Оценка угроз экономической безопасности в демографической сфере Российской Федерации

Сенков В.А.1, Домничев Д.Ю.1
1 Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), Россия, Москва

Статья в журнале

Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 6, Номер 3 (Июль-сентябрь 2023)

Цитировать:
Сенков В.А., Домничев Д.Ю. Оценка угроз экономической безопасности в демографической сфере Российской Федерации // Экономическая безопасность. – 2023. – Том 6. – № 3. – С. 1065-1084. – doi: 10.18334/ecsec.6.3.118254.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54303013
Цитирований: 1 по состоянию на 30.01.2024

Аннотация:
. Демографические проблемы тесным образом связаны с состоянием экономики любого государства, и оказывают глобальное воздействие на экономическую безопасность, проявляя проблемы в экономике, обуславливая важность их решения при ключевой роли государства. В работе проведен обзор статистических материалов по оценке демографической безопасности в концепции экономической безопасности РФ. Проведена оценка угроз в демографической сфере и определено их влияние на систему экономической безопасности РФ.

Ключевые слова: угрозы в экономической сфере, демографическая политика, демографическая безопасность, экономическая безопасность

JEL-классификация: J11, F52, H56, H12

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение. Социально-экономические и политические изменения, происходившие в России на протяжении последних 25 лет, коснулись также демографических процессов и отразились на репродуктивном, сексуальном, миграционном поведении людей, на семейно-брачных отношениях [10]. В начале 1990-х гг. Россия вступила в период длительной депопуляции, одной из главных причин которой явилась сверхнизкая рождаемость.

Как показывает исторический опыт, каждое государство должно иметь совокупность мер и механизмов, которые бы гарантировали устойчивое развитие. Система экономической безопасности государства, как основа государственной экономической политики [1] представляет собой многоуровневую систему мер и механизмов, гарантирующих устойчивое и поступательное развитие экономики, а также стабильность в обществе.

Демографическая система [1; 2; 3] стремится к сохранению стабильности и внутреннего равновесия, что достигается благодаря ряду факторов: характеру социальных отношений; уровню развития производительных сил; развитию здравоохранения, науки; природе ценностных ориентаций, культурных норм, традиций; присутствующих религиозных верований.

Цель данного исследования: провести оценку угроз в демографической сфере, и определить их влияние на систему экономической безопасности Российской Федерации.

Задачами данного исследования являются:

– исследовать теоретические аспекты экономической безопасности и демографической безопасности, а также их взаимосвязь;

– провести комплексную диагностику угроз в экономической и демографической сфере Российской Федерации.

Объектом исследования является демографическая сфера в системе экономической безопасности РФ.

Предметом исследования является оценка демографической безопасности и ее влияние на экономическую безопасность Российской Федерации.

Практическая значимость исследования содержится в возможном использовании сделанных выводов в работе федеральных и региональных органов в решении проблем в национальной демографической политики.

Основная часть. Состояние и перспективы развития экономики являются главным условием эффективного функционирования государства. Поддержание в Российской Федерации стабильной экономической системы позволяет сохранять конкурентные позиции на мировом рынке. Экономическая безопасность занимает важнейшую, ведущую роль в системе национальной безопасности России [8].

Основываясь на работах отечественных и зарубежных ученых и перечне, предложенном Институтом экономики РАН, а также собственных исследованиях и наработках в области экономической безопасности, была составлена система из основных социально-экономических показателей экономической безопасности государства [20] (табл. 1).

Таблица 1. Социально-экономические показатели 2019-2021 гг.

Наименование
индикаторов
2019
2020
2021
Пороговые уровни
Напр.
ограничения
Численность населения, млн чел
146,780
146,748
146,171
-
-
Среднедуш. денежный доход населения, руб./мес.
35 388
36 073
39 854
-
-
Числен. населения с доходами ниже величины прожиточный минимума в общей численности населения, %
12,3
12,1
11,9
7%
Не более
Уровень безработицы, %
4,9
5,7
5,8
8%
Не более
Продолжительность, лет
73,3
71,5
70,06
75 лет
Не менее
Источник: [13].

