Improving the organizational and economic management mechanism in the television industry

Fomina A.N.1
1 Филиал ФГУП ВГТРК «Государственная телевизионная и радиовещательная компания «Брянск», Russia

Journal paper

Leadership and Management (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 10, Number 4 (October-December 2023)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=55946217

Abstract:
The article summarizes the author's research in the field of innovation management in the television industry. In the course of the study, the author analyzed the domestic market of the television industry, characterized the organizational and economic mechanism of innovation management in the television industry, identified and updated the features and problems of innovation management in broadcasting. The author has systematized the tools for improving the organizational and economic mechanism of innovation management in the television industry. The scientific novelty of the research results lies in the development of scientific and methodological tools for innovation management in the television industry. The results of the study may be of scientific interest for masters, postgraduates and scientists engaged in media research, as well as for media practitioners, media experts, public authorities and a wide range of interested readers.

Keywords: management, organizational and economic mechanism, innovation, television industry, broadcasting, digital television

JEL-classification: Z19, O31, O32, O33



Введение

Внедрение цифровых технологий в сферу телевизионной индустрии приводит к трансформации управленческих функций телеменеджеров, к проведению структурно-функциональных изменений, к внедрению инновационных форм и методов управления телепроизводством и телевещанием, к разработке новых управленческих стратегий. В условиях цифровой трансформации сферы телеиндустрии особую актуальность приобретает проблема совершенствования управления инновациями. При этом очевидно, что в условиях цифровых преобразований в телевизионной индустрии востребован научно-обоснованный комплексный механизм управления инновациями, включающий современный инструментарий управленческой деятельности, способный обеспечить предприятиям телеиндустрии высокую конкурентоспособность на внутреннем и внешнем медиарынках.

Вопросам управления инновациями в телевизионной индустрии в условиях цифровой трансформации посвящены исследования: Е.Л. Вартановой, А.В. Вырковского [4], Д.А. А.В. Веригиной [5], Д.М.Вьюгиной [7], Т.М. Громовой [8], Е.Ю. Дугина [9], М.С. Ермолаева [10], Е.И. Ивановой [11], А.Г. Качкаевой, И.Г. Кирия [12], В.А. Мамонтова [13], В.Ю. Нугманова [15], А.О. Сенькина [22], И.С. Самойленко [21], С.А. Солнцевой [23],

Вместе с тем изучение немногочисленных трудов приведенных выше исследователей показало, что существующие подходы к решению проблем, связанных с необходимостью эффективного управления инновациями в телевизионной индустрии, характеризуются фрагментарностью, отсутствием системного подхода к совершенствованию организационно-экономического механизма управления инновациями в отрасли в условиях интенсивного развития цифровых технологий и цифровизации экономики.

Указанные обстоятельства актуализируют тему исследования, обуславливают выбор объекта и предмета исследования, постановку его цели и задач.

Объектом исследования выступает организационно-экономический механизм управления инновациями в телеиндустрии в условиях цифровой трансформации.

Предметом исследования являются механизмы и инструментарий совершенствования организационно-экономического механизма управления инновациями в телеиндустрии.

Цель исследования состоит в разработке научно-методического инструментария совершенствования организационно-экономического механизма управления инновациями в телеиндустрии.

В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи исследования:

– провести анализ отечественного рынка телевизионной индустрии;

– охарактеризовать состояние организационного-экономического механизма управления инновациями в телеиндустрии;

– выявить и систематизировать особенности и проблемы управления инновациями в телеиндустрии;

– предложить научно-методический инструментарий совершенствования организационно-экономического механизма управления инновациями в телеиндустрии.

Методологической основой исследования стал системный подход, требующий комплексного рассмотрения проблемы управления инновациями в телеиндустрии в условиях глобальной цифровизации. Системный подход предоставил возможность осуществить многоаспектный анализ объекта и предмета исследования и представить его результаты. В процессе написания статьи автором применялись общенаучные методы анализа, синтеза, аналогии, индукции и дедукции, методы абстрагирования, аналитического и прогностического моделирования. Кроме того, использовались теоретические методы исследования: описательный, сопоставительный, интерпретация и обобщение существующих точек зрения. Теоретические методы исследования дополнялись эмпирическими методами: наблюдения, экспертных оценок, анализа практической деятельности предприятий телепроизводства и телевещания.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что основные теоретические положения, рекомендации и выводы, представленные в работе, позволяют систематизировать и углубить научные представления о сущности управления инновациями в телеиндустрии.

