Евразийский экономический союз: устройство, проблемы и перспективы развития

Максимцев И.А.1, Костин К.Б.1, Онуфриева О.А.1, Кузнецов А.С.1
1 Санкт-Петербургский государственный экономический университет

Статья в журнале

Экономика Центральной Азии (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 7, Номер 2 (Апрель-июнь 2023)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54385270

Аннотация:
В статье представлены результаты анализа истории создания и нынешнего состояния Евразийского Экономического Союза (ЕАЭС). Критически осмыслена структура органов власти ЕАЭС и текущих принципов экономического сотрудничества между странами, входящими в объединение. Разработаны авторские рекомендации, направленные на дальнейшее поступательное развитие ЕАЭС: сформулированы условия и конкретный сценарий для более тесной экономической интеграции.

Ключевые слова: Евразийский Экономический Союз, Россия, союз, экономика, интеграция

JEL-классификация: F02, F15, F53



Введение

Сам по себе вопрос интеграции на постсоветском пространстве актуален ещё с самого момента крупнейшей геополитической катастрофы двадцатого века. Исторически сложилось, что экономики некогда союза республик так или иначе друг от друга зависят. Но общество и руководство новых суверенных государств стало осознавать его актуальность только в конце 2010-ых годов. 1 января 2010 был создан таможенный союз, который стал прологом к созданию ЕАЭС – Евразийского Экономического Союза. Все эти процессы имеют единую направленность – интеграцию на постсоветском пространстве. Эта тематика тесно связана с региональной экономикой, которой уделено внимание в статье «Инструментарий анализа и прогнозирования структурных параметров региональной экономики указали Ю.В. Вертакова, В.А., Плотников и Ю.С. Положенцева» [7]. На нынешнем этапе эволюции данного объединения имеется целый ряд проблем и трудностей, преодолев которые можно выйти на новый уровень интеграции. Эти процессы происходят и будут происходить не только в интересах Российской Федерации и её народа, но и в интересах народов бывшего СССР. И дальнейшее их течение зависит от внешней политики России, которая изучена в статье «Особенности внешнеэкономической деятельности Российской Федерации в условиях санкционной политики» [8].

Объектом исследования выступает ЕАЭС.

Предметом исследования является интеграция суверенных государств в рамках ЕАЭС.

Целью данной работы является определение проблем и трудностей, связанных с функционирование ЕАЭС и выработка соответствующих методических рекомендаций.

Вопросам интеграции на евразийском пространстве посвящено колоссальное количество публицистического материала и чуть меньше некрупных исследований по смежной тематике. Но гораздо меньше научного материала посвящено этому процессу в комплексе и ещё меньше даёт какой-либо прогноз или методические рекомендации. В данной работе приведено в меньшей степени исследование этого процесса, в большей степени анализ нынешней ситуации в комплексе (чем практически никто не занимался) и даны вероятные методические рекомендации по обеспечению дальнейшего развития Союза, что и обуславливает научную новизну данной работы.

Гипотеза исследования основана на том, что существует острая необходимость продолжать интеграцию на постсоветском пространстве, для чего крайне важно определить все ключевые проблемы и трудности, тормозящие этот процесс.

В работе использованы такие методы научного познания как наблюдение, сравнение, измерение, анализ и синтез, индукция и дедукция, сценарный анализ.

История Евразийского Экономического Союза и нынешнее его устройство

Евразийский Экономический Союз (ЕАЭС) – международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учрежденная Договором о Евразийском экономическом союзе [1]. В самом названии заключён смысл специфики объединения, свидетельствующий о его исключительно экономической специализации. ЕАЭС формально не является в полной мере политическим объединением в сравнении с Евросоюзом (ЕС). Целями ЕАЭС являются всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик [7] и создание условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов [1].

ЕАЭС является новейшей и наиболее прогрессивной формой интеграции государств на постсоветском пространстве, поэтому целесообразно рассмотреть весь процесс интеграции на постсоветском пространстве с момента распада СССР. Важно также отметить, что рассматриваемые эпизоды будут касаться форм интеграции, где участвовала РФ, поскольку существуют и некоторые иные объединения (например, ГУАМ – содружество Грузии, Азербайджана, Украины и Молдавии), анализ которых в контексте данной темы не представляет ценности и никак не связан с формированием ЕАЭС.

