Comparative analysis of Roscosmos and NASA space research promotion methods: marketing aspect
Rakitskaya K.V.1, Vechkinzova E.A.1, Steblyakova L.P.1
1 Государственный университет управления, Russia
Download PDF | Downloads: 39 | Citations: 1
Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 13, Number 8 (August 2023)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=54604801
Cited: 1 by 07.12.2023
Abstract:
The article is devoted to the study of the role of the modern space industry in ensuring the development of both the public sector of the economy and private business. Achievements in the field of space exploration since the beginning of the space age demonstrate to the world the scientific and technical potential of the leading countries. In this regard, the effective promotion of space research increases both the country's ranking on the global space market and confidence in the technology, tools and products of the country's space industry. The article examines the practice of applying various methods of promoting space research by Roscosmos and NASA identifies. The strengths and weaknesses of marketing communications are determined.
Keywords: marketing communications, space activity popularization, promotion methods, space research promotion, Roscosmos, NASA
JEL-classification: M31, M38, O31
Введение
Космический рынок является крупнейшей отраслью мировой экономики, которая на сегодняшний день оценивается в $469 млрд [1]. В среднем темпы роста космической экономики составляют около 7% в год, превосходя при этом мировую экономику в целом. Согласно прогнозу Morgan Stanly, глобальная космическая отрасль к 2040 году может принести более 1 трлн. долл. дохода [2], что связывают с расширением коммерческой составляющей и появлением на рынке новых компаний [3].
Глобальная космическая индустрия представляет собой сложную многоуровневую структуру, которая включает в себя ряд отраслей, связанных с исследованием и использованием космоса в разных целях (рис. 1). По целевому назначению космическую деятельность можно разделить на научную, военную и коммерческую. Научная деятельность предполагает исследование космического пространства и использование полученных данных в целях содействия экономическому развитию государства, укрепления научно-технического потенциала космической инфраструктуры, инновационного развития сельскохозяйственного сектора, а также в целях повышения благосостояния населения [4]. К концепции военно-космической деятельности в основном относится обеспечение государственной и международной безопасности путем развития систем информационно-космического обеспечения (задачи разведки, связи и навигации), создания и наращивания средств вооружения [5]. Коммерческая направленность характеризуется созданием, использованием и предоставлением космических услуг с целью извлечение прибыли [6].
Рисунок 1 – Основные сегменты космического рынка Источник: составлено авторами на основании [4, 5, 6, 7]
В рамках государственного сегмента ракетно-космическую деятельность осуществляют государственные и межгосударственные корпорации за счет бюджетных средств. В рамках частного сегмента космические проекты реализуются из внебюджетных средств на правах коммерческого заказчика [7]. В отраслевом разделении выделяют пять структурных элементов, формирующих мировую ракетно-космическую промышленность (рис.1). Продукты и услуги, созданные в результате деятельности космической промышленности, могут выступать как в качестве частного блага (использование спутниковой связи для оказания коммерческих услуг потребителям), так и в качестве общественного блага (решение задач национальной обороны с помощью систем космической связи).
Сегодня космические исследования и ракетостроение являются не только прерогативой государства – все больший вклад в освоение космоса вносит частный бизнес. На мировом космическом рынке доля государственных инвестиций составляет всего 25% и продолжает снижаться [8]. Основанные на гибкости и инновациях, космические предприниматели новой волны (New Space) стремятся расширить применение космических технологий и сделать космос доступнее для большего числа людей.
Среди отраслей космического бизнеса самую крупную долю занимает спутниковая связь и навигация. К 2040 году спутниковая широкополосная связь может составить от 50% до 70% от прогнозируемого дохода мирового космического рынка [9]. Такая положительная тенденция обусловлена широкой востребованностью спутниковых услуг на B2C и B2B рынках, в частности это спрос на цифровое телевидение и высокоскоростной Интернет.
В силу медленной окупаемости и высокой стоимости проекты ракетостроения, космические запуски и пилотируемые полеты реализуются крупными корпорациями с большими госинвестициями. В 2022 году было осуществлено рекордных 180 ракетных запусков – на 44 запуска больше, чем в 2021 году [10]. Космическое пространство становится все более коммерциализированным и переполненным. С момента, когда «Спутник-1» стал первым искусственным объектом, вышедшим на орбиту вокруг Земли в 1957 году, в космос было запущено около 11 тысяч спутников.
Грандиозные перспективы на рынке предоставляет космический туризм – коммерческие орбитальные и суборбитальные полеты. Пионерами космического туризма стали частные компании SpaceX, Virgin Galactic и Blue Origin. Целевая аудитория этого рынка состоит из мультимиллионеров, готовых платить за уникальный внеземной опыт более 250 тыс. долл. Ожидаемое снижение стоимости таких полетов в ближайшие несколько лет сделает космический туризм доступным для более широких слоев населения [11].
