Влияние предпринимательских структур нефтегазового сектора на экономическую безопасность страны
Сорокин А.В.1,2, Завьялов Д.В.3
1 Аудиторско – консалтинговая компания Ernst &, Россия, Москва
2 Young, Россия, Москва
3 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 4 | Цитирований: 1
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 11, Номер 7 (Июль 2021)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=46397546
Цитирований: 1 по состоянию на 30.01.2024
Аннотация:
В статье на основе конкретных показателей экономической деятельности предпринимательских структур нефтегазовой отрасли показан их вклад в экономическую безопасность страны. Возросшие внешние и внутренние риски требуют от компаний этого сектора дополнительных усилий для сохранения своей инвестиционной привлекательности. На примере ПАО «Лукойл» рассмотрены проблемы и риски и предложены инструменты укрепления ее инвестиционной привлекательности.
Ключевые слова: нефтегазовая отрасль, экономическая безопасность, инвестиционная привлекательность, ПАО «Лукойл»
JEL-классификация: L26, L71, M11, M21
Введение
В последние годы все настойчивей обсуждается задача ухода России от нефтяной зависимости. Российская Федерация постепенно адаптируется к новым условиям существования с более низкими ценами на углеводороды. Тем не менее, нефтегазовая отрасль до сих пор остается крайне важной для российской экономики. По данным ОПЕК + за 2019 год Россия обладает более 568 млн. т нефти и конденсата, что является 7-м показателем в мире после Венесуэлы, Саудовской Аравии, Ирана, Ирака, Кувейта, и ОАЭ [12]. По данным British Petrolium, Россия занимает первую строчку в мире по объему доказанных запасов природного газа с показателем в 24% от общемировых запасов, что составляет около 35 млрд кубометров природного газа [13]. Данную позицию Российская Федерация занимает уже на протяжении десятка лет, поскольку в остальных странах показатель в среднем не превышает 10% от общемировых запасов.
Для России острой проблемой является рост геополитической нестабильности и международных противоречий, действующий санкционный режим, ограничивающий международное сотрудничество. Несмотря все эти негативные факторы, страна продемонстрировала высокий уровень устойчивости экономики даже в условиях пандемии. При этом страны, демонстрировавшие стремительный экономический рост в 2015–2018 годах и уверенные сохранение данной тенденции в последующие годы, не смогли удержать темпы роста во время пандемии [4]. Эксперты Всемирного банка отмечают, что пандемия усугубила риски как национальных экономик, так и отдельных предприятий [1]. В сложившихся сложных экономических условиях и при наличии накопленных социально-экономических проблем, включая падение доходов населения, диспропорции в развитии регионов, отсутствие положительной динамики в развитии предпринимательских структур для Российской Федерации вопросы обеспечение национальной безопасности становятся приоритетными.
Основные направления национальной безопасности сформулированы в Стратегия национальной безопасности России, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 [1]. В нем определены основные задачи, в числе которых приоритетными являются устойчивое развитие экономики, сохранение природных ресурсов и рациональное использование природных богатств. Предприятия, оказывающие существенное влияние на экономическое развитие и безопасность национальной экономики, должны прикладывать дополнительные усилия для преодоления существующих проблем и реализации стратегических планов национальной безопасности. К таким предприятиям, в первую очередь, относятся предприятия добывающий промышленности. Их вклад в устойчивое развитие экономики связан с сохранением инвестиционной привлекательности и технологическим совершенствованием для снижения экологических рисков.
Целью данного исследования является разработка предложений по сохранению и повышению инвестиционной привлекательности «ПАО Лукойл» для сохранения позитивного влияния на уровень экономической безопасности. Объектом исследования является эта крупная компания нефтегазовой отрасли, предметом – инструменты минимизации рисков и сохранение инвестиционной привлекательности компании в изменившихся условиях. На основе анализа открытых источников и отчетности ПАО Лукойл проанализированы показатели деятельности компании, которые оказывают влияние на ее инвестиционную привлекательность, позволяя вносить существенный вклад в экономическую безопасность и устойчивое развитие страны.
