Направления повышения эффективности труда при подготовке и повышении квалификации трудовых ресурсов в условиях цифровизации
Чжао Сюэ1
1 Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Скачать PDF | Загрузок: 8
Статья в журнале
Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 11, Номер 8 (Август 2024)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=68644684
Аннотация:
В связи с быстрым развитием информационных технологий предприятия сталкиваются со многими проблемами и возможностями в области управления трудовыми ресурсами. Традиционные методы управления трудовыми ресурсами больше не могут удовлетворять все более сложные потребности предприятий. Поэтому исследование направлений повышения эффективности труда при подготовке и повышении квалификации трудовых ресурсов в условиях цифровизации выступает актуальным. Научная новизна состоит в определении актуальных направлений повышения эффективности труда при подготовке и повышении квалификации кадров в условиях цифровизации. В результате исследования определены основные направления повышения эффективности труда при подготовке и повышении квалификации трудовых ресурсов в условиях цифровизации. Дальнейшие исследования возможны в направлении разработки алгоритма повышения эффективности труда при подготовке и повышении квалификации трудовых ресурсов в условиях цифровизации. Данная научная статья будет интересна исследователям в области экономики и менеджмента.
Ключевые слова: эффективность труда, повышение квалификации, трудовые ресурсы
JEL-классификация: F66, J23, J20
Введение
В настоящее время цифровизация, являясь важной опорой для развития трудовых ресурсов, постоянно создает новые точки экономического роста и способствует появлению новых форматов бизнеса и новых форм занятости. В последние годы цифровая экономика и процесс цифровизации стремительно развивается. Цифровая экономика в высшей степени инновационна, проницаема и широко распространена, что выступает ускорителем для содействия экономическому и социальному развитию [4, С.102].
Одновременно с этим развитие цифровой экономики открыло как редкие возможности, так и серьезные проблемы для формирования эффективности труда и выдвинуло множество новых требований.
Так, развитие цифровизации оказывает эффект вытеснения на трудовые ресурсы. Цифровая экономика породила ряд новых отраслей, форматов и бизнес-моделей, создала большое количество форм занятости и породила множество рабочих мест. Но в то же время «сжимающий эффект» цифровой экономики на занятость также более очевиден, и некоторые старые профессии, которые не подходят для развития цифровой экономики, были ликвидированы [2, С.184].
В отличие от предыдущих трех технологических революций, революция цифровых технологий не только заменит низкоквалифицированную рабочую силу, но и имеет тенденцию к распространению на замену рабочей силы средней квалификации. Если взять в качестве примера технологию генеративного искусственного интеллекта, то должности, которые могут быть заменены ею, включают обычных программистов, персонал по вводу данных и другие профессии с определенными техническими требованиями.
Именно из-за этой характеристики цифровых технологий сформировался «феномен поляризации» рынка труда, то есть спрос на рынке труда все больше собирает работников высокой и низкоквалифицированной квалификации, в то время как спрос на работников средней квалификации снижается. Это также является одной из важных причин трудностей с трудоустройством некоторых работников.
Чтобы эффективно осуществлять роль цифровой экономики в достижении высококачественных трудовых ресурсов, необходимо принять целый ряд мер для стимулирования позитивных факторов цифровой экономики в достижении высококачественной полной занятости, задействовать ее потенциал для расширения занятости и повышения качества трудовых ресурсов. Данным фактом обусловлена актуальность проведения данного исследования [5, С.450].
Научная новизна исследования – определение актуальных направлений повышения эффективности труда при подготовке и повышении квалификации кадров в условиях цифровизации.
Цель исследования – выявление направлений повышения эффективности труда при подготовке и повышении квалификации трудовых ресурсов в условиях цифровизации.
Задачи исследования:
- рассмотреть теоретические основы повышения эффективности труда при подготовке и повышении квалификации трудовых ресурсов;
- выявить направления повышения эффективности труда при подготовке и повышении квалификации трудовых ресурсов в условиях цифровизации.
Гипотеза исследования – разработанные направления повышения эффективности труда при подготовке и повышении квалификации трудовых ресурсов в условиях цифровизации повысят эффективность трудовых ресурсов.
В процессе исследования применялись такие методы как анализ направлений повышения эффективности труда при подготовке и повышении квалификации трудовых ресурсов от различных исследователей. Исследование теорий предполагается при помощи контент-анализа научных статей по теме исследования. Далее проводилось моделирование выделенных направлений повышения эффективности труда при подготовке и повышении квалификации трудовых ресурсов в условиях цифровой экономики.
Основная часть
Построение цифровых трудовых ресурсов стало для предприятий важным средством повышения эффективности и оптимизации управления. При этом различные авторы выделяют различные направления повышения эффективности труда в условиях цифровизации требует особого внимания к подготовке и повышению квалификации трудовых ресурсов, рисунок 1.
