Роль цифровых аналитических инструментов в развитии предпринимательства в сфере e-commerce

Козырев А. В.1
1 Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 2 (Февраль 2025)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В данной статье рассматриваются аналитические онлайн-платформы, предоставляющие своим пользователям широкие возможности рыночной аналитики и автоматизации бизнеса на рынке товарных маркетплейсов. Потенциал таких аналитических платформ проанализирован на примере типичного цикла запуска новой товарной позиции на маркетплейсе, а ценность различных инструментов показана на примере бизнес-кейсов как начинающих, так и опытных предпринимателей в сфере e-commerce. На основе личного опыта автора, экспертных интервью и статистических данных о рынке маркетплейсов в России сделаны выводы о роли цифровых аналитических инструментов в ускорении получения ценных данных, запуска и масштабирования товарного бизнеса, а также в целом снижения барьеров входа в бизнес для начинающих предпринимателей

Ключевые слова: малое предпринимательство, товарный бизнес, маркетплейс, Wildberries, Ozon, аналитика, рыночные исследования

JEL-классификация: L26, L81

Источники:

1. Ильяшенко C.Б., Депутатова Е.Ю., Куришева О. А. Ключевые проблемы торговли на маркетплейсах // Экономические системы. – 2023. – № 4. – c. 60-72. – doi: 10.29030/2309-2076-2023-16-4-60-72.
2. Старостина Д. С. Маркетплейсы и их роль в развитии интернет-экономики // Молодежь и наука: шаг к успеху: сборник научных статей 7-й Всероссийской научной конференции перспективных разработок молодых ученых, Курск, 21–22 марта 2024 года. – Курск: ЗАО «Университетская книга». Курск, 2024. – c. 203-206.
3. Новикова Г. А. Маркетплейсы в России: новая эра электронной торговли // Успехи в науке и образовании 2024: сборник статей IV Международного научно-исследовательского конкурса, Пенза, 05 мая 2024 года. – Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.). Пенза, 2024. – c. 86-87.
4. Затонская В. А., Атрошенко А. О., Жаркова И. А., Соловьева И. А. Маркетплейсы в России и мире: современное состояние и перспективы // Умные технологии в современном мире: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции, Южно-Уральский государственный университет, Высшая школа экономики и управления, 22–23 ноября 2023 года. – Челябинск: Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет). Челябинск, 2024. – c. 67-72.
5. Сычева К. А., Долганина К.Л., Крамская В. Н. Маркетплейсы как пространство возможностей для современного бизнеса // Студенческая научная весна - 2024: Сборник тезисов Всероссийской научно-практической молодежной конференции, Волгодонск, 25–29 марта 2024 года. – Волгодонск: Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ. Волгодонск, 2024. – c. 239-241.
6. Усачев И. Н. Характеристика деятельности маркетплейсов в России // Социально-экономическое развитие России: проблемы, тенденции, перспективы: Сборник научных статей участников 22-й Международной научно-практической конференции. В 2-х томах, Курск, 12 мая 2023 года. Том 2. – Курск: Закрытое акционерное общество \"Университетская книга\". Курск, 2023. – c. 245-250.
7. Закирова, Д. Ф. Маркетплейсы как современный канал маркетингового продвижения и сбыта // Экономический вектор. – 2024. – № 2. – c. 192-195.
8. Глинник Е. П., Соколова Д. А., Саболевская Ю. А. Особенности реализации товаров через маркетплейсы // Актуальные проблемы учета, экономического анализа и финансово-хозяйственного контроля деятельности организации: Материалы XI Международной научно-практической конференции. В 2-х частях, Воронеж, 11 декабря 2023 года. – Воронеж: Издательский дом ВГУ. Воронеж, 2024. – c. 28-31.
9. Балакшин И. С. Бизнес-модели маркетплейсов: классификация, типология и особенности // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – № 6. – c. 2855-2874.
10. Долган А. Р. Агрегаторы (маркетплейсы) как новый вид предпринимательской деятельности // Молодой ученый. – 2024. – № 3. – c. 349-351.
