Analysis of citizens' appeals to the authorities as an indicator of socio-economic development (on the example of the city of Lipetsk)

Makarov I.N.1, Nazarenko V.S.2,3, Selishchev O.V.1, Volkova O.A.4, Polukhin V.A.2
1 Липецкий казачий институт технологий и управления (филиал) ФГБОУ ВО «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)», Russia
2 Липецкий филиал Финансового университета при Правительстве РФ, Russia
3 Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина
4 Липецкий металлургический колледж

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 13, Number 9 (September 2023)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=54773565

Abstract:
Unmet needs and problems of residents can be solved through the system of filing appeals. From an analytical point of view, citizens' appeals act as an information channel and an indicator of the level of socio-economic development. From a practical point of view, citizens' appeals can be considered as a way to preserve and implement the rights and freedoms of citizens, which are provided by the functionality of local self-government and public authorities. Citizens' appeals can be considered as a form of their participation in solving a number of problems, including local self-government. It is the appeals of citizens that allow them not only to exercise and protect their rights and freedoms but also to implement a kind of form of public control. Studies of residents' appeals are an important tool and component of the process of determining the needs and problems of the population. They can be applied in the framework of the tactical and strategic planning of the development of the territory. The article analyzes the appeals of residents of the city of Lipetsk to the Government of the Lipetsk region, thanks to which weaknesses in socio-economic development are identified. The approach used can be applied to study the problems of socio-economic development of various territories of the Russian Federation.

Keywords: citizens' appeals, socio-economic development, local self-government bodies, public authorities, population needs, citizen satisfaction, activity efficiency

JEL-classification: R11, R12, R13, R58



Введение. Взаимодействие с гражданами – это один из преимущественных компонентов эффективного управления территорией государства. Институт обращений граждан призван осуществлять базовое право граждан направлять обращения различного характера в государственные органы и органы местного самоуправления. Результат реализации данного права не только характеризуется рассмотрением и реакцией на конкретный запрос, жалобу или предложение, но и имеет ценность в качестве аналитической информации о состоянии социальной и экономической сфер, эффективности деятельности органов власти.

Для работы с обращениями граждан на всех уровнях власти создаются специализированные структурные подразделения, которые аккумулируют информацию, анализируют содержание и проблематику обращений, сроки и качество ответов на них, эффективность решения вопросов. В то же время результаты такого анализа редко выносятся в публичную плоскость, в большинстве доводятся и до органов государственной власти или органов местного самоуправления (ОМСУ) обобщенно, за исключением ситуаций, когда были допущены определенные нарушения в работе с обращениями. Деятельность органов муниципальной, а также региональной власти направлена в совокупности на повышение скорости получения, качества рассмотрения и маневренности, мобильности и гибкости в принятии решений в сфере обращения граждан. Это позволяет создать открытую и прозрачную систему коммуникации между властью и гражданами. И все же обращения граждан, хоть и носят в определенной степени личный характер, но являются формой гражданского участия, указания власти на потребности граждан, что предполагает возможность их использования в качестве индикативного элемента при анализе и проведении доказательной политики.

Вопросы, связанные с функционированием института обращений граждан, находили отражение в работах многих исследователей. Исторические особенности и этапы развития института обращений граждан, а также правовые аспекты его функционирования являются предметом изучения в работах таких авторов, как Гаврилова П.Д. [9], Абазов А.Б. [6], Головин А.А., Уварова Т.С. [10] рассматривают институт обращений граждан как объект современных социологических исследований, Ноянизина О.Е., Цапкова М.С. [15] анализируют социальный механизм взаимодействия населения и органов власти. В работе Воробьев В.П., Юрина Ю.Г. [8] изучение обращений рассматривается в качестве способа исследования социокультурных установок.

Исследования Калашникова О.А. [13], Дугарова А.А., Варфоломеева Е.Д. [12], Бажин И.И., Разина Т.В. [7] посвящены использованию обращений для оценки эффективности деятельности органов власти. Такие авторы как Лысенко О.В., Пигина А.В., Владыко А.К. [14], Гольтяпина И.Ю. [11] уделяют большое внимание повышению эффективности и результативности работы с обращениями и совершенствованию законодательных основ данного института.

Отдельно считаем необходимым выделить работы Подъячева К.В. [5, 16] в которых обращения граждан рассматриваются как форма гражданского участия.

