An assessment of the effectiveness of the circular economy model in regional municipal solid waste management systems in Russia

Buletova N.E.1, Yabbarova R.I.1
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 15, Number 7 (July 2025)

Citation:

Abstract:
The circular approach to resource planning and the organization of production processes is gaining popularity and demand in Russian regions. This approach requires regular monitoring and the determination of the effects that the state receives from efforts and funds allocated to introducing circular economy technologies into the activities of Russian enterprises. This includes the field of municipal solid waste management and ensures the realization of the longest economic life of the basic material resources involved in economic turnover. The article presents the results of the authors' research on selecting criteria and methods to evaluate the effectiveness of implementing a circular economy model in municipal solid waste management systems in Russian regions. The article provides a set of evaluation criteria and key performance indicators to evaluate the effectiveness of implementing a circular economy model in regional municipal solid waste management systems. The article suggests a methodology for evaluating the effectiveness of a circular economy model in the Russian practice of managing municipal solid waste systems at the regional level. The authors propose institutionalizing the criterion "The level of development of a regional circular economy model in the field of solid municipal waste management" in the current methodology for evaluating the effectiveness of senior officials (heads of the highest executive bodies of state power) and the activities of executive authorities of constituent entities of the Russian Federation. The research results are of practical interest for implementation in a monitoring system for federal projects related to improving assessments and decision-making in public policy, ensuring conditions and resources for forming infrastructure and new jobs, and other effects on regional economic systems.

Keywords: circular economy, municipal solid waste management system, methodology for evaluating the circular economy effectiveness

JEL-classification: F63, L52, O11, M21



Введение

Бесперспективность продолжения экономической деятельности в формате линейной модели доказана результатами использования природных и материальных ресурсов, сырья в современных отраслях российской экономики и других национальных экономических системах, что приводит к истощению природных ресурсов на «входе» и к колоссальному приросту производственных и коммунальных отходов на «выходе» экономической деятельности. Общемировым трендом можно считать поэтапное внедрение в экономические процессы принципов и методов циркулярной экономики, в основе которой заложено условия масштабной переработки получаемых отходов и установление четких нормативов использования вторичного сырья в процессе материального производства. В практике научных и практических исследования сложился общий подход к внедрению экономики замкнутого цикла методом «сверху-вниз», когда только через государственную политику возможно обеспечение системного и масштабного внедрения основ экономики замкнутого цикла с соответствующей инфраструктурой, нормативно-правовой базой, просвещением и вовлечением всех участников.

В работах зарубежных и российских авторов популярны исследования возможностей и ограничений внедрения принципов циркулярной экономики в систему обращения твердых коммунальных отходов (ТКО) (примеры работ российских авторов Чащина М.Р. [14], Елкиной Л.Г. и соавторов [5], Райской М.В. [9], Бекмурзаевой Р.Х., Джандаровой Л.Х. [3] и зарубежных Sesay R. E. V., Fang P. [19], Kulisz, M. и соавторы [17], Bagheri M. и соавторы [16], Temireyeva, A и соавторы [20]). Во многих российских научных исследования можно заметить ярко выраженный отраслевой акцент на исследовании содержания и особенностей внедрения технологий экономики замкнутого цикла (ЭЗЦ) в деятельность предприятий (статьи Антоновой О.В. [1], Ишина Л.А. [6], Минулиной О.В., Шинкевича А.И. [8], Цепиловой Е.С. и Якименко М.В. [13]) или представлен опыт на национальном уровне и масштабе принимаемых решений (в работе Армашовой-Тельник Г.С., Рыжовой А.В. [2], Федотовского А.Н. и соавторов [12]). Также авторами были учтены результаты исследования подходов к оценке экономической эффективности и эффективности государственного регулирования циркулярной экономики в статьях Руденко В.В. и соавторов [10], а также Стадника И.В. [11]. Проблема ресурсного обеспечения также была учтена в предыдущих работах авторов (пример публикации Яббаровой Р.И. [15]).

Цель исследования состоит в обосновании содержания и практической значимости представляемой методики оценки эффективности внедрения модели экономики замкнутого цикла в российские регионы с учетом сложившегося проблемного поля и особенностей развития разных территорий страны, состояния нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы внедрения и функционирования элементов циркулярной экономики.

