Цифровая трансформация промышленности и промышленная политика в условиях внешних ограничений
Доржиева В.В.1
1 Институт экономики Российской академии наук, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 19 | Цитирований: 9
Статья в журнале
Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 13, Номер 2 (Апрель-июнь 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54060706
Цитирований: 9 по состоянию на 30.01.2024
Аннотация:
В статье исследуется влияние санкций и ограничений, вводимых разными странами против России, на процессыцифровой трансформациипромышленности.Анализируется уровень импортозависимостипромышленности на примере используемого программного обеспечения, решений и технологий. Показано, что в условиях внешних ограничений возрастает роль промышленной политики, направленной на стабилизацию цифровой трансформации промышленности и поддержку отечественных разработок и решений. Методологической основой послужили научные публикации, нормативно-правовые документы в сфере цифровой трансформации отраслей промышленности, данные официальной статистики и экспертно-аналитические материалы по рассматриваемой тематике
Ключевые слова: цифровая трансформация промышленности,промышленная политика, внешние ограничения, импортозамещение, государственная поддержка
JEL-классификация: L52, O14, O25
Введение
Происходящие процессы в России, связанные с ограничениями санкционной политики недружественных стран, в результате которых возникла неопределенность относительно поставок программного обеспечения, технологий и оборудования, кардинально изменили условия цифровой трансформации промышленности и усилили вектор экономической политики на импортозамещение. Необходимость переориентации на внутреннего производителя и поиск собственных технологических решений требует пересмотра как стратегических приоритетов реализуемых отраслевых стратегий, так и инструментов промышленной политики поддержки цифровой трансформации.
В российской науке промышленная политика рассматривается как: самостоятельное направление экономической стратегии государства [16] (Mahturov, 2022); [18] (Petrov, 2022) система инструментов и мер государственного воздействия, нацеленных на модернизацию (структурную, технологическую, новую индустриализацию, реиндустриализацию и др.) промышленности на базе прорывных технологий, составляющих основу Индустрии 4.0 и цифровой трансформации [14] (Lenchuk, 2016); [15] (Lenchuk, 2020); [23] (Simachev, 2014); [22] (Simachev, 2022); [19] (Pogodina, Abdikeev, 2018); [1] Akberdina., Pyankova, 2021); многовекторная, координирующая различные виды политики (инвестиционную, инновационную, научно-технологическую, пространственную и др.) [10] (Idrisov, 2016); [21] (Romanova, Ponomareva, 2020); [24] (Frolov, 2022). В новых геополитических условиях представляется закономерным повышение интереса к промышленной политике, отвечающей и задачам импортозамещения.
В этой связи цель настоящего исследования заключается в определении механизмов и инструментов промышленной политики, обеспечивающих реализацию стратегий цифровой трансформации отраслей промышленности в условиях внешних ограничений и позволяющих сформировать адекватный ответ на возникающие вызовы в технологической и промышленной сфере. Для чего последовательно решаются задачи: проанализировать какие санкционные ограничения, введенные против России недружественными странами в 2022 г., повлияли на процессы цифровой трансформации промышленности; на основе анализа используемых цифровых технологий в промышленности определить уровень импортозависимости страны и перспективные направления для реализации планов импортозамещения; определить контуры и инструменты промышленной политики, обеспечивающих стабилизацию цифровой трансформации и технологическую независимость.
Гипотеза исследования состоит в том, что в условиях реализации антисанкционной политики инструменты промышленной политики поддержки/стабилизации процессов цифровой трансформации должны обеспечивать решение задач по преодолению технологической зависимости от зарубежных технологий.