Создание содружества независимых государств (СНГ) было учреждено 8 декабря 1991 года лидерами РСФСР, Белоруссии и Украины наряду с провозглашением суверенитета этих стран. 10 декабря соглашение ратифицировали Верховный Совет Белоруссии и Верховная рада Украины, а 12 декабря — Верховный Совет России. Ввиду спешки, проявленной главами республик в процессе совершения раскола СССР, проект получился максимально «сырой» и непроработанный. Позже, 21 декабря 1991 года, в Алма-Ате было окончательно утверждено прекращение существования СССР и принятие Устава СНГ [5]. Степень интеграции стран, список которых в следующие 2 года пополнился Азербайджаном, Арменией, Казахстаном, Киргизией, Молдавией, Таджикистаном и Узбекистаном (см. рис. 1), была крайне низкой с точки зрения влияния на ситуацию на постсоветском пространстве. В Уставе СНГ в первой же главе прописано, что «содружество не является государством и не обладает наднациональными полномочиями». Это означает, что цели и принципы, указанные во второй и третьей статье, касающиеся совместного гармоничного социально-экономического развития и поддержания добрососедских отношений соответственно, абсолютно нереализуемы на практике в условиях достаточно большого числа образовавшихся противоречий и конфликтов, что подчёркивает отсутствие какой-либо реальной власти СНГ. Так и случилось: в дальнейшем на постсоветском пространстве вспыхнули конфликты:

ü Приднестровье – Молдавия против Приднестровья;

ü Карабах – Армения против Азербайджана;

ü Грузия – Грузия против Абхазии и Южной Осетии;

ü Россия – РФ против незаконных бандформирований Ичкерии;

ü Центральная Азия – Киргизия против Таджикистана и Узбекистана.

Рисунок 1. Состав СНГ к 1995 и 2023 году. Огни – боестолкновения между новыми государственными образованиями, в т. ч. между членами СНГ (составлено авторами по [10]).

Несмотря на это, определённый прогресс в Алма-Ате был достигнут: удалось договориться по многим общим вопросам, таким, как судьба ядерного оружия и т.п.

Параллельно с этим формировалась зона свободной торговли, итогом стало формирование евразийского экономического сообщества (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан) в 2001 году и таможенного союза (Россия, Белоруссия и Казахстан) в 2007 году. Тогда же появились первые надгосударственные структуры и нормативно-правовые акты (помимо договоров), распространявшиеся на всех членов, сделавшие дальнейшую интеграцию возможной. Следующей стадией интеграции (см. табл. 1) уже был ЕАЭС.

Таблица 1. Стадии интеграции на постсоветском пространстве (составлено авторами)

Объединение, период существования
Страны-участники
Степень международной интеграции
Наднациональные структуры и нормативные акты
СНГ,
1991-н.в.
РФ, Белоруссия,
Казахстан, Украина (до 2014)
Азербайджан, Армения,
Грузия (до 2009),
Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Узбекистан
Крайне низкая
Реальной властью не обладают
Таможенный союз
2009-2015
РФ, Белоруссия, Казахстан,
Армения,
Киргизия
Таможенная интеграция, степень международной интеграции низкая
Утверждают тарифы и классификацию подлежащих регулированию товаров

Евразийский Экономический Союз – наиболее прогрессивное с точки зрения интеграции на постсоветском пространстве объединение, состав на данный момент тот же (см. рис. 2).

Рисунок 2. Карта и состав ЕАЭС (составлено авторами)

Принципиальное отличие – наличие наднациональных структур с чёткими задачами и набором полномочий для их реализации. Основой Союза является Договор о Евразийском экономическом союзе [1].

Цели, задачи и принципы ЕАЭС отличаются от СНГ тем, что в ЕАЭС страны однозначно признают необходимость формирования единого рынка товаров и услуг, экономическую интеграцию. Вопросы вызывает одна из целей: «стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза» (статья 4), поскольку само по себе стремление (как и любой другой процесс) не может являться целью. Также были выработаны компетенции: появился механизм координирования деятельности членов союза в сферах, определённых соглашениями.