Научная новизна работы заключается в представлении оригинального подхода к разработке алгоритма и порядка применения методики оценки эффективности внедрения модели экономики замкнутого цикла в российских регионах на примере обращения ТКО. Детализирован состав критериев оценки и обосновано предложение по дополнению системы оценки эффективности исполнительной власти региона показателем «Уровень развития региональной модели ЭЗЦ в сфере обращения с ТКО».

Гипотеза, сформированная в начале исследования, основана на предположении, что первичным шагом в эффективном внедрении в национальную экономику принципов и методов циркулярной экономики является обеспечение функционирования системы обращения ТКО, имеющей самые масштабные, объемные, пространственные характеристики и способствующей дальнейшему успешному выстраиванию всего цикла вторичной переработки и использования сырья. Равномерное и соответствующее целевым показателям развитие системы обращения ТКО является основой всей модели ЭЗЦ и требует бесперебойного, цифрового функционирования.

Методология исследования включает применение типовых методов сравнительного анализа, построения алгоритма, индикативного метода и системного подхода к включению всех критериев и целевых показателей в методику оценки, разработанную авторами.

Приоритеты государственной политики внедрения модели экономики замкнутого цикла в России

В системе национальных и федеральных проектов особое место занимает федеральный проект «Экономика замкнутого цикла», включенный в национальный проект «Экологическое благополучие» и реализующий задачу формирования необходимой инфраструктуры для обращения ТКО и перевода отходов в форму вторичного сырья (таблица 1). Это отражается как в целевых показателях, так и в системе мониторинга за их выполнением через сопоставление фактических и плановых значений, что соответствует оценке результативности проводимых государственных мероприятий по реализации проекта.

Таблица 1. Утвержденные показатели федерального проекта

«Экономика замкнутого цикла»


п/п
Наименование целевого показателя
Значение показателя
к 2030 году
1.
Индекс использования вторичных ресурсов и сырья из отходов в отраслях экономики, %
25
2.
Доля обрабатываемых твердых коммунальных отходов в общей массе образованных твердых коммунальных отходов, %
100
3.
Доля захораниваемых твердых коммунальных отходов в общей массе образованных твердых коммунальных отходов, %
50
4.
Доля утилизированных отходов в общем объеме отходов I и II классов опасности, %
52,9
Источник: составлено авторами на основе паспорта федерального проекта «Экономика замкнутого цикла»

С точки зрения содержания эффективности как экономической категории и применения такой оценки с позиции получаемых «излишков» участников экономики необходимо детализировать состав критериев такой оценки, учитывающей локальные условия, особенности регионов и другие факторы, которые могут значительно влиять на результаты формирования модели циркулярной экономики. Предлагаемая система критериев оценки и показателей эффективности внедрения региональной модели экономики замкнутого цикла включает в себя 5 уровней: экологический, экономический, социальный, технологический и институциональный.

В содержание разработанной авторами методики оценки отражается триада оценочных метрик:

- критерии оценки, позволяющие определять направления оценки;

- ключевые индикаторы оценки – конкретные метрики, позволяющие определить, через систему каких показателей будет измерен каждый критерий оценки, в исследовании они обозначены как «ключевые показатели эффективности» (КПЭ);

- целевые показатели, которые представляют плановые значения выбранных индикаторов для формирования ожидаемого результата и мониторинга промежуточных и итоговых результатов их достижения.

С учетом приоритетов и последовательности решаемых вопросов по внедрению принципов, технологий, методов циркулярной экономики со стороны государства к первой, базовой системе критериев оценки отнесем экологические. В таблице 2 представлен свод характеристик экологического уровня оценки.

Таблица 2. Система критериев, индикаторов и целевых показателей для оценки экологической составляющей внедрения модели экономики замкнутого цикла

Критерии оценки
Индикаторы (метрики) оценки
Целевые показатели
(значения к 2030 году)
Эффективность управления отходами
КПЭ1.-1.1 «Доля отходов, направленных на сортировку (обработку), в общей массе образованных ТКО (процент)»
100
КПЭ1.-1.2 «Доля отходов, направленных на утилизацию, в общей массе образованных ТКО (процент)»
75
КПЭ1.-1.3 «Доля пищевых отходов, направленных на компостирование, от общего количества образованных пищевых отходов (процент)»
75
КПЭ1.-1.4 «Доля отходов, направленных на захоронение, в общей массе образованных ТКО (процент)»
25
КПЭ1.-1.5 «Количество несанкционированных свалок, образованных в течение года (тыс. штук)»
4 680
Эффективность использования возобновляемых ресурсов
КПЭ2.-2.1 «Доля возобновляемых источников энергии в общем балансе энергопотреблении региона (процент)»
25
КПЭ2.-2.2 «Доля специальной техники по обращению с отходами, переведенной на энергоснабжение от сжигания ТКО (процент)»
50
Источник: составлено авторами.

