Modern contradiction of state control over the activities of state institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia

Fazliev I.N.1, Trotsenko V.M.2,1
1 Пермский государственный национальный исследовательский университет, Russia
2 Пермский государственный аграрно-технологический университет им. акад. Д.Н. Прянишникова, Russia

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 12, Number 7 (July 2022)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=49298217

Abstract:
The article is devoted to the study of the relationship between economic and legal levers on the economic efficiency of subsidiary farms in the modern conditions of the penitentiary system of the Perm Territory. The concepts of "economic and legal regulation", "regulatory impact assessment", "productive regulation" and "effective regulation" are considered. The analysis of the concept of "regulatory impact assessment" in relation to existing approaches to managerial decision-making is carried out. The purpose of the study is to identify contradictions affecting economic and legal regulation in the process of forming production units of agricultural areas of the Federal Penitentiary Service of Russia. To determine the specifics of the legal and economic mechanisms of the regional penal system, the authors used a statistical and analytical approach based on the study of current indicators and vectors of development of the Federal Penitentiary Service in the Perm Territory. The factors and conditions that can contribute to the development of subsidiary farms by assessing the regulatory impact of both the legal and socio-economic space are described. Despite the fact that there are still unsolved problems in the system of the Federal Penitentiary Service of Russia, the authors develop the idea that scientific research of regulatory impact assessment and current models of domestic subsidiary farms and productions of the Federal Penitentiary Service of Russia can help to discover the way to improve the legal and economic support of subsidiary farms and productions of the Federal Penitentiary Service of Russia. They may be promising from the point of view of systematization of all materials related to the improvement of the economic and legal mechanism of the Federal Penitentiary Service of Russia.

Keywords: subsidiary farms, economic integration, state regulation, socially useful labour, regulatory documents, economic activity

JEL-classification: J21, J49, K42



Введение

Научно-техническое соперничество, интеграция стран в современные экономические течения, геополитические противоречия во многих мировых системах настраивают экономику страны и экономическое сообщество неустанно улучшать отдачу и скорость проводимых реформ в экономике, опираясь на свершения в науке и технике. Незапоздалое принятие мер во всех сферах хозяйственной деятельности позволит быть не последним участником на данном экономическом поле, победу в конкурентном экономическом соревновании с другими странами даст процесс улучшения деятельности сельскохозяйственной отрасли, который подготовит ряд благоприятных условий для ускоренного роста производственных сил и авторитета страны. Однако не стоит забывать, что в продовольственной структуре страны сельское хозяйство занимает место, которое может конкурировать и с другими отраслями. Поэтому совершенствование управления сельскохозяйственной деятельностью – предмет постоянного внимания руководства страны. Президент России Владимир Путин, в частности, по этому поводу высказался так: «В развитии сельского хозяйства многое зависит от регионов. Считаю, что нужно дать им больше самостоятельности в определении приоритетов использования федеральных субсидий на поддержку АПК, а сам их объем связать с увеличением пашни, повышением урожайности, других качественных показателей эффективности производства, тем самым создав стимул для ввода в оборот простаивающих сельскохозяйственных земель и внедрения передовых аграрных технологий» [3] (Dyatlovskaya, 2016).

Производственный сектор учреждений Федеральной службы исполнения наказаний (далее – ФСИН) влияет как на финансово-экономическое состояние самих учреждений, так и на социальную адаптацию пребывающих в них осужденных. На примере ГУФСИН России по Пермскому краю рассмотрим современный аспект влияния экономико-правого регулирования на развитие подсобных хозяйств сельскохозяйственных отраслей в учреждениях уголовно-исполнительной системы (далее – УИС) в условиях рыночной экономики.

