Network innovation structures in the regional economy: forms and types of management strategies

Tumenova S.A.

Journal paper

Russian Journal of Innovation Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 13, Number 3 (July-september 2023)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=54754185

Abstract:
The article deals with the problems of activation of the regional innovation process in the paradigm of network management. The research purpose was to analyze the role of innovation networks in stimulating the growth of the regional economy, as well as the effectiveness of various forms and types of strategies for managing network innovation structures in the regional management system. The research methodology is based on the complex application of such general scientific, economic methods and approaches as dialectical, systemic, situational, analysis and generalization. As a result, the influence of innovation networks in the creation and maintenance of the regional innovation system was determined. The advantages and risks of realizing the potential of innovative structures in the regional economy were shown. The expediency of developing and implementing an effective management system for the formation of regional innovation networks in accordance with the proposed stages was substantiated. The characteristic of the main forms of network management was given. The role of various types of innovation network management strategies was determined. The totality of the results obtained allowed to propose an up-to-date list of potentially important actions for the development of innovative network structures in the regional economy, which can be used in the development of mechanisms for ensuring sustainable advanced development of domestic regions. Acknowledgments: The article was prepared based on research materials on the topic of research of the Kabardino-Balkar Scientific Center of the Russian Academy of Sciences (topic registration number 122041200050-5).

Keywords: networking, network structures, innovation network, regional innovation policy, scientific and technological development, network management forms, interaction mechanisms

Funding:
Статья подготовлена по материалам исследований по теме НИР КБНЦ РАН (№ регистрации темы 122041200050-5).

JEL-classification: R11, R12, R13, R58, O31, O33



Введение.

В условиях беспрецедентного нарастания геополитических и экономических вызовов и угроз национальной безопасности, укрепление технологического суверенитета России приобретает безальтернативный характер, обуславливая тем самым особую актуальность системной модернизации экономики на основе стимулирования инновационного процесса. Одним из перспективных направлений решения задач по повышению уровня инновационно-технологического развитии экономики является переход к сетевым формам организации инновационной деятельности. Многими исследователями [1-5] (Кастельс, 1999; Патюрель, 1997; Miles, Snow, 1986; Белл, 2004; Bramwell, Hepburn, 209) отмечается, что именно сетизация [1] является перспективной формой организации бизнеса, способной стимулировать высокоэффективное (инновационное) развитие экономики быстрее, чем другие интеграционные структуры.

Высокий производственный потенциал сетевых структур в современной экономике обусловил значительное возрастание интереса представителей научного сообщества и бизнеса к проблемам перехода к сетевым моделям развития. Первые публикации по сетевым организационным формам стали появляться в зарубежной литературе со второй половины 20-го века при исследовании вопросов постиндустриального развития общества. Например, М. Кастельс, который одним из первых стал рассматривать сетевые структуры в социально-экономическом контексте, трактует их как мультиагентнонаправленную сетевую модель, введенную в жизнь малыми и средними предприятиями, совместные средства которой составлены за счет пересечения систем целей автономных сегментов [1]. По утверждению Р. Майлз и Ч. Сноу и др., исследующих организации сетевого типа на уровне фирм/компаний, специфика сетевых структур обусловлена местом их возникновения и, в частности, они акцентировали внимание на глобальных динамичных рынках, где производители вынуждены постоянно разрабатывать и предлагать новые товары и/или услуги. При этом, как отмечают авторы, в новой экономике формирование временных альянсов в смежных областях, должны стать основной формой организации бизнес-процессов [3].

В научной литературе последних лет существенное внимание уделяется различным аспектам перехода к сетевым инновационным структурам/сетям как востребованным драйверам современного экономического развития. При этом несмотря на существование различных трактовок сущности инновационных сетевых структур по уровню консолидации сетевых субъектов, масштабам, количеству задействованных участников, характеру и тесноте связей, во всех работах отмечается то, что сетизация играет значительную роль в развитии современной экономики. Актуальность развития инновационных сетей для решения проблем активизации инновационной деятельности, их рассмотрение как концептуального метода формирования инновационных систем различного уровня, требующего индивидуального подхода рассмотрена в работах [9-11] (Мезенцев, Антропов, Гусев, 2018; Мекаэль, 2019; Konietzko, Bocken, Hultink, 2020). Ряд авторов инновационные сети интерпретируют с позиции организационной структуры управления коммуникациями экономических субъектов в рамках «тройной спирали» [12-14], (Tumenova, Pshigosheva, 2020; Vargo S.L., Akaka M.A., 2020; Walrave et all, 2018), как совокупности социальных отношений/контрактов между индивидуумами и группами [15, 16] (Webser, 1995; Голова, 2021), как виртуальной корпорации, характеризующейся непостоянным характером функционирования сетевых звеньев/узлов [17] (Aberer, 2020) и др.

