Инновационная политика Китая: этапы формирования

Фань Доунань1
1 Санкт-Петербургский государственный университет, Россия, Санкт-Петербург

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 16, Номер 1 (Январь 2022)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48092606
Цитирований: 11 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Данное исследование направлено на рассмотрение этапов формирования инновационной системы Китая. Процесс реализации инновационной страны сопровождается активным внедрением нового, существенно улучшенного процесса и нового организационного метода — это ключевой двигатель экономического развития. В этой связи тема научного исследования признается актуальной. В условиях, когда международная среда стала более сложной, восстановление мировой экономики замедлилось, а рост инфляционного давления переплетается с распространением эпидемии ещё повысилась актуальность изучения формирования и развития инноваций в Китае. Цель данной статьи состоит в выявлении и изучении поддержки инновационной деятельности в Китае в целом. В работе использованы методы анализа и синтеза — c помощью синтеза получают полную картину системы инновационной поддержки Китая в целом. Научная новизна заключается в разграничении этапа инновационного развития, а также применении социально-экономические стратегии и политику в области инновации. Результаты научного исследования могут быть полезными специалистам в области инновационного развития, а также ученым, занимающимся экономическими, социо-гуманитарными проблемами и структурой поддержки инноваций в Китае

Ключевые слова: инновационная деятельность; правительство; инновационная политика Китая; экономическое развитие

JEL-классификация: O31, O32, O33



ВВЕДЕНИЕ

Инновации – это первая движущая сила развития и стратегическая поддержка построения современной экономической системы. Развитие китайской экономики в последние десятилетия, ее современное состояние и перспективы вызывают растущий интерес исследователей разных стран [1, с. 76–81] (Agarkov, Kuznetsova, Gryaznova, 2011, р. 76–81). В условиях, когда международная среда стала более сложной, восстановление мировой экономики замедлилось, а рост инфляционного давления переплетается с распространением эпидемии, повысилась актуальность изучения формирования и развития инноваций в Китае. Пандемия COVID-19 обострила проблемы доступа к финансовым ресурсам и рынкам капитала, но одновременно выявила стратегическое значение для каждой страны государственной поддержки высокотехнологичных отраслей, в частности фармацевтической промышленности, производства электроники и телекоммуникационного оборудования, медицинской, высокоточной и оптической техники [9, с. 31–33] (Tereshkina, 2021, р. 31–33). Данное исследование направлено на рассмотрение этапов формирования инновационной системы Китая. В литературе достаточно широко освещен вопрос инновационного развития Китая, в том числе отмечена теоретическая основа скачкообразного развития – «5T +1» режим [6, с. 13–20] (Khu Angang, Zzhan Sin, 2016, р. 13–20), также активно исследуется открытый уровень национальной инновационной системы, общая инновационная эффективность и основные препятствия развития инноваций в Китае [7, с. 132–140] (Khu Khongzhu, 2017, р. 132–140). В одном из исследований [4, с. 37–55] (Klochikhin, 2013, р. 37–55) отмечаются исторические и культурные особенности китайской науки и техники, ключевые параметры институционального и политического развития Китая в сфере науки и инноваций и основные модели взаимодействия в научных коллективах. Цели исследования состоятся в выявлении системы поддержки инновационной деятельности в Китае. Инновации обусловлены не только внутренним спросом экономического развития и преобразований Китая, но и внешним давлением международной конкуренции. Как стимулировать и поддерживать инновации – серьезная проблема, с которой Китай давно сталкивается. В работе предполагается, что Китай более успешно осуществляет социально-экономические стратегии и политику в области инновационного развития и инноваций и развитие Китая можно разделить на фундаментальный, начальный и догоняющий этап.

