Market movement in the e-commerce segment: the future belongs to marketplaces
Denisov I.V.1, Tsalkovskiy V.L.1
, Suraev N.S.2
1 Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Russia
2 Негосударственное частное образовательное учреждение высшего образования Московский финансово-промышленный университет «Синергия», Russia
Download PDF | Downloads: 67 | Citations: 1
Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 13, Number 6 (June 2023)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=54059782
Cited: 1 by 07.12.2023
Abstract:
This article explores the role of marketplaces in the development of the e-commerce market, reveals the essence of marketplaces, the history of their development and the prospects for the future of this market segment. A comparative analysis of marketplaces and online stores is also carried out. It is noted that in modern conditions it is possible to identify such trends in the development of marketplaces as a powerful increase in operators, an increase in the level of interest in marketplaces on the part of entrepreneurs, the expansion of distribution channels for goods, and an increase in species diversity on platforms. Based on the results of the study, it can be concluded that the e-commerce market segment is actively developing and growing, mainly due to the development and scaling of such a business model as marketplaces. Now marketplaces are an effective tool, a platform that offers favorable conditions for all participants in the business model: operators, sellers and buyers.
Keywords: marketplaces, e-commerce, economics, online store, entrepreneurship
JEL-classification: L81, L86, L26
Введение (Introduction)
В современных условиях отмечается ситуация, в которой эффективным «инструментом» для изменения мировой экономики и всех сфер общества выступают информационные технологии. Их развитие приводит к масштабным изменениям, связанным с правилами ведения бизнеса, с технологией продаж, с методами осуществления логистики и подачей и созданием рекламы. Это все приводит к тому, что, во-первых, активно развивается сегмент e-commerce, а во-вторых, внутри этой рыночной системы также происходят динамичные изменения. E-commerce еще десятилетие назад расширялся и заполнял рынок за счет сайтов и интернет-магазинов, а в последние годы эту нишу активно занимают торговые площадки и прайс-агрегаторы, такие как онлайн-маркеты и маркетплейсы. Маркетплейсы сегодня в научном сообществе воспринимаются как «модель будущего», и во многих исследованиях отмечают, что они становятся угрозой для интернет-магазинов. Это можно отследить как в зарубежных научных работах, так и в трудах отечественных исследователей и молодых специалистов, таких как А.А. Марченков, П.С. Романцова, Е.С. Шахватова, С.П. Гурская и других.
Так, в исследовании А.А. Марченкова представлены результаты теоретического анализа по теме определения сущности, особенностей и преимуществ маркетплейсов. Автором определено, что маркетплейсы получают большое распространение на рынке электронной коммерции, однако в исследовании не представлены прогнозы и сравнительный анализ маркетплейсов и онлайн-платформ другого формата, что не позволяет в полной мере оценить состояние проблемы и расширяет диапазон дальнейших исследований [5].
П.С. Романцова и Е.С. Шахватова также отмечают, что в структуре рынка e-commerce наиболее продуктивной бизнес-моделью является маркетплейс, как наиболее социализированный структурный компонент [8, С.82]. Согласно исследованиям С.П. Гурской, на смену e-commerce-сайтам и интернет-магазинам приходят электронные торговые площадки, такие как маркетплейс и онлайн-маркеты [3]. В исследованиях маркетплейсы называют «моделью будущего», и обозначают, что они становятся серьезной угрозой для существования интернет-магазинов. Однако стоит отметить, что теоретический обзор показал некоторые пробелы в исследованиях. Так, например, отмечается отсутствие совокупных исследований, отражающих как сущность маркетплейсов, так и экономические показатели их развития с представлением результатов сравнительной оценки (например, сравнение маркетплейсов и онлайн-магазинов). Это позволило наметить направление настоящего исследования.
В связи с этим актуальной темой для изучения становится рассмотрение маркетплейса как бизнес-модели, активно развивающейся в сегменте e-commerce. Основным вопросом, который формируется в рамках данной темы, выступает фактор того, почему и какими путями развивались маркетплейсы, и что их сделало привлекательной нишей для ведения бизнеса и развития онлайн-торговли.
Целью данного исследования является анализ и оценка изучение специфики маркетплейсов как привлекательной бизнес-модели в контексте современного состояния рынка.
