Оценка угроз экономической безопасности в демографической сфере Российской Федерации
Сенков В.А.1, Домничев Д.Ю.1
1 Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 35 | Цитирований: 1
Статья в журнале
Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 6, Номер 3 (Июль-сентябрь 2023)
Цитировать:
Сенков В.А., Домничев Д.Ю. Оценка угроз экономической безопасности в демографической сфере Российской Федерации // Экономическая безопасность. – 2023. – Том 6. – № 3. – С. 1065-1084. – doi: 10.18334/ecsec.6.3.118254.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54303013
Цитирований: 1 по состоянию на 30.01.2024
Аннотация:
. Демографические проблемы тесным образом связаны с состоянием экономики любого государства, и оказывают глобальное воздействие на экономическую безопасность, проявляя проблемы в экономике, обуславливая важность их решения при ключевой роли государства.
В работе проведен обзор статистических материалов по оценке демографической безопасности в концепции экономической безопасности РФ.
Проведена оценка угроз в демографической сфере и определено их влияние на систему экономической безопасности РФ.
Ключевые слова: угрозы в экономической сфере, демографическая политика, демографическая безопасность, экономическая безопасность
JEL-классификация: J11, F52, H56, H12
Введение. Социально-экономические и политические изменения, происходившие в России на протяжении последних 25 лет, коснулись также демографических процессов и отразились на репродуктивном, сексуальном, миграционном поведении людей, на семейно-брачных отношениях [10]. В начале 1990-х гг. Россия вступила в период длительной депопуляции, одной из главных причин которой явилась сверхнизкая рождаемость.
Как показывает исторический опыт, каждое государство должно иметь совокупность мер и механизмов, которые бы гарантировали устойчивое развитие. Система экономической безопасности государства, как основа государственной экономической политики [1] представляет собой многоуровневую систему мер и механизмов, гарантирующих устойчивое и поступательное развитие экономики, а также стабильность в обществе.
Демографическая система [1; 2; 3] стремится к сохранению стабильности и внутреннего равновесия, что достигается благодаря ряду факторов: характеру социальных отношений; уровню развития производительных сил; развитию здравоохранения, науки; природе ценностных ориентаций, культурных норм, традиций; присутствующих религиозных верований.
Цель данного исследования: провести оценку угроз в демографической сфере, и определить их влияние на систему экономической безопасности Российской Федерации.
Задачами данного исследования являются:
– исследовать теоретические аспекты экономической безопасности и демографической безопасности, а также их взаимосвязь;
– провести комплексную диагностику угроз в экономической и демографической сфере Российской Федерации.
Объектом исследования является демографическая сфера в системе экономической безопасности РФ.
Предметом исследования является оценка демографической безопасности и ее влияние на экономическую безопасность Российской Федерации.
Практическая значимость исследования содержится в возможном использовании сделанных выводов в работе федеральных и региональных органов в решении проблем в национальной демографической политики.
Основная часть. Состояние и перспективы развития экономики являются главным условием эффективного функционирования государства. Поддержание в Российской Федерации стабильной экономической системы позволяет сохранять конкурентные позиции на мировом рынке. Экономическая безопасность занимает важнейшую, ведущую роль в системе национальной безопасности России [8].
Основываясь на работах отечественных и зарубежных ученых и перечне, предложенном Институтом экономики РАН, а также собственных исследованиях и наработках в области экономической безопасности, была составлена система из основных социально-экономических показателей экономической безопасности государства [20] (табл. 1).
Таблица 1. Социально-экономические показатели 2019-2021 гг.
Наименование
индикаторов |
2019
|
2020
|
2021
|
Пороговые
уровни
|
Напр.
ограничения |
Численность
населения, млн чел
|
146,780
|
146,748
|
146,171
|
-
|
-
|
Среднедуш.
денежный доход населения, руб./мес.
|
35
388
|
36
073
|
39
854
|
-
|
-
|
Числен.