На протяжении десятилетий космическая отрасль развивалась благодаря крупным инфраструктурам, таким как космические агентства (NASA, ESA, Роскосмос) и группы авиационной промышленности (Boeing, Lockheed Martin, Airbus, Dassault). В общей сложности 86 стран пытались выйти в космос. В настоящее время существует 6 государственных космических агентств с полной возможностью ракетного запуска: NASA (США), CNSA (Китай), Роскосмос (Россия), ESO (Европейское агентство), ISRO (Индия) и JAXA (Япония). В 2022 году глобальные государственные расходы на космические программы достигли рекордной отметки примерно в $103 млрд, и более 60% из них принадлежат правительству США [8].
Таким образом, современная космическая отрасль создает серьезные перспективы как для развития государственной экономики, так и для частного бизнеса. Достижения в сфере освоения космоса с начала космической эры демонстрировали миру научно-технический потенциал стран-лидеров. В апреле 2022 года Владимир Путин отметил, что достижения России в космосе – это то, чем нужно гордиться, и то, что привлекает талантливую молодежь в отрасль. Президент РФ добавил, что российские власти будут работать над популяризацией ракетно-космической отрасли и ее достижений путем создания фильмов, книг, а также проведения образовательных мероприятий в школах [12]. Таким образом, популяризация космонавтики остается актуальным направлением прежде всего для подъема отрасли внутри государства.
Эффективное продвижение страновых космических исследований повышает как рейтинг страны на общемировом космическом рынке, так и доверие к технологиям, инструментам и продуктам страновой космической индустрии. Сегодня, несмотря на богатый прошлый опыт и текущие передовые позиции Роскосмоса в мировой научно-исследовательской сфере космонавтики, бренд «Роскосмос» значительно проигрывает бренду «NASA» прежде всего с точки зрения формирования содержательного интереса со стороны широкой аудитории и вовлечения в активную социокультурную среду. Большинство россиян обесценивает достижения ракетно-космической отрасли и не видит в ней перспектив. Такая ситуация связана с отсутствием систематической практики популяризации достижений Роскосмоса в доступном семантическом и образном формате, а также с эпизодической практикой продвижения космических исследований, используемых Роскосмосом.
В этой связи цель исследования состоит в сравнительном анализе методов продвижения и используемого контента двумя ведущими лидерами мирового рынка космических исследований и технологий – Роскосмоса и NASA - для выявления сильных и слабых сторон практики продвижения, использования положительного опыта конкурента.
Научные публикации в области российских космических исследований охватывают широкий круг вопросов. Макарова Д.Ю. в исследовании [13] представляет потенциальную модель функционирования глобальной ракетно-космической отрасли с акцентом на роль государства. Прогноз развития мировой космической отрасли представлен в исследовании Усатенко Т.О. [14]. В статье Батьковского А.М. [15] рассмотрены принципы формирования стратегии отечественной ракетно-космической промышленности. Проблемам модернизации существующего ракетно-космического комплекса посвящена работа Казакова Р.Р. [16]. В исследованиях Побирского Е.Ю. [17] и Прокудина В.Н. [18] рассмотрены современные тенденции использования технологии PLM-систем в изделиях космической отрасли.
Большое внимание уделяет Надточий Ю.Б. [19] проблемам ресурсного обеспечения научно-производственной деятельности космической отрасли. Вопросы финансового обеспечения подробно рассмотрены в статьях Лобкова К.Ю. [20] и Петровой И.В. [21]. Различным аспектам страховой деятельности космической отрасли посвящены работы Соломиной Т.К. [22], Двирного В.В. [23], Колосова И.М. [24, 25].
Управленческие аспекты космической отрасли отражены в статье Макаровой Д.Ю. [26] о перспективах совершенствования институциональных условий развития предпринимательства в космической индустрии, и в статье Абрашкина М.С. [27], освещающей особенности корпоративного управления вертикально-интегрированной структуры ГК «Роскосмос».
Анализ литературных источников показывает, что несмотря на имеющиеся научные работы по менеджменту в российской комической отрасли, маркетинговые аспекты продвижения российских космических исследований практически не рассматривались. В этой связи научная новизна исследования состоит в выявлении основных направлений маркетинговых коммуникаций в сфере продвижения и популяризации космических исследований, а также выявлении сильных и слабых сторон практики продвижения космических исследований ГК «Роскосмос» и практики использования цифровых платформ сильнейших брендов мировой космической отрасли.
2. Методы продвижения космических исследований в России: опыт популяризаторов космонавтики и ГК «Роскосмос»
Продвижение космических исследований – это научно-просветительская деятельность, направленная на развитие творческого потенциала молодежи и создание предпосылок для их профессиональной ориентации, а также поддержание в обществе представления о космической деятельности как об авангарде прогресса и важнейшем факторе развития современных технологий [28].
В эпоху цифровой трансформации существует множество форм и методов представления научно-популярной информации. В процессе исследования было выделено пять основных направлений маркетинговых коммуникаций в сфере продвижения и популяризации космической деятельности в России (рис. 2).
Социальные медиа способствуют развитию и обмену контентом между пользователями Интернета, и сохраняют контроль над ключевыми социокультурными тенденциями в цифровом обществе. Соцсети используются в продвижении коммерческих и социальных проектов разных целей и масштабов. Они служат платформами для развития бизнеса и личного бренда, проведения благотворительных акций, продвижения образования и научных исследований.
Рисунок 2 – Методы популяризации космических исследований в России
Источник: составлено авторами.