Качество государственного регулирования экономики является в современном мире одним из важнейших факторов успешного социально-экономического развития. При этом особое место в государственном регулировании экономики страны занимает пенитенциарная система как орган государственного управления в системе исполнения наказаний (далее – СИН), который на всех уровнях создает условия, позволяющие обеспечить высокое качество своей экономико-правовой деятельности. Неквалифицированное, некачественное экономико-правовое управление деятельностью учреждений СИН недешево обходится обществу. В теоретическом понимании значение слова «экономико-правовой» связано с правовыми аспектами экономической деятельности, определяемыми нормами хозяйственного права [4]. Неудовлетворительная деятельность учреждений СИН приводит к высоким издержкам при соблюдении установленных норм как для государства, так и для экономического сообщества и граждан, усложняет процесс государственного управления, повышает уровень неопределенности и, в конце концов, может приводить к недостижению поставленных целей исправления и наказания в учреждениях СИН.

Стоит обратить внимание на то, что большинство нормативных правовых актов (далее – НПА), подготавливаемых и вступающих в силу на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, относятся не только к различным слоям общества, в процессе их подготовки принимают во внимание целый ряд мнений, связанных с возможными последствиями применения регулирующего решения для той или иной группы лиц или направления хозяйственной деятельности. Однако на этапе подготовки проекта НПА многие новации могут быть «скрыты». Поэтому в процессе нормотворчества в уголовно-исполнительной системе требуются механизмы, позволяющие указать, на кого и как будет действовать принятое регулирование [8].

Одним из инструментов, улучшающих регулирование в уголовно-исполнительной системе, является оценка регулирующего воздействия (далее – ОРВ) проектов нормативно-правовых актов, определенная Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [1]. При академическом понимании оценка регулирующего воздействия – это «оценка социально-экономических последствий вводимого или введенного ранее государственного регулирования для возможности отклонения или отправления на доработку нормативных актов, дающих негативный эффект. ОРВ считается ядром регуляторной политики» [1]. Однако трактование ОРВ как «систематического процесса выявления и оценки возможных последствий введения тех или иных норм регулирования, определяющий проблему, на которую направлено регулирование, цели регулирования, идентификации различных вариантов, которые позволяют достигнуть поставленной цели, сравнение этих вариантов и выбор наилучшего из доступных» также имеет право на существование. Стоит сказать, что связующим звеном ОРВ с заинтересованными сторонами считается проведение открытых слушаний, что способствует более точному раскрытию допустимых положительных и отрицательных результатов от введения предложенного регулирования [8].

Не секрет, что основными целями системы исполнения наказаний являются исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами. Для достижения данных целей применяются основные средства исправления осужденных, которыми являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональное обучение и общественное воздействие. При этом следует понимать, что «наказание лица, совершившего преступление, защищает порядок общественной жизни, что предопределяет его общественную пользу, но никак не дает возможности рассматривать его в качестве средства отмщения или восстановления нарушенного преступником права» [21, с. 24] (Shabanov, Santashov, 2009, р. 24).

Мы рассмотрим одно из основных средств – общественно полезный труд. Мы согласны с И.В. Разумовой, что «под общественно полезным трудом понимается целесообразная деятельность человека, имеющая конечной целью некоторое благо для общества. Благо, как основная категория науки экономической теории, предусматривает получение некоторого результата в процессе созидательной деятельности человека. Благом для общества может являться факт привития осужденному элементарных трудовых навыков, а также отдельных профессиональных качеств с целью успешной ресоциализации в обществе после освобождения» [10, с. 9] (Razumova, 2017, р. 9).

Также мы придерживаемся мнения Л.Л. Малкова, который считает, что «реализация данной цели возможна в том случае, если совершенствуются и внедряются новые формы организации труда осужденных к лишению свободы; осуществляется развитие у осужденных основных трудовых навыков, происходит формирование у них потребности в труде, повышается уровень их профессиональной подготовки; присутствует рациональная расстановка рабочих кадров по рабочим местам; обеспечивается применение системы материального стимулирования труда осужденных; улучшаются безопасные для здоровья условия труда» [6, с. 87] (Malkova, 2008, р. 87).