Санкционные ограничения: новые вызовы цифровой трансформации
Санкционные ограничения в отношении целого ряда отраслей, а также отказ многих транснациональных компаний осуществлять деятельности в России, несомненно, повлияли на ситуацию с цифровой трансформацией промышленности и, на наш взгляд, существенно. В качестве основных вызовов цифровой трансформации промышленности, возникших в результате беспрецедентного санкционного давления на Россию со стороны ряда недружественных стран, на наш взгляд, можно выделить:
Ø прекращение продаж программных продуктов и технологий, технической поддержки и обновлений программных продуктов. В результате с российского рынка исчезло более двухсот иностранных поставщиков (вендоров) и около двух тысяч цифровых продуктов [4] (Baev, 2023). События 2022 г. указали на большое количество «уязвимых» мест российского рынка цифровых продуктов и услуг, где позиции отечественных ИТ-компаний все еще слабы. Более 90% промышленных компаний оказались не готовы к тому, что крупные иностранные компании примут решение о приостановлении деятельности в России и прекратят продажи технологий, техподдержку и обновление программного и аппаратного обеспечения [3] (Andreeva, 2022); [9] (Zhuravleva, 2022). И, если ранее многие промышленные предприятия не хотели отказываться от зарубежных технологий, то сейчас не осталось выбора;
Ø рост/усиление кибератак, которые показали уязвимость промышленных систем и цифровой инфраструктуры. На фоне обострения геополитической обстановки в 2022 г. зафиксирован резкий скачок количества кибератак на организации. По данным Ростелеком-Солар, их количество увеличилось в два раза по сравнению с 2021 г. [17]. При этом доля успешных кибератак на промышленные компании составляет 17%, из которых: 97% были целевыми; 87% – направлены на компьютеры, серверы и сетевое оборудование; 70% – с применением вредоносного ПО [2];
Ø разрыв логистических и производственно-технологических цепочек, рост себестоимости продукции, приостановка либо увеличение сроков производства. В результате, к примеру, санкции коснулись: 70% поставок высокотехнологичной продукции, электроники, программного обеспечения [5] (Balashova, Yasakova, 2022); сферы полупроводников, от которой зависит развитие промышленного интернета вещей.
В России цифровая трансформация промышленности, получив активное развитие уже после введения в 2014 г. первого пакета санкций, изначально предусматривала в качестве приоритета импортозамещение, что было закреплено в стратегиях и программах, как ведомственного, так и корпоративного характера. Однако, влияние возникающих вызовов/рисков в результате санкционной политики 2022 г., препятствующих успешной цифровой трансформации отраслей промышленности, оказалось более значительным. Прежде всего, это проблемы с высоким уровнем импортозависимости сегментов российского рынка ИТ-продуктов, на которые приходится основная часть затрат предприятий для обеспечения цифровой трансформации, и являются значительными в силу невозможности заместить их в краткосрочной и долгосрочной перспективе. К таким сегментам, к примеру, относится рынок промышленного софта (ПО), индекс технологической независимости в области которого в 2020 г. составлял только 10% [12] (Isakova, 2021).
Промышленный сектор в России занимает третье место по уровню затрат на внедрение и использование цифровых технологий после IT и финансового секторов, но лишь 23% используемых в промышленности ИТ-решений являются отечественными [13] (Kinyakina, 2022).
Согласно данным официальной статистики, по состоянию на 1.01.2022 г. в промышленности более 60% затрат направлялось на покупку импортного программного обеспечения (ПО) (Табл. 1).
Таблица 1 – Затраты промышленных компаний на покупку/аренду программного обеспечения в 2020-2021 гг.
|
2020
|
2021
| ||||
Всего, млрд руб.
|
в т.ч. российское ПО, млрд
руб.
|
Доля затрат на импортное
ПО, %
|
Всего, млрд руб.
|
в т.ч. российское, млрд руб.
|
Доля затрат на импортное
ПО, %
| |
Всего по экономике
|
370,6
|
117,9
|
68,2
|
523,7
|
177,3
|
66,1
|
Обрабатывающая промышленность
|
30,5
|
9,3
|
69,5
|
60,7
|
23,5
|
61,3
|
Добыча полезных ископаемых
|
8,7
|
2,8
|
67,8
|
12,8
|
4,0
|
68,8
|
Обеспечение энергией
|
9,8
|
4,1
|
58,2
|
9,6
|
3,7
|
61,5
|
При этом из отечественного промышленные компании в основном покупали ПО для автоматизации бухгалтерского учета или документооборота [25].
Одними из первых объявили о прекращении деятельности в России такие транснациональные компании, как Oracle, SAP и EPAM, ПО, решения и услуги которых использует почти вся российская промышленность, госкорпорации и государственные органы власти (Табл. 2).
