Основные направления совершенствования демографической политики государства в системе экономической безопасности

Сенков В.А.1, Домничев Д.Ю.1, Золкин А.Л.2, Свердликова Е.А.3
1 Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), Россия, Москва
2 Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, Россия, Самара
3 МГУ им. М.В. Ломоносова, Россия, Москва

Статья в журнале

Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 6, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2023)

Цитировать:
Сенков В.А., Домничев Д.Ю., Золкин А.Л., Свердликова Е.А. Основные направления совершенствования демографической политики государства в системе экономической безопасности // Экономическая безопасность. – 2023. – Том 6. – № 4. – С. 1403-1418. – doi: 10.18334/ecsec.6.4.119387.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=55929836

Аннотация:
Изучение демографической ситуации в России необходимо для понимания динамики основных процессов, происходящих в экономической политике государства, влияющих как на уровень жизни населения, его духовное, физическое и психическое здоровье, интеллектуальный потенциал нации, решение демографических проблем, так и на систему экономической безопасности государства в целом. В работе проведен анализ программ по повышению демографической безопасности в концепции экономической безопасности РФ. Представлены практические рекомендации по устранению угроз в демографической сфере, улучшению демографической политики государства в системе экономической безопасности страны.

Ключевые слова: угрозы в экономической сфере, демографическая политика, демографическая безопасность, экономическая безопасность

JEL-классификация: J11, H56, F52

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение. Разработка своевременных, и давно назревших решений, обеспечивающих эффективное социальное развитие общества, улучшение демографической политики, в конечном итоге приведет к экономическому росту в РФ. Стабилизация и улучшение социально-демографической ситуации в стране являются приоритетным направлением деятельности государственных органов власти [3], отвечающих за демографическую и экономическую политику у нас в стране. Таким образом, тема настоящего исследования является весьма актуальной, значимой и требует дальнейшего изучения.

Цель данного исследования: разработать практические направления по устранению угроз в демографической сфере, улучшению демографической политики государства в системе экономической безопасности страны.

Предмет исследования – демографическая политика государства в системе экономической безопасности.

Объект исследования – процесс совершенствования демографической политики государства в системе экономической безопасности

Методологическую основу составил системный подход к оценке функционирования рассматриваемой системы, использованы методы научного познания: социологический, статистический, сравнительный анализ и другие, однако основным методом при анализе является статистический метод. Данный метод позволяет на основе имеющихся показателей оценить результативность деятельности демографической ситуации в России, как важного фактора экономической безопасности страны, в том числе в сравнительном аспекте.

Практическая значимость. Предложены институциональные и концептуальные уточнения, которые могут быть использованы для корректировки уже существующих и разработки будущих программ демографического развития России.

Основная часть. Государственная демографическая политика – это целенаправленная деятельность государственных органов и других социальных институтов, посредством которой она призвана достичь определенных количественных и качественных целей в области воспроизводства и динамики населения как в данный момент, так и в долгосрочной перспективе.

Выполнение любой деятельности в государстве осуществляется на основе законодательной базы, регламентирующей границы действий органов исполнительной власти на федеральном и муниципальном уровне. В настоящее время демографическая политика РФ реализуется государством на основе указа Президента Российской Федерации № 1351 «Об утверждении концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» [1]. В целях совершенствования демографической политики Российской Федерации Президентом РФ был издан № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» [2].

Данный нормативно-правовой документ определяет меры по поддержанию демографических показателей в стране, и особенно в тех регионах, где сложилась неблагоприятная демографическая ситуация, и основывается на мерах экономической и социальной поддержки этих регионов. Указ также направлен на обеспечение реализации мер по совершенствованию миграционной политики, в том числе стимулирование миграции в целях обучения, образовательной и научной деятельности, участия Российской Федерации в программах гуманитарной миграции, разработки и реализации программ для социальной адаптации и интеграции иммигрантов.

К примеру, государство старается различными мерами улучшить показатели демографической сферы. Так, Минтруд России совместно с Минздравом России, Минспортом России, Министерством просвещения России, Минфином России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработали национальный проект «Демография» [5], целью которого является повышение здорового образа жизни продолжительностью до 67 лет, а также снижение смертности населения старше трудоспособного возраста и увеличение суммарной рождаемости. Данный проект реализуется с 2019 года, рассчитан на 5 лет, а именно, его завершение планируется в 2024 году. Выделенный бюджет составляет – 3,105 млрд. руб. (рис. 1).

