The impact of quality indicators for immersive products on the competitiveness of service enterprises in the field of immersive learning and leisure

Dolgikh E.Yu.1, Kozhevnikova S.Yu.1, Chernorez E.V.1
1 Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Russia

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 12, Number 8 (August 2022)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=49379650
Cited: 2 by 31.03.2023

Abstract:
The article considers an approach to the formation of a set of indicators for assessing the competitiveness of immersive products made and sold by high-tech enterprises of the IT market. Based on the existing scientific and practical approaches to determining the competitiveness of business and assessing the quality characteristics of services in the IT sector, as well as taking into account the specifics of immersive products, the authors suggest an integrated approach to determining the level of competitiveness of such enterprises. At the same time, it is proposed to pay special attention to the definition of quality indicators of immersive products. Special attention in the article is paid to the quality/price ratio, taking into account the influence of complexity and social targeting of products in accordance with the functional and/or industry purpose. This technique ultimately determines the characteristics of the differentiated value of the products in question and allows to form a rational approach to the implementation of business processes that affect the competitiveness of service enterprises in the field of immersive learning and leisure.

Keywords: IT industry, services, immersive products, indicators of quality and competitiveness of goods and services, competitiveness of immersive learning and leisure services, social targeting of an immersive product

JEL-classification: L26, M11, M21, O31



Введение

Цель успешной хозяйственной деятельности любой коммерческой организации (компании) – устойчивость ее финансово-экономического состояния и высокий конкурентный статус. Жизненный цикл любой организации представляет собой процесс ее изменений во времени и развития от зарождения предпринимательской идеи и государственной регистрации бизнес-единицы до зрелости и даже упадка [17, с. 31; 21, с. 75] (Lapygin, 2002, р. 31; Milner, 2005, р. 75) в соответствии с трансформацией социально-экономической среды, а также в связи с качеством реализации бизнес-процессов в самой компании.

К предприятиям – разработчикам продуктов ИТ-отрасли это имеет самое непосредственное отношение, поскольку общемировые тенденции цифровизации общества и цифровой трансформации бизнеса [13] (Kozhevnikova, Tkach, 2019), активизировавшиеся во время пандемического экономического кризиса, в российской ИТ-сфере значительно увеличили число новых компаний, успешно предлагающих свои продукты и услуги.

Финансовые показатели российских ИТ-компаний очевидно демонстрируют свой рост. Согласно рейтингу CNews100, в 2020 г. ИT-компании РФ увеличили свою выручку на 28,6% в рублях и на 15,7% в долларах по сравнению с 2019 г. Вместе с тем более глубокий анализ показывает, что по своей сложности продукты российских ИT-лидеров не привлекают клиентов какими-то осязаемыми ценностями. Речь идет о маркетплейсах (например, «Яндекс», Wildberries, Ozon, Mail.ru Group) и агрегаторах (например, Head Hunter, Ivi, «Учи.ру», «2ГИС») [28]. Действительно, мировые рейтинги начинают Apple, Cisco Systems, Dell Technologies, Xiaomi (компьютерное оборудование), amsung Electronics, Taiwan Semiconductor (полупроводники), Tencent Holdings, AT&T (телекоммуникационное оборудование) [35], и российских компаний в данных рейтингах нет. На конец 2021 года доля российского программного обеспечения в госкомпаниях по отношению к зарубежным аналогам составила 30–35% при директиве Правительства от 2018 года в 50–70% [5]. Доля импорта в аппаратной части в российской ИТ-индустрии, по данным различных источников, достигает 80–90%. По мнению специалистов, для достижения необходимого уровня автономности отечественного ИТ-рынка потребуется минимум три года [4; 33, с. 30–33] (Volodkovich, 2021; Chernysheva, 2019, р. 30–33).

Анализ рынка продуктов с иммерсивными технологиями показывает, что основными заказчиками продуктов с иммерсивными технологиями в России являются не индивидуальные пользователи, а организации (предприятия), в том числе государственные [6] (Dolgikh, 2021). Несмотря на низкий спрос на продукты, содержащие иммерсивные технологии, всегда остается в тренде спрос на услуги компаний, предлагающих свои услуги в виде иммерсивного обучения и досуга. Иммерсивное обучение – это метод, который использует искусственную или смоделированную среду, благодаря которой обучаемые могут полностью погрузиться в процесс. На тему иммерсивного обучения и досуга в различных сферах деятельности написано немало научных трудов, методики иммерсивного обучения активно применяются в настоящее время в педагогике, медицине, искусствоведении, философии, психологии [7, с. 1454] (Dolgikh, 2021, р. 1454). В этой связи авторами предполагается, что для обеспечения устойчивого развития российские компании, оказывающие такие услуги, должны подходить комплексно к повышению своей конкурентоспособности, отбирая у поставщиков (или создавая) уникальные продукты, используя передовые подходы и делая ставку на продвижение продукции с иммерсивными технологиями, исходя из степени сложности и социальной адресности ее исполнения в соответствии с назначением, что определяет в конечном итоге характеристики дифференцированной ценности рассматриваемых продуктов. Предложен новый подход к выявлению зависимостей показателей качества продуктов, содержащих иммерсивные технологии, с конкурентоспособностью предприятий сферы услуг в области иммерсивного обучения и досуга через интегральный показатель качества.

