Dynamics of the labor factor indicators for assessing the possibilities of strategic economic development of the Russian regions
Sokolova L.G.1, Savchenko E.E.1, Yarkova S.A.1
1 Красноярский институт железнодорожного транспорта – филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Иркутский государственный университет путей сообщения», Russia
Download PDF | Downloads: 15
Journal paper
Russian Journal of Labour Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 10, Number 10 (October 2023)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=55824060
Abstract:
The formation of a strategy for the development of the economy of the Russian Federation is an important state task that causes an increase in the standard of living. Within the framework of the strategy of economic development of Russia until 2035, the current status of the identified unresolved problems is analyzed. The block of questions of the personnel potential of the constituent entities of the Russian Federation of demographic, professional-qualification and production aspects is examined. A ranking assessment of the following indicators was carried: the indicators of the permanent population, natural and mechanical growth, and changes in the structure of the employed population. The share of the gross regional product of the constituent entities in the gross regional product of the Russian Federation was determined.
The labor productivity index for the subjects of the federal districts was calculated. The main directions for improving demographic policy, reforming the system of professional education of employees, increasing the indicators of gross regional product and labor productivity are proposed.
Keywords: strategic development of the economy, labor productivity, demographic development, professional and qualification aspect
JEL-classification: J21, J23, J24
Актуальность. Важным атрибутом развития любого государства является разработка стратегии социально-экономического развития страны. В Российской Федерации стратегия социально-экономического развития разрабатывается каждые шесть лет и служит основой для формирования перечня государственных программ Российской Федерации, лежащих в основе составления бюджета страны [1]. При разработке документов стратегического развития экономики уточняются основные направления государственной политики, нормативно-правового регулирования ее обеспечения и взаимодействие органов власти с бизнесом и населением по реализации прогнозных показателей.
В научно-исследовательской литературе ведется большая дискуссия по выработке направлений стратегии развития экономики страны. Например, Глазьев С.Ю. и Фетисов Г.Г. считают, что устранение государства от экономического развития неизбежно приводит к ошибкам в экономическом прогнозировании из-за неверной постановки задач реформирования, распад на фрагменты и поглощение их более крупными структурами. К ключевым направлениям стратеги развития экономики они относят: деятельность государственных институтов по созданию и реализации долгосрочной системы стратегического планирования; рост нового технологического уклада макроэкономических условий и создание институтов финансирования нового технологического уклада [2]. Косова Л.Н. и Косова Ю.А., проведя анализ стратегий развития национальной экономики на основе метода системного подхода пришли к выводу, что разработка концепции стратегии развития страны должна базироваться на предварительном изучении возможностей по таким направлениям как профессиональный уровень трудовых ресурсов, внутренний и внешний инвестиционный потенциал, оценка одного ключевого направления для инвестирования средств, способного создать синергетический эффект развития в других направлениях экономики. В этих целях ими были выделены блоки для формирования модели социально-экономической системы развития. К основным из них относятся: подсистема «материальные ресурсы», подсистема «трудовые ресурсы», подсистема «институты регулирования системы», подсистема «Связи системного объекта» [3].
Объем национального богатства, сохранившийся научно-производственный и интеллектуальный потенциал, позволял РФ в начале 2000-х годов воспользоваться условиями глобального кризиса для новой волны экономического подъема. Развитие российской экономики и в настоящее время зависит не столько от внешних факторов, сколько от эффективного использования внутренних ресурсов и проводимой экономической политики. Необходимые макроэкономические условия успешного развития российской экономики вытекают из предпосылок ее коренной модернизации, включающей обеспечение расширенного воспроизводства по всем видам используемых ресурсов и формирование системы инновационной и инвестиционной активности [10, 11].
Очевидно, что для формирования стратегии развития экономики страны необходимо провести оценку текущей социально-экономической ситуации [6, 8]. Изучение степени достижения формируемых целей экономического развития Российской Федерации опирается на созданный базис показателей, оценивающий направления развития страны. Тем не менее, до настоящего времени методически не решены проблемы стратегического планирования трудовых ресурсов во взаимосвязи с показателями гендерного развития в демографическом, профессионально-квалификационном и производственном аспектах по субъектам РФ.
Цель исследования заключается в выработке направлений стратегического планирования территориального развития на основе комплексного подхода к показателям формирования, занятости, инфраструктурного обеспечения населения для сокращения иррационального регионального перемещения.
