Проблемы развития клубного футбола в России и пути их решения

Низяев Д.А.1
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Статья в журнале

Экономика и управление в спорте (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 1, Номер 2 (Апрель-июнь 2021)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54894109

Аннотация:
Футбол в России - самый популярный вид спорта. В него играют более 10 миллионов человек. Еще больше людей выступают в качестве экспертов, наблюдателей или просто фанатов. Футбол в России – это целая бизнес-система, благодаря которой развиваются игроки, растут доходы клубов, развивается инфраструктура и реализуются цели клубов на международной арене. В России клубный футбол развивается медленно. Только благодаря чемпионату мира по футболу 2018 года Россия начала развивать инфраструктуру и строить новые стадионы в разных регионах страны. Российские клубы, к сожалению, не могут похвастаться хорошими результатами в еврокубках. Это связано и с низким уровнем чемпионата, и с низким уровнем физической подготовки, и с системой проведения футбольного сезона. Чемпионат мира по футболу 2018 года в России придаст хороший импульс созданию новой и единой системы в сфере клубного футбола в России

Ключевые слова: футбол, чемпионат мира по футболу 2018, клубный футбол, маркетинг, менеджмент, футбольный клуб

JEL-классификация: Z20, Z29, M30, M31



Клубный футбол в России переживает не самые лучшие времена. Развитие футбола в России, в целом, сильно отражается на успехах и достижениях клубов России, как на отечественной арене, так и на международной.

В России футбол является самым популярным видом спорта среди болельщиков. Болельщики – люди, которые преданы своему любимому клубу, готовы «сорвать свой голос» ради победы любимой команды, настроены только на высокие успехи своей команды. Но, к сожалению, в России существует достаточно проблем, которые влекут за собой не самые успешные результаты выступлений российский команд.

Изучению российского футбола посвящены следующие отечественные и международные труды. Ряд международных научных трудов посвящен исследованию национальных особенностей развития футбольной индустрии, например, в США [20], Великобритании [19, 22], Италии [16], Испании [15], Бразилии [1]. Многие российские и зарубежные ученые исследуют данный спортивный сегмент с точки зрения экономики, менеджмента и маркетинга [3, 4, 9, 11, 13, 17, 18, 21].

Футбол – это не только вид спорта, и даже не только бизнес, это целая система, которая разделена на несколько механизмов. И если, хотя бы, один механизм будет нарушен, система не сможет работать на максимуме. Что подразумевает себя система российского футбола? Это и развитие детско-юношеского футбола в стране, это развитие менеджмента и маркетинга футбольных клубов, это развитие инфраструктуры и т.д. Любая мелочь действительно влияет на результаты команды. Футбол в XXI веке стал не просто игрой, а настоящим бизнесом, где люди стали готовы выкладывать огромные деньги ради успешных выступлений своей команды на международной арене.

В российском клубном футболе существует много проблем. Выделим и обсудим некоторые из них.

1. Отсутствие популяризации российского футбола.

Очень важная и, пожалуй, основная проблема, которая из года в год затрагивается в отечественной научной литературе [2, 5, 6, 12, 14].

Пропаганда российского футбола очень сильно зависит от телевидения. К сожалению, российский чемпионат, на данный момент, показывает только один федеральный канал – Матч ТВ. Необходимо создать отдельный федеральный канал, где будут транслироваться все матчи РФПЛ, а также матчи Кубка России и интересные поединки дивизионов ниже РФПЛ. При этом на телеканале должны работать лучшие комментаторы, эксперты и должен проводиться тщательный и профессиональный анализ каждого тура чемпионата с приглашением иностранных специалистов. Это может повлечь за собой интерес со стороны телезрителя, а затем и повышение посещаемости российских стадионов, ведь в футбольной системе все взаимосвязано. Конечно, российскому телезрителю намного интереснее наблюдать за чемпионатами «большой пятерки» (Англии, Испании, Италии, Франции и Германии), но российское футбольное телевидение должно развиваться, быть максимально прозрачным и заинтересовывать своего зрители с каждым днём все больше и больше. В предверии чемпионата мира по футболу 2018 в России это был бы очень важный шаг на пути развития этого вида спорта в целом, но такого сделано не было.

2. Развитие детско-юношеских школ и работа с молодежью.