Критерии оценки конкурентоспособности высокотехнологичного предприятия ИТ-отрасли и продуктов с иммерсивными технологиями

Изучением проблем определения и обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур в рыночных условиях занимались ведущие зарубежные и отечественные исследователи и практики. Пожалуй, наибольшую ценность представляют труды Ф. Котлера [15] (Kotler, 2006), М. Портера [20] (Porter, 2005), И. Ансоффа [2] (Ansoff, 2005), Д. Аакера [1] (Aaker Devid, 2012), Ж.-Ж. Ламбена [16] (Lamben Zhan-Zhak, 2007), А. Олливье, А. Дайана, Р. Урсе [23] (Ollive, Dayan, Urse, 1993), А. Томпсона, А. Стрикленда [27] (Tompson, Striklend, 1998), Р.А. Фатхутдинова [30] (Fatkhutdinov, 2005), В.В. Царева [32] (Tsarev, Kantarovich, Chernysh, 2017), И.М. Лифица [19] (Lifits, 2022) и др. При этом следует отметить, что проблемам конкурентоспособности ИТ-компаний до последнего времени уделялось недостаточно внимания, хотя развитие сервисных секторов экономики, производящих сложные продукты, в частности высокотехнологичные продукты с иммерсивными технологиями, отвечающие все возрастающим потребностям общества и бизнеса в цифровизации социальных и деловых процессов, – побуждает к более детальным исследованиям в данной предметной области [10, 12, 31] (Baykova, Bogolyubov, Bogolyubova, Vasileva, Vladimirova, Ivankova, Karpova, Kozhevnikova, Kostryukova et al., 2016; Kozhevnikova, Volkova, 2017; Bezdenezhnyh, Pakhomova, Reznikov, Shapkin, Tymchik, Idrisova, Isaeva, Kozhevnikova, Lazovskiy et al., 2015).

Для оценки и разработки конкурентоспособного рыночного предложения необходим глубокий анализ формирующих его критериев, раскрывающих через оценочные показатели сущностные причины достижения желаемого успеха. Таким образом, анализ факторов помогает выявить сильные и слабые стороны в деятельности хозяйствующего субъекта и в работе конкурентов, разработать методы и инструменты, за счет применения которых предприятие смогло бы повысить свою конкурентоспособность, изменить долю в продажах на конкретном рынке.

Надо заметить, что известные исследователи демонстрируют разнообразные подходы к выделению важных факторов конкурентоспособности (табл. 1).

Таблица 1

Наиболее известные подходы к выделению типов ключевых факторов конкурентоспособности рыночного предложения

Авторы исследования конкурентоспособности
Выделяемые типы ключевых факторов конкурентоспособности
М. Портер [20] (Porter, 2005)
Известная модель «пяти сил»:
- риск входа на рынок потенциальных конкурентов (проявляется в зависимости от издержек, от возможности дифференциации рыночного предложения и рамок конкуренции);
- соперничество существующих в отрасли предприятий;
- угроза давления на цены со стороны покупателей;
- возможность давления со стороны поставщиков;
- угроза появления товаров-заменителей
А. Томпсон,
А. Стрикленд [27] (Tompson, Striklend, 1998)
- зависящие от технологий;
- относящиеся к производству;
- относящиеся к реализации услуг;
- относящиеся к маркетингу;
- относящиеся к профессиональным навыкам;
- связанные с организационными возможностями
А. Олливье,
А. Дайан,
Р. Урсе [23] (Ollive, Dayan, Urse, 1993)
- концепция товара и услуги,
- качество продукта,
- цена товара,
- финансы (как собственные, так и заемные),
- торговля (методы и средства деятельности),
- послепродажное обслуживание, обеспечивающее постоянную клиентуру,
- внешняя торговля,
- предпродажная подготовка
И.М. Лифиц [19] (Lifits, 2022)
- производственный: имидж предприятия; сертифицированная система качества; применение защитных мер по предупреждению фальсификации;
- сбытовой: количество посредников;
- сервисный: продолжительность гарантийного срока;
- рыночный: рыночная новизна
Источник: составлено авторами.

Как видно из данных в таблице 1, единого представления о типах ключевых факторов конкурентоспособности рыночного предложения до сих пор сформировать не удалось. Поэтому проблематичной является и однозначность рекомендуемых критериев оценки уровня конкурентоспособности рыночного предложения.