Гипотеза исследования формируется следующим образом:
– маркетплейсы являются понятной, успешной и перспективной бизнес-моделью e-commerce сегмента, и постепенно вытесняют онлайн-магазины и другие нишевые торговые онлайн-платформы;
– маркетплейсы как форма ведения онлайн-бизнеса прибыльнее интернет-магазинов;
– отмечаются позитивные перспективы и тренды развития маркетплейсов на ближайшее будущее.
Материалы и методы (Materials & Methods)
Для достижения цели исследования были использованы такие методы сбора и анализа информации, как парсинг и датасаенс. Исследование охватывало временной промежуток: для отслеживания динамики и истории развития маркетплейсов – с конца прошлого века до 2021 года; для оценки и анализа актуальных данных и состояния на сегодняшний день – статистические данные за 2020-2023 гг. Исследование выстраивалось с опорой на научные статьи и монографии отечественных и зарубежных авторов, а также на данные, представленные крупными аналитическими компаниями.
Основная часть
Для определения роли и динамики развития маркетплейсов оценим для начала состояние сегмента e-commerce. Так, А.А. Марченков отмечает, что данный сегмент в настоящее время считается одним из самых быстрорастущих и динамичных сегментов экономики в мире. Именно «на плечи» данного сегмента ложиться задача по стимуляции бурного роста активности предпринимателей на B2B- и B2C-рынках. К концу 2022 года объем рынка розничной торговли в e-commerce в нашей стране достиг 5,7 трлн. рублей, а количество заказов превысило 2,8 млрд. [5].
Обратимся к исследованиям Data Insight. Так, согласно данным, представленным исследовательским агентством, по динамике числа заказов в 2022 году рынок e-commerce по объему в рублях вырос на 38%, что позволяет сделать вывод о том, что сейчас в России отмечаются лучшие годы для данного сегмента рынка. При этом темпы роста рыночного сегмента ожидаемо ниже, чем в 2021 году, но при этом их можно считать позитивными, так как, несмотря на ситуацию в мире, связанную с последствиями COVID-19 и санкциями против России ввиду Специальной военной операции на Украине, интернет-торговля не только «держится на плаву», но и активно развивается. По прогнозам аналитиков исследовательского агентства, с 2019 по 2024 год ожидается средний темп роста онлайн-торговли, который в процентных показателях может достигнуть 30-35%, при этом ожидается стремительное повышение объема продаж с 1,7 до 7,2 трлн. руб. Это аргументировано повышением интереса предпринимательских структур к маркетплейсам как к площадке для реализации своих товаров [15].
Соответственно, в настоящее время рост и развитие сегмента e-commerce связывают с повышением популярности и влияния маркетплейсов. Рассмотрим более подробно роль маркетплейсов в развитие e-commerce сегмента рынка.
Роль маркетплейсов в развитие e-commerce сегмента рынка
Модель маркетплейса актуальна для большого количества отраслей, так как это простой путь к расширению ассортимента без увеличения затрат. Мировая практика показывает, что большинство компаний, которые становятся маркетплейсами – это игроки e-commerce, крупные ритейлеры, почтовые и логистические операторы, финансовые организации, а также IT-компании. В настоящее время в мире насчитывается более 40 маркетплейсов с капитализацией более 1 млрд долл. США [7,11].Что такое «маркетплейс»
Рассмотрим значение термина «маркетплейс». Так, на сегодняшний день сформировано множество интерпретаций данного термина. В общем виде маркетплейс представляет собой место или вебсайт, на платформе которого представлены товары разных брендов, производителей, поставщиков и магазинов. Простыми словами, это платформа, на которой представлено большое разнообразие товаров от разных производителей. Конкуренция на площадке формируется за счет дополнительных услуг, имиджа продавца, и представлена на площадке в виде рейтинга. В интернет-коммерции маркетплейсы рассматриваются как платформы, на базе которых встречаются, договариваются и сотрудничают заинтересованные в продажах в интернет-сегменте рынка участники [8].Развитие данной бизнес-модели началось в конце прошлого века, во второй половине 1990-х годов. Так, «прототипом» данной бизнес-модели стал сайт eBay, на платформе которого каждый желающий мог выставить что-либо на продажу, либо приобрести какой-либо товар. Одновременно с eBay начал развиваться Amazon, который выступал как ретейлер книг, однако со временем стал «пускать» на свою платформу других продавцов, за счет чего вырос и превратился в одну из крупнейших торговых площадок мира в сегменте e-commerce. Это привело к тому, что предприниматели заинтересовались данной бизнес-моделью, и она начала развиваться. Вскоре многие интернет-магазины переквалифицировались в маркетплейсы [4].