населения с доходами ниже величины прожиточный минимума в общей численности
населения, %
|
12,3
|
12,1
|
11,9
|
7%
|
Не
более
|
Уровень
безработицы, %
|
4,9
|
5,7
|
5,8
|
8%
|
Не
более
|
Продолжительность,
лет
|
73,3
|
71,5
|
70,06
|
75
лет
|
Не
менее
|
Проанализировав данные таблицы 1, представленные Федеральной службой государственной статистики об основных социальных индикаторах экономической безопасности, нельзя не отметить негативную динамику показателей, так, например, численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в общей численности населения снизилась за 3 года на 0,4% и составила в 2021 году 11,9%, при этом данный показатель должен быть не более 7% порогового значения.
Уровень безработицы ежегодно увеличивается, особенно сильное изменение наблюдается в 2020 году, где величина составила 5,7% после пандемии COVID, в то время как в 2019 году безработица была 4,9%. Но при этом, данное значение не превышает порогового значения, а значит является оптимальным для экономической безопасности.
Средняя продолжительность жизни с 2019 по 2021 г. стабильно снижается, в 2021 году продолжительность жизни снизилась и составила 70,06 лет, а в 2019 годом еще была – 73,3 лет.
Наилучшим показателем является среднедушевой денежный доход населения, который за 3 года возрос на 4 466 руб./мес. или 11,21%, и составил в 2021 году 39 854 руб/мес.
Демографическая безопасность является важнейшим приоритетом национальных интересов России, а также одним из самых уязвимых мест в системе национальной безопасности страны, которая, в свою очередь, оказывает непосредственное влияние на экономическую, политическую, социальную и военную безопасность. Сложностью обеспечения демографической безопасности является то, что человек, как его главная составляющая подвержен различным изменениям и плохо защищен от различного вида угроз. Государство должно принимать множество мер по его защите, обеспечивая, таким образом, и свою защищенность от внешних и внутренних негативных воздействий. И в зависимости от того насколько успешна будет эта защита, будет повышаться или снижаться уровень демографической и экономической безопасности.
Демографическая ситуация в Российской Федерации в значительной мере обусловлена социально-экономическими процессами, происходившими в XX веке. Во второй половине прошлого века в Российской Федерации ежегодно рождались 2-2,5 млн. детей, умирали 1-1,5 млн. человек. Продолжительность жизни граждан постоянно увеличивалась и приближалась к показателям европейских стран. Средняя продолжительность жизни в 1990-1991 годах составляла 68 лет.
С 1992 года началось стабильное сокращение численности населения из-за превышения уровня смертности над уровнем рождаемости (естественная убыль населения).
Благодаря начавшейся с 2006-2007 гг. реализация национальных проектов, направленных на сокращение смертности и увеличение рождаемости населения России, естественная убыль сменилась естественным приростом, и тем самым уже к 2012 г. была преодолена депопуляция, бывшая до того два десятка лет. С 2012 года вплоть до 2016 года, ежегодные числа родившихся колебались вокруг отметки в 1,9 млн., т.е. были близки к цифрам начала 1990-х годов (в 1991 году число родившихся составило 1795 тыс.).
Однако после 2016 года все резко изменилось: на смену естественному приросту населения пришла постепенно увеличивающая свои масштабы естественная убыль [5].
Последствия этого резкого и продолжительного падения рождаемости сейчас становятся очевидными. Краткий взгляд на пирамиду населения России иллюстрирует этот эффект домино. Около 12,5 миллионов россиян в возрасте от 30 до 34 лет родились незадолго до распада Советского Союза. Но около 6,5 миллионов человек в возрасте от 20 до 24 лет родились во время хаоса конца 1990-х годов. Эта меньшая база людей, способных рожать детей, означает, что рождаемость почти обречена на снижение. Так, после непродолжительного периода естественного прироста населения в середине 2010-х гг. население России вновь начало сокращаться в 2019 г.
Если в 1990 г. по численности населения РФ была на 6 месте, то по данным рейтинга стран мира по численности населения на 2022 год Россия занимает 9 место в мире.