Для сферы популяризации науки важным преимуществом социальных сетей является возможность представить сложный контент в понятном и интересном для широкой аудитории формате. Так, с помощью современных технологий можно сделать космос ближе, чем он есть на самом деле, и вдохновить людей к исследованию космического пространства. Сегодня этим занимаются энтузиасты из разных областей, увлеченные наукой и ее продвижением в социуме. Рассмотрим ведущих популяризаторов космонавтики в России и деятельность «Роскосмоса» в цифровой среде.
«Неземной подкаст» – канал на YouTube Владимира Сурдина, российского астронома и просветителя науки. В. Сурдин читает лекции о космосе и записывает подкасты с выдающимися учеными, где вместе они стараются найти ответы на вопросы науки, объяснить сигналы из космоса и раскрыть тайны галактики. Канал насчитывает 140 тысяч подписчиков, контент публикуется 3 раза в месяц и в среднем за месяц видео набирают 227 тысяч просмотров [29]. Самыми популярными видеороликами «Неземного подкаста» являются: «Странные сигналы "Вояджера" / Загадочное кольцо у нашей Галактики», «Сурдин и Семихатов ищут тёмное вещество, смысл науки и жизнь в космосе», «Корабль ORION и ракета SLS, база на Луне и колонизация». Помимо YouTube-канала у Сурдина есть сообщество ВКонтакте «Владимир Сурдин – каждый день!» и Telegram-канал «Неземной телеграмм / Астроном Сурдин».
Космонавт «Роскосмоса» Олег Артемьев активно развивает личный блог в социальных сетях: YouTube, Telegram, TikTok, ВКонтакте, Дзен, Твиттер. Страница на YouTube «Олег Артемьев» отличается «живым» контентом: канал рассказывает о рабочих буднях космонавта и жизни в космосе, как происходит подготовка к выходу в открытый космос, чем питаются космонавты на МКС, как выполняются научные эксперименты. В формате Shorts (короткие вертикальные ролики) публикуются красивые виды Земли с орбиты МКС. За обновлениями канала следят 420 тысяч пользователей. Кроме того, космонавт «Роскосмоса» успешно развивает аккаунт в TikTok: страница насчитывает 2,4 миллионов подписчиков и 15,5 миллионов лайков [30]. Контент в соцсети TikTok разделен на несколько тематических подборок: «Над Землей», «Спорт на МКС», «Вопросы», «Выход в космос», «Космическая еда», «Луна», «Байконур».
Председатель Молодежного Совета Русского Космического Сообщества, основатель просветительского проекта «Мы верим в космос» Денис Прудник получил известность благодаря своему TikTok-каналу «О космосе просто». В видеороликах он делится фактами из истории космонавтики, дает понятные определения устройству ракетной и космической техники, рассказывает о новостях из мира космонавтики. Проект рассказывает миллионам подростков о профессиональной деятельности, связанной с космосом, снижает страх перед техническими специальностями и прививает интерес молодежи к космической сфере. Таже Прудник ведет страницы на социальных платформах Дзен, ВКонтакте и Telegram.
«Открытый космос» – это команда увлеченных ученых, астрономов, физиков и инженеров, связавших свою жизнь с космосом и уверенных, что освоение космического пространства – это единственный осмысленный путь развития современной цивилизации. Основателем просветительского проекта является Виталий Егоров, известный популяризатор космонавтики и блогер Zelenyikot. Сообщество проекта ВКонтакте насчитывает 460 тысяч подписчиков. В нем авторы информируют своих читателей о том, что происходит во Вселенной: от результатов актуальных научных исследований до последних достижений в мировой космической отрасли. В 2020 году в конкурсе Министерства науки и высшего образования сообщество «Открытый космос» получило первое место в номинации «Лучший проект о науке в социальных сетях» [31].
ГК «Роскосмос» за последние годы значительно расширила свое присутствие в Интернете. Сегодня официальные страницы «Роскосмоса» есть в социальных сетях: Telegram, ВКонтакте, YouTube и Одноклассники. На YouTube-канале «Роскосмос ТВ» ведутся несколько постоянных рубрик: «Главное за неделю», «Много букв: книги о космосе», «Роскосмос, как это было?», «Космическая афиша». Аудитория канала насчитывает 950 тысяч подписчиков. Самое популярное видео в Shorts набрало 49 тысяч просмотров (установка ракеты на пусковое устройство). Контент публикуется регулярно – в среднем на канале выходит 12 видео в месяц. Вместе с тем «Роскосмос» ведет два Telegram-канала: официальный с многочисленными пресс-релизами и последними событиями отрасли, и тематический канал о путешествиях по космодромам России – «Я сказал: «Поехали»!». Общее число подписчиков на двух каналах – более 38 тысяч человек.
