Импортозамещение в индустрии моды в России
Мельникова А.В.1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 33
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 13, Номер 4 (Апрель 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=52135040
Аннотация:
Данная работа посвящена анализу процесса импортозамещения в индустрии моды в России. На текущий момент введенные санкции в отношении России зарубежными странами остро поставили вопрос о необходимости импортозамещения в большинстве отраслей. Индустрия моды и отрасль легкой промышленности не стали исключением, так как в этом секторе экономики страны товары представителей зарубежных компаний превалируют. Статья посвящена анализу выполненных и планируемых работ по импортозамещению в индустрии моды. Приведены данные российской базы статистики, а также аналитические отчеты консалтинговых компаний. Проведен анализ действий, как со стороны государства, так и частного сектора и подытожен общий результат совместной деятельности. Выделены основные сдерживающие факторы и проблемные вопросы, а также предложены пути их решения
Ключевые слова: Индустрия моды, импортозамещение, легкая промышленность, отечественные бренды, государственная поддержка
JEL-классификация: L26, L16, L50
Введение
Индустрия моды, входящая в состав легкой промышленности России, включена в число приоритетных направлений импортозамещения в рамках всеобщего курса страны. Что обуславливает актуальность исследования этого направления. Текущие правительственные проекты являются продолжением программ, разработанных в 2014 году. В настоящее время уже имеется ряд положительных результатов осуществления импортозамещения в данной отрасли.Методологической основой данного исследования являются общенаучные методы исследования экономической деятельности, маркетинговые и статистические методы, а также контент-анализ открытых источников. Объектом исследования данной работы является индустрия моды в России, предметом исследования – процесс импортозамещения в индустрии моды в России. Цель исследования – выявить особенности процесса импортозамещения в индустрии моды и проанализировать эффективность ее реализации, на основе чего разработать рекомендации по оптимизации.
Основными источниками литературы, используемыми автором, стали статистические данные государственных структур, а также отчеты российских и зарубежных консалтинговых компаний [2, 3, 4, 8, 9, 13, 14]. Кроме того, активно использовалась информация, размещенная в официальных СМИ, такая как: интервью экспертов и работников в области фэшн-индустри, отчеты по результатам проведенных конференций и тематических встреч [5, 6, 7, 10, 12, 15, 16]. Источниками теоретической базы, раскрывающей основные понятия сферы индустрии моды, являются работы Андреевой А.Н., Ченчик А.В. [1, 17, 18, 19]. Практические рекомендации по решению основных проблем данной области экономики разрабатывались на основе научных статьей и исследований следующих авторов: Люй Ямэн, Василенко Н.В., Ченчик А. В., Мельникова А. В. [11, 17, 18, 19, 20].
Научной новизной данного исследования является систематизация процесса импортозамещания в сфере индустрии моды, а также разработка практических решений основных проблемных аспектов данного процесса.
Индустрия моды (фэшн-индустрия) – это совокупность видов творческой, экономической и управленческой деятельности, объединенных в процесс, имеющей целью дизайн, производство, маркетинг и продажу фэшн-продукта, с постоянным перемещением условных границ между этапами этого процесса [1]. В официальной статистике Российской Федерации понятие «индустрия моды» не используется. Однако данные о развитии этой отрасли можно получить в разделе «легкая промышленность». Министерство промышленности и торговли выделяет 4 подотрасли легкой промышленности [2]:
1. Производство пряжи из натуральных, синтетических и искусственных материалов (10–20% добавленной стоимости готового изделия в отпускных ценах производителей);
2. Производство и отделка текстильных материалов (тканые, нетканые, трикотаж), включая технический текстиль, а также выделка кожи (25–30%);
3. Производство готовой продукции: одежды, обуви, аксессуаров, домашнего текстиля, а также необходимых вспомогательных компонентов (30–35%);
4. Дизайн, маркетинг и дистрибуция готовой продукции (15–20%).
В международной практике аналогом легкой промышленности является сегмент Textile Clothing Leather and Footwear (TCLF), соответствующий кодам гармонизованной системы (Harmonized System (HS) 41–43, 50–65.