Повышение пенсионного возраста, качество медицинского обслуживания, снижение уровня жизни и множество других вызовов, с которыми сталкиваются россияне, являются одними из причин, по которым в стране четвертый год подряд наблюдается убыль населения.
Таблица 2. Динамика изменения численности населения России по годам
Годы
|
Население
|
Прирост
|
%
|
Изменение
|
1990
|
147 665
081
|
9 538
481
|
6,91
|
↑
|
2000
|
146 890
128
|
-774
953
|
-0,52
|
↓
|
2010
|
142 856
536
|
-4 033
592
|
-2,75
|
↓
|
2019
|
146 780
720
|
-99
712
|
-0,07
|
↓
|
2020
|
146 748
590
|
-32
130
|
-0,02
|
↓
|
2021
|
146 171
015
|
-577
575
|
-0,39
|
↓
|
Исходя из таблицы 2, прослеживается негативный рост убыли населения, лишь только в 1990 году был положительный естественный прирост численности на 9 538 481 чел., что положительно повлияло на ситуацию в стране.
За 2020 год население России впервые за последние 15 лет сократилось более чем на 500 тысяч человек (-577 575 чел.), а в 2021 году достигла отметки в 1 млн. человек, что связано с пандемией COVID, которая негативно сказалась на всей экономике.
Для точной оценки необходимо более подробно рассмотреть статистические данные за последние 5 лет, а именно динамику численности с 2017 по 2021 годы, представленные в таблице 3.
Таблица 3. Динамика численности населения за период 2017-2021 гг.
Годы
|
Все
население, млн. чел.
|
В
том числе, млн.чел.
|
В
общей численности, %
| ||
городское
|
сельское
|
городское
|
сельское
| ||
2017
|
146,8
|
109,0
|
37,8
|
74
|
26
|
2018
|
146,9
|
109,3
|
37,6
|
74
|
26
|
2019
|
146,8
|
109,5
|
37,3
|
75
|
25
|
2020
|
146,7
|
109,5
|
37,2
|
75
|
25
|
2021
|
146,2
|
109,3
|
36,9
|
75
|
25
|
Анализ данных таблицы 3 показывает, что в России за период 2017-2021 гг. наблюдается в основном убыль населения. Сокращение населения с 2018 по 2021 гг. составило 700 тыс. человек. Городское и сельское население показывают негативную динамику с каждым годом, что стоит задуматься о принятии мер по повышению рождаемости. Только лишь в период с 2017 по 2018 г. наблюдается увеличение численности, что связано с ростом числа городского населения на 300 тыс. человек.
За весь анализируемый период численность населения снизилась на 0,4%. В целом, доля сельского населения держится в пределах 26-25%, то есть не наблюдается значительный отток сельского населения в городскую местность. Численность сельских жителей практически не меняется, что говорит о том, что городское население не стремится к переезду в сельскую местность.
В таблице 4 представлены компоненты изменения численности населения Российской Федерации. К ним относятся общий, естественный и миграционный прирост (убыль).
Таблица 4. Компоненты изменения численности населения Российской Федерации
за период 2017-2021 гг. (тыс.чел)
Годы
|
Численность
населения на 1 января
|
Общий прирост
|
Естественный
прирост
|
Миграционный
прирост
|
Общий прирост
за год, %
|
2017
|
146804,4
|
76
|
-135,8
|
211,8
|
0,05
|
2018
|
146880,4
|
-99,7
|
-224,6
|
124,9
|
-0,07
|
2019
|
146793,7
|
-32,1
|
-317,2
|
285,1
|
-0,02
|
2020
|
146748,5
|
-577,5
|
-702,1
|
106,5
|
-0,4
|
2021
|
146171,0
|
-693
|
-1 004,0
|
227,7
|
-0,5
|
Анализ таблицы 4 показал, что за период 2017-2021 гг. в стране в процентном соотношении наблюдается сокращение численности населения. Только в 2017 году наблюдалась положительная динамика, а именно общий прирост за год увеличился на 0,05%.
