Foreign practice of light and fashion industry ESG-strategizing
Khvorostyanaya A.S.1
1 Московский Государственный Университет имени М.В. Ломоносова, Russia
Download PDF | Downloads: 39 | Citations: 10
Journal paper
Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 16, Number 5 (May 2022)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=48611722
Cited: 10 by 07.12.2023
Abstract:
Light industry and fashion industry are developing under the strategic patterns and trends influence. This scientific article analyzes the best practices of implementing ESG standards of major strategic leaders in different price segments - Kering, Richemont, Nike and others. The identified strategic solutions in the field of corporate governance, environment and social development allowed the author to form recommendations for improving the strategy development of actors in the domestic industry market.
Keywords: ESG standards, fashion strategizing, strategy, light industry, fashion industry
Введение
Понятие ESG стало пользоваться популярностью во всем мире в 21 веке после работы экс-генерального секретаря ООН Кофи Аннана, который ввел в ежедневный дискурс понятия ESG-принципов: environment – окружающая среда, social – социальное развитие, governance – корпоративное управление. Основной целью ESG является поддержка концепции устойчивого развития (sustainable development) и осмысленное инвестирование в компании, которым не безразлична окружающая среда и социум. Все это связано с социальным развитием общества в целом, демократизацией, свободой отдельного индивида и осознанием того, сколько промышленных отраслей приносит загрязнений в окружающую среду. С появлением и активным внедрением ESG-принципов были также сформированы специальные индексы для рейтинговая компаний, позволяющие учитывать их экономическую и общественную эффективность. Таким образом, корпоративный сектор экономики, желающий быть на высоких позициях в международных системах ранжирования, должен соответствовать стандартам развития всех трех категорий, включая социальную, управленческую и экологическую.
Легкая промышленность является важной отраслью народного хозяйства и глобальным промышленным комплексом. Она вносит 3 триллиона долларов в мировое производство и обеспечивает занятостью 75 миллионов человек по всему миру по всей цепочке создания стоимости [3, с.16] (Khvorostyanaya, 2021). Индустрии моды свойственны все характеристики экономических объектов – от наращивания сделок слияния и поглощения до коммерциализации объектов интеллектуальной собственности [3] (Khvorostyanaya, 2021). Она активно подвержена влиянию глобальных, региональных и национальных трендов, поэтому активное внедрение различных инициатив по ESG-трансформации в рамках реализации стратегических приоритетов акторов рынка является логичным следствием взаимосвязанности. Индустрия моды негативно влияет на окружающую среду – экологи отмечают значительное потребление энергии, загрязнение океана и сточных вод микропластиком и химикатами, деградацию почв вследствие выпаса скота, а также кризис избыточного производства и потребления. Изменение потребительских предпочтений, возникновение и распространение культуры осознанности побуждают крупных стратегических лидеров отрасли активно внедрять ESG-стандарты в свои бизнес-процессы.
Повестка ESG-стратегирования стала актуальна для предприятий индустрии моды и легкой промышленности с начала 2000-х годов – это является серьезным глобальным трендом, который влияет на всю цепочку добавленной стоимости в индустрии моды – от дизайна до конечной продажи коммерческой продукции. Данный тренд должен быть учтен при разработке стратегий развития акторов отрасли – фэшн-стратегировании [3, с. 34] (Khvorostyanaya, 2021). Согласно Отчету о глобальном рынке этической моды за 2021 год, рынок переживает бурный рост. Рынок этичной моды состоит из доходов, получаемых учреждениями, которые в основном занимаются проектированием, производством, розничной торговлей и покупкой одежды этичной моды. Этическая мода — это разработка и производство одежды, которая заботится о людях и сообществах, сводя к минимуму воздействие на окружающую среду [6]. Она фокусируется как на экономической, так и общественной эффективности. Прогнозируется, что рынок вырастет на 9,2 % к 2025 году и станет равным 8,3 трлн долларов США, а наибольший вклад окажут следующие отраслевые акторы – Christian Dior SE, H&M, NIKE Inc, Adidas AG, Pact, Entree и Eileen Fisher [19]. Это открывает новые стратегические возможности для предприятий отрасли в плане балансирования интересов потребителей, общества, поставщиков, акционеров и государственных органов.