Инновационная деятельность является одним из наиболее перспективных направлений экономической и коммерческой деятельности, поскольку связана с высокими технологиями, которые могут дать значительный экономический эффект. К 2004 г. основой ландшафта НИС Китая являются технопарки и зоны высоких технологий. К 2015 г. их общий объем производства высокотехнологичных товаров достиг 13% от ВВП Китая. Причина – последовательная государственная стратегия развития инновационной деятельности [8, с. 27–33] (Reshetnikova, 2016, р. 27–33). Государственная поддержка инновационной деятельности в сфере инновации осуществляется с целью создания благоприятных условий для создания и внедрения инноваций и увеличения доли инновационной продукции в экономике. Государственная инновационная политика – это составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти в области науки, техники и реализации достижений науки и техники [1, с. 92] (Agarkov, Kuznetsova, Gryaznova, 2011, р. 92). Государство может эффективно решать проблемы внешних факторов, рисков и долгосрочных циклов инновационной деятельности, теоретически вмешательство государства в инновационную деятельность может повысить эффективность инноваций и способствовать качественному экономическому развитию. В целом инновации и развитие Китая можно разделить на три этапа (табл. 1).

Таблица 1

Название и содержание этапов

Название этапа
Содержание этапа
Фундаментальный этап
Путь независимых инноваций, основанных на самообеспечении, и достижение многих крупных научных и технологических достижений.
Создание прочной основы для развития науки, технологий и технологических инноваций
Начальный этап
Принятие инновационной стратегии с упором на «внедрение технологий» и ориентации на путь «внедрения существующих технологий из развитых стран, адаптации и внедрение инновационных продуктов. Реализация политики ориентированной на экспорт. Покупка технологий напрямую из-за границы. Создание совместных предприятий и обменять китайский рынок на зарубежные технологии. Прямое привлечение иностранного капитала и поощрение прямых иностранных инвестиций. Создание системы защиты интеллектуальной собственности
Догоняющий этап
Внедрение инновационных технологий из развитых стран – их коммерциализации на внутреннем рынке – продвижения их на международный рынок. Цифровизация
Источник: составлено автором.

Фундаментальный этап

В первые годы образования Китайской Народной Республики Китай сталкивается с внутренними и внешними трудностями в сфере экономики и политики. Внутренняя экономика остро нуждалась в оживлении. Западные страны также ввели в отношении Китая политическую изоляцию, экономические санкции и военную блокаду. Но ко времени реформ и открытости в 1978 году Китай уже вступил на путь независимых инноваций, основанных на самообеспечении и достиг многих крупных научных и технологических достижений, которые привлекли внимание всего мира, таких как «Две бомбы, один спутник», атомные подводные лодки, межконтинентальные ракеты и синтетический инсулин. Все достижения за последние 30 лет связаны с «национальной системой» науки и сосредотачиваются на национальной силе, чтобы отдавать приоритет развитию тяжелой промышленности и закладывать прочную основу для последующего технологического развития и технологических инноваций. В 1956 году Китайская Народная Республика выпустила первый среднесрочный и долгосрочный научно-технический план «Краткое изложение плана перспективного развития науки и технологий на 1956–1967 годы» («Двенадцатилетний план»), в котором указывалась необходимость сосредоточить необходимые силы на различных важных задачах, активно проводить исследования и содействовать развитию других соответствующих ведомств и, в частности, выдвигать 57 важных научно-исследовательских задач, необходимых для национального строительства, включая конкретный план реализации проекта «Две бомбы, один спутник». В дополнение к стратегической политике научного лидерства «национальная система» также делает упор на высокоцентрализованное и унифицированное лидерство. В 1962 году, чтобы в дальнейшем осуществлять общую координацию командования и укреплять руководство атомной энергетикой, Центральный комитет учредил специальный комитет из 15 членов. В ответ на слабые звенья промышленной базы Китай также создал единое специализированное агентство. Например, в 1960 году для преодоления технических трудностей, связанных с новыми материалами, группой новых технологий по материалам, была создана Государственным агентством по науке и технологиям Технологическая комиссия.