Популярная культура и искусство являются одним из самых мощных инструментов коммуникации и действенным методом пропаганды в политических и социальных целях. Эмоциональное воздействие искусства значительно глубже рекламы: оно способно не только провоцировать зрителя на чувства и эмоции, но и формировать его мировоззрение, оказывать непосредственное влияние на психику человека, апеллируя к его ценностям, глубинным убеждениям и образам мышления. За последние десять лет российским кинематографом было создано немало фильмов на космическую тематику: «Гагарин. Первый в космосе» (2013), «Время первых» (2017), «Салют-7» (2017), «Спутник» (2020), «Звездный разум» (2022). 12 апреля 2023 года состоялась премьера кинопроект «Вызов». Этот проект вошел в историю российского и мирового кинематографа, как первый художественный фильм, снятый в космосе – на высоте 400 км над Землей. Главными действующими лицами проекта стали актриса Ю. Пересильд и режиссер К. Шипенко – обоим пришлось пройти ускоренную подготовку к космическому полету. «Вызов» является научно-просветительским проектом «Роскосмоса», «Главкосмоса», «Первого канала» и студии Yellow, Black and White [32].
Тема космоса продолжается и в современной музыкальной индустрии. Песня группы 7Б «Спасибо, Космос» (2020) напоминает нам о величии космоса и его значении для жизни на Земле: «Спасибо, Космос! Земля - наш дом». В 2022 году рок-группа UMA2RMAN представила клип на песню «Звезды». Большая часть видеоряда была снята на МКС, а главная роль в клипе исполнена космонавтом «Роскосмоса» С. Корсаковым – Сергей сыграл свою партию на электрогитаре [33]. Песня посвящается всем людям, которые идут за своей мечтой: «Не опускай рук, не закрывай глаз, кто знает, а вдруг звёзды считают нас».
Труднее дела обстоят с развитием литературного направления в искусстве – за последние годы на российском рынке не появлялись книги-бестселлеры, написанные на космическую тематику. Автором научно-популярных трудов о космическом пространстве в России является В. Сурдин: «Разведка далеких планет» (2014), «Вселенная в вопросах и ответах» (2017), «Темная сторона Вселенной» (2020). Ответы на вопросы о космосе дает космонавт С. Рязанский в книге «Можно ли забить гвоздь в космосе и другие вопросы о космонавтике» (2019). Примером детской литературы является книга Д. Костюкова и З. Суровой «Космос» (2012), рассказывающая историю покорения космоса в формате веселого комикса.
Сегодня многие традиционные печатные издания трансформируются и переходят в цифровой формат. Так, «Роскосмос» заявил о переводе выпуска печатного журнала «Русский Космос» (издавался с 2018 года) в одноименное цифровое медиа, которое будет интересно не только для отрасли, но и для широкой аудитории [34]. При инициативе Молодежного Совета Русского Космического Сообщества создан ежемесячный электронный научно-популярный журнал для детей и молодежи «Ближе к Космосу». Создатели проекта рассматривают возможность использования AR-технологий (дополненной реальности) для лучшей визуализации материала.
Актуальные события отечественной космонавтики освещаются ведущими федеральными телеканалами Первый, Россия 1, Россия 24. Специализированный научно-познавательный телеканал «Первый Космический», созданный телекомпанией «Первый ТВЧ» и ГК «Роскосмос», целиком посвящен исследованию космического пространства и достижениям человека в космосе.
Событийный маркетинг – это разработка и проведение ивентов, направленных на установление личных контактов с целевой аудиторией. Ивентами могут быть как тематические выставки, открытые лекции и научные конференции, так и развлекательные мероприятия (фестивали, концерты, мастер-классы), которые создают идеальные условия для знакомства людей с идеями, целями и миссией бренда, фирмы, отрасли. В России на базе музеев космонавтики постоянно проводятся выставки, праздники, лекции, квесты и мастер-классы, обновляются экспозиции. Сегодня московский музей космонавтики приглашает на выставку космического плаката «К звездам упрямо и смело!». С декабря 2021 года в центре «Космонавтики и авиации» на ВДНХ и в музее космонавтики проводится семейный квест «Космический экипаж». В Калуге в Государственном музее истории космонавтики имени К. Э. Циолковского в апреле 2021 года открылся грандиозный комплекс с мультимедийными инсталляциями и технологиями дополненной реальности. Площадь нового комплекса составляет 12,5 тысяч кв. м., что делает его крупнейшим в мире музеем истории космонавтики [35].
Мультимедийна выставка «Реальный космос» в Центре современного искусства М'АРС, реализованная при поддержке «Роскосмоса», демонстрирует великолепные виды Земли и рассказывает о работе на космической станции. В креативном пространстве Люмьер-Холл проводятся вечера джазовой музыки Space Jazz – живое исполнение и просторный мультимедийный зал с помощью проекторов становится бескрайним космосом.
Глобальное международное движение Yuri’s night объединяет разные поколения людей по всей планете. В Москве 8 апреля 2023 года прошла третья «космическая ночь», посвященная Юрию Гагарину [36], где проводились лекции на темы: «Космос как наука», «Космос как бизнес», «Космос: задай вопрос», «Космос для каждого». Посетители могли лично познакомиться с космонавтами, учеными, ведущими популяризаторами космонавтики и задать им вопросы. Проект Yuri’s night Moscow осуществляется при содействии ГК «Роскосмос», маркетингового агентства Re.Gravity, российского издания «Альпина нон-фикшн» и др.