Результаты исследования: проведён анализ отечественного рынка телевизионной индустрии; охарактеризовано состояние организационного-экономического механизма управления инновациями в телеиндустрии; выявлены и систематизированы особенности и проблемы управления инновациями в телеиндустрии; предложен научно-методический инструментарий совершенствования организационно-экономического механизма управления инновациями в телеиндустрии.

Классификация современного телевидения в России

Сегодня цифровое телевидение стало важной составной частью цифровой экономики. Эксперты отмечают, что возрастает значение телевизионного контента как одной из основных экономических ценностей. В условия цифровой трансформации отечественное телевидение характеризуется большим технолого-экономическим разнообразием и является многоукладным. Медиаисследователи систематизировали виды отечественного телевидения, положив в основу классификации его базовые признаки (таблица 1).

Таблица 1 – Классификация современного телевидения в России


Базовые признаки телевидения
Классификация телевидения по базовому признаку
1
Способ доставки телевизионного сигнала
- эфирное (наземные сети), телеприемник получает сигнал с телевизионной вышки
- неэфирное:
кабельное - сигнал идет от передатчика по кабелю, присоединенному к телевизору
спутниковое - сигнал передается со спутника и улавливается специальной антенной, которая передает изображение на специальную приставку, подключенную к телевизору
- широкополосный Интернет-ТВ - сигнал передается через сеть Интернет
- мобильное ТВ - сигнал передается через мобильную сеть и мобильный телефон
2
Способ кодирования информации
- аналоговое телевидение
- цифровое телевидение
- стандартное телевидение (SD)
- телевидение высокой четкости (HD)
3
Доступность для абонентов
- бесплатное / общедоступное телевидение;
- платное телевидение.
4
Охват / географический рынок
- общенациональное / федеральное телевидение
- региональное (местное) телевидение
5
Природа программных стратегий
- универсальное (Generalinterest) телевидение
- специализированное (Specialinterest) телевидение
6
Целевая аудитория
- массовое телевидение
- нишевое телевидение
7
Тип собственности
- частное телевидение
- государственное телевидение
- смешанные предприятия телевидения
8
Функции в производственной цепочке отрасли
- вещательные каналы
- производители программ (производящие компании)
- агрегаторы
- дистрибьюторы
- операторы
Составлено автором по [25,26]

Согласно сведениям Роскомнадзора, в 2022 году в реестре лицензий на телевещание числилось 2157 лицензий, в том числе 324 выданы на вещание в эфире, 931 – на вещание в универсальной среде, 897 – на кабельное вещание, 5 – на спутниковое. В стране официально зарегистрировано 2346 действующих телеканалов, из них 1284 имеют территорию распространения «Российская Федерация» или «Российская Федерация и зарубежные страны». Все остальные СМИ, зарегистрированные в форме периодического распространения «телеканал», как правило, распространяются на территории одного субъекта Российской Федерации или конкретного муниципального образования [18]. По оценке Роскомнадзора существует около 200 региональных телеканалов, в среднем по два – три телеканала в регионе. Региональный проект «21 кнопка» представлен в основном «губернаторскими» телеканалами. В рамках проекта «22-й кнопка» продолжаются процедуры отбора Федеральной конкурсной комиссии на позиции муниципального обязательного общедоступного телеканала. По итогам 2022 года кнопками обеспечены 81 из 85 субъектов. В настоящее время региональные телеканалы в Российской Федерации распространяются с использованием аналогового наземного эфирного телевизионного вещания [18].

Региональные телеканалы существуют во всех доступных средах вещания: от аналога и цифры («21-е кнопки») до OTT и соцсетей. Свидетельство тому – с 1 сентября 2020 года по 20 января 2022 года в реестре Роскомнадзора появилось 100 новых лицензий на кабельное или универсальное телевещание в регионах. У большинства каналов вещание составляет 168 часов в неделю, то есть круглосуточное. 61 канал работает на самопрограммировании, 39 – по модели сетевого партнерства. Среди самых популярных сетевых партнеров: телеканалы «360» (17 шт.), «Известия» (6 шт.) и «Продвижение» (4 шт.) [18,19].

Основной функцией телевещателя является распространение телеканала как совокупности телепрограмм, аудиовизуальных, звуковых сообщений и материалов, а также дальнейшее распространение телевизионного контента через различные средства связи (сети связи, информационно-телекоммуникационные сети, сеть «Интернет») и каналы распространения (операторы связи, интернет-платформы) [19].