В этот период инновационная политика и инновационные ресурсы Китая были в основном сосредоточены на научно-исследовательских проектах в области национальной обороны и тяжелой промышленности, были выполнены некоторые важные стратегические задачи и решены актуальные научно-технические вопросы. Хотя «национальной системе» не хватает чувствительности рынка и гибкости в приспособлениях, она заложила прочную основу для развития науки, технологий и технологических инноваций в Новом Китае.

Начальный этап

Начало этому процессу положил III Пленум ЦК КПК 11-го созыва (декабрь 1978 г.), на котором была дана критическая оценка административно-командного механизма хозяйствования и провозглашен курс на всестороннюю модернизацию и открытость экономики [5, с. 97–103] (Klavdienko, 2016, р. 97–103). В начальной стадии Китай как страна, опоздавшая на рынок, имеет слабую экономическую основу, высококлассных специалистов мало, наука и технологии отстают, а внедрять передовые технологические инновации сложно. Китай принял инновационную стратегию с упором на внедрение технологий и встал на путь внедрения существующих технологий из развитых стран, адаптации и внедрения инновационных продуктов. В отличие от других капиталистических стран на начальных стадиях, в то время система глобального управления была относительно завершена и Китай имеет сильную готовность интегрироваться в международную систему. В Китае больше нет условий для импорта технологий из других стран путем поощрения «усовершенствований изобретений» (легализация технологий, имитирующих плагиат), поэтому метод внедрения технологий также полностью другой от других капиталистических стран. Он воплощен в пяти аспектах.

1. Реализация политики, ориентированной на экспорт.

В то время внутренний рынок Китая невелик, а внутренний спрос крайне недостаточен, поэтому ему приходится полагаться на обширный международный рынок для создания эффекта масштаба. В 1978 году третье пленарное заседание одиннадцатого Центрального комитета партии впервые прояснило стратегическое положение внешней торговли в экономическом развитии Китая. На раннем этапе реформы и открытости реформа системы внешней торговли заключалась в основном в децентрализации прав управления внешней торговлей, пилотной интеграции промышленности и торговли и внедрении системы ответственности за управление экспортными контрактами. В 1992 году Китай ввел политику скидок с экспортных налогов в целях содействия экспорту, учредил Экспортно-импортный банк Китая для поддержки экспортных компаний и ввел систему управляемого плавающего обменного курса. В 2001 году Китай официально стал членом Всемирной торговой организации, что ознаменовало начало периода ускорения внешней торговли и экономического развития.

2. Покупка технологий напрямую из-за границы.

В 1985 году Государственный совет издал «Положение об администрировании контрактов на импорт технологий Китайской Народной Республики», в котором четко говорилось, что следует поощрять предприятия к импорту передовых и применимых технологий. Затем Министерство внешней торговли и экономического сотрудничества, Министерство финансов и Главное таможенное управление выдали административные разрешения и налоговые льготы. Был введен ряд поддерживающих политик. Путем внедрения зарубежных передовых технологий и импорта ключевого оборудования Китай сокращал разрыв с развитыми странами, но и создает большие перспективы для крупномасштабного экспорта и более быстрой интеграции в мировую экономическую систему.

3. Создание совместных предприятий и обмен на зарубежные технологии.

На начальных стадиях создание китайско-иностранных совместных предприятий состоит в том, чтобы надеяться, что иностранные партнеры смогут инвестировать в передовые технологии и оборудование, подходящие для нужд Китая с целью внедрения передовых зарубежных технологий. В процессе расширения открытости для внешнего мира китайское правительство постепенно открыло внутренний рынок и увеличило прибыль от продаж совместных предприятий, чтобы привлечь больше иностранных инвесторов, которые присоединятся к волне совместных предприятий с китайскими компаниями. Китайское правительство издало ряд льготных политик для субсидирования китайско-иностранных совместных предприятий с точки зрения землепользования, кредита, налогообложения, использования иностранной валюты и управления персоналом.

4. Прямое привлечение иностранного капитала и поощрение прямых иностранных инвестиций.