Однако следует указать на недостаточную изученность вопросов управления развитием инновационных сетей регионального уровня, укрепления сотрудничества участников сетевой кооперации в рамках региональной инновационной системы (РИС), повышения их производительности. В этой связи возрастает необходимость исследования проблем реализации сетевых принципов организации деятельности региональным менеджментом в процессе разработки политики, способствующей внедрению сетевых инновационных бизнес-моделей/коллабораций/альянсов, а также повышению эффективности взаимоотношений участников РИС. Исследование данных проблем в парадигме сетевого управления выступило целью настоящей работы. В качестве объекта исследования выступили сетевые инновационные структуры регионального уровня, предметом – процесс управления их развитием. Научная новизна исследования состоит в развитии аналитической основы определения результативности различных форм и типов стратегий сетевого управления развитием региональных инновационных сетей.

Методология

Методология работы построена на использовании основных положений теории сетевой экономики, стратегического менеджмента, социальных сетей, инновационно-технологического развития, раскрытых на основе комплексного применения общенаучных методов познания: диалектического, системного, ситуационного, логического анализа и обобщения.

В контексте данной работы под «инновационной сетевой структурой» будем понимать гибкую коалицию инновационно-активных акторов (ИАА), управляемую из единого центра, отвечающего за реализацию функций координации финансовых, материальных, интеллектуальных и иных потоков, интеграции компетенций и используемых технологий за счет оптимизации коммуникаций в сети в рамках единых информационных ресурсов с целью реализации полного инновационного цикла [18] (Туменова, 2022). Наиболее существенными условиями эффективности такого корпоративного объединения, основанного на равноправных юридических соглашениях/контрактах заинтересованных в стратегическом альянсе бизнес-партнеров, является разнообразие и уровень интеграции участников, а также их достаточная стабильность [15] (Webser, 1995).

Мы исходили из положения о том, что преимущества использования инновационных сетевых структур в региональной экономике связаны с возможностью достижения существенного роста скорости разработки и внедрения инноваций. При этом «управление сетью», как деятельность по созданию и развитию инновационных сетей различного типа (методы, инструменты, процедуры), следует признать одним из главных направлений современной региональной политики.

Основные результаты исследования.

В настоящее время интеграции усилий государственных органов, бизнес-структур для эффективной реализации политики инновационной модернизации отечественной экономки является необходимым условием противостояния усиливающемуся внешнему давлению.

Следует отметить, что консолидация производственного потенциала в рамках инновационных сетей ИАА, ориентированных на генерацию и коммерциализацию инновационных разработок, позволяет рассчитывать на получение новых конкурентных преимуществ за счет обеспечения инновационного континуума (непрерывности цепочки создания инноваций). Для экономики России в целом и ее регионов сетевой формат расширения инновационно-технологического производства формирует дополнительные возможности для стимулирования экономического роста, связанные, в первую очередь, с возможностью получения мультипликативного эффекта участниками сетей, снижения транзакционных и трансформационных издержек.

В ходе проведенного исследования было определено влияние инновационных сетей, как одной из востребованных форм динамизации регионального развития, в формирование/поддержание инновационной системы региона. Результаты анализа влияния сетевых структур на региональную инновационную и научно-технологическую политику представлены в таблице 1.

Таблица 1. Влияния инновационных сетей на региональную инновационно-технологическую политику

Источник: Составлено автором по [19-21]

В свою очередь политика в области развития сетевых форм организации регионального экономического ландшафта, охватывая все виды региональной политики (инновационной, промышленной, экономической, финансовой, социальной, экологической), должна иметь комплексный перманентный характер и быть ориентированной на нивелирование институциональных, инфраструктурных и функциональных разрывов в региональной инновационной системе. В противном случае потенциал инновационных сетей в развитии и поддержании инновационного тренда развития региональной экономики может быть существенно органичен.