Рисунок 1. Бюджет национального проекта

Источник: [5].

Источниками формирования бюджета национального проекта являются: федеральный бюджет – 2973,4 млрд. руб, бюджеты субъектов РФ – 78,1, государственные внебюджетные фонды – 53,7 млрд. руб.

«Задачами проекта являются:

1. Внедрение механизма финансовой поддержки семей при рождении детей.

2. Создание условий для осуществления трудовой деятельности женщин, имеющих детей, включая достижение 100-процентной доступности (2021 год) дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет.

3. Создание в субъектах Российской Федерации дополнительных мест для детей в возрасте до 3 лет в организациях и у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотру и уходу.

4. Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения.

5. Создание системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, как составной части мероприятий, направленных на развитие и поддержание функциональных способностей граждан старшего поколения, включающей сбалансированное социальное обслуживание и домашний, полустационарный и стационарный уход.

6. Организация мероприятий по профессиональному обучению и дополнительному образованию лиц предпенсионного возраста.

7. Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек.

8. Мотивирование граждан к ведению здорового образа жизни посредством проведения информационно-коммуникационной кампании, а также вовлечения граждан и некоммерческих организаций в мероприятия по укреплению общественного здоровья.

9. Создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом, в том числе повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта и подготовка спортивного резерва» [5].

Проект «Демография» реализуется уже на протяжении 4-х лет. Несмотря на складывающуюся сложную ситуацию в стране, связанную с санкционными ограничениями [13], затрудняющую быстрое выполнение поставленных задач, данный национальный проект должен улучшить ситуацию в Российской Федерации.

По итогам 2021 года, результатам опроса, проведенного АНО «Национальные приоритеты» в социальных сетях самыми узнаваемыми мерами нацпроекта «Демография» стали: материнский капитал, ежемесячные выплаты при рождении детей до трех лет, льготная ипотека для семей с детьми, а также диспансеризация людей старшего возраста.

«Большинство участников опроса информировано о таких проектах, как материнский капитал (73%) и ежемесячные выплаты на детей до трех лет (53%). Порядка трети респондентов знают о льготной ипотеке для семей с детьми, программе переобучения», рассказала руководитель коммуникационного сопровождения национального проекта «Демография» Евгения Кокорева [14]. Важно, что почти половина респондентов (45%) отметила увеличение заботы о семьях с детьми со стороны государства, подчеркивает эксперт [14].

Помимо этого, в РФ есть ипотечная программа «Молодая семья» [10; 20] – это программа, созданная государством, а именно единовременная субсидия, частично покрывающая стоимость приобретаемой квартиры. Рассчитана программа на молодые семьи, где ни одному из супругов еще не исполнилось 35 лет, и состоят в зарегистрированном браке не менее одного года. При этом, участниками программы могут стать как полные, так и неполные семьи. Но в неполной семье должно быть минимум два человека, то есть один родитель и ребенок. А вот для семейных пар требований относительно детей никаких нет.

Но желающих получить субсидию всегда намного больше, чем свободных мест в списке. Ждать своей очереди зачастую приходится 3-4 года. А ведь время в этом случае играет против молодых семей. Чем дольше стоишь в очереди, тем больше риск выбыть из нее по возрасту. Поэтому чем моложе будут супруги на момент постановки на учет, тем больше шансов получить долгожданную субсидию. Семьи с детьми, тем более многодетные семьи имеют приоритетные права.

Размер субсидии составляет 30% от расчетной стоимости приобретаемого жилья для семей без детей, а семье с детьми полагается 35%. При этом важно понимать, что расчетная стоимость серьёзно отличается от рыночной. Прежде всего, потому, что для ее расчета за основу берется не площадь приобретаемой квартиры, а нормативная площадь. Так, на семью из 2 человек полагается 42 квадратных метра, если же в семье три человека и более, то по 18 метров на каждого. Полученную площадь умножают на нормативную стоимость одного квадратного метра – это и есть расчетная стоимость жилья.