Научная новизна заключается в обосновании установления и расчета показателей кадрового потенциала региона во взаимосвязи фактического наличия демографического потенциала с возможными ресурсами имеющейся базы обучения населения, обеспечения его занятости в различных сферах деятельности.
Авторская гипотеза. Стратегии развития в РФ, являясь важной государственной задачей, разрабатываются на региональном и отраслевом уровнях управления. Методическое обеспечение разрабатываемых прогнозных документов основано на программно-целевом методе, предусматривающем постановку целей и задач для их выполнения. Таким же образом формируются стратегические показатели развития субъекта планирования и прогнозирования. Мы полагаем, что для достижения поставленных целей и оценки возможностей стратегического развития объекта целесообразно дополнительно формировать систему показателей взаимозависимости различных блоков планирования. Наиболее наглядно это можно отследить на примере формирования трудовых показателей, соотнеся их изменение с блоками инфраструктурного развития и профессиональной занятости.
Для анализа возможностей формирования стратегии развития экономики РФ исследован блок вопросов, касающихся наличия трудовых ресурсов и кадрового потенциала страны, как основной ресурсосоставляющей компоненты.
Методы исследования. К основным принципам стратегии экономического развития России до 2035 года, позволяющие ей развиваться опережающими темпами, кроме обеспеченности топливно-энергетическими и природными ресурсами, отнесены принципы – «большое население» и «индекс человеческого развития», обеспечивающий стране 52 место среди группы стран с очень высоким ИЧР. Вместе с тем, отмечены и ряд существенных показателей, демонстрирующих нерешённые проблемы, к которым относятся демографические проблемы и недостатки существующей системы подготовки, ведущие к дефициту квалифицированных рабочих.
В исследовании приведены динамические ряды взаимосвязанных показателей демографического, профессионально-квалификационного и производственного аспектов проблемы по субъектам РФ.
Демографический аспект. На 01.01.22 г. в РФ проживало 145,6 млн человек, из них городское население 108,9 млн. чел (75%) и 36,7 млн чел – сельское население (25%). По вариантам прогноза (низкий, средний и высокий вариант), проведенных Росстатом, численность населения страны до 2035 г. продолжит снижаться при отрицательных показателях естественного и механического прироста населения. К 2036 г. ожидаемый прирост населения страны (высокий вариант) на 2,2% возможен за счет механического прироста населения, превышающий современные абсолютные показатели более чем в три раза [4].
Проведенный анализ по изменению численности постоянного населения по субъектам РФ за 2021г. позволил определить регионы с наибольшей и наименьшей концентрации жителей (табл.1).
Таблица 1
Оценка численности постоянного населения по субъектам Российской Федерации на 01.01.22 года
Федеральные округа РФ
|
Удельный вес
населения в общих показателях по РФ (в%%)
|
Распределение
субъектов РФ по рангам показателя численности населения на 01.01.22 г.
|
Доля региона в
сокращении численности населения РФ
(в%%) |
Российская
Федерация
|
100
|
|
100
|
Центральный
федеральный округ
|
26.9
|
1
|
- 23,9
|
Северо-Западный
федеральный округ
|
9.5
|
5
|
- 6,7
|
Южный
федеральный округ
|
11.3
|
4
|
- 7,8
|
Северо-Кавказский
федеральный округ
|
6.8
|
7
|
+ 4,9
|
Приволжский
федеральный округ
|
19.8
|
2
|
- 36,9
|
Уральский
федеральный округ
|
8.5
|
6
|
- 5,6
|
Сибирский
федеральный округ
|
11.6
|
3
|
- 18,7
|
Дальневосточный
федеральный округ
|
5.6
|
8
|
- 5,3
|
Основная численность населения РФ сосредоточена в Центральном, Приволжском, Сибирском и Южном федеральных округах. Субъекты РФ данных федеральных округов лидируют и в сокращении численности населения, особенно быстрыми темпами оно сокращается в Приволжском и Сибирском федеральных округах.
Аутсайдерами по численности постоянно проживающего населения являются Дальневосточный федеральный округ и Северо-Кавказский федеральный округ. Однако по плотности проживающего населения наиболее уязвимым для национальной безопасности является Дальневосточный федеральный округ, поскольку в отличие от Северо-Кавказского федерального округа там отмечена тенденция сокращения численности населения.