В настоящее время по всему миру на долю маркетплейсов приходится 97% продаж в сегменте e-commerce. Залогом такого успеха можно назвать широкий ассортимент товаров, представленный на одной платформе, что повышает шанс покупок и заказов [10].
Вопросы, касающиеся специфики работы торговых площадок являются дискуссионными в настоящее время. Так, споры возникают вокруг таких аспектов, как особенности, отличия и специфика маркетплейсов. В связи с этим возникает обоснованный вопрос: «Какие пункты должны быть учтены интернет-платформой, чтобы она могла называться маркетплейсом». С опорой на труды Е.А. Педан и И.М. Вафина, раскроем несколько пунктов, которые позволяют определить интернет-площадку как маркетплейс [2,6]:
– наличие организации – оператора торговой площадки;
– отлаженный понятный процесс подключения новых мерчантов (поставщиков);
– отлаженный процесс добавления товара нового поставщика в ассортимент платформы;
– закрепленная договором и определенными правилами форма взаимодействия мерчантов с оператором, а также выстроенная модель взаиморасчетов со всеми пользователями платформы (покупателями, мерчантами).
Одним из основных и проблемных моментов функционирования маркетплейсов можно назвать вопрос разделения ответственности между оператором и поставщиками. Так, для высокого уровня организации всех процессов важно, чтобы у оператора маркетплейса была сформирована единая политика работы с мерчантами, предполагающая понятную форму распределения ответственности за качество, регулярность и оперативность обработки и реализации заказов и логистики.
При анализе данной бизнес-модели формируется обоснованный вопрос: «На чем зарабатывают маркетплейсы – операторы площадок?». Так, компания, которая является оператором модели маркетплейса, как правило, получает комиссию с каждой транзакции, а также с продажи своих собственных товаров и услуг. К таким услугам относят логистические услуги, премиальные сервисы для поставщиков, такие как проморазмещение, таргетированные рассылки и т.д. Так, основная задача оператора маркетплейса заключается в увеличении продаж мерчантов за счет упрощения и выстраивания коммуникации между продавцами и покупателями. Реализация этой задачи, при этом, прямо влияет на доход самых операторов.
При условии, что мы имеет дело с маркетплейсом с налаженной внутренней экономической системой, становится целесообразным рассмотреть выгоду, которую приносит данная бизнес-модель сегмента e-commerce всем ее участникам. Для рассмотрения выгоды были проанализированы различные аналитические исследования и научные работы, по итогам анализа которых составлена схема, отражающая этот аспект (рисунок 1).
Рисунок 1. «Дерево выгоды» маркетплейсов (составлено автором с опорой на аналитические и научные источники) (составлено автором с опорой на работы Д.Р. Полунина и П.С. Романцевой) [7, 8]
Сравнение маркетплейса и интернет-магазина
Совсем недавно «бразды правления» в сегменте e-commerce принадлежали интернет-магазинам и сайт-платформам. Сейчас позиции меняются, что говорит о необходимости сравнительного анализа маркетплейсов и интернет-магазинов.Маркетплейсы, по данным исследования компании «Ашманов и партнёры», посещаются чаще, чем сайты отдельных продавцов. Мерчанты при этом могут принимать участия в акциях и исследованиях оператора, что позволяет им определить свою точную целевую аудиторию, составить портрет клиента и оценить его желания и потребности. Выделим наиболее очевидные, на наш взгляд, отличия маркетплейса от интернет-магазина [16]:
– на маркетплейсе все товары и продавцы представлены в одном месте и формируют единый ассортимент платформы;
– на маркетплейсе представлено больше товаров, чем в фирменных магазинах продавцов;
– покупатель маркетплейса подготовлен к данной бизнес-модели и к онлайн-покупкам;
– маркетплейс предоставляет возможность простой и удобной фильтрации товаров, функцию сравнения, функцию «отложенных товаров» и т.д.;
– переход к торговле на базе маркетплейса значительно сокращает транзакционные издержки;
– на маркетплейсе формируется система отзывов и рейтингов, на которую не может повлиять продавец (только если качеством своей продукции), что делает эту систему прозрачной и вызывает доверие покупателя;
– на маркетплейсе формируется одинаково лояльное отношение к продавцу, товару и месту продажи и реализации (ПВЗ), что делает равными всех участников данной бизнес-модели;
– за счет структурирования, таргетирования и категорирования процесс покупки отличается простотой и удобством, что позволяет увеличить процент покупок.