11. Солодченкова О.А., Дедов Е.Г., Михальченкова С.Н. Мультикатегорийные маркетплейсы в России: оценка современных тенденций развития // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2023. – № 1. – c. 135-140.
12. Дмитриенко Ю. Я. Маркетплейсы сегодня: легкий бизнес или ловушка для новичков // Молодой ученый. – 2023. – № 7. – c. 110-113.
13. Канчукоев В. О., Хацуков М. Х. Маркетплейс сегодня: анализ и оценка сервисов аналитики // Наука, образование и бизнес: новый взгляд или стратегия интеграционного взаимодействия: Сборник научных трудов по материалам III Международной научно-практической конференции, посвященной памяти первого Президента Кабардино-Балкарской Республики Валерия Мухамедовича Кокова, Нальчик, 18–20 октября 2023 года. – Нальчик: Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В.М. Кокова. Нальчик, 2023. – c. 84-89.
14. Дубровин М. С., Анисимов А. Ю. Инструменты реализации маркетинговых стратегий маркетплейсов // Вестник Академии знаний. – 2024. – № 3. – c. 755-758.
15. Зинина О.В., Оленцова Ю.А. Разработка алгоритма работы с маркетплейсами // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. – 2024. – № 2.
16. Вирин Ф. Data Insight. – 2024. Маркетплейсы 2024: тренды, стратегии, точки роста. [Электронный ресурс]. URL: https://datainsight.ru/sites/default/files/DI_FedorVirin_ (дата обращения: 08.01.2025).
17. Редакция «Сегмент.ру». – 2024. Маркетплейсы в 2024 году: актуальная статистика и прогнозы канцелярщиков. [Электронный ресурс]. URL: https://segment.ru/analytics/marketpleysyi_v_2024_godu-_aktualnaya_statistika_i_prognozyi_kantselyarschikov/ (дата обращения: 08.01.2025).
18. Кривошеев А. «+7 Продакшнз», rb.ru – 2024. Маркетплейсы: итоги 2024 года. [Электронный ресурс]. URL: https://rb.ru/opinion/marketplaces-results-2024/ (дата обращения: 08.01.2025).
19. Tinkoff eCommerce, аналитический проект Tinkoff Data. – 2024. Исследование T-Bank eCommerce: средний доход селлера на одном маркетплейсе. [Электронный ресурс]. URL: https://www.tbank.ru/about/news/08102024-t-bank-ecommerce-and-t-data-released-a-study-on-the-marketplace-sellers-market-in-2024/ (дата обращения: 12.01.2025).
20. Tinkoff eCommerce, аналитический проект Tinkoff Data. –2024. Итоги года на маркетплейсах: в 2023 году количество покупок выросло на 63%. [Электронный ресурс]. URL: https://www.tinkoff.ru/about/news/29012024-marketplaces-year-results-number-of-purchases-increased-by-63-percent-in-2023/ (дата обращения: 12.01.2025).
21. Канунникова Н. Инструмент аналитики для успеха на маркетплейсах. Инструмент аналитики для успеха на маркетплейсах. [Электронный ресурс]. URL: https://secrets.tbank.ru/blogi-kompanij/analitiki-na-marketplejsah/ (дата обращения: 06.01.2025).
22. Сервисы аналитики маркетплейсов: зачем нужны, принцип работы и как правильно выбрать. ООО «Лаборатория Новоcтей». – 2024. [Электронный ресурс]. URL: https://newslab.ru/article/1313346 (дата обращения: 06.01.2025).
23. Tinkoff eCommerce, аналитический проект Tinkoff Data– 2024. Исследование T-Bank eCommerce: продавцы на маркетплейсах в России в 2024 году. [Электронный ресурс]. URL: https://cdn.tbank.ru/static/documents/t-bank-ecommerce-research.pdf (дата обращения: 12.01.2025).
24. Королева В. ООО «Логнекс» статья «Мой Склад». – 2024. Аналитика маркетплейсов: 30 сервисов для внешнего и внутреннего анализа. [Электронный ресурс]. URL: https://www.moysklad.ru/poleznoe/marketplejsy/analitika-marketpleysov/ (дата обращения: 04.01.2025).
25. Дело за малым: почему россияне боятся открывать свой бизнес. Райффайзен Банк / Центр развития и поддержки предпринимательства в НСО | Центр Мой Бизнес. – 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://mbnso.ru/articles/analytics (дата обращения: 06.01.2025).
26. TADVISER. Государство. Бизнес. Технологии. – 2024. Характеристика компаний MPStats (Moneyplace, MarketGuru). [Электронный ресурс]. URL: https://www.tadviser.ru/index.php/Компания:MPStats (дата обращения: 12.01.2025).

Страница обновлена: 06.03.2025 в 13:22:23