В то же время при достаточно обширном исследовании данного вопроса в качестве научного пробела следует определить вопросы применения обращений граждан в качестве индикатора уровня развития социальной и экономической систем, позволяющего фиксировать проблемные аспекты и перспективные направления деятельности.

Целью исследования является анализ обращений граждан в органы власти, поданных в письменной форме или в форме электронного документа, в качестве индикатора социально-экономического развития на примере города Липецка, обоснование роли обращений граждан как элемента комплексного исследования состояния территории.

Новизна исследования заключается в использовании данных об обращениях граждан в качестве индикатора проблем социально-экономического развития соответствующей территории, инструмента социальной диагностики и позволяющего определить потребности и волнующие вопросы, преимущественные пути удовлетворения нужд жителей.

Авторская гипотеза заключается в предположении, что анализ обращений граждан позволяет дать более свежий и более точечный взгляд на проблемы региона и муниципального образования, нежели при использовании данных официальной или ведомственной статистики. А значит, данный вид исследования может дополнить традиционный анализ показателей социально-экономического положения муниципальных образований и регионов, образуя тем самым комплексный подход.

Методологическую основу исследования составляет совокупность общенаучных и специальных методов исследования, в том числе аналитического, сравнительного, сравнительно-правового.

1. Теоретические и правовые аспекты работы с обращениями граждан в Российской Федерации

Право граждан на подачу обращений в органы государственной власти и местного самоуправления выступает в качестве неотъемлемой, гарантированной Конституцией (статья 33) возможности реализовывать и охранять права и свободы граждан Российской Федерации, а также осуществлять форму гражданского, общественного контроля функционирования органов власти и осуществления тех или иных полномочий органами власти, реализацией их обязательств.

Определенное Конституцией право детализировано Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» [1], который регламентирует нормы реализации данного права гражданами, объединениями граждан и юридическими лицами, а также работы с обращениями к властным структурам, определяя порядок их рассмотрения.

59-ФЗ определяет обращение как «направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления» [1]. Таким образом, определение данного понятия осуществляется через выделение его форм, представляющих некоторую функциональную составляющую института обращений граждан.

Согласно положениям Федерального закона № 59, в правовой плоскости выделяется три вида обращений граждан, представленные на рисунке 1.

Рисунок 1 – Виды обращений граждан согласно 59-ФЗ [1]

С точки зрения сущностной стороны вопроса, К.В. Подъячев предлагает рассматривать обращения как «форму артикуляции интересов, выраженную в виде юридически оформленного требования гражданина или группы граждан, направленного структурам публичной власти» [5].

В то же время, нужно отметить, что обращения граждан следует рассматривать как составляющую сформировавшейся в государстве системы обратной связи, позволяющей органам власти получать реакцию, отражающую восприятие их деятельности и характеризующую состояние среды с точки зрения разных слоев общества.

Помимо этого обращения граждан следует характеризовать как своеобразную форму оказания влияния гражданами на органы власти. Именно активные действия граждан, имеющие своей целью сохранение и восстановление прав, можно рассматривать в качестве основополагающего аспекта процессов развития активной роли граждан в принятии публичной властью каких-либо решений. Это заключатся в том числе в участии в процессах целеполагания, определения перспективных направлений социально-экономического развития, обеспечения определенных интересов граждан.

При этом отметим, что осуществление гражданином комплекса действий, направленных на защиту его частных интересов и прав может иметь и общественный эффект, так как реализация правозащитных действий может способствовать устранению данных негативных фактов в будущем.

Таким образом, можно выделить следующие функции существования системы направления обращений граждан в органы власти, представленные на рисунке 2.

Рисунок 2 – Функции института обращения граждан. Составлено по [5]

Подходя к вопросу использования обращений граждан в качестве индикатора, позволяющего выделять проблемы социально-экономического развития, можно отметить, что некоторые авторы указывают на ограниченность данного метода с точки зрения «отсутствия широкой универсальности в части спектра целевых групп, в отношении которых проводятся исследования» [7]. В частности, И.И. Бажин и Т.В. Разина считают, что «через обращения, как правило, пытается отстаивать свои права вполне определенная часть населения — это наименее социально защищенная целевая группа» [7]. На наш взгляд, рассмотрение обращений граждан как исключительно сферу выражения интересов социально незащищенных слоев населения не отражает существующую действительность. Во-первых, следует не забывать, что жалобы, а также заявления составляют лишь часть обращений, к тому же не всегда носят личный характер. Обособленно выделяются обращения-предложения, содержащие элементы видения граждан целевых состояний и идеи по трансформации социальной и экономической реальности. Во-вторых, использование института обращений определяется не столько уровнем дохода, сколько уровнем правовой, политической грамотности, степенью гражданской самосознательности.