Детские лагеря и образовательные программы эффективно работают на популяризацию космонавтики среди детей школьного возраста. На базе Звездного городка по инициативе Героя России, летчика-космонавта С. Рязанского в 2022 году открылся лагерь Kosmos.Camp. Участники космической смены могут пройти подготовку в космонавты и улучшить навыки «soft skills»: системное мышление, работа в команде, лидерские качества, постановка целей и навык принятия решений. «Роскосмос» создан онлайн-проект для школьников – «Ключ на старт». Онлайн-портал способствует получению новых знаний и знакомит ребят с профессиями в мире космической деятельности. При содействии «Роскосмоса» и ведущих российских вузов, научных организаций и технологических компаний ежегодно проводятся всероссийские научные олимпиады по космическому профилю. Также «Роскосмос» организует профильные смены на базе инфраструктуры международных и всероссийских детских образовательных центров [37].
DOOH-реклама (цифровая наружная реклама) способствует расширению знаний и повышению осведомленности в области космонавтики среди населения. Информационные видео об истории космонавтики и главных событиях космической отрасли часто можно увидеть на экранах в вагонах московского метро. Огромный цифровой щит внутри международного аэропорта Шереметьево периодически показывает анимированные изображения космической техники с короткими историческими фактами.
Одежда в современном мире – это способ самовыражения и идентификации себя с культурным течением, брендом или референтной группой. В коллаборации с «Роскосмосом» разработаны коллекции с космической тематикой для российских брендов DNK Russia, 7.2.66 и эко-проекта «Береги Камчатку». Одежду с логотипом «Роскосмоса» можно приобрести в интернет-магазине «Космомерч»: десять уникальных коллекций одежды и аксессуаров, отражающие отечественную космонавтику: «Первый полет», «Слова из космоса», «Поехали!» и др. [38]. Бренд создан коммуникационной группой Illan Сommunications при поддержке «Роскосмоса».
Таким образом, сегодня в России используются различные методы для поддержания имиджа отрасли и популяризации космических исследований. Свои маркетинговые коммуникации ГК «Роскосмос» развивает во всех направлениях – от контент-маркетинга в социальных сетях до организации «живых мероприятий».
3. Методы продвижения космических исследований в США: опыт NASA
Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) является государственным агентством США, контролирующим гражданскую космическую программу и исследования в аэрокосмической области. Многие считают NASA передовой космической корпорацией и лидером отрасли. Однако NASA еще и одно из самых успешных маркетинговых агентств современности.
Инвестиции в космический маркетинг NASA начало еще в 1960-х годах. Миссия покорения Луны «Аполлон-11» произвела настоящую революцию в СМИ. Хотя факт прилунения американских астронавтов сегодня стоит под большим сомнением, в 1060-х годах он принес американцам триумф в «космической гонке». Перед политической элитой США стояла задача сделать Луну отправной точкой для победы в экзистенциальной борьбе между «свободным миром» и коммунизмом. И NASA сумело в сжатые сроки изменить политику, науку, технологии и американское общество. Это была огромная PR-победа для США, продемонстрировавшая силу маркетинга в поддержке больших идей.
Космическая программа NASA породила огромное количество новых смыслов, стилей, ассоциаций и фантастических миров. Сегодня философия NASA находит продолжение в западной культуре, музыкальных клипах, голливудских фильмах и в проектах Илона Маска по колонизации Марса [39]. Мировое признание и широкая популярность бренда NASA обусловлены его открытой политикой и всеобъемлющей маркетинговой стратегией в Интернете: от развития личного блога марсохода в Twitter до создания коммуникационной кампании запуска пилотируемой миссии Artemis II.
NASA использует разнообразие маркетинговых инструментов и цифровых платформ для продвижения космических исследований и привлечения последователей по всему миру (рис. 3).
Рисунок 3 – Методы популяризации NASA в цифровой среде
Источник: составлено авторами.
Коммуникации NASA охватывают поразительное количество социальных сетей: существует около 300 официальных аккаунтов организаций NASA, связанных с его научно-исследовательской миссией, в том числе:
- платформы самого NASA, представляющие глобальную деятельность, корпоративные ценности и цели;
- аккаунты исследовательских центров и космической техники в т.ч. планетоходов (Johnson Space Center, Perseverance Mars Rover);
- образовательные проекты и каналы с научным контентом (NASA STEM, NASA 360, Centennial Challenge);
- тематические страницы конкретных космических миссий и научным исследований (NASA Earth, NASA Moon, NASA Artemis);
- аккаунты сотрудников, корпоративные страницы и личные блоги астронавтов (NASA People, Josh Cassada, Women@NASA).
Количество подписчиков национального космического агентства США на основных платформах исчисляется миллионами. Число подписчиков на официальной странице NASA в сети Инстаграм (признана экстремистской и запрещена в РФ) свыше 65,2 млн., в Твиттере – 44,1 млн. Специфика ведения социальных сетей NASA кроется в дифференциации научно-популярного контента на уровне тематики. Это помогает получить более глубокое вовлечение и широкий охват [40].