Более детальный анализ проблем оценки и обеспечения конкурентоспособности бизнеса всегда актуален, так как успех любого предприятия и способность предложить востребованную продукцию – основа его успешного коммерческого существования в условиях динамического соперничества с другими игроками соответствующего товарного рынка [18, с. 42–49] (Lebedeva, 2021, р. 42–49). Если в некоторой степени обобщить научный базис оценки и обеспечения конкурентоспособности бизнеса, то можно выделить не менее 19 движущих сил конкуренции [29, с. 15] (Gorbashko et al., 2021, р. 15), которые существуют благодаря действию более полутора десятков законов экономики [29, с. 82] (Gorbashko et al., 2021, р. 82). Экономическая наука возвела в ранг «доказанного» положение, что конкурентоспособность предприятий напрямую зависит от конкурентоспособности продукции (товаров), производимых и реализуемых ими.

Среди отечественных ученых, на наш взгляд, наиболее глубоко к оценке конкурентоспособности услуг подошел И.М. Лифиц [19] (Lifits, 2022), который предлагает рассматривать определенный набор критериев (показателей), отражающих влияние ключевых факторов конкурентоспособности на результативность бизнеса:

- имидж компании;

- социальную адресность продукта (по мнению авторов, для продуктов с иммерсивными технологиями основной акцент должен делаться на наиболее точном соответствии продукта своему «адресному» социальному / отраслевому / функциональному назначению в соответствии с запросом заказчика);

- новизну продукта (по мнению авторов, для продуктов с иммерсивными технологиями данный критерий требует более корректной интерпретации по причине несовершенства патентного законодательства РФ);

- информативность (для продуктов с иммерсивными технологиями данный критерий неоднозначен и, по мнению авторов, может быть соотнесен с социальной адресностью продукта);

- подлинность (для продуктов с иммерсивными технологиями данный критерий несколько теряет в своей значимости по причине обязательности сертификации ИТ-предприятия);

- безопасность;

- инновации (в условиях обеспеченности рассматриваемых предприятий на 80–90% оборудованием, ввозимым из-за границы, данный критерий можно признать специфичным для оценки конкурентоспособности продуктов с иммерсивными технологиями);

- отсутствие намеков на псевдопреимущества (например, «5 в 1» или «пожизненная гарантия»; по мнению авторов, данный критерий входит в социальную адресность продукта);

- приближенность к расшифровке цены потребления (несущественен в связи с противопоставлением закону конкуренции – «в мире происходит объективный процесс постоянного повышения качества продуктов и снижения их удельной цены»).

Применительно к продуктам с иммерсивными технологиями данный подход к оценке их конкурентоспособности в целом можно взять за основу.

Однако следует отметить, что имидж компании – производителя товара в технологичной отрасли (в данном случае – в отрасли информационных технологий) вряд ли обеспечит производимым ей продуктам высокие показатели конкурентоспособности. Причина возможности такого противоречия кроется в сложности изготовления продукции и большом количестве участников кооперации и поставщиков комплектующих изделий. Поэтому, думается, что грамотно спроектированные и отлаженные бизнес-процессы коммерческого взаимодействия с заказчиками и поставщиками будут также вносить серьезный вклад в создание положительного имиджа / репутации предприятия. Это можно было оспорить лет 10 назад, приводя в пример технологических гигантов (типа Sony, Nintendo), но с развитием высокотехнологичных способов производства и программирования, с наличием возможностей большого обмена данными необходимо выделять больше качественных критериев в продуктах с иммерсивными технологиями, обращая внимание на конечный эффект от их использования. И в данном случае весьма спорным остается вопрос зависимости имиджа производителя какой-либо составляющей продукта с иммерсивными технологиями, отвечающей, например, за звуковое восприятие, за качество продукта в целом.

Также по причине специфики рынка продуктов с иммерсивными технологиями [6] (Dolgikh, 2021) и его перспектив в сегментах B2B и B2G необходимо дополнить новой смысловой нагрузкой формулировку такого критерия, как социальная адресность продукта. Речь здесь идет о достигнутых договоренностях между участниками коммерческих сделок, отраженных в соответствующей документации (технические, тактико-технические задания и требования, совместные решения) на создание сложного продукта с иммерсивными технологиями, которые становятся не только существенным содержательным дополнением критерия «социальная адресность продукта», но и создают необходимую основу для формирования и закрепления существенных показателей качества высокотехнологичного продукта с учетом ряда потребительских свойств, сформированных на основе перечисленных документов. Данные свойства в конечном итоге отразят качество оказываемых услуг в области обучения и досуга.

Также следует иметь в виду, что ИТ-продукты с иммерсивными технологиями (виртуальной и дополненной реальности), пронизывающими все сферы жизнедеятельности, присутствуют и в промышленности, и в сфере услуг. И в этой связи должен быть разработан и применяем именно многокритериальный подход к определению конкурентоспособности предприятия ИТ-отрасли, создающего и реализующего продукты с иммерсивными технологиями для разных объектов и секторов (отраслей) народно-хозяйственного комплекса [11, с. 114–117] (Kozhevnikova, 2014, р. 114–117).

