Стратегия развития отрасли утилизации ПЭТ-упаковки в условиях цифровой трансформации
Ветрова М.А.1, Яруллина И.Э.1, Богданова А.А.
1 Санкт-Петербургский Государственный университет
Скачать PDF | Загрузок: 10
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 16, Номер 7 (Июль 2022)
Цитировать:
Ветрова М.А., Яруллина И.Э., Богданова А.А. Стратегия развития отрасли утилизации ПЭТ-упаковки в условиях цифровой трансформации // Креативная экономика. – 2022. – Том 16. – № 7. – С. 2769-2794. – doi: 10.18334/ce.16.7.114884.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=49231922
Аннотация:
В последнее десятилетие возрастает актуальность формирования и развития циркулярной экономики как основы ресурсо- и энергоэффективного устойчивого экономического роста. В условиях развития импортозамещения перед предприятиями ставятся задачи сохранения и повышения эффективности за счет внутренних возможностей страны и потенциал управления отходами, которые могут быть использованы в качестве вторичных ресурсов, должен использоваться максимально. Пластиковые и полиэтиленовые упаковочные материалы в структуре отходов для целей переработки имеют приоритетное значение, вместе с тем возможности утилизации частным сектором не реализованы в связи с необходимостью создания комплексов по сортировке и переработке ПЭТ-отходов, которые требуют больших инвестиционных затрат с длительным сроком окупаемости. В связи с этим в статье анализируются возможные сценарии развития отрасли переработки пластиковых отходов на примере утилизации ПЭТ-бутылок и обосновывается оптимальная стратегия с позиции коммерческой и экологической эффективности. Объектом специального внимания выступает действующее в России законодательство по управлению отходами, в рамках которого предприятия оптимизируют свои операционные и стратегические решения по выбору способа утилизации.
Ключевые слова: циркулярная экономика, сценарный анализ, утилизация ПЭТ-бутылок, цифровые технологии, управление отходами
JEL-классификация: Q53, Q55, Q01
Введение
Общемировые тенденции в области экологии, а также охраны окружающей среды все больше подталкивают государства к изменению экологической политики, бизнес к ответственному производству, а граждан к ответственному потреблению. Нарастающее обострение экологических проблем и нехватка ресурсов постепенно достигают критического уровня, в связи с чем особое место занимают проекты повышения ресурсо- и энергоэффективности и достижения климатической нейтральности экономического роста.
В России наблюдается значительный рост отходов с 2003 года по 2019 год: 25,8 млн тонн и 77,5 млн тонн соответственно [1]. В структуре отходов пластиковой и полиэтиленовой упаковке придается особое значение в виду короткого жизненного цикла и преимущественно одноразового использования, а также длительного срока естественного разложения в течении 400-700 лет. При этом потребность в упаковочных материалах регулярно возрастает. Так, по данным ЕМИСС прирост производства полиэтилентерефталата в России с 2014 по 2020 гг. составил 65% - с 370,9 тыс. тонн до 612,3 тыс. тонн (Рис. 1).
Рис. 1. Производство полиэтилентерефталата в России за 2014-2020 гг.
Составлено авторами по ЕМИСС «Производство основных видов продукции в натуральном выражении». URL: https://www.fedstat.ru/indicator/40557 (Дата обращения: 06.05.2022) [2].
Также необходимо отметить, что согласно отчету Greenpeace за 2020 г. пластиковые бутылки занимают 3-е место среди главных отходов загрязнения водных объектов в России [3]. Вместе с тем в России отрасль переработки пластика находится на стадии формирования, где доминирующим способом обработки твердых коммунальных отходов является захоронение на полигонах (93%) и лишь 10-15% пластиковых отходов перерабатывается во вторичные материалы [4]. Тогда как в ЕС уровень утилизации и повторного использования пластика достигает порядка 40% [5]. Помимо того, что пластиковые отходы влияют на экосистемы и здоровье человека, они также способствуют эмиссии парниковых газов, которые приводят к изменению климата [6].
Несмотря на то, что на уровне государств поставлены стратегические цели в области устойчивого развития, а также шаги по их достижению, с каждый годом вопрос о переработке отходов производства и потребления становится все более острым [7]. Именно поэтому продолжающийся рост за счет ограниченных природных ресурсов подвергает серьёзному риску устойчивость компаний, зависящих от сырьевых рынков [8]. Переход от классической линейной модели экономики к экономике замкнутого цикла, основу которой представляют замкнутые цепи поставок, предполагает безотходное производство и потребление путем вовлечения в хозяйственный оборот отходов и продукцию бывшую в употреблении, комплексное и рациональное использование природных ресурсов для обеспечения максимальной эффективности всех этапов жизненного цикла товара или услуги [9].
Актуальность проблемы переработки пластика и развития циркулярной экономики подтверждает также возрастающие количество исследований российских и зарубежных авторов. Ежегодно на земле производится более 400 миллионов тонн пластмасс, которые являются наиболее часто используемыми материалами для производственных и потребительских нужд. В результате отходы на основе полимерных материалов накапливаются, и их можно найти не только в специально отведенных местах для сбора отходов на суше, но и в качестве загрязняющих веществ по всей земной поверхности и в океанах. В результате чего исследования в этой области направлены на расширение знаний о повторной переработке вторичных полимеров в качестве первого шага к развитию экологически и экономически эффективной экономики замкнутого цикла [10].