Из восьми федеральных округов РФ только в одном - Северо-Кавказском наблюдался за исследуемый период прирост численности проживающего населения. За анализируемый год население увеличилось всего в 20 субъектах РФ (23,5% от их общей численности), а в 65 субъектах РФ оно сократилось. Снижение численности населения в 28 субъектах РФ произошло как за счет естественной убыли, так и миграционного оттока населения, а в 37 субъектах РФ – за счет депопуляции населения (превышения естественной убыли над миграционным приростом) [4].
Возрастно- половой состав мигрантов по Российской Федерации в 2021 году не имеет особенных количественных отличий от предыдущих лет (табл. 2) и характеризуется большой мобильностью трудоспособного населения.
Таблица 2
Распределение состава мигрантов по возрасту за 2021г
Возрастная структура населения
|
Численность мигрантов (чел)
|
Численность мигрантов ( в %% к
итогу)
|
Всего мужчин и женщин, в т.ч.:
|
4 277 442
|
100
|
моложе трудоспособного возраста
|
814 036
|
19,0
|
трудоспособного возраста
|
2 975 222
|
69,6
|
старше трудоспособного возраста
|
488 184
|
11,4
|
Исходя из данных прогноза численности населения Росстата происходит увеличение значения миграционного прироста (оттока) населения в его формировании. За счет данного источника и должна обеспечиваться модернизации экономики в регионах, при увеличении численности в основном трудоспособного населения и прироста высоко квалифицированных кадров.
Наибольшей подвижности, в передвижении при смене места жительства, подвержены в основном лица в трудоспособном возрасте (69,6%) и моложе трудоспособного возраста (19,0%). Отъезд с территорий данных категорий населения может повлиять на увеличение среднего возраста оставшихся жителей и снизить активность регионального рынка труда.
Интенсивное передвижение населения в трудоспособном возрасте отмечено в Дальневосточном, Сибирском и Северо-Кавказском федеральных округах (табл. 3). Однако, результаты миграции населения не всегда оказывают положительное влияние на его формирование. Если в Северо-Кавказском федеральном округе численность населения население увеличивалась за счет миграционных перемещений, то в Дальневосточном и Сибирском федеральных округах население сокращалось при наличии данного фактора.
Таблица 3
Возрастно-половой состав мигрантов по субъектам Российской Федерации в 2021 году, тыс. чел.
Федеральные округа РФ
|
Всего
|
Население моложе
трудоспособного возраста
|
Население в
трудоспособном возрасте
|
Население старше
трудоспособного возраста
|
Удельный вес
трудоспособного населения к общей численности (в %)
|
Центральный
федеральный округ
|
1,128,332
|
225,309
|
777,142
|
125,881
|
68.9
|
Северо-Западный
федеральный округ
|
544,404
|
101,595
|
376,091
|
66,718
|
69.1
|
Южный
федеральный округ
|
485,354
|
89,955
|
331,143
|
64,256
|
68.3
|
Северо-Кавказский
федеральный округ
|
166,411
|
31,780
|
117,909
|
16,722
|
70.9
|
Приволжский
федеральный округ
|
759,999
|
148,203
|
526,774
|
85,022
|
69.3
|
Уральский
федеральный округ
|
376,339
|
68,918
|
258,431
|
48,990
|
68.7
|
Сибирский
федеральный округ
|
504,739
|
92,269
|
358,216
|
54,254
|
71.0
|
Дальневосточный
федеральный округ
|
311,864
|
56,007
|
229,516
|
26,341
|
73.6
|
Рейтинговая оценка естественного и механического прироста населения по субъектам РФ (табл. 4) позволяет установить наиболее неудобные для проживания населения территории.
Таблица 4
Распределение субъектов Российской Федерации по рангам коэффициентов естественного и механического прироста населения в 2021г.