Интернет-магазин, при этом, в большинстве случаев концентрируется на реализацию товаров одной категории или ниши, что значительно снижает количество аудитории и трафика (в сравнении с маркетплейсом с его разнообразием и ассортиментом). Также, для интернет-магазинов характерно взаимодействие с офлайн-продажами, где потребитель может оценить товар перед покупкой. На маркетплейсе покупатель должен сначала приобрести товар, и потом в пункте выдачи заказов оценить и посмотреть то, что приобрел. Как правило, такая система нивелирует высокий уровень сомнений и подозрений покупателя (уже купленный товар сравнивается и оценивается не так тщательно, как товар, который сначала оценивается визуально и кинетически перед покупкой). Также одним из основных отличий можно считать масштаб географии присутствия, так как у маркетплейса формируется развитая логистическая система, позволяющая охватить более широкую аудиторию [13].
Также, на основе личных наблюдений и опыта стоит отметить такое отличие, как уход от брендов – на маркетплейсе покупатель, как правило, смотрит в первую очередь на товар и его рейтинг, и не запоминает и не ориентируется на конкретного продавца. А за счет выстроенной рейтинговой системы процесс поиска товара с нужными характеристиками упрощается.
С опорой на исследования рынка маркетплейсов от Data Insight, проведенного в виде опроса пользователей маркетплейсов, также выделим те факторы, которые привлекают потребителей и заставляют делать выбор в пользу маркетплейсов, а не интернет-магазинов: ценовая политика, большая информированность о товаре, доступ к отзывам, широкий ассортимент товаров (все нужные товары в одном месте) [17].
С.П. Гурская также отмечает, что маркетплейсы выгоднее интернет-магазинов и для поставщиков и продавцов. Так, данная бизнес-модель в настоящее время является быстромасштабируемой. По данным сравнительного анализа автора, интернет-магазин вне маркетплейса может увеличить посещаемость в 1,5-2 раза только при условии серьезных капиталовложений и усилий. При этом средний уровень роста посещаемости и оборота маркетплейсов равен 60% в год, а сотрудничество с оператором положительно сказывается на оборотах каждого продавца [3].
Также отметим внешние факторы выгоды перехода на маркетплейсы как бизнес-модель [9]:
– интенсификация проникновения Интернета;
– возрастание уровня готовности потребителя к переходу в e-commerce покупки;
– активное развитие мобильного Интернета;
– уход от брендов и конкретных продавцов в пользу выгодных и простых покупок.
Доля маркетплейсов в e-commerce
Выше нами было уже отмечено, что на сегодняшний день маркетплейсы занимают значительный процент в e-commerce сегменте. Рассмотрим этот фактор более подробно.Так, об успешности и перспективности маркетплейсов в обход интернет-магазинов свидетельствуют данные, представленные исследовательскими платформами. По данным маркетинговых исследований Data Insight, основной рост e-commerce сегмента в 2022 году был обеспечен крупными универсальными маркетплейсами, доля рынка которых к началу 2023 года достигла 73% [15].
Согласно прогнозам, их влияние сохранится и увеличится и в 2023 году. Так, во второй половине 2022 года впервые совокупная доля двух крупных российских маркетплейсов (Wildberries и Ozon) превысила 2/3 всех онлайн-заказов и составила 69%, а к концу года этот показатель вырос до 75% [15].
Закономерно на фоне проведенного исследования оценить, что ждет сегмент e-commerce в целом, и отдельно какие перспективы и проблемы грозят маркетплейсам. С этой целью, с опорой на исследования от Data Insight выделим основные тренды развития маркетплейсов, актуальные в настоящее время с перспективой на ближайшее будущее [17].
Во-первых, в ближайшее время прогнозируется мощный прирост маркетплейсов, что обусловлено следующими данными: на конец 2018 года интернет-рынок в нашей стране составлял порядка 5% от всего объема торговли, тогда как к 2020 году этот показатель достиг отметки в 44%. При этом большую часть составили именно маркетплейсы.
Наглядно динамику рынка e-commerce можно отследить на рисунке 2.
Рисунок 2 – Рост рынка e-Commerce за 2018–2022 гг. в РФ [17]
При этом на рисунке отражено, что с 2021 года доля рынка e-commerce начала снижаться, что обусловлено следующими витками развития: пандемия 2020 года привела к значительному увеличению онлайн продаж, затем в 2021 году отмечался плавный спад, а в 2022 году ввиду ухода многих брендов и производителей с российского рынка отрицательная динамика продолжилась. Однако, несмотря на внешние факторы, эти цифры являются значительными, и подтверждают активное развитие интернет-торговли в России.