Легкая промышленность ‒ это комплексная отрасль, которая включает более 20 разновидностей производства, которые в последствии используются во многих сферах деятельности государства, в том числе в автомобилестроении, авиастроении, строительстве, медицине, сельском хозяйстве, в спортивном и военном деле. Таким образом, легкая промышленность является своеобразным драйвером роста экономики страны в целом, что обуславливает важность развития отрасли для государства [3].
Объем отгруженных товаров собственного производства легкой промышленности России за январь-май 2022 г. составил 427,5 млрд. рублей или 120,2% от объема отгрузки в аналогичном периоде 2021 года [3].
В том числе:
217,7 млрд. руб. (+17,2%) — производство текстильных изделий;
153,3 млрд. руб. (+27,4%) — производство одежды;
56,4 млрд. руб. (+13,6%) — производство кожи и изделий из кожи [3].
Таким образом, далеко не вся продукция, производимая в рамках сферы легкой промышленности, подпадает под понятие индустрии моды, но учитывая процентное соотношение распределения объемов товаров среди подотраслей, можно рассчитать интересующие показатели в секторе фэшн-индустрии.
На рисунке 1 представлено распределение рынка производства легкой промышленности в 2022 году:
Рисунок 1. Распределение производства внутри легкой промышленности в 2022 году в процентах.
Источник: составлено автором по данным «Легпром» России [Электронный ресурс]. URL: https://www.ruslegprom.ru/ob-otrasli/ (дата обращения 12.09.2023)
Кроме того, в глобальном рейтинге самых быстрорастущих рынков одежды Россия занимает 2 место (GAGR 9,9%) [3].
Как уже упоминалось выше, в официальной статистике России не выделяется отдельный сектор «индустрия моды». Однако, получение информации по товарам данной категории доступно в аналитических и консалтинговых компания. Например, компания McKinsey&Company ежегодно публикует отчеты по анализу фэшн-сегмента. По данным отчета, который был опубликован в конце ноября 2022 года совместно с журналом The Business of Fashion, на мировом рынке индустрии моды ожидается продолжение тенденции на падение спроса, начавшаяся во второй половине 2022. Причиной данного явления были названы инфляция и пессимистические ожидания клиентов, а так же энергетический кризис, нарушение цепочек поставок вследствие конфликта на Украине [4]. Что касается конкретно российского рынка, то здесь ситуация несколько отличается: общая тенденция спада сохраняется, но темпы замедляются. Согласно данным Focus Technologies по Москве и Санкт-Петербургу, летом 2022 года спрос на одежду и обувь возрос по сравнению к предыдущим месяцам. По расчетам компании в мае 2022 года количество покупок сократилось к предыдущему году на 26%, а к началу июня отставание сократилось до 12% [5].
Согласно информации, предоставленной гендиректором Fashion Consulting Group Анны Лебсак-Клейманс, к ноябрю 2022 года продажи одежды российских брендов выросли порядка 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Данный рост обусловлен активным открытием новых оффлайн магазинов, а также ростом онлайн продаж, в том числе через маркетплейсы. Всего за последнее время было открыто 28 новых бутиков: девять ‒ в районе Патриарших прудов, шесть магазинов на Петровке, шесть ‒ в районе Столешникова и Дмитровки, семь авторских магазинов в районе Чистых прудов, и тенденция будет продолжаться. Кроме того, отечественные дизайнеры активно продают коллекции в дизайнерских мультибрендах, таких как The Bluestore, «Телеграф», Slava, Trend Island, в своих онлайн-магазинах или через специальные дизайнерские проекты на маркетплейсах. Не мало важным стало открытие тематических корнеров для отечественных брендов в ЦУМе и ГУМе. Бренды масс-маркета активно отрывают свои магазины на освободившихся площадях в различных торговых центрах, откуда ушли зарубежные бренды. По подсчетам компании Fashion Consulting Group, начиная с весны 2022 года из России ушли более 70 фэшн-брендов [6].