Проанализировав данные таблицы 1, представленные Федеральной службой государственной статистики об основных социальных индикаторах экономической безопасности, нельзя не отметить негативную динамику показателей, так, например, численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в общей численности населения снизилась за 3 года на 0,4% и составила в 2021 году 11,9%, при этом данный показатель должен быть не более 7% порогового значения.

Уровень безработицы ежегодно увеличивается, особенно сильное изменение наблюдается в 2020 году, где величина составила 5,7% после пандемии COVID, в то время как в 2019 году безработица была 4,9%. Но при этом, данное значение не превышает порогового значения, а значит является оптимальным для экономической безопасности.

Средняя продолжительность жизни с 2019 по 2021 г. стабильно снижается, в 2021 году продолжительность жизни снизилась и составила 70,06 лет, а в 2019 годом еще была – 73,3 лет.

Наилучшим показателем является среднедушевой денежный доход населения, который за 3 года возрос на 4 466 руб./мес. или 11,21%, и составил в 2021 году 39 854 руб/мес.

Демографическая безопасность является важнейшим приоритетом национальных интересов России, а также одним из самых уязвимых мест в системе национальной безопасности страны, которая, в свою очередь, оказывает непосредственное влияние на экономическую, политическую, социальную и военную безопасность. Сложностью обеспечения демографической безопасности является то, что человек, как его главная составляющая подвержен различным изменениям и плохо защищен от различного вида угроз. Государство должно принимать множество мер по его защите, обеспечивая, таким образом, и свою защищенность от внешних и внутренних негативных воздействий. И в зависимости от того насколько успешна будет эта защита, будет повышаться или снижаться уровень демографической и экономической безопасности.

Демографическая ситуация в Российской Федерации в значительной мере обусловлена социально-экономическими процессами, происходившими в XX веке. Во второй половине прошлого века в Российской Федерации ежегодно рождались 2-2,5 млн. детей, умирали 1-1,5 млн. человек. Продолжительность жизни граждан постоянно увеличивалась и приближалась к показателям европейских стран. Средняя продолжительность жизни в 1990-1991 годах составляла 68 лет.

С 1992 года началось стабильное сокращение численности населения из-за превышения уровня смертности над уровнем рождаемости (естественная убыль населения).

Благодаря начавшейся с 2006-2007 гг. реализация национальных проектов, направленных на сокращение смертности и увеличение рождаемости населения России, естественная убыль сменилась естественным приростом, и тем самым уже к 2012 г. была преодолена депопуляция, бывшая до того два десятка лет. С 2012 года вплоть до 2016 года, ежегодные числа родившихся колебались вокруг отметки в 1,9 млн., т.е. были близки к цифрам начала 1990-х годов (в 1991 году число родившихся составило 1795 тыс.).

Однако после 2016 года все резко изменилось: на смену естественному приросту населения пришла постепенно увеличивающая свои масштабы естественная убыль [5].

Последствия этого резкого и продолжительного падения рождаемости сейчас становятся очевидными. Краткий взгляд на пирамиду населения России иллюстрирует этот эффект домино. Около 12,5 миллионов россиян в возрасте от 30 до 34 лет родились незадолго до распада Советского Союза. Но около 6,5 миллионов человек в возрасте от 20 до 24 лет родились во время хаоса конца 1990-х годов. Эта меньшая база людей, способных рожать детей, означает, что рождаемость почти обречена на снижение. Так, после непродолжительного периода естественного прироста населения в середине 2010-х гг. население России вновь начало сокращаться в 2019 г.

Если в 1990 г. по численности населения РФ была на 6 месте, то по данным рейтинга стран мира по численности населения на 2022 год Россия занимает 9 место в мире.