Рисунок 1 - Направления повышения эффективности труда при подготовке и повышении квалификации трудовых ресурсов в условиях цифровизации [11, С.195]
Первым направлением авторы Головко М.В., Плотников В.А. выделяют цифровое обучение и онлайн-курсы. Оно предполагает использование цифровых платформ для обучения позволяет сотрудникам повышать свои навыки и знания в удобное время и месте. Это помогает им быстрее адаптироваться к новым технологиям и методам работы [3, С.92].
Авторы Климова А.В., Шамин А.Е. выделяют такое направление как обучение по запросу. При этом развитие системы обучения «по запросу», где сотрудники могут выбирать курсы и тренинги, соответствующие их потребностям и целям развития [6, С.262].
Также данные авторы предлагают менторство и коучинг. В рамках данного направления проводится организация программ менторства и коучинга помогает сотрудникам быстрее освоить новые навыки и успешно применять их на практике.
Исследователь Масыч М.А. предлагает использование инновационных технологий, а именно внедрение инновационных технологий в процессы обучения (например, виртуальная реальность, искусственный интеллект) может значительно улучшить эффективность обучения и запоминание материала [8, С.1445].
Смагулова Н.Т., Байгелова А.Н., Саурукова А.К. предлагают анализ данных и оценка результатов. Они отмечают, что важно проводить анализ данных обучения для оценки эффективности программ и корректировки подходов в случае необходимости [10, С.17].
Развитие soft skills считают необходимым Соловьева М.В., Белоус И.Е., Филиппова К.Д. Так, кроме технических навыков, важно развивать soft skills у сотрудников, такие как коммуникация, решение проблем, лидерство и т.д., что также способствует повышению эффективности работы в цифровой среде [11, С.197].
В целом, по мнению авторов Цёхла С.Ю., Орлова Н.Н. чтобы адаптироваться к развитию цифровой экономики, организации должны сосредоточиться на следующих моментах повышения цифровых навыков работников [12, С.576].
Во-первых, ускорить совершенствование цифровых навыков работников и постоянно совершенствовать систему образования и профессиональной подготовки на протяжении всей жизни. Руководствуясь рыночным спросом, нужно усиливать отслеживание требований к техническим навыкам, срочно необходимых в процессе развития цифровой экономики, в качестве цели обучения техническим навыкам. Построение системы профессиональной подготовки требует от правительства, предприятий и общества совместной работы по формированию механизма сотрудничества с государственными ведомствами в качестве основного органа и всесторонней поддержки и сотрудничества между предприятиями и обществом.
Прежде всего, государственные ведомства должны играть ведущую роль в обучении профессиональным навыкам, активно организовывать мероприятия по повышению квалификации, использовать интернет-платформы, для публикации информации об обучении в режиме онлайн, а также использовать традиционные методы, такие как распространение плакатов, побуждающих работников к активному участию, и предоставлять определенные материальные вознаграждения и финансовую поддержку, когда это необходимо.
Во-вторых, что касается содержания профессиональной подготовки, местные органы власти должны сочетать местные реалии, уделять особое внимание требованиям развития предприятий и характеристикам самих работников, учитывать потребности в качестве руководства для обучения, улучшать цифровые навыки работников, заставлять их как можно скорее адаптироваться к требованиям новых технологий и должностей. Также данные мероприятия в максимально возможной степени способствовать повышению эффективности обучения [7, С.66].
Что касается построения системы обучения профессиональным навыкам, необходимо не только уделять внимание усвоению теоретических знаний, но и включать навыки практической работы в систему оценки, чтобы избежать проблемы тяжелой теории и легкой практики. В то же время нужно установить строгий уровень сертификации квалификации профессиональных навыков, проводить сертификацию квалификации профессиональных навыков для работников, прошедших аттестацию, и поощрять большее число работников проявлять инициативу по участию в обучении навыкам.
В-третьих, необходимо ускорить строительство инфраструктуры цифровой экономики, чтобы больше работников могли пользоваться дивидендами, приносимыми технологическим развитием. Особенностью развития цифровой экономики является то, что оно преодолевает географические, временные и другие ограничения, благодаря чему работники могут свободно и гибко участвовать в трудовой деятельности, получая доход, даже если они находятся в отдаленных районах или в особых группах с ограниченными возможностями, они могут найти возможности трудоустройства в цифровой экономике [9, С. 35].
Следовательно, необходимо в полной мере реализовать функции цифровой экономики с широким охватом и сильной универсальностью, ускорить строительство цифровой экономической инфраструктуры, еще больше расширить сферу содействия занятости и как можно скорее ликвидировать некий «цифровой разрыв».
В-четвертых, организациям необходимо придавать большое значение формированию технической этики. Развитие технологий должно соответствовать основным требованиям человеческой этики. В отличие от большинства традиционных технологий, цифровые технологии обладают более высокой степенью скрытности. Следовательно, в процессе применения цифровых технологий необходимо учитывать не только передовой характер технологии, но и законность цели, средств и последствий использования технологии, с тем чтобы обеспечить достойную занятость работников. Это основа теории экономического и социального развития и важная основа для повышения качества занятости работников, достижения достойной занятости [13, С.70].
