Инновационно-инвестиционные аспекты системы стратегического управления промышленным предприятием
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 1 (49), Январь 2004
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Никитин А.А. Инновационно-инвестиционные аспекты системы стратегического управления промышленным предприятием // Российское предпринимательство. – 2004. – Том 5. – № 1. – С. 30-35.
Аннотация:
Вектор развития современной российской экономики должен быть направлен в сторону активизации инновационной деятельности с широким использованием научных подходов и методов менеджмента в области привлечения инвестиций. Для вывода промышленности на конкурентоспособный уровень производства потребуется и объединение усилий, и учет взаимных интересов, и распределение ответственности между товаропроизводителями, инвесторами и государством.
Ключевые слова: инновационная деятельность, управление промышленным предприятием, стратегическое управление
Вектор развития современной российской экономики должен быть направлен в сторону активизации инновационной деятельности с широким использованием научных подходов и методов менеджмента в области привлечения инвестиций. Для вывода промышленности на конкурентоспособный уровень производства потребуется и объединение усилий, и учет взаимных интересов, и распределение ответственности между товаропроизводителями, инвесторами и государством.
Использование собственных возможностей предприятий.
В настоящее время перед промышленными предприятиями, особенно теми, которые специализируются на производстве товаров народного потребления, остро стоит проблема обеспечения их конкурентоспособности на рынке, «захваченном» зарубежными фирмами. Российским предприятиям нужно научиться находить и производить свой оригинальный ассортимент продукции, дающий им возможность занять свою нишу, «завоевать» своего покупателя, на деле доказать жизнестойкость отечественной промышленности.
Сегодня российские предприятия все шире используют нетрадиционные пути для своего развития. Например, ЗАО Московская обувная фабрика «Парижская Коммуна» по лицензии ведущей итальянской фирмы «Иджи, обувь и технология», организовало у себя производство конкурентоспособной детской обуви, которая сегодня успешно продается как на российском, так и на западных рынках. Эта работа потребовала времени и колоссальных затрат, связанных с технической подготовкой производственных мощностей, но самое главное, с изменением менталитета персонала. Таким образом, перспективное развитие предприятий определяется не только инновационными процессами в ассортиментной политике, но и реорганизацией всей производственной инфраструктуры.
Создание производственной инфраструктуры учитывает как экономическое поле, в котором работает предприятие, так и региональные условия хозяйствования с использованием возможностей имущественного комплекса, которым оно располагает. В результате ЗАО МОФ «Парижская Коммуна», как холдинг, представляет собой самофинансирующийся промышленно-торговый комплекс, включающий в себя шесть направлений деятельности:
‑ производство обуви;
‑ коммерческую деятельность, связанную с оптовой и розничной торговлей обувью;
‑ управление имущественным комплексом;
‑ управление долгосрочными финансовыми вложениями;
‑ управление инженерным обеспечением;
‑ управление социально-бытовой инфраструктурой.
Предприятию удалось найти рациональное сочетание инжиниринга, потенциала высокопроизводительного оборудования фабрики «Парижская Коммуна» и других свободных мощностей, а также привлечь к активной работе незанятые рабочие кадры на иногородних предприятиях, а на контрактной основе – высококвалифицированный персонал инофирм. Серьезным достижением стало создание собственной товаропроводящей сети. Все это позволило коллективу не только выжить, но и накопить потенциал для обеспечения бесперебойной работы в будущем.
Основными источниками поступления денег являются имущественный комплекс и блок долгосрочных финансовых вложений. Проводится реконструкция части старых производственных корпусов, а также работа по диверсификации их использования. Но, что важно в конечном итоге, ‑ заработанные на этом деньги направляются на развитие производства.
Таким образом, в результате проведенных преобразований ЗАО МОФ «Парижская Коммуна», выбрав и создав холдинговую форму управления, сегодня имеет высокопроизводительное производство, постоянно развивающиеся инжиниринг и маркетинг, т.е. те главнейшие направления по совершенствованию управления предприятием, которые позволяют ему оперативно и грамотно реагировать на все возникающие на рынке обуви перемены.
Роль государственных органов в привлечении инвестиций для инновационной деятельности предприятий.
В настоящее время, когда наступила относительная стабилизация промышленного производства, объективным стал процесс повышения роли государства. Администрации и региональные правительства, понимая необходимость принятия мер со стороны властных структур, стали создавать благоприятные условия для стимулирования инновационной активности по разработке прогрессивных технологий, роста инвестиций и совершенствования производства, а также для расширения возможностей реализации конкурентоспособной продукции.
Меры поддержки промышленных предприятий государственными органами, как федеральными, так и региональными, которые использовались до 2000 года, были направлены преимущественно на выживание в переходный кризисный период. В ближайшей же перспективе такие меры нужны в качестве стимула к обеспечению и развитию конкурентоспособного производства путем активизации инновационной деятельности в промышленности. В настоящее время доля инноваций в объеме продукции в целом по России составляет не более 5%, в то время как в развитых странах (США, Япония, ФРГ) этот показатель ‑ от 80 до 100%.
