Повышение квалификации педагогов по финансовой грамотности: мониторинг результатов

Кетова И.А.1, Согрина Н.С.2, Калмакова Н.А.3
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации - Уральский филиал Финансового университета, Россия, Челябинск
2 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Уральский филиал Финансового университета), Россия, Екатеринбург
3 учреждение высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Уральский филиал Финансового университета, Россия, Екатеринбург

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 12 (Декабрь 2019)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=42441866
Цитирований: 1 по состоянию на 06.02.2021

Аннотация:
В статье показана необходимость прививать культуру финансовой грамотности со школьной скамьи. Целесообразно в учебную и внеучебную деятельность включать вопросы, связанные с финансовым просвещением школьников. Основными «проводниками» знаний по финансовой грамотности в школе должны быть педагоги, которые также нуждаются в повышении своей финансовой грамотности. В работе представлена модель обучения финансовой грамотности педагогов и анализируются результаты ее внедрения по программе повышения квалификации «Содействие в создании кадрового потенциала учителей, методистов, администраторов образовательных организаций в области финансовой грамотности, а также эффективной инфраструктуры по поддержке их деятельности по распространению финансовой грамотности». Проведен анализ содержательной и методической сторон Программы с позиции прошедших обучение педагогов, а также представителей Министерства образования и науки Челябинской области. Аргументировано обосновывается необходимость пролонгации проекта повышения квалификации педагогов в области финансовой грамотности для различных категорий обучающихся. Представлены предложения по качественному усовершенствованию Программы курсов как условия формирования финансовой культуры населения Российской Федерации. Обозначены перспективные направления деятельности Челябинского регионального методического центра по финансовой грамотности по поддержке педагогов, прошедших обучение

Ключевые слова: повышение квалификации, финансовая грамотность, методический центр финансовой грамотности, совершенствование компетенций педагогов, различные категории обучающихся

JEL-классификация: I25, G00, I26

Источники:

1. Voskanyan R.O. Finansovaya gramotnost' kak uslovie formirovaniya finansovoj kul'tury // Azimuth of scientific research: economics and management. – 2018. – С. 86-88.
Согрина Н.С. Бюджет домохозяйств как способ повышения уровня жизни населения. / Экономические, финансовые и управленческие аспекты внедрения цифровых технологий: сборник статей и тезисов докладов XXIII международной научно-практической конференции (15,16 мая 2019 г.) Уральский филиал Финуниверситета. - М.: Перо, 2019. – 222-228 с.
Калмакова Н.А. К вопросу о финансовой грамотности населения. / Экономические, финансовые и управленческие аспекты внедрения цифровых технологий: сборник статей и тезисов докладов XXIII международной научно-практической конференции (15,16 мая 2019 г.)Уральский филиал Финуниверситета. - М.: Перо, 2019. – 183-185 с.
Моисеева Д.В. Финансовая грамотность населения российского региона. / кономико-социологический анализ дис. канд. соц. наук. - Волгоград, 2017. – 165 с.
5. Богомолова Т. Ю. Регионально-поведенческие аспекты структуры нефинансового богатства российских домохозяйств // Регион: Экономика и Социология. – 2015. – № 1. – С. 79-107.
Григорьева Л. М. Российский средний класс: анализ структуры и финансового поведения. - М.: , 2009. – 148 с.
Волков Ю.Ю. Социальная субъективность финансистов в российском сообществе. / автореф. дис…. доктр. социол. наук. - Краснодар, 2015. – 63 с.
8. Фатихов А.И. Проблемы формирования финансовой культуры населения России сквозь призму социологических исследований // Вестник ТОГУ. – 2010. – № 2. – С. 235-244.
9. Шашнов С.А. Об основных тенденциях в уровне жизни и сберегательном поведении населения России // Экономический журнал Высшей школы экономики. – 2002. – № 3. – С. 324-342.
10. Щербаль М.С. Моделирование сберегательного поведения населения // Банковское дело. – 2015. – № 12. – С. 27-34.
Шлухов В.В. Инвестиционное поведение домашних хозяйств. - Владивосток, 2009. – 156 с.
12. Аликперова Н. В. Динамика инвестиционно-сберегательной активности населения России // Народонаселение. – 2015. – № 3. – С. 85-92.
13. Стребков Д.О. Модели кредитного поведения и факторы, определяющие их выбор // Социологические исследования. – 2007. – № 3. – С. 52-62.
14. Дикий А.А. Жизнь в кредит: установки и поведенческие стратегии россиян // Социологические исследования. – 2012. – № 5. – С. 134-140.
15. Вдовин С.М. Финансовая грамотности населения в аспекте развития непрерывного образования // Integration jf education. – 2018. – № 3. – С. 441-459.
16. Константинов И.Б. Финансовая грамотность населения России: проблемное поле и концептуальная модель // Известия Саратовского университета. Серия Экономика. Управление. Право. – 2017. – № 1. – С. 11-17.
17. Продолятченко П.А. Андрагогика финансовой грамотности населения // Символ науки. – 2016. – № 1. – С. 191-194.
Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 гг.: Распоряжение Правительства РФ от 25.09.2017 г. № 2039-р. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71675558/ ( дата обращения: 04.07.2019 ).
Кетова И.А Финансовая грамотность граждан как один из государственных приоритетов в условиях цифровой экономики (на примере Челябинской области). / Экономические, финансовые и управленческие аспекты внедрения цифровых технологий: сборник статей и тезисов докладов XXIII международной научно-практической конференции (15,16 мая 2019 г.) Уральский филиал Финуниверситета. - М.: Перо, 2019. – 185-188 с.
Региональный методический центр продолжает набирать педагогов на бесплатные курсы по финансовой грамотности. [Электронный ресурс]. URL: http://www.minobr74.ru/Publications/News/Show?id=3782 ( дата обращения: 10.07.2019 ).
[Электронный ресурс].

Страница обновлена: 11.08.2025 в 21:12:26

 

 

Повышение квалификации педагогов по финансовой грамотности: мониторинг результатов

Ketova I.A., Sogrina N.S., Kalmakova N.A.

Journal paper

Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 13, Number 12 (December 2019)

Citation:

Abstract:
The article shows the need to instill a culture of financial literacy from school. It is advisable to include in the educational and extracurricular activities issues related to the financial education of schoolchildren. The main "guides" of knowledge of financial literacy at school should be teachers who also need to improve their financial literacy. The paper presents a model of teaching financial literacy of teachers and analyzes the results of its implementation under the continuing education program "Assistance in creating the human resources of teachers, methodologists, administrators of educational organizations in the field of financial literacy, as well as an effective infrastructure to support their financial literacy dissemination activities". The analysis of the substantive and methodological aspects of the Program from the perspective of trained teachers, as well as representatives of the Ministry of Education and Science of the Chelyabinsk Region. The necessity of prolonging the project for raising the level of qualification of teachers in the field of financial literacy for various categories of students is justified. Proposals for a qualitative improvement of the Course Program are presented as conditions for the formation of the financial culture of the population of the Russian Federation. Promising areas of activity of the Chelyabinsk Regional Methodological Center for Financial Literacy to support educated teachers are outlined.

Keywords: training, financial literacy, methodical center of financial literacy, various categories of students, improving the teachers' competencies

JEL-classification: I25, G00, I26