Однако не стоит забывать, что благо для общества и нормотворчество не всегда дополняют друг друга, но иногда противоречат друг другу. При этом в качестве примера стоит привести эпизод вынесения предписания прокуратурой Пермского края от 09.04.2019 № 17-29-2019 и указание ФСИН России от 04.04.2019 № 09–24430: одни, выполняя надзорные функции, выявили нарушения в привлечении осужденных к общественно полезному труду в стенах следственных изоляторов (далее – СИЗО), а вторые потребовали устранить недостатки, выявленные в ходе контрольных мероприятий в данных учреждениях. Итогом качественного выполнения ГУФСИН России по Пермскому краю вышеуказанных предписаний прокуратуры и указания вышестоящего органа в целях устранения нарушений в СИЗО в 2019 году стала ликвидация подсобных хозяйств сельскохозяйственных направлений в СИЗО.

При этом стоит обратить внимание на то, что на территории Пермского края действует 6 следственных изоляторов: СИЗО № 1 – с лимитом наполняемости 1202 человека, СИЗО № 2 – с наполняемостью 125 человек, СИЗО № 3–373 человека, СИЗО № 4–751 человек, СИЗО № 5–442 человека, СИЗО № 6–247 человек [15–20]. И в каждом из них было подсобное хозяйство сельскохозяйственного направления, а создание условий для общественно полезного труда как средства реабилитации для обвиняемых и исправления осужденных в пенитенциарных учреждениях преследует экономические, социальные и оздоровительные цели:

- экономическая цель труда осужденных состоит в том, что они работают на себя и на общество, членами которого они являются и которое готово принять их после отбытия наказания. Результаты труда осужденных служат средством возмещения ущерба, причиненного преступлением, выплаты исков и алиментов, возмещения стоимости питания, одежды, белья и обуви, кроме стоимости спецодежды и спецпитания. Важность экономической цели труда осужденных трудно переоценить, однако следует учитывать, что согласно статье 103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ), утвержденного Федеральным законом от 08.01.1997 № 1-ФЗ [2], «производственная деятельность осужденных не должна препятствовать выполнению основной задачи исправительных учреждений – исправлению осужденных»;

- социальная цель в основном заключается в получении или в сохранении уже имеющейся специальности, необходимой осужденным после освобождения из мест лишения свободы. Для достижения этой цели служат созданные в пенитенциарных учреждениях промышленные производства и общеобразовательное и профессионально-техническое обучение. По своему социально-экономическому характеру результат труда осужденных делится на необходимый и прибавочный, т.е. прибыль. Часть прибавочного продукта является источником расширенного воспроизводства, что способствует укреплению и расширению, а также техническому перевооружению производственной базы пенитенциарных учреждений;

- оздоровительная цель осужденных в пенитенциарных учреждениях при использовании труда заключается, прежде всего, в укреплении здоровья. Труд способствует физическому развитию и закаливанию организма. Кроме этого, он способствует предотвращению антиобщественных проявлений осужденных, так как их силы и энергия направлены на создание материальных благ. Естественно, что в СИЗО, исправительных колониях и тюрьмах для укрепления их здоровья проводятся различные медицинские, санитарно-гигиенические и иные мероприятия оздоровительного характера. «Но даже регулярное проведение прогулок, использование их для спорта и проведение санитарно-гигиенических мероприятий, как правило, оказывается недостаточным для поддержания здоровья заключенных, если они систематически не занимаются трудом» [5, с. 40; 11, с. 79] (Krakhmalnik, 1963, р. 40).

И возможно, ОРВ – это тот инструмент, который в процессе нормотворчества станет элементом для ограничения поспешного принятия решений. При этом реализация ОРВ, хоть и диктует определенное напряжение со стороны исполнителя проектов нормативных правовых актов, но это даст зримый результат благодаря повышению качества регулирования.

Экономические процессы в стране идут с опережением нормативного регулирования, а в деятельности ФСИН эти моменты имеют как положительные, так и негативные последствия. Поэтому в силу своей деятельности в приведенном примере прокуратура, обладая как надзорной, так и правотворческой функцией, в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» [3], согласно которой «прокурор при установлении в ходе осуществления своих полномочий необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов», внося представление по устранению выявленных нарушений, могла бы одновременно выйти с предложением по устранению пробела в правовом регулировании в силу современных геополитических изменений, а также экономической ситуации в стране, регионе, муниципалитете».