Существуют различные стратегии, которые могут быть реализованы для развития циркулярной экономики и улучшения качества переработанного пластика, такие как работа над оптимальным составом продукции для минимизации неоднородности отходов и контроля степени загрязнения материалов путем применения усовершенствованной сортировки [11]. Авторы предлагают также использование переработанного ПЭТ в деятельности промышленных предприятий в качестве сырья для производства продукции [12, 13, 14, 15]. Вместе с тем острота проблемы управления пластиковыми отходами усиливается, т.к. практическая реализация переработки пластика требует существенных инвестиционных вложений с длительными сроками окупаемости. В связи с этим целью настоящего исследования является разработка и обоснование приоритетной стратегии развития отрасли утилизации пластиковых отходов в России с применением сценарного анализа достижения экономических и экологических эффектов при внедрении принципов и инструментов циркулярной экономики в условиях цифровой трансформации.
Научная новизна обусловлена применением сценарного подхода для выбора оптимальной стратегии утилизации ПЭТ-отходов с учетом применения цифровых технологий и обоснованием экологической и экономической эффективности предложенных инициатив. Авторская гипотеза заключается в проверке предположения об оптимальности прогрессивного сценария развития отрасли утилизации, в основе которого лежит цифровая платформа рынка утилизации ПЭТ-отходов в сочетании с принципами циркулярной экономики в сравнении с консервативным и базовым сценариями с ориентацией на рост мусоросжигающих заводов и самостоятельных компаний-переработчиков пластика соответственно.
Для проверки авторской гипотезы в качестве методологической основы авторами применялись инструменты и подходы отраслевых рынков, современной концепции устойчивого развития и цифровой экономики, институциональный анализ, а также сценарный подход и экономическое моделирование инвестиционных проектов.
Сценарный анализ управления пластиковыми отходами
В рамках принятия стратегических решений одним из наилучших способов планирования является метод сценарного анализа, который позволяет наиболее точно оценить планы и построить прогнозы развития. Для определения наилучшей стратегии развития отрасли утилизации пластиковых отходов необходимо представить ее с точки зрения консервативного, базового и прогрессивного сценариев.
Для наглядного представления сценарного плана в зависимости от выбираемой стратегии был использован инструмент построения дерева решений на примере развития отрасли утилизации пластиковых бутылок (Рис. 2).
Рис. 2. Дерево решений: сценарный план развития отрасли утилизации пластика
Составлено авторами
Консервативный сценарий предполагает смещение фокуса с переработки на строительство мусоросжигательных комплексов, когда большая часть отходов без разбора направляется на сжигание. Схема утилизации пластиковых бутылок в данном случае представлена на рисунке 3.
Рис. 3. Схема утилизации пластиковых бутылок в консервативном сценарии
Составлено авторами
Стоит отметить, что данный вариант утилизации по многочисленным исследованиям несет в себе негативные экологические эффекты, связанные с выбросами вредных веществ в атмосферу, а также с захоронением на полигонах золы и шлака, образующегося в процессе сжигания [16]. Объем переработки в данном случае невелик, так как компаниям-переработчикам не хватает сырья, а отходы, поступающие с общих площадок не пригодны для вторичного использования.
Базовый сценарий ориентирован на рост количества компаний, занимающихся переработкой ПЭТ-бутылок с одновременным развитием системы раздельного сбора отходов, которая позволит добиться 60% уровня сбора и переработки. Однако данный вариант не включает качественные изменения в самой бизнес-модели утилизации с точки зрения цифровых технологий, способствующих наиболее эффективному формированию замкнутых цепей поставок.
Схема утилизации пластиковых бутылок также представлена на рисунке 4.
Рис. 4. Схема утилизации пластиковых бутылок в базовом сценарии
Составлено авторами
Прогрессивный сценарий предполагает помимо роста доли компаний-переработчиков трансформацию бизнес-модели утилизации путем создания цифровой платформы рынка отходов, объединяющей всех участников в единую цепочку создания стоимости переработанного продукта, достижение 95% уровня сбора и переработки ПЭТ и внедрение цифровых решений на всех этапах утилизации. Схема утилизации бывших в употреблении пластиковых бутылок представлена на рисунке 5.
Рис. 5. Схема утилизации пластиковых бутылок в прогрессивном сценарии
Составлено авторами
С целью выявления наиболее экономически эффективного варианта развития отрасли утилизации пластиковых бутылок в рамках трех сценариев были рассчитаны денежные потоки и разработаны финансовые модели для компании, занимающейся производством напитков в ПЭТ-таре, что позволило оценить сценарии с точки зрения необходимого объема переработки отходов и затрат на утилизацию. Анализ проводился на основе данных о деятельности 10 предприятий компании ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия», находящихся на территории Российской Федерации по открытым данным компании.