Второй уровень оценки – экономический, является не менее значимым, и в авторской версии методики оценки включает в свой состав один критерий оценки: «Экономическая эффективность», отражающий способность функционирующей модели экономики замкнутого цикла создавать дополнительные выгоды для региона. В таблице 3 представлен свод характеристик данного уровня оценки.

Таблица 3. Система критериев, индикаторов и целевых показателей для оценки экономической составляющей внедрения модели экономики замкнутого цикла

Критерии оценки
Индикаторы (метрики) оценки
Целевые показатели
(значения к 2030 году)
Экономическая эффективность
КПЭ3.-1.1 «Коэффициент извлечения вторичных материальных ресурсов из общей массы ТКО на объектах по обработке ТКО (процент)»
50
КПЭ3.-1.2 «Объем инвестиций, направленный на развитие инфраструктуры и технологий по обращению ТКО (млрд. рублей)»
500
КПЭ3.-1.3 «Количество новых рабочих мест, созданных в сфере обращения с ТКО (штук)»
93 000
КПЭ3.-1.4 «Количество хозяйствующих субъектов, занятых в сфере обращения с ТКО (штук)»
445
КПЭ3.-1.5 «Доля товаров, изготовленных из вторичных материалов в общем объеме государственных закупок в регионах (процент)»
35
Источник: составлено авторами.

КПЭ3.-1.1 отражает качество сортировки и переработки отходов, а также эффективное использование ресурсов, которые могут быть потеряны при низком уровне переработки отходов. Выполнение КПЭ3.-1.2 свидетельствует о финансовом обеспечении модели экономики замкнутого цикла, от которого зависит в том числе инфраструктурное и технологическое развитие. КПЭ3.-1.3 демонстрирует социально-экономический эффект развития модели циркулярной экономики в регионе и дает сигнал образовательным учреждениям о необходимости подготовки (или их достаточности) дополнительных кадров для отрасли. Количество предприятий, действующих в отрасли (КПЭ3.-1.4), показывает, насколько конкурентный рынок вторичных ресурсов сформирован в регионе. КПЭ3.-1.5 сигнализирует об уровне поддержки рынка вторичных ресурсов местными органами власти.

Третий уровень оценки – социальный, в составе которого авторами определен один критерий «Уровень развития экологической культуры». Авторы уделяют большое внимание аспектам экологического просвещения (пример работы Булетовой Н.Е. 2013 года [4]). В таблице 4 представлен состав критериев, индикаторов и целевых показателей по данному направлению.

Таблица 4. Система критериев, индикаторов и целевых показателей для оценки социальной составляющей внедрения модели экономики замкнутого цикла

Критерии оценки
Индикаторы (метрики) оценки
Целевые показатели
(значения к 2030 году)
Уровень развития экологической культуры
КПЭ4.-1.1 «Объем образования ТКО на душу населения (тыс. кг/в год)»
252
КПЭ4.-1.2 «Количество участников эколого-просветительских проектов по формированию привычки раздельного сбора отходов и разумному потреблению (тыс. штук)»
500
КПЭ4.-1.3 «Количество образовательных учреждений, внедривших факультативные программы по устойчивому развитию и раздельный сбор отходов (тыс. штук)»
267
Источник: составлено авторами.

Четвертый уровень оценки технологический, также представляет один критерий «Уровень технологического развития», ключевыми показателями которого авторами определены 4 индикатора (табл.5).

Таблица 5. Система критериев, индикаторов и целевых показателей для оценки технологической составляющей внедрения модели экономики замкнутого цикла

Критерии оценки
Индикаторы (метрики) оценки
Целевые показатели
(значения к 2030 году)
Уровень технологического развития
КПЭ5.-1.1 «Количество объектов по обработке отходов, введенных в эксплуатацию, по состоянию на конец отчетного периода (штук)»
150
КПЭ5.-1.2 «Объем мощностей на объектах по обработке отходов, введенных в эксплуатацию, по состоянию на конец отчетного периода (тыс. тонн)»
25 000
КПЭ5.-1.3 «Количество объектов по утилизации отходов, введенных в эксплуатацию, по состоянию на конец отчетного периода (штук)»
324
КПЭ5.-1.4 «Объем мощностей на объектах по утилизации отходов, введенных в эксплуатацию, по состоянию на конец отчетного периода (тыс. тонн)»
30 000
Источник: составлено авторами.