Таблица 2 – Транснациональные ИТ-компании, объявившие о прекращении деятельности в России
Наименование ТНК
|
Основные характеристики
ТНК (ИТ-вендора)
|
Санкционные ограничения
|
Могут заместить
ИТ-продукты ТНК
|
Oracle (NASDAQ: ORCL)
|
Крупнейший в мире поставщик ПО, обладающих возможностями бизнес-анализа и учитывающих
специфические задачи различных отраслей, среди которых: ВПК и авиапром,
машиностроение, химия, телекоммуникации, энергетика, государственный и
финансовый сектора, здравоохранение, торговля и дистрибуция, строительство,
транспортные и коммунальные услуги. В России по итогам 2020 г. выручка
компании составила 6,3 млрд руб. (на 39,1% больше, чем в 2019 г. – 4,5 млрд
руб., но на 11,6 меньше, чем в 2018 г. – 7,08 млрд руб.).
|
Прекращение деятельности, остановка обновлений и поддержки
решений
|
Postgres Professional (Postgres Pro на основе кода PostgreSQL),
«Ред софт», «Аренадата софтвер»
|
SAP (SAP CIS/
ООО «САП СНГ») |
SAP владеет в РФ несколькими центрами обработки данных, является
крупнейшим разработчиком ПО, систем управления: ресурсами предприятия (ERP);
клиентами (CRM); цепочками поставок (SCM); производством (ERP Production
Planning, MES, EAM, CAD), а также облачной платформы e-commerce Hybris. В
2018 г. доля компании на российском рынке составляла 49%, а в 2022 г.
снизилась до 11% и примерно составляла 19 млрд руб. Ее клиентами были около
1500 российских компаний, в т.ч. 201 из рейтинга крупнейших компаний России
«Эксперт-400».
|
Прекращение деятельности, продаж услуг, обновление и поддержку
продуктов компаний, включенных в санкционные списки США и ЕС.
|
Agora, "1С", «Галактика»", система Norbit
Business Trade, система «Визари» компании «Бизнес автоматика и iTender SRM
компании "Фогсофт"
|
EPAM (EPAM Systems)
|
Американский ИТ-аутсорсер, разрабатывает и дорабатывает ПО,
сталкивающихся с проблемами цифровизации, оптимизации, масштабирования,
дизайна и бизнес-консалтинга. По итогам 2021 г. выручка в России составила
28,7 млрд руб., увеличившись на 47,9% по отношению к показателю 2020 г. На
конец III квартала 2022 г. активы EPAM оценивались в 42,9 млн. долл.
|
Прекращение деятельности, остановка обновлений и поддержки
решений
|
Лаборатории Касперского, Positive Technologies
|
В результате для пользователей в России практически сразу был ограничен доступ к обновлениям и продлению текущих лицензий на установленные решения. Важно отметить, что в результате санкционных ограничений пострадали больше всего те компании, у которых промышленное оборудование контролировалось через ПО и облачные сервисы зарубежного вендора (поставщика).
Импортозамещение и новые инструменты промышленной политики стабилизации процессов цифровой трансформации
Анализ импортозамещения зарубежных ПО и решений в 2022 г. показал, что замена иностранного на отечественные разработки из-за специфики производственной сферы более сложная задача, чем в других отраслях. Главным фактором, усложняющим бесшовный переход (замену) с иностранного ПО на отечественные разработки, является их несовместимость с иностранными аналогами [20]; [8] (Gryaznevich, 2022). Так, к примеру, если рассматривать как наиболее полноценный аналог систем Oracle отечественную PostgreSQL, представляемую российской компанией Postgres Professional, то его производительность ниже на 15-20% [7] (Verbitskaya et al., 2022).
В качестве успешных примеров, разрабатываемых промышленными предприятиями совместно с отечественными ИТ-компаниями собственных решений, можно привести проекты в сфере промышленного Интернета вещей (IIoT) (Табл. 3).