В связи с тем, что ПЭТ-бутылки входят в группу товаров, которые необходимо утилизировать в пределах норматива либо уплачивать экологический сбор за их утилизацию, компания имеет следующие возможности по управлению отходами, которые она образует в результате своей деятельности:
1) уплата экологического сбора в случае отказа от утилизации;
2) оплата услуг сторонних компаний по переработке отходов в пределах норматива утилизации;
3) организация собственного комплекса по переработке отходов.
Рассмотрим каждый из вариантов подробно.
Уплата экологического сбора в случае отказа от утилизации
Размер экологического сбора рассчитывается по формуле 1:
Экологический сбор = С х М х Н, [1]
где С – ставка сбора, руб./тонна;
М – масса выпущенных на рынок товаров, тонна;
Н – норматив утилизации.
Денежные потоки производителя в случае отказа от утилизации ПЭТ-бутылок при консервативном, базовом и прогрессивном сценариях будут совпадать из-за отсутствия качественных изменений в его деятельности. Расчеты в рамках данных сценариев представлены в таблице 1.
Таблица 1
Денежные потоки производителя в случае отказа от утилизации ПЭТ-бутылок
Год
|
2022
|
2023
|
2024
|
2025
|
2026
|
2027
|
2028
|
2029
|
2030
|
2031
|
Инфляция, %
|
-
|
8%
|
8%
|
8%
|
8%
|
8%
|
8%
|
8%
|
8%
|
8%
|
Норматив утилизации, %
|
20%
|
30%
|
40%
|
50%
|
60%
|
70%
|
80%
|
90%
|
95%
|
95%
|
Ставка сбора, тыс. руб./тонна
|
4,7
|
4,9
|
5,1
|
5,3
|
5,5
|
5,7
|
5,9
|
6,2
|
6,4
|
6,7
|
Количество выпущенной упаковки, тыс. тонн
|
42,8
|
47,1
|
51,8
|
56,9
|
62,7
|
68,9
|
75,9
|
83,5
|
91,8
|
100,9
|
Расходы на утилизацию - экосбор, млн. руб.
|
40,3
|
71,7
|
113,6
|
168,8
|
240,6
|
333,5
|
452,8
|
605,1
|
758,8
|
901,5
|
При расчете денежных потоков производителя в консервативном, базовом и прогрессивном сценариях был рассмотрен норматив утилизации ПЭТ-бутылок на уровне 20% от количества выпущенной в употребление упаковки, который также связан с ростом сопутствующего норматива утилизации произведенных отходов для компаний-производителей.
В связи с тем, что расчет экологического сбора зависит от количества выпущенной в употребление упаковки, был также составлен прогноз ее выпуска за рассматриваемый период. Для расчета прогноза учитывался средний ежегодный рост пластиковой упаковки на российском рынке на уровне 10% [17].
Таким образом, можно сделать вывод, что при рассматриваемых объемах выпуска ПЭТ-упаковки за 2022 г. при отказе от утилизации отходов по нормативу компании ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» необходимо будет уплатить экологический сбор в размере 40,3 млн. руб. На 2031 год сумма экологического сбора может достигнуть почти 901,5 млн. рублей.
Оплата услуг сторонних компаний по переработке отходов в пределах норматива утилизации
Рассмотрим второй вариант утилизации произведенных ПЭТ-бутылок посредством взаимодействия с компанией-переработчиком. По данным Отчета об устойчивом развитии компании ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» имеет заключенное соглашение на переработку отходов с предприятием ООО «Тверской Завод Вторичных Полимеров» [18]. В данном случае денежные потоки производителя в консервативном сценарии представлены в таблице 2.
Таблица 2
Денежные потоки производителя в случае взаимодействия с переработчиком в консервативном сценарии
Год
|
2022
|
2023
|
2024
|
2025
|
2026
|
2027
|
2028
|
2029
|
2030
|
2031
|
Инфляция, %
|
-
|
8%
|
8%
|
8%
|
8%
|
8%
|
8%
|
8%
|
8%
|
8%
|
Норматив утилизации отходов, %
|
20%
|
30%
|
40%
|
50%
|
60%
|
70%
|
80%
|
90%
|
95%
|
95%
|
Доля переработанного ПЭТ в составе продукта, %
|
10%
|
15%
|
20%
|
20%
|
20%
|
20%
|
20%
|
20%
|
20%
|
20%
|
Сниженный коэффициент норматива утилизации, %
|
18%
|
26%
|
32%
|
0%
|
0%
|
0%
|
0%
|
0%
|
0%
|
0%
|
Ставка сбора, тыс. руб./тонна
|
4,7
|
5,1
|
5,5
|
5,9
|
6,4
|
6,9
|
7,5
|
8,1
|
8,7
|
9,4
|
Количество выпущенной упаковки, тыс. тонн
|
42,8
|
47,1
|
51,8
|
56,9
|
62,7
|
68,9
|
75,9
|
83,4
|
91,8
|
100,9
|
Количество ПЭТ-отходов, которые необходимо утилизировать, тыс.