Принципиальным же отличием ЕАЭС и основным свидетельством углублением интеграции является тот факт, что в Договоре имеют власть решения и распоряжения созданных в соответствии с ним наднациональных структур (статья 6):

Ø Высшего Евразийского экономического совета;

Ø Евразийского Межправительственного совета;

Ø Евразийской Экономической комиссии;

Ø Суда Евразийского экономического союза (не считается органом по Статуту, но наднациональной структурой является)

Этой же статьёй предусмотрен приоритет настоящего Договора и решений наднациональных структур над международными договорами.

В контексте цели данной работы очень важно проанализировать эти наднациональные структуры и их роль в функционировании Союза (см. рис. 3).

Рисунок 3. Структура органов власти ЕАЭС (составлено авторами по [11])

Высший Евразийский экономический совет: в состав органа может входить глава государства ЕАЭС или глава правительства соответствующего государства.

Полномочия Высшего совета:

Ø прямое управление Межправительственным советом и Комиссией;

Ø кадровая политика наднациональных структур и регламентирование работы Комиссии, включая порядок оплаты труда сотрудников и судей;

Ø рассмотрение предложений от представителей государств-членов ЕАЭС по отмене или изменении решений Межправительственного совета или Комиссии;

Ø принятие решений за Межправительственный совет и/или Комиссию по их просьбе в случае недостижения консенсуса (не менее 2/3 голосов за или против);

Ø немаловажное полномочие – ведение аудита органов Союза, утверждение порядка проверки достоверности информации о доходах членов Суда Союза и членов их семей;

Ø ведение бюджета Союза (утверждение проектов + размеров долевых взносов членов ЕАЭС в бюджет Союза);

Ø ведение внешней политики Союза.

В состав Межправительственного совета ЕАЭС входят главы правительств соответствующих государств.

Полномочия Межправительственного совета:

Ø прямое управление Комиссией;

Ø представление Высшему совету кандидатур в Совет и Комиссию;

Ø рассмотрение предложений от представителей государств-членов ЕАЭС по отмене или изменении решений Комиссии. Если и здесь не достигнуто согласие, решение принимает Высший совет ЕАЭС;

Ø принятие решений за Комиссию по их просьбе в случае недостижения консенсуса (не менее 2/3 голосов за или против);

Ø утверждение порядка проверки достоверности информации о доходах членов Комиссии и членов их семей;

Ø ведение бюджета Союза (согласование проектов);

Ø ведение ревизии финансово-хозяйственной деятельности органов Евразийского экономического союза;

Ø особое полномочие – право на решение о приостановлении действия решений Совета или Комиссии.

Евразийская экономическая комиссия [3]: комиссия занимается всем, что связано с выработкой конкретных решений в рамках Союза (например, установление/изменение акциза на определённый тип товаров) и поддержание необходимых условий для функционирования и развития Союза. Соответственно, компетенции Комиссии распространяются на реализацию решений Высшего и Межправительственного совета и регулирование всей экономической деятельности Союза (формирование единого рынка товаров и услуг, пошлины, акцизы, субсидии, договора с третьей стороной…). Особенной частью её полномочий является право на запрос и получение от исполнительных органов власти стран-участников информации, необходимой для корректного осуществления функций Комиссии. Также Комиссия является администратором Союзного бюджета. Комиссия состоит из следующих звеньев:

Ø Совет. Формируется заместителями глав правительств стран-членов и осуществляет общее регулирование интеграционных процессов, а также руководство деятельностью всей Комиссии.

Ø Коллегия. Формируется представителями стран-членов и руководит департаментами Комиссии [3].

Суд Евразийского экономического союза рассматривает споры, возникающие в ходе разработки и исполнения нормативно-правовых актов ЕАЭС.

Также новый уровень интеграции на постсоветском пространстве представлен существованием общего бюджета – Бюджета Союза [2, 4]. Валюта – российский рубль. Формирование доходов происходит за счёт взносов государств-членов, а расходы идут на содержание аппарата управления ЕАЭС.

Трудности, тормозящие развитие Союза и интеграцию, и возможные пути их преодоления

Внешнеполитический контур ЕАЭС характеризуется активным заключением договоров о свободной торговле с третьими странами [8], с 2015 года ЕАЭС сотрудничает со следующими странами:

- Вьетнам;

- КНР;

- Иран;

- Сингапур;

- Сербия;

- Куба;

- ОАЭ;

- Индонезия [12].