Заключительный пятый уровень оценки – административный, включает критерий оценки «Эффективность административного регулирования». В таблице 6 перечислены индикаторы и целевые показатели по нему.

Таблица 6. Система критериев, индикаторов и целевых показателей для оценки административной составляющей внедрения модели экономики замкнутого цикла

Критерии оценки
Индикаторы (метрики) оценки
Целевые показатели
(значения к 2030 году)
Эффективность административного регулирования
КПЭ6.-1.1 «Доля расходов регионального бюджета, направленных на создание устойчивой системы обращения с ТКО (процент)»
3
КПЭ6.-1.2 «Количество принятых региональных законов и нормативно-правовых актов, регулирующих функционирования модели экономики замкнутого цикла (штук)»
89
Источник: составлено авторами.

Критерий «Эффективность административного развития» служит важным индикатором готовности региональных властей к внедрению экономики замкнутого цикла и подчеркивает необходимость активного участия государства в создании условий для эффективного обращения с отходами.

Алгоритм оценки эффективности внедрения модели экономики замкнутого цикла в российских регионах

Разработка методики оценки эффективности внедрения модели экономики замкнутого цикла определяет необходимость использования в современной системе государственного и экспертного мониторинга промежуточных результатов реализации системы государственных документов стратегического планирования по формированию эффективной системы обращения ТКО в масштабах России с учетом особенностей внедрения принципов и технологий циркулярной экономики. Содержание методики ориентировано на проведение комплексной оценки эффективности внедрения модели ЭЗЦ через параметры оценки региональных моделей ЭЗЦ в формате обращения ТКО и выполнения заданных целевых показателей.

Основные этапы выстраиваемого алгоритма оценки включают в себя:

- обеспечение сбора данных, достаточных для проведения оценки и достоверных для отражения состояния системы обращения ТКО и уровня ее «циркулярности» за отчетные периоды;

- нормализация данных, позволяющая решить проблему несопоставимости разных показателей с разными единицами измерения и учесть

- расчет индикаторов оценки по 5 направлениям, представленным ранее (см. таблицу 7);

- агрегирование результатов расчетов для получения сводных показателей оценки

- интерпретация и возможная визуализация результатов для цели мониторинга.

Таблица 7. Характеристика этапов алгоритма оценки

Этапы алгоритма оценки
Методы и характеристика этапа
1. Сбор данных
Наблюдение, опросы, сбор вторичной информации из отчетов Росстата, операторов ТКО
API открытых источников
Нормативно-правовые акты, официальные материалы ФОИВ и РОИВ
Логистические маршруты перевозки ТКО от региональных операторов, ГИС-системы
2. Нормализация данных
Приведение разнородных данных к сопоставимому виду (например, в %, штуках или баллах):
Метод линейного масштабирования
Z-score стандартизация
3. Расчет индикаторов оценки
- экологических
-экономических
- социальных
- технических
- административных
Интегральные индексы: построение агрегированного индекса эффективности ЭЗЦ на основе взвешенных показателей всех групп (например, методом взвешенной суммы)
Использование методов TOPSIS или ELECTRE для ранжирования регионов по эффективности системы ТКО
4. Агрегирование результатов расчетов
Интегральный индекс эффективности ЭЗЦ:

где wi– веса групп;
Ii– нормализованные индикаторы.
Метод расчета весов:
- экспертный метод или анализ иерархий.
5. Интерпретация и визуализация результатов для цели мониторинга
Дашборды (Tableau, Power BI) с выводом интегрального индекса и детализацией по группам.
ГИС-карты для отображения региональных различий
Сравнительные графики (радарные диаграммы для групп показателей).
Источник: составлено авторами по материалам [7], [18]

Для детализации математического аппарата 3 этапа алгоритма по расчету индикаторов оценки по всем 5 направлениям в таблице 8 представим характеристику формул расчета всех перечисленных ранее индикаторов.