тонн
|
7,7
|
12,1
|
16,6
|
28,5
|
37,6
|
48,3
|
60,7
|
75,1
|
87,2
|
95,9
|
Количество
ПЭТ-отходов, которые возможно переработать, тыс. тонн
|
7,
|
12,1
|
16,6
|
21,6
|
21,6
|
21,6
|
21,6
|
21,6
|
21,6
|
21,6
|
Расходы
на услуги оператора по обращению с ТКО, млн. руб.
|
21,7
|
36,6
|
54,6
|
76,7
|
82,9
|
89,5
|
96,7
|
104,4
|
112,8
|
121,8
|
Расходы на уплату экосбора в год, млн. руб.
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
40,9
|
102,5
|
184,3
|
291,6
|
431,1
|
570,9
|
698,5
|
Полные расходы на утилизацию, млн. руб.
|
21,7
|
36,6
|
54,6
|
117,6
|
185,3
|
273,8
|
388,3
|
535,5
|
683,6
|
820,3
|
В связи с тем, что на сегодняшний день ООО «ТЗВП» в пределе норматива полностью перерабатывает ПЭТ-отходы ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия», а компания использует 10% вторичного сырья в составе нового продукта, норматив утилизации снижается в соответствии с п. 15 статьи 24.2 Закона N 89-ФЗ по формуле 2 [19]:
Сниженный норматив утилизации = Н х (1-Двт), [2]
где Н – норматив утилизации;
Двт – доля вторичного сырья, использованного при производстве товара, упаковки.
Однако понижение коэффициента норматива утилизации с 2025 года не применяется, т. к. ООО «ТЗВП» не сможет обеспечить рост объема необходимой утилизации ввиду ограничений в производственных мощностях и ориентации консервативного сценария на развитие мусоросжигательных комплексов. Соответственно, доля вторичного сырья в составе нового продукта повыситься максимум до среднерыночного показателя – 20%.
Таким образом, с 2025 г. производитель напитков помимо оплаты услуг переработчику обязан уплачивать экологических сбор за не переработанные отходы в соответствии с тарифами на частичную утилизацию. Общие расходы на утилизацию в 2022 г. составят 21,7 млн. руб., что почти в 2 раза меньше, чем при полном отказе от утилизации, а в конце рассматриваемого периода – 820,3 млн. руб., что на 81 млн. руб. меньше варианта с полной уплатой экологического сбора.
Далее рассмотрим базовый сценарий варианта взаимодействия ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» с ООО «Тверской Завод Вторичных Полимеров», который представлен в таблице 3.
Таблица 3
Денежные потоки производителя в случае взаимодействия с переработчиком в базовом сценарии
Год
|
2022
|
2023
|
2024
|
2025
|
2026
|
2027
|
2028
|
2029
|
2030
|
2031
|
Инфляция,
%
|
-
|
8%
|
8%
|
8%
|
8%
|
8%
|
8%
|
8%
|
8%
|
8%
|
Норматив
утилизации отходов, %
|
20%
|
30%
|
40%
|
50%
|
60%
|
70%
|
80%
|
90%
|
95%
|
95%
|
Доля
переработанного ПЭТ в составе продукта, %
|
10%
|
20%
|
30%
|
35%
|
40%
|
40%
|
45%
|
45%
|
50%
|
50%
|
Сниженный
коэффициент норматива утилизации, %
|
18%
|
24%
|
28%
|
33%
|
36%
|
42%
|
44%
|
50%
|
0%
|
0%
|
Ставка
сбора, тыс. руб./тонна
|
4,7
|
5,1
|
5,5
|
5,9
|
6,4
|
6,9
|
7,5
|
8,1
|
8,7
|
9,4
|
Количество
выпущенной упаковки, тыс. тонн
|
42,8
|
47,1
|
51,8
|
56,9
|
62,7
|
68,9
|
75,8
|
83,5
|
91,8
|
100,9
|
Количество
ПЭТ-отходов, которые необходимо утилизировать, тыс. тонн
|
7,7
|
11,3
|
14,5
|
18,5
|
22,6
|
28,9
|
33,4
|
41,3
|
87,2
|
95,9
|
Количество
ПЭТ-отходов, которые возможно переработать, тыс. тонн
|
7,7
|
11,3
|
14,5
|
18,5
|
22,6
|
28,9
|
33,4
|
41,3
|
45
|
45
|
Расходы
на услуги оператора по обращению с ТКО, млн. руб.
|
21,7
|
34,4
|
47,7
|
65,8
|
86,6
|
120,0
|
149,4
|
199,7
|
234,9
|
253,7
|
Расходы
на уплату экосбора в год, млн. руб.
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
367,2
|
478,6
|
Полные
расходы на утилизацию, млн. руб.
|
21,7
|
34,4
|
47,7
|
65,8
|
86,6
|
120,0
|
149,4
|
199,7
|
602,2
|
732,3
|
Необходимо отметить, что данный сценарий предполагает экстенсивное развитие предприятий по переработке ПЭТ, в связи с этим доля переработанного пластика в составе нового продукта может достигнуть 50% к 2030 г. Максимальная мощность ТЗВП рассмотрен на уровне 45 тыс. тонн ПЭТ отходов в год к 2030 году в следствие более развитой системы сбора отходов.