Притом купить квартиру меньше нормативной площади программа не позволит. Это делается для того, чтобы после участия в программе молодая семья уже не могла считаться нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Для того чтобы стать участником данной программы необходимо соответствовать следующим требованиям:

– семью должны поставить на учет как нуждающуюся в улучшении жилищных условий;

– супруги должны иметь российское гражданство;

– доход семьи должен позволять выплатить две трети стоимости жилья;

– без детей – от 22 000 руб.;

– с одним ребенком – от 32 500 руб.;

– с двумя и более детьми – от 43 500 руб.;

– супруги должны быть прописаны в регионе, где получают субсидию;

– супруги не должны ранее получать аналогичную материальную помощь.

На сегодняшний день на рынке представлено множество специализированных программ по ипотечным продуктам для молодых семей. (табл. 1).

Таблица 1. Сравнение программ ипотеки для молодых семей от ведущих банков, при первоначальном взносе – 2 500 000 руб. (20% от общей стоимости),

сроком 20 лет и суммой кредитования – 12 000 000 руб.

Название банка
Программа
Ставка
Ежемесячный платеж, руб
Преимущества
РосБанк
Семейная ипотека
5,45%
65081
Без подтверждения дохода, срок рассмотрения от 1 до 3 дней
Совкомбанк
Новостройка с господдержкой 2020
4,09%
58020
Срок рассмотрения от 1 до 14 дней
СберБанк
Господдержка 2023
7,4%
75952
Без подтверждения дохода, срок рассмотрения - один день
ДОМ.РФ
Семейная ипотека
5%
62696
Без подтверждения дохода, срок рассмотрения до 2 дней
Россельхозбанк
Семейная ипотека
7,45%
62434
Без подтверждения дохода, срок рассмотрения от 1 до 3 дней
Открытие
Семейная ипотека
5,6%
65887
Без подтверждения дохода, срок рассмотрения от 1 до 3 дней
АльфаБанк
Ипотека с господдержкой
7,6%
77113
Срок рассмотрения от 1 до 2 дней
ВТБ
Семейная ипотека
5,5%
65349
Без подтверждения дохода, срок рассмотрения от 1 до 5 дней
Источник: [18].

В таблице 1 представлены различные программы ипотеки для молодых семей по ставкам, начиная от 4,09% до 7,6% годовых, при ежемесячном платеже в среднем около 65 000 рублей. Многие банки разрешают использовать материнский капитал или государственную субсидию, при первоначальном взносе.

Данными программами предусмотрена возможность получения кредитных каникул, в связи с возможностью возникновения различных затруднительных ситуаций, делающих невозможными или затруднительными текущие ипотечные платежи. Во многих банках такие каникулы могут предоставляться в случае строительства частного дома, на срок до двух лет, а также в случае рождения ребенка, на срок до трех лет, что в свою очередь дает возможность молодым семьям планировать детей и не волноваться за свое будущее, тратя освободившиеся финансовые средства на покрытие базовых потребностей.

Здесь необходимо особо отметить тот факт, что для получения кредита по программе ипотеки для молодых семей необходимо иметь сумму в размере 20% от стоимости приобретаемого жилья. Мы брали в расчет стоимость двухкомнатной квартиры в Московской области, это около 12 млн. руб. по ценам на лето 2023 г., в данном случае первоначальный взнос должен составлять 2,5 млн. руб., которые молодая семья должна где-то взять.

Необходимо отметить и такой факт, что ежемесячный платеж для молодой семьи в таком размере достаточно большой и труднореализуемый, поскольку каждый месяц необходимо отдавать около 65 000 рублей, а это значит, что оба супруга должны зарабатывать в месяц по 65000 рублей, чтобы их семейный бюджет в среднем составлял 130 000 рублей на двоих. Тогда оставшаяся половина после выплаты ипотеки должна быть более-менее удовлетворительной, дающей возможность покрывать их базовые потребности.

А если супруги снимают квартиру и еще не могут въехать в жилье, за которое платят в банке, то это еще как минимум минус 30 000 рублей, в результате на семью останется около 35 000 рублей на месяц. О планировании ребенка, в данном случае, вряд ли вообще может идти речь.