Следовательно, идентикативная роль обращений граждан в рамках социально-экономического развития может проявляться через:

- выявление проблем в социальной и экономической сферах и узких мест нормативной базы; недоработок в деятельности органов власти;

- использование обращений граждан в качестве инструмента оценки эффективности деятельности органов власти;

- ориентацию на обращения граждан как основу анализа исходной ситуации, максимально приближенного к реалиям, и базиса целеполагания в процессе среднесрочного и долгосрочного планирования социально-экономического развития.

2. Анализ проблематики социально-экономического развития на основе обращений граждан на примере города Липецка

Уполномоченным органом, который организует работу с обращениями граждан, поступающими в адрес Правительства Липецкой области, является отдел по работе с обращениями граждан Правительства Липецкой области.

На основе данных об обращениях граждан, поступивших в Правительство Липецкой области, проведем анализ обращений граждан города Липецка в период с 2020 г. по первое полугодие 2023 г., а также выделим характерные черты обращений граждан в каждый из периодов по тематическим составляющим каждой сферы деятельности.

Согласно статистическим данным, на 1 января 2023 года количество постоянного населения города Липецка составляет 490 428 человек [29]. Большая численность населения приводит к большому числу обращений, в связи с чем необходимо работать с ними быстро и эффективно, что свидетельствует о большой ответственности муниципальных властей в рассмотрении обращений и необходимости удовлетворения потребностей граждан данного городского округа.

Актуальные вопросы от жителей города Липецка относятся к сферам, которые наиболее активно касаются их личной жизни и развития как экономической, социальной сфер города, так и законодательной составляющей.

Наибольшее количество обращений в последний год связано со сферой жилищно-коммунального хозяйства. Статистические данные о количестве обращений от жителей города Липецка в сфере услуг ЖКХ и комплексного благоустройства представлены на рисунке 3.

На графике видно, что жителей города Липецка интересует в большей степени благополучие собственных жилищных условий и снабжение различными благами (вода, электричество, газ), нежели комплексное благоустройство своего населенного пункта.

Рисунок 3 – Количество обращений от жителей города Липецка в сфере услуг ЖКХ и комплексного благоустройства [27]

Согласно данной статистике, количество поступивших обращений в сфере услуг ЖКХ постепенно снижается. Косвенно это может свидетельствовать об улучшении деятельности власти в данной сфере. В качестве подтверждения данной гипотезы проанализируем состояние удовлетворенности населения сферой ЖКХ в г. Липецке. Информация представлена на рисунке 4.

Рисунок 4 – Удовлетворенности населения г. Липецка деятельностью ОМСУ в сфере ЖКХ, % [3, 28]

Далее выделим некоторые факторы, которые способствовали росту и снижению показателей обращений по данной сфере. Так, в городе активно реализуется программа переселения из ветхого и аварийного жилья. В 2021 году в городе было расселено 14,1 тыс. кв. м аварийного жилья. Следует отметить, что в 2021 году 908 гражданам предоставлено 350 жилых помещений [3]. В 2022 г. доля площади расселенных аварийных домов от площади аварийных домов, признанных аварийными до 01.01.2012, составила 51,3 %, что на 20 п.п. выше уровня 2021 года [28]. В анализируемом периоде выполнялись работы по сносу аварийных домов, приспособлению помещений для потребностей инвалидов. Осуществлялась реконструкция коммунальной инфраструктуры.

В тоже время существует и ряд проблем, связанных с высокой степенью износа основных фондов, инженерных систем и сетей, энергоэффективностью зданий, тарифами. Так, в 2022 году не выполнен план по капитальному ремонту МКД, вместо запланированных 71,1 % от количества многоквартирных домов, требующих капитального ремонта, (нарастающим итогом), было достигнуто значение в 54,9 %, что лишь на 1,3 п.п. больше значения 2021 года [28]. Следует отметить ежегодный рост тарифов ЖКХ, с 1 января 2020 г в Липецке произошло повышение на 1,7%, а с 1 июля этого же года на 2% [34]. В 2021 г – аналогичный рост. Отмечаются случаи необоснованного завышения сумм в квитанциях. Данные факты вызывают недовольство у населения, в особенности жителей пожилого возраста. Но в тоже время реализуются субсидии и льготы для определенных категорий граждан, в их числе неполные и многодетные семьи, граждане с доходом ниже уровня прожиточного минимума, инвалиды I и II групп, ветераны Великой Отечественной Войны и другие.

