Сравнительный анализ использования методов продвижения космических исследований Роскосмоса и NASA: маркетинговый аспект
Ракицкая К.В.1, Вечкинзова Е.А.1, Стеблякова Л.П.1
1 Государственный университет управления, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 23 | Цитирований: 1
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 13, Номер 8 (Август 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54604801
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Статья посвящена изучению роли современной космической отрасли в обеспечении развития как государственного сектора экономики, так и частного бизнеса. Достижения в сфере освоения космоса с начала космической эры демонстрируют миру научно-технический потенциал стран-лидеров. В этой связи эффективное продвижение страновых космических исследований повышает как рейтинг страны на общемировом космическом рынке, так и доверие к технологиям, инструментам и продуктам страновой космической индустрии. В статье рассмотрена практика применения различных методов продвижения космических исследований Роскосмоса и NASA, выявлены сильные и слабые стороны контента маркетинговых коммуникаций.
Ключевые слова: маркетинговые коммуникации, популяризация космической деятельности, методы продвижения, продвижение космических исследований, Роскосмос, NASA
JEL-классификация: M31, M38, O31
Введение
Космический рынок является крупнейшей отраслью мировой экономики, которая на сегодняшний день оценивается в $469 млрд [1]. В среднем темпы роста космической экономики составляют около 7% в год, превосходя при этом мировую экономику в целом. Согласно прогнозу Morgan Stanly, глобальная космическая отрасль к 2040 году может принести более 1 трлн. долл. дохода [2], что связывают с расширением коммерческой составляющей и появлением на рынке новых компаний [3].
Глобальная космическая индустрия представляет собой сложную многоуровневую структуру, которая включает в себя ряд отраслей, связанных с исследованием и использованием космоса в разных целях (рис. 1). По целевому назначению космическую деятельность можно разделить на научную, военную и коммерческую. Научная деятельность предполагает исследование космического пространства и использование полученных данных в целях содействия экономическому развитию государства, укрепления научно-технического потенциала космической инфраструктуры, инновационного развития сельскохозяйственного сектора, а также в целях повышения благосостояния населения [4]. К концепции военно-космической деятельности в основном относится обеспечение государственной и международной безопасности путем развития систем информационно-космического обеспечения (задачи разведки, связи и навигации), создания и наращивания средств вооружения [5]. Коммерческая направленность характеризуется созданием, использованием и предоставлением космических услуг с целью извлечение прибыли [6].
Рисунок 1 – Основные сегменты космического рынка Источник: составлено авторами на основании [4, 5, 6, 7]
В рамках государственного сегмента ракетно-космическую деятельность осуществляют государственные и межгосударственные корпорации за счет бюджетных средств. В рамках частного сегмента космические проекты реализуются из внебюджетных средств на правах коммерческого заказчика [7]. В отраслевом разделении выделяют пять структурных элементов, формирующих мировую ракетно-космическую промышленность (рис.1). Продукты и услуги, созданные в результате деятельности космической промышленности, могут выступать как в качестве частного блага (использование спутниковой связи для оказания коммерческих услуг потребителям), так и в качестве общественного блага (решение задач национальной обороны с помощью систем космической связи).
Сегодня космические исследования и ракетостроение являются не только прерогативой государства – все больший вклад в освоение космоса вносит частный бизнес. На мировом космическом рынке доля государственных инвестиций составляет всего 25% и продолжает снижаться [8]. Основанные на гибкости и инновациях, космические предприниматели новой волны (New Space) стремятся расширить применение космических технологий и сделать космос доступнее для большего числа людей.
Среди отраслей космического бизнеса самую крупную долю занимает спутниковая связь и навигация. К 2040 году спутниковая широкополосная связь может составить от 50% до 70% от прогнозируемого дохода мирового космического рынка [9]. Такая положительная тенденция обусловлена широкой востребованностью спутниковых услуг на B2C и B2B рынках, в частности это спрос на цифровое телевидение и высокоскоростной Интернет.
В силу медленной окупаемости и высокой стоимости проекты ракетостроения, космические запуски и пилотируемые полеты реализуются крупными корпорациями с большими госинвестициями. В 2022 году было осуществлено рекордных 180 ракетных запусков – на 44 запуска больше, чем в 2021 году [10]. Космическое пространство становится все более коммерциализированным и переполненным. С момента, когда «Спутник-1» стал первым искусственным объектом, вышедшим на орбиту вокруг Земли в 1957 году, в космос было запущено около 11 тысяч спутников.
Грандиозные перспективы на рынке предоставляет космический туризм – коммерческие орбитальные и суборбитальные полеты. Пионерами космического туризма стали частные компании SpaceX, Virgin Galactic и Blue Origin. Целевая аудитория этого рынка состоит из мультимиллионеров, готовых платить за уникальный внеземной опыт более 250 тыс. долл. Ожидаемое снижение стоимости таких полетов в ближайшие несколько лет сделает космический туризм доступным для более широких слоев населения [11].