С 2018 по 2021 гг. естественный прирост населения был отрицательным, в то время как миграционный оказался положительным, где основной поток мигрантов в Российскую Федерацию направляется из стран СНГ, но при этом, миграция не оказывает должного положительного влияния на увеличение общего числа людей в стране.
В 2021 году убыль населения достигла рекордной отметки в 1 004 тысяч человек, что говорит о резком сокращении численности, в связи с чем население на 2022 год составило 145 478 091 человек.
Таким образом, можно отметить, что общий прирост имеет тенденцию к снижению. Естественный прирост также уменьшается, то есть на фоне численности родившихся, умерших больше, что показано на рисунке 1.
Рисунок 1. Компоненты изменения численности населения
Российской Федерации
Источник: [6].
На рисунке 1 видно отрицательную тенденцию. Это негативно сказывается на демографической ситуации в стране в целом. Поэтому при наблюдаемой высокой смертности населения требуется рассмотреть причины, по которым население стремительно сокращается.
В таблице 5 приведены показатели естественного движения населения. Естественное движение населения – это изменение численности населения в результате изменения числа родившихся и умерших.
Таблица 5. Показатели естественного движения населения
Показатель
|
Тысяч
|
На 1000
человек населения
| |||
2021
|
2020
|
Прирост/снижение
|
2021
|
2020
| |
Родившихся
|
1 402,8
|
1 436,5
|
-33,7
|
9,71
|
9,8
|
Умерших
|
2 445,5
|
2 138,5
|
+307
|
16,5
|
14,6
|
из них детей в
возрасте до 1 года
|
6,4
|
6,5
|
-0,1
|
4,4
|
4,5
|
Естественный
прирост (убыль)
|
-1 004,0
|
-702,1
|
+301,9
|
-6,79
|
-4,8
|
Браков
|
923,5
|
770,8
|
+152,7
|
6,3
|
5,3
|
Разводов
|
644,2
|
564,7
|
+79,5
|
4,4
|
3,9
|
Проанализировав показатели естественного движения населения, можно сделать вывод о том, что наблюдается негативная динамика, например, в 2021 году число умерших превысило число родившихся на 42,6% (в 2020 году на 32,8%), естественная убыль населения составила максимальное значение в 1 004 тыс. человек, в то время как в 2020 году составляло 702,1 тыс. человек.
Смертность в трудоспособном возрасте, из которых 80% составляют мужчины, составляет около трети всех смертей в России. Более половины (55%) вызваны сердечно-сосудистыми заболеваниями. На это есть несколько причин:
1. Официально здравоохранение бесплатное, финансируется в основном за счет обязательного медицинского страхования.
2. Выплаты производятся только работодателями и региональными властями.
3. Несмотря на увеличение расходов на здравоохранение, уровень их приоритетности в федеральном бюджете снижается. Их доля в общем объеме расходов последовательно сокращается: в 2021 году она составила 5,8%, в 2022 году - 5,3%, в 2023 и 2024 годах она составит 4,9%.
Из данных таблицы 5 увеличилось не только число браков на 152,7 тысяч или 16,5%, но и число разводов на 79,5 тысяч или 12,3% по сравнению с предыдущим годом. Это говорит о том, что на каждую тысячу людей в 2021 приходилось 6,3 брака и 4,4 развода, а в 2020 – 5,3 брака и 3,9 разводов соответственно.
По данным опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), в котором приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет, наиболее распространенными причинами для развода в 2021 году назвали (рис. 2):
Рисунок 2. Причины разводов россиян в 2021 году
Источник: [17].
В ходе опроса ВЦИОМ россияне главной причиной выделили бедность, так ответили 33% респондентов.
Среди наиболее распространенных причин для развода назвали: взаимное непонимание в браке в качестве причины распада семьи упомянули 17%, неверность одного из партнеров 16%, бытовые проблемы 11%.
Таким образом, по результатам анализа демографических показателей в России можно сделать следующие выводы: численность населения страны остается практически неизменным, прирост обеспечен миграционным фактором, естественный прирост в стране в настоящее время имеет в основном отрицательное значение. Необходимо усиливать меры государственной поддержки для увеличения численности населения естественным путем.