Также следует принимать во внимание, что вопросы привлечения к труду содержащихся под стражей регулируются статьей 27 «Привлечение подозреваемых и обвиняемых к труду» Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» [4]:

«При наличии соответствующих условий подозреваемые и обвиняемые по их желанию привлекаются к труду на территории следственных изоляторов и тюрем.

Условия труда подозреваемых и обвиняемых должны отвечать требованиям безопасности, санитарии и гигиены. Подозреваемые и обвиняемые вправе получать за свой труд соответствующее вознаграждение.

Заработная плата подозреваемых и обвиняемых после удержаний, предусмотренных законом, перечисляется на их лицевые счета.

В целях привлечения подозреваемых и обвиняемых к труду следственные изоляторы могут осуществлять собственную производственную деятельность в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Доходы от производственной деятельности подозреваемых и обвиняемых в следственных изоляторах после уплаты обязательных платежей в соответствующие бюджеты используются для улучшения условий содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, а также на развитие социальной сферы следственных изоляторов. Производственная деятельность следственных изоляторов освобождается от федеральных налогов в порядке, установленном налоговым законодательством».

Стоит напомнить, что СИЗО, как и другие учреждения ФСИН, выполняет исправительную функцию в соответствии с частью 1 статьи 74 УИК РФ «Виды исправительных учреждений»: «Исправительными учреждениями являются исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения. Следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, осужденных, в отношении которых приговор суда вступил в законную силу и которые подлежат направлению в исправительные учреждения для отбывания наказания, осужденных, перемещаемых из одного места отбывания наказания в другое, осужденных, оставленных в следственном изоляторе или переведенных в следственный изолятор в порядке, установленном статьей 77.1 настоящего УИК РФ, а также в отношении осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия и к иным оплачиваемым работам не привлекаются». Но при этом осужденные лица, находящиеся в СИЗО в силу сложившихся обстоятельств, имеют право только выполнять работы по «хозяйственному обслуживанию».

В связи с изложенным закономерно возникает вопрос: «А так ли это справедливо по отношению к лицам, находящимся в местах лишения свободы, и государственным органам управления данных учреждений, если в соответствии с частью 1 статьи 103 УИК РФ «Привлечение к труду осужденных к лишению свободы» установлено следующее: «Каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных»4.

Для лучшего понимания проблемы стоит обратиться к историческому аспекту, то есть к предыдущему кодексу, который регулировал деятельность системы исполнения наказаний до принятия Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ. В ранее действовавшем Исправительно-трудовом кодексе РСФСР (далее – ИТК РСФСР) аналогичная норма содержалась в статье 16 «Оставление осужденных в следственном изоляторе или в тюрьме для работы по хозяйственному обслуживанию ИТК РСФСР»: «В исключительных случаях лица, впервые осужденные к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести, которым отбывание наказания назначено в исправительных колониях общего режима, а также лица, впервые осужденные на срок не свыше трех лет за тяжкие преступления, могут быть с их согласия оставлены в тюрьме, следственном изоляторе или лечебном учреждении уголовно-исполнительной системы для работы по хозяйственному обслуживанию» [5].

Проведя сравнительное исследование данных кодексов, можно утверждать, что действующая норма (статья 74 УИК РФ) и утратившая силу норма статьи 16 ИТК РСФСР имеют сходство, но следует учесть, что если ИТК РСФСР действовал в условиях и в период централизованной плановой экономики и в начальном периоде становления рыночной экономики, то УИК РФ действует в условиях рыночной экономики. Также необходимо принимать в расчет, что все учреждения ФСИН на территории региона, муниципалитета играют роль особого хозяйствующего субъекта, который не только способствует снижению социально-экономической напряженности, но и в силу своей специфической хозяйственной деятельности, где на одной площадке работают непрофильные отрасли хозяйства, может улучшать экономико-правовое пространство региона, муниципалитета.

