Организационно-экономический механизм повышения глобальной конкурентоспособности региона

Скреблов Н.И.1
1 Самарский государственный экономический университет

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 6 (Июнь 2025)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Современная экономика сочетает глобализацию и регионализацию. Мир становится более взаимосвязанным, но при этом делится на экономические блоки. Это повышает роль конкурентоспособности стран для их устойчивого развития. Несмотря на сокращение мировых рынков и торговли ввиду смещения акцентов с глобализации на национальные интересы, международная торговая конкуренция обостряется. Возникает необходимость повышения глобальной конкурентоспособности российских регионов в условиях экономической дифференциации, санкционного давления и высокой зависимости от сырьевого экспорта. Современные вызовы, такие как сокращение мировых рынков, обострение международной торговой конкуренции и нестабильность внешнеполитической обстановки, требуют разработки эффективных механизмов развития региональных экономик. Несмотря на наличие исследований по кластерным и инновационным подходам, остаётся пробел в изучении взаимосвязи промышленного производства, транспортной инфраструктуры и экспортного потенциала. В данной статье разработан организационно-экономического механизма повышения глобальной конкурентоспособности региона на основе анализа стратегических документов России и зарубежного опыта. Практическая ценность заключается в том, что механизм может быть использован региональными властями для оптимизации промышленной и региональной экономической политики, роста экспорта несырьевых товаров. Внедрение предложенного подхода позволит сократить межрегиональную дифференциацию, повысить эффективность использования экономического потенциала и адаптировать лучшие международные практики к российским условиям

Ключевые слова: глобальная конкурентоспособность региона, механизм повышения конкурентоспособности, конкурентные преимущества, стратегирование региональной конкурентоспособности

JEL-классификация: R11, R12, R13, R58



Введение. В настоящее время российский экспорт чрезмерно зависим от небольшого числа крупнейших торговых партнеров, что создаёт серьёзные риски в условиях нестабильной внешнеполитической обстановки и начинающихся тарифных войн среди стран, что негативно сказывается на устойчивости национального хозяйства. Поэтому необходимы целенаправленные меры государственной поддержки, призванные содействовать компаниям в преодолении препятствий и барьеров, повышения результативности работы органов исполнительной власти, чтобы обеспечить темпы валового внутреннего продукта страны выше среднемировых [1], в том числе за счет прироста объема экспорта несырьевых неэнергетических товаров и продукции агропромышленного комплекса [2].

В сложившихся обстоятельствах глобальная конкурентоспособность регионов приобретает исключительную актуальность, становясь ключевой задачей в контексте непрерывных перемен и сохраняющегося давления санкционных ограничений. Возникает острая необходимость в разработке механизма развития экономики регионов в рамках концепции глобальной конкурентоспособности.

Концепция управления конкурентоспособностью приобрела широкое распространение благодаря ставшей уже классической теории М. Портера [7,12,22], в том числе её модификация инновационных преимуществ [21,30]. Широко исследованы механизмы повышения конкурентоспособности в рамках кластерного подхода [2,23], глобализации международных экономических связей регионов [26,27,31].

В труде предложен механизм создания отраслевых стратегических альянсов в виде долгосрочного соглашения о сотрудничестве с объединением хозяйствующих субъектов, находящихся в одной цепочке добавленной стоимости [1]. В работе исследователей предложена идея сервитализации (массового интеграции услуг в бизнес и домохозяйства), исследование показывало прямую взаимосвязь между сервитализацией территориальной экономики и её конкурентоспособностью на примере регионов Италии [29].

В исследовании разработан механизм повышения конкурентоспособности через призму межрегиональной кооперации с реализацией совместных проектов социально-экономического развития, но он ограничен различиями в политико-экономических институтах и ​​культурных обычаях. Так как они имеют решающее значение для успеха регионального сотрудничества и влияют на уязвимость механизмов распределения выгод и рисков между городами и регионами [33].