Блог «NASASun» в Твиттере посвящен изучению Солнца и его влиянию на солнечную систему. Генерация контента создает высокий рост трафика в период солнечного затмения. Подобный ситуативный маркетинг применяется неоднократно во многих проектах NASA – это делает бренд максимально информативным, спонтанным, интересным и ценным для аудитории. Наделяя голосом свою флагманскую космическую технику (страницы марсоходов Curiosity Rover и Perseverance Rover), NASA демонстрирует возможности сторителлинга (англ. storytelling – «рассказывание историй»). Роверы говорят от первого лица дружелюбным и остроумным тоном. Обладая настоящим человеческим обаянием, марсоходы NASA смогли покорить десятки миллионов людей.
Сегодня мировое космическое сообщество следит за развитием программы «Artemis», которая должна вернуть человека на Луну и проложить путь к миссиям по исследованию дальнего космоса. В NASA уверены, что через высокие смыслы и цели «Artemis» возможно привлечь интерес подрастающего поколения к научным исследованиям [41]. Агентство прилагает серьезные усилия для партнерства и сотрудничества с внешними организациями, чтобы позволить детям со всего мира увидеть себя в космосе и науке. В число компаний-партнеров входят глобальные корпорации Discovery Education, Google, Snapchat, Microsoft, Noggin, Peanuts Worldwide, LEGO и другие.
В 2021 году NASA совместно с LEGO Education запустили цифровой образовательный проект «Build to Launch» [42], в котором школьники могут узнать о карьере в NASA и получить практический опыт в решении проблем команды Artemis. Проект основан на практиках и стандартах STEM – образовательной модели, объединяющей естественные науки и инженерные предметы в единую систему [8].
Присоединиться к исторической миссии NASA можно с помощью программы Virtual Guest Program из любого уголка мира [43]. На сайте NASA открыта регистрация для бесплатного дистанционного наблюдения за ракетными запусками. Таже ключевые мероприятия программы и прямые трансляции доступны для просмотра на общедоступном канале NASA TV, на официальном сайте, в приложении NASA и в социальных сетях YouTube, LinkedIn, Twitch, Daily Motion и др. Следить за новостями миссии можно на страницах NASA Artemis в Twitter, Facebook.
NASA не боится экспериментировать со стратегией контент-маркетинга, за счет чего наращивает новые целевые сегменты. В частности, агентство воспользовалось своими аудио-ресурсами для привлечения аудиалов – людей, предпочитающих воспринимать информацию на слух. Присоединившись к учетной записи NASA на музыкальной платформе SoundCloud, можно услышать звуки космоса – Черной дыры, Марса, Солнечной системы, космической техники, а также новостные и образовательные аудио подкасты, в том числе по программе Artemis.
Email-маркетинг – еще одно направление, которое активно используется в стратегии NASA. Пользователи могут подписаться на интересующую рассылку и получать первыми новости на темы науки и космоса по электронной почте. Информационные бюллетени содержат ответы космического агентства на часто задаваемые вопросы, фотографии космоса с земной орбиты, анонсы мероприятий и проектов NASA, образовательные ресурсы и многое другое [44]. Владея контактными данными пользователей и их характеристиками, NASA получает преимущества для связи с целевой аудиторией.
Маркетинговая активность NASA не ограничивается цифровыми платформами, агентство организует очные мероприятия и неформальные встречи для сообщества. Цель программы NASA Socials - позволить людям, которые регулярно взаимодействуют друг с другом через социальные сети, лично встретиться и обсудить одну из тем космических исследований. Такие мероприятия дают возможность подписчикам NASA заглянуть за кулисы научных объектов и поговорить с учеными, инженерами, астронавтами и специалистами национальной корпорации. Для участия в NASA Socials необходимо пройти конкурсный отбор. Кандидатом может стать активный пользователь социальных сетей, который занимается распространением информации о деятельности NASA на профессиональном уровне. Участники программы имеют такой же доступ к мероприятию, как и средства массовой информации: посещение экскурсий и презентаций, участие в пресс-конференциях, брифингах и других активностях [45].
В то время как NASA расширяет свое присутствие в космосе, растет и его лояльная аудитория. Национальное агентство США продолжает устанавливать связи с нишевыми сообществами, пробовать новые форматы контента и привлекать пользователей во всем мире к исследованию космического пространства. Маркетинговая стратегия NASA находится в постоянной динамике, адаптируясь к современным тенденциям и потребностям потребителей.
4. Заключение
Россия – современная космическая держава, которая наращивает свой потенциал, постепенно прокладывая путь к технологическому суверенитету. Однако в глазах общественности отечественная космонавтика воспринимается позитивно лишь в ретроспективе. Подпитываясь опытом прошлой эпохи, российская космическая программа продолжает развиваться в социокультурной среде, но при этом она утратила былую привлекательность. Большинство россиян обесценивает нынешние достижения ракетно-космической отрасли и не видит в ней перспектив.
К слабым сторонам маркетинговой стратегии ГК «Роскосмос» следует отнести несколько факторов. Во-первых, публикуемый контент не адаптируется под интересы пользователей разных целевых групп. Во-вторых, внутри сообществ нет налаженной связи между госкорпорацией и аудиторией – комментарии модерируются администратором или отключены. В-третьих, большая часть контента характеризуется высокой информативностью, но при этом в соцсетях «Роскосмоса» почти не задействуется вовлекающий и развлекательный типы контента. В-четвертых, мерчандайз (рекламно-сувенирная продукция) не пользуется интересом и популярностью у широкой аудитории. Пятый негативный фактор - низкий процент лояльной аудитории.