Таблица 3 – Отечественные решения в сфере промышленного Интернета вещей (IIoT)
Название
|
Разработчики/ Интегратор
|
В каких отраслях
используется
|
Функционал
|
Zyfra Industrial IoT Platform Oil&Gas (ZIIOT O&G)
|
Компания «Цифра»
|
Газонефтедобыча, угольная промышленность, машиностроение,
металлургия
|
Агрегация данных со всех технологических цепочек в рамках
логистической инфраструктуры. Система включает 30 приложений и позволяет
создать цифровую модель производства
|
Privatе LTE/5G
|
НТЦ «Протей»
|
ТЭК, горно-металлургическая и атомная промышленность, транспорт
|
Обеспечение обмена данными с беспроводными роботами и
поддерживать движение беспроводного транспорта, мониторинг удаленных
промышленных объектов и объектов с массовым присутствием людей. Решение
Государственной комиссии по радиочастотам (ГКРЧ) выделить неопределенному
кругу лиц полосу частот в миллиметровом диапазоне 24,25-24,65 ГГц для
создания сетей пятого поколения впервые открыло возможность получить частоты
и сотовые лицензии не только операторам связи, но и промышленным компаниям.
|
Tibbo AggreGate (AggreGate IoT Integration Platform (Device
Management))
|
Tibbo Systems, Tibbo Technology
|
Газонефтедобыча, машиностроение
|
Интеграционная платформа для промышленного Интернета вещей.
Предназначена для сбора, хранения, визуализации данных и управления
технологическими процессами, производственными циклами и оборудованием
|
АИС «Диспетчер»
|
ОДК, Компания "Цифра"
|
Горнодобывающая, авиационная промышленность, машиностроение,
металлургия
|
Универсальная российская система мониторинга промышленного
оборудования и персонала, которая позволяет контролировать работу любого
оборудования и рабочих мест, обеспечивая объективными данные все системы
управления предприятием. EAM, MDM - Master Data Management - Управление
основными мастер-данными, MES - Управление производствами и ремонтами,
Интернет вещей Internet of Things (IoT)
|
Таким образом, новые вызовы ставят перед Россией принципиально новые задачи в области определения стратегических подходов и инструментов промышленной политики как к развитию непосредственно цифровой трансформации промышленности, так и к разработке и использованию прорывных цифровых технологий, и должны быть направлены на достижение цели по обеспечению технологической независимости/суверенитета страны.
Поэтому представляется закономерным повышение интереса к промышленной политике как системе механизмов и инструментов государственной антисанкционной политики, направленной на стабилизацию процессов цифровой трансформации, создание необходимой инфраструктуры для этого, обеспечение условий для внутренней разработки цифровых продуктов, технологий, облачных решений и т.п.
В 2022 г. некоторые инструменты промышленной политики были актуализированы либо введены новые (Табл. 4).
Таблица 4 – Новые (изменения) меры и инструменты промышленной политики поддержки цифровой трансформации с 2022 г.
Механизмы и инструменты поддержки
|
Объем государственной
поддержки
|
Комментарий
|
Субсидирование НИОКР
|
15 млрд руб.
|
Выделение дополнительных средств (субсидий) для компенсации
части затрат организации на научно-исследовательские и опытно-конструкторские
работы по современным технологиям
|
Специальный инвестиционный контракт (СПИК 1.0, СПИК 2.0)
|
7-10 трлн руб. ежегодно
|
Изменения: до конца 2023 г. российские компании, внедряющие
технологии в промышленное производство, смогут в 2 раза быстрее заключать с
государством СПИК 2.0 - срок процедуры рассмотрения сокращен до 1,5 месяцев.
Сроки СПИК могут быть до 15 лет, если вложения в проект не превышают 50 млрд
рублей. Если сумма больше, то период действия соглашения может увеличиться до
20 лет. На данный момент в перечень СПИК 2.0 включено 750 видов современных
технологий, прилагаемых для внедрения инвестору. Из них 150 включено в 2022
г.
|
Соглашение о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК)
|
Постановлением от 13 сентября 2022 года №1602 правительство
возобновило процесс заключения СЗПК, внеся ряд изменений в ранее
действовавший механизм. В частности, в общем объеме капиталовложений стало
возможно учитывать заемные средства. Также для участников СЗПК появились и
новые обязанности – требование перейти на Налоговый мониторинг, при этом
отказ от этого автоматически лишает компанию права являться стороной
соглашения, а значит, и права на льготы. Проект сопровождает ВЭБ.РФ.