В целом на основе изученного материала обзор современного инструментария определения конкурентоспособности высокотехнологичных предприятий ИТ-отрасли во взаимосвязи с конкурентоспособностью производимых продуктов с иммерсивными технологиями можно представить следующим образом (рис. 1).

Такое комплексное представление об определении конкурентоспособности предприятия ИТ-отрасли [13, 31] (Kozhevnikova, Tkach, 2019; Bezdenezhnyh, Pakhomova, Reznikov, Shapkin, Tymchik, Idrisova, Isaeva, Kozhevnikova, Lazovskiy et al., 2015) позволяет разработать комплекс показателей качества, в котором особое внимание следует уделять:

- показателям качества продуктов (услуг), отражающим иммерсию, а также возможность реализации концепции комплексных и системных решений;

- показателям качества реализации процессов и операций коммерческой деятельности, отражающих результативность функционирования коммерческого департамента (закупки, продажи, тендеры), а также функционирования департамента поддержки продаж и развития услуг в какой-либо сфере.

Оценка конкурентоспособности продуктов (услуг) с иммерсивными технологиями на основе комплексного анализа уровня качества

К оценке уровня конкурентоспособности любой продукции (услуги) необходимо подходить поэтапно на основе обоснованного алгоритма. Так, например, в своих трудах И.А. Максимцев, Е.А. Горбашко [29, с. 50] (Gorbashko et al., 2021, р. 50) выделяют четыре основных этапа: 1) определение целей оценки, исходя из стадии жизненного цикла продукта (востребованности услуги); 2) проведение маркетинговых исследований; 3) проведение исследования на основе нормативных параметров (стандартов, правовой базы); 4) проведение исследования на основе анализа уровня качества. Применительно к продуктам с иммерсивными технологиями (технологиями виртуальной и дополненной реальности) оценка уровня их конкурентоспособности, думается, может быть реализована на основе использования такого подхода, но с некоторой трансформацией содержания первого пункта (учитывающего стадию жизненного цикла товара). Это связано с тем, что продукты ИT-отрасли, содержащие иммерсивные технологии, объединяют в себе совокупность технологических решений, проходящих разные стадии своего жизненного цикла [22, с. 17–22] (Berg, Ulyanova, Dobryak, 2014, р. 17–22).

Поскольку цель иммерсивных технологий заключается в создании виртуальной (цифровой, с моделированием физической реальности) среды погружения, то для достижения таких воздействий в комплексе, как известно, совсем не обязательно гнаться за технологиями, позволяющими достичь эффектов по отдельным параметрам: например, в области воздействия на осязание (при создании платформы, моделирующей подвижность транспортного средства) или зрение (при создании панорамного стереоскопического дисплея). При создании комплексного продукта с конкретными целями применение аналогичной аппаратной части, но более дорогостоящей из-за несущественных применительно к продукту изменений, приводит к необоснованным издержкам.

Рисунок 1. Составляющие конкурентоспособности предприятия ИT-отрасли, реализующего продукты (услуги) с иммерсивными технологиями Источник: составлено авторами на основе [11, 13].(Kozhevnikova, 2014; Kozhevnikova, Tkach, 2019)

Особенность продуктов (услуг) с иммерсивными технологиями заключается в характере самих технологий. Поскольку иммерсивные технологии являются сквозными [9, с. 86–97] (Ivanova, 2018, р. 86–97), пронизывающими все сферы деятельности, то не сами технические инновации, а наиболее точное соответствие продукта своему «адресному» (социальному/отраслевому/функциональному) назначению и максимальная адекватность созданной виртуальной среды ее реальному прототипу (в которую будет погружен пользователь) и будут определять конкурентоспособность продукта и в последующем оказанной услуги по обучению или досугу.

Остальные этапы оценки уровня конкурентоспособности продукции с иммерсивными технологиями, согласно алгоритму, предлагаемому И.А. Максимцевым и Е.А. Горбашко [29, с. 56–58] (Gorbashko et al., 2021, р. 56–58), могут быть использованы в предлагаемой авторами комплексной оценке. При этом этап оценки конкурентоспособности данной продукции на основе анализа уровня качества необходимо рассмотреть более подробно.

Думается, что для продуктов с иммерсивными технологиями предприятий ИT-отрасли для оценки конкурентоспособности более предпочтителен комплексный подход, позволяющий определить интегральные показатели качества [19, с. 21] (Lifits, 2022, р. 21). Это обусловлено:

- промышленным происхождением и сложностью продуктов;

- сравнительно высокими затратами на их создание;

- наличием стандартизированной базы для расчета данного показателя, разработанной ВНИИС [26] (Tikhonov, 1985) и наиболее соответствующей термину «конкурентоспособность» для характеристики продукта, отличающей его от продукта-конкурента как по степени соответствия общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение.