Также, немало важным фактом является то, что после окончания учебных заведений выпускников без опыта по полученным специальностям нигде не ждут, а зарплата начинающих сотрудников, как правило, около 30-40 тыс. рублей в месяц. В итоге, в современных реалиях такая ипотека становится трудно доступной для молодых семей.

С проблемой демографической ситуации, и это не секрет, сталкиваются большинство стран мира. Но определенные государства смогли разработать политику по улучшению демографических показателей и сформировать комплекс мер для улучшения жизни своего населения.

С начала пандемии COVID-19 рождаемость во многих богатых странах мира резко упала. В 2020 году коэффициент рождаемости в Соединенных Штатах достиг самого низкого уровня за всю историю, рождаемость в Китае упала на 15%, а во Франции родилось меньше всего детей со времен Второй мировой войны. Между тем, скандинавские страны – Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия и Исландия сохранили уровень рождаемости, а некоторые озадачены тем, что оказались в эпицентре пандемического бэби-бума [8]. После ошеломляющего увеличения родов на 16,5% во втором квартале 2021 года, Исландия изо всех сил пыталась увеличить вместимость своих родильных отделений. В Финляндии рождаемость выросла на 7%, а в Дании и Норвегии — на 3 и 5%% соответственно, в Швеции – лишь на 1% [8].

Это увеличение сбило с толку экспертов, хотя существует множество причин, одна из них – например, Северная Европа не так сильно пострадала от вируса, как ее южные соседи, а щедрые финансовые стимулы для семей помогли оградить будущих родителей от экономических последствий пандемии. Основная гипотеза заключается в том, что во времена экономической неопределенности щедрая оплата отпуска по семейным обстоятельствам в скандинавских странах помогает смягчить опасения по поводу увеличения финансового бремени. Новый ребенок может действовать как «сеть» финансовой безопасности для семьи.

Так, существует «скандинавская модель» для обозначения уникального сочетания свободного рыночного капитализма и социальных благ, которые привели к возникновению общества, которое пользуется множеством высококачественных услуг, включая бесплатное образование и здравоохранение, а также щедрые гарантированные пенсионные выплаты пожилому населению. Эти льготы финансируются налогоплательщиками и управляются правительством в интересах всех граждан, которые имеют высокую степень доверия к своему правительству, и опыт совместной работы для достижения компромиссов и решения социальных проблем посредством демократических процессов.

Все пять стран Северной Европы предлагают оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком продолжительностью не менее 11 месяцев в зависимости от дохода за предыдущий год. Выплаты варьируются от примерно 53% дохода в Дании до почти 100%, и до 6000 долларов в месяц в Норвегии. В Исландии молодые родители получают 12-месячный оплачиваемый отпуск в размере 80% от их обычного дохода, что составляет около 4500 долларов в месяц [7].

В Швеции родители имеют право на 16-месячный отпуск по уходу за ребенком, первый год оплачивается в размере 80% от их заработной платы. Родители также получают ежемесячное пособие на ребенка в размере 1050 шведских крон (113 долл. США) на ребенка, и могут использовать его для компенсации расходов на дошкольное образование, которое составляет всего около 200 шведских крон в месяц. Если родители вынуждены брать отпуск для ухода за больными детьми, они имеют право продолжать получать 80% своей заработной платы [16]. С того дня, как исполняется год ребенку, дети в Швеции имеют право на место в детском саду. Большинство начинают ходить в него и посещают до осени того года, когда им исполняется шесть лет — именно тогда начинается обязательное школьное обучение. Также в качестве дополнительной льготы люди с колясками могут бесплатно ездить на автобусах в крупных городах, в том числе в Стокгольме. Школа для детей в возрасте от 6 до 19 лет, от «дошкольного класса» до гимназии / шестого класса / старшей школы полностью финансируется за счет налогов, чаще всего включая обеды. Большая часть здравоохранения Швеции, включая роды, субсидируется налогом.

Одной из самых известных особенностей скандинавского воспитания детей является финский пакет для беременных, или так называемая «детская коробка», который выдается всем молодым матерям с 1930-х годов. В них есть одежда, средства по уходу и книга для первого чтения. В сегодняшнем пакете, который ежегодно пересматривается, 64 позиции. У молодых матерей есть выбор получить данный пакет или денежную сумму в размере 140 евро, но как правило 95% женщин выбирает первый вариант.