Только комплекс мер государственных органов власти поможет улучшить демографическую ситуацию, что в будущем приведет к улучшению социально-экономического развития страны [7].
Экономика и демография тесно взаимосвязаны: возрастно-половой состав населения и его составляющие напрямую влияют на производственный процесс и распределение товаров, производимых обществом [9]. Таким образом, состояние демографии в нашей стране непосредственно влияют на экономику.
Демографическая политика Российской Федерации направлена на увеличение продолжительности жизни, сокращение смертности и причин ее наступления, повышения рождаемости, повышение и сохранения здоровья населения, регулирования внутренней и внешней миграции и улучшение на этой основе демографической ситуации в стране. Разработка эффективной демографической политики требует изучения всех демографических показателей, чтобы разработать действительно работающую систему мер и предложений для улучшения демографии требуется еще и время.
Специфика демографической ситуации в России заключается в том, что несоответствие темпов развития демографической и экономической системы вызывает противоречия, влияющие на характер развития рынка рабочей силы. Росту рождаемости в определенной мере способствуют повышение экономического потенциала страны, обеспечение полной занятости экономически активного населения, повышение размера детских пособий на ребенка и проведение на государственном уровне мер активной демографической и семейной политики. При таких обстоятельствах семья может быть уверена в будущем своих детей и рассчитывать на весомую финансовую поддержку со стороны государства.
В связи с нарастающими угрозами демографической безопасности поддержка семей с детьми стала важным направлением социальной политики государствa. Одним из важных способов влияния на демографическую ситуацию является государственная финансовая поддержка семей с детьми, которая служит импульсом для роста рождаемости [19].
Так, существует 11 выделенных мер социальной поддержки в России для будущих родителей и семей с детьми на 2022 год (табл. 6):
Таблица 6. Меры социальной поддержки в России в 2022 году
Меры социальной поддержки в
России
| ||
Выплата
|
Описание
|
Размер
|
1.
Пособие по беременности и родам
|
Назначается женщинам на седьмом месяце
беременности на основании больничного листа.
Право на пособие имеют: работающие женщины; безработные при определенных условиях; студентки очной формы обучения; проходящие военную службу по контракту; матери, которые усыновили ребенка (детей) младше трех месяцев и относятся к какой-либо из вышеперечисленных категорий. |
Минимальный размер пособия зависит от
МРОТ, максимальный — от начислений страховых взносов. 63 932,4 руб. –
минимальный; 360 164 руб. – максимальный.
|
2.
Пособие беременным женщинам из малоимущих семей
|
Получить выплату могут не все, а
только женщины, которые встали на учет в мед. организацию на ранних сроках
беременности (от шести до 12 недель), если размер среднедушевого дохода их
семей не превышает величину прожиточного минимума на душу населения в субъекте
Российской Федерации по месту их жительства (пребывания) или фактического
проживания.
|
Размер составляет
50% от регионального прожиточного минимума трудоспособного
гражданина.
|
3.Единовременное
пособие при рождении ребенка
|
Получить фиксированную выплату может
один из родителей (либо тот, кто его заменяет) через работодателя или портал
"Госуслуги". Если рождается несколько детей, выплата выдается на
каждого ребенка (ст. 11 закона № 81-ФЗ).
Право на получение есть у всех, вне зависимости от наличия работы и размера доходов. |
19 981 руб.
|
4.
Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную
службу по призыву
|
По законодательству положено
беременной (на сроке не менее 180 дней) жене призывника и выплачивается
единоразово вне зависимости от начислений других пособий.
|
31 642 руб.
|
5.
Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по
призыву
|
Выплачивается со дня рождения и до
трех лет (не ранее начала отцом военной службы и не позднее дня окончания).
|
13 561 руб.
|
6.