Повышение пенсионного возраста, качество медицинского обслуживания, снижение уровня жизни и множество других вызовов, с которыми сталкиваются россияне, являются одними из причин, по которым в стране четвертый год подряд наблюдается убыль населения.

Таблица 2. Динамика изменения численности населения России по годам

Годы
Население
Прирост
%
Изменение
1990
147 665 081
9 538 481
6,91

2000
146 890 128
-774 953
-0,52

2010
142 856 536
-4 033 592
-2,75

2019
146 780 720
-99 712
-0,07

2020
146 748 590
-32 130
-0,02

2021
146 171 015
-577 575
-0,39

Источник: [6].

Исходя из таблицы 2, прослеживается негативный рост убыли населения, лишь только в 1990 году был положительный естественный прирост численности на 9 538 481 чел., что положительно повлияло на ситуацию в стране.

За 2020 год население России впервые за последние 15 лет сократилось более чем на 500 тысяч человек (-577 575 чел.), а в 2021 году достигла отметки в 1 млн. человек, что связано с пандемией COVID, которая негативно сказалась на всей экономике.

Для точной оценки необходимо более подробно рассмотреть статистические данные за последние 5 лет, а именно динамику численности с 2017 по 2021 годы, представленные в таблице 3.

Таблица 3. Динамика численности населения за период 2017-2021 гг.

Годы
Все население, млн. чел.
В том числе, млн.чел.
В общей численности, %
городское
сельское
городское
сельское
2017
146,8
109,0
37,8
74
26
2018
146,9
109,3
37,6
74
26
2019
146,8
109,5
37,3
75
25
2020
146,7
109,5
37,2
75
25
2021
146,2
109,3
36,9
75
25
Источник: [12].

Анализ данных таблицы 3 показывает, что в России за период 2017-2021 гг. наблюдается в основном убыль населения. Сокращение населения с 2018 по 2021 гг. составило 700 тыс. человек. Городское и сельское население показывают негативную динамику с каждым годом, что стоит задуматься о принятии мер по повышению рождаемости. Только лишь в период с 2017 по 2018 г. наблюдается увеличение численности, что связано с ростом числа городского населения на 300 тыс. человек.

За весь анализируемый период численность населения снизилась на 0,4%. В целом, доля сельского населения держится в пределах 26-25%, то есть не наблюдается значительный отток сельского населения в городскую местность. Численность сельских жителей практически не меняется, что говорит о том, что городское население не стремится к переезду в сельскую местность.

В таблице 4 представлены компоненты изменения численности населения Российской Федерации. К ним относятся общий, естественный и миграционный прирост (убыль).

Таблица 4. Компоненты изменения численности населения Российской Федерации

за период 2017-2021 гг. (тыс.чел)

Годы
Численность населения на 1 января
Общий прирост
Естественный прирост
Миграционный прирост
Общий прирост за год, %
2017
146804,4
76
-135,8
211,8
0,05
2018
146880,4
-99,7
-224,6
124,9
-0,07
2019
146793,7
-32,1
-317,2
285,1
-0,02
2020
146748,5
-577,5
-702,1
106,5
-0,4
2021
146171,0
-693
-1 004,0
227,7
-0,5
Источник: [6].

Анализ таблицы 4 показал, что за период 2017-2021 гг. в стране в процентном соотношении наблюдается сокращение численности населения. Только в 2017 году наблюдалась положительная динамика, а именно общий прирост за год увеличился на 0,05%.

С 2018 по 2021 гг. естественный прирост населения был отрицательным, в то время как миграционный оказался положительным, где основной поток мигрантов в Российскую Федерацию направляется из стран СНГ, но при этом, миграция не оказывает должного положительного влияния на увеличение общего числа людей в стране.

В 2021 году убыль населения достигла рекордной отметки в 1 004 тысяч человек, что говорит о резком сокращении численности, в связи с чем население на 2022 год составило 145 478 091 человек.