Мы согласны с мнением специалиста Н.В. Субановой, что «факторами, влияющими на состояние законности в сфере экономики, являются недостатки правового регулирования, включая пробелы и коллизии законодательства, спонтанность принятия нормативных правовых актов. Существующие юридические механизмы недостаточно эффективны и не обеспечивают восстановления законности, что определяет необходимость дальнейшей правовой регламентации соответствующих отношений» [14, с. 59–60] (Subanova, 2012, р. 59–60).

Также разделяем позицию В.А. Никонова, изложенную в статье «Роль прокуратуры в обеспечении экономической безопасности Российской Федерации и защите прав субъектов предпринимательской деятельности», где он резюмирует, что «важное значение приобретают отдельные аспекты деятельности Прокуратуры РФ как незаменимого элемента механизма обеспечения экономической безопасности, в частности надзор за соблюдением Конституции РФ и федеральных законов. Необходимо правовыми средствами своевременно влиять на процессы, происходящие в экономической сфере, в целях устранения нарушений прав и свобод граждан и юридических лиц» [7, с. 75] (Nikonov, 2009, р. 75).

Как уже было отмечено, экономические процессы в стране идут с опережением нормативного регулирования, а в деятельности системы ФСИН эти моменты имеют как положительные, так и негативные последствия. Свод законов хозяйственной и правовой жизни не может предусмотреть все процессы в экономико-правовом пространстве. Поэтому, как отметил Владимир Путин: «от результатов работы органов прокуратуры зависят судьбы людей, их благополучие, правопорядок в стране в целом и поступательное развитие России» [2]. Как уже отмечалось в приведенном примере, у прокуратуры имелась возможность выступить в установленном порядке с предложением по нормативному регулированию выявленного пробела, в силу современных геополитических изменений, а также экономической ситуации в стране, регионе, муниципалитете.

Аналогичное предложение можно высказать и в отношении другого фискального органа – Счетной палаты Российской Федерации, где применение инструментов ОРВ позволит значительно повысить результативность и эффективность регулирования процессов. Данное положение подкреплено статьей 4 «Принципы внешнего государственного аудита (контроля), осуществляемого Счетной палатой» Федерального закона от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» [6], согласно которой «Счетная палата осуществляет внешний государственный аудит (контроль) на основе принципов законности, эффективности, объективности, независимости, открытости и гласности».

Развивает эту мысль В.К. Старостенко, высказавшийся, что «Счетная палата осуществляет оперативный контроль за исполнением федерального бюджета, а также контроль за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, за использованием кредитных ресурсов, за внебюджетными фондами, за поступлением в бюджет средств от управления и распоряжения федеральной собственностью, за банковской системой (включая Банк России), проводит ревизии и проверки, проводит экспертизу и дает заключения, информирует палаты Федерального Собрания. При осуществлении своих функций Счетная палата обладает некоторыми государственно-властными полномочиями, она имеет право направлять представления и предписания» [13, с. 85] (Starostenko, 2014, р. 85).

При понимании того, что результативное регулирование – это регулирование, которое позволяет достигнуть поставленных целей, а эффективным регулированием является, когда эти цели достигаются при минимально возможных издержках, ОРВ позволит решить ряд задач в СИН, а именно:

1. Снизить издержки для собственного производства и иной деятельности заинтересованным лицам по выполнению установленных требований.

2. Обеспечить экономию бюджетных средств.

3. Снизить риски возникновения коррупции.

4. Улучшить деловой климат и повысить инвестиционную привлекательность учреждения СИН, муниципального образования, региона.

5. Повысить доверие граждан и экономического сообщества к принимаемым государством решениям в отношении системы ФСИН.

6. Обеспечить возмещение материального вреда потерпевшим [8].