Минэкономразвития РФ получил порядка 70 заявлений на заключение соглашений. И
уже в декабре 2022 года был заключен первый СЗПК по обновленному механизму –
с компанией «Промышленные технологии», входящей в структуру корпорации АЕОН,
на строительство завода по производству метанола.
| |
Промышленная ипотека
|
970 млн. руб. на 2022-2025 гг.
|
Льготный кредит на покупку производственных площадей для
быстрого запуска или расширения бизнеса. Минпромторгом определены 16 банков,
в т.ч. ДОМ.РФ, Альфа-банк, ВТБ, Сбербанк и др.
|
Стимулирование разработки конструкторской документации (КД)
|
3,6-4 млрд руб.
|
Разработка КД для серийного выпуска критически важных
комплектующих. Ключевой оператор - АНО "Агентство по технологическому
развитию". В 2022 г. увеличили размер компенсации в текущем году с 80 до
100 процентов затрат
|
Отдельно стоит отметить в качестве мер поддержки проектов цифровой трансформации в 2022 г. выдачу: льготных кредитов на сумму 75,6 млрд руб., благодаря которым в области цифровизации промышленности было поддержано 150 проектов; промышленной ипотеки – 52,8 млрд руб. (5,8 тыс. проектов); грантов на поддержку отечественного софта, выдаваемых в рамках федерального проекта «Цифровые технологии» нацпрограммы «Цифровая экономика» в том числе через программы Российского фонда развития информационных технологий (РФРИТ) – 23,1 млрд руб. (68 проектов) и Фонд «Сколково» – 2,6 млрд руб. (10 проектов) [26] (Shuvalova, 2023).
Кроме этого, на наш взгляд, важно:
Ø провести анализ (инвентаризацию) доступного для промышленных предприятий ПО, технологий и оборудования с целью выявления критических областей, где нечем заменить импортное;
Ø активизировать создание индустриальных центров компетенций (ИЦК). На данный момент их сформировано 35, на финансирование деятельности которых из бюджета планируется направить 37,1 млрд рублей до 2024 г. [6] (Bobylev, 2022).
Заключение
Беспрецедентное по масштабам санкционное давление на Россию со стороны недружественных стран формирует новые вызовы и сужение возможностей цифровой модернизации промышленности. Результатом внешних ограничений стало изменение условий относительно использования цифровых продуктов, поставок оборудования и технологий. Оценивая уровень импортозависимости в сфере промышленного ПО, решений и технологий, обеспечивающих цифровую трансформацию, следует отметить, что отечественные ИТ-компании все еще неконкурентоспособны, особенно на рынке промышленного софта. В условиях растущей потребности в собственных разработках промышленные компании ищут различные пути замещения импортных цифровых технологий и делают это довольно успешно, реализуя совместные с ИТ-компаниями проекты. Высока значимость мер и инструментов промышленной политики, направленных на стабилизацию процессов цифровой трансформации и поддержки импортозамещения.
Источники:
2. Актуальные киберугрозы для промышленных организаций: итоги 2022 года. Positive Technologies. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ptsecurity.com/ru-ru/research/analytics/industrial-cybersecurity-threatscape-2022/ (дата обращения: 20.03.2023).
3. Андреева К. ИТ-импортозамещение в промышленности – текущая ситуация и планы на будущее. IT Channel News. [Электронный ресурс]. URL: https://www.novostiitkanala.ru/news/detail.php?ID=161943 (дата обращения: 20.03.2023).
4. Баев Р. Импортозамещение ПО полной. Спрос на отечественный софт вырос в 10 раз. Ведомости. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/importsubstitution/new_technologies/articles/2023/03/14/966325-importozameschenie-po-polnoi (дата обращения: 20.03.2023).
5. Балашова А., Ясакова Е. Эксперты оценили угрозу санкций для цифровой трансформации России. Рбк. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/technology_and_media/27/04/2022/62681d139a7947266b64cd9e (дата обращения: 20.03.2023).
6. Бобылев С. Отобраны 216 проектов по импортозамещению промышленного ПО. Тасс. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/ekonomika/16259987 (дата обращения: 20.03.2023).
7. Вербицкая Ю. Как российский бизнес замещает СУБД Oracle и Microsoft. Ведомости. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/management/articles/2022/05/30/924353-biznes-zameschaet-subd-oracle (дата обращения: 20.03.2023).