На протяжении десятилетий космическая отрасль развивалась благодаря крупным инфраструктурам, таким как космические агентства (NASA, ESA, Роскосмос) и группы авиационной промышленности (Boeing, Lockheed Martin, Airbus, Dassault). В общей сложности 86 стран пытались выйти в космос. В настоящее время существует 6 государственных космических агентств с полной возможностью ракетного запуска: NASA (США), CNSA (Китай), Роскосмос (Россия), ESO (Европейское агентство), ISRO (Индия) и JAXA (Япония). В 2022 году глобальные государственные расходы на космические программы достигли рекордной отметки примерно в $103 млрд, и более 60% из них принадлежат правительству США [8].
Таким образом, современная космическая отрасль создает серьезные перспективы как для развития государственной экономики, так и для частного бизнеса. Достижения в сфере освоения космоса с начала космической эры демонстрировали миру научно-технический потенциал стран-лидеров. В апреле 2022 года Владимир Путин отметил, что достижения России в космосе – это то, чем нужно гордиться, и то, что привлекает талантливую молодежь в отрасль. Президент РФ добавил, что российские власти будут работать над популяризацией ракетно-космической отрасли и ее достижений путем создания фильмов, книг, а также проведения образовательных мероприятий в школах [12]. Таким образом, популяризация космонавтики остается актуальным направлением прежде всего для подъема отрасли внутри государства.
Эффективное продвижение страновых космических исследований повышает как рейтинг страны на общемировом космическом рынке, так и доверие к технологиям, инструментам и продуктам страновой космической индустрии. Сегодня, несмотря на богатый прошлый опыт и текущие передовые позиции Роскосмоса в мировой научно-исследовательской сфере космонавтики, бренд «Роскосмос» значительно проигрывает бренду «NASA» прежде всего с точки зрения формирования содержательного интереса со стороны широкой аудитории и вовлечения в активную социокультурную среду. Большинство россиян обесценивает достижения ракетно-космической отрасли и не видит в ней перспектив. Такая ситуация связана с отсутствием систематической практики популяризации достижений Роскосмоса в доступном семантическом и образном формате, а также с эпизодической практикой продвижения космических исследований, используемых Роскосмосом.
В этой связи цель исследования состоит в сравнительном анализе методов продвижения и используемого контента двумя ведущими лидерами мирового рынка космических исследований и технологий – Роскосмоса и NASA - для выявления сильных и слабых сторон практики продвижения, использования положительного опыта конкурента.
Научные публикации в области российских космических исследований охватывают широкий круг вопросов. Макарова Д.Ю. в исследовании [13] представляет потенциальную модель функционирования глобальной ракетно-космической отрасли с акцентом на роль государства. Прогноз развития мировой космической отрасли представлен в исследовании Усатенко Т.О. [14]. В статье Батьковского А.М. [15] рассмотрены принципы формирования стратегии отечественной ракетно-космической промышленности. Проблемам модернизации существующего ракетно-космического комплекса посвящена работа Казакова Р.Р. [16]. В исследованиях Побирского Е.Ю. [17] и Прокудина В.Н. [18] рассмотрены современные тенденции использования технологии PLM-систем в изделиях космической отрасли.
Большое внимание уделяет Надточий Ю.Б. [19] проблемам ресурсного обеспечения научно-производственной деятельности космической отрасли. Вопросы финансового обеспечения подробно рассмотрены в статьях Лобкова К.Ю. [20] и Петровой И.В. [21]. Различным аспектам страховой деятельности космической отрасли посвящены работы Соломиной Т.К. [22], Двирного В.В. [23], Колосова И.М. [24, 25].
Управленческие аспекты космической отрасли отражены в статье Макаровой Д.Ю. [26] о перспективах совершенствования институциональных условий развития предпринимательства в космической индустрии, и в статье Абрашкина М.С. [27], освещающей особенности корпоративного управления вертикально-интегрированной структуры ГК «Роскосмос».
Анализ литературных источников показывает, что несмотря на имеющиеся научные работы по менеджменту в российской комической отрасли, маркетинговые аспекты продвижения российских космических исследований практически не рассматривались. В этой связи научная новизна исследования состоит в выявлении основных направлений маркетинговых коммуникаций в сфере продвижения и популяризации космических исследований, а также выявлении сильных и слабых сторон практики продвижения космических исследований ГК «Роскосмос» и практики использования цифровых платформ сильнейших брендов мировой космической отрасли.
2. Методы продвижения космических исследований в России: опыт популяризаторов космонавтики и ГК «Роскосмос»
Продвижение космических исследований – это научно-просветительская деятельность, направленная на развитие творческого потенциала молодежи и создание предпосылок для их профессиональной ориентации, а также поддержание в обществе представления о космической деятельности как об авангарде прогресса и важнейшем факторе развития современных технологий [28].
В эпоху цифровой трансформации существует множество форм и методов представления научно-популярной информации. В процессе исследования было выделено пять основных направлений маркетинговых коммуникаций в сфере продвижения и популяризации космической деятельности в России (рис. 2).
Социальные медиа способствуют развитию и обмену контентом между пользователями Интернета, и сохраняют контроль над ключевыми социокультурными тенденциями в цифровом обществе. Соцсети используются в продвижении коммерческих и социальных проектов разных целей и масштабов. Они служат платформами для развития бизнеса и личного бренда, проведения благотворительных акций, продвижения образования и научных исследований.
Рисунок 2 – Методы популяризации космических исследований в России
Источник: составлено авторами.