Исходя из вышеизложенного, приведем примеры формул расчета интегрального показателя качества (I), которые наиболее приемлемы для оценки конкурентоспособности продуктов (услуг) с иммерсивными технологиями:

(1)

где – суммарный полезный эффект от использования продукта (услуги);

и – суммарные затраты на производство и эксплуатацию продукта.

(2)

где U – комплексный показатель качества продукта (услуги);

и – сумма продажной цены товара и затрат на его дальнейшую эксплуатацию (сервис).

Кроме того, по мнению И.М. Лифица, конкурентоспособность и качество – почти тождественные понятия, если принять во внимание то, что интегральный показатель качества – своеобразный «мостик» между ними [19, с. 22] (Lifits, 2022, р. 22). Имея математическое тождество формул (1) и (2), приходим к выводу, что комплексный показатель качества продукта тем выше, чем выше значение его полезного эффекта, проявленного в совокупности свойств, используемых потребителем в процессе использования по назначению, и ниже цена на его приобретение и дальнейшее использование.

Далее применяем формулу комплексного метода оценки уровня качества [29, с. 56] (Gorbashko et al., 2021, р. 56):

, (3)

где U – комплексный показатель качества продукта (услуги);

– параметрический индекс i-го параметра, представляющий отношение базового (эталонного) единичного показателя качества продукта к имеющемуся i-му единичному показателю качества;

– вес i-го параметра.

Ориентируясь на известные подходы к формированию интегрального показателя качества, приходим к следующим выводам в отношении оценки конкурентоспособности продуктов с иммерсивными технологиями:

- полезный эффект продукта зависит не только от его себестоимости, но и в первую очередь от наличия в нем параметров, отражающих степень иммерсии (погружения) в цифровую (виртуальную) реальность;

- если данное утверждение верно, то для повышения конкурентоспособности продуктов (услуг) с иммерсивными технологиями на ИТ-рынке необходимо работать над поиском наиболее значимых показателей, отражающих степень иммерсии, и заменять ими наименее значимые при отсутствии затрат.

В настоящее время на ИТ-рынке уже представлено множество продуктов с иммерсивными технологиями и услуг в области иммерсивного обучения и досуга. Для их классификации в отношении степени воздействия на пользователя можно привести позицию А.В. Ивановой [9, с. 91–92] (Ivanova, 2018, р. 91–92). По ее мнению, продукты с иммерсивными технологиями (по состоянию на 2018 год) можно подразделить на 2 блока:

- продукты виртуальной реальности (шлемы и очки, комнаты виртуальной реальности, вспомогательные гарнитуры и иные устройства);

- продукты дополненной реальности (умные очки и шлемы, мобильные устройства, интерактивные стенды и киоски, проецируемые в дополненной реальности).

За истекшие 4 года на динамично развивающемся ИТ-рынке произошли существенные изменения. Так, по состоянию на 2022 год:

- шлемы и очки уже продаются, как правило, в комплекте с гарнитурой;

- интерактивные стенды и киоски в современных музеях дополняют собой иммерсивные комнаты;

- комплексные тренажеры армейских боевых машин и бронетранспотреров, представляющие иные устройства, коммутируются с тренажерами стрельбы через комнаты виртуальной реальности.

Что уж говорить о приложениях дополненной и виртуальной реальности в мобильных смартфонах и планшетах. На сегодняшний день ряд аналитических компаний и агентств признали, что весьма трудно классифицировать такие продукты. Так, российский интернет-портал и аналитическое агентство TAdviser «плавает» в определении продуктов виртуальной и дополненной реальности: то это только AR- и VR-гарнитуры, то приводится в пример производитель военных тренажерных решений, предлагающий продукты с иммерсивными технологиями [25].

Если обратиться к представителям искусства, то можно найти более внятное толкование понятиям виртуальной и дополненной реальности. Так, Дж. Нечватал, американский цифровой художник и теоретик искусства, создающий картины с помощью компьютера и компьютерной анимации, часто используя специально созданные компьютерные вирусы, предложил свой взгляд на иммерсивное погружение [34] (Nechvatal, 2009). По его мнению, с использованием компьютерных технологий можно добиться погружения как в виртуальную, так и в цифровую среду. Отличия этих сред заключены в искусственном воспроизводстве реальности (и это виртуальное погружение) или абстракции (и это цифровое погружение). Средства, дополняющие реальность, объяснимы и понятны.

Если обобщить вышесказанное, то становится понятным, почему современные продукты с иммерсивными технологиями имеют широкую вариативность исполнения. Понятно то, что в технологической основе их, помимо физического воплощения, всегда лежат программное обеспечение и система визуализации со звуком. Это базовые и сложные продукты. В зависимости от адресности исполнения продуктов с иммерсивными технологиями у производителя появляется ряд требований к выбору характера и степени воздействия на органы чувств. Кроме того, нужно учитывать сквозной характер не только иммерсивных технологий, но и квантовых технологий, а также и искусственного интеллекта [8, с. 86] (Zhmud, Lyapidevskiy, Avramchuk, Gubert, 2019, р. 86), при помощи которого возможно создавать наибольшую иммерсию. Например, возможно моделировать поведение животных на интерактивном экране тренажера охотника или создавать разные экспозиции виртуального музея в зависимости от вводимых данных пользователей.