Вопрос популяризации спорта среди молодого населения, в частности, развития детско-юношеского футбола, также достаточно часто озвучивается учеными, занимающимися исследованием спортивной отрасли [5, 7, 8, 10]. Эта проблема – один из главных очагов возгорания развития российского футбола. Когда страна узнала о праве провести чемпионат мира по футболу, необходимо было полностью перезагрузить российский футбол. И всегда нужно начинать с самого начала – детские юношеские спортивные школы. Развитие данной инфраструктуры позволит каждому региону страны иметь большой запас футболистов, которых в будущем могут просматривать ключевые клубы страны. В нашей стране действительно существуют сильные футбольные учреждения, такие как: академия Спартака, футбольная школа Краснодара и т.д. Эти школы действительно способны конкурировать с мировыми лидерами из Германии, Голландии и т.д. Но для такой большой страны этого мало. В каждом регионе необходимо развивать футбольную школу высокого уровня, тем самым, повышать популярность данного вида спорта в стране. Дать возможность каждому попробовать себя в этой сфере.

В профессиональных клубах страны существует также проблема работы с молодежью. Талантливые игроки, зачастую, не могут найти себя в российском чемпионате и при этом не пытаются набраться опыта за рубежом. Наша страна не может дать полную базу, согласно мировым тенденциям футбола, поскольку наш чемпионат не считается одним из самых сильных. Мировые игроки действительно полностью раскрываются на европейском рынке, на рынке лучших чемпионатов мира. И наши футбольные агенты и клубы не всегда готовы отдать молодой дар «среднечку» европейского чемпионата. И это первый шаг на пути к ухудшению карьеры игрока. Молодым игрокам нужно давать право на выбор, многие из них, хорошо зарабатывая в России, просто боятся европейского прессинга и небольших зарплат. Многие из них действительно преданы своему родному клубу и не хотят уезжать из страны, но, как правило, это ведущие игроки российского футбола. А молодым дарованиям необходимо как можно больше проявлять себя на международной арене, чтобы в скором времени помогать сборной одолевать ведущие команды мира, благодаря опыту больших клубов.

3. Лимит на легионеров.

Нельзя назвать это проблемой, но до сих пор непонятно, с какой целью был введён лимит на легионеров. По мне, если убрать полностью лимит на легионеров, большинство российских футболистов могут оказаться на скамейке запасных, что может создать большую конкуренцию среди иностранных и российских спортсменов. Это будет действительно мотивация для наших футболистов, так как во многих случаях, находясь постоянно в стартовом составе, игрок абсолютно уверен, что он никогда не потеряет место в основном составе.

4. Отсутствие качественной селекции.

Селекция – это работа клуба, агентов, которая заключается в покупке новых игроков. Российские клубы не сильно амбициозны в приглашении молодых иностранных дарований. Да, уровень чемпионата не высок, но с каждым годом мы все чаще и чаще видим в нашем чемпионате футболистов из Бразилии и Аргентины. Наши клубы не готовы выходить на европейские рынки, поскольку боятся потратить огромные суммы денег. При этом молодежь развивается медленно. Так вот победы просто так не возьмутся. Необходимо выбрать направление и работать по нему тщательно. Развивать селекционную кампанию, используя ресурсы своих спонсоров, готовые выделять бюджет для приобретения новых игроков – не так уж и сложно. Другое дело – хотят ли руководители клубов звездных и молодых игроков в своей команде. Наш чемпионат должен иметь звездных игроков, это автоматически повысит интерес со стороны болельщиков, а значит и посещаемость стадионов в целом.

5. Неэффективный маркетинг и менеджмент российских клубов.

Руководство клубов, зачастую, использует неправильно тактику управления и продвижения клуба. Неэффективный маркетинг приводит к незаполненным трибунам на стадионе. В каждом клубе должен быть свой коммерческий директор, который будет зарабатывать деньги для своего клуба, в первую очередь, делая все, чтобы на стадион пришло как можно больше людей. Например, приглашая большую звезду (как это было с Это’О или Халком), клуб привлекает к себе все больше и больше болельщиков, увеличивается продажа атрибутики, как с футболистом, так и просто с клубом, увеличивается посещаемость стадионов. Маркетинг – важное звено любого клуба. Руководителям необходимо привлекать все большее количество спонсоров, готовых вложиться в клуб. Спонсоры – важные игроки на поле. Они влияют на развитие инфраструктуры клуба, на покупки качественных игроков и т.д. Управлять клубом не так уж и просто, но если нет полноценных знаний об этом, браться за это не стоит.

В заключение хотелось бы отметить, что это далеко не все проблемы российских клубов. Плохое участие в еврокубках, система «осень-весна», отсутствие игровой практики в зимний период и многие другие обстоятельства также влияют на развитие футбола в целом. За последние 10 лет футбольная система подверглась минимальным изменениям, которые, к сожалению, не сильно исправили всю ситуацию. 2018 год – год футбола в России и хочется, чтобы это была отправная точка к перезагрузке футбольной системы.