Несмотря на внешний шок коронавирусной инфекции COVID-2019, который, несомненно, поменял в краткосрочном и среднесрочном периоде стратегические планы многих акторов рынка, вынудив некоторых даже обратиться к процедуре банкротства (J.Crew, Brooks Brothers, John Varvatos и другие), на ESG-стандарты это шок повлиял опосредованно. Например, на таких этапах производственной цепочки как дизайн и производство были достигнуты почти нулевые выбросы углекислого газа, что полностью соответствует повестке ESG: предприятия стали активнее разрабатывать виртуальные лукбуки и цифровые прототипы одежды, обуви, аксессуаров и предметов гардероба, Аналогично этап сбыта тоже пережил трансформацию, удовлетворяющую ESG-стандартам – переход предприятий на онлайн-показы моды, рост интернет-коммерции, цифровых каналов продаж и платформенных решений [3, с. 101-105] (Khvorostyanaya, 2021).
ESG повестка она значима как для инвесторов, которые придерживаются концепции импакт-инвестирования, так и самих компаний как элемента стратегического управления рисками и обеспечения долгосрочной конкурентоспособности. Целью данного исследования является выявление лучших зарубежных практик ESG-трансформации легкой промышленности и индустрии моды, которые применяют международных стратегические лидеры – глобальные отраслевые холдинги. Авторская гипотеза состоит в том, что мировые компании используют разные инструменты ESG-трансформации. Научные исследования отечественных и зарубежных специалистов в разных сферах послужили ключевой базой для формирования фундамента статьи. Так, в теоретических работах разными авторами подчеркивается роль ESG в развитии мирового бизнес-сообщества:
· соблюдение принципов ESG позволяет получить длинные инвестиции для стратегического развития [15] (Smirnova, 2021);
· отражает современные глобальные требования к инвестициям [5] (Dovbiy, Kobylyakova, 2021);
· общее направление ESG-подхода к управлению социально-экономическим развитием на всех уровнях - от федерального до корпоративного, тесно связан с международными трендами по устойчивому развитию [21] (Zhukova, 2021);
· ESG-принципы - модель устойчивого развития бизнеса, за счет которой достигается стратегическая цель выполнения задач компаний в решении экологических, социальных и управленческих задач [12] (Mazhorina, 2021);
· переход к принципам устойчивого развития и ESG-повестке и связанные с этим изменения требуют от компаний, регионов и государств перехода к внедрению зеленого менеджмента для сохранения конкурентоспособности [10] (Makarov, Shepelev, Kondaurov, Nazarenko, 2021); [9] (Li, Zhang,Zhao, 2021);
· факторы ESG играют жизненно важную роль в повышении корпоративных финансовых показателей (CFP) как для рыночных, так и для бухгалтерских [11] (Mardini, 2022);
· несмотря на то, что принципы ESG основаны на концепции устойчивого развития и не являются правовыми, тем не менее, особое внимание со стороны заинтересованных лиц и государств позволяет им оказывать существенное влияние на разработку правовых инструментов [16] (Sokolova, Teymurov, 2022);
· компании, соблюдающие социальные, экологические и управленческие стандарты, создают стоимость за счет применения инструментов ESG, становятся более эффективными, устойчивыми, снижают риски убеждений, создают положительную репутацию и привлекают более качественные инвестиции [18] (Thame, 2021);
· во время внешнего шока (пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 компании, которые следовали высоким стандартам ESG, превзошли компании с низким рейтингом ESG [14] (Pizzutilo, 2021).
Целью исследования является выявление лучших практик разных акторов индустрии моды в области внедрения ESG-стандартов для обобщения и систематизации международного делового опыта. Научная новизна полученных результатов в ходе исследования связана с выявлением конкретных форм, инструментов и механизмов отраслевого применения ESG-стандартов. Полученные инструменты могут быть использованы отечественными предприятиями для своей собственной трансформации.