Продолжалась реализация муниципальной программы «Развитие жилищно-коммунального хозяйства города Липецка», согласно отчету о выполнении за 2022 год, выполнено 76, 9 % мероприятий, а достижение значений плановых показателей составило 86,7% [28].

Помимо этого, следует отметить сложности и проблемы в работе управляющих компаний. В 2022 г. Госжилинспекция отказала в продлении лицензии определенным управляющим компаниям, в связи со сбором свыше тысячи жалоб от граждан [36], что свидетельствует о недобросовестном отношении к исполнению обязательств перед жителями.

Таким образом, в настоящее время сфера ЖКХ остается темой проблематичной и сложной, а недовольство качеством услуг, рост цен, конфликты с управляющими компаниями – это те аспекты, которые необходимо решать в первую очередь, ведь только так можно удовлетворить потребности населения и уменьшить количество обращений в данной сфере.

Комплексное благоустройство – это комплекс мероприятий по улучшению и озеленению городской среды с целью формирования комфортных условий для проживания и жизнедеятельности граждан. Данные мероприятия могут способствовать не только модернизации городской инфраструктуры, но и повысить туристический потенциал города.

Согласно представленному выше графику, заинтересованность жителей в улучшении территории своего города повышается. Горожане обращают внимание властей как на необходимость проведение работ по благоустройству, так и на качество уже осуществленных мероприятий, а администрация города Липецка в свою очередь активно развивает практику вовлечения жителей в принятие решений по благоустройству и призывает граждан активизироваться в ее участии.

Помимо обязательных общественных обсуждений, которые проходят проекты муниципальных программ, относящихся к сфере благоустройства, а также проекты изменений в данные муниципальные программы, администрацией города принимаются постановления об организации и проведении обсуждений проектов комплексного благоустройства улиц города и инфраструктурных объектов. Постановление администрации города Липецка от 30.03.2017 №487 «О реализации мероприятий по благоустройству территорий города Липецка» [20] прописывает порядок представления, рассмотрения, оценки предложений от общественности и других заинтересованных лиц. На комплексное развитие дворовых территорий с привлечением софинансирования жителей направлена программа «Мой двор», стартовавшая в 2022 году [24]. Таким образом, деятельность администрации города Липецка повышает интерес жителей в обсуждении разнообразных проектов, о чем свидетельствуют и показатели. Так, в 2022 году доля жителей Липецка, принимающих участие в решении вопросов развития городской среды, достигла 35 % [28]. Важно понимать, проекты благоустройства могут быть подвержены определенным рискам, будь то халатность подрядчика (например, срыв сдачи сквера в Липецке [33]) или же существенный рост стоимости работ. Поэтому необходимо активно проводить надзор за подрядчиками и эффективно использовать бюджетные средства для реализации всех утвержденных программ.

Актуальной остается и охрана окружающей среды как система мер государства и общественности, которые направлены на экологическую безопасность и защиту природных ресурсов. Цели данных мер в первую очередь заключаются в сокращении загрязнений и выбросов вредных веществ в атмосферу, а также в обеспечении экологического равновесия.

Город Липецк является важным промышленным центром с развитыми металлургическими, химическими и пищевыми отраслями. Административный центр располагает крупными металлургическими предприятиями (например, ПАО «НЛМК», ЛТК «Свободный сокол»), что с одной стороны характеризует его как территорию с хорошей экономической ситуацией, но с другой стороны – проблемами экологического характера.

Статистические данные о количестве обращений от жителей города Липецка в сфере охраны окружающей среды, обращения с отходами, уборки мусора представлены на рисунке 5.

Рисунок 5 – Количество обращений от жителей города Липецка в сфере обращения с отходами, уборки мусора и охраны окружающей среды [27]

Следует отметить, что экологическая ситуация в городе Липецке налаживается, и как подтверждение данному фактору можно отметить небольшой показатель (по сравнению с другими) обращений и снижение количества обращений.