Для сферы популяризации науки важным преимуществом социальных сетей является возможность представить сложный контент в понятном и интересном для широкой аудитории формате. Так, с помощью современных технологий можно сделать космос ближе, чем он есть на самом деле, и вдохновить людей к исследованию космического пространства. Сегодня этим занимаются энтузиасты из разных областей, увлеченные наукой и ее продвижением в социуме. Рассмотрим ведущих популяризаторов космонавтики в России и деятельность «Роскосмоса» в цифровой среде.
«Неземной подкаст» – канал на YouTube Владимира Сурдина, российского астронома и просветителя науки. В. Сурдин читает лекции о космосе и записывает подкасты с выдающимися учеными, где вместе они стараются найти ответы на вопросы науки, объяснить сигналы из космоса и раскрыть тайны галактики. Канал насчитывает 140 тысяч подписчиков, контент публикуется 3 раза в месяц и в среднем за месяц видео набирают 227 тысяч просмотров [29]. Самыми популярными видеороликами «Неземного подкаста» являются: «Странные сигналы "Вояджера" / Загадочное кольцо у нашей Галактики», «Сурдин и Семихатов ищут тёмное вещество, смысл науки и жизнь в космосе», «Корабль ORION и ракета SLS, база на Луне и колонизация». Помимо YouTube-канала у Сурдина есть сообщество ВКонтакте «Владимир Сурдин – каждый день!» и Telegram-канал «Неземной телеграмм / Астроном Сурдин».
Космонавт «Роскосмоса» Олег Артемьев активно развивает личный блог в социальных сетях: YouTube, Telegram, TikTok, ВКонтакте, Дзен, Твиттер. Страница на YouTube «Олег Артемьев» отличается «живым» контентом: канал рассказывает о рабочих буднях космонавта и жизни в космосе, как происходит подготовка к выходу в открытый космос, чем питаются космонавты на МКС, как выполняются научные эксперименты. В формате Shorts (короткие вертикальные ролики) публикуются красивые виды Земли с орбиты МКС. За обновлениями канала следят 420 тысяч пользователей. Кроме того, космонавт «Роскосмоса» успешно развивает аккаунт в TikTok: страница насчитывает 2,4 миллионов подписчиков и 15,5 миллионов лайков [30]. Контент в соцсети TikTok разделен на несколько тематических подборок: «Над Землей», «Спорт на МКС», «Вопросы», «Выход в космос», «Космическая еда», «Луна», «Байконур».
Председатель Молодежного Совета Русского Космического Сообщества, основатель просветительского проекта «Мы верим в космос» Денис Прудник получил известность благодаря своему TikTok-каналу «О космосе просто». В видеороликах он делится фактами из истории космонавтики, дает понятные определения устройству ракетной и космической техники, рассказывает о новостях из мира космонавтики. Проект рассказывает миллионам подростков о профессиональной деятельности, связанной с космосом, снижает страх перед техническими специальностями и прививает интерес молодежи к космической сфере. Таже Прудник ведет страницы на социальных платформах Дзен, ВКонтакте и Telegram.
«Открытый космос» – это команда увлеченных ученых, астрономов, физиков и инженеров, связавших свою жизнь с космосом и уверенных, что освоение космического пространства – это единственный осмысленный путь развития современной цивилизации. Основателем просветительского проекта является Виталий Егоров, известный популяризатор космонавтики и блогер Zelenyikot. Сообщество проекта ВКонтакте насчитывает 460 тысяч подписчиков. В нем авторы информируют своих читателей о том, что происходит во Вселенной: от результатов актуальных научных исследований до последних достижений в мировой космической отрасли. В 2020 году в конкурсе Министерства науки и высшего образования сообщество «Открытый космос» получило первое место в номинации «Лучший проект о науке в социальных сетях» [31].
ГК «Роскосмос» за последние годы значительно расширила свое присутствие в Интернете. Сегодня официальные страницы «Роскосмоса» есть в социальных сетях: Telegram, ВКонтакте, YouTube и Одноклассники. На YouTube-канале «Роскосмос ТВ» ведутся несколько постоянных рубрик: «Главное за неделю», «Много букв: книги о космосе», «Роскосмос, как это было?», «Космическая афиша». Аудитория канала насчитывает 950 тысяч подписчиков. Самое популярное видео в Shorts набрало 49 тысяч просмотров (установка ракеты на пусковое устройство). Контент публикуется регулярно – в среднем на канале выходит 12 видео в месяц. Вместе с тем «Роскосмос» ведет два Telegram-канала: официальный с многочисленными пресс-релизами и последними событиями отрасли, и тематический канал о путешествиях по космодромам России – «Я сказал: «Поехали»!». Общее число подписчиков на двух каналах – более 38 тысяч человек.
Популярная культура и искусство являются одним из самых мощных инструментов коммуникации и действенным методом пропаганды в политических и социальных целях. Эмоциональное воздействие искусства значительно глубже рекламы: оно способно не только провоцировать зрителя на чувства и эмоции, но и формировать его мировоззрение, оказывать непосредственное влияние на психику человека, апеллируя к его ценностям, глубинным убеждениям и образам мышления. За последние десять лет российским кинематографом было создано немало фильмов на космическую тематику: «Гагарин. Первый в космосе» (2013), «Время первых» (2017), «Салют-7» (2017), «Спутник» (2020), «Звездный разум» (2022). 12 апреля 2023 года состоялась премьера кинопроект «Вызов». Этот проект вошел в историю российского и мирового кинематографа, как первый художественный фильм, снятый в космосе – на высоте 400 км над Землей. Главными действующими лицами проекта стали актриса Ю. Пересильд и режиссер К. Шипенко – обоим пришлось пройти ускоренную подготовку к космическому полету. «Вызов» является научно-просветительским проектом «Роскосмоса», «Главкосмоса», «Первого канала» и студии Yellow, Black and White [32].