В статье использованы следующие методы и инструменты: анализ и синтез, сравнение и обобщение, системный анализ и бенчмаркинг. ESG-трансформация затрагивает главный аспект стратегирования, которому уделяется большое внимание в отечественной школе стратегирования академика В.Л.Квинта: для успешной реализации стратегии в стратегических приоритетах должны быть учтены все интересы акторов [8].
Зарубежный анализ стратегических инициатив в области ESG-повестки в индустрии моды
Крупные стратегические лидеры индустрии моды давно провозгласили ESG-повестку как инструмент долгосрочного развития целой отрасли. Следует отметить, что изменение стратегических приоритетов в сторону экологичности характерно для предприятий разных ценовых сегментов.
Одним из пионеров трансформации бизнеса в сторону ESG-стандартов в индустрии моды является французский конгломерат Kering в сегменте роскоши, имеющий в своем портфеле брендов более 12 активов – Домов Моды, среди которых Saint Laurent, Gucci, Bottega Veneta, Brioni, Balenciaga и прочее. Данная группа компаний ведет системную работу по внедрении стандартов ESG c 2017 года, обобщая отдельные стратегические инициативы предыдущих периодов.
Одну из самых ярких стратегических инициатив компании стоит подчеркнуть в области законодательного и нормативного регулирования. Kering разработала ряд детальных стандартов, касающихся сырья и производственных процессов. На каждой стадии производственной цепочки исследуется объем использованных ресурсов (вода, электроэнергия, земля), количество выбросов парниковых газов и прочее:
• Непосредственное управление магазинами, офисами и складами
• Изготовление и сборка конечного продукта
• Изготовление и подготовка промежуточных комплектующих
• Переработка сырья
• Производство и добыча сырья
Также существует набор стандартов защиты животных для поставщиков, которые включают в себя:
• Крупный рогатый скот: кожа, которая в основном поставляется из Европы
• Телячья кожа: кожа, которая в основном поставляется из Европы
• Овцы: шерсть, кожа и овечья шерсть, поставляемые по всему миру
• Коза: кожа, кашемир, мохер и овчина, поставляемые по всему миру [7]
Практические реалии поиска поставщиков, такие как сертификация и сложность цепочки поставок, подчеркивают необходимость увеличения рыночного спроса, инноваций и стратегических решений. В связи с этим, Kering действует лаборатория Materials Innovation Lab (MIL), которая работает с каждым брендом (Модным домом) и их уникальными соответствующими цепочками поставок: поставщиками, субподрядчиками и другими организациями вплоть до источников сырья, чтобы разработать высококачественные и инновационные варианты, к которым могут получить доступ внутри группы компаний Kering. MIL также исследует устойчивые альтернативы на рынке и включает их в библиотеку материалов Kering, а также продвигает долгосрочное развитие и инновационные подходы, такие как экономика замкнутого цикла внутри и за пределами Kering.
В качестве экономического механизма группа компаний Kering использует собственный разработанный подход – экологический отчет о прибылях и убытках (Environmental Profit & Loss, EP&L), который позволяет компании понять последствия принятия разных решений и уменьшить негативные последствия. Подход EP&L основан на концепции природного капитала и применяется к повседневным деловым действиям. EP&L измеряет ресурсы, потребляемые по всей цепочке поставок, такие как вода и земля, а также результаты, такие как загрязнение воды, загрязнение воздуха и отходы. Затем Kering оценивает влияние, чтобы сказать, сколько каждый из них стоит для общества. Группа компаний Kering является первой компанией в мире, разработавшей и внедрившей такой инструмент, поэтому компания стремится распространить успешную практику с любой заинтересованной организацией, включая конкурентов, правительства и университеты. Для распространения компания использует протокол о природном капитале (Natural Capital Protocol, NCC) – это глобальная платформа с открытым исходным кодом с участием многих заинтересованных сторон для поддержки разработки методов оценки природного капитала бизнесом. NCC содержит четкие рекомендации о том, как компании могут измерять и оценивать различные типы воздействий и зависимостей для различных бизнес-приложений.