Нефтегазовый сектор и экономическая безопасность России
На протяжении почти полувека топливно – энергетический комплекс являлся тем драйвером, который гарантировал опережающую динамику и качество экономического роста России [3]. Ключевую роль в этом процессе играет нефтегазовый сектор. Российские компании, чья основная деятельность связана с добычей, нефтепереработкой и сбытом углеводородов, занимают важнейшие позиции на международных рынках, тем самым, обеспечивая приток валютных поступлений в страну. Эти компании являются крупнейшими источниками налоговых бюджетных отчислений. Благодаря нефтегазовому сектору Россия обеспечивает платежный баланс в стране, формирует инвестиционные ресурсы в экономике и поддерживает курс национальной валюты. Соответственно, экономика Российской Федерации в значительной степени зависит от доходов, полученных крупнейшими компаниями в секторе, поскольку именно за счет данных отчислений и формируется значительная (более 40% в 2019 году) часть Федерального бюджета [7]. Благодаря стабильно высоким производственным и финансовым показателям нефтегазовой отрасли, Россия сформировала достаточно обширный резервный капитал, а также «Фонд национального благосостояния». Так, по состоянию на май 2021 года, общие объемы резервов Российской Федерации составляют около $600 млрд [2]. Фонд Национального Благосостояния, который в первую очередь формируется за счет налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья по состоянию на май 2021 года, составляет более $185 млрд [3].
В 2020 году по данным Счетной палаты доходы от данной деятельности принесли бюджету менее 28%, в абсолютном выражении составив 5,235 трлн руб. (рис.1).
Вклад предприятий нефтегазового сектора в экономическую безопасность страны можно проанализировать по нескольким показателям: выручка за отчетный период, доля доходов в структуре ВВП, трудовой потенциал компаний отрасли и вклад компаний в развитие сотрудников, участие предприятий отрасли в развитии инфраструктуры.
Несмотря на неблагоприятные условия для российского нефтегазового сектора в 2020 году в связи с падением спроса на нефть и сокращении добычи, динамика выручки за последние десять лет демонстрирует стабильный рост (рис. 2). Так, ПАО «Лукойл» планомерно и стабильно наращивал валютную выручку благодаря новым проектам на Каспии и применению налоговых льгот. ПАО «Газпром» имел возможность экспортировать увеличенные объемы сырья благодаря повышенному спросу на газ в Европе, а также росту продаж на внутреннем рынке. ПАО «Татнефть» также увеличивала добычу на месторождениях, где доступно применение льготных ставок НДПИ (Восточная, Западная Сибирь).
На протяжении последних нескольких десятилетий именно добыча полезных ископаемых, а также их последующая переработка занимала значительную часть в общей структуре ВВП [6] и общие доходы от добычи полезных ископаемых в России занимают в среднем более 10% от совокупного ВВП (рисунок 3).
Предприятия нефтегазовой отрасли являются крупными работодателями. По состоянию на 2019 год лишь в шести крупнейших нефтегазовых компаниях было трудоустроено более 1 млн человек (рисунок 4). В компании «Роснефть» по состоянию на 2019 год было трудоустроено более 340 тыс. человек, а с учетом смежных отраслей – около 3 млн сотрудников [15] [4].
Темпы роста средней заработной платы на одного работника по крупнейшим компаниям нефтегазового сектора превосходят пороговые значения в 10%, а значит, нефтегазовый сектор способен предоставить сотрудникам оплату труда, которая будет стабильно повышаться на долгосрочном периоде и опережать инфляцию. Соответственно, деятельность крупнейших игроков нефтегазовой отрасли позитивно влияет на показатель средней заработной платы по России и уровень экономической безопасности.
Важнейшим аспектом деятельности любой компании в контексте обеспечения экономической безопасности являются те инфраструктурные изменения, которые формируются благодаря деятельности данных компаний. Наиболее высокие инфраструктурные затраты у крупнейшей компании «Газпром», в 2019 году они составили рекордные 6 387 млрд рублей [14]. Очевидна также и постоянная повышательная динамика расходов на инфраструктурную модернизацию ключевых компонентов нефтедобывающей отрасли. (Рис. 5)
Единственное сокращение на всем рассматриваемом десятилетнем периоде наблюдается лишь в кризисном 2020 году, поскольку у компаний этого сектора возникала необходимость направлять денежные средства в первую очередь на погашение краткосрочных займов и создание резервов.
Сохранение инвестиционной привлекательности ПАО «Лукойл»
Поскольку внешние условия в связи с пандемическими ограничениями и последствиями существенно изменились, компании пришлось свернуть запланированные инвестиционные проекты. Лукойл не смог продолжить экспансию в Западной Африке, которую определил для себя в качестве одного из стратегических регионов [10]. В июле 2020 г. российская компания заявила, что покупает 40% в шельфовом проекте в Сенегале RSSD (Rufisque, Sangomar и Sangomar Deep) у шотландской Cairn Energy за $300 млн и бонусом в $100 млн с момента старта добычи нефти, который запланирован на 2023 год [5,11]. Однако в августе оператор проекта, австралийская Woodside, воспользовался правом преимущественной покупки и заблокировал вхождение Лукойла в RSDD [13]. Не избежал влияния пандемии и другой перспективный регион для Лукойла ‒ шельф Мексики. Eni (40%) и Лукойл (60%) отложили начало бурение и перенесли строительство геологоразведочных скважин с 2020 на 2021 год [16].
