Исследование Программ развития импортозамещения в регионах Российской Федерации

Бородкина В.В.1, Рыжкова О.В.1, Улас Ю.В.1, Ушалова А.А.1
1 Сибирский федеральный университет, Россия, Красноярск

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 9, Номер 11 (Ноябрь 2015)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=25257975
Цитирований: 23 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье исследована нормативно-правовая база по содействию импортозамещения на территории России и представлен краткий обзор законодательно утвержденных Программ развития импортозамещения в субъектах РФ.

Ключевые слова: импортозамещение, кластеры, индустриальные парки, приоритетные отрасли, субъект РФ, концепция промышленной политики



Введение

Одним из основных направлений развития Российской Федерации в рамках сегодняшних условий и вызовов заявлено импортозамещение. Важным является повсеместное внедрение мероприятий по импортозамещению на всей территории Российской Федерации (Фальцман, 2015). Для наиболее эффективной реализации этого направления необходимым условием является разработка соответствующих нормативных актов, в том числе программ развития импортозамещения, как на уровне федерации, так и на уровне каждого отдельного региона (субъекта РФ). Целью настоящего исследования стали определение наличия таких программ в разрезе отдельных субъектов РФ и анализ их содержания на предмет выявления основных мероприятий, предлагаемых в рамках импортозмещения.

На сегодняшний день в шести субъектах РФ утверждены программы или концепции развития импортозамещения: Астраханская, Челябинская, Владимирская, Свердловская, Пензенская, Волгоградская, Саратовская области и Чувашская республика.

Основополагающими документами для разработки программ, концепций по развитию импортозамещения на региональном уровне являются следующие документы федерального уровня:

- Федеральный закон о промышленной политики РФ (на его основе разрабатываются региональные федеральные законы и концепции о промышленной политики) [1];

- План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 г., утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 27.01.2015 № 98-р (на его основе разрабатываются региональные планы). Одной из ключевых задач данного Плана является поддержка импортозамещения и экспорта по широкой номенклатуре несырьевых, в том числе высокотехнологичных, товаров;

- Отраслевые планы по содействию импортозамещения (на их основе разрабатывается общая Программа развития импортозамещения и отраслевые программы на региональном уровне).

Планы по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности с установленными мерами по содействию импортозамещения разработаны в 26 субъектах РФ (табл. 1). Планы по содействию импортозамещения или «дорожные карты» разработаны в 37 субъектах РФ. У 18 субъектов РФ отсутствуют указанные документы.

Стоит отметить, что до разработки Программ развития импортозамещения в различных субъектах РФ принимались другие нормативно-правовые акты, содержащие положения, касающиеся импортозамещения. Так, в Астраханской, Владимирской, Свердловской и Волгоградской областях были утверждены Планы по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности (с комплексом мер по поддержке импортозамещения и экспорта по широкой номенклатуре несырьевых, в том числе высокотехнологичных, товаров), а в Пензенской области был принят План содействия импортозамещению (табл. 1).

Каждая региональная Программа по импортозамещению разрабатывается в соответствии с Порядком разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ РФ [2], включающий в себя следующий алгоритм:

- цель и задачи;

- целевые индикаторы;

- бюджет;

- приоритетные виды деятельности (в том числе инвестиционные проекты);

- механизмы реализации Программы;

- оценка эффективности и т.д.

Кроме того, Программа по импортозамещению может быть разработана как Подпрограмма какой-либо общей Программы по развитию экономики региона или сама Программа по импортозамещению может быть разбита на несколько Подпрограмм (табл. 2).