В 2019 году другая группа компаний в высоком ценовом сегменте – Richemont приступила к реализации своей трансформационной стратегии. Она основана на почти 20-ти летнем опыте внедрения принципов корпоративной социальной ответственности и непрерывного совершенствования бизнес-процессов. Компания установила для себя четыре стратегических направления для глубинных изменений: люди, сообщества, источники и окружающая среда. Эти четыре области охватывают вопросы эффективного стратегического управления, активного вовлечения заинтересованных стейкхолдеров, непрерывные инновации в материалах и бизнес-процессах.
Компания соотносит свою операционную деятельности и достижение результатов по Целям в области устойчивого развития (ЦУР), установленные Организацией Объединенных Наций (ООН) в 2015 году: 17 глобальных целей варьируются от искоренения нищеты до сотрудничества и партнерства, где каждая цель имеет согласованные целевые показатели. Для этого она разработала специальную методологию, учитывающая как отраслевую специфику, так и специфику своей организации.
Ниже приведены стратегические решения группы компаний Richemont в соответствии с определенными ЦУР.
ЦУР 5.5: Обеспечить всестороннее и эффективное участие женщин и равные возможности для лидерства на всех уровнях принятия решений в политической, экономической и общественной жизни. Для достижения этой цели Richemont расширила свою программу льгот для услуг по уходу за детьми, включая отпуск по уходу за ребенком. Некоторые из предприятий в группе компаний взяли на себя обязательство следовать принципам ООН по расширению прав и возможностей женщин. В цепочке поставок Richemont продвигает равное вознаграждение для женщин и мужчин, равные возможности с помощью схем сертификации (Responsible Jewelry Council).
ЦУР 8: Содействовать инклюзивному и устойчивому экономическому росту, полной и продуктивной занятости и достойной работе для всех. Группа компаний подчеркивает важность таланта и обучения на протяжении всей жизни для сохранения мастерства и возможности трудоустройства в секторе предметов роскоши, поэтому, например, Richemont создала академии розничной торговли предметами роскоши в Азии и Северной Америке.
ЦУР 13: Принять срочные меры по борьбе с изменением климата и его последствиями. Группа компаний взяла на себя обязательства по достижению научно обоснованных целей в соответствии с Парижским соглашением 2015 года. Также Richemont взяла на себя обязательство снизить выбросы углерода при совершении деловых поездок и к 2025 году использовать 100% возобновляемую электроэнергию.
ЦУР 17: Партнерство для достижения целей. Политика по защите прав человека и трудовых норм в цепочке поставок, а также положительное социальное влияние являются стратегическими приоритетами компании. В связи с этим, компании требуется обеспечить прозрачность и отслеживаемость источников сырья, для этого она работает в области заключения партнерских отношений с поставщиками и дистрибьюторами. Для реализации данной ЦУР в компании создана отдельная организационная структура, курирующий данных вопрос [17].
Компания Richemont инвестирует в различные образовательные и климатические инициативы. В 2019-2020 гг. году общий объем пожертвований на инициативы, связанные с инвестициями в сообщество, составил более 34 миллионов евро [17, c. 16-17]. Среди их бенефициаров - благотворительные организации, занимающиеся вопросами здравоохранения, социального и экономического развития, образования, благополучия женщин и детей [17, c. 17-18].
Другой ценовой сегмент в индустрии моды также активно инвестирует в ESG-повестку, повышаю свою экономическую эффективность. В августе 2019 года американская транснациональная корпорация Nike, Inc. приобрела бостонскую компанию по прогнозной аналитике Celect. С приобретением цифровой платформы Celect Nike значительно совершенствует свой набор конкурентных преимуществ, так как данная платформа предиктивной аналитики, помогает розничным торговцам оптимизировать свои запасы с помощью цифровых решений, что положительно влияет и на общественную эффективность тоже. Использование цифровых платформ также является одним из глобальных трендов, распространенных в разных сферах экономики [4].
