Специфика рынка экопродукции в мире

Дроздова Т.К.1, Луфт К.С.1, Боркова Е.А.1
1 Санкт-Петербургский государственный экономический университет

Статья в журнале

Продовольственная политика и безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 10, Номер 1 (Январь-март 2023)

Цитировать:
Дроздова Т.К., Луфт К.С., Боркова Е.А. Специфика рынка экопродукции в мире // Продовольственная политика и безопасность. – 2023. – Том 10. – № 1. – doi: 10.18334/ppib.10.1.117045.

Аннотация:
. В данной статье проводится анализ состояния современного рынка экопродукции в мире и сравнение различных показателей популярности и потребления экопродуктов в наиболее развитых в этом направлении странах. Также в работе рассматриваются законы Российской Федерации, направленные на помощь фермерам и тенденции развития «зеленой» экономики. В наше время вопрос экологии стоит особенно остро, экология стала трендом последних десятилетий, который включил в себя не только производство продуктов питания и косметики, но и бережное отношение к ресурсам, сознательный подход к решению мусорной проблемы и многие другие аспекты. Производство биопродуктов – новое направление в сфере сельского хозяйства, появившееся из-за популярности заботы об окружающей среде. Статья будет полезна тем, кому интересен раздел «зеленой» экономики, тем, кто собирается заниматься производством экопродуктов за рубежом или на территории России, а также тем, кто пропагандирует экологический подход для жизни.

Ключевые слова: «зеленая» продукция, окружающая среда, экология, экологически чистый, рынок экопродукции, экопродукты

JEL-классификация: Q01, L66, O31



Введение

Считается, что экопродукты – это безопасные для человека продукты высокого качества, при производстве которых наносится минимальное негативное воздействие на окружающую среду [1]. Это, конечно, определение идеального экологического продукта, который трудно достижим. Даже самое обычное фермерское молоко не может считаться абсолютно экологичным, поскольку известно, что сельское хозяйство, особенно скотоводство, во многом влияет на возникновение парникового эффекта на планете.

Целью настоящего исследования является выявление изменений и тенденций на мировом рынке экопродукции, отношения к «зеленым» продуктам в разных странах, а также выявление ключевых моментов и трудностей в производстве продуктов такого рода.

Актуальность данной статьи заключается в том, что автор собрал последние данные о рынке экопродукции, который невероятно быстро развивается по всему миру. Работа автора рассматривает тенденцию и развитие рынка экологически чистых продуктов с разных сторон в разных странах.

Научная новизна заключается в том, что автор свёл воедино и проанализировал исследования и данные «зеленого рынка», опубликованные в изданиях разных стран.

Огромное количество стран декларирует заботу об окружающей среде. На 2022 год самой экологичной страной считается Дания (по индексу экологической эффективности) [2] (табл. 1).

Таблица 1

Лидеры по индексу экологической эффективности на 2022 год. Источник: [2]

Рынок экопродукции – один из самых быстроразвивающихся в мире. В 2020 году было зарегистрировано 3,4 миллиона производителей органической продукции, что на 7,6 процента больше, чем в 2019 году [3].

Несмотря на популярность экотоваров, не каждый их использует. Так, например, согласно исследованию Agence Bio, 89% французов покупают экологически чистые продукты, но только 37% делают это систематически [4].

Экопродукты, как правило, дороже традиционных из-за специфики производства, поэтому не все могут позволить себе покупать и использовать такие товары постоянно. Однако, есть страны, в которых экопродукции уделяется большое внимание. Например, в Швейцарии жители тратят на нее более 250 евро в год, в то время как в Канаде тратят меньше 80 евро в год [3]. Кроме того, у многих покупателей нет доверия к продуктам такой категории, а некоторые не видят разницы между обычными и экологически чистыми продуктами.

Существует еще одна большая проблема – гринвошинг, этот термин придумал американский эколог Джей Вестервельд. Гринвошинг -маркетинговый экокамуфляж продукции, по сути – обман потребителя и введение его в заблуждение, ведь он считает продукт экологичным, а он таковым вовсе не является. По данным Международной ассоциации потребителей в Европе число компаний, которые незаслуженно приписывают себе звание eco-friendly, в 2019 году достигало 40% [5]. Производители подобных товаров часто используют всяческие зеленые наклейки с обозначениями BIO, ECO, ORGANIC, но не имеют право ставить на свою продукцию настоящие сертифицированные обозначения. Пожалуй, гринвошинг – одна из главных проблем на рынке экологических товаров, пока законодательства стран не усилит борьбу с такими производителями.