Таблица 1

Наличие планов по содействию импортозамещения в субъектах РФ

План по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности
План содействия импортозамещению
(дорожная карта)
Отсутствуют
Вологодская область
Смоленская область
Калужская область
Республика Карелия
Калининградская область
Иркутская область
Новосибирская область
Амурская область
Курская область
Алтайский край
Псковская область
Московская область
Республика Татарстан
Краснодарский край
Тверская область
Приморский край
Тульская область
Мурманская область
Архангельская область
Кемеровская область
Республика Дагестан
Белгородская область
Самарская область
Карачаево-Черкесская Республика
Брянская область
Тамбовская область
Республика Марий Эл
Воронежская область
Пермская область
Республика Мордовия
Ивановская область
Ярославская область
Ульяновская область
Липецкая область
Республика Коми
Республика Тыва
Кабардино-Балкарская Республика
Нижегородская область
Забайкальский край
Республика Северная Осетия – Алания
Санкт-Петербург
Красноярский край
Ставропольский край
Томская область
Камчатский край
Удмуртская Республика
Ростовская область
Магаданская область
Курганская область
Костромская область
Еврейская автономная область
Омская область
Орловская область
Чукотский автономный округ
Республика Саха (Якутия)
Новгородская область

Сахалинская область
Рязанская область
г. Москва
Республика Адыгея
Волгоградская область
Республика Калмыкия
Свердловская область
Республика Ингушетия
Астраханская область
Чеченская Республика
Владимирская область
Республика Башкортостан
Чувашская республика
Кировская область

Оренбургская область
Тюменская область
Республика Алтай
Республика Бурятия
Республика Хакасия
Хабаровский край
Саратовская область
г. Санкт-Петербург
Пензенская область
Чувашская республика
Волгоградская область
Источник: составлено автором.

Каждый регион, реализующий Программу развития импортозамещения, ставит перед собой схожие цели и задачи. Так, наиболее общей целью всех Программ является:

- снижение зависимости территории от импорта продукции за счет удовлетворения внутреннего спроса высококачественной продукцией собственного производства;

- формирование условий для расширения масштабов производства конкурентоспособной продукции, создания новой импортозамещающей наукоемкой технологической продукции, обеспечения занятости населения, создания новых рабочих мест, увеличения поступлений в бюджет и изменения структуры регионального рынка с увеличением доли продукции, выпускаемой местными товаропроизводителями.

Приоритетными отраслями, которые определены в рамках программ поддержки импортозамещения, являются отрасли обрабатывающей промышленности.

В вышеперечисленных регионах приоритетными являются следующие отрасли [3]:

1. Волгоградская область: металлургия, сельское хозяйство – растениеводство (в том чисел семеноводство, глубокая переработка зерна кукурузы), животноводство, обогащение калийных солей, машиностроение в нефтегазовом комплексе, пищевой промышленности, легкая промышленность (производство одежды, переработка шерсти), лесопромышленный комплекс (производство картона), фармацевтика, строительные материалы (сэндвич-панели, стеклопластиковые трубы, теплоизоляционные ткани, теплоизоляционные материалы), автомобилестроение (пассажирские автобусы), гражданское авиастроение, радиоэлектронная промышленность, станкоинструментальная промышленность, судостроение, цветная и черная металлургия.

2. Свердловская область – специальное машиностроение в составе оборонно-промышленного комплекса, железнодорожное машиностроение, городской рельсовый транспорт, оптико-электронные системы, специализированное машиностроение для атомной отрасли, производство оборудования для нефтегазового комплекса, производство металлургического, компрессорного, вентиляционного и гидравлического оборудования, электротехническое и энергетическое машиностроение, системы управления и автоматизации технологическими процессами, производство продукции станкоинструментальной промышленности, станины и привода для станкостроения и робототехники, высокотехнологичное медицинское оборудование, производство генно-инженерного инсулина человека и оригинальных отечественных противовирусных препаратов, трубная продукция, производство титановых и алюминиевых полуфабрикатов для стратегических отраслей промышленности, полимерные и конструкционные материалы, продукция деревообрабатывающей промышленности.