Финляндия предоставляет бесплатный всеобщий детский сад с восьми месяцев до начала формального образования в возрасте семи лет.

Благодаря прогрессивному налогообложению в Дании действует универсальная система здравоохранения, в которой граждане получают в основном бесплатную медицинскую помощь. Подоходный налог для физических лиц в Дании составил 55,9% в 2021. Максимальная ставка достигала 65,9 %, а минимальная 55,4 %. Ключом к пониманию высокого уровня счастья в Дании является способность модели благосостояния снижать риски, неопределенность и тревогу среди своих граждан и предотвращать крайнее несчастье.

Обучение бесплатное, и даже на университетском уровне плата за обучение не взимается. При этом каждый датский студент получает от государства около 900 долларов в месяц. Это означает, что супругам беспокоиться не нужно о том, как финансировать образование своего ребенка. Их карьера будет определяться их талантами, а не размером заработной платы членов семьи.

Датские законы об отпуске по уходу за ребенком являются одними из самых щедрых в мире: всего 52 недели, из которых родители могут получить до 32 недель денежной поддержки от государства. Кроме того, у большинства сотрудников есть пятинедельный отпуск, что позволяет семьям и друзьям хорошо проводить время друг с другом. Качественное бесплатное медицинское обслуживание доступно для всех, а модель социального обеспечения работает как механизм снижения риска.

Типичные 2-летние дети в Дании посещают детский сад в течение дня, где им гарантировано место, а их родители оплачивают не более 25% стоимости. Это гарантированное место останется в силе до тех пор, пока дети не окажутся под присмотром после школы в возрасте 10 лет. Если их родители решат остаться дома или нанять няню, правительство также помогает оплачивать это [21].

На основе анализа мероприятий, разработанных Скандинавскими странами по демографической политике решающим отличием в стимулировании рождаемости является следующее: финансирование обширных социальных пособий, включая продленный отпуск по уходу за ребенком и субсидируемый уход за ребенком. Исходя из этого, необходимо перенять опыт данных государств, и предложить комплекс мер для увеличения численности населения, а именно снижения смертности и увеличения рождаемости, заключающихся в следующем:

1. Введение прогрессивной шкалы налогообложения, при которой смогут решиться две актуальные проблемы: государство будет направлять средства, полученные от вычета налогов, на повышение качества жизни россиян, благодаря этому будет вноситься вклад в будущее каждого гражданина, за счет чего повысится экономическая безопасность страны [12], а в связи с перенаправлением финансов в социальные сферы, улучшится демографическая ситуация в РФ [17].

1.1 Улучшение качества здравоохранения. Каждый человек должен иметь право на бесплатное, и главное, качественное медицинское обслуживание. Система здравоохранения в России испытывает трудности по всей стране. В первую очередь требует изменения система здравоохранения в маленьких городах и сельской местности. Необходимо открытие полноценных диагностических и лечебных центров, с работой «узких» специалистов в этих центрах.

1.2 Увеличение социальных выплат и пособий на детей: сумма выплачиваемых пособий на ребенка в России всегда ниже прожиточного минимума, и чем старше ребенок, тем ниже сумма ежемесячного пособия, (например, в 2022 году величина прожиточного минимума по России на основании Постановления Правительства РФ № 1070 [4] составляла 11950 руб., а сумма ежемесячного пособия на ребенка от 7 до 18 лет в 2022 г. составила в среднем 6200-6500 руб.), что при данном уровне стоимости потребительской корзины является недопустимо низкими.

Также необходимо, исходя из ежегодной инфляции, повышения уровня цен на продовольственные и непродовольственные товары, производить корректировку суммы ежемесячных выплат на детей, с корректировочным коэффициентом по каждому региону.

1.3 Строительство новых детских садов, вследствие чего увеличение количества мест для детей. К сожалению, в России постоянно наблюдается нехватка мест в дошкольных учреждениях, и семьям, в которых рождается ребенок, приходится заниматься этим вопросом уже с рождения малыша, вставать в очередь, чтобы впоследствии по достижении ребенком 3-х лет устроить его в детский сад.