Как мы выяснили ранее, понятие «экономико-правовое управление» участвует в понимании таких норм права, как хозяйственное, корпоративное, предпринимательское право и инноватика, трактовку которых приведем ниже:

- хозяйственное право – комплексная отрасль права, нормы которой регулируют общественные отношения при капитализме, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности. Отрасль находится на стыке гражданского и налогового права;

- корпоративное право – подотрасль гражданского права, совокупность норм, регулирующих на основе частно-управленческих методов правового регулирования общественные отношения, связанные с образованием и деятельностью корпораций (корпоративных форм юридических лиц);

- предпринимательское право – комплексная интегрированная отрасль права, совокупность правовых норм, регулирующих на основе соединения частных и публичных интересов отношения в сфере организации, осуществления предпринимательской деятельности и руководства ею;

- инноватика – это область знаний о сущности инновационной деятельности, ее организации и управлении инновационными процессами, обеспечивающими трансформацию новых знаний в востребованные обществом новшества как на коммерческой основе (коммерциализация результатов научно-технической и творческой деятельности), так и некоммерческой базе (например, инновации в социальной сфере) [4].

Вследствие непрерывного совершенствования экономических отношений хозяйственные процессы в учреждениях СИН находятся в постоянном движении. Грамотное распределение трудовых ресурсов в условиях постоянно изменяющихся экономических факторов требует от руководства постоянного мониторинга экономико-правового пространства в силу особенностей производственной деятельности трудового ресурса и стоящих перед учреждением СИН целей.

Вопросы привлечения к труду указанной категории лиц регламентируются рядом правовых актов. В частности, распоряжением ФСИН России от 31.10.2009 № 313-Р «Об утверждении прилагаемых Методических рекомендаций по подготовке договоров об оказании услуг по предоставлению рабочей силы из числа осужденных при организации взаимодействия со сторонними партнерами» [7], изданным в соответствии со статьями 17, 21 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473–1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» [8] и в целях совершенствования организации работы по привлечению осужденных к труду на объектах организаций любых организационно-правовых форм, расположенных вне территорий учреждений, исполняющих наказания. Указанный документ в силу задач и целей учреждения ФСИН использует нормы гражданского права, закрепленные в главе 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующие порядок возмездного оказания услуг.

Опираясь на вышеуказанный формат нормотворчества, в данном распоряжении предлагается конструкция договора оказания услуг, по которому исполнитель (учреждение УИС) обязуется совершать определенные действия или осуществлять определенную деятельность, не оставляющую материального результата, в данном случае – подобрать и предоставить стороннему партнеру рабочих из числа осужденных для привлечения их к оплачиваемому труду на территории стороннего партнера. Всем услугам присущ один общий признак – результату предшествует совершение действий, не имеющих материального воплощения и составляющих вместе с ним единое целое. Таким образом, при оказании услуги «продается» не сам результат, а действия, к нему приведшие» [11].

Это дает определенный нормативно-правовой задел на урегулирование вопросов при трудоустройстве спецконтингента в постоянно изменяющейся экономической среде.

При этом мы согласны с разъяснением прокуратуры Республики Коми по вопросу оставления осужденных в СИЗО: «…Целевым назначением такого оставления является решение хозяйственных вопросов по обслуживанию и содержанию данного вида учреждения. При этом возможность оставления осужденных в следственном изоляторе для отбывания наказания закон связывает с наличием ряда условий. Прежде всего, обращается внимание на данные, характеризующие личность осужденного и степень общественной опасности совершенного им деяния. К числу необходимых для оставления данных закон относит:

а) осуждение к лишению свободы впервые;

б) вид назначенного исправительного учреждения – исправительная колония общего режима» [9].

Однако приведенное выше разъяснение прокуратуры Республики Коми содержит положение о том, что «и иные виды исправления в отношении данной категории осужденных не используются». Данная норма закреплена в приказе Минюста России от 25.01.1999 № 20 «Об утверждении Положения о следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации» [9]: «В следственном изоляторе отбывают уголовное наказание в виде лишения свободы осужденные, оставленные для выполнения наказания в виде лишения свободы, осужденные, оставленные для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию этого учреждения. Исполнение иных видов наказания в следственном изоляторе запрещается» (пункт 1.7 Положения).