Наибольшие трудности возникли на узбекском газовом проекте Лукойла, который на какое-то время потерял доступ на китайский рынок. Так, последствия пандемии привели не только к временному снижению спроса на газ в Китае, но и к превышению стоимости трубопроводного газа над стоимостью СПГ, в результате чего объемы закупки узбекского сырья резко сократились, а с проектов компании и полностью прекратились [13]. Таким образом, по результатам пандемии, компания лишилась большого количества перспективных проектов, что стало причиной снижения эффективности компании, а соответственно привело к снижению объемов налоговых поступлений в бюджет, что негативно сказалось на экономической безопасности.
Еще одной важнейшей угрозой экономической безопасности и проблемой повышения инвестиционной привлекательности компании ПАО «Лукойл» является экологическая составляющая деятельности. На сегодняшний момент все более популярным и распространенным среди крупных фондов и частных инвесторов становятся принципы так называемого «ответственного инвестирования», которые предполагают под собой вложение собственных финансовых средств в компании, которые приносят наибольшую пользу обществу с экологической и социальной точки зрения. Одновременно с этим, компании, которые загрязняют окружающую среду, являются монополистами и неконтролируемо повышают цену на производимую продукцию, не участвуют в каких-либо экологических проектах, и ведущие «нечестный» бизнес, избегаются подобными ESG (Environment Social governance) фондами. Так, объем инвестиций, который был доступен подобным фондам в 2020 году, увеличился до $51,1 млрд, по сравнению с $21,4 млрд в 2019 году [5]. Подобные инвестиционные фонды зачастую полностью исключают компании, которые занимаются добычей углеводородов, поскольку данные компании, по мнению подобных инвесторов, наносят своей деятельностью непоправимый ущерб окружающей среде.
ПАО «Лукойл» как предприятие, добывающее углеводородное сырье, подвержена рискам экологической безопасности. В связи с этим необходимо упомянуть и еще одну недавно произошедшую аварию в Коми на одном из нефтесборных коллекторов компании Лукойл, в результате которой на землю и в воду вылилось около 90 тонн нефтепродуктов [6]. К ликвидации последствий утечки привлекли более 230 работников предприятия и специализированных подрядных организаций и более 70 единиц техники. По факту разлива нефтепродуктов следователи возбудили уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 246 Уголовного кодекса (нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ). На сегодняшний момент остаются неизвестными последствия для компании (штраф/предупреждение), тем не менее, для ПАО «Лукойл» данное событие является как крайне серьезным репутационным провалом, так и сильнейшим ударом по финансам компании, поскольку на ликвидацию подобных чрезвычайных ситуаций компания вынуждена направлять дополнительные денежные средства для устранения последствий, что занижает налоговую базу и приводит к недополучению бюджетом налоговых поступлений. Соответственно, компания по результатам подобных чрезвычайных ситуаций не только негативно влияет на экономическую безопасность страны в контексте экологичности, но и на финансовую составляющую экономической безопасности.
Серьезной угрозой и проблемой компании ПАО «Лукойл» является недостаточная степень диверсификации ее основной деятельности, поскольку основным направлением диверсификации компании до сих пор является лишь расширение географической сферы ее деятельности. Если компания не приступит к осваиванию новых для себя отраслей бизнеса и не будет рассматривать перспективы развития в сфере альтернативной энергетики и электрогенерации, иностранные инвесторы в долгосрочной перспективе будут воспринимать Лукойл как отстающую от общемировых трендов, неразвитую компанию, единственное направление деятельности которой связано с углеводородами и побочным сырьем.
Соответственно, даже несмотря на то, что у ПАО «Лукойл» отсутствуют угрозы экономической безопасности в части высокой кредитной нагрузки, в случае если не будут пересмотрены вопросы, касающиеся развития компании в части альтернативных источников энергии, компания ПАО «Лукойл» не сможет в необходимой степени поддерживать экономическую безопасность страны по причине отставания от общемировых тенденций и недополучения прибыли в стратегических для страны отраслях.