В таблице 2 приведены преимущества и риски реализации потенциала сетевых инновационных структур в региональной экономике.

Таблица 2 Характеристика возможностей и рисков развития региональных инновационных сетей

Источник: Составлено автором

В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что низкая эффективность РИС отечественных регионов, сложность реализации принципа совместного управления при недостаточной ответственности вовлеченных в сети сторон являются наиболее проблематичными в развитии региональных инновационных сетей. По сути, реализация сетевого формата развития инноваций в российских регионах ограничена слабой синхронизации усилий законодательной, исполнительной властей, бизнес-структур, сообщества в обеспечении эффективности взаимодействия участников сетей для достижения общей стратегической цели. Не будет преувеличением констатировать, что в нашей стране достижение научно-технологического лидерства является ключевым проектом экономической динамики только нескольких наиболее продвинутых региональных команд (столичных регионов, а также Новосибирской, Нижегородской, Томской, Тюменской областях, Республики Татарстан) [22].

Следует также отметить, что для преодоления данных ограничений важно, исходя из дуальности сетей, как особой формы организации инновационного бизнеса и как координирующей деятельность ИАА структур, синхронизировать экономические и управленческие аспекты процесса их формирования и развития. Поскольку эффективность сетевых структур прямо коррелирует с качеством принимаемых решений, возрастает целесообразность разработки и внедрения эффективной системы управления процессами сетизации на основе институционализации мотивов региональных ИАА и в соответствии с представленными на рисунке 1 этапами формирования региональных инновационных сетей.

Рисунок 1. Этапы формирования региональных инновационных сетей

Составлено автором

С точки зрения экономико-управленческой проблематики вопросы создания и развития инновационных сетей, повышения эффективности сетевых взаимодействий, коллаборации ресурсов, компетенций, технологий тесно связаны с конкретным типом координационного механизма, определяющим как экономические, так и управленческие аспекты совместной деятельности участников сети на протяжении всего инновационного цикла.

В ходе проведенного исследования были рассмотрены основные формы сетевого управления (рис. 2).

Рисунок 2. Формы управления сетевыми структурами

Составлено автором

Совместное управление, которое можно рассматривать как механизм, структуру или стратегию, в литературе представлено несколькими различными направлениями в зависимости от основных приоритетов координации коллективных действий и решений. Например, может превалировать внимание на:

• сотрудничестве, партнерстве и сетевом управлении;

• субъектах отношений включая органы власти, основных участников сетей, граждан, стейкхолдеров и их взаимоотношениях на разных уровнях;

• методах и инструментах формирования отношений (нормативные, законодательные и иные акты и другие директивные действия и/или государственное вмешательство);

• диапазоне отношений, в том числе от местного до глобального уровня и др.

Сложность совместного управления сетью, обусловленная значительным количеством заинтересованных сторон при важности синхронизации их целей и стратегического видения будущего развития, как основного фактора эффективности сетевых структур, делают проблематичной прикладную реализацию принципов совместного управления.

Преимущества формы управления сетью, в которой фокальная (ведущая) организация реализует функцию администратора сети, связаны с ростом координирующего потенциала. В то же время роль ведущей организации, как главного сетевого менеджера, может ограничивать рост заинтересованности других участников сетей, что актуализирует необходимость построения долгосрочных доверительных взаимоотношений в сети на основе эффективного использования реляционного (отношенческого) контракта.

Возможности сетевой администрации, созданной в форме юридического лица с целью управления совместной деятельностью участников сети, связаны со способностью преодолевать потенциальные разногласия, конфликты, возникающие в сети.