Торговля на маркетплейсах возросла на 108 % в руб. в сопоставлении с 2019 годом и показатели торговли стали равны 405 млн. покупкам на сумму 721 млрд. руб. Исследователи полагают, что в 2023 году доля онлайн-покупок станет 67 % [17].
Во-вторых, сейчас отмечается тренд на рост заинтересованности в маркетплейсах со стороны предпринимателей. Эта ниша привлекает как потенциальных операторов, желающих реализовать данную бизнес-модель, так и поставщиков и продавцов, которые стремятся развивать свой бизнес через онлайн-платформы. В совокупности такой рост заинтересованности может привести к появлению новых форматов, условий и форм развития маркетплейсов. Также, эта тенденция может привести к вытеснению малых и средних интернет-магазинов с рынка e-commerce за счет создания условий, в которых они не выдержат конкуренцию с маркетплейсами, и либо будут вынуждены закрывать свой бизнес, либо также будут переходить на маркетплейс-платформы.
Третий тренд обусловлен расширением каналов сбыта товаров. Так, ожидается, что продавцы будут стремиться к единовременным выходам на разные маркетплейсы. В настоящее время не отмечается связи между объемами продаж и числом продавцом маркетплейсов, а по количеству продавцом известные российские платформы ранжируются следующим образом, представленным в таблице 1 [11, 14].
Таблица 1. Число продавцов маркетплейсов на 2021 год [12]
Маркетплейс
|
Количество продавцов
| |
2021 год
|
2023 год
| |
Wildberries
|
91 000
|
650 000
|
Ozon
|
18 000
|
150 000
|
Яндекс.Маркет
|
7300
|
35 000
|
Таким образом, мы наблюдаем колоссальный рост заинтересованности продавцов в выходе на маркетплейсы, при этом по данным исследований, в среднем поставщики выбирают для единовременного размещения 2-3 платформы сразу. Лидером в настоящее время по продажам и по количеству продавцов является Wildberries, затем Ozon и Яндекс.Маркет. При этом именно лидеры этих площадок чаще всего перекликаются.
Четвертый тренд развития маркетплейсов связан с ростов видового многообразия на онлайн-платформах. Так, изначально маркетплейсы по всему миру ассоциировались с торговлей электронной техники, товаров для дома и спорта, одежды и обуви. В настоящее время прирост отмечается в таких категориях, как косметические средства, продукты питания, зоотовары и т.д. [17].
Обсуждение и результаты (Results& Discussion)
По итогам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что сегмент рынка e-commerce активно развивается и растет, преимущественно за счет развития и масштабирования такой бизнес-модели как маркетплейсы. К другим драйверам развития данного сегмента рынка можно отнести цифровизацию бизнеса, развивающуюся логистику, совершенствование технологий онлайн-продаж и многое другое. Однако главным вопросом в данном аспекте является то, как маркетплейсы получили такую популярность среди всех участников рынка, и как объяснить успех и одновременно простоту данной модели, позволяющую реализовывать свой товар всем заинтересованным, от «бывалых» предпринимателей и «акул бизнеса» до домохозяек и предприимчивых бывших работников по найму.
Мы связываем популярность и выгоду ведения бизнеса через маркетплейсы с особенностями и преимуществами этой модели:
– для покупателей это высокий ассортимент продукции, прозрачная рейтинговая система, простота и удобство выбора товара, понятная система логистики и обратной связи;
– для поставщиков это низкий порог вступления, высокий уровень масштабирования и роста продаж, налаженная система коммуникаций и логистики, облегченная форма бизнеса (продавцом может стать ИП или юридическое лицо, а также самозанятые в случае ручного собственного производства товара), динамичный рост востребованности маркетплейсов, возможность реализации продукции на нескольких онлайн-платформах одновременно;
– для операторов это реализация предпринимательских способностей в инновационном секторе экономики, возможности масштабирования, возможности реализации дополнительных собственных товаров и услуг.
В пользу маркетплейсов говорят также статистические данные, объемы продаж и доля рынка, которую они занимают, несмотря на внешние факторы и условия, прямо влияющие на небольшой спад продаж в e-commerce сегменте в сравнении с взлетом на фоне пандемии.