На взгляд автора существует определенный пробел в исследованиях механизмов конкурентоспособности в глобальном аспекте, поскольку они нацелены преимущественно на модификации подхода М. Портера, развитие кластерных инициатив, инновационных механизмов и сервитализацию экономических систем. Исследования конкурентоспособности в условиях глобализации направлены в основном на механизмы инновационного развития, образования, межрегиональной кооперации, улучшения условий жизни населения и экологии [15,24,25,32], но не наблюдается работ, исследующих механизмы развития экономики регионов в связке факторов «производственная специализация – транспортная обеспеченность – реализация экспортных возможностей».

Проблема исследования заключается в недостаточной изученности механизмов управления конкурентоспособности в условиях глобализации, исследования направлены в основном на механизмы инновационного развития, образования, межрегиональной кооперации, улучшения условий жизни населения и экологии, но не наблюдается работ, исследующих механизмы развития экономики регионов в связке факторов «производственная специализация – транспортная обеспеченность – реализация экспортных возможностей». Требуется закрыть подобный пробел, предоставив методическое обеспечение для целенаправленных воздействий на ключевые факторы глобальной конкурентоспособности региона, учитывающие специфику структуры экономики и обеспечивающие наиболее полное использование экономического потенциала региона.

Целью исследования является установление групп регионов по уровню стрессоустойчивости экономик регионов России в условиях санкций как основы перехода в них к опережающему экономическому развитию.

Научная новизна заключается в предложении механизма конкурентоспособности, который объединяет промышленный профиль, транспортную доступность и экспортные возможности, а также принципы его реализации (опережающее развитие, гибкость, сбалансированность); разработаны принципы развития регионов, включая измеримость, гибкость, системность и учет территориальных особенностей. Разработана схема взаимодействия субъектов (органы власти, бизнес, институты развития), аналитические и практические инструменты (повышения осведомленности субъектов хозяйственной деятельности о внешних рынках, корректировка структуры экономики с повышением доли экспортоориентированных отраслей). Апробирован механизм на примере регионов с диверсифицированной промышленностью, выявлены их ключевые проблемы и предложены меры по их решению, такие как развитие транспортной инфраструктуры, поддержка экспорта и «зеленых» технологий.

Методология исследования основана на комплексном подходе, включающем применение традиционных научных методов, таких как логическое обоснование, аналитическое исследование, систематизация, сопоставительный анализ и синтез полученных результатов. Для углубленного изучения использованы методы обработки временных рядов, контент-анализ стратегических документов и мер государственной поддержки. В рамках этапа синтеза сформированы принципы и механизм развития экономики региона на основе концепции глобальной конкурентоспособности.

Исследование основывалось на материалах национальных и зарубежных стратегических документов, программ социально-экономического развития, данных Федеральной службы государственной статистики (Росстат), а также научных публикациях аналогичной тематики. Построение организационно-экономического механизма опиралось также на результаты оценки глобальной конкурентоспособности и типологизации регионов, подробно описанной автором в работе [28].

Используемые источники обеспечивали репрезентативный массив информации для всестороннего анализа современной экономической ситуации и формулировки соответствующих выводов и рекомендаций.

Результаты исследования. Данное исследование опирается на результаты предыдущих исследований авторов, в которых уточнено понятие, проведены оценка глобальной конкурентоспособности регионов и типологизация по критерию «производственная специализация – транспортная обеспеченность – реализация экспортных возможностей», что позволило учесть специфику экономического потенциала российских регионов [28].

Под глобально конкурентоспособным регионом автор понимает территориальную экономическую систему, использующую свои производственные, и инфраструктурные возможности, которые агрегируют в себе демографический, ресурсный, технологический, научный, информационный, и институциональный потенциалы территории для успешной конкуренции с другими хозяйствующими субъектами в распространении своей продукции на внешних рынках посредством развития специализации перспективных видов экономической деятельности и транспортной инфраструктуры.