Вместе с тем следует указать на особую роль регионального менеджмента в формировании инновационных сетей, в обеспечении непрерывности процесса генерации, коммерциализации и диффузии инноваций вне зависимости от форм управления. При этом меры поддержки развития региональных инновационных сетей должны иметь комплексный характер, включая различные способы содействия сетизации, в том числе прямую финансовую поддержку, ресурсное, кадровое, инфраструктурное обеспечение, создание благоприятной инновационной среды. Региональный менеджмент (выступая в качестве сетевого менеджера и/или участника сети) может использовать несколько различных стратегий в зависимости от характера поставленных целей, также необходимости реализации институциональных, структурных, процессных управляющих воздействий. Например, для повышения инновационного потенциала региональной экономики, мобилизации знаний и компетенций для создания прорывных инноваций, использовать стратегию стимулирования участников сетей или структурной настройки сети путем привлечения новых участников с дополнительными ресурсами. Стратегия достижения цели направлена на снятие противоречий в интерпретации приоритетов и направлений развития, а также консолидацию усилий разнообразных участников сетей для реализации основной согласованной цели. Стратегия повышения эффективности сетевого взаимодействия включает меры, по разработке механизмов, правил, рутин, обеспечивающих четкую организацию процессов коммуникации в сети. Причем комбинированное использование потенциала данных функциональные стратегии в системе регионального менеджмента имеет существенное значение для повышения эффективности управления развитием инновационных сетей.

Анализ литературы по переходу к сетевому формату организации инновационного производства позволил систематизировать типичные формы управления формированием региональных сетевых структур и определить роль различных видов стратегий управления сетевыми взаимодействиями и формируемыми бизнес-компетенциями участников РИС (табл. 3).

Таблица 3 Ключевые действия и стратегии управления инновационной сетью в системе региональной политики

Формы сетевого управления
Совместное управление
Ведущая организация
Сетевая администрация
Стратегия стимулирования участников сети
Расширение небольших инновационных сетей, до более сложных сетевых структур, включая, например, университетские лаборатории, частные фирмы, компании стартаперов для развития отношений внутри триады «наука – бизнес – производство».
Привлечение новых участников (например, существующих коалиций, которые могут расширить софинансирование конкретных инновационных проектов)
Использование существующей исследовательской инфраструктуры для стимулирования взаимодействий между действующими игроками и новыми участниками, уделяя особое внимание формированию в будущем нескольких полных цепочек создания инновационной стоимости.
Стимулирование интерактивного взаимодействия между поставщиками и покупателями. Поощрение обратной связи со стороны конечных пользователей и политиков
Формирование сети участников, необходимых для защиты и легитимации поддерживающих институциональных структур.
Оптимизация сетевой структуры за счет устранения неэффективных решений и участников в результате усиления конкуренции в цепочке создания стоимости.
Привлечение участников НИОКР, которые могут разрабатывать дополнительные технологии и решать более широкие системные проблемы
Стратегии достижения цели:
Учет целей, мотивов, интересов ключевых участников сети, с возможностью при этом одновременно разрабатывать альтернативные решения.
Гарантирование прозрачности процессов, предоставление всем участникам возможность доступа к механизму коллективного принятия решений.
Изучение долгосрочных целей, стратеги развития отдельных участников сети и их соотнесение с целями других участников
Создание регуляторных механизмов распределения ответственности между участниками инновационного процесса, ограничивающих риски инновационного предпринимательства.
Привлечения недостающих в системе акторов в сети, в том числе заинтересованных стейкхолдеров.
Установление общих ориентировав и взглядов на сильные и слабые стороны сети и способов воздействия на них
Разработка совместного корпоративного видения того, как реагировать на политику и институты, препятствующие дальнейшему росту.
Обозначение правил, механизмов и инструментов непрерывного обучения и самокоррекции.
Создание коалиции с использованием потенциала венчурных инвесторов для финансирования инфраструктуры НИОКР, обслуживающей широкий круг участников для постоянного тестирования новых возможностей
Стратегия повышения эффективности сетевого взаимодействия
Достижение инновационного консенсуса при идентификации проблемных ситуаций и необходимых управляющих воздействий
Обеспечение качественными инструментами тестирования инновационных гипотез, управления проектами
Создание регуляторных механизмов распределения ответственности между участниками инновационного процесса, ограничивающих риски инновационного предпринимательства
Создание оргструктур, ориентированных на использование новых знаний, например, через исследовательскую инфраструктуру, которая позволяет поставщикам технологий получать доступ к отзывам клиентов
(маркетинг взаимоотношений).
Обеспечение непрерывности процессов обучения, синтеза, накопления и применения знаний на основе реализация электронного сервиса анализа и применения лучших практик
Создание площадки для взаимодействия по перспективным цепочкам создания стоимости, направленные на масштабирование и коммерциализацию
Формирование комплексного механизма координации и общего контроля для согласования целей, стратегического видения, соотношение интересов и усилий на основе внедрения цифровой платформы
Дальнейшие усилия по технологическому развитию путем привлечения акторов, уравновешивающих различные коммерческие и научные интересы, в том числе прав интеллектуальной собственности.
Интеграция с отечественными и международными инновационными структурами для обеспечения трансфера (привлечения) знаний и технологий на основе принципа «открытых инноваций»
Источник: Составлено автором