В рамках данного сценария с 2022 по 2029 гг. ТЗВП утилизирует ПЭТ-отходы Coca-Cola в полном объеме, предусмотренном нормативом. Обязанность по уплате экологического сбора за долю неутилизированной тары, помимо расходов на услуги оператора по обращению с ПЭТ-отходами, начинается с 2030 года, что связано с отсутствием качественных изменений в системе утилизации ТКО.
Таким образом, в рамках базового сценария взаимодействия производителя и компаний-переработчиков, которые занимаются сбором и переработкой отходов, расходы на утилизацию отходов в 2022 году составят столько же, сколько и в консервативном сценарии – 21,7 млн. руб., а к 2031 году данные расходы будут составлять 732,3 млн. руб.
Заключительным сценарием в рамках варианта вариант взаимодействия ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» с ООО «Тверской Завод Вторичных Полимеров» является прогрессивный, который представлен в таблице 4.
Таблица 4
Денежные потоки производителя в случае взаимодействия с переработчиком в прогрессивном сценарии
Год
|
2022
|
2023
|
2024
|
2025
|
2026
|
2027
|
2028
|
2029
|
2030
|
2031
|
Инфляция,
%
|
-
|
8%
|
8%
|
8%
|
8%
|
8%
|
8%
|
8%
|
8%
|
8%
|
Норматив
утилизации отходов, %
|
20%
|
30%
|
40%
|
50%
|
60%
|
70%
|
80%
|
90%
|
95%
|
95%
|
Доля
переработанного ПЭТ в составе продукта, %
|
10%
|
20%
|
30%
|
40%
|
50%
|
60%
|
70%
|
80%
|
90%
|
100%
|
Сниженный
коэффициент норматива утилизации, %
|
18%
|
24%
|
28%
|
30%
|
30%
|
28%
|
24%
|
18%
|
10%
|
0%
|
Ставка
сбора, тыс. руб./тонна
|
4,7
|
5,1
|
5,5
|
5,9
|
6,4
|
6,9
|
7,5
|
8,1
|
8,7
|
9,4
|
Количество
выпущенной упаковки, тыс. тонн
|
42,8
|
47,1
|
51,8
|
56,9
|
62,6
|
68,9
|
75,9
|
83,5
|
91,8
|
100,9
|
Количество
ПЭТ-отходов, которые необходимо утилизировать, тыс. тонн
|
7,7
|
11,3
|
14,5
|
17
|
18,8
|
19,3
|
18,2
|
15
|
8,7
|
0
|
Количество
ПЭТ-отходов, которые возможно переработать, тыс. тонн
|
7,7
|
11,3
|
14,5
|
17
|
18,8
|
19,3
|
18,2
|
15
|
8,7
|
0
|
Расходы
на услуги оператора по обращению с ТКО, млн. руб.
|
21,7
|
34,4
|
47,7
|
60,8
|
72,2
|
80,0
|
81,5
|
72,6
|
45,5
|
0
|
Расходы
на уплату экосбора в год, млн. руб.
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
Полные
расходы на утилизацию, млн. руб.
|
21,7
|
34,4
|
47,7
|
60,8
|
72,2
|
80,0
|
81,5
|
72,6
|
45,5
|
0
|
Показатель содержания вторичного сырья в составе нового продукта к 2031 году достигает уровня 100%. При этом, в рамках данного сценария к 2031 году норматив утилизации отходов, доля отходов, которые необходимо перерабатывать производителю по системе РОП, а также уплата экологического сбора опускается до 0, что возможно благодаря качественным изменениям в дизайне продукта и бизнес-модели утилизации пластиковых бутылок. Таким образом, расходы на утилизацию ПЭТ-отходов в рамках прогрессивного сценария на 2022 год – 21,7 млн. руб., что составляет такую же сумму, как и в консервативном и базовом сценариях. Необходимо отметить, что уже к 2031 году при 100% использовании переработанного пластика в производстве данные расходы составят 0 руб. в силу замкнутой экономики, которая направлена на стимулирование производителей к увеличению доли использования вторичного сырья при производстве новых продуктов.
Организация собственного комплекса по переработке отходов
Третьим рассматриваемым вариантом в рамках сценариев является организация собственного перерабатывающего комплекса с целью утилизации необходимого объема ПЭТ-бутылок в зависимости от норматива. Для анализа были составлены три финансовые модели, основные допущения для которых представлены в таблице 5.