Федеральные округа РФ
|
Ранг
коэффициента естественного прироста населения субъектов РФ
|
Ранг
коэффициента миграционного прироста населения субъектов РФ
|
Центральный
федеральный округ
|
7
|
3
|
Северо-Западный
федеральный округ
|
5
|
2
|
Южный
федеральный округ
|
6
|
1
|
Северо-Кавказский
федеральный округ
|
1
|
8
|
Приволжский
федеральный округ
|
8
|
5
|
Уральский
федеральный округ
|
3
|
4
|
Сибирский
федеральный округ
|
4
|
7
|
Дальневосточный
федеральный округ
|
2
|
6
|
Лидирующую позицию по комфортности проживания занимает Северо-Кавказский федеральный округ, имеющий высшие показатели по коэффициенту естественного прироста населения и наименьшие по миграционному. Низкий уровень естественного прироста населения в Приволжском и Центральном федеральных округах. Дефицит кадровой обеспеченности субъекты РФ данных округов могут покрыть за счет высокого коэффициента миграционной подвижности населения из Сибирского и Дальневосточного федеральных округов.
Профессионально-квалификационный аспект. Исследование показателей занятости трудоспособного населения по видам занятий за последние 13 лет позволило установить происшедшие структурные изменения в перераспределении приоритетов в развитии экономики РФ. По данным выборочных обследований рабочей силы, проведенных Росстатом, при анализе изменения численности занятого население по группам занятий на основной работе, резких колебаний не отмечено (табл. 5).
Таблица 5
Занятое население в возрасте 15-72 лет по группам занятий на основной работе в 2008-2021г., в %
Группы занятий
|
2008
|
2015
|
2016
|
2021
|
Всего занятых
|
100
|
100
|
100
|
100
|
в том числе:
|
|
|
|
|
Руководители
|
7,1
|
8,7
|
7,0
|
5,5
|
Специалисты
высшего уровня квалификации
|
18,9
|
20,7
|
23,8
|
26,2
|
Специалисты
среднего уровня квалификации
|
15,5
|
15,6
|
13,1
|
13,7
|
Служащие,
занятые подготовкой и оформлением документации, учетом и обслуживанием
|
3,0
|
2,9
|
3,1
|
2,7
|
Работники
сферы обслуживания и торговли, охраны граждан и собственности
|
14,0
|
14,7
|
15,3
|
15,7
|
Квалифицированные
работники сельского и лесного хозяйства, рыбоводства и рыболовства
|
4,1
|
3,4
|
3,4
|
2,3
|
Квалифицированные
рабочие промышленности, строительства, транспорта и рабочие родственных
занятий
|
15,0
|
13,3
|
13,0
|
13,3
|
Операторы
производственных установок и машин, сборщики и водители
|
11,0
|
10,8
|
12,6
|
12,8
|
Неквалифицированные
рабочие
|
11,4
|
9,9
|
8,7
|
7,8
|
Общую тенденцию можно охарактеризовать увеличением наполняемости рабочих мест специалистами высшего уровня квалификации, при незначительном снижении занятых специалистов среднего уровня квалификации, квалифицированных работников сельского и лесного хозяйства, рыбоводства и рыболовства, рабочих промышленности, строительства, транспорта и неквалифицированных рабочих. Тем не менее, сравнение абсолютных показателей численности занятого населения за анализируемый период выявил значительные структурные изменения в распределении отраслевой структуры занятого населения (табл.6).
Таблица 6
Динамика изменения структуры занятого населения в возрасте 15-72 лет по группам занятий на основной работе в 2008-2021г., в %
|
2015 r 2008г.
|
2021 к 2016г.
|
2021 к 2008г.
|
Всего занятых
|
101,8
|
98,9
|
100,8
|
в том числе:
|
|
|
|
Руководители
|
125,5
|
77,3
|
78,9
|
Специалисты
высшего уровня квалификации
|
111,4
|
108.9
|
141,7
|
Специалисты
среднего уровня квалификации
|
102.4
|
104.7
|
91,4
|
Служащие,
занятые подготовкой и оформлением документации, учетом и обслуживанием
|
99.1
|
84.6
|
91,5
|
Работники
сферы обслуживания и торговли, охраны граждан и собственности
|
107.4
|
100.4
|
114,0
|
Квалифицированные
работники сельского и лесного хозяйства, рыбоводства и рыболовства
|
84.9
|
67.4
|
58,7
|
Квалифицированные
рабочие промышленности, строительства, транспорта и рабочие родственных занятий
|
90.3
|
101.5
|
90,7
|
Операторы
производственных установок и машин, сборщики и водители
|
100.4
|
101.1
|
120,4
|
Неквалифицированные
рабочие
|
87.9
|
87.9
|
70,0
|
За анализируемый период более чем на 40% возросла численность занятых работников высшего уровня квалификации, на 20% - операторов производственных установок и машин, сборщиков и водителей и на 11% - работников сферы обслуживания и торговли, охраны граждан и собственности. Резко снизилась численность занятых квалифицированных работников сельского и лесного хозяйства, рыбоводства и рыболовства (41%) и неквалифицированных рабочих (30%). Отмечается снижение численности работающих в основных отраслях производства - промышленности, строительства, транспорта. Такое положение осложняется не подготовленной к современным реалиям обеспечения вакансий действующей системы подготовки кадров [5].