В Москве Правительство работает над данной проблемой (в 2021 году было открыто более 50 новых детских садов), но все равно даже в столице по многим районам наблюдается дефицит мест в ДОУ [6]. А в регионах ситуация намного хуже.

1.4 Снизить процентные ставки по ипотеке для молодых семей и сделать их более доступными, в соответствии с возрастом супругов и уровнем их доходов (начинающий специалист без опыта работы практически всегда имеет самый низкий уровень заработной платы по отношению к остальным сотрудникам организации), а также при рождении каждого следующего ребенка снижать на 1-2% годовую ставку по выплате ипотечного кредита.

1.5 Закрепить на законодательном уровне финансовую поддержку молодым семьям, чтобы при оформлении официальных отношений, а также при рождении каждого ребенка, от организации обоим родителям производилась одноразовая выплата определенной суммы денежных средств (при этом финансирование должно производиться не за счет средств организации, в которой трудятся супруги, а за счет средств, выделяемых государственными фондами), тем самым молодые семьи будут уверены в поддержке в сложной ситуации как со стороны работодателя, так и со стороны государства [19].

2. Повышение демографического уровня за счет укрепления общественных аспектов среди всего населения, и в этой ситуации важнейшим фактором является осознанность и понимание молодежи в важности социального института, тем самым начнет укрепляться и демографическая, и экономическая безопасность в нашей стране.

2.1 Уничтожение культа потребления, суть которого «пожить для себя» и в удовольствие, что для современного молодого поколения «стоит во главе угла».

2.2 Использование средств массовых источников информации (кино, радио, печать, телевидение, социальные сети) с целью пропаганды определенного типа демографического поведения – формирование понимания «института семьи и брака».

2.3 Психологическая подготовка молодых родителей, которая заключается в бесплатной помощи квалифицированных специалистов.

2.4 Введение в школах дисциплины, изучающей семейные, моральные, нравственные ценности с целью воспитания осознанного подрастающего поколения.

2.5 Введение некого обязательного родительского или семейного дня раз в 2 недели в дошкольных учреждениях и школах, чтобы у родителей закреплялся родительский инстинкт, у детей на подсознательном уровне откладывалось понимание важности института семьи, как обязательной составляющей в жизни каждого человека.

Заключение

Проведенное исследование показывает, насколько сильна взаимосвязь демографии и экономической безопасности. Если показатели рождаемости снижаются, то это отражается на экономике страны, и наоборот, если показатели экономики растут, то и увеличиваются демографические показатели.

Обеспечение экономической безопасности состоит, в первую очередь в стабильном существовании различных слоев населения, что сказывается на демографических процессах – рождаемости, смертности, миграции [15]. Как видно из проведенного анализа, показатели рождаемости снижаются, смертность и миграция населения растет, поэтому предложенные меры по улучшению демографической политики государства должны помочь стабилизировать демографическую и впоследствии, экономическую ситуацию в лучшую сторону.

Экономическая безопасность является основой национальной безопасности страны. Она представляет собой защищенность интересов государства, общества и личности от внешних и внутренних угроз [11]. Одной из составляющих экономической безопасности является демографическая безопасность, оказывающая значимое влияние на ее состояние.

Эффективность демографической политики определяется успехами в достижении желательного типа воспроизводства населения при минимально возможных расходах общества. В тоже время организация партнерства, федеральной исполнительной власти, региональной власти и местного самоуправления позволит реализацию демографической политики сделать комплексной и всеобъемлющей [9], и получить устойчивую базу позитивных результатов демографического развития.


Источники:

1. Указ Президента РФ от 09.10.2007 N 1351 (ред. от 01.07.2014) «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года». Legalacts.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://legalacts.ru/doc/ukaz-prezidenta-rf-ot-09102007-n-1351/?ysclid=l9lc3pheur440061139 (дата обращения: 04.04.2023).
2. Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 606 (ред. от 25.11.2019) «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации». Legalacts.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://legalacts.ru/doc/ukaz-prezidenta-rf-ot-07052012-n-606/?ysclid=l9lby0ozl8252570799 (дата обращения: 04.04.2023).
3. Указ Президента РФ от 13.05.2017 N 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». Publication.pravo.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201705150001?ysclid=l9lbrppc3z577395856 (дата обращения: 04,04.2023).
4. Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1070 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации на 2022 год». Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_388977/ (дата обращения: 04.04.2023).
5. Национальный проект «Демография». Mintrud.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/demography (дата обращения: 04.05.2023).
6. В Москве за год построили более 50 новых школ и детских садов. Rbc.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/61baecb59a794777135ac6a0?ysclid=lnj7ecqap7600448740 (дата обращения: 09.09.2023).
7. Декрет о декрете: какие страны дают время и деньги на ребенка. Dzen.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://dzen.ru/a/Y9uz_2jsqCSXUVsA (дата обращения: 09.09.2023).
8. Если бы не пандемия, этих детей бы не было: в скандинавских странах отмечается беби-бум. Podhod24.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://podhod24.ru/news/2022/01/18/esli-by-ne-pandemiya-etih-detey-by-ne-bylo-v-skandinavskih-stranah-otmechaetsya-bebi-bum.html?ysclid=lnj5awqs2462624979 (дата обращения: 09.09.2023).
9. Золкин А.Л., Чистяков М.С. Сохранение здоровья как экономический фактор социального благополучия социума // Проблемы эффективной организации медицинской помощи населению на современном этапе: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Кемерово, 2020. – c. 21-23.
10. Ипотека «Молодая семья». Banki.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.banki.ru/products/hypothec/catalogue/ipoteka_molodaya_semya/ (дата обращения: 12.06.2023).
11. Караваева И.В., Лев М.Ю. Приоритеты государственного регулирования экономической безопасности России в условиях новых глобальных вызовов // Экономическая безопасность. – 2023. – № 2. – c. 453-466. – doi: 10.18334/ecsec.6.2.117953.
12. Лев М.Ю., Болонин А.И., Лещенко Ю.Г. Налоговое администрирование как механизм укрепления экономической безопасности налоговой системы государства // Экономическая безопасность. – 2022. – № 2. – c. 525-546. – doi: 10.18334/ecsec.5.2.114626.
13. Лев М.Ю., Лещенко Ю.Г. Движущие силы антироссийской коалиции: проблемы современной международной безопасности // Экономическая безопасность. – 2023. – № 2. – c. 749-774. – doi: 10.18334/ecsec.6.2.117829.
14. Названы самые узнаваемые меры нацпроекта «Демография» по итогам 2021 года. Rg.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2022/01/08/nazvany-samye-uznavaemye-mery-nacproekta-demografiia-po-itogam-2021-goda.html (дата обращения: 04.04.2023).
15. Руднев С.Г., Золкин А.Л., Юмашев А.В., Корнетов А.Н. Совершенствование управления социальной защитой населения на муниципальном уровне. / Монография. - Краснодар: Новация, 2023. – 164 c.
16. Самый лучший декрет у мамочек Швеции, худший – у женщин Америки. Samara.kp.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.samara.kp.ru/daily/26461.5/3331887/?ysclid=lnj5ofpfzy270832971 (дата обращения: 09.09.2023).
17. Сенков В.А., Домничев Д.Ю. Оценка угроз экономической безопасности в демографической сфере Российской Федерации // Экономическая безопасность. – 2023. – № 3. – c. 1065-1084. – doi: 10.18334/ecsec.6.3.118254.
18. Сравнение программ ипотеки для молодых семей. Banki.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.banki.ru/products/hypothec/catalogue/lgotnaya_ipoteka_12_protsentov/city/moskva/?initialFee=2000000&period=20y&price=12000000&isRefinance=0&page=2 (дата обращения: 12.06.2023).
19. Алиев И.М., Горелов Н.А., Симонов В.С. и др. Управление человеческими ресурсами. / Учебник – 2-е изд., пер. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 467 c.
20. Условия программы «Молодая семья». Спроси.дом.рф. [Электронный ресурс]. URL: https://спроси.дом.рф/instructions/usloviya-programmy-ipoteka-dlya-molodykh-semey/ (дата обращения: 12.06.2023).
21. The pandemic delivered a surprise to Nordic countries: a baby boom. Nationalgeographic.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nationalgeographic.com/history/article/the-pandemic-delivered-a-surprise-to-nordic-countries-a-baby-boom (дата обращения: 05.04.2023).

Страница обновлена: 14.04.2024 в 08:24:53