Анализ состояния системы отечественного телевидения позволяет сделать вывод о том, что в ней важные позиции принадлежат государственному телевидению, в состав которого входят:

– Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания;

– Российская телевизионная и радиовещательная сеть (государственный оператор связи);

– ОАО «Первый канал»;

– ФГУП «Телевизионный технический центр «Останкино»;

– региональные радиотелевизионные передающие центры, входящие в состав государственного оператора связи;

– телерадиовещательные организации, входящие в первый мультиплекс (ФГУП «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания», ОАО «Первый канал», ОАО «Телерадиокомпания «Петербург», ОАО «Телекомпания НТВ», ЗАО «Карусель», АНО «Общественное телевидение России», АО «ТВ Центр», ООО «Национальный спортивный канал») [26,27].

Подчеркнём, что региональные радиотелевизионные передающие центры осуществляют эфирную наземную трансляцию общероссийских обязательных телерадиоканалов на всей территории России, а также отвечают за создание и развертывание сетей цифрового эфирного телерадиовещания [27].

Инфраструктура телеиндустрии

Инфраструктура телеиндустрии представлена системой организаций, определяющих её деятельность.

1. Основным регулирующим органом телеиндустрии является Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций (Минцифры), включающее в себя Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

2. Федеральные, региональные и местные телекомпании различных форм собственности, тематической и зрительской направленности.

3. Службы связи – операторы мультисервисных сетей, кабельного, спутникового телевидения, антенная служба, радиочастотный центр и т.д.

4. Компании и заводы:

– по производству технического оборудования и телевизионного оснащения;

– по производству телевизионного символического материала (телеконтента);

– организующие и обеспечивающие интернет-ресурс для потокового видео.

5. Научно-исследовательские институты, образовательные организации.

6. Профессиональные ассоциации.

7. Рекламодатели и рекламные агентства.

8. Компании-медиаизмерители.

Следует отметить, что масштаб деятельности сферы телеиндустрии охватывает всю территорию страны и осуществляется в любом месте, принимающем телевизионный сигнал и телеконтент, в производственных телекомпаниях, телестудиях, телецехах, в организациях рекламы и медиаизмерений и т.д. [27].

Таким образом, инфраструктура телеиндустрии представляет собой мощную материально-техническую базу предприятий телевидения (производственные компании, студии, телецеха и др.) с соответствующим оснащением, систему телевизионных вышек, передатчиков и радиорелейных линий, систему искусственных спутников Земли и устройств приёма телевизионного контента.

Важно подчеркнуть, что развитие отечественного телепроизводства коренным образом отличается от развития телевидения на Западе. Если на Западе телевидение развивалось в условиях рыночной конкуренции, то в СССР образовалась государственная монополия на телевидение, которая сохранялась до начала 90-х годов ХХ века. В стране существовала государственная поддержка всех СМИ, в том числе и телевидения. Однако с развитием рыночной экономики число государственных телекомпаний в России значительно сократилось. В процессе развития государственного телевидения доминантой стала коммерческая составляющая в управлении телекомпаниями [25,27].

Организационно-экономический механизм управление сферой телеиндустрии

Управление всей сферой телеиндустрии осуществляет Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, отраслевые департаменты Министерства и его подведомственные структуры. Регламентацию деятельности частных телекомпаний и операторов связи государство осуществляет через систему лицензирования и других мер государственного законодательства и нормативно-правового регулирования.

При проведении исследования нами выявлено, что система управления в телеиндустрии состоит из четырех блоков:

– система предприятий телеиндустрии (управляемый объект);

– отраслевое министерство и ведомства (управляющий объект);

– собственники, учредители, менеджеры предприятий (исполнители);

– потребители (аудитория) и другие лица, заинтересованные в деятельности предприятий сферы телеиндустрии.

При этом стало очевидно, что в телеиндустрии существуют три уровня управления: федеральный, региональный, уровень телекомпаний (таблица 2).

Таблица 2 – Уровни управления инновациями в телеиндустрии

Уровни и органы управления
Объекты и функции управления
Направления инновационной деятельности
Федеральный уровень
управления сферой телеиндустрии: Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций
Объекты: государственные, частные, смешанные, общественные предприятия телеиндустрии (операторы связи, радиотелевизионные передающие центры, телерадиовещательные организации)
Фукции: прогнозирование, мониторинг, анализ состояния предприятий и отношений между ними, координация деятельности, контроль, стимулирование
Подготовка инновационных концепций и стратегических программ развития сферы телеиндустрии, совершенствование инновационной телевизионной инфраструктуры, развитие цифрового телевидения
Региональный уровень управления сферой телеиндустрии:
Региональные отраслевые министерства и департаменты
Объекты: региональные операторы связи, региональные радиотелевизионные передающие центры, региональные телерадиовещательные
организации
Фукции: планирование, организация, анализ, учет и контроль, регулирование, стимулирование, координация деятельности
Создание региональной инновационной системы в сфере телеиндустрии, определение инновационных направлений развития телекомпаний, проведение постоянного мониторинга условий их инновационнго развития, выявление наиболее важных инновационных телепроектов
Уровень управления медиахолдингами телекомпаниями:
менеджмент медиахолдингов и телекомпаний
Объекты: ресурсы, направления деятельности медиахолдингов и телекомпаний
Функции: анализ, планирование, организация, мотивация, контроль, координация деятельности
Производство и распространение инновационного телевизионного контента,
внедрение цифровых технологий съёмки телевизионных программ,
организация комплексного производства контента в формате HD и др.
Составлено автором по [25,27]