Гораздо меньше стран получили статус наблюдателя (Молдавия, Узбекистан и Куба), то есть, потенциального члена Союза. Самая очевидная проблема: отсутствие развития по части расширения Союза. Объединение было сформировано Белоруссией, Россией и Казахстаном, вступление в силу Договора пришлось на 1 января 2015 года. Армения и Киргизия присоединились позже в том же году, с тех пор ни одна страна не стала членом ЕАЭС.

Также имеются и другие проблемы:

- у стран ЕАЭС торговля в основном идёт с Россией и крайне мало другие члены Союза торгуют друг с другом (см. рис. 4). Таким образом у государств и народов ЕАЭС слабое понимание единства [6];

- поскольку российские границы полностью открыты для многих товаров из ЕАЭС, создаются идеальные условия для контрабанды, и эффективность борьбы с ней зависит не только от действий российского руководства.

Рисунок 4. Товарооборот стран ЕАЭС (кроме РФ) с партнёрами, в млрд. долл. (кроме РБ) на начало 2022 года [составлено авторами по 9, 13, 16, 22].

Эти явные трудности, которые отражают стагнацию в экспансии Союза (а история показывает, что стагнация зачастую предшествует упадку), имеют глубокие корни фундаментальной проблемы – проблемы восстановления единства на постсоветском пространстве. Это единство может иметь только две эффективные формы взаимодействия: единое государство или единый военно-политический блок. Такого уровня не достигнуть исключительно путём формирования единого рынка товаров и услуг. Поэтому, можно констатировать, что, хоть Евразийский Экономический Союз пока и не находится в глубоком системном кризисе, но вскоре может в нем оказаться. Время для планирования серьёзной структурной реформы пока есть, поскольку происходит налаживание механизмов взаимодействия стран по части таможенной политики и внутрисоюзного товарооборота (хотя особенно с этим связано ещё множество нерешенных вопросов). Но после того, как прогресс в этом направлении достигнет определённой стадии, развитие Союза «упрётся» в этот потолок, который надо «поднимать» вышеозначенной реформой.

Самым удачным примером максимально тесной интеграции является Европейский Союз. Более сплочённые действия и высокая скоординированность не только в решении экономических, но и политических вопросов, обусловлены большим количеством межгосударственных институтов [20].

Например, Совет Европейского Союза (аналога в ЕАЭС нет ввиду отсутствия законодательной власти, что-то похожее на Межправительственный Совет) имеет право корректировать не только экономическое сотрудничество стран, но и внешнеполитическую позицию, вопросы безопасности (в случае с ЕАЭС это должен делать ОДКБ) и другие, более общие вопросы.

Поэтому необходим глубокий анализ эффективности взаимодействия членов ЕАЭС на союзном уровне – и полноценный анализ могут провести лишь напрямую причастные к вышеуказанным процессам высшие должностные лица. Если эффективность достаточно высокая, нужно начать движение в сторону создания надгосударственного парламентского органа. Данные процесс может потребовать достаточно длительный период времени, и на развитие этого органа будет влиять и другие реформы, описанные ниже.

По мнению авторов, Высший Евразийский экономический совет (условно, «Евразийский парламент», «ЕП») должен будет состоять из председателя (процесс и срок избрания должны будут разработаны Советом) и, собственно, парламента, состоящего из председателей парламентов членов ЕАЭС и их первых заместителей. Деятельность «ЕП» будет заключаться в выработке нормативно-правовых актов, обязательных к выполнению каждым членом Союза в рамках имеющихся полномочий.

Полномочия совета:

Ø одобрение бюджета, разработанного Высшим экономическим советом;

Ø решение вопросов, связанных с внутренней политикой (отношения между членами);

Ø решение вопросов, связанных с безопасностью в рамках ЕАЭС (при тесном взаимодействии с ОДКБ);

Ø решение вопросов, связанных с внешней политикой (не только торговой). Формирование единого внешнеполитического курса, его корректировка и обеспечение движения ЕАЭС по обозначенному курсу. Высший экономический совет такого полномочия лишается;

Ø аналогично и с экономической интеграцией стран-членов ЕАЭС, выход за рамки переговоров только о товарообороте и формировании общего рынка;

Ø обеспечение культурной интеграции народов ЕАЭС – различные мероприятия, направленные на укрепление дружбы народов и унификацию законодательства стран-членов Союза при необходимости (например, переговоры о возвращении в Казахстан кириллицы);

Ø другие вопросы евразийского законодательства.