Для разработки механизма, который будет соответствовать актуальным запросам развития России, обратимся к анализу целей и задач в основных стратегических документах страны. Одними из приоритетных национальных целей развития регионов являются обеспечение темпа роста ВВП выше среднемирового и выход на четвертое место в мире по объему ВВП по ППС не позднее 2030 года, снижение доли импорта товаров и услуг в структуре ВВП до 17%, увеличение индекса производства обрабатывающей промышленности не менее чем на 40% от уровня 2022 года, обеспечение прироста экспорта несырьевых неэнергетических товаров не менее чем на 60% по сравнению с 2023 годом [3].

В стратегии пространственного развития РФ на период до 2030 года обозначена приоритетность развития системы опорных населенных пунктов, которые будет обеспечивать развития прилегающих территорий, развитие новых объектов инфраструктуры согласно с интересами пространственного, социально-экономического развития, более эффективное пространственным развитием [4]. Совместно с пространственным развитием Транспортная стратегия определяет приоритеты развития доступности транспортных услуг для удаленных, труднодоступных и геостратегических территорий, обеспечение условий для грузовладельцев по перевозке грузов до предприятий, складов, деловых центров, рынков сбыта, в том числе и экспортных [5].

В проекте национальной экспортной стратегии России на период до 2030 года основными задачами установлено значительное снижение административных барьеров экспортной деятельности, расширение государственной кредитной поддержки экспорта, формирование нового облика торговых представительств в иностранных государствах, создание унифицированной региональной инфраструктуры поддержки экспорта для субъектов МСП [6].

Остаются актуальными задачи Стратегии пространственного развития России до 2025 года задачи поиска полюсов роста непосредственно в регионах, переход от чистого выравнивания с помощью межбюджетных трансфертов к стимулированию конкурентоспособности территорий в борьбе за привлечение государственных финансов, капитала, людей и ресурсов через предоставление регионам экономических инструментов косвенного характера в виде внедрения зон экономического развития, особых экономических зон, зон опережающего развития и других [8].

Для выработки основных принципов и механизма развития экономики региона на основании концепции глобальной конкурентоспособности целесообразно обратиться к анализу лучшего зарубежного опыта. Опуская значительный в своём объеме подробный анализ документов развития и программ экономического развития, изученный опыт Китая, Италии, Бразилии, США, Германии и Франции позволил агрегировать подходы стран в стратегиях повышения своей глобальной конкурентоспособности, основные идеи распределены по блокам, где описаны реализуемые меры, отображение которых вынесено на рис. 1.

Рисунок 1. Классификация мер развития экономики стран и стимулирования регионов

Источник: составлено автором

В экономически либеральных США федеральное правительство не вмешивается в местные дела, из-за чего депрессивные территории только больше опустошаются и приходят в запустение. Централизованная система управления КНР позволяет возводить сети дорог, города, электростанции, с помощью большого количества льгот привлекать огромные ресурсы в территории, которые считаются отстающими с точки зрения властей. Проведенный анализ зарубежного опыта позволил выделить наиболее популярные методы, с помощью которых государства предоставляют помощь для развития отстающих территорий:

1) Развитие инфраструктуры, в том числе железнодорожной сети, строительство аэропортов, логистических хабов на условиях софинансирования, предоставления налоговых льгот или бесплатной земли на срочных условиях Данных мер развития особенно не хватает восточному полигону РФ при повороте торговли на азиатские рынки [18,19];

2) Классические бюджетные трансферты и финансовая помощь территориям для поддержания их бюджетной обеспеченности и реализации мер развития;

3) Создание местных институтов и организаций для решения вопросов социально-экономического развития территорий в рамках своих компетенций (стратегические агентства, узкоспециализированный банкинг и лизинг, технопарки, ОЭЗ, ТОСЭР и другие);

4) Реализация трансграничных проектов социального и экономического плана (распространенная практика ЕС по созданию и укреплению инфраструктуры между странами, обмена специалистами, построение хабов, электростанций, сельских угодий и иных значимых объектов) для усиления экономической связанности территорий.