Данные таблицы 1 могут служить в качества актуального перечня потенциально важных действий по развитию инновационных сетевых структур в региональной экономике, который можно использовать как аналитическую основу запуска механизмов интеграции производственного потенциала инновационно-активных субъектов РИС, управления формируемыми бизнес-компетенциями и их сетевыми взаимодействиями.

Выводы

По мере возрастания роли сетевых инновационных структур в развитии современной экономики особая роль отводится вопросам перехода к сетевому формату организации инновационной деятельности как перспективному направлению повышения уровня научно-технологической обеспеченности регионального производства.

В работе обоснована важность синхронизации экономических и управленческих аспектов нивелирования ограничений/барьеров развития региональных инновационных сетей, исходя из двойственности их характера: как особой формы организации инновационного бизнеса и, как координирующей деятельность ИАА, структур. На основе проведенного анализ были систематизированы возможности и риски реализации потенциала сетевых инновационных структур в региональной экономике, а также рассмотрены основные формы и типы сетевого управления.

В ходе проведенного исследования была обоснована целесообразность разработки и внедрения эффективной системы управления процессами интеграции/сетизации ИАА в соответствии с представленными этапами формирования региональных инновационных сетей, а также предложен перечень потенциально важных действий по их развитию и укреплению интеграционных процессов.

Полученные в ходе проведенной работы результаты, могут способствовать системному внедрению сетевых принципов организации инновационной деятельности, развитию региональных инновационных сетей как значимого фактора экономического развития в современных реалиях.

[1] Термин “сетизация” по определению Робера Патюреля означает метод стратегического менеджмента, заключающийся в формировании сети с ее узлами и связями для достижения целей в соответствии с потребностями и ожиданиями партнеров и деловой конъюнктурой (Прим. авт.)


References:

Abashkin V.L., Abdrakhmanova G.I., Bredikhin S.V., Varzonovtseva I., Vlasova V.V., Gershman M.A., Gokhberg L.M. i dr. (2021). Reyting innovatsionnogo razvitiya subektov Rossiyskoy Federatsii [Ranking of innovative development of the subjects of the Russian Federation] Moskva: NIU VShE. (in Russian).

Aberer K., Hauswirth M. Peer-to-peer information systems: concepts and models, state-of-the-art, and future systemsLsirpeople.epfl.ch. Retrieved from http://lsirpeople.epfl.ch/hauswirth/papers/ICDE2002-Tutorial.pdf

Bell D. (2004). Gryadushchee postindustrialnoe obshchestvo. Opyt sotsialnogo prognozirovaniya [The coming post-industrial society. Social forecasting experience] Moscow: Academia. (in Russian).

Bramwell A., Hepburn N., Wolfe D.A. (2019). Growing Entrepreneurial Ecosystems. Public Intermediaries, Policy Learning, and Regional Innovation Journal of Entrepreneurship and Public Policy. 8 (2). 272-292. doi: 10.1108/JEPP-04–2019–0034.

Golova I.M. (2021). Ekosistemnyy podkhod k upravleniyu innovatsionnymi protsessami v rossiyskikh regionakh [Ecosystem approach to innovation management in Russian regions]. Economy of the region. 17 (4). 1346-1360. (in Russian). doi: 10.17059/ekon.reg.20.

Kastels M. (1999). Stanovlenie obshchestva setevyh struktur [The formation of a society of network structures] M.: Academia. (in Russian).