Для более эффективного взаимодействия органов власти Союза, в методику принятия правовых актов допускается возможность или даже необходимость согласования их с Высшим экономическим советом.

Очевидно, данная инициатива встретит ряд трудностей, и идея воплощаться будет небыстро, поэтому речь и идёт о курсе на создание законодательного органа, а не о его безотлагательном создании. В дальнейшем данный орган также будет претерпевать изменения: например, в случае становления рубля резервной валютой или окончательного разрыва между РФ и мировой банковской системой, новой функцией «ЕП» будут акты, регулирующие выдачу кредитов странам-членам ЕАЭС. Необходимый институт уже функционирует [12].

Таким образом будет сформирована законодательная наднациональная власть и расширен интеграционный потенциал Союза, поскольку его функционал выйдет далеко за рамки торговой политики.

Привлекательность Союза очень сильно подрывает фактическое отсутствие необходимости в него вступать. Единственным стимулом является тесное сотрудничество с РФ в торговле, но оно может быть достигнуто и без делегирования части суверенитета наднациональным структурам. Так и делает, например, Таджикистан, разрешающий РФ даже иметь военную базу на его территории. Экономическое сотрудничество достаточно тесное, но вступать в Союз страна явно не спешит. Кроме того, не создана мощная единая наднациональная финансовая инфраструктура, наподобие европейского ЕЦБ и его структур [21]. Это вторая половина описанной выше фундаментальной проблемы, являющаяся причиной многих гораздо более мелких трудностей. Решение ещё более сложное и при нынешней ситуации в полной мере невыполнимо.

С укреплением экономической интеграции, направленной не только на формирование общего рынка, но и экономического пространства, возникнет потребность в единой валюте. Сейчас этой потребности нет, просто потому что для расширения товарообмена единая валюта не нужна. Но с расширением функционала Союза (в частности, после формирования парламентского органа) такая потребность возникнет, и необходимо будет создание специальной инфраструктуры. Предпосылки для всего этого уже формируются благодаря продолжающемуся ухудшению отношений России и ЕС с США и постепенному отказу от доллара во внешней торговле РФ [18].

По мнению авторов, для формирования необходимых условий более тесной экономической интеграции необходимо:

· договорится о торговле между членами ЕАЭС только в рублях. Стремиться к международной торговле только за рубли и с третьими странами;

· создать центральный банк;

· обеспечить постепенное внедрение рубля или создание новой валюты стран ЕАЭС с дальнейшим полным переходом на эту валюту.

Роль центробанка на евразийском пространстве будет играть ЦБ РФ, уже эмитирующий рубли.

В случае несогласия с доминированием рубля сценарий будет предусматривать создание какой-то новой валюты и выглядеть примерно следующим образом. Условный парламентский орган сформирует предложение по созданию ЦБ, отправит на рассмотрение в Высший экономический совет и, с достижением согласия, будет сформирован, условно, Евразийский центральный банк. При необходимости, имеет смысл упразднить нынешний Евразийский банк развития [14].

Банк будет обладать теми же полномочиями, что и любой центральный банк, но на наднациональным уровне.

Последняя задача на данный момент невыполнима в виду следующих причин:

· рубль не является резервной валютой, и с таким же успехом странам ЕАЭС было бы выгоднее перейти на доллар или юань;

· Россия не входит хотя бы в тройку сильнейших экономик мира, не являясь, соответственно, мировым экономическим центром наподобие КНР, США или ЕС. При этом, географическая близость Китая создаёт угрозу существование ЕАЭС в принципе, поскольку торговать с Китаем с каждым годом становится всё выгоднее, а у РФ перспективы неясны.

Таким образом, до формирования единого экономического пространства ещё очень далеко, и успех в этом направлении полностью зависит от внутренней политики России.