По данным аналитиков Яндекс Рекламы, интерес пользователей в поиске российских брендов одежды и обуви вырос почти в 3 раза. При этом, по результатам опроса Анастасии Липатовой,- бизнес-партнера индустрии Fashion в Яндексе, каждый пятый пользователь сети интернет ищет альтернативы иностранным брендам. Таким образом, активные в он-лайне бренды потенциально могут усилить свою узнаваемость и популярность в целом [7].
Проблемы и перспективы развития индустрии моды в реализации задач импортозамещения
В новых условиях под импортозамещением подразумевается ускоренное развитие внутренней индустрии с целью закрытия спроса по самым разным направлениям, от тяжелой и легкой промышленности и наукоемких отраслей до общепита и туризма. Импортозамещение-2022 – это структурная трансформация российской экономики в связи с переориентацией на внутреннего производителя [8].Вопрос импорта замещения был поставлен еще в 2014 году, когда правительством было выпущено постановление «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». В связи со вступлением в силу в 2022 большого количества санкций, данное постановление было обновлено в июне 2022 года [9].
Согласно отчету РАНХиГС, за последние 8 лет с момента опубликования постановления №328 реализовано около 1,5 тысячи проектов по импортозамещению. Самые значительные успехи — в области сельского хозяйства и пищевой промышленности. В целом доля импортных продуктов в розничной торговле сократилась до 24%. Однако легкая промышленность на настоящий момент относится к наиболее импортозависимым отраслям. Так доля импорта среди текстильных изделий, одежды, кожи и изделий из кожи составляет 51.5% [10].
Начиная с 2014 года, государство активно разрабатывает различные программы поддержки легкой промышленности страны. В стратегию развития легпрома России до 2025 года отдельным направлением включена поддержка национальных брендов и создание модных кластеров с последующей целью вывести отечественные бренды модной одежды на мировой рынок [11].
По данным отчета российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности на конец 2017 года доля товаров российского производства в общем объеме продукции легкой промышленности на отечественном рынке составляла 20% [12] из которых 10% приходится на дизайнерскую одежду [13]. Если сравнить статистические данные по объемам товаров отечественного производства за 2017 год с данными отчета РАНХиГС за 2022 год, то можно сделать вывод, что за последние 5 лет были достигнуты значительные результаты по импортозамещению.
Однако, не смотря на значительные успехи в реализации программ по импортозамещению в легкой промышленности существует ряд проблем, которые не дают дальнейшего роста показателей.
Отрасль легкой промышленности не выдерживает конкуренции с китайской продукцией и очень зависит от зарубежного сырья, госзаказов, а также изношенности и дефицита российского оборудования. По данным Высшей Школы Экономики, на одного рабочего отечественной отрасли приходится до 600 рабочих из стран-конкурентов в Азии. Другая проблема — в стране изготавливают до 33% синтетических тканей, но доля импорта исходного сырья (синтетического волокна) приближается к 100%. Кроме того, негативно сказывает высокий процент контрафактной продукции на российском рынке. Так 42% россиян предпочитают покупать одежду и текстиль на теневом рынке из-за низкой цены, оборот которого достигает до 700 миллиардов рублей в год [10].
Что касается государственной поддержки легкой промышленности, то на сегодняшний день существует довольно широкий перечень мер, затрагивающий различные сферы деятельности предприятий данного сектора, среди которых следующие [14]:
– Субсидирование части затрат на обслуживание кредитов, направленных на пополнение оборотных средств
– Субсидия на стимулирование спроса (единая лизинговая субсидия)
– Компенсация затрат на изготовление школьной формы
– Субсидирование затрат по производству пряжи с содержанием льна
– Льготное кредитование за счёт средств Фонда развития промышленности (ФРП)
– Предоставление финансирования в рамках региональных ФРП
– Программы льготного кредитования
– Инвестиционные кредиты под 3% и 4,5%
– Льготный режим для производств Особых экономических зон (ОЭЗ)
– Субсидии на транспортировку промышленных товаров
– Расширение возможностей инвесторов в рамках СПИК 1.0
– Сокращение сроков заключения СПИК 2.0
– Промышленная ипотека
– Продвижение потребительских непродовольственных товаров на ТВ
Кроме того, существуют общие для всей экономики страны программы, включающие в себя в том числе сферу легкой промышленности, такие как проект «Сделано в Москве», нацпроект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», проект «Бренды России». Среди особых мер поддержи стоит выделить регулярные встречи-дискуссии и форумы, на которых активно обсуждаются возможности и перспективы развития отечественных брендов индустрии моды, с участием представителей правительства, экспертов бизнеса и активных игроков рынка. Такие как: Санкт-Петербургский экономический форум (панельная дискуссия «Участие регионов России в развитии легкой промышленности и формировании индустрии моды как глобального сетевого рынка»), дискуссия в рамках Московской недели моды, посвященная импортозамещению в индустрии моды, конференции UPGRADE RETAIL лето 2022, форум новой модной индустрии BEINOPEN [19].