Еще одним инструментом повышения инвестиционной привлекательности компании Лукойл может служить процесс диверсификации основного производства. Так, в данном процессе компании Лукойл можно использовать опыт Британской нефтегазовой компании Шелл (Royal Dutch Shell), поскольку Концерн «Шелл» в течение уже ряда лет разрабатывает сценарии, которые могут помочь подготовиться к решению одной из важнейших проблем энергетического будущего ‒ снижению выбросов углерода в атмосферу [11]. Сценарии концерна «Шелл», получившие название «Новый взгляд на будущее», описывают вероятное будущее планеты, в котором к 2060 году до 40% энергии в мире может извлекаться из возобновляемых источников энергии. Соответственно, уже сегодня, более половины добычи в концерне «Шелл» приходится на природный газ ‒ единственное ископаемое топливо, которое полностью сгорает при его использовании. Также, помимо упомянутой нефтегазовой компании, крупнейшими инвесторами в зеленую энергетику в отрасли являются международные корпорации Total, ENI, Equinor и BP – они вложили в отрасль почти $3 трлн. [8]. В свою очередь, компания RDS намерена сократить до 40% затрат на добычу нефти и газа и сосредоточиться на возобновляемых источниках энергии и рынках электроэнергии. Такие проекты помогают им улучшать имидж и показывать обеспокоенность экологическими проблемами – загрязнением окружающей среды и глобальным потеплением. Соответственно, диверсификация бизнеса позволяет снизить зависимость акционерной стоимости компаний от цен на нефть.
Таким образом, в результате подобных изменений в структуре капитала ПАО «Лукойл», гораздо более значительные объемы добычи углеводородов будут приходиться на наиболее энергоемкое и безвредное для окружающей среды сырье – природный газ (единственное ископаемое топливо, которое полностью сгорает при его использовании). Соответственно, компания и экономика страны наиболее оптимальным образом сможет подстроиться под будущие потребности, когда природный газ будет играть важнейшую роль для построения устойчивой энергетики будущего, наравне с иными альтернативными источниками энергии.
Следует отметить, что для реализации подобных проектов, компании будет необходимо производить значительные капитальные затраты на модернизацию и реструктуризацию оборудования, что также будет в краткосрочной перспективе негативно сказываться на экономической безопасности и способности генерировать денежные потоки, поскольку потребует направление крупных материальных вложений. Несмотря на это, в целях реализации данных проектов, компания в текущей экономической конъектуре будет способна привлекать заемные денежные средства на наиболее выгодных для себя условиях, а также в рамках целевого финансирования. Соответственно, то долгосрочное позитивное влияние, которое компания ПАО «Лукойл» будет оказывать на экономическую безопасность, на более длинном горизонте будет сильно перевешивать те затраты, которые компании необходимы на текущем этапе развития. Таким образом, постепенно по мере применения всех упомянутых выше предложенных мер, компании удастся значительно повысить степень инвестиционной привлекательности в контексте обеспечения экономической безопасности.
Заключение
Благодаря нефтегазовому сектору Россия имеет возможность поддерживать стабильный торговый баланс, формировать инвестиционные ресурсы в экономике, а также, поддерживать курс национальной валюты. Национальная экономика зависит от доходов, полученных в нефтегазовом секторе, поскольку за счет компаний нефтегазовой отрасли формируется большая половина федерального бюджета. Так, благодаря рассматриваемой отрасли и стабильно высоким производственно-экономическим показателям компаний, России удалось значительно нарастить объем валютных резервов. Объемы добываемых углеводородов в последние годы продолжают увеличиваться, в то время как доходы бюджета постепенно сокращаются из-за снижения цен на энергоносители. Несмотря на это, из-за увеличения объемов экспорта, доходная часть бюджета все еще в первую очередь формируется именно за счет экспорта углеводородов.
Лукойл, как крупнейшая частная нефтегазовая компания в России, осуществляющая свою деятельность в стратегически важной для государства отрасли, интересна с точки зрения анализа инвестиционной привлекательности в контексте обеспечения экономической безопасности, поскольку компания занимает лидирующие позиции, как в России, так и в мире. Важнейшими предложениями по повышению инвестиционной привлекательности в контексте обеспечения экономической безопасности является: повышение уровня долговой нагрузки для использования эффекта финансового рычага, снижение уровня дивидендных выплат и направление высвободившегося денежного потока на инвестиции в основной капитал, а также диверсификация производства, в том числе, в части перехода на альтернативную энергетику и повышение экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью. По мнению автора, перечисленные меры наиболее продуктивным образом повлияют на эффективность деятельности компании, а значит, и на пополняемость бюджета за счет налоговых поступлений, что в свою очередь, позитивно скажется на экономической безопасности страны. Тем не менее при реализации данных проектов, необходимо помнить о том, что компания, как и вся рассматриваемая отрасль в крайней степени зависима от мировых цен на нефть и от мирового спроса на углеводороды, что в перспективе может создавать риски экономической безопасности.