Таким образом, рассмотренный опыт высокотехнологичного, промышленного развития, подготовки кадров, распространения транспортной инфраструктуры, поддержки собственных экспортеров может быть использован и в опыте России для формирования принципов развития экономики региона на основе концепции глобальной конкурентоспособности, что позволит достичь больших эффектов социально-экономического развития.

Эффективность и оперативность действий органов власти по многим аспектам зависит от развитости и качеств сложившейся институциональной среды, которую можно понимать как комплекс правил юридических, социальных, политических правил, создающих базис для функционирования хозяйственной деятельности, процессов производства, распределения и обмена. Развитие институциональной среды в экономике играет ключевую роль для создания позитивных условий к её развитию, становлению новых и укреплению имеющихся экономических отношений. В ином случае закрытая и слишком строгая институциональная среда тормозит развитие и вводит территорию в экономическую и социальную стагнацию, в худшем случае – деградацию [10].

На основе международного опыта предлагаем принципы для региональной политики, направленной на глобальную конкурентоспособность:

· Развитие стандартизированных метрик в рамках дифференцированных мер государственной поддержки, финансирования и программ развития, учитывающих специфику их промышленного, инфраструктурного и транспортного профиля, а также успехи в осуществлении экспортного потенциала.

· Предоставление дополнительного спектра возможностей органам власти на региональном и муниципальном уровнях при сохранении принципа субсидиарности в распределении полномочий.

· Предоставление необходимых полномочий и соответствующей дифференцированной системы мотивации в рамках совершенствования механизмов управления человеческими ресурсами государственного сектора, обеспечение органов власти необходимыми инструментами цифрового управления, мониторинга, что предусматривает дальнейшее развитие цифровой трансформации системы государственного управления, разработку новых индикаторов эффективности и организацию беспрепятственного доступа к стандартизированным платформам информации.

Учитывая, что регионы до сих пор значительно дифференцированы в состоянии транспортной инфраструктуры и её разреженности в восточных территориях России, низкодифференцированные производственные профили во многих регионах, а также высокая концентрация доходности в 5-10 категориях экспортируемых товаров в комбинации с недостаточным вниманием со стороны органов региональной власти к вопросам системной реализации механизмов развития экономики на основе концепции глобальной конкурентоспособности. Решение описанных проблем требует переосмысления подходов к повышению конкурентоспособности региональных систем с позиций основных положений затрагиваемых в тексте стратегических документов России.

Переосмысление подходов предполагает создание авторского механизма и системы подкрепляющих его принципов. Предлагается имплементировать именно принципы, вынесенные в табл. 1, в базис научно-методического подхода развития экономики региона, основанного на концепции глобальной конкурентоспособности.

Таблица 1. Принципы развития экономики региона на основе концепции глобальной конкурентоспособности

Наименование принципа
Содержание принципа
Установка на опережающее развитие экономики
Приоритет цели опережающего развития с составлением соответствующих задач повышения глобальной конкурентоспособности
Измеримость и отслеживаемость
Определение четких временных рамок и количественных показателей, позволяющих отслеживать ход исполнения задач и достижение целей, функционирование единой системы отчетности, наглядного представления и мониторинга результатов реализуемых мероприятий.
Гибкость
Производимые изменения могут и должны корректироваться под воздействием внешних условий и мировых тенденций
Системность
Развитие региональной экономики осуществляется с учетом всей совокупности компонентов региональной экономической системы и отдельных секторов народного хозяйства.
Учет особенностей территорий
Выбор и использование инструментов воздействия со стороны государства для повышения конкурентоспособности должны учитывать производственные, транспортные, институциональные и иные особенности субъектов при внедрении новых механизмов
Сбалансированность
Реализация приоритетных направлений не должна наносить ущерб другим сферам деятельности и жизни населения в занятости, благополучии и иных аспектах
Согласованность интересов
Обоснование и выбор инструментов должен происходить с учетом интересов основных акторов: государства, бизнеса и населения для сбалансированного и эффективного развития
Разделение обязанностей и функций
Передача функционала и решения проблем на соответствующие уровни власти, где возможно реализовать наиболее эффективное решение с меньшими затратами ресурсов, но и с передачей соответствующих полномочий и обеспечения. Также следует упразднить повторение функций или пересечение областей деятельности для более выполнения функций на местах.
Источник: разработано автором.