При этом стоит обратить внимание на то, что изначально в советский период целью создания подсобных хозяйств предприятий, организаций, учреждений было увеличение производства сельскохозяйственной продукции, необходимой для улучшения общественного питания в столовых, обслуживающих работников этих предприятий, организаций, учреждений, в лечебных и детских учреждениях, пионерских лагерях, базах и домах отдыха, а также для продажи продуктов питания работникам соответствующих предприятий, организаций, учреждений и было отражено и закреплено в Постановлении Совета Министров СССР от 17.10.1985 № 973 «О подсобных сельских хозяйствах предприятий, организаций, учреждений» [10] (далее – постановление). Постановлением предусматривалась также возможность организации подсобных сельских хозяйств предприятий, организаций, учреждений в качестве их структурных подразделений.

И «созданию подсобного сельского хозяйства предшествовало всестороннее изучение вопросов, связанных с организацией и деятельностью создаваемого хозяйства, включая вопросы его специализации и размера, выявление возможностей обеспечения хозяйства материально-техническими ресурсами, кормами, тепловой и электрической энергией и определение размера земельного участка, который может быть предоставлен ему в установленном порядке.

Ходатайство об организации подсобного сельского хозяйства вместе с материалами, обосновывающими необходимость создания хозяйства, представляется предприятием, организацией, учреждением своему учредителю» [22].

При этом в соответствии с пунктом 7 вышеуказанного постановления «Планы государственных закупок сельскохозяйственной продукции подсобным сельским хозяйствам предприятий, организаций, учреждений не устанавливаются» [22].

И лишь после вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 03.02.2020 № 80 «О признании не действующими на территории Российской Федерации актов СССР и их отдельных положений» [11] постановление утратило свою силу.

Внедренные со времен плановой экономики подсобные сельские хозяйства в СИЗО преследовали цель не в ущерб бюджету эффективно производить утилизацию пищевых отходов, которая при этом приносила как социальную, так и экономическую выгоду. А ликвидация сельхозпроизводства в СИЗО не только привела к повышению социальной напряженности на данной территории, но и стала дополнительным финансовым бременем для бюджета.

Результаты

Руководствуясь всем вышеизложенным, следует предположить, что подсобные хозяйства сельскохозяйственных направлений в производственном секторе или хозяйственной структуре СИЗО на протяжении всего времени существования СИН эффективно и экономически выгодно использовало имеющийся потенциал вне зависимости от политико-экономического состояния страны, успешно работая как в плановом, так и в рыночном хозяйствовании.

В настоящее время в условиях товарных (рыночных) отношений, где товарное обращение становится основой для любых экономически эффективных направлений деятельности в обществе, приносящая доход деятельность в учреждениях СИН способна снижать отрицательные факторы при должном экономико-правовом сопровождении со стороны учредителя, создавая предпосылки для снижения финансовой нагрузки на бюджет по содержанию осужденных в учреждениях СИН.

Заключение

Подводя итог исследованию в области экономико-правового регулирования в отношении деятельности подсобных сельских хозяйств в производственных подразделениях казенных учреждений ФСИН России, можно отметить, что нормативно-правовое регулирование и хозяйственные возможности подсобных сельских хозяйств доступны для многих казенных учреждений СИН. Тем не менее научная мысль на данном этапе формирования с учетом оценки регулирующего воздействия не имеет модели и инструментов, влияющих как на результативное регулирование, так и на эффективное регулирование для использования в казенных учреждениях УИС, которые укрепят синергетические достижения взаимодействия правового и экономического пространства с производственным сектором УИС.

На наш взгляд, всего этого можно будет достигнуть, если обратить внимание на актуализацию нормативных правовых документов и принятие управленческих решений по продвижению и внедрению как подсобных сельских хозяйств, так и иных эффективных направлений в производственный сектор учреждений ФСИН. Все это, несомненно, положительно повлияет на финансово-правовое положение и развитие самих учреждений УИС.

[1] Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ: ред. от 21.12.2021 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 18.10.1999. № 42, ст. 5005.