Как показал проведённый анализ, основными направлениями инновационной деятельности Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций и его подведомственных структур в сфере телеиндустрии являются:

1. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций: развитие и использование инновационных систем телевизионного вещания, сетей связи, спутниковых систем связи, управление государственным имуществом в сфере средств массовой информации и массовой коммуникации: управление государственными телеканалами, государственными технологическими базами (ТТЦ «Останкино», «Российская телевизионная и радиовещательная сеть»)

2. Департамент развития массовых коммуникаций и международного сотрудничества Минцифры в сфере телеиндустрии:

– подготовка инновационных концепций и программ развития телерадиовещания;

– развитие цифрового телевещания и инфраструктуры для распространения инновационных телепрограмм;

– определение приоритетов в реализации инновационных направлений развития средств телеиндустрии;

– развитие телевидения нового поколения;

– развитие цифровой медиаграмотности и медиаобразования населения;

– поддержка СМИ и инноваций в сфере СМИ;

– повышение уровня потребления легального контента в сети Интернет;

– оцифровка фонда Гостелерадио.

3. Департамент реализации инфраструктурных проектов Минцифры:

– поддержка научных исследований и разработок;

– разработка и развитие программного обеспечения, в том числе за счет поддержки стартапов и пилотных внедрений технологий искусственного интеллекта;

– повышение доступности и качества данных;

– развитие спутниковой связи и телевещания;

– развитие мобильной связи и широкополосного доступа;

– обеспечение высокого качества связи.

4. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) – контроль и надзор в сфере массовых коммуникаций, в том числе и в сфере телевещания: контроль за соблюдением законодательства, выдача лицензий на телевизионное вещание (эфирное, кабельное, спутниковое).

5. Российская телевизионная и радиовещательная сеть (РТРС) – государственный оператор связи, осуществляет строительство объектов телерадиовещания.

6. ПАО «Ростелеком» – оказание населению универсальных услуг связи (услуг ШПД и платного телевидения).

7. ФГУП «Телевизионный технический центр «Останкино» – предоставляет неограниченные возможности для производства программ и выхода в эфир ведущих телекомпаний страны.

8. Главный радиочастотный центр России (Государственная комиссия по радиочастотам) – регулирование радиочастотного спектра и формирование государственной политики в области его распространения и использования.

Исходя из проведённого анализа основных направлений инновационной деятельности Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций и его подведомственных структур можно сделать вывод о том, что управленческий дискурс в отрасли ориентирован прежде всего на инфраструктурные и технико-технологические инновации (таблица 3).

Таблица 3 – Направления инновационной деятельности Минцифры

Направление инновационной деятельности
Вид инноваций
- создание федеральной инфраструктуры цифрового телевидения, повсеместный перевод телевизионного вещания в цифровой формат, доступность 20 телеканалов в любой точке страны
- развитие широкополосного доступа (ШПД) в Интернет
- обеспечение большинства жителей страны возможностью подключения к кабельному Интернету со скоростью 100 Мбит/сек
- обеспечение большинства домохозяйств на территории России телевидением высокой четкости (HDTV), обеспечивающим высокое качество изображения
- развитие передовых стандартов мобильной связи доступа в Интернет (4G, 5G)
- создание инструментов, позволяющих сделать контент доступным, а компаниям быть уверенным, что контент на их ресурсах легальный
- развитие новых видов телевизионного вещания, в том числе интерактивное телевидение
- создание условий для развития социально-значимых, инновационных программ и форм телевизионного вещания
- организацию цифровых телевизионных фондов и архивов, обеспечив им широкую доступность
- обобщение и распространение инновационного опыта работы федерального и регионального телевидения
- содействие повышению конкурентоспособности российского телевизионного рынка
- инфраструктурные и технико-технологические инновации
- технологические инновации
- технические инновации
- технические инновации
-технологические инновации
- технические инновации
-технологические инновации
-управленческие инновации
-технологические инновации
-управленческие инновации
-управленческие инновации
Составлено автором

Очевидно, что Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, отдавая предпочтение управлению техническими, технологическими и инфраструктурными инновациями, не уделяет должного внимания другим направлениям инновационной деятельности. В «ФЦП «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2018 годы» также преобладал технократический контекст и совершенно отсутствовала гуманитарная составляющая развития отрасли. К сожалению, эта тенденция характерна и для проекта развития телерадиовещания [27].