Субъектами реализации механизма развития экономики на основе концепции глобальной конкурентоспособности являются органы государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом механизм, вынесенный на рис. 2, соответствует решению общих проблем регионов РФ, которые были выявлены при анализе их стратегических документов (стратегий социально-экономического развития) в рамках выработанной типологии по факторам «промышленное производство – транспортная инфраструктура – реализация экспортных возможностей».

Рисунок 2. Схема механизма развития экономики региона на основе концепции глобальной конкурентоспособности

Источник: разработано автором

Механизм будет эффективным, если четко определить цели реструктуризации экономики региона и учесть интересы всех заинтересованных сторон.

Исходя из изложенного выше, основной целью представляется создание предпосылок для ускорения темпов экономического роста на основе избранных отраслевых приоритетов в сочетании с поиском перспективных торговых ниш для компаний за рубежом. Такой механизм сократит разрыв между регионами, повысит их самостоятельность и позволит тратить федеральные средства на развитие, а не на дотации.

Достижение обозначенной цели требует последовательного решения комплекса взаимозависимых задач:

— Выявление и поддержка интенсивного развития ключевых отраслей, которые обеспечивают наибольший положительный экономический эффект в рамках поддержания и развития глобальной конкурентоспособности региона;

— Создание единого контура инструментов мотивации и благоприятного климата (инвестиционного, правового, институционального) для развития перспективных направлений хозяйственной деятельности;

— Обеспечение эффективного взаимодействия органов исполнительной власти муниципального, регионального и федерального уровней, а также компетентных представителей профессиональных сообществ путем гармонизации различных интересов сторон;

— Разработка и внедрение программы мероприятий, ориентированных на поддержку приоритетных сфер регионального развития.

Эффективное выполнение указанных задач предполагает активное участие высококвалифицированных специалистов, представляющих государственные институты, деловую среду, научно-исследовательские круги, для анализа существующих приоритетов отраслей промышленности, определения слабых звеньев инфраструктуры, идентификации потенциальных внешних рынков сбыта и отбора привлекательных инвестиционных проектов.

Необходимость создания Координационного совета обусловлена особой актуальностью повышения уровня конкурентоспособности регионов на глобальных рынках за счет адаптации региональной промышленности не только под внутренние потребности, но и под потребности внешних рынков, причем в короткие сроки. Научной основой деятельности такого координационного совета будет являться концепция «умного сопряжения», подробно описанная в работе [9], что позволит обеспечить межведомственное взаимодействие и реализовать комплекс специальных мер по ускоренному развитию перспективных отраслей специализации региона и снизить барьеры для выхода российских экспортеров на внешние рынки.

Покажем апробацию предложенного механизма на примере типа регионов 2-4, описанных в работе [28]. Такие регионы в группе можно описать как активные экспортёры, диверсифицированная промышленность, адекватная инфраструктура.

В группу 2-4 вошло 10 регионов РФ, это Смоленская, Самарская, Белгородская, Калининградская, Калужская, Челябинская, Нижегородская, Липецкая области, г. Санкт-Петербург и Краснодарский край. Диаграмма нормализованных значений их характеристик показывает всё разнообразие их производственных профилей и специализации, состоянию экспортной деятельности и транспортной сети, наблюдаются «впадины» на рисунке 3 в показателях экспортоемкости, покрытия импорта экспортом, а также транспортных показателей Успенского и плотности транспортной сети, что становится основными вызовами данных регионов.