Сильными сторонами являются активное ведение социальных сетей и их контентное наполнение: на страницах «Роскосмоса» используется много фото и видео контента, а также ведется несколько постоянных рубрик. Большое преимущество обеспечивает телестудия «Роскосмос Медиа». Благодаря собственным медиаресурсам возможно быстро реагировать на изменения в информационной среде, оперативно создавать и выкладывать качественный материал. К сильным характеристикам также можно отнести узнаваемость имени бренда и богатый опыт отечественной космонавтики.
К внешним факторам, которые могут препятствовать в достижении целей маркетинговой стратегии, будут относиться: сильный бренд NASA, конкуренция за внимание аудитории в смежных областях, комплексное государственное регулирование, обострение конкуренции за таланты, ограничение бюджета на маркетинг и перегруженность инфо-поля.
Стоит отметить, что общественный интерес к космическим исследованиям остается крайне важным фактором в вопросах развития коммерческого направления, увеличения дополнительных инвестиций, повышения мотивации сотрудников отрасли и привлечения новых кадров.
Направление дальнейших исследований будет сосредоточено на вопросах разработки маркетинговой программы популяризации космических исследований, прежде всего, в молодежной среде, как наиболее активном сегменте общества, составляющим основу профессионального будущего космонавтики, а также формировании уверенности общественности в успешности отечественной космонавтики.
References:
2022 was a record year for space launches. Retrieved March 15, 2023, from https://www.nature.com/articles/d41586-023-00048-7
Abrashkin M.S., Barkovskaya V.E. (2022). Formirovanie novyh podkhodov k gosudarstvennomu upravleniyu razvitiem naukoemkikh predpriyatiy raketno-kosmicheskogo mashinostroeniya [New approaches to public administration of knowledge-intensive companies in the rocket and space engineering]. Russian Journal of Innovation Economics. 12 (4). 2477-2490. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.12.4.116642.
Batkovskiy A. M., Ermakova Ya. M., Khrustalev O. E. (2020). Globalnaya strategiya razvitiya rossiyskoy raketno-kosmicheskoy promyshlennosti v sovremennyh usloviyakh [Global Russian development strategy rocket and space industry in modern conditions]. Economics and business: theory and practice. (7). 27–32. (in Russian). doi: 10.24411/2411-0450-2020-10584.
Dvirnyy V.V., Golovanova V.V., Elfimova M.V., Dvirnyy G.V., Petyaeva N.N. (2017). Strakhovanie kosmicheskikh proektov na osnove veroyatnostnogo analiza riskov [Spacecraft insurance on the basis of probabilistic risk]. Issledovaniya naukograda. (4). 193–199. (in Russian). doi: 10.26732/2225-9449-2017-4-193-199.
Government space program spending of the leading countries in the world 2020-2022Statista. Retrieved March 10, 2023, from https://www.statista.com/statistics/745717/global-governmental-spending-on-space-programs-leading-countries/
Kazakov Rus.Rif., Basotin E.V., Mironov A.N., Kazakov Raf.Ram., Shestopalova O.L. (2016). Analiz putey resheniya problemy upravleniya zhiznennym tsiklom nazemnogo oborudovaniya raketno-kosmicheskikh kompleksov [Analyzes of ways of solving the problem of management of the space rocket complexes ground equipment life-cycle]. Fundamental research. (6). 282–287. (in Russian).
Kolosov I.M. (2020). Strakhovanie otvetstvennosti dolzhnostnyh lits na predpriyatiyakh raketno-kosmicheskoy otrasli [Liability insurance of officials at the enterprises of the rocket and space industry]. Economics and society: contemporary models of development. 10 (3). 289-298. (in Russian). doi: 10.18334/ecsoc.10.3.111244.
Kolosov I.M. (2021). Strakhovanie imushchestvennogo kompleksa na predpriyatiyakh raketno-kosmicheskoy otrasli [The property complex insurance at the rocket and space industry enterprises]. Economics and society: contemporary models of development. 11 (2). 203-210. (in Russian). doi: 10.18334/ecsoc.11.2.112482.
Krishtofor A.P. (2019). Izmenenie konkurentnyh pozitsiy Rossii na mirovom rynke kosmicheskoy produktsii [Changing Russia's competitive position in the global space products market]. Vestnik Universiteta. (5). 86–92. (in Russian).
Kuznetsov E. A. (2021). Kontseptualnye osnovy chastnoy kosmicheskoy deyatelnosti: terminologiya, komponenty i napravleniya [Conceptual foundations of private space activities: terminology, components, and directions]. Society: politics, economics, law. (3). (in Russian).
Lobkov K.Yu. (2018). Finansirovaniya investitsionnoy i innovatsionnoy deyatelnosti predpriyatiy integrirovannyh struktur RKP na osnove kontraktov zhiznennogo tsikla [Financing of investment and innovative activity of enterprises of integrated structures of the RCP on the basis of life cycle contracts]. Actual problems of aviation and cosmonautics. (4). 19–21. (in Russian).