В начале 1992 года, после переговоров товарища Дэн Сяопина на юге, Китай вызвал волну иностранных инвестиций. Китай быстро создал открытые прибрежные города и внутренние зоны развития, а правительства на всех уровнях предоставили предприятиям с иностранными инвестициями различные налоговые льготы. После вступления Китая в ВТО в 2001 году Китай начал полностью открываться для внешнего мира. На этом этапе, чтобы адаптироваться к правилам Всемирной торговой организации и в дальнейшем привлекать предприятия с иностранными инвестициями, правительство Китая скорректировало существующие иностранные законы и политику в области инвестиций, расширило открытость сферы услуг и стимулировало иностранные инвестиции. Инвесторы вкладывают средства в центральные и западные регионы.

5. Создание системы защиты интеллектуальной собственности.

«Патентный закон Китайской Народной Республики», обнародованный в 1984 г., ознаменовал создание патентной системы. Однако соответствующий механизм управления в то время не был идеальным, потому что многие политики и правила были независимыми, временными и краткосрочными, и степень защиты интеллектуальной собственности была слабая. В течение этого периода Китай часто включался в список ключевых стран, наблюдающих за нарушениями прав интеллектуальной собственности США согласно «Специальному отчету 301». Под международным давлением правительства Китая и США подписали «Меморандум о взаимопонимании по защите прав интеллектуальной собственности» в 1992 г. и внесли первую поправку в «Патентный закон Китайской Народной Республики». Накануне вступления Китая в ВТО Китай внес в 2000 году вторую поправку в «Патентный закон Китайской Народной Республики». Две поправки к патентному закону являются скорее пассивными, чем активными, и еще не полностью отразили актуальные потребности местной промышленности в инновациях.

Из-за влияния таких факторов, как стратегическое суждение, политическое мышление и институциональные ограничения, акцент Китая на внедрении технологий на этом этапе постепенно превратился в альтернативу независимым инновациям. Хотя на данном этапе Китай поддерживает быстрый экономический рост, за этим быстрым ростом стоит массивная пассивная зависимость Китая от иностранных технологий, отсутствие усвоения технологий, а также отсутствие долгосрочных конкурентных преимуществ, что затрудняет переход к передовым технологиям.

Догоняющий этап

В феврале 2006 года Государственный совет Китайской Народной Республики издал «Обзор национального среднесрочного и долгосрочного плана развития науки и технологий (2006–2020 гг.)», в котором были изложены руководящие принципы научно-технической работы «Независимые инновации, ключевой скачок, поддержка развития, вести в будущее». Повышение способности к независимым инновациям занимает видное место, что означает, научно-техническое развитие Китая официально вступило в стадию догоняющего с начального этапа. На данном этапе Китай встал на путь «внедрения базовых технологий из развитых стран – инновационных технологий – их коммерциализации на внутреннем рынке – продвижения их на международный рынок». Китайские компании с глобальным влиянием, такие как Tencent, Alibaba, Huawei и Bytedance, почти следуют этой модели. Особенности этого этапа в основном проявляются в следующих аспектах.

1. Передовая импортируемая технология.

Прежде всего, внедрение иностранных технологий изменилось с оборудования в качестве основного элемента на знания в качестве основного элемента – введение полных комплектов оборудования, ключевого оборудования и производственных линий больше не является абсолютной основной частью внедрения технологий. Все большая доля введения приходится на лицензирование и передачу патентованных технологий, технический консалтинг и технические услуги. Во-вторых, затраты предприятий на освоение зарубежных технологий и затраты на закупку отечественных технологий быстро растут, и темпы роста их масштаба намного превышают темпы роста затрат на внедрение технологий в тот же период.

2. Внедрение базовой технологии продвигается совместно предприятиями и государством. Китай:

- поглощает базовые зарубежные технологии;

- привлекает зарубежные научные и технологические таланты, организует и реализует программы привлечение зарубежных талантов высокого уровня, чтобы они смогли внедрить инновации и начать свой бизнес в Китае;

- поощряет использование международных ресурсов НИОКР, активно осуществляет всестороннее и высокоуровневое международное сотрудничество в области науки и технологий и увеличивает интенсивность внедрения международных научно-технических ресурсов;

- совершенствует политику привлечения иностранных инвестиций. Целью привлечения иностранного капитала в Китай является сосредоточение на внедрении передовых технологий, передового управления и зарубежной разведки для повышения качества использования иностранного капитала.