Наметившиеся тенденции в реструктуризации экономики страны, когда основной упор сделан на развитие сферы обслуживания, торговли, предоставления услуг и охраны граждан и собственности привело не только к снижению роли производственных отраслей в формировании валовой добавленной стоимости, но и абсолютному ее сокращению [4].
Увеличение численности занятых в отраслях экономики специалистов высшего уровня квалификации (на 41,7%) и снижение работающих специалистов среднего уровня квалификации (на 8,6%), а также неквалифицированных рабочие (на 30%) практически не способствовало росту макроэкономических показателей развития экономики и негативно отразилось на региональных рынках труда. Трудности с поисками работы для специалистов высшего уровня квалификации [9] и необеспеченность предприятий специалистами среднего уровня квалификации и неквалифицированными рабочими повлияет на увеличение миграционной подвижности у первой категории и свертывание производственной деятельности в малых и средних населенных пунктах.
Производственный аспект кадрового потенциала регионов РФ характеризуется приростом валового регионального продукта и ростом производительности труда.
Лидирующую позицию по формированию валового внутреннего продукта РФ занимают обрабатывающие производства (14,8%), строительство (5,7 %), транспорт (6.5 %) и сельское, лесное хозяйство (4,1 %) [4]. Значение отрасли в формировании валового внутреннего продукта страны за последние 8 лет практически не изменилось, несмотря на колебания численности занятых, кроме строительства, где падение роли ее упало почти на 1,5 процентных пункта.
В региональном разрезе, также за исследуемые годы, резких колебаний объемов валового регионального продукта не наблюдалось (табл.7).
Таблица 7
Доля валового регионального продукта субъекта РФ в валовом региональном продукте РФ, в %
Субъекты РФ
|
2013
|
2014
|
2015
|
2016
|
2017
|
2018
|
2019
|
2020
|
2021
|
РФ
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
Центральный ФО
|
35,5
|
35,29
|
34,5
|
35,1
|
34,9
|
34,5
|
34,7
|
35,9
|
34,4
|
Северо-западный ФО
|
10,19
|
10,1
|
10,9
|
11,3
|
10,9
|
11,0
|
11,0
|
11,3
|
13,7
|
Южный ФО
|
6,6
|
7,0
|
7,0
|
7,3
|
7,2
|
6,5
|
6,9
|
7,2
|
6,6
|
Северо-Кавказский ФО
|
2,5
|
2,7
|
2,6
|
2,7
|
2,6
|
2,4
|
2,5
|
2,6
|
2,2
|
Приволжский ФО
|
15,7
|
15,4
|
15,4
|
14,8
|
14,8
|
14,9
|
15,0
|
14,6
|
13,9
|
Уральский ФО
|
14,0
|
13,7
|
13,8
|
13,2
|
13,8
|
14,4
|
13,9
|
12,4
|
13,8
|
Сибирский ФО
|
9,6
|
9,69
|
9,6
|
9,5
|
9,8
|
9,6
|
9,8
|
9,6
|
9,3
|
Дальне-восточный ФО
|
5,9
|
6,1
|
6,2
|
6,1
|
6,0
|
6,3
|
6,2
|
6,4
|
6,1
|
Показатели индекса производительности труда по федеральным округам Российской Федерации обозначили тенденцию роста числа субъектов РФ с сокращением темпов роста производительности. Только в Северо - Кавказском и Дальневосточном федеральных округах просматривается положительная динамика по выполнению намеченных темпов роста производительности труда в экономике регионов. В остальных Федеральных округах возрастает число субъектов, снижающих показатели производительности труда [7, 10].