Рынок этичной моды также ориентирован на инновации в сфере материалов. И в данном случае трансфер технологий может быть качественным инструментом, соединяющим научные подразделения и индустриальных партнеров для решения технологических задач [1]. Природные материалы и ресурсы могут быть альтернативой текстильным волокнам предприятиями отрасли с меньшим негативным эффектом для внешней среды. Например, альтернативой натуральной коже или нефтяным волокнам могут быть целлюлозные волокна из ананаса - Pinatex. Промышленный процесс, используемый для создания Pinatex, производит биомассу, которая может быть преобразована в удобрение, которое фермеры могут вносить в почву для выращивания следующего урожая ананаса [13]. В ответ на тренд осознанности у потребителей, компании исследуемой отрасли открыли сезонные или целые линии, соответствующие ESG-стандартам: Organic Basics, MATE The Label, Pact, Thought, Brook There и другие.
Развитие одной из функции стратегического управления, а именно, мотивации и контроля [8] – еще один долгосрочный фронтир развития предприятий отрасли, нацеленной на удовлетворения стандартов ESG. Оценка вовлеченности сотрудников в работу – Know Global – установлена на рабочих местах на фабриках для сбора цифровых данных и формированию отчетов о благосостоянии трудовых ресурсов.
Учитывая взаимосвязанность легкой промышленности и индустрии моды с другими отраслями, полноценное стратегическое развитие отрасли не может быть в отрыве от глобальной ESG-повестки. Только путем стратегических партнерств и коллабораций между разными участниками рынка можно изменить ситуацию в сторону совершенствования бизнес-процессов. В 2018 году запущена Хартия индустрии моды по борьбе с изменением климата под эгидой ООН по изменению климата – в 2021 году данную Хартию уже подписали более 100 подписантов. Создан и функционирует Альянс устойчивой моды для продвижения и координации усилий в рамках ООН. В частности, Альянс работает над поддержкой координации между органами ООН, работающими в сфере моды, и продвижением проектов и политики, которые гарантируют, что цепочка создания стоимости в индустрии моды способствует достижению целей в области устойчивого развития [20]. Активно развивается коалиция ответственного бизнеса (RBC) — это уникальная коммуникационная сеть генеральных директоров, преподавателей, исследователей и лидеров некоммерческих организаций, которые совместно работают над преобразованием бизнеса. Стратегическое видение RBC заключается в улучшении воздействия отраслей промышленности на окружающую среду, социальную сферу и управление (ESG) во всем мире и содействии достижению ЦУР ООН [6].
Использование успешных зарубежных практик для трансформации отечественной индустрии моды
Анализ зарубежных практик показал, что предприятия используют разные инструменты и механизмы для решения правильного взаимодействия корпоративных интересов и производства общественного блага.
Для внедрения стандартов ESG в национальную отрасль легкой промышленности и индустрии моды автором предложены следующие стратегические инициативы:
Во-первых, должна быть разработана полноценная стратегия долгосрочного развития отрасли на длительную перспективу с учетом ESG-стандартов. Обязательным условием для формирования и реализации в дальнейшем стратегических приоритетов должно быть выявление всех групп интересов акторов рынка. К разработке стратегии должны быть привлечены:
1) Федеральные и региональные исполнительные органы власти – Минпромторг России, Минэкономразвития России, Минобрнауки России – для формирования финансовых инструментов поддержки и мониторинга долгосрочного развития отрасли;
2) Корпоративный сектор экономики – ФПМ Симплекс Полимер, ХБК Шуйские ситцы, Группа компаний «ЧАЙКОВСКИЙ ТЕКСТИЛЬ», СВЕРДЛОВСКИЙ КАМВОЛЬНЫЙ КОМБИНАТ, ООО «МИРТЕКС», промышленно-торговая обувная компания «ПАРИЖСКАЯ КОММУНА», ОАО «ПУШКИНСКИЙ ТЕКСТИЛЬ» и другие крупные производители конечных продуктов (одежды, предметов гардероба, обуви, аксессуаров) и сырья (нити, волокна, ткани). Также будет полезен опыт компаний – стратегических лидеров из других отраслей, которые уже имеют навыки и реальные кейсы внедрения таких принципов в свою деловую практику: Сбер, ОАО «РЖД», ПАО «Роснефть», ПАО «Сибур-холдинг». Участие данных акторов рынка требуется для формирования новых рабочих мест, типов бизнеса и производственно-сбытовых цепочек.