С ростом интереса потребителей растет и глобальная конкуренция на экорынке со стороны ведущих производителей. Титанами производства экологически чистых продуктов можно считать такие компании как Genea Biomedx, Cooper Surgical Inc и Vitrolife AB.Список основных крупных игроков этой сферы с учетом производства, цены, выручки (стоимости) каждого производителя включает:

Безусловно, важную роль играют местные небольшие производители, мощно развивается e-commerce, особенно после пандемии.

Интересная ситуация сейчас с рынком экопродуктов в Китае. Общий объем продаж здорового питания в Китае составляет около 196,1 млрд юаней в 2021 году, показав рост по сравнению со 184,7 млрд юаней годом ранее [6]. Поскольку общий объем продаж здорового питания продолжает расти, перспективы рынка должны оставаться многообещающими. На рынке здорового питания в Китае доминируют пищевые добавки (т.е. здоровая пища с витаминами, минералами и китайскими лекарственными травами в качестве ингредиентов), которые составляют 55,2% рынка. Далее по размеру доли рынка следуют здоровое питание с питательной функцией (33,5%), здоровое питание для похудения (6,5%) и здоровое питание для детей и спортсменов (4,8%) [7]. Пищевые добавки и здоровое питание с питательной функцией становятся все более популярными среди молодых женщин и людей среднего возраста. Аналитики отметили, что более 70% людей в возрасте 65 лет и старше в Китае потребляют здоровую пищу, что свидетельствует о наличии огромного потенциала на рынке здорового питания среди пожилых людей [7]. Поскольку уровень жизни продолжает расти, пожилые люди уделяют больше внимания сохранению здоровья, и здоровое питание является для них хорошим выбором. Основными потребителями органической продукции становятся:

- средний класс – люди, которые много работают и стремятся питаться правильно

- семьи с детьми – думают о будущем и хотят обеспечить здоровье семье, особенно с учетом плохой экологии

- пожилые люди – имеют достаточно сбережений, чтобы питаться максимально правильно и продлить свою здоровую жизнь.

В Болгарии, например, ситуация совершенно иная. Здесь рынок экотоваров развивается очень медленно и причин этому несколько:

1. Страна традиционно аграрная, собственная продукция качественная, поэтому многие не хотят переплачивать за экологичность.

2. Стоимость экотовара может быть выше в несколько раз (именно в связи с низким развитием данного сегмента рынка)

3. Многие производители совершенно не заинтересованы в получении экосертификатов, поскольку это сложно и дорого.

4. Основная группа потребителей экопродукции – люди до 50 лет, которые ищут здоровые и полезные продукты без добавок. Но по исследованию только 52% реально проверяют состав покупаемых экопродуктов.

Судя по официальной статистике ЕС за 2019 год, Болгария, несмотря на плодородные земли и развитое сельское хозяйство, находится в самом конце списка стран, стремящихся к переходу к органическому земледелию [8].

Российский рынок экопродукции

Российский органический рынок начал быстро расти с 2008 г., увеличившись к 2020 году более чем в 10 раз до 183 млн евро (рис. 2).

Рисунок 2

Развитие российского рынка экопродуктов. Источник: [9]

До 2018 года в России долгое время ключевым документом, регулирующим производство и требования к органической продукции, являлся ГОСТ Р 56104-2014 «Продукты пищевые органические. Термины и определения» [10]. Также требования к экопродуктам закреплены СанПиН 2.3.2.2354-08 от 21 апреля 2008 г. «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов» [11]. Именно эти документы позволяли любому производителю маркировать свой товар «Био» или «Эко», вводя тем самым потребителя в заблуждение.

К тому же нужно понимать разницу между этими, так похожими на первый взгляд, маркировками. «Эко» - означает, что продукт произведен с минимальным ущербом для природы, но вовсе не гарантирует, что он полезен для человека.

«Био» - эту приставку могут иметь только молочные продукты, имеющие в своем составе живые полезные бактерии. Только маркировка «Органик» является указанием на то, что при производстве продукта не использовались пестициды и прочая вредная химия [12].

1 января 2020 года вступил в силу Федеральный закон "Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 03.08.2018 N 280-ФЗ [12]. Этот закон предусматривает то, что:

§ Государство регистрирует производителей экопродции, что позволит создать особый реестр, в котором будут записаны все зарегистрированные производители.

§ Экофермерства должны будут пройти регистрацию, для получения сертификата.

§ Отечественные должны руководствоваться мировым стандартам производства «зеленых» продуктов.

Все экопродукты должны иметь маркировку, которая помогает потребителям купить не фальсификат, а действительно органический продукт. Таким образом, проблема гринвошинга начнет решаться.

Несмотря на все минусы экорынка, такие как недоверие покупателей и завышенная цена, он продолжает набирать обороты. Спрос у российского потребителя растет, как и количество новых предложений.

Увеличение спроса и производства приведет к понижению стоимости экопродукции, и разница в цене с обычными товарами будет не так существенна.