Липецкая область и г. Липецк, в частности, являются активными участниками федерального проекта «Чистый воздух», который был запущен в 2018 году в рамках нацпроекта «Экология» [32]. Активно работает над сокращением выбросов и бизнес. Выбросы загрязняющих веществ в регионе представлены на рисунке 6. Наибольшая доля стационарных источников загрязнения атмосферного воздуха сосредоточена в г. Липецке – 84 %. В то же время количество выбросов снижается, в том числе благодаря реализации нацпроектов.

Обращение с отходами и уборка мусора – система управления и организации процессом сбора, транспортировки, утилизации, обработки и переработки отходов с целью минимизации негативного влияния на окружающую среду и обеспечения экологической стабильности.

Рисунок 6 – Выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников в Липецкой области [17]

Если с охраной окружающей среды в городе Липецке все постепенно налаживается, то над обращением с отходами и уборкой мусора необходимо активнее работать. Администрация города Липецка в 2021 году провела «Дни защиты от экологической опасности», данное мероприятие включало в себя сбор и отправление на переработку 375 килограмм пластиковых крышечек, 1,5 тонны батареек и восемь тонн макулатуры [26]. В рамках проведения городской акции «Чистый город» в городе Липецке за 2021 год было проведено 490 субботников, 9 экологических акций, в которых приняли участие 10355 человек, вывезено 3742 куб. м. мусора. Приняты меры по ликвидации 102 свалок, суммарно на 205 куб. м. мусора, а также проведено озеленение территории города: высажено 1820 деревьев и 105 кустарников [3].

В качестве путей развития данной сферы, а в дальнейшем – снижение обращений жителей и удовлетворение их потребностей, необходимо отметить следующие аспекты: повышение качества сортировки мусора, проведение субботников и активизация граждан в уборке территорий, внедрение экологической грамотности в учебный процесс, что поспособствует наличию практического опыта среди подрастающего поколения, и как следствие – правильное обращение с отходами, а также пониманию того, что экологические проблемы – одни из ведущих видов глобальных проблем человечества.

Социальная поддержка населения как комплекс государственных программ и мер, направленных на обеспечение социального благополучия и защиту прав граждан, выступает значимой сферой для обращений граждан. Данные о количестве обращений от жителей города Липецка в сфере социальной поддержки населения представлены на рисунке 7.

Однако, учитывая многогранный комплекс мероприятий, присутствуют и спорные, нерешенные аспекты, беспокоящие граждан. Одним из таких вопросов являются выплаты по уходу за нетрудоспособными гражданами. Например, за уход над инвалидом I, а также гражданами старше 80 лет, выплачивают 1200 рублей, при этом осуществляющий уход не может работать, что ухудшает возможность оказания полноценной помощи слабо защищенному слою населения [18]. Незначительная сумма выплат побуждает многих отказаться от нее, выбрать работу, тем самым отвлекаясь от заботы над родственниками или опекаемыми недееспособными лицами.

Рисунок 7 – Количество обращений от жителей города Липецка в сфере социальной поддержки населения в период с 2020 г. по 1 полугодие 2023 г. [27]

При этом следует отметить и положительную практику социальных контрактов для малоимущих, семей, попавших в сложную жизненную ситуацию. Как следствие данной государственной инициативы – 1725 контрактов было подписано в Липецке за 2021 год, основными направлениями которого стало получение нового места работы (более 770 человек) и индивидуальная предпринимательская деятельность (580) [22], о чем свидетельствует и статистика за 2021 год. В 2022 году для многодетных семей, получивших соцконтракт на развитие своего дела в сфере сельского хозяйства, введена дополнительная мера поддержки – «региональный соцконтракт» в размере 250 тыс. руб., которой воспользовались 100 многодетных семей.

В настоящее время меры социальной поддержки на территории всего региона осуществляются в виде компенсаций детям-сиротам, выплаты и социальные услуги при потере кормильца, материальная помощь ветеранам и гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, предоставление социального контракта, льготы для инвалидов, социальное обслуживание нуждающимся гражданам, бесплатное протезирование, пособие близким умершего и многое другое.

Следующей сферой, которая волнует жителей Липецка, является сфера здравоохранения. Статистические данные о количестве обращений от жителей города Липецка в оказании медицинской помощи представлены на рисунке 8.

