влиянием правильной политической стратегии, в обоих типов провинций показатели снижались, что свидетельствовало о постепенном улучшении сбалансированности регионального развития. В период с 2014 по 2016 гг., под влиянием структурной реформы с позиции предложения, индекс значительно вырос. Так, в ресурсных и нересурсных провинциях он достиг пиковых значений соответственно 0,838 и 0,810.
Положительная тенденция вернулась, в период с 2017 по 2023 гг., когда показатели снова стали снижаться, благодаря правительственным мерам (Рис.3).
Источник: составлено автором на основе данных Сайт Национального бюро статистики Китая. [Электронный ресурс]. URL: https://data.stats.gov.cn/easyquery.htm?cn=C01 (дата обращения 20.02.2025).
Рис.3. Сравнение индекса Аткинсона в ресурсных и нересурсных провинциях за период с 2004 по 2023 гг.
Проведенный анализ динамики социально-экономического неравенства в провинциях Китая в условиях изменяющейся политики страны имеет важное значение для совершенствования политики координированного регионального развития [11,12].
Заключение
Таким образом, необходимо продолжать углублять стратегию координированного регионального развития и улучшать дифференцированное проектирование региональной политики. В свою очередь, ресурсным провинциям следует максимально использовать государственную поддержку, ускорить переход от старых к новым источникам роста и развить новые центры экономического роста. Вместе с тем, при реализации стратегии оживления деревень и стратегии новой урбанизации необходимо уделить особое внимание сбалансированному развитию ресурсных регионов, создать и улучшить механизм координации региональных интересов, а также способствовать более справедливому и рациональному распределению доходов от добычи ресурсов [13,14].
На основании проведенного исследования можно сделать вывод о том, что улучшения социально-экономической ситуации в провинциях Китая, будет во много зависеть от реализации следующих механизмов:
- увеличение инвестиции в образовательные программы, особенно в сельских районах. Развитие дистанционного обучения и предоставление стипендий для студентов из неблагополучных семей помогут повысить уровень грамотности и квалификации;
- поддержка малого и среднего бизнеса через субсидии и налоговые льготы, позволяющая создать новые рабочие места и улучшить уровень жизни населения;
- увеличение доступа к медицинским услугам и социальной поддержке, которое позволит снизить уровень бедности.
Отметим, что эффективность государственных программ социальной поддержки зависит от их правильной реализации и адаптации к конкретным условиям. В этой связи, необходимо проводить регулярные оценки и анализы, чтобы выявлять наиболее эффективные подходы и вносить изменения в программы в соответствии с меняющимися потребностями населения [15].
Кроме того, важно обеспечить доступность информации о существующих программах, чтобы граждане знали о своих правах и возможностях получения помощи.
Источники:
2. Ван Сяолу Cерый доход и распределение национального дохода // Сравнение. – 2015. – № 48. – c. 45-51.
3. Ван Сичжэ Роль КНР в развитии свободных экономических зон в странах АТР // Мировая экономика в ХХI веке: Сб. материалов международной научно-практической конференции. Москва, 2019. – c. 52-61.
4. Гао Шанцюань 30 лет реформ и открытости в Китае: обзор и перспективы, высокий уровень // Материалы к экономическим исследованиям. – 2009. – № 5. – c. 52-65.
5. Ерохин В.Л. Пятилетний план Китая на 2021-2025 годы и долгосрочные ориентиры развития экономики страны // Маркетинг и логистика. – 2021. – № 2(34). – c. 5-15.
6. Закон Китайской Народной Республики от 06.12.2007 г. «О налоге на прибыль предприятий». Chinalawinfo.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://chinalawinfo.ru/economic_law/ (дата обращения: 20.02.2025).
7. Киреев А.А. Социально-экономическое развития Китая. / Современный Китай: Социально-экономическое развитие, национальная политика, этнопсихология. - М.: КРАСАНД, 2018. – 3-42 c.
8. Корнейко О.В., Пестерева А.В. Опыт развития специальных экономических зон и промышленных кластеров в Китае // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. – 2016. – № 6. – c. 34-40.
9. Линь Ифу О трансформации модели экономического роста // Научное развитие. – 2014. – № 2. – c. 11-14.
10. Портяков В.Я. Экономическая политика Китая в эпоху Дэн Сяопина. / Монография. - М.: РАН Институт Дальнего Востока, 1998. – 238 c.
11. Селищев А.С., Селищев Н.А. Китайская экономика в XXI веке. / Монография. - М., СПб.: Питер, 2004. – 239 c.
12. Хэ Лунцюнь Исторический процесс реформ и открытости Китая и его основной опыт // Журнал национального университета Гуанси (философия и социальные науки). – 2001. – № 23. – c. 6-12.
13. Сютин Ц. Влияние коронавирусной эпидемии на экономику Китая и контрмеры правительства и регионов // Власть и управление на Востоке России. – 2020. – № 2(91). – c. 37-44. – doi: 10.22394/1818-4049-2020-91-2-37-44.
14. Шкваря Л.В., Сичжэ В. Социально-экономическое развитие Китая и цифровые трансформации // Экономика и предпринимательство. – 2020. – № 3(116). – c. 132-136. – doi: 10.34925/EIP.2020.116.3.025.
15. Сюй Чи., Жилина Л.Н. Политика и стратегии КНР в отношении вывоза капитала // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. – 2012. – № 1(14). – c. 14-21.
16. Ши Юнься Исследование исторического опыта реформы и открытия социализма с китайскими характеристиками. - Ухань: Издательство Центрально-китайского научно-технического университета, 2008. – 24-30 c.
17. Янг Фэнчэн Исследование стратегического размещения «Четыре всесторонних аспекта» через исторические измерения реформ и открытости // Исследование истории современного Китая. – 2015. – № 6. – c. 117-147.
Страница обновлена: 09.03.2025 в 23:05:32