Источники:

1. Алвим В., Жийяр М. В., Зерег Ф. Структура и содержание клубной подготовки юных футболистов Бразилии 14-16 лет // Ученые записки университета им. ПФ Лесгафта. – 2018. – № 3 (157). – c. 11-16.
2. Бобровский Е. А. Влияние профессионального спорта на популяризацию футбола в России // Региональный вестник. – 2019. – № 23. – c. 50-52.
3. Верзилин Д.Н. Современные проблемы стратегического управления в отечественной индустрии футбола // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 12. – c. 3339-3348. – doi: 10.18334/epp.10.12.111447.
4. Воробьев А.И., Солнцев И.В., Осокин Н.А. Использование ренкинговых моделей для оценки уровня развития футбола в странах ФИФА // Вестник Российского экономического университета им. ГВ Плеханова. – 2016. – № 2 (86). – c. 69-76.
5. Дмитриев Д.О. Развитие и популяризация детского мини-футбола посредством коммерческих школ на примере города Сургута // Academy. – 2020. – № 1 (52). – c. 45-47.
6. Ковалев К.В., Дзигуа Д.В. Отечественный опыт популяризации любительских футбольных клубов в социальных сетях // Бюллетень института естествознания и спортивных технологий. 2020. – c. 127-133.
7. Ковалев Н.С. Современное состояние детско-юношеского футбола в России // Управление персоналом, социальными и бизнес-коммуникациями: методы, модели, технологии. 2020. – c. 182-184.
8. Лучникова А.Д., Тесля А.Б. Привлекательность инвестиций в детско-юношеский футбол // Неделя науки СПбПУ. 2016. – c. 96-99.
9. Обухов М.Я., Вечкинзова Е.А. Анализ эффективности футбольных клубов российской Премьер-лиги методом DEA-моделирования // Креативная экономика. – 2021. – № 5. – c. 2261-2276. – doi: 10.18334/ce.15.5.112117.
10. Осатюк А.А., Гакаме Р.З. Детско-юношеский футбол в россии: победные матчи // Вестник спортивной истории. – 2019. – № 1. – c. 65-76.
11. Панферов Д.Д., Аверин А.В. Маркетинговые стратегии футбольных клубов // Креативная экономика. – 2020. – № 8. – c. 1847-1862. – doi: 10.18334/ce.14.8.110717.
12. Полишкене Й. Популяризация футбола в России в связи с проведением Чемпионата мира 2018 г // Актуальные проблемы развития физкультурно-спортивных организаций. 2017. – c. 141-145.
13. Солнцев И., Осокин Н. Спонсорство в футболе: оценка справедливой стоимости спонсорских соглашений // Экономическая политика. – 2016. – № 3. – c. 69-81.
14. Ткаченко А.С. Проблемы развития и популяризации народных командных игр и русского футбола // Национальные виды спорта: актуальные проблемы развития и научно-методического обеспечения. 2016. – c. 245-248.
15. Ascari G., Gagnepain P. Spanish football // Journal of Sports Economics. – 2006. – № 1. – p. 76-89.
16. Baroncelli A., Lago U. Italian football // Journal of Sports Economics. – 2006. – № 1. – p. 13-28.
17. Buchholz F., Lopatta K. Stakeholder salience of economic investors on professional football clubs in Europe // European Sport Management Quarterly. – 2017. – № 4. – p. 506-530. – doi: 10.1080/16184742.2017.1306870.
18. Gallagher R., Quinn B. Regulatory own goals: The unintended consequences of economic regulation in professional football // European Sport Management Quarterly. – 2020. – № 2. – p. 151-170. – doi: 10.1080/16184742.2019.1588344.
19. Hawkins R. D., Fuller C. W. A prospective epidemiological study of injuries in four English professional football clubs // British Journal of Sports Medicine. – 1999. – № 3. – p. 196-203.
20. Pincivero D.M., Bompa T.O. A physiological review of American football // Sports Medicine. – 1997. – № 4. – p. 247-260.
21. Rohde M., Breuer C. The market for football club investors: a review of theory and empirical evidence from professional European football // European Sport Management Quarterly. – 2017. – № 3. – p. 265-289. – doi: 10.1080/16184742.2017.1279203.
22. Taylor M. The Leaguers: the making of professional football in England 1900-1939 // Liverpool University Press. 2005.

Страница обновлена: 27.11.2024 в 18:08:29