Результаты исследования. Анализ демографической ситуации в РФ свидетельствует о сосредоточении постоянно проживающего населения в европейской части России. Однако это обстоятельство не способствует приросту или сохранения численности населения в данных территориях, а показывает более ухудшающееся положение с перемещением его из одного населенного пункта в другой. Данный процесс отрицательно влияет на показатели рождаемости, поскольку изменение места жительства влечет не только финансовые затраты, но и создает условия психологической временности нахождения на данной территории и сказывается на образовании семьи и рождении детей. Процесс миграционного оттока населения из Приволжского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов потребует вложения дополнительных инвестиционных ресурсов для расширения инфраструктурных объектов как для сокращения миграции из регионов, так и дополнительных льгот, и преференций по привлечению населения в эти субъекты РФ при форсированном экономическом развитии территории.
Профессионально-квалификационный состав трудоспособного населения РФ отличается крайней несбалансированностью в связи с оттоком квалифицированной рабочей силы в европейскую часть России. Наметившиеся тенденции в реструктуризации экономики страны на развитие сферы обслуживания населения и сокращение численности занятых в обрабатывающих отраслях, обуславливают кардинальные изменения в системе профессионального образования работников в подготовке высококвалифицированных рабочих, с участием предприятий и организаций, осуществляющих реализацию развития производственных объектов.
Недооценка увеличения показателей валового регионального продукта и влияния показателя производительности труда на стабилизацию развития экономики, невнятная инвестиционная политика, как и политика по развитию малого и среднего предпринимательства, наметившиеся в современном этапе, не только не способствуют изысканию дополнительных резервов для строительства и реконструкции предприятий обрабатывающей сферы деятельности, но повышению благосостояния населения.
References:
Natsionalnye scheta Rossii v 2013-2020 godakh [National accounts of Russia in 2013-2020] (2021). (in Russian).
Egorova E. A., Goreylo V. A., Yarkova A. V. i dr. (2021). Molodost ili opyt, kakaya kategoriya perspektivnee dlya biznesa [Youth or experience, which category is more promising for business] (in Russian).
Glazev S. Yu., Fetisov G. G. (2013). O strategii ustoychivogo razvitiya ekonomiki Rossii [On the strategy of sustainable development of Russia’s economy]. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. (1). 23-34. (in Russian).
Kosova L.N., Kosova Yu.A. (2020). Strategiya ekonomicheskogo razvitiya strany: podkhody i tseli [Country’s economic development strategy: approaches and goals]. Vestnik Altayskoy akademii ekonomiki i prava. (9(2)). 260-268. (in Russian). doi: 10.17513/vaael.1328.
Malakhova A. A., Sochneva E. N., Starova O. V. et al. (2021). Portfolio Optimization Model for Asset Allocation Problem Based on Alternative Risk Measures
Melnikova E. V., Bezrukikh Y. A., Yarkova S. A. et al. (2021). Forming the human resources potential for innovative and technological development of the region within the framework of the “triple helix” model Lecture Notes in Networks and Systems. (200). 373-380. doi: 10.1007/978-3-030-69421-0_40.
Samarukha A. V., Savchenko E. E. (2021). Perspektivnye aspekty ekonomicheskogo razvitiya promyshlennosti v sibirskikh regionakh Rossii [Promising aspects of economic development of industry in the Siberian regions of Russia]. Baikal Research Journal. 12 (4). 3. (in Russian). doi: 10.17150/2411-6262.2021.12(4).3.
Sokolova L. G. (2023). Regionalnye aspekty sozdaniya sistemy upravleniya proizvoditelnostyu truda [Regional aspects of creating a labor productivity management system]. Science Magazine. (75). 54–62. (in Russian). doi: 10.58589/26866722_2023_75_54.
Sokolova L.G. (2022). Vliyanie metodov formirovaniya kadrovogo innovatsionnogo potentsiala zanyatyh v ekonomicheskoy deyatelnosti na rost proizvoditelnosti truda [Influence of human capacity-building methods in economic activity on labour productivity growth]. Russian Journal of Labor Economics. 9 (2). 285-298. (in Russian). doi: 10.18334/et.9.2.114253.
Sokolova L.G., Kazantseva I.I. (2020). Otsenka rezervnogo potentsiala dlya strategicheskogo planirovaniya sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya regiona [The reserve potential evaluation for strategic planning of the regional socio-economic development]. Bulletin of Baikal State University. 30 (4). 541-550. (in Russian).
Страница обновлена: 27.04.2025 в 23:35:25