Таблица 5
Основные допущения финансовых моделей инвестиционного проекта запуска завода по переработке ПЭТ-бутылок
Дата
начала проекта
|
2022 г.
|
Срок
жизни проекта
|
10 лет
|
Шаг
планирования
|
год
|
Основная
валюта расчета
|
руб.
|
Стартовое
состояние проекта
|
нулевое
|
Ставка
дисконтирования
|
30%
|
Ставка
инфляции
|
8%
|
Ключевая
ставка ЦБ
|
17%
|
Для возможности сравнения были заложены общий налоговый режим, линейный метод амортизационных отчислений, а также способ финансирования проекта путем самофинансирования. Доходную часть в случае реализации проекта будет составлять продажа переработанных ПЭТ-гранул. Далее представим укрупненные статьи затрат, необходимые для реализации проекта:
1) покупка производственного комплекса с земельным участком;
2) обустройство здания и прилегающей территории;
3) капитальные вложения в основные средства;
4) затраты на персонал;
5) оплата коммунальных услуг, включающих отопление, электроснабжение, водоснабжение и водоотведение;
6) покупка ПЭТ-отходов и др. материалов для производства ГП;
7) налоги (налог на прибыль, НДС, налог на имущество, отчисления во внебюджетные фонды);
8) коммерческие расходы;
9) управленческий расходы.
В консервативном сценарии объем возможной утилизации ПЭТ-бутылок ограничен 21,6 тыс. тонн отходов, т. к. сценарий ориентирован на мусоросжигание без развития системы РСО. Цена на покупку отходов варьируется в среднерыночном значении – 20 тыс. руб./тонна, а цена реализации – 50 тыс. руб./тонна.
Необходимые инвестиции в проект составляют 350 млн. руб. Способом финансирования является самофинансирование за счет накопленной прибыли ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» [20].
Рассмотрим график поступления чистой прибыли в результате реализации проекта в консервативном сценарии (рис. 6).
Рис. 6. Чистая прибыль проекта по переработке ПЭТ-отходов в консервативном сценарии, руб.
Составлено авторами в результате расчетов
В результате составления финансовой модели можно сделать вывод, что проект предприятия по переработке ПЭТ-отходов на протяжении всего срока жизни генерирует положительную чистую прибыль, и в целом целесообразен, т.к. чистая приведенная стоимость (NPV) составляет 291 068 264 руб., дисконтированный срок окупаемости (PBP) 5,04 лет, внутренняя норма доходности (IRR) 50,5%, норма доходности инвестиций (PI) 1,84.
В расчет не был включен экологический сбор, т.к. обязанность по его уплате возлагается на производителя ПЭТ-бутылок ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия». Именно поэтому далее можно рассмотреть возможность снижения суммы сбора за счет чистой прибыли по данному проекту, что представлено в таблице 6.
Таблица 6
Итоговые расходы на утилизацию в консервативном сценарии
Год
|
2022
|
2023
|
2024
|
2025
|
2026
|
2027
|
2028
|
2029
|
2030
|
2031
|
Чистая прибыль проекта, млн. руб.
|
52,1
|
92,6
|
164,9
|
240,1
|
239,0
|
259,6
|
287,0
|
313,5
|
342,1
|
372,9
|
Расходы на уплату экосбора в год, млн. руб.
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
40,9
|
102,5
|
184,3
|
291,6
|
431,1
|
570,9
|
698,5
|
Итого расходы на утилизацию, млн. руб.
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-4,6
|
-117,5
|
-228,7
|
-325,5
|
Таким образом, с 2022 по 2027 гг. чистая прибыль проекта полностью покрывает расходы на уплату экологического сбора. Однако начиная с 2028 г. производителю помимо деятельности по утилизации отходов также будет необходимо уплачивать экологический сбор в связи с нехваткой производственных мощностей и сырья для переработки.
Далее рассмотрим базовый сценарий варианта при самостоятельной утилизации ПЭТ-отходов. Необходимо отметить, что в данном сценарии не предполагается качественных изменений параметров модели, а инвестиции в проект составляют 350 млн. руб. Максимальный прогнозный объем ПЭТ-отходов для переработки с 2022 года по 2031 год 45 тыс. тонн. В связи с развитием системы раздельного сбора отходов предполагается рост цены закупки ПЭТ-отходов с 20 тыс. руб./тонна до 40 тыс. руб./тонна, цены реализации на переработанный ПЭТ-гранулят с 50 тыс. руб./тонна до 80 тыс. руб./тонна.
Чистая прибыль проекта в рамках данного сценария имеет тенденцию к росту составляет 66,2 млн. руб. в 2022 году и 824,3 млн. руб. в 2031 году. Показатели эффективности также свидетельствуют о целесообразности реализации проекта: чистая приведенная стоимость (NPV) составляет 462 701 615 руб., внутренняя норма доходности (IRR) составляет 57,3%, норма доходности инвестиций (PI) составляет 2,37, а дисконтированный срок окупаемости (PBP) составляет 5,17 лет.
График чистой прибыли представлен на рисунке 7.
Рис. 7. Чистая прибыль проекта по переработке ПЭТ-отходов в базовом сценарии, руб.
Составлено авторами в результате расчетов
Итоговые расходы на утилизацию базового сценария представим в таблице 7.
Таблица 7
Итоговые расходы на утилизацию в базовом сценарии
Год
|
2022
|
2023
|
2024
|
2025
|
2026
|
2027
|
2028
|
2029
|
2030
|
2031
|
Чистая прибыль проекта,
млн. руб.
|
66,2
|
106,3
|
195,0
|
181,7
|
254,6
|
379,2
|
529,9
|
697,4
|
799,8
|
824,2
|
Расход на уплату экосбора
в год, млн. руб.