Тема космоса продолжается и в современной музыкальной индустрии. Песня группы 7Б «Спасибо, Космос» (2020) напоминает нам о величии космоса и его значении для жизни на Земле: «Спасибо, Космос! Земля - наш дом». В 2022 году рок-группа UMA2RMAN представила клип на песню «Звезды». Большая часть видеоряда была снята на МКС, а главная роль в клипе исполнена космонавтом «Роскосмоса» С. Корсаковым – Сергей сыграл свою партию на электрогитаре [33]. Песня посвящается всем людям, которые идут за своей мечтой: «Не опускай рук, не закрывай глаз, кто знает, а вдруг звёзды считают нас».
Труднее дела обстоят с развитием литературного направления в искусстве – за последние годы на российском рынке не появлялись книги-бестселлеры, написанные на космическую тематику. Автором научно-популярных трудов о космическом пространстве в России является В. Сурдин: «Разведка далеких планет» (2014), «Вселенная в вопросах и ответах» (2017), «Темная сторона Вселенной» (2020). Ответы на вопросы о космосе дает космонавт С. Рязанский в книге «Можно ли забить гвоздь в космосе и другие вопросы о космонавтике» (2019). Примером детской литературы является книга Д. Костюкова и З. Суровой «Космос» (2012), рассказывающая историю покорения космоса в формате веселого комикса.
Сегодня многие традиционные печатные издания трансформируются и переходят в цифровой формат. Так, «Роскосмос» заявил о переводе выпуска печатного журнала «Русский Космос» (издавался с 2018 года) в одноименное цифровое медиа, которое будет интересно не только для отрасли, но и для широкой аудитории [34]. При инициативе Молодежного Совета Русского Космического Сообщества создан ежемесячный электронный научно-популярный журнал для детей и молодежи «Ближе к Космосу». Создатели проекта рассматривают возможность использования AR-технологий (дополненной реальности) для лучшей визуализации материала.
Актуальные события отечественной космонавтики освещаются ведущими федеральными телеканалами Первый, Россия 1, Россия 24. Специализированный научно-познавательный телеканал «Первый Космический», созданный телекомпанией «Первый ТВЧ» и ГК «Роскосмос», целиком посвящен исследованию космического пространства и достижениям человека в космосе.
Событийный маркетинг – это разработка и проведение ивентов, направленных на установление личных контактов с целевой аудиторией. Ивентами могут быть как тематические выставки, открытые лекции и научные конференции, так и развлекательные мероприятия (фестивали, концерты, мастер-классы), которые создают идеальные условия для знакомства людей с идеями, целями и миссией бренда, фирмы, отрасли. В России на базе музеев космонавтики постоянно проводятся выставки, праздники, лекции, квесты и мастер-классы, обновляются экспозиции. Сегодня московский музей космонавтики приглашает на выставку космического плаката «К звездам упрямо и смело!». С декабря 2021 года в центре «Космонавтики и авиации» на ВДНХ и в музее космонавтики проводится семейный квест «Космический экипаж». В Калуге в Государственном музее истории космонавтики имени К. Э. Циолковского в апреле 2021 года открылся грандиозный комплекс с мультимедийными инсталляциями и технологиями дополненной реальности. Площадь нового комплекса составляет 12,5 тысяч кв. м., что делает его крупнейшим в мире музеем истории космонавтики [35].
Мультимедийна выставка «Реальный космос» в Центре современного искусства М'АРС, реализованная при поддержке «Роскосмоса», демонстрирует великолепные виды Земли и рассказывает о работе на космической станции. В креативном пространстве Люмьер-Холл проводятся вечера джазовой музыки Space Jazz – живое исполнение и просторный мультимедийный зал с помощью проекторов становится бескрайним космосом.
Глобальное международное движение Yuri’s night объединяет разные поколения людей по всей планете. В Москве 8 апреля 2023 года прошла третья «космическая ночь», посвященная Юрию Гагарину [36], где проводились лекции на темы: «Космос как наука», «Космос как бизнес», «Космос: задай вопрос», «Космос для каждого». Посетители могли лично познакомиться с космонавтами, учеными, ведущими популяризаторами космонавтики и задать им вопросы. Проект Yuri’s night Moscow осуществляется при содействии ГК «Роскосмос», маркетингового агентства Re.Gravity, российского издания «Альпина нон-фикшн» и др.