Благодаря аудиту брендов в рамках проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» ряд производителей, в том числе из регионов, отмечают положительные сдвиги в развитии своей компании, такие как масштабирование бизнеса, расширение географии продаж, возможность перейти в более высокий ценовой сегмент [15, 17].
Основными проблемами, озвученными владельцами российских брендов одежды и обуви, на вышеперечисленных мероприятиях были следующие [16, 11]:
‒ отсутствие материалов и фурнитуры надлежащего качества отечественного производства
‒ нехватка специалистов различных востребованных профилей
‒ удорожание логистики в закупке у зарубежных стран
‒ высокая арендная плата у ритейлеров
‒ высокая стоимость пошива на производствах на территории России.
Заключение
В рамках глобальной программы импортозамещения по всех стране правительством планируется достижение следующих показателей: к 2024 году доля российского производителя вырастет до 60-100% [8]. В частности, это непосредственно затрагивает процесс импортозамещения в индустрии моды. Учитывая, что проекты 2022 года являются обновлением программ импортозамещения 2014 года, имеет смысл сопоставлять показатели результативности, проводимых мероприятий, начиная с 2014 года. Анализ динамики показал, что по всем направлениям в целом, и по легкой промышленности в частности, наблюдается значительный рост доли производства товаров отечественными производителями: так доля отечественного производства в легкой промышленности с 2017 года выросла более чем на 30 процентов.Стоит отметить, что помимо серьезной государственной поддержки столь высоких показателей удалось достичь в том числе частной инициативой: сами производители товаров индустрии моды активно развивали свои бренды и сферу фэшн в целом. Не мало важное значение сыграли различные образовательные форумы и встречи-дискуссии, на которых разбирались проблемы и ошибки представителей рынка. Проекты по аудиту брендов позволили масштабировать существующий бизнес и вывести его на новый уровень. В Москве это вылилось в том числе в рост числа новых магазинов в престижных центральных районах, а также в различных торговых центрах по всему городу. Бренды в регионах смогли выйти на новые рынки за пределы своего района.
Однако, остаются не мало важные сдерживающие факторы, не позволяющие в короткие сроки сильно изменить ситуацию на рынке. К таким факторам, в первую очередь, относятся [10, 19]:
дефицит отечественного оборудования для пошива;
отсутствие сырьевой базы;
нехватка квалифицированных кадров;
высокие издержки на аренду площадей и логистику.
В данном случае, решением могут быть следующие принятые меры [10, 17, 18, 20]:
‒ установление преференций российским компаниям для выполнения госконтрактов,
‒ запрет вывоза полуфабрикатного сырья из страны,
‒ предоставление права многокомпонентного ввоза товара через таможенную границу (материалов или оборудования) в рамках нескольких внешнеэкономических сделок до 2029 года,
‒ создание центров коллективного пользования дорогостоящим производственным оборудованием,
‒ кобрендинг в различных направлениях, в том числе с представителями других сфер креативной экономики,
‒ введение льготных ставок в торговых центрах для отечественных брендов.
Источники:
2. Стратегия развития легкой промышленности в Российской Федерации на период до 2025 года. [Электронный ресурс]. URL: http://minpromtorg.gov.ru/docs/#!proekt_strategiya_razvitiya_legkoy_promyshlennosti_v_rossiyskoy_federacii_na_period_do_2025_goda_1 (дата обращения: 20.01.2023).