Рисунок 8 – Количество обращений от жителей города Липецка в сфере оказания медицинской помощи в период с 2020 по 1 полугодие 2023 годов [27]

Именно распространение COVID-19 и связанные с ним ограничения и сложности вызывали наибольшее количество обращений в 2020 г. и 2021 г. по инерции. Согласно данным на 31.01.2022, на территории Липецкой области было инфицировано порядка 183505 человек, из которых 179306 выздоровели, а 3992 – умерли [21]. При этом в связи с приостановлением оказания плановой медицинской помощи наблюдался рост общей заболеваемости населения. Сфера здравоохранения в целом находилась в числе лидеров по количеству обращений за этот период. В 2022 году показатели заболевания коронавирусом значительно снизились в связи с вакцинацией жителей (по данным на 8.12.2021, в Липецкой области первую прививку уже сделали более 664511 человек, оба компонента - 614956 [30], охват населения вакцинацией составил 66,5 %. [19]). Таким образом, деятельность государственных органов, ковидные ограничения и обязательная вакцинация для посещения общественных мест способствовали снижению уровня заболевания COVID-19 и нагрузки на систему здравоохранения, в связи с чем и понизился показатель обращений в данной сфере. В то же время сфера здравоохранения остается одной из самых проблемных, так, существенную сложность представляет собой снижение обеспеченности жителей областного центра врачами и медицинским персоналом (рисунок 9).

Рисунок 9 – Обеспеченность населения г. Липецка медицинским персоналом (человек на 10 тыс. жителей) [7]

На решение данной проблемы направлен комплекс мер по привлечению врачей в регион, среди которых отдельно следует выделить «губернаторский миллион». В области, и в г. Липецке, в частности, реализуются мероприятия, направленные на модернизацию первичного здравоохранения, цифровизацию и повышение доступности, качества медицинского обслуживания.

Сфера строительства охватывает широкий спектр мероприятий, связанных с проектированием, строительством, реконструкцией и вводом в эксплуатацию зданий, сооружений и других объектов инфраструктуры. Основные вопросы населения касаются сроков работ, их качества, определения границ застройки, межевания территории, проектов генерального плана и планировок отдельных территорий.

Данные о количестве обращений от жителей г. Липецка в сфере строительства и вопросов долевого строительства представлены на рисунке 10.

Рисунок 10 – Количество обращений от жителей города Липецка в сфере строительства и вопросов долевого строительства в период с 2020 по 1 полугодие 2023 годов [27]

Ситуация с обманутыми дольщиками активно решается в регионе, этому вопросу уделялось повышенное внимание властей, за анализируемый период дольщики были окончательно восстановлены в правах. В 2022 году был сдан последний «проблемный дом» в Липецкой области.

Транспортное обслуживание как система предоставления услуг по перевозке пассажиров и грузовых объектов по определенной территории активно влияет на удовлетворение потребностей населения различными благами. Статистические данные о количестве обращений от жителей города Липецка в сфере транспортного обслуживания, строительства и реконструкции дорог представлены на рисунке 11.

Рисунок 11 – Количество обращений от жителей города Липецка в сфере транспортного обслуживания, строительства и реконструкции дорог в период с 2020 по 1 полугодие 2023 годов [27]

Основной сложностью в 2020 году были ограничение перемещения между регионами в связи с коронавирусной инфекцией, что усложняло транспортную мобильность граждан. В 2021 году произошло повышение оплаты проезда в общественном транспорте с 21 до 23 рублей (на 9,5%) с помощью электронных средств платежа, с 26 до 28 (на 7,7%) рублей при оплате наличными [35]. В 2023 году с 23 до 27 рублей (на 15 %), с 28 до 32 (на 12%) [23] соответственно, что в сумме составляет 24,5% и 19,7%. Рост стоимости проезда также является частой причиной жалоб жителей города.

Следует отметить, что в 2021 году была продолжена реализация мероприятий по обеспечению доступности пассажирского транспорта для граждан с ограниченными возможностями здоровья. Так, 379 ед. пассажирского транспорта по конструкции являются низкопольными или полунизкопольными, 525 – оборудованы средствами ориентации для инвалидов по зрению, 42 – средствами ориентации для инвалидов по слуху и 208 ед. – наружными световыми маршрутными указателями [3]. В 2022 году был принят Закон Липецкой области «О защите прав граждан в сфере транспортного обслуживания населения в Липецкой области» [2], который обеспечил реализацию прав граждан на оплату проезда безналичным способом. Основными причинами получения обращений в данной сфере является несоблюдения автобусного расписания перевозчиков, отсутствие кондиционеров в летний период и обогрева в холодное время года, нарушение прав пассажиров, некачественное обслуживание транспортной компанией.