3) Высшие учебные заведения и научные организации - ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет», ФГБОУ ВО «Российский государственный университет им. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна», ФГБОУ ВО «Ивановский государственный политехнический университет» (Текстильный институт), ФГБОУ ВО «Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления», ФГБОУ ВО «Ивановский государственный химико-технологический университет» – для формирования научно-исследовательской и образовательной политики, а также для кадрового обеспечения отрасли.
4) Отраслевые объединения и некоммерческий сектор – Союзлегпром, Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов, Агентство социальной информации и другие – для формирования системы мониторинга общественной эффективности и ранжирования стратегических инициатив.
В соответствии с изученным международным опытом, также должна быть создана профессиональная национальная ассоциация, посвященная обмену лучшим практикам и внедрению единых стандартов ESG, включая вопросы трансфера технологий [2]. Ассоциация как потенциальный механизм распространения лучших практик может быть в том числе региональным центром развития отрасли, который снимает нормативно-законодательные барьеры, проводит обучающие программы, популяризирует вопросы корпоративной социальной ответственности и экономики замкнутого цикла.
Выводы
Учитывая изменения внешней среды, рост значимости стратегических тенденций осознанности, зеленой экономики, возрастает и корпоративная социальная ответственность. Крупные стратегические лидеры легкой промышленности и индустрии моды работают над внедрением ESG принципов в свою деловую практику, фокусируя свои усилия на всех этапах цепочки добавленной стоимости. Они для этого разрабатывают собственные методики, создают систему метрик экономической и общественной эффективности, вырабатывают единый свод стандартов, осуществляют импакт-инвестирование и осуществляют реализацию стратегических сценариев в соответствии с интересами. Основная проблема состоит в стратегическом ресурсе времени, который требуется для перестройки производственной цепочки. Как показывает опыт зарубежных компаний исследуемой отрасли, к результатам 2022 года, которые они имеют, они прошли достаточно длинный путь, который, в свою очередь, занял не одно десятилетие. Достижение ESG-принципов на примере международного опыта доказывает необходимость объединения, взаимодействия и коллабораций отечественных акторов отрасли для обеспечения их стратегического развития.
Новые геополитические риски и санкционное давление в 2022 году на весь мир безусловно повлияют на стратегическое развитие легкой промышленности и индустрии моды в контексте ESG-стандартов. Тенденция роста цен на природные ресурсы удорожит производство сырья и материалов. По этой причине, предприятия будут вынуждены перекладывать свои операционные расходы и иные издержки на поставщиков и сокращать программы, ориентированные на социальное развитие трудовых ресурсов швейной и текстильной промышленности, включая мотивационные программы. Изменениям будут подтверждены и логистические цепи поставок, системы распределения складских излишков, что может негативно повлиять не только на экономическую эффективность, но и на общественную. В связи с этим, тематика оценки влияния на скорость внедрения ESG-стандартов компаниями легкой промышленности и индустрии моды в новых условиях может быть одной из перспективных направлений дальнейших исследований.
References:
Dovbiy I.P., Kobylyakova V.V., Minkin A.A. (2021). Metodologicheskie aspekty implementatsii esg-faktorov v novyy investitsionnyy tsikl regionov [Methodological aspects of the implementation of esg factors in the new investment cycle of regions]. Bulletin of Chelyabinsk State University. (10(456)). 77-86. (in Russian). doi: 10.47475/1994-2796-2021-11008.
Ethical Fashion Global Market Report 2021: COVID-19 Growth and Change to 2030Researchandmarkets.com. Retrieved February 07, 2022, from https://www.researchandmarkets.com/reports/5321427/ethical-fashion-global-market-report-2021-covid
Kering animal welfare standardsKeringcorporate.dam.kering.com. Retrieved February 07, 2022, from https://keringcorporate.dam.kering.com/m/163ccd09fe07f9ab/original/Document-Kering-Animal-Welfare-Standards.pdf
Khvorostyanaya A.S. (2019). Razrabotka programmy Strategii razvitiya otraslevoy assotsiatsii transfera tekhnologiy (na primere industrii mody i legkoy promyshlennosti) [Technology transfer association industrial strategy development program (on the example of the fashion industry and apparel and textile industry)]. Ekonomika promyshlennosti. 12 (2). 147-158. (in Russian). doi: 10.17073/2072-1633-2019-2-147-158.