Детские лагеря и образовательные программы эффективно работают на популяризацию космонавтики среди детей школьного возраста. На базе Звездного городка по инициативе Героя России, летчика-космонавта С. Рязанского в 2022 году открылся лагерь Kosmos.Camp. Участники космической смены могут пройти подготовку в космонавты и улучшить навыки «soft skills»: системное мышление, работа в команде, лидерские качества, постановка целей и навык принятия решений. «Роскосмос» создан онлайн-проект для школьников – «Ключ на старт». Онлайн-портал способствует получению новых знаний и знакомит ребят с профессиями в мире космической деятельности. При содействии «Роскосмоса» и ведущих российских вузов, научных организаций и технологических компаний ежегодно проводятся всероссийские научные олимпиады по космическому профилю. Также «Роскосмос» организует профильные смены на базе инфраструктуры международных и всероссийских детских образовательных центров [37].
DOOH-реклама (цифровая наружная реклама) способствует расширению знаний и повышению осведомленности в области космонавтики среди населения. Информационные видео об истории космонавтики и главных событиях космической отрасли часто можно увидеть на экранах в вагонах московского метро. Огромный цифровой щит внутри международного аэропорта Шереметьево периодически показывает анимированные изображения космической техники с короткими историческими фактами.
Одежда в современном мире – это способ самовыражения и идентификации себя с культурным течением, брендом или референтной группой. В коллаборации с «Роскосмосом» разработаны коллекции с космической тематикой для российских брендов DNK Russia, 7.2.66 и эко-проекта «Береги Камчатку». Одежду с логотипом «Роскосмоса» можно приобрести в интернет-магазине «Космомерч»: десять уникальных коллекций одежды и аксессуаров, отражающие отечественную космонавтику: «Первый полет», «Слова из космоса», «Поехали!» и др. [38]. Бренд создан коммуникационной группой Illan Сommunications при поддержке «Роскосмоса».
Таким образом, сегодня в России используются различные методы для поддержания имиджа отрасли и популяризации космических исследований. Свои маркетинговые коммуникации ГК «Роскосмос» развивает во всех направлениях – от контент-маркетинга в социальных сетях до организации «живых мероприятий».
3. Методы продвижения космических исследований в США: опыт NASA
Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) является государственным агентством США, контролирующим гражданскую космическую программу и исследования в аэрокосмической области. Многие считают NASA передовой космической корпорацией и лидером отрасли. Однако NASA еще и одно из самых успешных маркетинговых агентств современности.
Инвестиции в космический маркетинг NASA начало еще в 1960-х годах. Миссия покорения Луны «Аполлон-11» произвела настоящую революцию в СМИ. Хотя факт прилунения американских астронавтов сегодня стоит под большим сомнением, в 1060-х годах он принес американцам триумф в «космической гонке». Перед политической элитой США стояла задача сделать Луну отправной точкой для победы в экзистенциальной борьбе между «свободным миром» и коммунизмом. И NASA сумело в сжатые сроки изменить политику, науку, технологии и американское общество. Это была огромная PR-победа для США, продемонстрировавшая силу маркетинга в поддержке больших идей.
Космическая программа NASA породила огромное количество новых смыслов, стилей, ассоциаций и фантастических миров. Сегодня философия NASA находит продолжение в западной культуре, музыкальных клипах, голливудских фильмах и в проектах Илона Маска по колонизации Марса [39]. Мировое признание и широкая популярность бренда NASA обусловлены его открытой политикой и всеобъемлющей маркетинговой стратегией в Интернете: от развития личного блога марсохода в Twitter до создания коммуникационной кампании запуска пилотируемой миссии Artemis II.
NASA использует разнообразие маркетинговых инструментов и цифровых платформ для продвижения космических исследований и привлечения последователей по всему миру (рис. 3).
Рисунок 3 – Методы популяризации NASA в цифровой среде
Источник: составлено авторами.
Коммуникации NASA охватывают поразительное количество социальных сетей: существует около 300 официальных аккаунтов организаций NASA, связанных с его научно-исследовательской миссией, в том числе:
- платформы самого NASA, представляющие глобальную деятельность, корпоративные ценности и цели;
- аккаунты исследовательских центров и космической техники в т.ч. планетоходов (Johnson Space Center, Perseverance Mars Rover);
- образовательные проекты и каналы с научным контентом (NASA STEM, NASA 360, Centennial Challenge);
- тематические страницы конкретных космических миссий и научным исследований (NASA Earth, NASA Moon, NASA Artemis);
- аккаунты сотрудников, корпоративные страницы и личные блоги астронавтов (NASA People, Josh Cassada, Women@NASA).
Количество подписчиков национального космического агентства США на основных платформах исчисляется миллионами. Число подписчиков на официальной странице NASA в сети Инстаграм (признана экстремистской и запрещена в РФ) свыше 65,2 млн., в Твиттере – 44,1 млн. Специфика ведения социальных сетей NASA кроется в дифференциации научно-популярного контента на уровне тематики. Это помогает получить более глубокое вовлечение и широкий охват [40].
Блог «NASASun» в Твиттере посвящен изучению Солнца и его влиянию на солнечную систему. Генерация контента создает высокий рост трафика в период солнечного затмения. Подобный ситуативный маркетинг применяется неоднократно во многих проектах NASA – это делает бренд максимально информативным, спонтанным, интересным и ценным для аудитории. Наделяя голосом свою флагманскую космическую технику (страницы марсоходов Curiosity Rover и Perseverance Rover), NASA демонстрирует возможности сторителлинга (англ. storytelling – «рассказывание историй»). Роверы говорят от первого лица дружелюбным и остроумным тоном. Обладая настоящим человеческим обаянием, марсоходы NASA смогли покорить десятки миллионов людей.