Строительство и реконструкция дорог – комплекс мероприятий по реализации и модернизации трасс и дорог на определенной территории. Данные мероприятия включают в себя разработку планов, проектирование, строительство и ремонт дорожных комплексов. Качество реализации данной сферы способно повысить безопасность на дорогах и сократить пробки путем повышения количества дорожных полос.

За 2020 год на территории города Липецка произведено строительство (реконструкция) ул. Баумана, мостового перехода в районе пос. Новая Жизнь, отремонтирована объездная дорога 1-мостового перехода и другие проекты [31]. Одним из самых масштабных дорожных проектов 2020-2024 гг. является строительство Восточного обхода промышленной зоны г. Липецка, общая стоимость которого составляет почти 3 млрд. рублей, а также реконструкция ул. 50 лет НЛМК (2021-2022 гг.) [25]. За 2022 год произведена реконструкция большого числа улиц города [20], что способствовало снижению числа обращений от жителей. В то же время существует множество нареканий к качеству дорог и проводимых работ, а также срокам работ на крупных объектах и неудобствам, связанным с изменением движения и маршрутов во время ремонтных работ.

Показатель занятости населения важен для экономического развития и социального благополучия населения. Информация о количестве обращений от жителей города Липецка в сфере трудовых отношений, занятости представлена на рисунке 12.

Рисунок 12 – Количество обращений от жителей города Липецка в сфере трудовых отношений, занятости в период с 2020 по 1 полугодие 2023 годов [27]

2020 год характеризуется ковидными ограничениями, многие граждане, особенно в малом бизнесе, потеряли постоянное место работы, что привело к значительному показателю обращений в этой сфере. По мере стабилизации ситуации, занятость населения практически вернулась на прежний уровень, в 2022 году окончательно побежден коронавирус, санкции не нанесли существенного вреда, предприятия продолжили работу, что также косвенно отмечается на графике. В связи с чем можно сделать вывод, что рост обращений был вызван потерей работы от COVID-19, многие граждане не смогли работать дистанционно, что привело к потере постоянного заработка.

Численность официально зарегистрированных безработных граждан по состоянию на 01.01.2022 составила 994 человека, что в 3,2 раз меньше, чем на соответствующую дату предшествующего года. Уровень регистрируемой безработицы в городе Липецк составил 0,36%. Всего с января по декабрь 2021 года статус безработного получили почти 3,3 тыс. граждан. За 2021 год в службу занятости населения города Липецка по вопросу поиска подходящей работы обратилось около 9 тыс. граждан, содействие в трудоустройстве получили 6,1 тыс. человек, или 68,5% от числа обратившихся. В структурном составе граждан, обратившихся в службу занятости, 5,4% составляют граждане, уволенные в связи с сокращением численности или штата работников. Доля молодежи до 30 лет и лиц предпенсионного возраста об общего числа обратившихся составила соответственного 33,7% и 4,9%, доля женщин – 59% [3]. Таким образом, показатели уровня занятости, уровня безработицы в городе Липецке и количество обращений подтверждает постепенное налаживание данной сферы деятельности. По итогам 2022 года уровень регистрируемой безработицы в Липецкой области составил всего 0,4 %, что является одним из самых низких уровней в РФ.

Заключение. Анализ обращений граждан в городе Липецке имеет большое значение как индикатор социально-экономического развития. Одни из самых высоких значений показателя свойственны следующим сферам: услуги ЖКХ, комплексное обслуживание, охрана окружающей среды и сфера обращения с отходами, социальная поддержка населения, оказание медицинской помощи, сфера строительства и транспортного обслуживания.

Таким образом, обращения жителей не только Липецка, но и других городов способствуют помощи и разработке более новых, эффективных и адаптированных решений к потребностям населения, а также стратегическому развитию. Это определяет важность работы органов власти в данном направлении, в том числе в рамках законодательных инициатив и внедрения самых современных решений, в том числе технологических.

Следует заметить, что Государственная Дума Федерального Собрания РФ подготовила изменения в Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» [4], которые на данный момент приняты в третьем чтении. В случае принятия законодательной инициативы можно будет направить обращение любому чиновнику, в том числе руководителю регионального или федерального ведомства через сервис «Госуслуги», что значительно упростит процедуру подачи и в целом сделает процесс быстрее.