3. Астраханская область – сельское хозяйство (растениеводство, в т.ч. выращивание грибов, животноводство, пчеловодство, высокотехнологичные корма), развитие логистической системы транспортировки и хранения овоще-бахчевой продукции, рыбохозяйственный комплекс (судак, щука, сом, разведение тропических ракообразных, нильская тиляпия), судостроение, электрооборудование, биоразлагаемые трубки для систем капельного орошения, строительные материалы (цементно-известковые смеси, сухие строительные смеси, композитная арматура, битум), текстиль (верхняя одежда, стеклоткань, пряжа, стекловолокно рубленое), тара и упаковка (гофрокартон), станкостроение (металлорежущие станки и кузнечно-прессовые машины) и др.

Таблица 2

Программы и подпрограммы по развитию импортозамещения [4]

Субъект РФ
Программа, подпрограммы
Волгоградская область
Концепция импортозамещения в Волгоградской области на 2015- 2017 годы и план мероприятий по содействию импортозамещению в Волгоградской области на 2015-2017 годы
Свердловская область
Программа Свердловской области «Развитие промышленности и науки на территории Свердловской области до 2020 года»
Подпрограммы:
1. Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности.
2. Развитие науки и инфраструктуры инноваций.
3. Обеспечение реализации государственной программы «Развитие промышленности и науки на территории Свердловской области до 2020 года».
4. Развитие импортозамещения и научно-производственной кооперации в отраслях промышленности Свердловской области.
5. Уральская инженерная школа.
Астраханская область
Программа «Импортозамещение в Астраханской области»
Владимирская область
Программа развития промышленности Владимирской области, повышения ее конкурентоспособности и обеспечение импортозамещения на 2015-2020 годы.
Подпрограммы:
1. Развитие научно-технической и производственной базы промышленного комплекса.
2. Развитие внутриобластной и межрегиональной кооперации, обеспечение импортозамещения.
3. Энергосбережение и повышение энергоэффективности в промышленности.
Чувашская республика
Программа Чувашской Республики «Экономическое развитие и инновационная экономика на 2012-2020 годы».
Подпрограммы:
1. Совершенствование системы управления экономическим развитием Чувашской Республики.
2. Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике.
3. Государственное стимулирование развития внешнеэкономической деятельности в Чувашской Республике.
4. Развитие потребительского рынка и сферы услуг в Чувашской Республике.
5. Формирование благоприятной инвестиционной среды в Чувашской Республике.
6. Инновационное развитие промышленности Чувашской Республики.
7. Развитие биоэкономики в Чувашской Республике.
8. Снижение административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг в Чувашской Республике.
9. Развитие монопрофильных населенных пунктов в Чувашской Республике.
10. Качество.
11. Внедрение композиционных материалов (композитов), конструкций и изделий из них в сфере транспортной инфраструктуры, строительства, жилищно-коммунального хозяйства, физической культуры, спорта и других сферах экономики Чувашской Республики.
12. Развитие инновационного территориального электротехнического кластера Чувашской Республики.
13. Развитие импортозамещения в отдельных отраслях экономики Чувашской Республики.
14. Обеспечение реализации государственной программы Чувашской Республики «Экономическое развитие и инновационная экономика на 2012-2020 годы».
Пензенская область
Программа импортозамещения и расширения выпуска продукции в Пензенской области на 2015-2017 годы
Подпрограммы:
1. Развитие производства и расширение выпуска продукции сельского хозяйства.
2. Производство импортозамещающей продукции в промышленном комплексе.
3. Расширение выпуска продукции в отрасли производства строительных материалов.
Челябинская область
Программа «Развитие импортозамещения и научно-производственной кооперации в отраслях промышленности Челябинской области на 2015-2020 годы».
Саратовская область
Концепция импортозамещения в реальном секторе экономики Саратовской области и План по содействию импортозамещению в реальном секторе экономики Саратовской области на 2015-2016 годы.