Рисунок 3. Портрет нормализованных характеристик регионов группы 2–4 и среднего значения по РФ

Источник: составлено авторами по данным собственных расчетов

Регионы зависят от поступающей в них продукции, особенно оборудования для производства комплексной продукции высоких переделов, а также наличие «узких» мест в транспортной инфраструктуре, в стратегических документах многих регионов отмечаются проблемы недостаточно высокой инновационной активности, неудовлетворительной производительности труда, подверженности внешнеэкономическому негативному воздействию, высокой зависимости от стратегических предприятий регионов, недостаточное взаимодействие реального сектора экономики и сектора НИОКР, накапливающийся экологический ущерб из-за работы промышленных предприятий.

В рамках рассмотренных характеристик и определенных проблем предлагается комплекс мер по их сглаживанию. Разрыв потребностей бизнеса и высококвалифицированных кадров возможно решить с помощью перепрофилированния университетов от классической схемы образования к университетам прикладных наук по принципу Германии, где преподавательство ведется в первую очередь для применения своих навыков после выпуска, для этого требуется привлечение представителей бизнеса, которые предоставят актуальные знания и навыки [17]. Комплекс мер по укреплению глобальной конкурентоспособности представлен на рис 4.

Рисунок 4. Комплекс предлагаемых мер развития регионов группы 2–4

Источник: разработано автором

В условиях цифровизации происходит стандартизация человеческого капитала, что требует разработки компетенций адаптации, поиска новой информации и быстрой выработки новых навыков учащимися [4]. Развитие стартап-студий является достаточно эффективной мерой сращивания интересов инновационной деятельности и бизнеса [6], рекомендуется повсеместное развитие данных структур внутри университетов регионов для активации инноваций [14]. Требуется сглаживание негативного влияния металлургической, химической, нефтяной промышленности на экологию регионов, в решении данной задачи поможет развитие системы зеленого законодательства, активная зеленая промышленная политика, предоставление финансовых ресурсов для отечественного бизнеса в рамках «озеленения» [3,11,13].

Устранение «узких» мест в транспортной инфраструктуре происходит классическим путем через ремонт, реконструкцию и строительство новых объектов инфраструктуры на территории региона. Достаточно важным аспектом становится создание информационных баз состояния транспортных артерий, построение комплексных моделей движения транспорта для определения проблемных мест, где требуются дополнительные развязки, обводные пути и расширение транспортного полотна [16]. Моделирование позволяет распространять логистические цепочки и на международный уровень с учетом различных условий, что позволит оптимизировать логистические бизнес-модели производителей, но для этого требуется значительная цифровизация бизнеса и органов власти с обеспечением необходимой соответствующей вычислительной техники и предоставлением необходимого программного обеспечения. Данное развитие потребует наличия специалистов со знанием соответствующих ИКТ продуктов [5].

Выводы

В стратегических документах констатированы определенные проблемы развития территорий РФ, которые признают социально-экономическую дифференциацию, а также высокую зависимость структурно слабых регионов от получения помощи из федерального центра.

Из практики анализа зарубежного опыта развития территорий и повышения их конкурентоспособности заметен определенный «стандартный набор» мер применительно к стимулированию развития и поддержки структурно слабых территорий в стране. Но в каждой стране имеется и собственная специфика применяемых мер и инструментов в зависимости от специфики развития территорий и их проблем.