Особенности управления инновациями в телеиндустрии

В процессе исследованиями нами установлено, что управление инновациями в телеиндустрии должно ориентировать всех субъектов телевизионного сообщества на реализацию инновационных подходов, предполагающих учёт следующих положений:

– телевидение всегда было ориентировано на отображение такой реальности, которая была бы приближена к реалиям жизнедеятельностного мира;

– организация телеиндустрии – это живой организм, который необходимо рассматривать целостно, необходимо целостное оценивание состояния организации, целостное рассмотрение внутренней (наличие кадровых, интеллектуальных, технических, технологических, финансовых и других ресурсов) и внешней среды организации (политические и макроэкономические, технико-технологические тенденции, динамика потребительского спроса и др.) и разработка на этой основе стратегии инновационного развития;

– успех инновационного развития телекомпании зависит от степени её адаптации к усложняющейся динамике изменений, происходящих во внутренней и внешней среде функционирования;

– управление инновациями построено на сотрудничестве и взаимопонимании людей, на всесторонних коммуникациях, на возрастании субъектности личности, на снижении значения административно-командных методов управления, важным источником инноваций являются сотрудники организации, креативные работники, генерирующие новые идеи, интегрирующие новые знания и ключевые компетенции;

– интегрированность телевизионного контента в повседневную жизнедеятельность аудитории в качестве современного коммуникатора наряду с другими формами и способами коммуникации, ориентация на особенности и закономерности потребления населением телевизионных продуктов, эффективное взаимодействие с аудиторией, удовлетворение её конкретных потребностей, постоянное изучение условий жизнедеятельности населения, их уровня, качества и образа жизни;

– телекомпания – это динамичная, сложная, целостная и творческая организация, которая активно создаёт новые проекты и ищет новые способы взаимодействия с окружающей средой, инновационные телепродукты являются результатом коллективной творческой деятельности;

– обеспечение таких характеристик инновационного телепродукта, которые соответствовали бы современному научно-техническому прогрессу, а также спросу и предпочтениям потребителей, интересам всех участников телеиндустрии;

– учёт социальной и психологической природы человека, особенностей его сознания, мировоззрения, ценностей и поведения, закономерностей общественно-политического и социально-экономического развития, ориентация на субъект-субъектное взаимодействие с потребителями инновационного телепродукта, формирование телезрителя как субъекта управления телевизионной политикой, активно влияющего на инновационные процессы, на формирование телеканалами своих инновационных стратегий [25-28].

Проблемы управления инновациями в телеиндустрии

Важно отметить, что до конца 2019 года телевизионная отрасль функционировала и развивалась по ФЦП «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на период 2009-2018 гг», а также в соответствии с принятой в 2015 году Стратегией развития телерадиовещания до 2025 года.

Однако заложенный в них переход от аналогового к цифровому телевещанию был завершён и отрасль по существу с 2019 года функционирует без своей дорожной карты. В 2020 году в Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций была сформирована рабочая группа по подготовке проекта новой концепции развития телерадиовещания, но разработанный проект так и не был утвержден. Более того, основные концептуальные положения проекта вызвали со стороны экспертного сообщества серьёзные критические замечания.

Вполне закономерно, что сегодня телеиндустрия сталкивается с существенными проблемами:

– отсутствует научно-обоснованная стратегия инновационного развития цифровой телеиндустрии, отсутствуют прогнозные сценарии её развития в ходе цифровых трансформаций, не утверждена новая концепция развития телерадиовещания; разработанный проект концепции не отражает общемировые тренды цифровой трансформации телевещательной индустрии;

– в профильном министерстве отсутствует специализированный научный центр, который бы занимался научной экспертизой, прогнозом и мониторингом инновационной деятельности предприятий телеиндустрии, разработкой прогнозных сценариев её развития;

– отсутствует научного-методологический и системный анализ актуальных проблем цифровой трансформации телеиндустрии, теория медиа отстает от технологических разработок в сфере сбора, передачи и распространения информации;