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
367,2
|
478,6
|
Итого расходы на
утилизацию, млн. руб.
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Таким образом, чистая прибыль, генерируемая по проекту, может в полной мере покрыть обязанность производителя Coca-Cola в уплате экологического сбора.
Рассмотрим целесообразность реализации проекта по переработке ПЭТ-отходов для ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» в рамках прогрессивного сценария. В случае с прогрессивным сценарием при 100% содержании вторичного сырья в составе нового продукта к 2031 г. объем необходимой утилизации снижается до 0 в связи с понижением данного норматива до 0%. В свою очередь, максимальный прогнозный объем переработки достигает 96 тыс. тонн отходов к 2031 г. за счет развития системы раздельного сбора отходов до уровня 95%, а также за счет использования цифровой платформы, которая стимулирует РСО, переработку и вторичное использование отходов. В расчете цена закупки и продажи ПЭТ-отходов также претерпела изменения в сторону роста до 60 тыс. руб./тонна и 100 тыс. руб./тонна соответственно, т. к. на предприятие в основной массе поступают чистые, отсортированные по цвету отходы высшего качества. Необходимые для реализации проекта инвестиции составляют 350 млн. руб. с учетом самофинансирования. Чистая прибыль проекта отражена на рисунке 8.
Рис. 8. Чистая прибыль проекта по переработке ПЭТ-отходов в прогрессивном сценарии, руб.
Составлено авторами в результате расчетов
Анализ эффективности полных инвестиционных затрат показал не только целесообразность проекта в прогрессивном сценарии, но и способность приносить высокую доходность его владельцам. Так, чистая приведенная стоимость (NPV) составляет 890 773 106 руб., дисконтированный срок окупаемости (PBP) 3,31 лет, внутренняя норма рентабельности (IRR) 80,2 %, норма доходности инвестиций (PI) 3,80. Развитие отрасли утилизации ПЭТ-отходов по данному сценарию способствует переработке большего объема отходов, чем в базовом сценарии.
Итоговые расходы на утилизацию в прогрессивном сценарии представлен в таблице 8.
Таблица 8
Итоговые расходы на утилизацию в прогрессивном сценарии
Год
|
2022
|
2023
|
2024
|
2025
|
2026
|
2027
|
2028
|
2029
|
2030
|
2031
|
Чистая прибыль проекта, млн. руб.
|
74,3
|
216,3
|
363,6
|
317,1
|
529,3
|
607,2
|
797,0
|
1086,3
|
1366,4
|
1639,2
|
Расход на уплату экосбора в год, млн. руб.
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
Итого расходы на утилизацию, млн. руб.
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Как видно из таблицы 8, в прогрессивном сценарии при 100% использовании переработанного ПЭТ-сырья в производстве снижается норматив утилизации отходов до 0, что также отражается на отсутствии уплаты экологического сбора. В таком случае вся чистая прибыль от реализации проекта может быть направлена на повышение устойчивости и конкурентоспособности компании.
Заключение
На основе оценки инвестиционных проектов каждого сценария утилизации произведенных пластиковых бутылок компании ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» наиболее оптимальной является прогрессивная стратегия, которая способна нивелировать уплату экологического сбора и принести дополнительный доход в случае реализации самостоятельной переработки. Основа прогрессивного сценария – цифровая платформа, которая предназначена для включения всех заинтересованных сторон в единую цепочку создания стоимости переработанного продукта, а также применима для всех видов ТКО. К ключевым участникам данной платформы относятся потребитель, производитель и переработчик, каждый из которых получает определенные выгоды при подключении к участию в проекте.
Так для потребителя необходимо отметить снижение тарифов на услугу по вывозу ТКО в связи с достижением 95% уровня сбора отходов и получение бонусов за сдачу ПЭТ-отходов в фандоматы, которые впоследствии можно использовать в партнерской сети.
В соответствии с расчетами для производителя ключевым эффектом от внедрения платформы станет возможность увеличения доли переработанного сырья в составе нового продукта до 100%, что повлечет за собой снижение необходимого объема утилизации в рамках норматива. Еще одним преимуществом для производителя будет формирование отчетности по доле произведенных и переработанных продуктов, которая сможет повысить ESG-рейтинг компании. Кроме того, на платформе возможно размещение заказов с указанием объемов, необходимых им для производства вторичного ресурса, которые они готовы приобрести в рамках интересующих их сроках, ценах, видах и качестве сырья.
Для переработчика платформа позволяет разместить информацию об объеме переработанных материалов и получить доступ к базе данных о производителях, которые могут использовать данное сырье для своего производства. А также свести к минимуму расходы на установку контейнеров раздельного сбора отходов.
Среди основных укрупненных статей затрат на внедрение цифровой платформы и объектов сбора отходов можно выделить расходы: на разработку и обслуживание цифровой платформы; на покупку фандоматов и контейнеров раздельного сбора отходов (РСО); маркетинг и рекламу для формирования и поддержания интереса к платформе со стороны участников рынка.