Makarenko S. I. (2016). Ispolzovanie kosmicheskogo prostranstva v voennyh tselyakh: sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya sistem informatsionno-kosmicheskogo obespecheniya i sredstv vooruzheniya [Information-space systems and space weapons - current state and prospects o improvement]. Sistemy upravleniya, svyazi i bezopasnosti. (4). (in Russian).
Makarova D. Yu. (2016). Podderzhanie konkurentosposobnosti raketno-kosmicheskoy otrasli v sovremennyh usloviyakh usilivayushcheysya globalizatsii i poyavleniya novyh biznes-modeley na mirovom kosmicheskom rynk [Maintaining the competitiveness of the space industry in modern conditions of increasing globalization and the emergence of new business models in the global space market]. National interests: priorities and security. (11). 39–49. (in Russian).
Makarova D.Yu. (2017). Chastnaya predprinimatelskaya initsiativa v rossiyskoy kosmicheskoy industrii: institutsionalnye usloviya razvitiya [Private entrepreneurial initiative in the Russian Space Industry: institutional conditions for the development]. Russian Journal of Innovation Economics. 7 (1). 41-57. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.7.1.37591.
Mars&BeyondSpaceX. (in Russian). Retrieved April 20, 2023, from https://www.spacex.com/human-spaceflight/mars/
NASA Newsletters. Retrieved April 20, 2023, from https://www.nasa.gov/content/nasa-newsletters
NASA Socials. Retrieved April 20, 2023, from https://www.nasa.gov/connect/social/index.html
NASA and the LEGO Group: Building Decades of Collaboration. Retrieved April 20, 2023, from https://www.nasa.gov/feature/nasa-and-the-lego-group-building-decades-of-collaboration/
NASA's Social Media Strategy Is Genius—And Kinda MaddeningWired. Retrieved April 20, 2023, from https://www.wired.com/2015/07/nasas-social-media-strategy-genius-kinda-maddening/
Nadtochiy Yu.B., Gorelova L.I. (2019). Problemy resursnogo obespecheniya predpriyatiy raketno-kosmicheskoy otrasli [Problems of resource provision of rocket and space industry]. Russian Journal of Innovation Economics. 9 (2). 541-558. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.9.2.40799.
Petrova I.V. (2022). Finansirovanie kosmicheskoy deyatelnosti i osushchestvlenie byudzhetnogo monitoringa za realizatsiey gosudarstvennyh kosmicheskikh programm [Financing of space activities and implementation of budget monitoring of the implementation of state space programs]. Vestnik Universiteta imeni O.E. Kutafina. (8). 61–68. (in Russian). doi: 10.17803/2311-5998.2022.96.8.061-068.
Pobirskiy E.Yu., Galaev A.S., Filimonov I.S. (2012). Upravlenie zhiznennym tsiklom izdeliya v proizvodstve raketno-kosmicheskoy tekhniki [Product lifecycle management in the space-based rocket industry]. Reshetnevskie chteniya. (2). 633–634. (in Russian).
Prokudin V.N., Manushina A.E., Ufimtsev E.K. (2020). Ispolzovanie biznes-podkhoda zhiznennogo tsikla informatsionnogo raketno-kosmicheskogo kompleksa v realizatsii masshtabnyh proektov perestroyki raketno-kosmicheskoy otrasli [Business approach of the information rocket and space complex lifecycle in large-scale projects of restructuring the rocket and space industry]. High-tech Enterprises Economy. 1 (1). 27-36. (in Russian). doi: 10.18334/evp.1.1.110964.
Saveleva I. P., Kandaurov D. V., Pravdina N. V., Dzenzelyuk N. S. (2022). Mirovoy kommercheskiy kosmicheskiy rynok: pozitsionirovanie stran i segmentov sputnikovoy industrii [World commercial space market: positioning of countries and segments of the satellite industry]. Vestnik YuUrGU. Seriya: Ekonomika i menedzhment. (1). (in Russian).
Solomina T.K., Goridko N.P. (2017). Problemy i perspektivy razvitiya kosmicheskogo strakhovaniya v Rossii [Problems and prospects of development of space insurance in Russia]. Drukerovskij vestnik. (2). 114–125. (in Russian).
Space Tourism MarketPrecedence Research. Retrieved March 15, 2023, from https://www.precedenceresearch.com/space-tourism-market
Usatenko T.O. (2020). Sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya raketno-kosmicheskoy otrasli [Current state and development prospects of the rocket and space industry]. Science and business: development ways. (9). 21-27. (in Russian).
Virtual Guest ProgramNasa. (in Russian). Retrieved April 20, 2023, from https://www.nasa.gov/specials/virtualguest/
What Is the Artemis Program?Nasa. Retrieved April 20, 2023, from https://www.nasa.gov/audience/forstudents/5-8/features/nasa-knows/what-is-the-artemis-program-58.html
Yuri's night Moscow. Retrieved April 20, 2023, from http://yurisnightmoscow.ru/
Страница обновлена: 05.04.2025 в 19:13:00