Заключение

В течение последних 40 с лишним лет на постсоветском пространстве шли интеграционные процессы. Лишь последние 10 лет ознаменовались хоть как-то значимым успехом в этом направлении, а в 2015 году был создан Евразийский Экономический союз (ЕАЭС), являющейся новейшей и наиболее прогрессивной формой интеграции государств на постсоветском пространстве.

Данное образование имеет ряд наднациональных структур, которым делегирована часть властных полномочий, пока что в области внешней торговли. Целью Союза является формирование единого рынка товаров и услуг на постсоветском пространстве. Но с каждым годом потенциал и перспективы поступательного развития указанного объединения снижаются ввиду крайне ограниченного функционала. Это достаточно очевидно не только авторам данной статьи, но и другим государствам, на практике не стремящимся присоединяться к Союзу. Это создаёт реальные угрозы стагнации и дальнейшего упадка. Предпосылки этого уже видны: антироссийская позиция Армении [15] и Казахстана [17] в ряде вопросов.

Чтобы не допустить отката к предыдущему этапу интеграции (а он характеризуется исключительно видимостью какого-то единства с фактическим отсутствием любых наднациональных структур) необходима серьёзная реформа с оглядкой на опыт Европейского союза. Кроме того, сама экономическая интеграция не должна ограничиваться товарооборотом.

У Союза есть ряд трудностей, но их истоком выступает наличие фундаментальной проблемы отсутствия реального единства (как минимум, ощущения единства). Решение данной проблемы напрямую зависит от успеха в работе по двум основополагающим направлениям:

Ø создание наднационального парламента и начало выработки нормативно-правовых актов, касающихся более широкого спектра вопросов;

Ø создание единого экономического пространства путём формирования общего финансового и банковского сектора, создания наднациональной банковской системы и введение рубля (или новой, специально разработанной для этого валюты) в экономики всех стран-членов ЕАЭС.

На данный момент полная реализация идей по второму направлению невозможна ввиду слабой конкурентоспособности России в мировой экономике. Сейчас в мире такая ситуация, что США являются крупнейшим финансовым центром, а КНР «фабрикой мира». У стран есть возможность выбирать между этими двумя державами, и Россия может стать более привлекательной для сотрудничества только в случае затруднений с тем или другим центром силы. Поэтому, будущее ЕАЭС напрямую зависит от будущего российской экономики. Пока Россия является не настолько развитой в экономическом плане, как США и КНР и происходят такие события, как экспансия китайского капитала на российский рынок гражданских автомобилей [19] из-за полного отсутствия возможностей российской промышленности удовлетворить спрос потребителя в этом сегменте, ни о какой полной экономической интеграции и даже повышении привлекательности самого ЕАЭС не может идти и речи.


Источники:

1. АЭС. Законы. Договор о Евразийском экономическом союзе [принят 29 мая 2014 года, вступил в силу 01 января 2015 года]. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.eaeunion.org/ru-ru/Pages/DisplayDocument.aspx?s=bef9c798-3978-42f3-9ef2-d0fb3d53b75f&w=632c7868-4ee2-4b21-bc64-1995328e6ef3&l=540294ae-c3c9-4511-9bf8-aaf5d6e0d169&EntityID=3610 (дата обращения: 03.04.2023).
2. ЕАЭС. Законы. Высший евразийский экономический совет. Решение О Положении о бюджете Евразийского экономического союза [от 10 окт. 2014 года №78]. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/420226124 (дата обращения: 04.05.2023).
3. ЕАЭС. Законы. Совет евразийской экономической комиссии. Решение Об утверждении перечня, штатной численности департаментов Евразийской экономической комиссии и распределении их между членами Коллегии Евразийской экономической комиссии [от 12 фев. 2016 года №1]. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/420336184 (дата обращения: 04.05.2023).
4. ЕАЭС. Законы. Совет евразийской экономической комиссии. Решение Об утверждении Положения о составе и структуре бюджетной классификации Евразийского экономического союза [от 15 июля 2015 года №42]. [Электронный ресурс]. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/15sr0042/ (дата обращения: 04.05.2023).
5. СНГ. Законы. Устав Содружества Независимых Государств [принят 22 янв. 1993 года]. [Электронный ресурс]. URL: https://cis.minsk.by/page/180 (дата обращения: 27.04.2023).
6. Смыр Е.И. Евразийский экономический союз: проблемы и перспективы // Вестник МФЮА. – 2021. – № 1.
7. Инструментарий анализа и прогнозирования структурных параметров региональной экономики. / монография / Ю.В. Вертакова, В.А., Плотников, Ю.С. Положенцева и др.; под ред. Ю.В. Вертаковой; Юго-Зап. гос. ун-т. - Курск, 2018. – 359 c.
8. Дробот Е.В. Особенности внешнеэкономической деятельности Российской Федерации в условиях санкционной политики // Российское предпринимательство. – 2016. – № 16. – c. 1879-1902. – doi: 10.18334/rp.17.16.36478.
9. Внешняя торговля РК: экспорт, импорт и точки роста. Интернет-ресурс: 1cb.kz – сайт. 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://1cb.kz/api/v1/images?doc=true&main=true&name=7b963f5948a927bae0afc34dce361395fullFileRU.pdf (дата обращения: 08.05.2023).
10. Государства – участники СНГ. Интернет-ресурс: cis.minsk.by – сайт. 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://cis.minsk.by/map (дата обращения: 27.04.2023).
11. Евразийский экономический союз. Интернет-ресурс: www.eaeunion.org – сайт. 2023. [Электронный ресурс]. URL: http://www.eaeunion.org/#about (дата обращения: 27.04.2023).
12. Евразийский экономический союз. Хронология развития. Интернет-ресурс: www.eaeunion.org – сайт. 2023. [Электронный ресурс]. URL: http://www.eaeunion.org/#about-history (дата обращения: 03.05.2023).
13. Национальный статистический комитет республики Беларусь. Внешняя торговля республики Беларусь. Интернет-ресурс: belstat.gov.by – сайт. 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://www.belstat.gov.by/upload/iblock/b6a/0n5gwme8qbdgbmsug6xks90hueq3ybjb.pdf (дата обращения: 08.05.2023).
14. О банке Евразийский банк развития (ЕАБР). Интернет-ресурс: eabr.org – сайт. 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://eabr.org/about/ (дата обращения: 11.05.2023).
15. Почему в Армении вновь активизировались русофобы?. Интернет-ресурс: ru.armeniasputnik.am – сайт. 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.armeniasputnik.am/20220820/pochemu-v-armenii-vnov-aktivizirovalis-rusofoby-47030850.html (дата обращения: 12.05.2023).
16. Топ-5 основных торговых партнёров Кыргызстана по итогам января-июня 2022 г. Интернет-ресурс: www.trend.az – сайт. 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://www.trend.az/casia/kyrgyzstan/3635846.html (дата обращения: 08.05.2023).
17. Что стоит за антироссийской политикой Казахстана. Интернет-ресурс: pravda-nn.ru – сайт. 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://pravda-nn.ru/articles/chto-stoit-za-antirossijskoj-politikoj-kazahstana/ (дата обращения: 12.05.2023).
18. Что-то пошло не так. В США назвали неожиданный эффект от санкций. Интернет-ресурс: www.ecb.europa.eu – сайт. 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20230511/sanktsii-1870925627.html (дата обращения: 11.05.2023).
19. «Я рулю, а он шуршит». «Фонтанка» прокатилась на автомобиле, который будут продавать под маркой «Москвич 3». Интернет-ресурс: www.fontanka.ru – сайт. 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://www.fontanka.ru/2023/01/21/71994218/ (дата обращения: 11.05.2023).
20. European Union. Institutions, law, budget. Интернет-ресурс: european-union.europa.eu. 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://european-union.europa.eu/institutions-law-budget_en (дата обращения: 10.05.2023).
21. European Central Bank. EUROSYSTEM. Интернет-ресурс: www.ecb.europa.eu – сайт. 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ecb.europa.eu/ecb/html/index.en.html (дата обращения: 11.05.2023).
22. TOP-5 внешнеторговых партнёров Армении - Россия, Китай, Иран, Германия и США. Интернет-ресурс: finport.am – сайт. 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://finport.am/full_news.php?id=46728&lang=2 (дата обращения: 08.05.2023).

Страница обновлена: 26.11.2024 в 13:00:01