Таблица 8. Способы расчета индикаторов оценки эффективности внедрения модели ЭЗЦ в регионы России

Индикаторы оценки
Формула расчета
Нормализация данных
1. Эффективность управления отходами (ЭУО)
КПЭ1.-1.1 «Доля отходов, направленных на сортировку (обработку), в общей массе образованных ТКО (процент)»
(Величина отходов на сортировку / Общая масса образованных ТКО) × 100%
Формирование базы данных по каждому показателю:
Xmax, Xmin, Xi
Пересчет значения показателя по формуле методом линейного масштабирования:

КПЭ1.-1.2 «Доля отходов, направленных на утилизацию, в общей массе образованных ТКО (процент)»
(Величина утилизированных отходов / Общая масса образованных ТКО) × 100%
КПЭ1.-1.3 «Доля пищевых отходов, направленных на компостирование, от общего количества образованных пищевых отходов (процент)»
(Величина компостированных пищевых отходов / Общая масса пищевых отходов) × 100%
КПЭ1.-1.4 «Доля отходов, направленных на захоронение, в общей массе образованных ТКО (процент)»
(Величина захороненных отходов / Общая масса образованных ТКО) × 100%
КПЭ1.-1.5 «Количество несанкционированных свалок, образованных в течение года (тыс. штук)»
Σ Количество выявленных свалок за год
Интегральный индекс ЭУО (IЭУО) – по формуле средней арифметической простой
2. Эффективность использования возобновляемых ресурсов (ЭИВР)
КПЭ2.-2.1 «Доля возобновляемых источников энергии в общем балансе энергопотреблении региона (процент)»
(Энергия от ВИЭ / Общее энергопотребление региона) × 100%

КПЭ2.-2.2 «Доля специальной техники по обращению с отходами, переведенной на энергоснабжение от сжигания ТКО (процент)»
(Количество техники на энергии от ТКО / Общее количество спецтехники) × 100%
Интегральный индекс ЭИВР (IЭИВР) – по формуле средней арифметической простой
3. Экономическая эффективность (ЭЭ)
КПЭ3.-1.1 «Коэффициент извлечения вторичных материальных ресурсов из общей массы ТКО на объектах по обработке ТКО (процент)»
(Величина извлеченных ВМР / Общая масса ТКО на обработке) × 100%

КПЭ3.-1.2 «Объем инвестиций, направленный на развитие инфраструктуры и технологий по обращению ТКО (млрд. рублей)»
Σ Инвестиции в объекты обработки/утилизации ТКО за период
КПЭ3.-1.3 «Количество новых рабочих мест, созданных в сфере обращения с ТКО (штук)»
Σ Созданные рабочие места за отчетный период
КПЭ3.-1.4 «Количество хозяйствующих субъектов, занятых в сфере обращения с ТКО (штук)»
Σ Зарегистрированные юрлица и ИП, занятые в сфере ТКО
КПЭ3.-1.5 «Доля товаров, изготовленных из вторичных материалов в общем объеме государственных закупок в регионах (процент)»
(Сумма закупок товаров из ВМР / Общая сумма госзакупок региона) × 100%
Интегральный индекс ЭЭ (IЭЭ) – по формуле средней арифметической простой
4. Уровень развития экологической культуры (УРЭК)
КПЭ4.-1.1 «Объем образования ТКО на душу населения (тыс. кг/в год)»
(Общая масса ТКО / Численность населения региона) × 1000

КПЭ4.-1.2 «Количество участников эколого-просветительских проектов по формированию привычки раздельного сбора отходов и разумному потреблению (тыс. штук)»
Σ (Участники программ по РСО и устойчивому потреблению)
КПЭ4.-1.3 «Количество образовательных учреждений, внедривших факультативные программы по устойчивому развитию и раздельный сбор отходов (тыс. штук)»
Σ (Школы/вузы, внедрившие курсы по устойчивому развитию)
Интегральный индекс УРЭК (IУРЭК) – по формуле средней арифметической простой
5. Уровень технологического развития (УТР)
КПЭ5.-1.1 «Количество объектов по обработке отходов, введенных в эксплуатацию, по состоянию на конец отчетного периода (штук)»
Σ Объекты, введенные в эксплуатацию за период