4. Владимирская область – производство машин и оборудования, металлообработка, производство электрооборудования, химическая, деревообрабатывающая промышленность, производство неметаллических минеральных продуктов (строительные материалы, стекло), производство фармацевтической продукции, пищевых продуктов, легкая и текстильная промышленность, художественные промыслы, оборонно-промышленный комплекс – обеспечение производства новых видов вооружения и военной техники. Новые современные производства в сферах: высокоточной механики, электроники, лазерных и нано-технологий, генно-инженерной биофармацевтики, композитных материалов.

5. Чувашская республика – машиностроительный комплекс, химическое производство, композиционные материалы, конструкции и изделия в сфере транспортной инфраструктуры, строительства, жилищно-коммунального хозяйства, физической культуры, спорта и других сферах экономики.

6. Пензенская область – электрооборудование, электронное и оптического оборудование, машины и оборудование, химическое производство (лекарственные средства), сельское хозяйство, транспортные средства и оборудование, обработка древесины и производство изделий из дерева, текстильное и швейное производство и др.

7. Челябинская область – станкоинструментальная промышленность (станины и приводы для станкостроения и робототехники, гидравлическое и пневматическое оборудование), машиностроение (для оборонно-промышленного комплекса, для атомной отрасли, электрические машины и электрооборудование, машины для сельского и лесного хозяйства), оборудование для нефтегазового комплекса, газоочистительное оборудование, автомобили, прицепы и полуприцепы, металлургическое оборудование (в том числе чугунно-литейное производство), трубная продукция, системы управления и автоматизации технологическими процессами, высокотехнологичное медицинское оборудование.

8. Саратовская область – сельское хозяйство, машиностроение, фармацевтика, легкая промышленность.

В данных субъектах кроме Программ или Концепций развития импортозамещения реализуются отраслевые Программы развития (рис. 1).

Рисунок 1. Отраслевые Программы развития в регионах РФ

Источник: составлено автором

Стоит отметить, что в рамках Программ развития импортозамещения, отраслевых Программ и отдельных Программ осуществляется создание и функционирования особых экономических зон, кластеров, индустриальных и техно-парков. Так, в Астраханской области планируется создание особой экономической зоны промышленно-производственного типа, создание судостроительного кластера и бизнес-инкубатора инновационного типа, создание индустриального парка. Кроме того, на остальных территориях осуществляют свою деятельность достаточно большое количество кластеров, технопарков (табл. 3).

К иным нормативно-правовым актам, поддерживающим импортозамещение, относятся также программы поддержки малого и среднего предпринимательства, программы, поддерживающие инвестиционную деятельность и инновационное развитие, программы развития промышленности и повышение ее конкурентоспособности.

Таблица 3

Перечень технопарков, кластеров [5]

Субъект РФ
Технопарки, кластеры
Волгоградская область
Химико-фармацевтический кластер
Индустриальный парк «Волжский»
Свердловская область
Индустриальные и технопарки – 14 единиц:
Титановая долина, Бизнес-парк, Университетский, Уральский лесной технопарк, Уральский горно-промышленный научно-технологический парк «ИнтелНедра», научно-внедренческий биомедицинский технопарк «Новоуральский», научно-производственный парк «ТЕХНОМЕТ», Академический, Энергия, Синарский, ЗАО «Технопарк», Авиценна, Евразийский, Торгмаш
Владимирская область
Действуют 4 индустриальных парка: Струнино, Ока, Працельс, Ставрово
Чувашская республика
Электротехнический кластер
Индустриальный парк
Пензенская область
Индустриальный парк «Отвель»
Планируется создание индустриального парка «Сердобский»
Челябинская область
Действуют 2 кластера: станкостроительный, машиностроительный
Саратовская область
Действуют 2 технопарка: Лидер, Тролза
Туристско-рекреационный кластер

В рамках дополнительных мер поддержки импортозамещения в представленных регионах стоит отметить:

- создание и организацию деятельности региональных Центров импортозамещения. Во Владимирской области уже работают над созданием пяти таких Центров – в Муроме (производство отечественных компонентов транспортной инфраструктуры и путевой техники), в Коврове (высокоточное машиностроение, станкостроение и робототехника), в Гусь-Хрустальном (производство оборудования для нефтегазового комплекса), в Петушинском районе (фармацевтика и биотехнологии), а во Владимире на базе государственного университета будет работать инновационный научно-образовательный центр. Кроме того здесь создан и Департамент инновационного развития и импортозамещения. В Волгоградской области планируется создание такого Центра. В Чувашской республике создана рабочая группа по формированию перечня первоочередных мероприятий (продуктов, технологий и оборудования), способствующих импортозамещению;

- создание и организацию деятельности региональных Корпораций развития, функциями которых является обеспечение полного сопровождения инвестиционного проекта: от подбора земельного участка и строительства инфраструктуры до предоставления гарантии и взноса в уставный капитал;

- принятие инвестиционной декларации (инвестиционного меморандума) муниципальными образованиями региона, которая устанавливает принципы взаимодействия органов местного самоуправления муниципальных образований с субъектами инвестиционной деятельности и малого предпринимательства;

- внедрение оценки (рейтингования) деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований по вопросам улучшения инвестиционного климата;

- организация заключения соглашения о сотрудничестве между Правительством региона и иными организациями, включенными в инфраструктуру поддержки импортозамещения, например, с межрегиональной «Ассоциацией инновационных регионов России», с некоммерческой организацией «Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий» (Фонд «Сколково») и др.

Бюджет Программ по развитию импортозамещения:

1. Челябинская область – 760 млн руб. [6].

2. Владимирская область – 1,2 млрд руб. Программа состоит из следующих Подпрограмм: Подпрограмма 1 «Развитие научно-технической и производственной базы промышленного комплекса», Подпрограмма 2 «Развитие внутриобластной и межрегиональной кооперации, обеспечение импортозамещения», Подпрограмма 3 «Энергосбережение и повышение энергоэффективности в промышленности» [7].

3. Свердловская область – 22,3 млрд руб. Программа состоит из следующих Подпрограмм: Подпрограмма 1 «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», Подпрограмма 2 «Развитие науки и инфраструктуры инноваций», Подпрограмма 3 «Обеспечение реализации государственной программы «Развитие промышленности и науки на территории Свердловской области до 2020 года», Подпрограмма 4 «Развитие импортозамещения и научно-производственной кооперации в отраслях промышленности Свердловской области», Подпрограмма 5 «Уральская инженерная школа» [8].

Несмотря на отсутствие в остальных субъектах РФ принятых Программ и Концепций по импортозамещению, деятельность по содействию импортозамещения ведется через следующие нормативно-правовые документы:

- региональная промышленная политика;

- планы содействия импортозамещению;

- программы социально-экономического развития;

- региональные отраслевые программы;

- программы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

- программы содействия инновационной деятельности;

- планы первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности.

Кроме того, стоит отметить, что 48 из 80 территорий уже заключили соглашение о сотрудничестве с Фондом развития промышленности (табл. 4). Фонд основан 2014 году по инициативе Министерства промышленности и торговли РФ путем преобразования Российского фонда технологического развития для модернизации российской промышленности, организации новых производств и обеспечения импортозамещения. Фонд развития промышленности в своей работе активно сотрудничает с органами государственной власти, институтами развития и некоммерческими организациями. Сотрудничество и партнерство основано на заключенных соглашениях.

Таблица 4

Список регионов РФ, заключивших соглашения о сотрудничестве с Фондом развития промышленности [9]