Сегодня мировое космическое сообщество следит за развитием программы «Artemis», которая должна вернуть человека на Луну и проложить путь к миссиям по исследованию дальнего космоса. В NASA уверены, что через высокие смыслы и цели «Artemis» возможно привлечь интерес подрастающего поколения к научным исследованиям [41]. Агентство прилагает серьезные усилия для партнерства и сотрудничества с внешними организациями, чтобы позволить детям со всего мира увидеть себя в космосе и науке. В число компаний-партнеров входят глобальные корпорации Discovery Education, Google, Snapchat, Microsoft, Noggin, Peanuts Worldwide, LEGO и другие.
В 2021 году NASA совместно с LEGO Education запустили цифровой образовательный проект «Build to Launch» [42], в котором школьники могут узнать о карьере в NASA и получить практический опыт в решении проблем команды Artemis. Проект основан на практиках и стандартах STEM – образовательной модели, объединяющей естественные науки и инженерные предметы в единую систему [8].
Присоединиться к исторической миссии NASA можно с помощью программы Virtual Guest Program из любого уголка мира [43]. На сайте NASA открыта регистрация для бесплатного дистанционного наблюдения за ракетными запусками. Таже ключевые мероприятия программы и прямые трансляции доступны для просмотра на общедоступном канале NASA TV, на официальном сайте, в приложении NASA и в социальных сетях YouTube, LinkedIn, Twitch, Daily Motion и др. Следить за новостями миссии можно на страницах NASA Artemis в Twitter, Facebook.
NASA не боится экспериментировать со стратегией контент-маркетинга, за счет чего наращивает новые целевые сегменты. В частности, агентство воспользовалось своими аудио-ресурсами для привлечения аудиалов – людей, предпочитающих воспринимать информацию на слух. Присоединившись к учетной записи NASA на музыкальной платформе SoundCloud, можно услышать звуки космоса – Черной дыры, Марса, Солнечной системы, космической техники, а также новостные и образовательные аудио подкасты, в том числе по программе Artemis.
Email-маркетинг – еще одно направление, которое активно используется в стратегии NASA. Пользователи могут подписаться на интересующую рассылку и получать первыми новости на темы науки и космоса по электронной почте. Информационные бюллетени содержат ответы космического агентства на часто задаваемые вопросы, фотографии космоса с земной орбиты, анонсы мероприятий и проектов NASA, образовательные ресурсы и многое другое [44]. Владея контактными данными пользователей и их характеристиками, NASA получает преимущества для связи с целевой аудиторией.
Маркетинговая активность NASA не ограничивается цифровыми платформами, агентство организует очные мероприятия и неформальные встречи для сообщества. Цель программы NASA Socials - позволить людям, которые регулярно взаимодействуют друг с другом через социальные сети, лично встретиться и обсудить одну из тем космических исследований. Такие мероприятия дают возможность подписчикам NASA заглянуть за кулисы научных объектов и поговорить с учеными, инженерами, астронавтами и специалистами национальной корпорации. Для участия в NASA Socials необходимо пройти конкурсный отбор. Кандидатом может стать активный пользователь социальных сетей, который занимается распространением информации о деятельности NASA на профессиональном уровне. Участники программы имеют такой же доступ к мероприятию, как и средства массовой информации: посещение экскурсий и презентаций, участие в пресс-конференциях, брифингах и других активностях [45].
В то время как NASA расширяет свое присутствие в космосе, растет и его лояльная аудитория. Национальное агентство США продолжает устанавливать связи с нишевыми сообществами, пробовать новые форматы контента и привлекать пользователей во всем мире к исследованию космического пространства. Маркетинговая стратегия NASA находится в постоянной динамике, адаптируясь к современным тенденциям и потребностям потребителей.
4. Заключение
Россия – современная космическая держава, которая наращивает свой потенциал, постепенно прокладывая путь к технологическому суверенитету. Однако в глазах общественности отечественная космонавтика воспринимается позитивно лишь в ретроспективе. Подпитываясь опытом прошлой эпохи, российская космическая программа продолжает развиваться в социокультурной среде, но при этом она утратила былую привлекательность. Большинство россиян обесценивает нынешние достижения ракетно-космической отрасли и не видит в ней перспектив.
К слабым сторонам маркетинговой стратегии ГК «Роскосмос» следует отнести несколько факторов. Во-первых, публикуемый контент не адаптируется под интересы пользователей разных целевых групп. Во-вторых, внутри сообществ нет налаженной связи между госкорпорацией и аудиторией – комментарии модерируются администратором или отключены. В-третьих, большая часть контента характеризуется высокой информативностью, но при этом в соцсетях «Роскосмоса» почти не задействуется вовлекающий и развлекательный типы контента. В-четвертых, мерчандайз (рекламно-сувенирная продукция) не пользуется интересом и популярностью у широкой аудитории. Пятый негативный фактор - низкий процент лояльной аудитории.