КПЭ5.-1.2 «Объем мощностей на объектах по обработке отходов, введенных в эксплуатацию, по состоянию на конец отчетного периода (тыс. тонн)»
Σ Проектная мощность новых объектов обработки
КПЭ5.-1.3 «Количество объектов по утилизации отходов, введенных в эксплуатацию, по состоянию на конец отчетного периода (штук)»
Σ Объекты утилизации, введенные в эксплуатацию за период
КПЭ5.-1.4 «Объем мощностей на объектах по утилизации отходов, введенных в эксплуатацию, по состоянию на конец отчетного периода (тыс. тонн)»
Σ Проектная мощность новых объектов утилизации
Интегральный индекс ЭТР (IЭТР) – по формуле средней арифметической простой
6. Эффективность административного регулирования (ЭАР)
КПЭ6.-1.1 «Доля расходов регионального бюджета, направленных на создание устойчивой системы обращения с ТКО (процент)»
(Бюджетные расходы на ТКО / Общий бюджет региона) × 100%

КПЭ6.-1.2 «Количество принятых региональных законов и нормативно-правовых актов, регулирующих функционирование модели экономики замкнутого цикла (штук)»
Σ Законы и подзаконные акты, принятые за период
Интегральный индекс ЭАР (IЭАР) – по формуле средней арифметической простой
Источник: составлено авторами.

Для получения сводной характеристики полученных расчетов целесообразно применение индикативного подхода с применением весовых и территориальных коэффициентов для наиболее достоверного и сбалансированного отражение общего результата оценки по всем 5 критериям оценки. Интегральный индекс оценки эффективности внедрения модели ЭЗЦ в регионt определяется по формуле:

где

Ii - интегральные индексы по группам индикаторов (см. таблицу 8);

wi (a, b, c, d, e, f) – веса каждой группы индикаторов.

Такая методика позволит регионам РФ системно оценивать прогресс в реализации ЭЗЦ, выявлять слабые места и принимать обоснованные управленческие решения.

В целях повышения внимания со стороны глав регионов к реализации региональной модели циркулярной экономики считаем целесообразным включить в перечень ключевых показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, дополнительный показатель – «Уровень развития региональной модели экономики замкнутого цикла в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами».

Показатель «Уровень развития региональной модели экономики замкнутого цикла в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами» Uэзц основывается на состоянии модели экономики замкнутого цикла в субъекте Российской Федерации. Для его расчета рекомендуется использовать следующие показатели:

1) W – доля отходов, направленных на утилизацию, в общей массе образованных ТКО;

2) Rs – Коэффициент извлечения вторичных материальных ресурсов из общей массы ТКО на объектах по обработке ТКО;

3) C – Количество новых рабочих мест, созданных в сфере обращения с ТКО;

4) S – Уровень удовлетворенности населения системой обращения с отходами, измеряемый через опросы или рейтинги.

В силу того, что данные показатели имеют разные единицы измерения, для их интеграции в один сводный показатель оценки рекомендуется использовать нормализацию показателей по шкале от 0 до 1 и ввести весовые коэффициенты для каждого из 4-х показателей. В результате формула расчета уровня развития региональной модели ЭЗЦ в сфере обращения ТКО будет иметь вид:

где

W, Rs, C и S – нормализованные значения выбранных показателей;

a, b, d и е – весовые коэффициенты (a + b + d + е = 1).

Для формирования нормализованных значений показателей используется шкала от 0 до 1:

- для доли утилизации ТКО (W) нормализация заключается в преобразовании значения показателя из процента (%) в долю от единицы;

- для коэффициента извлечения (Rs) нормализация аналогична предыдущему показателю (из % в долю);

- для новых рабочих мест (С) нормализация заключается в перерасчет показателя по региону как процента от максимального значения такого показателя среди регионов страны (Сmax);

- для уровня удовлетворенности населения (S) нормализация также предполагает перевод показателя из процентного измерения в долю единицы.

Для определения весовых коэффициентов целесообразно обсуждение и подбор наиболее корректных весов для каждого из четырех показателей формулы, автор предлагает следующие веса с обоснованием их установления:

- так как доля утилизации ТКО (W) является ключевым критерием ЭЗЦ, предлагаем вес 0,35;

- вторичное использование ресурсов также выступает важным, критичным показателем для ЭЗЦ, предлагаемый вес данного показателя – 0,3;

- создание новых рабочих мест выступает, в первую очередь, измерителем социально-экономического эффекта от внедрения технологий ЭЗЦ, предлагаемый вес показателя – 0,2;

- оценка через опросы и рейтинги удовлетворения населения в состоянии системы обращения ТКО является наиболее субъективной и косвенной, зависящей от ряда других факторов, поэтому данный показатель может получить вес 0,15.