Таким образом, можно отметить, что общий прирост имеет тенденцию к снижению. Естественный прирост также уменьшается, то есть на фоне численности родившихся, умерших больше, что показано на рисунке 1.

Рисунок 1. Компоненты изменения численности населения

Российской Федерации

Источник: [6].

На рисунке 1 видно отрицательную тенденцию. Это негативно сказывается на демографической ситуации в стране в целом. Поэтому при наблюдаемой высокой смертности населения требуется рассмотреть причины, по которым население стремительно сокращается.

В таблице 5 приведены показатели естественного движения населения. Естественное движение населения – это изменение численности населения в результате изменения числа родившихся и умерших.

Таблица 5. Показатели естественного движения населения

Показатель
Тысяч
На 1000 человек населения
2021
2020
Прирост/снижение
2021
2020
Родившихся
1 402,8
1 436,5
-33,7
9,71
9,8
Умерших
2 445,5
2 138,5
+307
16,5
14,6
из них детей в возрасте до 1 года
6,4
6,5
-0,1
4,4
4,5
Естественный прирост (убыль)
-1 004,0
-702,1
+301,9
-6,79
-4,8
Браков
923,5
770,8
+152,7
6,3
5,3
Разводов
644,2
564,7
+79,5
4,4
3,9
Источник: [6].

Проанализировав показатели естественного движения населения, можно сделать вывод о том, что наблюдается негативная динамика, например, в 2021 году число умерших превысило число родившихся на 42,6% (в 2020 году на 32,8%), естественная убыль населения составила максимальное значение в 1 004 тыс. человек, в то время как в 2020 году составляло 702,1 тыс. человек.

Смертность в трудоспособном возрасте, из которых 80% составляют мужчины, составляет около трети всех смертей в России. Более половины (55%) вызваны сердечно-сосудистыми заболеваниями. На это есть несколько причин:

1. Официально здравоохранение бесплатное, финансируется в основном за счет обязательного медицинского страхования.

2. Выплаты производятся только работодателями и региональными властями.

3. Несмотря на увеличение расходов на здравоохранение, уровень их приоритетности в федеральном бюджете снижается. Их доля в общем объеме расходов последовательно сокращается: в 2021 году она составила 5,8%, в 2022 году - 5,3%, в 2023 и 2024 годах она составит 4,9%.

Из данных таблицы 5 увеличилось не только число браков на 152,7 тысяч или 16,5%, но и число разводов на 79,5 тысяч или 12,3% по сравнению с предыдущим годом. Это говорит о том, что на каждую тысячу людей в 2021 приходилось 6,3 брака и 4,4 развода, а в 2020 – 5,3 брака и 3,9 разводов соответственно.

По данным опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), в котором приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет, наиболее распространенными причинами для развода в 2021 году назвали (рис. 2):

Рисунок 2. Причины разводов россиян в 2021 году

Источник: [17].

В ходе опроса ВЦИОМ россияне главной причиной выделили бедность, так ответили 33% респондентов.

Среди наиболее распространенных причин для развода назвали: взаимное непонимание в браке в качестве причины распада семьи упомянули 17%, неверность одного из партнеров 16%, бытовые проблемы 11%.

Таким образом, по результатам анализа демографических показателей в России можно сделать следующие выводы: численность населения страны остается практически неизменным, прирост обеспечен миграционным фактором, естественный прирост в стране в настоящее время имеет в основном отрицательное значение. Необходимо усиливать меры государственной поддержки для увеличения численности населения естественным путем.

Только комплекс мер государственных органов власти поможет улучшить демографическую ситуацию, что в будущем приведет к улучшению социально-экономического развития страны [7].

Экономика и демография тесно взаимосвязаны: возрастно-половой состав населения и его составляющие напрямую влияют на производственный процесс и распределение товаров, производимых обществом [9]. Таким образом, состояние демографии в нашей стране непосредственно влияют на экономику.