3. Использование различных финансовых средств для поощрения технологических инноваций на предприятиях.

В области поощрения технологических инноваций предприятий правительство приняло различные меры, такие как прямые финансовые ассигнования, создание инновационных фондов, прямые государственные закупки и оказание финансовой поддержки предприятий.

Во-первых, китайское правительство существенно увеличило инвестиции в науку и технологии, чтобы обеспечить стабильный рост. Как показано в таблице 1, национальные расходы на финансовую науку и технологии в 2019 году составили 1071,74 млрд юаней, увеличившись на 12,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Среди них расходы центрального бюджета на науку и технологии составили 417,32 млрд юаней, увеличившись на 11,6%, а расходы местного правительства на науку и технологии составили 654,42 млрд юаней, увеличившись на 13,2%.

Таблица 1

Финансовые расходы Китая на науку и технологии в 2019 году


Сумма /
100 млн юаней
Увеличение по сравнению
с предыдущим годом /%
Доля бюджетных расходов на науку и технологии /%
Расходы на финансовую науку и технологии
10717,4
12,6

В том числе: расходы на науку и технологии
9470,8
13,7
88,4
затраты на науку и технологии в прочих функциональных расходах
1246,6
4,6
11,6
В том числе: центральные расходы
4173,2
11,6
38,9
местные расходы
6544,2
13,2
61,1
Источник: Статистический бюллетень национальных расходов на науку и технологии [Электронный ресурс]. URL: http://www.stats.gov.cn/tjsj/tjgb/rdpcgb/qgkjjftrtjgb/ (дата обращения: 01.04.2022).

Во-вторых, Китай развивает систему государственных закупок, а также направляет и покупает отечественные высокотехнологичные товары, оборудование и продукты.

В-третьих, финансовая поддержка правительства способствовала быстрому развитию рынка венчурного капитала и помогла стартапам внедрять инновации.

В-четвертых, система налоговой политики обеспечивает существенную поддержку в виде подоходного налога и налога с оборота для различных предприятий и учреждений, научно-исследовательских институтов, научных исследователей, а также деятельности по передаче технологий и развитию технологий.

В-пятых, усиление защиты прав интеллектуальной собственности. В 2008 году Китай сформулировал «Основу национальной стратегии в области интеллектуальной собственности» и преобразовал защиту прав интеллектуальной собственности в национальную стратегию. 27 декабря того же года «Патентный закон» принял исправление в третий раз. По сравнению с двумя предыдущими редакциями этот пересмотр в основном связан с потребностями собственного развития страны в продвижении независимых инноваций и создании инновационной страны.

4. Коммерциализация технологий в инновационном бизнесе на внутреннем рынке.

Во-первых, китайское правительство сосредоточено на развитии внутреннего рынка спроса. Правительство последовательно приняло меры по расширению внутреннего спроса, уделяя особое внимание реформе системы распределения, налоговой политики, денежно-кредитной политики, социального обеспечения, независимых инноваций и т. д., а также уделяло особое внимание строительству инфраструктуры, например дальнейшему развитию инфраструктуры и укреплению дорожной инфраструктуры (высокоскоростная железная дорога, скоростные автомагистрали и т. д.), строительству инфраструктуры Интернета и т. д.

Во-вторых, китайское правительство также уделяет внимание структуре высокотехнологичных производств. В 2008 году были обнародованы «Административные меры по признанию высокотехнологичных предприятий». Все сертифицированные высокотехнологичные предприятия могут получать поддержку в рамках национальной политики и финансовых субсидий на НИОКР, а также пользоваться налоговыми льготами и финансовыми субсидиями.