Коммерциализация цифровой платформы будет достигаться за счет следующих укрупненных статей доходов: подписка для производителя; подписка для переработчика; подписка для регионального оператора; подписка партнеров (участие в партнерской сети); реклама на цифровой платформе и фандоматах.
Таким образом, формирование стратегии утилизации ПЭТ-бутылок по прогрессивному сценарию и создание цифровой платформы имеет преимущества для всех участников рынка утилизации отходов, способствует созданию налаженной системы сбора и сортировки отходов на уровне 95%, повышает просвещенность и ответственность населения в области экологии, создает замкнутые цепи поставок и способствует развитию и формированию циркулярной экономики.
Источники:
2. Производство основных видов продукции в натуральном выражении. Емисс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.fedstat.ru/indicator/40557 (дата обращения: 06.05.2022).
3. Отчет Greenpeace о пластиковом загрязнении берегов водных объектов в России 2020 г. Greenpeace.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://greenpeace.ru/wp-content/uploads/2020/03/Greenpeace-plastic-pollution-report.pdf (дата обращения: 06.05.2022).
4. Государственный кадастр отходов. Росприроднадзор. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rpn.gov.ru (дата обращения: 06.05.2022).
5. Plastic waste in Europe - statistics & facts. Statista.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.statista.com/topics/5141/plastic-waste-in-europe/#topicHeader__wrapper.
6. Кочуров Б.И., Блинова Э.А. Оценка экологических последствий использования полимерных изделий // Теоретическая и прикладная экология. – 2020. – № 4. – c. 210-215. – doi: 10.25750/1995-4301-2020-4-210-215.
7. Валько Д.В. Циркулярная экономика: теоретическая модель и эффекты реализации // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2018. – № 8(365). – c. 1415-1429. – doi: 10.24891/ni.14.8.1415.
8. Мочалова Л.А. Циркулярная экономика в контексте реализации концепции устойчивого развития // Journal of New Economy. – 2020. – № 4. – c. 5-27. – doi: 10.29141/2658-5081-2020-21-4-1.
9. Пахомова Н.В., Рихтер К.К., Ветрова М.А. Переход к циркулярной экономике и замкнутым цепям поставок как фактор устойчивого развития // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. – 2017. – № 2. – c. 244-268. – doi: 10.21638/11701/spbu05.2017.203.
10. Abeykoon C., McMillan A., Chamila H Dasanayaka, X Huang, Ping Xu Remanufacturing using end-of-life vehicles and electrical and electronic equipment polymer recyclates – a paradigm for assessing the value proposition // International Journal of Lightweight Materials and Manufacture. – 2021. – № 4. – p. 434-448. – doi: 10.1016/J.IJLMM.2021.06.005.
11. Alassali A., Picuno C. and oth. Towards higher quality of recycled plastics: Limitations from the material’s perspective // Sustainability. – 2021. – № 23. – p. 13266. – doi: 10.3390/su132313266.
12. Castillo-Díaz F., Belmonte-Ureña L., and oth. The management of agriculture plastic waste in the framework of circular economy. Case of the almeria greenhouse (Spain) // International Journal of Environmental Research and Public Health. – 2021. – № 22. – doi: 10.3390/ijerph182212042.
13. Schmidt J., Auer M. and oth. Challenges and Solutions for Plastic Packaging in a Circular Economy // Chemie-Ingenieur-Technik. – 2021. – № 11. – p. 1751-1762. – doi: 10.1002/cite.202100110.
14. Rajab Abousnina, Sachindra Premasiri, Vilive Anise, Weena Lokuge, Vanissorn Vimonsatit, Wahid Ferdous, Omar Alajarmeh Mechanical properties of macro polypropylene fibre-reinforced concrete // Polymers. – 2021. – № 23. – doi: 10.3390/polym13234112.
15. Виды государственной поддержки инвестиционной деятельности в природоохранной сфере. News.ecoindustry.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://news.ecoindustry.ru/2019/08/vidy-podderzhki (дата обращения: 06.05.2022).
16. Исследование ClientEarth – Greenhouse Gas and Air Quality Impacts of Incineration and Landfill. Clientearth.org. [Электронный ресурс]. URL: https://www.clientearth.org/latest/documents/greenhouse-gas-and-airquality-impacts-of-incineration-and-landfill (дата обращения: 06.05.2022).
17. Российский рынок ПЭТФ. Rcc.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://rcc.ru/article/rossiyskiy-rynok-petf-zhdet-borba-za-syre-81608 (дата обращения: 06.05.2022).
18. Отчет об устойчивом развитии Coca-Cola в России за 2020 год. Rspp.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rspp.ru (дата обращения: 06.05.2022).
19. Льготы при использовании вторичного сырья. П. 15 статьи 24.2 Закона N 89-ФЗ
20. Аудиторское заключение PWS. Spark-interfax.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://spark-interfax.ru/system/home/card#/company/565EB027F7BB44D79CCBDEAF603F7725/109 (дата обращения: 06.05.2022).
Страница обновлена: 15.07.2024 в 08:35:29