Демографическая политика Российской Федерации направлена на увеличение продолжительности жизни, сокращение смертности и причин ее наступления, повышения рождаемости, повышение и сохранения здоровья населения, регулирования внутренней и внешней миграции и улучшение на этой основе демографической ситуации в стране. Разработка эффективной демографической политики требует изучения всех демографических показателей, чтобы разработать действительно работающую систему мер и предложений для улучшения демографии требуется еще и время.

Специфика демографической ситуации в России заключается в том, что несоответствие темпов развития демографической и экономической системы вызывает противоречия, влияющие на характер развития рынка рабочей силы. Росту рождаемости в определенной мере способствуют повышение экономического потенциала страны, обеспечение полной занятости экономически активного населения, повышение размера детских пособий на ребенка и проведение на государственном уровне мер активной демографической и семейной политики. При таких обстоятельствах семья может быть уверена в будущем своих детей и рассчитывать на весомую финансовую поддержку со стороны государства.

В связи с нарастающими угрозами демографической безопасности поддержка семей с детьми стала важным направлением социальной политики государствa. Одним из важных способов влияния на демографическую ситуацию является государственная финансовая поддержка семей с детьми, которая служит импульсом для роста рождаемости [19].

Так, существует 11 выделенных мер социальной поддержки в России для будущих родителей и семей с детьми на 2022 год (табл. 6):

Таблица 6. Меры социальной поддержки в России в 2022 году

Меры социальной поддержки в России
Выплата
Описание
Размер
1. Пособие по беременности и родам
Назначается женщинам на седьмом месяце беременности на основании больничного листа.
Право на пособие имеют: работающие женщины; безработные при определенных условиях; студентки очной формы обучения; проходящие военную службу по контракту; матери, которые усыновили ребенка (детей) младше трех месяцев и относятся к какой-либо из вышеперечисленных категорий.
Минимальный размер пособия зависит от МРОТ, максимальный — от начислений страховых взносов. 63 932,4 руб. – минимальный; 360 164 руб. – максимальный.
2. Пособие беременным женщинам из малоимущих семей
Получить выплату могут не все, а только женщины, которые встали на учет в мед. организацию на ранних сроках беременности (от шести до 12 недель), если размер среднедушевого дохода их семей не превышает величину прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации по месту их жительства (пребывания) или фактического проживания.
Размер составляет 50% от регионального прожиточного минимума трудоспособного гражданина.
3.Единовременное пособие при рождении ребенка
Получить фиксированную выплату может один из родителей (либо тот, кто его заменяет) через работодателя или портал "Госуслуги". Если рождается несколько детей, выплата выдается на каждого ребенка (ст. 11 закона № 81-ФЗ).
Право на получение есть у всех, вне зависимости от наличия работы и размера доходов.
19 981 руб.
4. Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву
По законодательству положено беременной (на сроке не менее 180 дней) жене призывника и выплачивается единоразово вне зависимости от начислений других пособий.
31 642 руб.
5. Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву
Выплачивается со дня рождения и до трех лет (не ранее начала отцом военной службы и не позднее дня окончания).
13 561 руб.
6. Пособие по уходу за ребенком до полутора лет
Выплата производится ежемесячно со дня предоставления указанного отпуска до достижения ребенком полутора лет (ч. 1 ст. 13, ч. 1 ст. 14 Закона № 81-ФЗ).
Размер пособия составляет 40% от среднего заработка его получателя, но не менее установленного законом минимума, который в настоящее время составляет 7493 руб.
7. Ежемесячная выплата на ребенка до трех лет
С 2022 года сравнение будет проходить с прожиточным минимумом, установленным на текущий год. Если доход ниже, семья может получить выплату.
Размер составит один прожиточный минимум для детей в регионе.
8. Ежемесячная выплата на ребенка от трех до семи лет
Право на получение ежемесячной выплаты имеет один из родителей или иной законный представитель ребенка.
Размер в зависимости от уровня дохода семьи составит 5852 руб., 8778 руб., 11704 руб. на каждого ребенка указанного возраста.
9. Ежемесячная выплата на ребенка от восьми до 17 лет
Право на ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от восьми до 17 лет имеет единственный родитель или иной законный представитель, в отношении которого предусмотрена на основании судебного решения уплата алиментов. При этом размер среднедушевого дохода семьи не должен превышать прожиточный минимум.
Размер ежемесячного пособия составляет 50% величины прожиточного минимума региона.
10.Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью
Право на единовременное пособие имеет один из усыновителей, опекунов, приемных родителей. В случае передачи на воспитание в семью двух и более детей пособие выплачивается на каждого ребенка (ст. 12.1 закона № 81-ФЗ).
При усыновлении ребенка старше семи лет, ребенка-инвалида, двоих и более детей (братьев и/или сестер) единовременно можно получить выплату в размере 152 677 рублей.
11. Материнский капитал
Право на повышенный материнский капитал имеют не только семьи, чей ребенок родится в 2022 году, но и те, кто не получил сертификат в 2021-м.
на первого ребенка: 503 237 руб.; на второго — 665 009 руб.
Источник: [11].

