К вопросу о государственной политике кредитования инновационной деятельности

Довбий И.П.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 10 (34), Октябрь 2009

Цитировать:
Довбий И.П. К вопросу о государственной политике кредитования инновационной деятельности // Креативная экономика. – 2009. – Том 3. – № 10. – С. 90-93.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=13038155
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Кредитование инновационной деятельности должно носить характер государственной политики, содействующей решению задачи стимулирования предложения кредитов и инновационной активности субъектов экономики. Только в этом случае будут созданы условия для инновационного развития экономики.

Ключевые слова: инновационная деятельность, инновационная политика, инновационное развитие экономики, кредитование инновационной деятельности, государственная инновационная политика, Внешэкономбанк, российский банк развития



Участие государства в системе финансирования инновационной деятельности должно осуществляться в той степени, которая требуется для поддержания макроэкономического равновесия, создания конкурентной рыночной среды, формирования финансово-кредитных ресурсов в целях удовлетворения потребностей инновационной экономики в инновационном развитии, обеспечения национальной безопасности и достижения конкурентных преимуществ в мировой экономике. О том, что в России, с одной стороны, есть почти неправдоподобный инновационный задел; а с другой – совершенно неэффективный механизм его использования, говорится много и повсеместно.

В Москве 27 июня 2008 г. состоялось заседание Межрегионального банковского совета, посвященное законодательному обеспечению расширения кредитования инновационной деятельности, на котором говорилось о том, что при переводе российской экономики на инновационный путь развития необходимо уделить особое внимание вопросу расширения кредитования инновационной деятельности; что недостаточно обычного ускорения роста экономики, нужна инновационная революция, при этом работать должно быть выгодно; реальность государственных планов должна быть подкреплена достаточными ресурсами и мощными стимулами [1].

Условием долгосрочного роста экономики должны стать высокая скорость и непрерывность инновационного цикла, которой следует обеспечиваться финансовыми институтами. Особая роль в данном процессе принадлежит банковской системе, однако сегодня на срок более 5 лет предоставлено не более 5% общей массы кредитов, в то время как в европейских странах более половины кредитов выдается на больший срок. Сложности обусловлены дефицитом «длинных» ресурсов; низкой капитализацией банков, активы которых в 7-12 раз меньше активов отдельно взятых европейских банков, при этом по соотношению банковских активов Россия отстает в среднем на 200-250%. Это уже общегосударственная проблема.

В 2007 г. был принят Закон «О банке развития», и в качестве ключевого инструмента государственной инвестиционной политики была создана Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)». Цель – стимулирование инноваций и экспорта высокотехнологичной продукции, модернизация и развитие несырьевой экономики, и в первую очередь, наукоемкой промышленности и т.д. – достигается посредством финансирования кредитных организаций и юридических лиц, осуществляющих поддержку малого и среднего предпринимательства (в настоящее время через ОАО «Российский банк развития»).

Объем кредитов субъектам МСП, предоставленных: с начала реализации Программы – 23 220 млн. руб., по состоянию на 01.01.2009 – 8 691 млн. руб. Банк осуществлял взаимодействие с 60 субъектами РФ по вопросам отбора региональных банков, субсидированию процентных ставок, предоставления государственных гарантий в качестве обеспечения исполнения обязательств региональных банков; заключены соглашения о сотрудничестве с 52 субъектами РФ, а с учетом филиальной сети кредитование субъектов МСП производилось в 54 субъектах Федерации. Рост кредитного портфеля за год составил 43%.

Структура кредитного портфеля ОАО «РосБР» по состоянию на 01.01.2009 выглядит следующим образом:

– в отраслевом разрезе почти 60% составляют кредиты субъектам МСП реального сектора экономики РФ, 24% – сфера услуг, 17% – торговля;

–по срокам: большую часть кредитного портфеля составляют кредиты сроком от 2-х до 3-х лет, причем в 2008 г. их доля выросла на 18% и по состоянию на 01.01.2009 г. составила 71% ;

–по размерам кредитов преобладают кредиты свыше 10 млн. руб., их доля составила 55%, следующую позицию (доля 25%) занимают кредиты от 1 млн. до 5 млн. руб. [2]

Однако этого не достаточно, поскольку в условиях финансового кризиса резко ограничились такие формы финансирования как венчурный капитал, покровительство фирм бизнес-ангелами, IPO, соответственно существенно возрастает роль кредита, как основной формы финансирования инноваций, с учетом специфики именно российской экономики. В связи с этим целесообразна разработка и последующее принятие на государственном уровне закона о кредитовании инновационной деятельности и мерах государственной поддержки ее существования, в котором должны найти отражение [3]:

– основополагающие понятия, связанные с кредитованием инновационной деятельности («инновация», «инновационная деятельность», «инновационное кредитование», «инновационные банки и» т.д.), поскольку отсутствие законодательно установленных дефиниций связанных с инновационной деятельностью особенно опасно, когда уже сейчас обсуждаются изменения в Налоговом кодексе с целью предоставления льгот инновационным компаниям [4];

– концептуальные основы, принципы, стержневые характеристики национальной модели инновационного кредитования, место и роль в ней государства, приоритетные направления, субъекты и объекты кредитования;

– формы непосредственного государственного участия в механизме банковского инновационного кредитования, какие (полностью государственные или частно-государственные) банки необходимо создать, каким образом и в каких размерах государство будет принимать участие в формировании фондов кредитных ресурсов;

– основные критерии инновационных проектов, соблюдение которых необходимо для кредитования, а также порядок проведения экспертизы инновационных проектов, кредитование которых предполагается осуществлять государственными и частно-государственными кредитными организациями;

– выделение инновационной деятельности в экономике;

– меры государственной поддержки частных банков, осуществляющих кредитование инновационной деятельности (предоставление государственных гарантий, налоговых льгот участникам процесса кредитования).

Государственная инновационная кредитная политика должна решать триединую задачу:

– стимулировать предложение кредитов, способствующих развитию инновационной деятельности (соответственно инновационному развитию экономики и национальной безопасности страны);

– стимулировать инновационную активность субъектов экономики, специфика деятельности и финансовое положение которых не позволяют самостоятельно решать вопросы финансирования инновационной деятельности;

– стимулировать инновативность индивидуумов, коллективов предприятий и организаций, конструкторских бюро, научных лабораторий и т.д., как генераторов идей, изобретений и т.д.

Только выполнение совокупности названных мероприятий может создать условия для инновационного развития экономики и обеспечения национальной безопасности в условиях усиливающейся глобальной нестабильности.


Источники:

1. Развитие кредитования инновационной деятельности // www.credit.rbc.ru/news/other/2008/06/27/49657.shtml
2. Годовой отчет Российского банка развития за 2008 год / /www.rosbr.ru/files//content/RosBR_RUS.pdf
3. Инновационный тип развития экономики: учебник. – М. : Изд-во РАГС, 2007.
4. Дьяченко О.Г., Карев С.А. Пути и проблемы коммерциализации вузовских технологий // Инновации. – 2007. – № 6. – С. 15-17.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 00:25:00