1. Амурская область
2. Астраханская область
3. Белгородская область
4. Брянская область
5. Владимирская область
6. Волгоградская область
7. Вологодская область
8. Воронежская область
9. Еврейская автономная область
10. Забайкальский край
11. Ивановская область
12. Иркутская область
13. Калужская область
14. Камчатский край
15. Кировская область
16. Костромская область
17. Курганская область
18. Ленинградская область
19. Москва
20. Нижегородская область
21. Новосибирская область
22. Оренбургская область
23. Орловская область
24. Приморский край
25. Псковская область
26. Республика Башкортостан
27. Республика Ингушетия
28. Республика Мордовия
29. Республика Саха (Якутия)
30. Республика Северная Осетия - Алания
31. Республика Татарстан
32. Ростовская область
33. Рязанская область
34. Самарская область
35. Санкт-Петербург
36. Саратовская область
37. Свердловская область
38. Ставропольский край
39. Тамбовская область
40. Тверская область
41. Тульская область
42. Тюменская область
43. Удмуртская Республика
44. Ульяновская область
45. Хабаровский край
46. Челябинская область
47. Чувашская Республика
48. Ярославская область

В целях содействия импортозамещающих производств Министерство промышленности и торговли РФ сформировало Перечень организаций, оказывающих существенное влияние на отрасли промышленности и торговли [10]. Российские предприятия были распределены на 23 подотрасли (более 500 предприятий). Количество выделенных предприятий в субъектах РФ представлено в таблице 5.

Таблица 5

Количество предприятий, входящих в Перечень организаций, оказывающих существенное влияние на отрасли

промышленности и торговли [11]

Таким образом, возможно говорить о том, что разработка нормативных актов в области импортозамещения на уровне субъектов РФ, в том числе разработка соответствующих программ, получает все более широкое распространение.

Заключение

Курс на импортозамещение должен поспособствовать регионам РФ:

- сформировать конкурентоспособный, сбалансированный промышленный комплекс, устойчивый к колебаниям мировой экономической конъюнктуры;

- обеспечить благоприятные организационные и материально-технические условия, необходимые для формирования региональной инновационной системы, стимулирующей как инновационную активность организаций, так и повышение спроса на результаты инновационной деятельности;

- обеспечить условия для реализации мероприятий государственной промышленной политики в соответствии с установленными сроками и задачами;

- обеспечить рост ВВП через увеличение объемов производства и сбыта конкурентоспособной импортозамещающей продукции промышленного комплекса регионов РФ;

- обеспечить условия для подготовки в регионах РФ квалифицированных работников инженерно-технических и рабочих специальностей в количестве и с качеством, полностью удовлетворяющими текущим и перспективным потребностям экономики страны, с учетом программ развития промышленного сектора экономики, обеспечения импортозамещения и возвращения отечественным предприятиям технологического лидерства.

Наличие соответствующих нормативных актов и программ по импортозамещению свидетельствует о наличии понимания в части необходимых шагов для достижения поставленной цели и последовательности действий. То есть наличие таких документов является потенциальным конкурентным преимуществом субъекта РФ. В этом отношении можно сказать, что в частности Красноярский край лишен такого конкурентного преимущества, поскольку на сегодняшний день у него отсутствуют разработанные и утвержденные документы по развитию импортозамещения.

[1] Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» (ред. от 13.07.2015).

[2] Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 21.09.2011 № 398 «О государственной программе Чувашской Республики «Экономическое развитие и инновационная экономика на 2012-2020 годы».

[3] Постановление Администрации Владимирской области от 16.06.2015 № 562 «Об утверждении государственной программы Владимирской области «Развитие промышленности Владимирской области, повышение ее конкурентоспособности и обеспечение импортозамещения на 2015-2020 годы»; Постановление Администрации Волгоградской области от 14.09.2015 № 527-п «Об утверждении Концепции импортозамещения в Волгоградской области на 2015-2017 годы и плана мероприятий по содействию импортозамещению в Волгоградской области на 2015-2017 годы»; Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 21.09.2011 № 398 «О государственной программе Чувашской Республики «Экономическое развитие и инновационная экономика на 2012-2020 годы»; Постановление Правительства Пензенской области от 09.04.2015 № 179-пП «Об утверждении Программы импортозамещения и расширения выпуска продукции в Пензенской области на 2015-2017 годы»; Постановление Правительства Саратовской области от 20.01.2015 № 5-П «Об утверждении Концепции импортозамещения в реальном секторе экономики Саратовской области и Плана по содействию импортозамещению в реальном секторе экономики Саратовской области на 2015-2016 годы»; Постановление Правительства Свердловской области от 24.10.2013 № 1293-ПП «Об утверждении государственной программы Свердловской области «Развитие промышленности и науки на территории Свердловской области до 2020 года»; Постановление Правительства Челябинской области от 15.09.2015 № 439-П «О государственной программе Челябинской области «Развитие импортозамещения и научно-производственной кооперации в отраслях промышленности Челябинской области на 2015-2020 годы»; Распоряжение Правительства Астраханской области от 04.03.2015 № 52-Пр «О программе импортозамещения в Астраханской области на 2015-2017 годы».