8. Грязневич В. Когда грянул гром: чем Россия заменит иностранный софт. Рбк. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/spb_sz/28/04/2022/626a41b49a7947570a8d581f (дата обращения: 20.03.2023).
9. Журавлева А. Ограничения и поддержка: как внедрить отечественные ИТ-продукты. Рбк. [Электронный ресурс]. URL: https://spb.plus.rbc.ru/news/636cb37b7a8aa98804717a1c (дата обращения: 20.03.2023).
10. Идрисов Г.И. Промышленная политика России в современных условиях. / Монография. Институт экономической политики им. Е.Т. Гайдара. - Москва: Фонд «Институт экономической политики им. Е.Т. Гайдара», 2016. – 160 c.
11. Абдрахманова Г. И., Васильковский С.А., Вишневский К.О., Гохберг Л.М. Индикаторы цифровой экономики: 2022: статистический сборник. / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2023. – 332 c.
12. Исакова Т. Российскую промышленность срочно избавят от иностранного ПО. Ведомости. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2021/07/27/879777-rossiiskii-soft-promishlennosti (дата обращения: 20.03.2023).
13. Кинякина Е. Банкам дали 175 млрд рублей на льготные IT-кредиты для промышленности. Ведомости. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2022/06/05/925218-bankam-175-mlrd-promishlennosti (дата обращения: 20.03.2023).
14. Ленчук Е.Б. Новая промышленная политика России в контексте обеспечения технологической независимости. - СПб: Алетейя, 2016. – 336 c.
15. Ленчук Е.Б. Формирование цифровой экономики в России: вызовы, перспективы, риски. - СПб: Алетейя, 2020. – 320 c.
16. Мантуров Д.В. Теория и практика разработки и реализации новой модели промышленной политики. / диссертация,.. доктора экономических наук: 5.2.3. / Мантуров Денис Валентинович; [Место защиты: ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»]. - Москва, 2022. – 583 c.
17. Отчет о кибератаках на российские компании в 2022 году. Ростелеком-Солар. [Электронный ресурс]. URL: https://rt-solar.ru/analytics/reports/3332/ (дата обращения: 20.03.2023).
18. Петров М.В. Промышленная политика как направление экономической стратегии государства // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 8. – c. 2117-2134. – doi: 10.18334/epp.12.8.116124.
19. Погодина Т.В., Абдикеев Н.М. Особенности реализации промышленной политики в условиях цифровизации экономики России // Научные труды. – 2018. – № 3. – c. 210-228.
20. Промышленность: итоги цифровизации в 2022 году и прогнозы. Автономная некоммерческая организация «Цифровая экономика». [Электронный ресурс]. URL: https://cdo2day.ru/analytics/promyshlennost-itogi-cifrovizacii-v-2022-godu-i-prognozy/ (дата обращения: 20.03.2023).
21. Романова О. А., Пономарева А. О. Многовекторная промышленная политика России в условиях формирования нового индустриального ландшафта // Журнал экономической теории. – 2020. – № 2. – c. 276-291.
22. Симачёв Ю. В., Федюнина А. А., Кузык М. Г. Новые контуры промышленной политики. / докл. к XXIII Ясинской (Апрельской) междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества. Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М., 2022. – 73 c.
23. Симачев Ю.В., Кузык М.Г., Кузнецов Б.В., Погребняк Е.В. Россия на пути к новой технологической промышленной политике: среди манящих перспектив и фатальных ловушек // Форсайт. – 2014. – № 4. – c. 6–23.
24. Фролов В.Г. Концепция сбалансированной инновационно-инвестиционной промышленной политики в условиях цифровой трансформации экономики // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 3. – c. 1385-1398. – doi: 10.18334/vinec.12.3.115259.
25. Абдрахманова Г. И., Васильковский С.А., Вишневский К.О., Гершман М.А., Гохберг Л.М. Цифровая трансформация: ожидания и реальность. / докл. к XXIII Ясинской (Апрельской) междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества. - Москва, 2022. – 221 c.
26. Шувалова М. Цифровая трансформация в России: итоги 2022 года и планы на 2023 год. Гарант.ру. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/article/1605871/ (дата обращения: 20.03.2023).
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:55:27