На этапе догоняющего развития китайское правительство постепенно придавало значение независимым инновационным возможностям и внедряло более осведомленные, базовые и передовые технологии посредством передачи технологий, привлечения талантов, использования международных ресурсов НИОКР, корректировки политики иностранных инвестиций и т. д., а также поощряло корпоративные технологические инновации через финансовые ассигнования, государственные закупки, политическую финансовую поддержку, защиту интеллектуальной собственности и развитие внутренних рынков спроса.

Заключение

Исторический опыт доказал, что только страны, успешно добившиеся инноваций и трансформации, могут долгое время сохранять лидирующие позиции в мировой экономике. Благодаря усилиям с момента основания Нового Китая КНР добился значительного прогресса в основных научных и технологических областях и направлениях, вошел в число ведущих мировых инновационных держав и обладает огромным потенциалом для инноваций и развития. Китай стал заслуженным мировым центром инноваций. Китайские компании и университеты стали первыми и пока единственными из организаций стран БРИКС, вошедшими в соответствующие списки топ-50 мировых лидеров по числу патентных заявок [10]. Успехи Китая в области инноваций могут быть отражены в его международных рейтингах. По рейтингу Глобального индекса инноваций (The Global Innovation Index) в 2019 г. Китай очень хорошо работает в инновационной секции [12]: Китай занимает 14-е место в рейтинге глобального индекса инноваций, кроме того, Китай занимает 1-е место среди 34 стран с доходом выше среднего уровня, Китай также занимает 4-е место среди 15 стран Юго-Восточной Азии, Восточной Азии и Океании. Однако мы должны знать, что многие китайские отрасли все еще находятся в конце глобальной цепочки создания стоимости. Ключевые технологии Китая ограничены другими странами. Отсутствует мотивация для внедрения корпоративных инноваций и развития научно-технического персонала.


Источники:

1. Агарков С. А., Кузнецова Е. С., Грязнова М. О. Инновационный менеджмент и государственная инновационная политика. / Учебное пособие. - Мурманский государственный технический университет, 2011. – 135 c.
2. Ангус Мэддисон: Историческая статистика мировой экономики: 1-2008 г. н.э. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rug.nl/ggdc/ (дата обращения: 01.04.2022).
3. Изотов Д. А. Опыт интеграции науки и образования в странах Северо-Восточной Азии // Инновации. – 2013. – № 1. – c. 76-81.
4. Клочихин К.А. Научная и инновационная политика Китая // Международные процессы. – 2013. – № 2. – c. 37-55.
5. Клавдиенко В.П. Национальная инновационная система Китая: становление и развитие // Инновации. – 2016. – № 4. – c. 97-103.
6. Ху Анганг, Зжан Син Путь развития инноваций с китайскими характеристиками: от версии 1.0 до версии 4.0 // Journal of CAG. – 2016. – № 104. – c. 13-20.
7. Ху Хонгжу Процесс открытия и трансформационные вызовы инновационной системы Китая // Study & Exploration. – 2017. – № 1. – c. 132-140.
8. Решетникова М.С. Анализ инструментов государственного стимулирования модернизации и инноваций в высокотехнологичных отраслях экономики // Современная наука. Актуальные проблемы теории и практики. Cерия Экономика и право. – 2016. – № 9. – c. 27-33.
9. Терешкина Н.Е. Влияние пандемии на развитие инноваций в мире // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 4. – c. 31-33.
10. Ежегодный обзор Договора о патентной кооперации. ВОИС. База данных статистики. 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://www.wipo.int/publications/en/details.jsp?id=4548&plang=EN (дата обращения: 01.04.2022).
11. Статистический бюллетень национальных расходов на науку и технологии. [Электронный ресурс]. URL: http://www.stats.gov.cn/tjsj/tjgb/rdpcgb/qgkjjftrtjgb (дата обращения: 01.04.2022).
12. Глобальный индекс инноваций 2019. [Электронный ресурс]. URL: http://www.globalinnovationindex.org/ (дата обращения: 01.04.2022).

Страница обновлена: 26.11.2024 в 13:02:28