– не разработаны научно-обоснованные методы проведения цифровизации регионального телерадиовещания, что негативно отражается на его правовом и экономическом положении;

– действующее законодательство не учитывает специфики современных технологий телерадиовещания и телерадиопроизводства, а также экономических условий деятельности вещателей;

– отсутствуют нормы законодательства, определяющие систему понятий в специфике телевизионных интернет-сервисов и описывающих отношения участников деятельности по распространению телеканалов;

-отсутствуют единые стандарты услуг адресного и интерактивного телевидения;

– телевидение начинает терять рекламные бюджеты: переход аудитории к новым способам видеосмотрения («видео по запросу» (video on demand, VOD) на различных платформах, включая популярные видеохостинги и социальные сети, предоставляющих видеоуслуги через смартфоны и даже очки виртуальной реальности) существенно отражается на рекламных бюджетах телекомпаний;

– внедрение новых технологий происходит фрагментарно, не в полном объёме используется их потенциал;

– цифровое оборудование постоянно совершенствуется и обновляется, что требует значительных финансовых вложений;

– доля российских вещателей и медиахолдингов на развивающемся рынке распространения аудио и видео контента в сети «Интернет» составляет менее десяти процентов;

– сокращение организаций телерадиовещания и численности занятых: уход с отечественного рынка телеиндустрии зарубежных телерадиокомпаний; прекращение деятельности телерадиокомпаний, объявленных иноагентами; прекращение деятельности значительного количества частных региональных телекомпаний [16,19,20,25-28].

Научно-методический инструментарий совершенствования организационно-экономического механизма управления инновациями в телеиндустрии

Сложившаяся ситуация на телевещательном рынке требует принятия решений на государственном уровне. Нами разработан научно-методический инструментарий совершенствования организационного-экономического механизма управления инновациями в телеиндустрии на государственном уровне (таблица 4).

Таблица 4 – Научно-методический инструментарий совершенствования организационного-экономического механизма управления инновациями в телеиндустрии