Пособие по уходу за ребенком до полутора лет
|
Выплата производится ежемесячно со дня
предоставления указанного отпуска до достижения ребенком полутора лет (ч. 1
ст. 13, ч. 1 ст. 14 Закона № 81-ФЗ).
|
Размер пособия составляет 40% от
среднего заработка его получателя, но не менее установленного законом
минимума, который в настоящее время составляет 7493 руб.
|
7.
Ежемесячная выплата на ребенка до трех лет
|
С 2022 года сравнение будет проходить
с прожиточным минимумом, установленным на текущий год. Если доход
ниже, семья может получить выплату.
|
Размер составит один прожиточный
минимум для детей в регионе.
|
8. Ежемесячная
выплата на ребенка от трех до семи лет
|
Право на получение ежемесячной выплаты
имеет один из родителей или иной законный представитель ребенка.
|
Размер в зависимости от уровня дохода
семьи составит 5852 руб., 8778 руб., 11704 руб. на
каждого ребенка указанного возраста.
|
9.
Ежемесячная выплата на ребенка от восьми до 17 лет
|
Право на ежемесячное пособие на
ребенка в возрасте от восьми до 17 лет имеет единственный родитель или иной
законный представитель, в отношении которого предусмотрена на основании
судебного решения уплата алиментов. При этом размер среднедушевого дохода
семьи не должен превышать прожиточный минимум.
|
Размер ежемесячного пособия составляет
50% величины прожиточного минимума региона.
|
10.Единовременное
пособие при передаче ребенка на воспитание в семью
|
Право на единовременное пособие имеет
один из усыновителей, опекунов, приемных родителей. В случае передачи на
воспитание в семью двух и более детей пособие выплачивается на каждого
ребенка (ст. 12.1 закона № 81-ФЗ).
|
При усыновлении ребенка старше семи
лет, ребенка-инвалида, двоих и более детей (братьев и/или сестер)
единовременно можно получить выплату в размере 152 677 рублей.
|
11.
Материнский капитал
|
Право на повышенный материнский
капитал имеют не только семьи, чей ребенок родится в 2022 году, но и те, кто
не получил сертификат в 2021-м.
|
на первого ребенка: 503 237 руб.; на
второго — 665 009 руб.
|
Тем не менее, все вышеперечисленные выплаты не стимулируют население к деторождению, поскольку людей останавливают определенные факторы. При рождении ребенка на первое место выходят уже мотивы материального характера, совокупность экономических факторов. Прежде всего, это постоянная работа, стабильные доходы, в том числе и пособия, соизмеримые с уровнем получаемой заработной платы, наличие отдельного жилья или доступные кредиты на строительство или покупку жилья. Названные факторы являются ключевыми при принятии решения о рождении детей.
Так, было проведено исследование, в котором было опрошено 143 респондента в возрасте от 18 до 37 лет, включая мужчин и женщин (рис. 3).
Рисунок 3. Возраст опрошенных, включая мужчин и женщин
Источник: [14].
Из них в браке состоит всего 31 человек, 3 на стадии помолвки, остальные – 109 участников опроса не в официальных узаконенных отношениях.
А также из 143 опрошенных, лишь у 9 есть хотя бы один ребенок, у 2 – двое детей и только одна девушка беременна. Далее на рисунке 4 представлены причины, которые мешают заводить детей участникам опроса:
Рисунок 4. Факторы, останавливающие респондентов заводить детей в 2021 г.
Источник: [14].
Так, самым популярным ответом является – «пожить для себя» (26%), на втором месте «другое» (19%), здесь люди указывали, что они выделяют несколько факторов сразу из предложенных, на третьем – «финансовое положение» (15%).
Разумеется, вопрос финансового положения является актуальным, поскольку пo данным Росстата, в январе 2022 года инфляция ускорилась до 8,7% против 8,4% по итогам декабря 2021 года. Это значение – рекордное за последние шесть лет с учетом того, что цель ЦБ по темпам роста цен 4%. Сильнее всего в начале 2022 года подорожали продовольственные товары – на 11%. По состоянию на 4 февраля годовая инфляция достигла 8,8%, оценённая Минэкономразвития [18].