Сильными сторонами являются активное ведение социальных сетей и их контентное наполнение: на страницах «Роскосмоса» используется много фото и видео контента, а также ведется несколько постоянных рубрик. Большое преимущество обеспечивает телестудия «Роскосмос Медиа». Благодаря собственным медиаресурсам возможно быстро реагировать на изменения в информационной среде, оперативно создавать и выкладывать качественный материал. К сильным характеристикам также можно отнести узнаваемость имени бренда и богатый опыт отечественной космонавтики.
К внешним факторам, которые могут препятствовать в достижении целей маркетинговой стратегии, будут относиться: сильный бренд NASA, конкуренция за внимание аудитории в смежных областях, комплексное государственное регулирование, обострение конкуренции за таланты, ограничение бюджета на маркетинг и перегруженность инфо-поля.
Стоит отметить, что общественный интерес к космическим исследованиям остается крайне важным фактором в вопросах развития коммерческого направления, увеличения дополнительных инвестиций, повышения мотивации сотрудников отрасли и привлечения новых кадров.
Направление дальнейших исследований будет сосредоточено на вопросах разработки маркетинговой программы популяризации космических исследований, прежде всего, в молодежной среде, как наиболее активном сегменте общества, составляющим основу профессионального будущего космонавтики, а также формировании уверенности общественности в успешности отечественной космонавтики.
Источники:
2. Звездная экономика: кто зарабатывает на космосе в России и мире. РБК Тренды. [Электронный ресурс]. URL: https://trends.rbc.ru/trends/industry/609e90409a794700dab35d24 (дата обращения: 10.03.2023).
3. Криштофор А.П. Изменение конкурентных позиций России на мировом рынке космической продукции // Вестник университета. – 2019. – № 5. – c. 86–92.
4. О космической деятельности [Текст]: федеральный закон от 20.08.1993 № 5663-I; в ред. от 29.12.2022 // Собрание законодательства РФ. – 2011
5. Макаренко С. И. Использование космического пространства в военных целях: современное состояние и перспективы развития систем информационно-космического обеспечения и средств вооружения // Системы управления, связи и безопасности. – 2016. – № 4.
6. Кузнецов Е. А. Концептуальные основы частной космической деятельности: терминология, компоненты и направления // Общество: политика, экономика, право. – 2021. – № 3.
7. Савельева И. П., Кандауров Д. В., Правдина Н. В., Дзензелюк Н. С. Мировой коммерческий космический рынок: позиционирование стран и сегментов спутниковой индустрии // Вестник ЮУрГУ. Серия: Экономика и менеджмент. – 2022. – № 1.
8. Government space program spending of the leading countries in the world 2020-2022. Statista. [Электронный ресурс]. URL: https://www.statista.com/statistics/745717/global-governmental-spending-on-space-programs-leading-countries/ (дата обращения: 10.03.2023).
9. Пришло время космического предпринимательства. Рбк+. [Электронный ресурс]. URL: https://plus.rbc.ru/news/60a65e287a8aa97ed414799f (дата обращения: 15.03.2023).
10. 2022 was a record year for space launches. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nature.com/articles/d41586-023-00048-7 (дата обращения: 15.03.2023).
11. Space Tourism Market. Precedence Research. [Электронный ресурс]. URL: https://www.precedenceresearch.com/space-tourism-market (дата обращения: 15.03.2023).
12. Путин заверил, что российские власти будут работать над популяризацией космонавтики. Тасс. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/kosmos/1435280 (дата обращения: 15.03.2023).
13. Макарова Д. Ю. Поддержание конкурентоспособности ракетно-космической отрасли в современных условиях усиливающейся глобализации и появления новых бизнес-моделей на мировом космическом рынк // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2016. – № 11. – c. 39–49.
14. Усатенко Т.О. Современное состояние и перспективы развития ракетно-космической отрасли // Наука и бизнес: пути развития. – 2020. – № 9. – c. 21-27.
15. Батьковский А. М., Ермакова Я. М., Хрусталев О. Е. Глобальная стратегия развития российской ракетно-космической промышленности в современных условиях // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2020. – № 7. – c. 27–32. – doi: 10.24411/2411-0450-2020-10584.
16. Казаков Рус.Риф., Басотин Е.В., Миронов А.Н., Казаков Раф.Рам., Шестопалова О.Л. Анализ путей решения проблемы управления жизненным циклом наземного оборудования ракетно-космических комплексов // Фундаментальные исследования. – 2016. – № 6. – c. 282–287.
17. Побирский Е.Ю., Галаев А.С., Филимонов И.С. Управление жизненным циклом изделия в производстве ракетно-космической техники // Решетневские чтения. – 2012. – № 2. – c. 633–634.
18. Прокудин В.Н., Манушина А.Е., Уфимцев Е.К. Использование бизнес-подхода жизненного цикла информационного ракетно-космического комплекса в реализации масштабных проектов перестройки ракетно-космической отрасли // Экономика высокотехнологичных производств. – 2020. – № 1. – c. 27-36. – doi: 10.18334/evp.1.1.110964.
19. Надточий Ю.Б., Горелова Л.И. Проблемы ресурсного обеспечения предприятий ракетно-космической отрасли // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – № 2. – c. 541-558. – doi: 10.18334/vinec.9.2.40799.
20. Лобков К.Ю. Финансирования инвестиционной и инновационной деятельности предприятий интегрированных структур РКП на основе контрактов жизненного цикла // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. – 2018. – № 4. – c. 19–21.