Направления управленческой деятельности
Содержание научно-методического инструментария совершенствования организационного-экономического механизма управления инновациями в телеиндустрии
Разработка стратегии развития и совершенствование организационной структуры профильного министерства управления инновациями
– разработать комплекс стратегических документов развития телевещательной индустрии, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе с учётом тех трансформаций, которые происходят в обществе, в экономике и в сфере цифровых технологий
– развивать основные инновационные стратегии телеиндустрии: модернизация и расширение цифровой инфраструктуры телеиндустрии; трансформация телеканалов и развитие новых видов телевизионного вещания; конвергенция услуг Интернета, телевидения, связи на базе Интернет, сохранении высокого качества российских телеканалов и росте спроса на них, обеспечение роста качества звука и изображения в телевещании, внедрение в телевещание интерактивных технологий – включить в правительственную комиссию по разработке нового проекта концепции развития телерадиовещания представителей академического сообщества, авторитетных учёных-медиаисследователей профильных вузов страны, экспертов всех основных участников рынка телевещательной индустрии
– осуществлять централизованную координацию работы компаний, предприятий, научно-исследовательских институтов, вузов при выработке инновационных программ развития телевизионной отрасли, разрабатывать консолидированную научно-техническую политику и новые инновационные подходы к телевизионному производству и вещанию, комплексно развивать инфраструктуру телеиндустрии
– осуществить переход к инновационной организационной структуре в Минцифре, провести структурно-функциональные изменения, обусловленные переходом на цифровое телевещание: в профильном министерстве создать специализированный научный центр, который бы занимался научной экспертизой, прогнозом и мониторингом инновационной деятельности предприятий телеиндустрии, разработкой прогнозных сценариев её развития
– усовершенствовать инновационную инфраструктуры сферы телеиндустрии, создать условия для эффективного использования инновационных и интеллектуальных продуктов и услуг, разработать системы взаимодействия всех секторов телеиндустрии, сформировать кластеры «наука-образование-информация-технологии», способствующие усилению связи науки с производством
– на государственном уровне обеспечить создание современного регионального телевидения высокой и ультравысокой чёткости изображения с объёмным звуком, основанное на базе новейших цифровых технологий, инновационных сред и средств передачи и приёма телевизионного сигнала
– формировать новые профессиональные ценности и идеологию российских журналистов
Внедрение современных механизмов и инструментов управления
– внедрять современные методы управления инновациями, управления телевещательными организациями, знаниями и информацией, совершенствовать методологическую базу оценки инновационных проектов в телеиндустрии
– использовать достижения современной науки об управлении, предполагающей множества подходов, концепций и известных методологических подходов (системный, динамический, маркетинговый, синергетический), новейшей теории прирородоподобного управления, которая базируется на жизнедеятельностном подходе [27]
– применять современные инструменты управления инновациями: инновационные проекты, маркетинг инноваций, бренд-стратегия, инжиниринг и реинжиниринг процессов, фрондирование, всеобщее управление качеством и др.
– совершенствовать методы и способы управления реализацией инновационной деятельностью в телеиндустрии (разработка планов, прогнозирование, экспертиза, комплексная оценка и корректировка, оперативное управление, управление развитием кадрового потенциала, мотивационное управление, интеграционное взаимодействие предприятий, выбор инновационных проектов, опережающий самоконтроль, оптимизация производственного цикла, мониторинг состояния, маркетинговые исследования, телеизмерения, информационное обеспечение инновационной деятельности и др.)
Совершенствование экономических механизмов управления
– разработка эффективных механизмов распределения государственных средств и совершенствование системы источников финансирования сферы телеиндустрии: создание системы федеральных и региональных налоговых льгот субъектам сферы телеиндустрии; предоставление инвестиционных налоговых кредитов в соответствии с законодательством Российской Федерации; предоставление бюджетных гарантий по кредитам коммерческих банков; предоставление пониженных коэффициентов при арендной плате за пользование государственным имуществом, государственное субсидирование, госзаказы, концентрация ресурсов на инновационных направлениях, стимулирование, конкурсы, гранты, страхование и др.
– формирование благоприятного бизнес-климата и создание привлекательных условий для инвесторов, используя принципы и методы эффективного управления инновациями и инвестициями, постоянное увеличение инвестиций в новые технологии, продукты и сервисы, поддержка инновационных проектов и программам, развитие государственно-частного партнёрства с коммерческими и общественными организациями
– осуществление масштабных инвестиций в региональную телевизионную инфраструктуру и в человеческий капитал, расширение правительственных трансфертов через механизмы проектного финансирования, переориентация рекламного рынка в пользу регионального телевещания
Совершенствование нормативно-правового обеспечения развития телеиндустрии
– разработать нормативно-правовую базу сферы телеиндустрии, правовое регулирования инновационных процессов, происходящих в сфере телеиндустрии: приятие федеральных законов «О телерадиовещании», «Об обеспечении обслуживания телевизионного вещания», правовые акты о различных моделях телевещания (об общественном ТВ, о кабельном ТВ, о мобильном ТВ, о трансграничном ТВ и др.), отражающих содержание деятельности вещателя на современном этапе развития сферы телевещания, включая положения о неизменности любой информации, распространяемой при вещании телеканала
– разработать нормативно правовые акты, определяющие правовой статус интернет-телевидения, владельцев контентных Интернет-платформ, новостных агрегаторов, социальных сетей, сайтов в сети «Интернет», аудиовизуальных сервисов, которые де-юре не являются средствами массовой информации
– разработать нормы законодательства, определяющие систему понятий в специфике телевизионных интернет-сервисов и описывающих отношения участников деятельности по распространению телеканалов
– разработать единые стандарты услуг адресного и интерактивного телевидения
Составлено автором по [1,2,3,7,12,17, 19,20,21,24,25-28]

Заключение

Проведённое исследование позволяет сделать выводы о том, что для эффективного управления инновациями в сфере телеиндустрии необходимы соответствующие предпосылки:

– наличие научно-обоснованной стратегии инновационного развития телеиндустрии;

– наличие инновационных структур в организационно-экономическом механизм управления;

– внедрение современных методов, способов и механизмов управления;

– комплексное применение финансово-экономического инструментария;

– наличие развитой инновационной инфраструктуры, внедрение новейших цифровых технологий, программного обеспечения, информационных систем;

– обеспеченность высококвалифицированными кадрами, наличие креативного менеджмента;

– нормативно-правовое обеспечение инновационного развития телеиндустрии.


References:

Antipov K.V., Samsonov M.I. (2020). Strategicheskoe biznes-planirovanie v mediaorganizatsiyakh v usloviyakh innovatsionnoy ekonomiki [Strategic business planning in media organizations in an innovative economy]. Vestnik MGUP imeni Ivana Fedorova. (3). 6-9. (in Russian).

Barsukov D.P. Noskova N.A. (2021). Gosudarstvennoe upravlenie kino- i teleindustriey Sankt-Peterburg [Public Administration of the Film and Television Industry St. Petersburg] (in Russian).

Blagova I.Yu., Kuzmina S.N., Morschagina N.A., Fatova S.A. (2019). Planirovanie i prognozirovanie v teleindustrii [Planning and forecasting in the TV industry] (in Russian).