В то время, как заработная плата останется неизменной, из-за чего возникают проблемы элементарного содержания себя и своей семьи, вследствие чего о рождении ребенка не может быть и речи.
Уровень жизни в России постоянно ухудшается с 2014 года, поскольку экономика страдает от неоднократных западных санкций, зависимости от нефтегазового сектора и широко распространенной коррупции.
По мнению Степана Гончарова из независимого социологического агентства «Левада-центр», низкий уровень рождаемости связан с широко распространенной «неуверенностью в завтрашнем дне».
Немало важным является то, что у людей уровень потребностей каждый год меняется и возрастает. Получаемый доход человеком не достаточен в наши дни, особенно если гражданин проживает в крупных городах России. Если раньше была возможность откладывать свои сбережения, к примеру: на отпуск, покупки нового имущества, или в целом на будущее. То сейчас согласно прошлогоднему опросу, проведенного в 2021 году, рекрутинговым сайтом SuperJob, 43% россиян не имеют никаких сбережений.
При этом, согласно Росстату, средняя заработная плата ежегодно растет, что показано на рисунке 4, только за три последних года увеличение произошло на 8 678 руб./мес. и составило в 2021 году – 56 545 руб, в то время как еще в 2019 году было 47 867 руб. [16].
Рисунок 5. Средняя заработная плата в России с 2010 г. по 2021 г.
Источник: [16].
Но это среднее значение и не каждый россиянин получает такую сумму, а потому на нее сами граждане не ориентируются и не доверяют. Поскольку средняя заработная плата представляет собой все начисленные работникам деньги (фонд оплаты труда с учетом подоходного налога), деленные на численность работников в месяц [15]. В связи с этим, показатель средней зарплаты часто критикуется, поскольку из-за большого расслоения по доходам населения, не отражает средний уровень компенсации труда.
Для улучшения показателей рождаемости была создана программа «Материнский капитал», которая была введена в 2007 году для поощрения женщин к рождению второго или третьего ребенка, и может быть использована для улучшения жилья, образования или финансирования пенсии матери. Размер выплаты составлял – 250 тыс. рублей. Некоторые российские демографы связывают с этой программой рост рождаемости в период с 2013 по 2015 год. Данные показывают, что рождаемость в России достигла пика в 2014 году и составила 1,95 миллиона, а в 2019 году упала до 1,44 миллиона. Хотя сейчас материнский капитал введен уже на первого ребенка и в 2022 году составляет – 524,5 тыс. рублей, на второго — 693,1 тыс. рублей.
В ходе опроса также было выявлено отношение к материнскому капиталу респондентов. Данные статического исследования показали, что положительно относятся 84% участников опроса к введению материнского капитала на первого ребенка, в то время как отрицательно ответило лишь 4% (рис. 6).
Рисунок 6. Отношение к материнскому капиталу участников опроса в 2021 г.
Источник: [4].
Но при этом, среди опрошенных, материнский капитал вовсе не стимулирует к рождению первого ребенка. На рисунке 7 можно увидеть, что 94% ответов не мотивированы данной поддержкой от государства.
Рисунок 7. Стимулирование материнским капиталом
Источник: [4].
Если раньше у женщин была мотивация к деторождению, а именно материнский капитал могли получать только на второго и последующих детей, то после введения данной выплаты уже на первого, процент того, что мать захочет еще одного – очень низок.
Заключение
В заключении можно отметить, что государству необходимо разработать ряд мер для улучшения уровня жизни граждан, а именно сделать реальными процентные ставки по ипотечному кредитованию, пособия приравнять к уровню средней заработной платы по соответствующему региону, так как имеющиеся меры не достаточны для мотивирования граждан.
Тем не менее, взаимосвязь демографии и экономики тесна. Проблемы с демографией отражаются на состоянии экономики, что обуславливает важность их решения, при этом ключевая роль в решении проблем относится к государству. Так к числу мер, призванных повысить рождаемость, относятся различные социальные меры поддержки семей. В целом меры, предпринимаемые государством сегодня, недостаточны, ряд важных задач остается нерешенными. Примерами важных задач являются повышение реальных доходов населения и качества медицинского обслуживания.