В связи с вышеизложенным в данной работе авторы предлагают классификацию продуктов с иммерсивными технологиями (в зависимости от адресности исполнения продуктов) и перечень параметров качества в соответствии с их исполнением, на основе которых возможна оценка уровня их конкурентоспособности (рис. 2).

Рисунок 2. Классификация и параметры качества продуктов с иммерсивными технологиями ИT-отрасли

Источник: составлено авторами.

Таким образом, по мнению авторов, для обеспечения устойчивого экономического соперничества на современном рынке услуг информационных технологий предприятие должно стремиться повышать свою конкурентоспособность, в первую очередь путем отбора у поставщиков (самостоятельного создания и разработки) уникальных продуктов, отличных от стандартных ИТ-решений, которыми и являются продукты с иммерсивными технологиями. Это направление развития отечественного ИТ-рынка должно способствовать более активному вовлечению сотрудников в изобретательство и рационализаторство, повышению качества человеческого и творческого капитала. Актуальность такого подхода подтверждается усилением давления на отечественную экономику внешней политической и социально-экономической среды, проявляясь следующими тенденциями:

- возрастающая напряженность политических отношений с США, ЕС;

- деглобализация [14, с. 34–47] (Komolov, 2021, р. 34–47) и переоценка мирового лидерства;

- протекционизм на фоне санкций и контрсанкций, пандемия COVID-19 [24, с. 394–404].

Для обеспечения качества основных бизнес-процессов операционной, в т.ч. коммерческой деятельности предприятия, помимо общепринятых мероприятий, обеспечивающих конкурентоспособность предприятия, основанных на факторах, воздействующих на него [3] (Borshcheva, Ilchenko, 2018), следует рекомендовать:

- подходить более развернуто к проектированию и организации коммерческих бизнес-процессов, т.е. сочетать функциональные задачи в области продаж и развития бизнеса (это предложение объясняется сквозным характером иммерсивных технологий, создающим новые рынки в неожиданных обстоятельствах);

- разделить направления операционной, в том числе коммерческой деятельности на сегменты продуктового, объектного или отраслевого управления: «Госзаказы», «Промышленность», «Госкорпорации» и «Гособоронзаказ», назначить ответственных на каждое направление;

- на должность руководителей продуктовых, объектных или отраслевых направлений коммерческой (сбытовой) деятельности предпочтительно назначать работников из числа бывших представителей тех или иных отраслей; при этом в каждом направлении продаж должны быть сотрудники (менеджеры по продажам), умеющие работать в CRM-системах и взаимодействовать с техническими специалистами (руководителями проектов);

- отменить стандартные ключевые показатели эффективности для менеджеров по продажам (выручка, маржинальность), заменить их другими, связанными с транслированием знаний и компетенций в технологическом плане в назначенном направлении: созданием и постоянной модернизацией рекламных материалов, публикациями в научных журналах, выступлениями на конференциях и участием в выставках;

- отдел по работе с торговыми площадками вывести в прямое подчинение директору по развитию с предоставлением сводной информации еженедельно.

Следует отдельно сказать об услугах в области иммерсивного обучения и досуга. В свете последних событий в общественно-политической жизни Российской Федерации направление развития различных методов обучения и воспитания граждан, в том числе с использованием иммерсивных технологий, будет только возрастать.

По мнению авторов, наблюдаются некоторые тенденции развития сферы услуг в области иммерсивного обучения и досуга:

1. Общая технология обслуживания в данной сфере систематизирована. Требования к обслуживающему персоналу по программам подготовки и соответствию их программам обучения регламентируются руководящими документами в соответствии с ведомственной принадлежностью. Требования к обслуживающему персоналу в области культурно-досуговой работы представлены в различных документах по эксплуатации продуктов с иммерсивными технологиями.

2. Высокий уровень профессионального обучения сотрудников данной сферы услуг обусловлен их постоянной связью с разработчиками.

3. Высоко развит уровень инфраструктуры обслуживания, который реализуется посредством иммерсивных (цифровых) технологий.

4. Высока возможность появления новых рынков услуг по причине усложнения самих продуктов с иммерсивными технологиями и сопряжение этих технологий с облачными сервисами и технологиями ИИ. Из-за сложности вырастут требования к квалификации обслуживающего персонала, а также принципиально изменится система оценки результатов иммерсивного обучения.

5. В связи с увеличением количества пустующих площадей из-за ухода западных и американских магазинов в торговых комплексах, слабой востребованностью кинотеатров и слабой востребованностью имеющихся VR-клубов (из-за примитивного контента) имеется возможность создания сетей LBE VR (location-based entertainment – «развлечения, основанные на местоположении»), использующих контент, создаваемый под методическим сопровождением научных подразделений силовых ведомств, а не предприятий, производящих контент, порой не учитывающий морально-этических норм и исторического правдоподобия.