[2] Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации: от 08.01.1997 № 1-ФЗ: ред. от 21.12.2021) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 13.01.1997. № 2, ст. 198.

[3] О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1: ред. от 01.07.2021: с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 20.11.1995. № 47, ст. 4472.

[4] О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений: Федеральный закон от 15.07.1995 № 103-ФЗ: ред. от 26.05.2021 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 17.07.1995. № 29, ст. 2759.

[5] Исправительно-трудовой кодекс РСФСР: утв. ВС РСФСР 18.12.1970: ред. от 21.12.1996. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

[6] О Счетной палате Российской Федерации: Федеральный закон от 05.04.2013 № 41-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

[7] Об утверждении прилагаемых Методических рекомендаций по подготовке договоров об оказании услуг по предоставлению рабочей силы из числа осужденных при организации взаимодействия со сторонними партнерами: распоряжение ФСИН России от 31.10.2009 № 313-Р. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

[8] Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы: Закон РФ от 21.07.1993 № 5473-1. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

[9] Об утверждении Положения о следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации: приказ Минюста России от 25.01.1999 № 20. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

[10] О подсобных сельских хозяйствах предприятий, организаций, учреждений: Постановление Совета Министров СССР от 17.10.1985 № 973 // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/765707485 (дата обращения: 01.11.2021).

[11] О признании не действующими на территории Российской Федерации актов СССР и их отдельных положений: Постановление Правительства РФ от 03.02.2020 № 80. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».


References:

Krakhmalnik L.G. (1963). Trud zaklyuchennyh i ego pravovoe regulirovanie v SSSR [Prisoner labor and its legal regulation in the USSR] (in Russian).

Malkova L.L. (2008). Problemy organizatsii truda osuzhdennyh k lisheniyu svobody [Problems of the organization of labor of sentenced to imprisonment]. Vestnik instituta: prestuplenie, nakazanie, ispravlenie. (3). 86–87. (in Russian).

Nikonov V.A. (2009). Rol prokuratury v obespechenii ekonomicheskoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii i zashchite prav subektov predprinimatelskoy deyatelnosti [The role of public prosecutor's office in ensuring economic security of the Russian Federation and in the protection of the subjects of entrepreneurial activities]. Vestnik Nizhegorodskoy akademii MVD Rossii. (2(11)). 75–79. (in Russian).

Raskevich A.A. (2010). Obshchestvenno poleznyy trud kak sredstvo ispravleniya osuzhdennyh: penitentsiarnye problemy [Labor as the mean of offenders' rehabilitation: penitentiary problems]. Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. (2(46)). 79–84. (in Russian).

Razumova I.V. (2017). Obshchestvenno poleznyy trud osuzhdennyh: voprosy gosudarstvennogo upravleniya [Socially useful work of convicts: issues of public administration]. Vedomosti ugolovno-ispolnitelnoy sistemy. (6). 91–111. (in Russian).

Shabanov V.B., Santashov A.L. (2009). Tseli i sredstva ispolneniya ugolovnogo nakazaniya [Purposes and means of execution of criminal punishment]. Vestnik instituta: prestuplenie, nakazanie, ispravlenie. (7). 23–26. (in Russian).

Starostenko V.K. (2014). Schetnaya palata Rossiyskoy Federatsii kak subekt obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti strany [Accounts chamber of the Russian Federation in the system of economic security of the country]. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. (7). 84–90. (in Russian).

Subanova N.V. (2012). Prokurorskiy nadzor kak sredstvo ukrepleniya zakonnosti v sfere ekonomiki [Prosecutor's supervision as a means of strengthening the rule of law in the economic sphere]. Journal of Russian Law. (1). 55–61. (in Russian).

Wikipedia Regulatory Impact Assessment /Free Encyclopedia/ [Electronic resource]. Retrieved November 11, 2021, from https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1 %86% D0%B5%D0% BD%D0%BA%D0%B0_%D1%80%D0%B5%D0%B3%D1%83 %D0%BB%D0%B8%D1%80

Страница обновлена: 04.04.2025 в 02:44:27