Источники:
2. Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 606 (ред. от 25.11.2019) «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации». Legalacts.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://legalacts.ru/doc/ukaz-prezidenta-rf-ot-07052012-n-606/?ysclid=l9lby0ozl8252570799 (дата обращения: 04.04.2023).
3. Указ Президента РФ от 13.05.2017 N 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». Publication.pravo.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201705150001?ysclid=l9lbrppc3z577395856 (дата обращения: 04.04.2023).
4. Борьба за рождаемость: чем поможет маткапитал. Gazeta.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gazeta.ru/business/2020/01/30/12936326.shtml?ysclid=l9lbl24ige978159334 (дата обращения: 04.04.2023).
5. Браткова В.В., Кочесоков А.К., Кочесокова М.К. Анализ демографической ситуации в современной России // Вестник экспертного совета. – 2021. – № 1(24). – c. 76-81.
6. Демография. Rosstat.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/12781 (дата обращения: 04.04.2023).
7. Караваева И.В., Лев М.Ю. Развитие стратегии экономической безопасности (итоги проведения ежегодной международной научно-практической конференции «Сенчаговские чтения») // Вестник Института экономики Российской академии наук. – 2019. – № 4. – c. 194-204. – doi: 10.24411/2073-6487-2019-10055.
8. Лещенко Ю.Г. Экономическая безопасность России в глобальной динамике интеграции // Экономическая безопасность. – 2021. – № 3. – c. 657-670. – doi: 10.18334/ecsec.4.3.112994.
9. Локосов В.В., Рюмина Е.В., Ульянов В.В. Качество населения и региональная экономика: прямые и обратные связи // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2018. – № 1. – c. 32-42. – doi: 10.15838/esc.2018.1.55.2.
10. Локосов В.В. Демографическое развитие России: динамика и социально-экономические риски // Вестник Российской академии наук. – 2020. – № 3. – c. 251-258. – doi: 10.31857/S086958732003010X.
11. Новые меры социальной поддержки в 2022 году. Kommersant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5493765?ysclid=l9lb518dxt247476829 (дата обращения: 04.04.2023).
12. Общая численность населения России по годам. Infotables.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://infotables.ru/statistika/31-rossijskaya-federatsiya/782-obshchaya-chislennost-naseleniya-rossii (дата обращения: 04.04.2023).
13. Регионы России: Социально-экономические показатели. Rosstat.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13204 (дата обращения: 04.04.2023).
14. Россияне объяснили нежелание заводить детей. Lenta.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://lenta.ru/news/2021/05/30/opros/ (дата обращения: 04.04.2023).
15. Сайфиева С.Н., Цветков В.А. Некоторые аспекты влияния налоговой реформы на финансовое состояние промышленных предприятий // Промышленная политика в Российской Федерации. – 2004. – № 9-10. – c. 11-17.
16. Средняя зарплата в России в 2022году от Росстата. Gogov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://gogov.ru/articles/average-salary (дата обращения: 04.04.2023).
17. Статистика разводов и браков в России 2021-2022. Top-rf.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://top-rf.ru/places/149-braki-razvody.html?ysclid=l9l4bemsza127021209 (дата обращения: 04.04.2023).
18. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 04.04.2023).
19. Чернорук С.В., Клещёва С.А., Германович Н.Е. Роль государственной финансовой поддержки семей с детьми в стимулировании рождаемости (на примере Беларуси, России и Украины) // Молодой ученый. – 2013. – № 4(51). – c. 315-320.
20. Городецкий А.Е., Караваева И.В., Лев М.Ю., Бухвальд Е.М., Казанцев С.В., Коломиец А.Г., Колпакова И.А., Иванов Е.А., Быковская Ю.В., Сазонова Е.С. Экономическая безопасность России в новой реальности. / Коллективная монография. - Москва: Институт экономики Российской академии наук, 2021. – 325 c.
Страница обновлена: 11.08.2024 в 18:17:46