Konietzko J., Bocken N., Hultink E. (2020). Circular ecosystem innovation: An initial set of principles Journal of Cleaner Production. 253 119942. doi: 10.1016/j.jclepro.2019.119942.

Maslyuk N.A., Medvedeva N.V. (2020). Innovatsionnaya ekosistema: regionalnyy aspekt [Innovation ecosystem: regional perspective]. Russian Journal of Innovation Economics. 10 (4). 1893-1910. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.10.4.111175.

Mekael F.F. (2019). Intellektualnye sistemy podderzhki prinyatiya resheniy v sistemakh upravleniya setyami svyazi [Intelligent decision support systems in communication network management systems]. Teoriya. Praktika. Innovatsii. (4(40)). 17-22. (in Russian).

Mezentsev E.M., Antropov V.A., Gusev A.A. (2018). Upravlenie razvitiem setevyh predprinimatelskikh struktur [Managing the development of network business structures] Yekaterinburg: Institut ekonomiki UrO RAN. (in Russian).

Miles R.E., Snow C.C. (1986). Organizations: new concepts for new form California Management Review. 3 (28). 62-73. doi: 10.2307/41165202.

Nikitskaya E.F., Valishvili M.A. (2021). Mezhdunarodnye tendentsii razvitiya setevyh innovatsionnyh sistem v tsifrovoy ekonomike [International trends in network innovation systems in the digital economy]. Journal of international economic affairs. 11 (4). 689-712. (in Russian). doi: 10.18334/eo.11.4.113794.

Popov E.V., Makarov V.L. (2023). Setevye ekonomicheskie vzaimodeystviya [Network economic interactions] Moscow: Izdatelstvo Yurayt. (in Russian).

Tumenova S.A. (2019). Regionalnaya konkurentosposobnost v novoy ekonomike: kontseptsii, metody, modeli [Regional competitiveness in the new economy: concepts, methods, models] Nalchik: Kabardino-Balkarskiy nauchnyy tsentr Rossiyskoy akademii nauk. (in Russian).

Tumenova S.A. (2021). Model otkrytyh innovatsiy v sisteme regionalnogo upravleniya: prioritety, printsipy, mekhanizmy [Open innovation model in the regional governance system: priorities, principles, mechanisms]. Izvestiya Kabardino-Balkarskogo nauchnogo tsentra RAN. (5(103)). 66-74. (in Russian). doi: 10.35330/1991-6639-2021-5-103-66-74.

Tumenova S.A. (2022). Informatsionno-kommunikatsionnyy mekhanizm obespecheniya setevyh vzaimodeystviy uchastnikov regionalnogo innovatsionnogo protsessa [Information and communication mechanism for ensuring network interactions of the regional innovation process participants]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 12 (2). 823-834. (in Russian). doi: 10.18334/epp.12.2.114221.

Tumenova S.A., Pshigosheva A.Y. (2020). Formation of Innovative Ecosystems: Relevant Priorities for Dynamic Sustainability of Regional Development Advances in Social Science, Education and Humanities Research. 680-685. doi: 10.2991/assehr.k.210322.198.

Vargo S.L., Akaka M.A., Wieland H. (2020). Rethinking the process of diffusion in innovation: A service-ecosystems and institutional perspective Journal of Business Research. 116 526-534.

Walrave V., Talmar M., Podoynitsyna K. S., Romme A.G. L., Verbong G.P. J. (2018). A Multi-level Perspective on Innovation Ecosystems for Path-breaking Innovation Technological Forecasting & Social Change. 136 103-113. doi: 10.1016/j.techfore.2017.04.011.

Webser J. (1995). Networks of Collaboration or Conflict? Electronic Data Interchange and Power in the Supply Chain The Journal of Strategic Information Systems. 4 (1). 31-42. doi: 10.1016/0963-8687(95)80013-G.

Zaring O., Szucs S., Mckelvey M. (2021). Building regional innovation capacity: linking knowledge-intensive innovative entrepreneurship and innovation governance International Journal of Entrepreneurship and Small Business. 42 (1-2). 27-50. doi: 10.1504/IJESB.2020.10023859.

Страница обновлена: 26.04.2025 в 14:26:31