Тем не менее, все вышеперечисленные выплаты не стимулируют население к деторождению, поскольку людей останавливают определенные факторы. При рождении ребенка на первое место выходят уже мотивы материального характера, совокупность экономических факторов. Прежде всего, это постоянная работа, стабильные доходы, в том числе и пособия, соизмеримые с уровнем получаемой заработной платы, наличие отдельного жилья или доступные кредиты на строительство или покупку жилья. Названные факторы являются ключевыми при принятии решения о рождении детей.

Так, было проведено исследование, в котором было опрошено 143 респондента в возрасте от 18 до 37 лет, включая мужчин и женщин (рис. 3).

Рисунок 3. Возраст опрошенных, включая мужчин и женщин

Источник: [14].

Из них в браке состоит всего 31 человек, 3 на стадии помолвки, остальные – 109 участников опроса не в официальных узаконенных отношениях.

А также из 143 опрошенных, лишь у 9 есть хотя бы один ребенок, у 2 – двое детей и только одна девушка беременна. Далее на рисунке 4 представлены причины, которые мешают заводить детей участникам опроса:

Рисунок 4. Факторы, останавливающие респондентов заводить детей в 2021 г.

Источник: [14].

Так, самым популярным ответом является – «пожить для себя» (26%), на втором месте «другое» (19%), здесь люди указывали, что они выделяют несколько факторов сразу из предложенных, на третьем – «финансовое положение» (15%).

Разумеется, вопрос финансового положения является актуальным, поскольку пo данным Росстата, в январе 2022 года инфляция ускорилась до 8,7% против 8,4% по итогам декабря 2021 года. Это значение – рекордное за последние шесть лет с учетом того, что цель ЦБ по темпам роста цен 4%. Сильнее всего в начале 2022 года подорожали продовольственные товары – на 11%. По состоянию на 4 февраля годовая инфляция достигла 8,8%, оценённая Минэкономразвития [18].

В то время, как заработная плата останется неизменной, из-за чего возникают проблемы элементарного содержания себя и своей семьи, вследствие чего о рождении ребенка не может быть и речи.

Уровень жизни в России постоянно ухудшается с 2014 года, поскольку экономика страдает от неоднократных западных санкций, зависимости от нефтегазового сектора и широко распространенной коррупции.

По мнению Степана Гончарова из независимого социологического агентства «Левада-центр», низкий уровень рождаемости связан с широко распространенной «неуверенностью в завтрашнем дне».