21. Петрова И.В. Финансирование космической деятельности и осуществление бюджетного мониторинга за реализацией государственных космических программ // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. – 2022. – № 8. – c. 61–68. – doi: 10.17803/2311-5998.2022.96.8.061-068.
22. Соломина Т.К., Горидько Н.П. Проблемы и перспективы развития космического страхования в России // Друкеровский вестник. – 2017. – № 2. – c. 114–125.
23. Двирный В.В., Голованова В.В., Елфимова М.В., Двирный Г.В., Петяева Н.Н. Страхование космических проектов на основе вероятностного анализа рисков // Исследования наукограда. – 2017. – № 4. – c. 193–199. – doi: 10.26732/2225-9449-2017-4-193-199.
24. Колосов И.М. Страхование ответственности должностных лиц на предприятиях ракетно-космической отрасли // Экономика и социум: современные модели развития. – 2020. – № 3. – c. 289-298. – doi: 10.18334/ecsoc.10.3.111244.
25. Колосов И.М. Страхование имущественного комплекса на предприятиях ракетно-космической отрасли // Экономика и социум: современные модели развития. – 2021. – № 2. – c. 203-210. – doi: 10.18334/ecsoc.11.2.112482.
26. Макарова Д.Ю. Частная предпринимательская инициатива в российской космической индустрии: институциональные условия развития // Вопросы инновационной экономики. – 2017. – № 1. – c. 41-57. – doi: 10.18334/vinec.7.1.37591.
27. Абрашкин М.С., Барковская В.Е. Формирование новых подходов к государственному управлению развитием наукоемких предприятий ракетно-космического машиностроения // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 4. – c. 2477-2490. – doi: 10.18334/vinec.12.4.116642.
28. Популяризация науки. Российская Академия Наук. [Электронный ресурс]. URL: https://new.ras.ru/work/populyarizatsiya-nauki/ (дата обращения: 15.03.2023).
29. YouTube канал «Неземной подкаст». [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/channel/UC4WAsHhtleuEGKX9x_Kbd9w (дата обращения: 19.07.2023).
30. Официальная страница космонавта «Роскосмоса» Олега Артемьева в социальной TikTok. [Электронный ресурс]. URL: https://www.tiktok.com/@olegmks (дата обращения: 19.07.2023).
31. Объявлены лауреаты Премии «За верность науке». Минобрнауки России. [Электронный ресурс]. URL: https://www.minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/21664/ (дата обращения: 15.03.2023).
32. Старт киноэкипажа и интерактивная ракета: «Первый канал» запустил научно-просветительский проект. Sostav. [Электронный ресурс]. URL: https://www.sostav.ru/publication/start-kinoekipazha-i-interaktivnaya-raketa-pervyj-kanal-zapustil-nauchno-prosvetitelskij-proekt-50699.html (дата обращения: 15.03.2023).
33. Группа UMA2RMAN показала первый в мире клип, снятый в космосе. Российская Газета. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2022/11/01/gruppa-uma2rman-predstavila-pervyj-v-mire-klip-sniatyj-v-kosmose.html (дата обращения: 15.03.2023).
34. Журнал Русский космос перейдет в цифровой формат в 2023 году. ТАСС Наука. [Электронный ресурс]. URL: https://nauka.tass.ru/nauka/16238951 (дата обращения: 15.03.2023).
35. В Калуге открылся новый комплекс музея истории космонавтики. Тасс. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/obschestvo/11177035 (дата обращения: 15.03.2023).
36. Yuri's night Moscow. [Электронный ресурс]. URL: http://yurisnightmoscow.ru/ (дата обращения: 20.04.2023).
37. Космические смены от ГК «Роскосмос». НПО им. Лавочкина. [Электронный ресурс]. URL: https://www.laspace.ru/company/education/kosmicheskie-smeny-ot-gk-roskosmos/ (дата обращения: 20.04.2023).
38. Космомерч. [Электронный ресурс]. URL: https://cosmomerch.ru/ (дата обращения: 20.04.2023).
39. Mars&Beyond. SpaceX. [Электронный ресурс]. URL: https://www.spacex.com/human-spaceflight/mars/ (дата обращения: 20.04.2023).
40. NASA's Social Media Strategy Is Genius—And Kinda Maddening. Wired. [Электронный ресурс]. URL: https://www.wired.com/2015/07/nasas-social-media-strategy-genius-kinda-maddening/ (дата обращения: 20.04.2023).
41. What Is the Artemis Program?. Nasa. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nasa.gov/audience/forstudents/5-8/features/nasa-knows/what-is-the-artemis-program-58.html (дата обращения: 20.04.2023).
42. NASA and the LEGO Group: Building Decades of Collaboration. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nasa.gov/feature/nasa-and-the-lego-group-building-decades-of-collaboration/ (дата обращения: 20.04.2023).
43. Virtual Guest Program. Nasa. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nasa.gov/specials/virtualguest/ (дата обращения: 20.04.2023).
44. NASA Newsletters. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nasa.gov/content/nasa-newsletters (дата обращения: 20.04.2023).
45. NASA Socials. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nasa.gov/connect/social/index.html (дата обращения: 20.04.2023).
Страница обновлена: 03.12.2024 в 13:41:57