Продолжение осмысления роли обращений граждан в развитии институциональных подходов и условиях трансформации взаимоотношений между государством и обществом должен способствовать повышению значимости института обращений граждан как формы гражданского участия и индикатора уровня и качества социально-экономического развития.


References:

Abazov A.B. (2020). Pravovaya kategoriya obrashchenie grazhdan i mekhanizmy realizatsii poryadka obrashcheniya grazhdan RF [Legal category citizens' appeals and mechanisms for implementing the procedure for citizens' appeals of the Russian Federation]. Problems of economy and jurisprudence. (5). (in Russian).

Bazhin I.I., Razina T.V. (2011). Obrashcheniya grazhdan kak instrument otsenki sotsialnoy effektivnosti investitsiy v munipalnom obrazovanii [Citizens' appeals as a tool for assessing the social effectiveness of investments in a municipality]. Power. (9). 45-48. (in Russian).

Dugarova A.A., Varfolomeeva E.D. (2015). Obrashcheniya grazhdan kak odin iz pokazateley effektivnosti organizatsionno-tekhnicheskogo urovnya sistemy [Treatment of citizens as one of the performance indicators of organizational and technical level of the system]. Vestnik BGU. Ekonomika i menedzhment. (2). 66-75. (in Russian).

Gavrilova P. D. (2018). Istoricheskie aspekty razvitiya instituta obrashcheniy grazhdan v Rossii [Historical aspects of the development of the institute of citizens' appeals in Russia]. Vestnik NIB. (33). 11-20. (in Russian).

Golovin A. A., Uvarova T. S. (2022). Institut obrashcheniy grazhdan v organy gosudarstvennoy vlasti kak obekt sovremennyh sotsiologicheskikh issledovaniy [The institute of citizens’ appeals to state authorities as an object of modern sociological research]. Mir nauki. Sotsiologiya, filologiya, kulturologiya. (1). (in Russian).

Goltyapina I.Yu. (2015). O sovershenstvovanii zakonodatelstva ob obrashcheniyakh grazhdan [About improvement of legislation by citizens' appeals]. Yuridicheskiy vestnik. (1). (in Russian).

Kalashnikova O.A. (2008). Obrashcheniya grazhdan kak pokazatel effektivnosti deyatelnosti organov mestnogo samoupravleniya [Citizens' appeals as an indicator of the effectiveness of local self-government bodies]. Chelovek. Soobschestvo. Upravlenie. (3). 33-37. (in Russian).

Lysenko O.V., Pigina A.V., Vladyko A.K. (2015). Povyshenie effektivnosti i rezultativnosti raboty s obrashcheniyami grazhdan v organakh ispolnitelnoy vlasti v sovremennyh usloviyakh [Improving the efficiency and effectiveness of working with citizens' appeals in executive authorities in modern conditions]. Economy and society (Ekonomika i socium). (2-3 (15)). 278-281. (in Russian).

Noyanizina O. E., Tsapkova M. S. (2008). Sotsialnyy mekhanizm vzaimodeystviya mestnogo soobshchestva s gosudarstvennymi organami ispolnitelnoy vlasti [Social mechanism of interaction between local community and governmental agencies]. Bulletin of the Nizhny Novgorod University. N.I. Lobachevsky. Series: Social Sciences. (3). 60-67. (in Russian).

Podyachev K.V. (2007). Obrashcheniya grazhdan vo vlast: funktsionalnye osobennosti [Appeals of citizens to the authorities: functional features]. Sociological Studies (Sotsiologicheskie Issledovaniia). (5). 137 – 140. (in Russian).

Podyachev K.V. (2007). Obrashcheniya grazhdan v organy gosudarstvennoy vlasti i mestnogo samoupravleniya kak forma grazhdanskogo uchastiya [Citizens' appeals to public authorities and local self-government as a form of civic participation] (in Russian).

Vorobev V.P., Yurina Yu.G. (2013). Analiz obrashcheniy v organy vlasti kak sposob issledovaniya sotsiokulturnyh ustanovok grazhdan [Analysis of addresses to authorities as an instrument of research of sociocultural attitudes of citizens]. Izvestiya vysshikh uchebnyh zavedeniy. Povolzhskiy region. Obschestvennye nauki. (4 (28)). 104-110. (in Russian).

Страница обновлена: 28.04.2025 в 13:30:10