[4] Постановление Администрации Владимирской области от 16.06.2015 № 562 «Об утверждении государственной программы Владимирской области «Развитие промышленности Владимирской области, повышение ее конкурентоспособности и обеспечение импортозамещения на 2015-2020 годы»; Постановление Администрации Волгоградской области от 14.09.2015 № 527-п «Об утверждении Концепции импортозамещения в Волгоградской области на 2015-2017 годы и плана мероприятий по содействию импортозамещению в Волгоградской области на 2015-2017 годы»; Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 21.09.2011 № 398 «О государственной программе Чувашской Республики «Экономическое развитие и инновационная экономика на 2012-2020 годы»; Постановление Правительства Пензенской области от 09.04.2015 № 179-пП «Об утверждении Программы импортозамещения и расширения выпуска продукции в Пензенской области на 2015-2017 годы»; Постановление Правительства Саратовской области от 20.01.2015 № 5-П «Об утверждении Концепции импортозамещения в реальном секторе экономики Саратовской области и Плана по содействию импортозамещению в реальном секторе экономики Саратовской области на 2015-2016 годы»; Постановление Правительства Свердловской области от 24.10.2013 № 1293-ПП «Об утверждении государственной программы Свердловской области «Развитие промышленности и науки на территории Свердловской области до 2020 года»; Постановление Правительства Челябинской области от 15.09.2015 № 439-П «О государственной программе Челябинской области «Развитие импортозамещения и научно-производственной кооперации в отраслях промышленности Челябинской области на 2015-2020 годы»; Распоряжение Правительства Астраханской области от 04.03.2015 № 52-Пр «О программе импортозамещения в Астраханской области на 2015-2017 годы».

[5] Журавский, Д., Паздников, М., Сунгатуллин, Р. и др. (2015). Индустриальные парки России (Выпуск третий). Режим доступа: http://xn--80aa3abipi7j.xn--p1ai/sfiles/lists/16_4_4_0.pdf; Информационный портал «Карта кластеров России» Российской кластерной обсерватории и Института статистических исследований и экономики знаний.

[6] Постановление Правительства Челябинской области от 15.09.2015 № 439-П «О государственной программе Челябинской области «Развитие импортозамещения и научно-производственной кооперации в отраслях промышленности Челябинской области на 2015-2020 годы».

[7] Постановление Администрации Владимирской области от 16.06.2015 № 562 «Об утверждении государственной программы Владимирской области «Развитие промышленности Владимирской области, повышение ее конкурентоспособности и обеспечение импортозамещения на 2015-2020 годы».

[8] Постановление Правительства Свердловской области от 24.10.2013 № 1293-ПП «Об утверждении государственной программы Свердловской области «Развитие промышленности и науки на территории Свердловской области до 2020 года».

[9] Сайт Фонда развития промышленности.

[10] Приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 13.04.2015 № 798 «Об утверждении Перечня организаций, оказывающих существенное влияние на отрасли промышленности и торговли».

[11] Постановление Правительства Саратовской области от 20.01.2015 № 5-П «Об утверждении Концепции импортозамещения в реальном секторе экономики Саратовской области и Плана по содействию импортозамещению в реальном секторе экономики Саратовской области на 2015-2016 годы».


Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:47:20