Dugin E.Yu. (2017). Metodologiya issledovaniya informatsionno-kommunikativnyh mediasistem i zhurnalistiki [Methodology of research of information and communication media systems and journalism] (in Russian).

Ermolaev M.S. (2006). Upravlenie innovatsionnoy deyatelnostyu predpriyatiy sfery teleradioveshchaniya [Management of innovative activities of broadcasting enterprises] (in Russian).

Fomina A. N., Polzunova N. N.,Shirokova L. V. (2022). Razvitie informatsionno-telekommunikatsionnoy infrastruktury regiona na osnove upravleniya innovatsiyami v teleindustrii [Development of information and telecommunication infrastructure of the region on the basis of innovation management in the television industry]. Izvestiya Yugo-Zapadnogo universiteta. Seriya: Ekonomika. Sotsiologiya. Menedzhment. (3). 85-96. (in Russian).

Fomina A.N. (2021). Upravlenie innovatsiyami v teleindustrii v usloviyakh tsifrovizatsii ekonomiki [Innovation management in the television industry in the context of digitalization of the economy] (in Russian).

Fomina A.N. (2023). Sovershenstvovanie upravleniya innovatsionnym razvitiem regionalnyh telekompaniy v usloviyakh tsifrovoy transformatsii [Improving the management of innovation development of regional television broadcasters amidst digital transformation]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (2). 495-512. (in Russian).

Fomina A.N. (2023). Upravlenie innovatsiyami v teleindustrii [Innovation management in the TV industry] (in Russian).

Gromova T.M. (2020). Institutsionalnye aspekty mediadiskursa ob innovatsionnoy politike [Institutional aspects of media discourse on innovative policy]. Mediaskop. (3). 6. (in Russian).

Ivanova E.I. (2015). Instrumenty strategicheskogo upravleniya innovatsionnoy deyatelnostyu predpriyatiy informatsionno-kommunikatsionnyh tekhnologiy [Tools for strategic management of innovation activities of information and communication technology enterprises] (in Russian).

Kachkaeva A.G., Kiriya I.V. (2012). Dolgosrochnye trendy razvitiya sektora massovyh kommunikatsiy [Long-term trends in the development of the mass communications sector]. Foresight. (4). 6-18. (in Russian).

Mamontov V.A. (2015). Upravlenie konkurentosposobnostyu innovatsionnyh proektov v sfere elektronnyh SMI [Managing the competitiveness of innovative projects in the field of electronic media] (in Russian).

Nugmanov V.Yu. (2012). Upravlenie organizatsiey mediaindustrii na osnove reinzhiniringa [Management of the media industry organization based on reengineering] (in Russian).

Sakina E.N., Fedorova M.S. (2016). Sovremennye problemy upravleniya marketingovoy deyatelnostyu mediaorganizatsii [Modern problems of marketing management of mediacompany]. Vestnik MGUP imeni Ivana Fedorovna. (3). 80-83. (in Russian).

Samoylenko I.S. (2012). Upravlenie organizatsiey mediaindustrii v usloviyakh informatsionnoy ekonomiki [Managing the organization of the media industry in the information economy] (in Russian).

Senkin A.O. (1999). Sotsialno-ekonomicheskoe upravlenie strukturoy veshchaniya regionalnyh telekompaniy [Socio-economic management of the broadcasting structure of regional TV companies] (in Russian).

Solntseva S.A. (2015). Adaptatsiya upravleniya televideniem k sotsiokulturnomu kontekstu informatsionnogo obshchestva [Adaptation of television management to the socio-cultural context of the information society] (in Russian).

Strelchuk V.G. (2020). Osnovy marketingovoy deyatelnosti v teleindustrii [Fundamentals of marketing activities in the television industry]. Nauchnyy ellektronnyy zhurnal Meridian. (5 (39)). 39-41. (in Russian).

Vartanova E.L., Vyrkovskiy A.V., Makeenko M.I., Smirnov S.S. (2017). Industriya rossiyskikh media: tsifrovoe budushchee [Russian Media Industry: Digital Future] (in Russian).

Verigina A.V. (2012). Upravlenie konkurentosposobnostyu organizatsiy mediaindustrii [Managing the competitiveness of media industry organizations] (in Russian).

Vyugina D.M. (2016). Tsifrovye strategii mediabiznesa v usloviyakh izmenyayushchegosya mediapotrebleniya [Media consumption as a key to new digital strategies in media]. Mediaskop. (4). 20. (in Russian).

Страница обновлена: 12.04.2025 в 11:44:56