6. Принимая во внимание тенденции, обозначенные пунктами 4 и 5, а также разную укомплектованность материальной базой и учебно-тренировочными средствами учреждений различных министерств и ведомств, имеется вероятность появления межвидовых учебных центров, решающих разнообразные учебные задачи.

Заключение

В представленной работе авторы видят следующие особенности:

- уровень конкурентоспособности предприятия – разработчика продуктов с иммерсивными технологиями не всегда зависит от имиджа компании, как это было 5–8 лет назад, он будет напрямую связан со сложностью исполнения самих продуктов, выраженной качественными показателями, отражающими иммерсию в целом, а не по отдельным параметрам, влияющим на восприятие пользователя;

- конкурентоспособность предприятий сферы услуг в области иммерсивного обучения и досуга зависит от степени сложности и социальной адресности исполнения продуктов в соответствии с функциональным и/или отраслевым назначением, уровень же инфраструктуры обслуживания и профессионализма работников сферы услуг не требует соперничества из-за высокой технологичности отрасли.

Также, ориентируясь на известные подходы к формированию интегрального показателя качества, авторы приходят к выводу:

- конкурентоспособность предприятия сферы услуг в области иммерсивного обучения и досуга будет не столько связана с себестоимостью находящихся на балансе продуктов, сколько с наличием в них параметров, отражающих степень иммерсии (погружения) в цифровую (виртуальную) реальность, и для ее повышения необходимо работать над поиском продуктов с наиболее значимыми показателями, отражающими степень иммерсии, заменяя ими наименее значимые при равной стоимости.

Поэтому для повышения конкурентоспособности компании сферы услуг в области иммерсивного обучения и досуга преимуществом будет служить не просто линейка (набор) продуктов с иммерсивными технологиями, а локация, с учетом макисмальной детализации не одного-двух, а всех процессов цифрового и интерактивного погружения пользователей в образовательные или развлекательные процессы, основанная на научно-практическом подходе.


References:

Osobennosti osushchestvleniya vneshneekonomicheskoy protektsionistskoy politiki Rossii v sovremennyh usloviyakh [Features of Russia's foreign economic protectionist policy in modern conditions]. (2020). Mezhdunarodnyy zhurnal prikladnyh nauk i tekhnologiy INTEGRAL. 394-404. (in Russian).

Aaker Devid A. (2012). Kak oboyti konkurentov: sozdaem silnyy brend [How to beat the competition: creating a strong brand] Moscow: Piter. (in Russian).

Ansoff I. (2005). Novaya korporativnaya strategiya [New corporate strategy] SPb.: Piter Kom. (in Russian).

Baykova I.M., Bogolyubov V.S., Bogolyubova S.A., Vasileva S.V., Vladimirova E.V., Ivankova P.V., Karpova E.G., Kozhevnikova S.Yu., Kostryukova O.N. i dr. (2016). Innovatsionnoe razvitie servisnogo sektora kak faktor povysheniya konkurentosposobnosti natsionalnoy ekonomiki [Innovative development of the service sector as a factor of increasing the competitiveness of the national economy] Saint Petersburg: Sankt-Peterburgskiy gosudarstvennyy ekonomicheskiy universitet. (in Russian).

Berg D.B., Ulyanova E.A., Dobryak P.V. (2014). Modeli zhiznennogo tsikla [Life cycle models] Yekaterinburg: Izd-vo Ural. un-ta. (in Russian).

Bezdenezhnyh T.I., Pakhomova E.A., Reznikov A.V., Shapkin V.V., Tymchik E.A., Idrisova Z.N., Isaeva N.I., Kozhevnikova S.Yu., Lazovskiy S.E. i dr. (2015). Formirovanie kachestvennoy sotsialnoy infrastruktury kak vazhneyshiy faktor innovatsionnogo razvitiya sektoralnoy ekonomiki Rossii [High-quality social infrastructure as the most important factor of innovative development of the sectoral economy of Russia] Odessa. (in Russian).

Borscheva A.V., Ilchenko S.V. (2018). Faktory konkurentosposobnosti predpriyatiya [Factors of competitiveness of the enterprise]. Biznes i dizayn revyu. (1(9)). 6. (in Russian).

Chernysheva E.S. (2019). Importozameshchenie informatsionno-kommunikatsionnyh tekhnologiy kak metod stabilizatsii ekonomiki Rossiyskoy Federatsii [Import substitution information-communication technologies as the method of stabilization of the economy of the Russian Federation]. Economics. (4(42)). 30-33. (in Russian).

Dolgikh E.Yu. (2021). Analiz sostoyaniya rynka produktov s immersivnymi tekhnologiyami i perspektivy ego razvitiya [Analysis of the market of immersive technologies products and prospects for its development]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 11 (12). 2705-2720. (in Russian). doi: 10.18334/epp.11.12.113933.