Аналитики по всему миру прогнозируют дальнейшее развитие и рост интернет-торговли. В большинстве исследований при этом делается акцент на преимуществах маркетплейсах. В рамках данной статьи также целесообразным видится оценить и риски и проблемы. Так, к проблемам, которые в случае масштабирования могут повлиять на увеличение рисков в сфере онлайн-торговли на маркетплейсах, можно отнести постоянный контроль за совершаемыми сделками на платформе, вероятность потери покупателя по причине установления с ним прямых хозяйственных связей продавцов, повышение уровня конкуренции за счет увеличения количества продавцов и маркетплейсов в целом, внешние факторы. Однако, несмотря на риски, в настоящее время можно отметить, что маркетплейсы появились на рынке e-commerce сравнительно недавно, но сразу стали активно развиваться и превратились к настоящему времени в выгодную и успешную бизнес-модель.
Сейчас маркетплейсы – это эффективный инструмент, площадка, которая предлагает выгодные условия для всех участников бизнес-модели: операторов, продавцов, покупателей. Видится, что при удержании заданных темпов развития, в скором времени маркетплейсы вытеснят из сегмента e-commerce интернет-магазины и нишевые онлайн-площадки. Даже в условиях нынешних реалий, связанных с санкциями и вытекающими из них изменениями, онлайн-торговля сможет адаптироваться. Так, например, для российских производителей, конкурирующих с западным импортом, и предпринимателей откроются новые возможности, тем самым пустующие ниши постепенно заполнятся отечественными производителями, люди будут переходить на аналоги. Также, было отмечено, что в настоящее время маркетплейсы как форма ведения онлайн-бизнеса выгоднее в реализации чем интернет-магазины.
Все эти факторы говорят о том, что у маркетплейсов отмечаются позитивные перспективы развития, а данная модель ведения бизнеса в онлайн-сегмента приобретает все большую популярность за счет ее специфики и особенностей.
References:
Bulaeva D.A. (2022). Tendentsii razvitiya marketpleysov v Rossiyskoy Federatsii [Trends in the development of marketplaces in the Russian Federation] Students - Innovation - Economy of Modern Russia. 173-175. (in Russian).
Evo.company. Retrieved March 22, 2023, from https://evo.company/kakmarketpleysyi-zavoevyivayut-mir-i-otdelno-vzyatyie-respubliki/
Gurskaya S.P. (2017). Marketpleysy – novyy segment v e-commerce [Marketplace - a new segment in e-commerce] Problems and prospects of e-business. 26-30. (in Russian).
Kosnikov S.N., Korolyov D.A., Chivvi E.N., Razumova D.Yu. (2022). Istoriya elektronnoy kommertsii v Rossii i za rubezhom [The history of e-commerce in Russia and abroad]. Natural-humanitarian research. (44(6)). 144-147. (in Russian).
Marchenkov A.A. (2019). Marketpleysy kak glavnyy trend elektronnoy kommertsii [Marketplaces as the main trend of electronic commerce]. Nauchnye stremleniya. (26). 65-67. (in Russian). doi: 10.31882/2311-4711.2019.26.14.
Pedan E.A. (2022). Marketpleys kak forma integratsii torgovyh i proizvodstvennyh organizatsiy [Marketplace as a form of integration of trade and production organizations] M.: Izdatelstvo «Pero». (in Russian).
Polunin D.R. (2023). Marketpleys kak biznes-model elektronnogo posrednichestva [Marketplace as a business model of electronic mediation] Digital technology in the development of modern economic systems. 295-299. (in Russian).
Romantsova P.S., Shakhvatova S.A., Markova E.S. (2022). Marketpleysy kak glavnyy trend elektronnoy kommertsii [Marketplaces as the main trend of e-commerce]. Innovatsionnaya ekonomika i pravo. (4(23)). 80-87. (in Russian). doi: 10.53015/2782-263X_2022_4_80.
Titova I.N. (2023). Tsifrovaya transformatsiya FMCG rynka Rossii [Digital transformation of the FMCG market in Russia] Current issues of modern science and education. 13-15. (in Russian).
Vafin I.M. (2022). Marketpleysy kak glavnyy trend onlayn-torgovli [Marketplaces as a major trend in online commerce]. Sovremennye problemy lingvistiki i metodiki prepodavaniya russkogo yazyka v vuze i shkole. (37). 937-940. (in Russian).
Страница обновлена: 01.05.2025 в 17:15:07