Khvorostyanaya A.S. (2021). Strategirovanie industrii mody: teoriya i praktika [Fashion Industry Strategizing: Theory and Practice] Saint Petersburg: Severo-Zapadnyy institut upravleniya – filial RANKhiGS. (in Russian).
Khvorostyanaya A.S. (2022). Strategicheskaya arkhitektura tsifrovoy promyshlennoy platformy [Digital industrial platform strategic architecture] Theory and practice of strategizing. 109-113. (in Russian).
Kvint V.L. (2016). Strategy for the Global Market: Theory and practical applications New York: Routledge Taylor and Francis Group.
Kvint V.L., Khvorostyanaya A.S., Sasaev N.I. (2020). Avangardnye tekhnologii v protsesse strategirovaniya [Advanced technologies in strategizing]. Economics and management. 26 (11(181)). 1170-1179. (in Russian). doi: 10.35854/1998-1627-2020-11-1170-1179.
Li H., Zhang X., Zhao Y. (2022). ESG and Firm's Default Risk Finance Research Letters. doi: 10.1016/j.frl.2022.102713.
Makarov I.N., Shepelev M.I., Kondaurov V.S., Nazarenko V.S. (2021). Zelenyy menedzhment v usloviyakh smeny tekhnologicheskikh ukladov i dekarbonizatsii proizvodstvennyh sistem [Green Management Amid Changing Technological Patterns and Production System Decarbonization]. Voprosy innovatsionnoy ekonomiki. 11 (4). 1879-1892. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.11.4.114014.
Mardini G.H. (2022). ESG Factors and Corporate Financial Performance International Journal of Managerial and Financial Accounting. doi: 10.1504/IJMFA.2022.10045742.
Mazhorina M.V. (2021). Esg-printsipy v mezhdunarodnom biznese i «ustoychivye kontrakty» Actual Problems of Russian Law. 16 (12(133)). doi: 10.17803/1994-1471.2021.133.12.185-198.
Pinatex. Retrieved February 07, 2022, from https://www.ananas-anam.com
Pizzutilo F. (2021). Is ESG-ness the vaccine? Applied Economics Letters. doi: 10.1080/13504851.2021.1994124.
Smirnova T.S. (2021). Ustoychivoe razvitie kak bazovaya sostavlyayushchaya deyatelnosti kompanii [Sustainable development as a basic component of the company’s activity. esg evaluation of companies]. Management accounting. (11-3). 704-710. (in Russian). doi: 10.25806/uu11-32021704-710.
Sokolova N.A., Teymurov E.S. (2021). Sootnoshenie tseley ustoychivogo razvitiya i esg-printsipov [Correlation of sustainable development goals and esg principles]. Vestnik Universiteta imeni O.E. Kutafina (MGYuA). (12(88)). 171-183. (in Russian). doi: 10.17803/2311-5998.2021.88.12.171-183.
Sustainability reportRichemont.com. Retrieved February 07, 2022, from https://www.richemont.com/media/4ksenvnu/sustainability_report_2020.pdf
Thame D. (2021). ESG socio-environmental and corporate governance. DEIMA International Economic Law and Environment.
Trends for Sustainability in 2020 – Creating Alignment and ActionTextileexchange.org. Retrieved February 07, 2022, from https://textileexchange.org/trends-for-sustainability-in-2020-creating-alignment-and-action-2
UN Alliance for Sustainable Fashion. Retrieved February 07, 2022, from https://unfashionalliance.org
Zhukova E.V. (2021). Osnovnye tendentsii razvitiya esg-povestki: obzor v rossii i v mire [Key trends in esg-agenda development: reviewing the situation in Russia and the world]. Bulletin of Plekhanov Russian University of Economics. 18 (6(120)). 68-82. (in Russian). doi: 10.21686/2413-2829-2021-6-68-82.
Страница обновлена: 16.04.2025 в 08:40:36