3. Лёгкая промышленность России. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ruslegprom.ru/ob-otrasli/ (дата обращения: 20.01.2023).
4. The State of Fashion 2023: Resilience in the Face of Uncertainty?. [Электронный ресурс]. URL: https://www.businessoffashion.com/reports/news-analysis/the-state-of-fashion-2023-industry-report-bof-mckinsey/ (дата обращения: 20.01.2023).
5. Ситуация на fashion-рынке и вызовы 2023 года. [Электронный ресурс]. URL: https://www.retail.ru/articles/situatsiya-na-fashion-rynke-i-vyzovy-2023-goda/ (дата обращения: 20.01.2023).
6. Продажи одежды российских брендов выросли до 30% в 2022 году. [Электронный ресурс]. URL: https://sostav-ru.turbopages.org/sostav.ru/s/publication/prodazhi-odezhdy-rossijskikh-brendov-57844.html (дата обращения: 20.01.2023).
7. Интерес к российским брендам одежды и обуви вырос почти в 3 раза. [Электронный ресурс]. URL: https://vc.ru/marketing/497142-interes-k-rossiyskim-brendam-odezhdy-i-obuvi-vyros-pochti-v-3-raza (дата обращения: 20.01.2023).
8. Импортозамещение-2022: старые отрасли и новые перспективы. [Электронный ресурс]. URL: https://metaprom.ru/articles/a2170-importozamecshenie-2022-starye-otrasli-novye-perspektivy/ (дата обращения: 20.01.2023).
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 г. № 328. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/all/91634/ (дата обращения: 20.01.2023).
10. Импортозамещение в России: востребованные ниши для бизнеса в 2022 году. [Электронный ресурс]. URL: https://www.business.ru/article/4087-importozameshchenie-2022 (дата обращения: 20.01.2023).
11. Мельникова А.В. Актуальные проблемы развития и поддержки предпринимательства в индустрии моды в России // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2019. – № 2-1. – c. 117-125. – doi: 10.25799/AR.2019.91.2.010.
12. Дайджест центральных СМИ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kstu.ru/servlet/contentblob?id=167892 (дата обращения: 20.01.2023).
13. Фэшн-отчет. [Электронный ресурс]. URL: http://www.fashion-report.ru/articles/sostoyanie-rynka/rynok-dizaynerskoy-odezhdy-v-tsifrakh/ (дата обращения: 20.01.2023).
14. Меры господдержки. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ruslegprom.ru/mery-podderzhki/ (дата обращения: 20.01.2023).
15. Индустрия моды как драйвер роста лёгкой промышленности: санкции – шанс для нижегородских fashion-брендов. [Электронный ресурс]. URL: https://strategy.government-nnov.ru/ru-RU/longread/fashion_brendi_nn (дата обращения: 20.01.2023).
16. «Ни сырья, ни поддержки»: когда в России появится своя хорошая одежда. [Электронный ресурс]. URL: https://news-ru.turbopages.org/news.ru/s/culture/ni-syrya-ni-podderzhki-kogda-v-rossii-poyavitsya-svoya-horoshaya-odezhda/ (дата обращения: 20.01.2023).
17. Ченчик А.В. Организация предпринимательской деятельности в сфере создания дизайнерской одежды // Управление экономическими системами стратегическое развитие региона проблемы и решения: Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. 2017. – c. 190 -197.
18. Ченчик А.В. Брендинг молодых российских дизайнеров // Человеческий капитал и профессиональное образование. – 2014. – № 2 (10). – c. 50-59.
19. Chenchik A.V. The importance and perspectives of fashion industry? // XXIX Международные Плехановские чтения: Тезисы докладов аспирантов на иностранных языках. 2016. – p. 16-19.
20. Люй Ямэн, Василенко Н.В. Современные тенденции развития предпринимательства: творческая и коммерческая составляющие индустрии моды // Креативная экономика. – 2019. – № 11. – c. 2279-2288.
Страница обновлена: 25.11.2024 в 06:50:54