Dolgikh E.Yu. (2021). Innovatsionnye podkhody v upravlenii prodazhami produktov s immersivnymi tekhnologiyami [Innovative approaches in product sales management with immersive technologies]. Russian Journal of Innovation Economics. 11 (4). 1451-1472. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.11.4.113843.

Fatkhutdinov R.A. (2005). Strategicheskiy menedzhment [Strategic management] M.: Delo. (in Russian).

Gorbashko E.A. i dr. (2021). Upravlenie konkurentosposobnostyu [Managing competitiveness] Moscow: Izdatelstvo Yurayt. (in Russian).

Ivanova A.V. (2018). Tekhnologii virtualnoy i dopolnennoy realnosti:vozmozhnosti i prepyatstviya primeneniya [VR & AR technologies: opportunities and application obstacles]. Strategicheskie resheniya i risk-menedzhment. (3(108)). 88-107. (in Russian).

Komolov O.O. (2021). Deglobalizatsiya: novye tendentsii i vyzovy mirovoy ekonomike [Deglobalization: new trends and challenges in world economy]. Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics. 18 (2(116)). 34-47. (in Russian). doi: 10.21686/2413-2829-2021-2-34-47.

Kotler F. (2006). Marketing menedzhment [Marketing Management] SPb: Piter. (in Russian).

Kozhevnikova S.Yu. (2014). Opredelenie mesta i naznacheniya sotsialnoy infrastruktury v sovremennoy sektoralnoy ekonomike Rossii [Determining the place and purpose of social infrastructure in the modern sectoral economy of Russia]. Bulletin of Saint-Petersburg State University of Economics. Series: The Economy. (1(68)). 200-203. (in Russian).

Kozhevnikova S.Yu., Tkach V.V. (2019). Kommertsiya i tovarnyy menedzhment v usloviyakh tsifrovoy transformatsii obshchestva i biznesa [Commerce and commodity management in the context of digital transformation of society and business] SPb.: Izd-vo SPbGEU. (in Russian).

Kozhevnikova S.Yu., Volkova M.M. (2017). Kompleksnyy mnogokriterialnyy podkhod k opredeleniyu konkurentosposobnosti organizatsiy sfery uslug: orientatsiya na klientov [Multicriterial approach to determining the competitiveness of organizations of the service sector: customer orientation]. Saint-Petersburg Economic Journal. (2). 110-118. (in Russian).

Lamben Zhan-Zhak (2007). Menedzhment, orientirovannyy na rynok [Market-oriented management] SPb.: Piter. (in Russian).

Lapygin Yu.N. (2002). Sistemnoe upravlenie organizatsiey [System management of the organization] M., VlGU.: MGUESI: VIB. (in Russian).

Lebedeva A.V. (2021). Problemy otsenki konkurentosposobnosti produktsii [Problems of assessing the competitiveness of products]. Ekonomicheskiy vektor. (1(24)). 42-49. (in Russian). doi: 10.36807/2411-7269-2021-1-24-42-49.

Lifits I.M. (2022). Konkurentosposobnost tovarov i uslug [Competitiveness of goods and services] Moscow: Izdatelstvo Yurayt. (in Russian).

Milner B.Z. (2005). Teoriya organizatsii [Theory of organization] M.: INFRA-M. (in Russian).

Nechvatal J. (2009). Immersive Ideals / Critical Distances LAP LAMBERT Academic Publishing.

Ollive A., Dayan A., Urse R. (1993). Mezhdunarodnyy marketing [International marketing] M.. (in Russian).

Porter M.E. (2005). Konkurentnaya strategiya: Metodika analiza otrasley i konkurentov [Competitive strategy: Methodology for analyzing industries and competitors] Moscow: Alpina Biznes Buks. (in Russian).

Tikhonov R.M. (1985). Konkurentosposobnost promyshlennoy produktsii [Competitiveness of industrial products] M.: Izd-vo standartov. (in Russian).

Tompson A.A., Striklend A.Dzh. (1998). Strategicheskiy menedzhment. Iskusstvo razrabotki i realizatsii strategii [Strategic management. The art of strategy development and implementation] M.: Banki i birzhi, YuNITI. (in Russian).

Tsarev V.V., Kantarovich A.A., Chernysh V.V. (2017). Otsenka konkurentosposobnosti predpriyatiy (organizatsiy). Teoriya i metodologiya [Assessment of the competitiveness of enterprises (organizations). Theory and methodology] M.: YuNITI-DANA. (in Russian).

Zhmud V.A., Lyapidevskiy A.V., Avramchuk V.S., Gubert R. (2019). Skvoznye subtekhnologii v klastere virtualnoy i dopolnennoy realnosti [End-to-end subtechnologies in a cluster of virtual and augmented reality]. Avtomatika i programmnaya inzheneriya. (2(28)). 86-97. (in Russian).

Страница обновлена: 25.04.2025 в 09:08:18