В-пятых, Профсоюзы на всех уровнях должны в полной мере использовать цифровые технологии для эффективного развития и повышения квалификации сотрудников. В эпоху цифровой экономики полное использование цифровых технологий является важным средством хорошей работы профсоюзов и лучшего содействия развитию сотрудников.
Все организации должны использовать основные стратегические возможности, широко продвигать применение искусственного интеллекта в национальной профсоюзной системе, использовать его в качестве ключевого инструмента для удовлетворения разнообразных потребностей сотрудников, а также активно улучшать способность и уровень профсоюзов обслуживать сотрудников.
Используйте цифровые технологии для более систематического и точного проектирования методов разработки, отвечающих потребностям сотрудников, обогащения содержания и методов обучения, а также более эффективной поддержки развития сотрудников.
Поэтому в целом выявленные направления повышения эффективности подготовки трудовых ресурсов и повышения их квалификации в условиях цифровизации сделают организации конкурентоспособными и эффективными на современном рынке в долгосрочной перспективе.
Заключение
Подводя итоги исследования, можно сказать, что формирование трудовых ресурсов организации в цифровую эпоху имеет решающее значение для развития предприятия.
Создавая цифровую систему управления персоналом, компании могут повысить операционную эффективность, сократить расходы, улучшить опыт и вовлеченность сотрудников, внедрить процесс принятия решений на основе данных, а также укрепить организационное управление и сотрудничество.
Однако создание цифровой рабочей силы требует от компаний полностью учитывать ключевые элементы, такие как выбор и интеграция систем, безопасность данных и защита конфиденциальности, пользовательский опыт и обучение, анализ данных и аналитика. В то же время компании должны реализовать четкие шаги по внедрению, а также проводить продвижение и оптимизацию для достижения хороших результатов.
Он задает направление предприятиям на повышение эффективности труда и улучшение качества трудовых ресурсов за счет обучения в условиях цифровизации. Дальнейшие исследования могут быть проведены для разработки алгоритма повышения эффективности труда при обучении и повышения квалификации трудовых ресурсов в условиях цифровизации.
Источники:
2. Гендина Н.И., Колкова Н.И., Рябцева Л.Н. Цифровизация в сфере культуры: сущность, нормативно-правовое регулирование, приоритетные направления совершенствования кадрового обеспечения // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2020. – № 50. – c. 183-196. – doi: 10.317773/2078-1768-2020-50-183-197.
3. Головко М.В., Плотников В.А. Цифровые тренды и трудовые ресурсы: анализ взаимосвязей // Ученые записки Международного банковского института. – 2022. – № 1(39). – c. 91-102.
4. Дохолян С.В. Особенности развития цифровой экономики на современном этапе // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. – 2024. – № 2. – c. 101-109. – doi: 10.35330/1991-6639-2024-26-2-101-109.
5. Ильченко С.В. Проблемы кадрового обеспечения в условиях цифровизации сферы жилищно-коммунального хозяйства // Актуальные проблемы развития экономики и управления в современных условиях: Сборник материалов V Международной научно-практической конференции. Москва, 2022. – c. 449-455.
6. Климова А.В., Шамин А.Е. Особенности воспроизводственного процесса трудовых ресурсов в сельском хозяйстве в условиях цифровизации // Образование. Наука. Научные кадры. – 2024. – c. 261-267. – doi: 10.24412/2073-3305-2024-1-261-267.
7. Кублин И.М., Еремеев М.А., Плеханов С.В. Качественное изменение труда в условиях цифровизации производства // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – 2019. – № 1(75). – c. 65-69.
8. Масыч М.А. Технологии использования интеллектуальных ресурсов в контексте необходимости повышения производительности труда в условиях цифровой экономики // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – № 4. – c. 1443-1458. – doi: 10.18334/vinec.9.4.41196.
9. Оборин М.С. Технологии управления человеческими ресурсами в условиях цифровизации // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. – 2023. – № 1(69). – c. 33-41. – doi: 10.52452/18115942_2023_1_33.
10. Смагулова Н.Т., Байгелова А.Н., Саурукова А.К. Роль цифровизации в повышении качества трудовых ресурсов // Central Asian Economic Review. – 2022. – № 2. – c. 15-27. – doi: 10.52821/2789-4401-2022-2-15-27.
11. Соловьева М.В., Белоус И.Е., Филиппова К.Д. Управление человеческими ресурсами с использованием HR-технологий в условиях цифровизации экономики // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. – 2022. – № 2. – c. 194-205. – doi: 10.21869/2223-1552-2022-12-2-194-205.
12. Цёхла С.Ю., Орлова Н.Н. Эффективность труда в научно-образовательной сфере: влияние факторов цифровизации // Регионы России: стратегии развития и механизмы реализации приоритетных национальных и региональных проектов и программ: Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Материалы XIII Международной научно-практической конференции, Том Выпуск 17. Часть 2. Курск, 2022. – c. 574-577.
13. Шамсов И.С. Взаимодействия рынка труда и системы подготовки кадров в условиях цифровизации экономики // Таджикистан: экономика и управление. – 2020. – № 1. – c. 67-75.
Страница обновлена: 04.12.2024 в 05:07:47