В результате с данными весами формула приобретает вид:

Для интерпретации полученного результата рекомендовано применять шкалу от 0 до 100% с привязкой этого диапазона к балльной оценке.

Заключение

Представленный авторский подход к составлению методики оценки эффективности внедрения модели ЭЗУ в регионе на примере развития системы обращения ТКО в направлении роста доли перерабатываемых отходов и их вовлечения как вторичного сырья в деятельность предприятий, позволяет увидеть актуальных набор индикаторов оценки, применить индикативный подход к измерению показателей для оценки и агрегировать всю систему показателей в единый сводный индекс. Расширении критериев оценки эффективности реализации государственных проектов и программ в этом направлении, включение в систему оценки эффективности деятельности губернаторов и РОИВ критерия «уровень развития региональной модели ЭЗЦ в сфере обращения ТКО», все эти результаты востребованы и актуальны к применению в развивающемся мониторинге как за федеральным проектом «Экономика замкнутого цикла», так и за региональными процессами внедрения модели ЭЗЦ в экономики этих территорий.


References:

Antonova O.V. (2023). Approaches to the introduction of a closed-cycle economy at city-forming enterprises. Economic sciences. (224). 16-19.

Armashova-Telnik G.S., Ryzhova A.V. (2022). Experience in building a circular economy in Finland. RISK: Resources, information, supply, competition. (4). 106-114.

Bagheri M., Esfilar R., Golchi M.S., Kennedy C.A. (2019). A comparative data mining approach for the prediction of energy recovery potential from various municipal solid waste Renewable and Sustainable Energy Reviews. doi: 10.1016/J.RSER.2019.109423.

Bekmurzaeva R.Kh., Dzhandarova L.Kh. (2021). Environmental aspects of inventory management in a circular economy. Journal of Applied Research. (6-4). 339-342.

Buletova N.E. (2013). Nvironmental ethics as a condition of building an innovative green economy. Life safety. (3). 45-52.

Chaschin M. R. (2023). Improving solid waste management in an intersectoral circular economy planning. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 13 (2). 427-446. doi: 10.18334/epp.13.2.117111.

Elkina L.G., Rossinskaya G.M., Leybert T.B. (2023). Formation of circular economy as an innovative way of sustainable development of russian regions. Economy of construction. (8). 20-25.

Fedotovskiy A.N., Rudenko V.V., Kovalenko M.A., Yuschenko M.S. (2022). Resource supply organizations as part of the formation of a closed-cycle economy in Russia. Tverdye bytovye otkhody. (10). 14-17.

Ishin L.A. (2024). Opportunities for the formation of circular economy in the oil industry. Innovation and Investment. 266-270.

Kandokhova M.M., Gubernatorov A.M. (2023). Methodological tools for assessing the factors influencing the choice of financing models for the solid municipal waste management system. Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law. (2-1). 33-44.

Minulina O.V., Shinkevich A.I. (2022). Methodology for assessing resource-saving production systems in a circular economy. Proceedings of the Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. 24 (2). 33-41.

Rayskaya M. V. (2022). Strategic tools for developing innovative business models of a closed-cycle economy. Russian Journal of Innovation Economics. 12 (4). 2421-2442. doi: 10.18334/vinec.12.4.116579.

Rudenko V.V., Kovalenko M.A., Pilipushko E.P., Chamova Yu.A., Sukhov F.I. (2024). Basic assessment of the economic efficiency of implementing the requirements of a circular economy. Promyshlennye protsessy i tekhnologii. 4 19-27.

Saaty T.L. (2008). Decision Making with the Analytic Hierarchy Process International Journal. (1). 83-98. doi: 10.1504/IJSSCI.2008.017590.

Sesay R. E. V., Fang P. (2025). Circular Economy in Municipal Solid Waste Management: Innovations and Challenges for Urban Sustainability Journal of Environmental Protection. (2). doi: 10.4236/jep.2025.162003.

Stadnik I.V. (2024). Evaluation of the efficiency of state regulation of the closed-cycle economy and ways to improve it. Finansovye rynki i banki. (11). 56-62.

Tsepilova E.S., Yakimenko M.V. (2024). Development of tourism and the hospitality industry in circular economy (closed-loop economy). Service in Russia and abroad. 18 (5). 51-58.

Yabbarova R.I. (2024). Closed loop economics in waste management: financing procedures and results. Yug Rossii: ekologiya, razvitie. 19 (1). 145-150.

Страница обновлена: 16.06.2025 в 15:31:38