[1]Global Economic Prospects. / World Bank. - Washington, DC: World Bank, 2021. DOI: 10.1596/978-1-4648-1665-9 URL https://openknowledge.worldbank.org/bitstream/handle/10986/35647/9781464816659.pdf (Дата обращения 23.06.2021)
[2] Официальный сайт банка России / / Режим доступа: https://cbr.ru/hd_base/mrrf/mrrf_7d/ (Дата обращения 2.06.2021)
[3] Официальный сайт министерства финансов России // Режим доступа: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/nationalwealthfund/statistics/?id_65=27068-obem_fonda_natsionalnogo_blagosostoyaniya (Дата обращения 24.06.2021)
[4] Новостной ресурс: «Известия»: «Эффект госприсутствия: как изменилась нефтяная отрасль РФ за 20 лет» // Режим доступа: https://iz.ru/861631/nikolai-khrenkov/effekt-gosprisutstviia-kak-izmenilas-neftianaia-otrasl-rf-za-20-let
[5] Новостной ресурс: «Ведомости»: Morgan Stanley: фонды ответственного инвестирования покоряют рынок» // Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/finance/articles/2021/03/31/864080-morgan-stanley (Дата обращения 07.06.2021).
[6] Новостной ресурс: «Forbes»: В Коми из-за аварии в почву и реку утекло 90 тонн нефтепродуктов» // Режим доступа: https://www.forbes.ru/newsroom/obshchestvo/429455-v-komi-iz-za-avarii-v-pochvu-i-reku-uteklo-90-tonn-nefteproduktov(Дата обращения 07.06.2021).
Источники:
2. Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 г. Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_382666 (дата обращения: 04.07.2021).
3. Безпалов В.В., Поддубровская А.Ю. Современные требования к развитию нефтегазовой отрасли и ее значение для повышения национальной безопасности страны на примере Республики Татарстан // Norwegian Journal Of Development Of The International Science. – 2017. – № 8. – c. 26-33.
4. Дробот Е.В. Мировая экономика в условиях пандемии COVID-19: итоги 2020 года и перспективы восстановления // Экономические отношения. – 2020. – № 4. – c. 937-960. – doi: 10.18334/eo.10.4.111375.
5. Кадыров А.Р. Анализ и оценка инвестиционной привлекательности акций ПАО «Лукойл» // Актуальные вопросы современной экономики. – 2020. – № 1. – c. 489-494. – doi: 10.34755/IROK.2020.80.80.070 .
6. Караваева И.В. Национальная экономическая безопасность в теоретических исследованиях Института экономики РАН // Вестник Института экономики Российской академии наук. – 2020. – № 2. – c. 27-42. – doi: 10.24411/2073-6487-2020-10013.
7. Сенчагов В.К., Иванов Е.А. Структура механизма современного мониторинга экономической безопасности России. - Москва: Ин-т экономики РАН, 2016. – 71 c.
8. Смотрицкая И.И. Инновации в сфере государственного управления в контексте обеспечения экономической безопасности России // Экономическая безопасность. – 2021. – № 3. – doi: 10.18334/ecsec.4.3.112294.
9. Сорокина Н.Ю. Обеспечение экономической безопасности регионов как результат их устойчивого развития // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. – 2017. – № 5(95). – c. 146-152.
10. Отчет Группы Лукойл о деятельности в области устойчивого развития на территории Российской Федерации 2018–2019 годах: официальный текст. Lukoil.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://lukoil.ru/InvestorAndShareholderCenter/ReportsAndPresentations/SustainabilityReport (дата обращения: 24.06.2021).
11. Финансовые результаты 2015-2021 гг. Lukoil.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://lukoil.ru/InvestorAndShareholderCenter/ReportsAndPresentations/FinancialReports (дата обращения: 24.06.2021).
12. Организация стран экспортеров нефти – справка. Министерство иностранных дел Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mid.ru (дата обращения: 24.06.2021).
13. Лукойл – считая потери, думай о хорошем. Новостной ресурс Интерфакс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.interfax.ru/business/741516 (дата обращения: 24.06.2021).
14. Официальный сайт компании «Газпром». [Электронный ресурс]. URL: http://www.gazprom.ru (дата обращения: 04.07.2021).
15. Официальный сайт компании «Роснефть». [Электронный ресурс]. URL: http://www.rosneft.ru (дата обращения: 04.07.2021).
16. Официальный сайт компании Лукойл. [Электронный ресурс]. URL: http://www.lukoil.ru (дата обращения: 04.07.2021).
Страница обновлена: 30.10.2024 в 03:57:08