Сначала можно было только заказывать органические продукты напрямую у фермеров, если рядом с городом есть ферма. Чуть позже появилась возможность заказывать продукты в интернет-магазинах, которых было немного, но доставка всегда была доступна. В связи с популяризацией экологически чистых продуктов, в крупных городах, таких как Санкт-Петербург и Москва, начали открываться экомагазины, например, «Organic Shop», «ВкусВилл».

Также, особенно в крупных городах, уже давно процветают и преумножаются кофейни, в которых можно заказать напиток с вегетарианским (альтернативным) молоком, магазины и рестораны для вегетарианцев и многое другое.

Стоит отметить, что потребители экопродукции не только употребляют экологичксик чистую пищу, они чаще всего заботятся о переработке отходов – сортируют бытовой мусор, сдают батарейки, приходят в кафе со своими кружками, а также стараются использовать более экологичные виды бытовой химии.

Раньше рынок экопродуктов в России развивался только за счет западных поставок, однако за последние годы российский экорынок развился так, что теперь не нуждается в поставках из других стран.

Заключение

Экологически чистые продукты, пожалуй, являются главным трендом последнего десятилетия. Все страны пытаются выиграть в гонке за звание самой экологичной страны. Многие блогеры, актеры и прочие медийные личности пропагандируют здоровый образ жизни на огромную аудиторию. Разные проявления экологичного подхода, ранее неизвестные и непопулярные, становятся привычными. Примеры разных стран демонстрируют большой интерес общества к сохранению окружающей среды. При этом в каждой стране сохраняется определенная специфика в подходе и развитии экофермерства и использования экопродуктов. Это, безусловно, является интересным фактором для дальнейших исследований и наблюдений. У общества есть надежда на то, что в скором времени наши усилия не пройдут бесследно и Земля станет чище, население здоровее, а технологии прогрессивнее.


Источники:

1. Экопродукты – что же это такое?. LiveInternet. [Электронный ресурс]. URL: https://www.liveinternet.ru/users/diana_harb/post183978415/ (дата обращения: 10.11.2022).
2. Most Environmentally Friendly Countries 2022. World Population Review. [Электронный ресурс]. URL: https://worldpopulationreview.com/country-rankings/most-environmentally-friendly-countries (дата обращения: 14.10.2022).
3. Есть чисто: как развивается рынок экопродуктов. Тасс. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/ekonomika/4190384 (дата обращения: 15.10.2022).
4. Market Size & Share 2022 - Global Business Review, Key Findings, Company Profiles, Growth Strategy, Developing Technologies, Trends and Forecast by Regions. MarketWatch IVF. [Электронный ресурс]. URL: https://www.marketwatch.com/press-release/ (дата обращения: 21.10.2022).
5. Как отличить настоящие экологические товары от подделок и готовы ли люди платить больше за экопродукцию. Агентство социальной информации. [Электронный ресурс]. URL: https://www.asi.org.ru/news/2021/09/16/chto-proishodit-na-rynke-ekotovarov-v-rossii/ (дата обращения: 20.10.2022).
6. Market size of health and functional food in China from 2016 to 2021 with an estimate for 2022. Statista. [Электронный ресурс]. URL: https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.f71e584d-63a6da4d-45595c80-74722d776562/https/www.statista.com/statistics/1259081/china-market-size-of-functional-foods/ (дата обращения: 01.11.2022).
7. China’s Health Food Market. Hong Kong Means Business. [Электронный ресурс]. URL: https://hkmb.hktdc.com/en/1X002L54/hktdc-research/China’s-Health-Food-Market (дата обращения: 20/10/2022).
8. Терзиева Е. Склонност за плащане на потреьителите за био хранителни продукти. Cyber Leninka. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sklonnost-za-plaschane-na-potrebitelite-za-bio-hranitelni-produkti/viewer (дата обращения: 21.10.2022).
9. Анализ органического рынка. Национальный органический союз. [Электронный ресурс]. URL: https://rosorganic.ru/files/Анализ%20органического%20рынка%202021%20г.pdf (дата обращения: 26.10.2022).
10. ГОСТ Р 56104-2014 Продукты пищевые органические. Термины и определения. Docs.cntd.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200113488 (дата обращения: 17.10.2022).
11. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 21 мая 2008 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.3.2.2354-08. Garant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12060648/ (дата обращения: 17.10.2022).
12. «Био», «эко», «органик»: что есть что?. Роспотребнадзор. [Электронный ресурс]. URL: http://23.rospotrebnadzor.ru/content/325/60121/ (дата обращения: 17.10.2022).
13. Федеральный закон от 03.08.2018 N 280-ФЗ «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=304017&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.2000663594049461#09503780341857615 (дата обращения: 17.10.2022).

Страница обновлена: 03.02.2023 в 12:59:00