Немало важным является то, что у людей уровень потребностей каждый год меняется и возрастает. Получаемый доход человеком не достаточен в наши дни, особенно если гражданин проживает в крупных городах России. Если раньше была возможность откладывать свои сбережения, к примеру: на отпуск, покупки нового имущества, или в целом на будущее. То сейчас согласно прошлогоднему опросу, проведенного в 2021 году, рекрутинговым сайтом SuperJob, 43% россиян не имеют никаких сбережений.

При этом, согласно Росстату, средняя заработная плата ежегодно растет, что показано на рисунке 4, только за три последних года увеличение произошло на 8 678 руб./мес. и составило в 2021 году – 56 545 руб, в то время как еще в 2019 году было 47 867 руб. [16].

Рисунок 5. Средняя заработная плата в России с 2010 г. по 2021 г.

Источник: [16].

Но это среднее значение и не каждый россиянин получает такую сумму, а потому на нее сами граждане не ориентируются и не доверяют. Поскольку средняя заработная плата представляет собой все начисленные работникам деньги (фонд оплаты труда с учетом подоходного налога), деленные на численность работников в месяц [15]. В связи с этим, показатель средней зарплаты часто критикуется, поскольку из-за большого расслоения по доходам населения, не отражает средний уровень компенсации труда.

Для улучшения показателей рождаемости была создана программа «Материнский капитал», которая была введена в 2007 году для поощрения женщин к рождению второго или третьего ребенка, и может быть использована для улучшения жилья, образования или финансирования пенсии матери. Размер выплаты составлял – 250 тыс. рублей. Некоторые российские демографы связывают с этой программой рост рождаемости в период с 2013 по 2015 год. Данные показывают, что рождаемость в России достигла пика в 2014 году и составила 1,95 миллиона, а в 2019 году упала до 1,44 миллиона. Хотя сейчас материнский капитал введен уже на первого ребенка и в 2022 году составляет – 524,5 тыс. рублей, на второго — 693,1 тыс. рублей.

В ходе опроса также было выявлено отношение к материнскому капиталу респондентов. Данные статического исследования показали, что положительно относятся 84% участников опроса к введению материнского капитала на первого ребенка, в то время как отрицательно ответило лишь 4% (рис. 6).

Рисунок 6. Отношение к материнскому капиталу участников опроса в 2021 г.

Источник: [4].

Но при этом, среди опрошенных, материнский капитал вовсе не стимулирует к рождению первого ребенка. На рисунке 7 можно увидеть, что 94% ответов не мотивированы данной поддержкой от государства.

Рисунок 7. Стимулирование материнским капиталом

Источник: [4].

Если раньше у женщин была мотивация к деторождению, а именно материнский капитал могли получать только на второго и последующих детей, то после введения данной выплаты уже на первого, процент того, что мать захочет еще одного – очень низок.

Заключение

В заключении можно отметить, что государству необходимо разработать ряд мер для улучшения уровня жизни граждан, а именно сделать реальными процентные ставки по ипотечному кредитованию, пособия приравнять к уровню средней заработной платы по соответствующему региону, так как имеющиеся меры не достаточны для мотивирования граждан.

Тем не менее, взаимосвязь демографии и экономики тесна. Проблемы с демографией отражаются на состоянии экономики, что обуславливает важность их решения, при этом ключевая роль в решении проблем относится к государству. Так к числу мер, призванных повысить рождаемость, относятся различные социальные меры поддержки семей. В целом меры, предпринимаемые государством сегодня, недостаточны, ряд важных задач остается нерешенными. Примерами важных задач являются повышение реальных доходов населения и качества медицинского обслуживания.