Целью промышленной политики администраций регионов является
‑ формирование условий для расширения производства и увеличения масштабов реализации качественной и конкурентоспособной продукции;
‑ создание новой импортозамещающей, экспорто- и экологоориентированной наукоемкой и высокотехнологичной продукции;
‑ обеспечение занятости населения;
‑ увеличение поступлений в бюджет в результате реструктуризации научно-производственного потенциала, осуществления адресных мер поддержки и защиты российских товаропроизводителей.
Учитывая, что определяющим в современной экономике является финансовый ресурс, требуется использование инновационного подхода и к организации финансирования процесса развития реального сектора экономики. В ряде регионов используют такой путь, как привлечение средств, полученных за счет выпуска региональных и муниципальных облигаций, для получения дополнительных доходов. Однако не у всех регионов имеется такая возможность. Но есть другой путь - создание благоприятных условий для выпуска корпоративных облигаций ведущими предприятиями регионов. Региональным бюджетам это дает дополнительные доходы, акционерным компаниям ‑ необходимые инвестиции, населению ‑ новые рабочие места и стабильную зарплату.
В развитых странах больше половины инвестиционных проектов финансируется за счет выпуска корпоративных облигаций. В России за два последних года облигации разместили более 50 эмитентов, сумма привлеченных средств составила около 60 млрд. рублей. Но это только начало, положительная тенденция налицо.
В то же время указанный механизм используется пока крайне слабо, а в администрациях регионов об этом финансовом инструменте часто даже не знают. Между тем, в Москве применяется практика компенсации части процентной ставки по банковским кредитам.
Было отобрано около 100 предприятий, которые являются основными плательщиками налогов, в том числе такие известные акционерные общества, как «Очаково», «Красный Октябрь», «Парижская Коммуна», «Свобода» и другие. Решение о компенсации 2/3 ставки рефинансирования Банка России по привлеченным кредитным ресурсам принимается по результатам экспертизы на предмет бюджетной эффективности использования кредита. В данном случае один рубль привлеченных средств с дотацией из московского бюджета принес в казну от 4 до 8 рублей дополнительных налоговых поступлений. Свыше четырех рублей дополнительных налоговых поступлений принес каждый рубль бюджетных расходов для поддержки промышленности в Тульской области, а в Ярославской области – около трех. То есть как в первом, так и во втором случае бюджетная эффективность оказалась достаточно высокой.
Однако привлечение банковских кредитов по таким схемам пополняет в основном оборотный капитал предприятий. Для обновления основных фондов и получения кредита на более длительный срок (1,5 - 3 года) акционерным компаниям целесообразнее выходить на рынок со своими ценными бумагами.
Освоение новых рыночных условий как этап первичного вхождения в рынок, безусловно, требует определенных затрат. Здесь-то и должна проявиться роль государства в развитии отечественных предприятий. В Москве, например, принята Программа привлечения инвестиций в промышленность города с использованием механизмов фондового рынка (ППМ от 24.10.01 г. №63), которая предусматривает комплекс мер, стимулирующих формирование устойчивого рынка корпоративных ценных бумаг в сфере промышленной деятельности.
В Программе поставлены задачи привлечения инвестиций в промышленные предприятия города на фондовом рынке, перевооружения основных фондов промышленных предприятий и перехода на новый технологический уровень, существенного повышения капитализации предприятий промышленности, а также обеспечения финансовой прозрачности организаций, увеличения налоговых поступлений в бюджет города, повышения инвестиционной привлекательности организаций промышленности как для профессиональных участников рынка ценных бумаг, так и для населения, повышения степени ликвидности рынка корпоративных облигаций промышленных предприятий г. Москвы.
ЗАО МОФ «Парижская Коммуна» - одно из первых московских предприятий, получивших в 2002 году от Правительства Москвы предложение принять участие в Программе с выпуском облигаций на сумму 200 млн. рублей, ставка купонного дохода – фиксированная из расчета 24% годовых с ежеквартальной выплатой. Срок обращения облигаций ‑ 3 года. Облигации были размещены по закрытой подписке путем заключения договоров купли-продажи среди пяти банков.
В России сегодня уже есть и инвесторы, и финансы. Это подтверждается тем, что каждый выпуск корпоративных облигаций – а это в сумме почти 60 млрд. рублей – размещался в течение одного-двух дней. Привлечение финансовых ресурсов путем выпуска акционерными обществами при поддержке правительств регионов ценных бумаг следует начинать с составления рейтинга инвестиционной привлекательности предприятий, а также с организации мероприятий по повышению квалификации менеджеров, занимающихся вопросами планирования финансовых потоков и привлечения инвестиций с применением новых информационных технологий.
ЗАО МОФ "Парижская Коммуна", на базе которой мы проводим большинство исследований, в рейтинге московских предприятий занимает 38 место, то есть входит в число 10% лучших предприятий г. Москвы. Такой уровень работы предприятия позволяет положительно решать вопросы привлечения инвестиций в перспективные проекты. Местные власти, при чьей поддержке данные проекты осуществляются, берут на себя оплату большей части процентных ставок за кредит или за пользование механизмом ценных бумаг.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:53:53