Источники:

1. Указ Президента РФ от 09.10.2007 N 1351 (ред. от 01.07.2014) «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года». Legalacts.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://legalacts.ru/doc/ukaz-prezidenta-rf-ot-09102007-n-1351/?ysclid=l9lc3pheur440061139 (дата обращения: 04.04.2023).
2. Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 606 (ред. от 25.11.2019) «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации». Legalacts.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://legalacts.ru/doc/ukaz-prezidenta-rf-ot-07052012-n-606/?ysclid=l9lby0ozl8252570799 (дата обращения: 04.04.2023).
3. Указ Президента РФ от 13.05.2017 N 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». Publication.pravo.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201705150001?ysclid=l9lbrppc3z577395856 (дата обращения: 04.04.2023).
4. Борьба за рождаемость: чем поможет маткапитал. Gazeta.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gazeta.ru/business/2020/01/30/12936326.shtml?ysclid=l9lbl24ige978159334 (дата обращения: 04.04.2023).
5. Браткова В.В., Кочесоков А.К., Кочесокова М.К. Анализ демографической ситуации в современной России // Вестник экспертного совета. – 2021. – № 1(24). – c. 76-81.
6. Демография. Rosstat.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/12781 (дата обращения: 04.04.2023).
7. Караваева И.В., Лев М.Ю. Развитие стратегии экономической безопасности (итоги проведения ежегодной международной научно-практической конференции «Сенчаговские чтения») // Вестник Института экономики Российской академии наук. – 2019. – № 4. – c. 194-204. – doi: 10.24411/2073-6487-2019-10055.
8. Лещенко Ю.Г. Экономическая безопасность России в глобальной динамике интеграции // Экономическая безопасность. – 2021. – № 3. – c. 657-670. – doi: 10.18334/ecsec.4.3.112994.
9. Локосов В.В., Рюмина Е.В., Ульянов В.В. Качество населения и региональная экономика: прямые и обратные связи // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2018. – № 1. – c. 32-42. – doi: 10.15838/esc.2018.1.55.2.
10. Локосов В.В. Демографическое развитие России: динамика и социально-экономические риски // Вестник Российской академии наук. – 2020. – № 3. – c. 251-258. – doi: 10.31857/S086958732003010X.
11. Новые меры социальной поддержки в 2022 году. Kommersant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5493765?ysclid=l9lb518dxt247476829 (дата обращения: 04.04.2023).
12. Общая численность населения России по годам. Infotables.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://infotables.ru/statistika/31-rossijskaya-federatsiya/782-obshchaya-chislennost-naseleniya-rossii (дата обращения: 04.04.2023).
13. Регионы России: Социально-экономические показатели. Rosstat.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13204 (дата обращения: 04.04.2023).
14. Россияне объяснили нежелание заводить детей. Lenta.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://lenta.ru/news/2021/05/30/opros/ (дата обращения: 04.04.2023).
15. Сайфиева С.Н., Цветков В.А. Некоторые аспекты влияния налоговой реформы на финансовое состояние промышленных предприятий // Промышленная политика в Российской Федерации. – 2004. – № 9-10. – c. 11-17.
16. Средняя зарплата в России в 2022году от Росстата. Gogov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://gogov.ru/articles/average-salary (дата обращения: 04.04.2023).
17. Статистика разводов и браков в России 2021-2022. Top-rf.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://top-rf.ru/places/149-braki-razvody.html?ysclid=l9l4bemsza127021209 (дата обращения: 04.04.2023).
18. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 04.04.2023).
19. Чернорук С.В., Клещёва С.А., Германович Н.Е. Роль государственной финансовой поддержки семей с детьми в стимулировании рождаемости (на примере Беларуси, России и Украины) // Молодой ученый. – 2013. – № 4(51). – c. 315-320.
20. Городецкий А.Е., Караваева И.В., Лев М.Ю., Бухвальд Е.М., Казанцев С.В., Коломиец А.Г., Колпакова И.А., Иванов Е.А., Быковская Ю.В., Сазонова Е.С. Экономическая безопасность России в новой реальности. / Коллективная монография. - Москва: Институт экономики Российской академии наук, 2021. – 325 c.

Страница обновлена: 17.04.2024 в 11:59:13