Выведенные принципы механизма согласуются с целями и приоритетами основных документов стратегического развития в экономической, транспортной и внешнеторговой составляющих. Представленный механизм позволит учесть фактор того, что географическая структура экономики является достаточно динамичной системой, многие отрасли приобрели и потеряли свои отрасли специализации вследствие изменений рынка, политики государства и прочих внешних факторов, что позволит оптимизировать производственный профиль того или иного региона [20]. Применение предложенного механизма направлено на рост экономики, развитие промышленных производств с распространением их продукции на внешние рынки. Увеличение объема производства должно обеспечить рост прибыли предприятий, увеличение вакансий среди населения с конкурентной зарплатой и привести к её росту уже у действующих работников, что в свою очередь обеспечит наполняемость муниципальных и региональных бюджетов, снижая их зависимость от федеральных средств поддержки и переводя их в средства эффективного роста, расходуя на новые проекты инфраструктурного, экономического, инновационного развития.

Предложенный комплекс мер направлен на формирование эффективной модели региональной экономики, ориентированной на повышение глобальной конкурентоспособности субъектов Российской Федерации. Внедрение практики координационного совета и экспортно-отраслевых комитетов позволят оптимизировать структуру экономики региона и развить внешнеторговую деятельность. Интеграция данных мер в единую стратегию приведет к росту инвестиционной привлекательности регионов, увеличению объемов экспорта, модернизации производственно-экономической базы и достижению устойчивого экономического роста. Эти шаги создают фундамент для усиления позиций России в глобальной экономике, обеспечивая долговременную конкурентоспособность отечественной промышленности и предпринимательства.

[1] Указ Президента РФ от 07.05.2024 N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" (Далее – Указ Президента о национальных целях)

[2] Паспорт национального проекта (программы) "Международная кооперация и экспорт" (Утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16)) (Далее – Нацпроект «Кооперация и экспорт»)

[3] Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" (Далее – Национальные цели)

[4] Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2024 N 4146-р «Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2036 года» (Далее – Стратегия пространственного развития)

[5] Распоряжение Правительства РФ от 27.11.2021 N 3363-р (ред. от 06.11.2024) «О Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года» (Далее – Транспортная стратегия)

[6] Проект национальной экспортной стратегии России на период до 2030 года (Далее – Проект экспортной стратегии)


Источники:

1. Анохина М., Середина Н. Конкурентоспособность АПК региона: сущность, методика оценки, механизм повышения // Проблемы теории и практики управления. – 2010. – № 10. – c. 29-38.
2. Ахтариева Л. Г. Кластерный механизм повышения конкурентоспособности региона // Региональная экономика: теория и практика. – 2009. – № 34. – c. 54-61.
3. Васильев А. В., Ганин А. И., Саксонов С. С. Экспериментальные исследования негативного экологического воздействия в районах нефтяных месторождений Самарской области (на примере Зольненского и Якушкинского месторождений) // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2023. – № 5. – c. 114-118. – doi: 10.37313/1990-5378-2023-25-5-114-118.
4. Давыдова Т. Е. Региональные университеты в цифровой экономике: уникальность или стандартизация // Организатор производства. – 2021. – № 1. – c. 90-105. – doi: 10.36622/VSTU.2021.82.63.008.
5. Журавлева Н.А., Урываев С.В. Моделирование схем международного взаимодействия в евразийских транспортных коридорах на основе железнодорожной инфраструктуры // Бюллетень результатов научных исследований. – 2021. – № 3. – c. 137-148. – doi: 10.20295/2223-9987-2021-3-137-148.
6. Зинов В. Г., Куракова Н. Г. Университетские стартап-студии как новая модель трансфера технологий // Всероссийский экономический журнал ЭКО. – 2022. – № 4. – c. 57-80. – doi: 10.30680/ECO0131-7652-2022-4-57-80.
7. Кагарманова А. И. Механизм управления конкурентоспособностью региона // Вестник евразийской науки. – 2015. – № 3. – c. 33. – doi: 10.15862/33EVN315.
8. Коварда В. В., Лаптев Р. А., Бароян А. А. Анализ трансформации государственной политики регионального развития России // Вестник евразийской науки. – 2020. – № 1. – c. 46.
9. Курникова М. В. Развитие глобальной конкурентоспособности российских регионов: концепция и конфигурация умного сопряжения // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). – 2024. – № 3. – c. 471-484. – doi: 10.18184/2079-4665.2024.15.3.471-484.
10. Кучмистая О. Г., Тисунова В. Н. Роль и назначение институциональной среды в социально-экономическом развитии региона. / Стратегическое управление социально-экономическим развитием: новые вызовы-новые решения. - Луганский национальный университет имени Владимира Даля, 2019. – 68–77 c.
11. Макаров И.Н., Дробот Е.В., Колесников В.В., Гудович Г.К., Рязанцева Е.А. Зеленые технологии в составе детерминант инновационного развития производственной системы экономики // Креативная экономика. – 2021. – № 7. – c. 2777-2790. – doi: 10.18334/ce.15.7.112463.
12. Рзун И., Старкова Н. О. Управление конкурентоспособностью региона // Вестник НГИЭИ. – 2016. – № 11. – c. 89-99.
13. Сивкова А. И. О потенциале использования «зеленых» технологий для оценки результативности «зеленых» инноваций в российской промышленности // Экономика и управление. – 2024. – № 12. – c. 1556–1566. – url: http://doi.org/10.35854/1998-1627-2024-12-1556-1566.
14. Стажарова Д. М., Хамылёва У. А., Травин Д. Н., Сысоенко М. В. Перспективы студенческих стартапов как источник инноваций // Вестник Академии знаний. – 2024. – № 3. – c. 412-419.
15. Тарануха Ю.В. Экономическая природа и содержание конкурентоспособности региона: нарративный подход // Экономика региона. – 2024. – № 1. – c. 106-134.
16. Тойменцева И. А., Федоренко Р. В., Цегледи Т. Проблемы развития транспортно-логистической инфраструктуры Самарской области и пути их решения // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2021. – № 2. – c. 228-233. – doi: 10.23672/h0145-1934-3204-q.
17. Усманов М. Р., Шушкин М. А., Назаров М. Г., Крылов П,А. Барьеры, препятствующие эффективному взаимодействию российских университетов и бизнес-компаний // Университетское управление: практика и анализ. – 2021. – № 1. – c. 83-93. – doi: 10.15828/umpa2021.01.006.
18. Фомин М. В., Смирнов О. О. Устойчивость пространственного развития регионов Сибири и Дальнего Востока России // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2022. – № 1. – c. 124-147. – doi: 10.17323/1999-5431-2022-0-1-124-147.
19. Хмелева Г. А., Скреблов Н. И. Пространственные особенности обеспеченности транспортной инфраструктурой в контексте глобальной конкурентоспособности российских регионов // Вестник Самарского государственного экономического университета. – 2025. – № 3. – c. 121-137.
20. Хмелева Г. А., Скреблов Н. И. Методический подход к оценке конкурентоспособности обрабатывающего сектора региона // Π-Economy. – 2024. – № 6. – c. 94-110. – doi: 10.18721/JE.17606.
21. Чебыкина М. В., Грачева Е. С. Инновационные механизмы формирования конкурентоспособности на макро-и микро-уровнях // Вестник евразийской науки. – 2016. – № 1. – c. 5. – doi: 10.15862/05EVN116.
22. Чебыкина М. В., Грачева Е. С. Экономический механизм формирования региональной конкурентоспособности // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2011. – № 6. – c. 69-73.
23. Шаталов М. А., Ахмедов А. Э., Мычка С. Ю. Формирование кластеров как механизм обеспечения конкурентоспособности региона в условиях нестабильности // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Сельскохозяйственные науки. Экономические науки». – 2015. – № 1. – c. 93-96.
24. Aiginger K., Firgo M. Regional competitiveness: connecting an old concept with new goals. / Handbook of regions and competitiveness. - Edward Elgar Publishing, 2017. – 155-191 p.
25. Bahrami F. Economic complexity and the dynamics of regional competitiveness a systematic review // Competitiveness Review: An International Business Journal. – 2023. – № 4. – p. 711-744. – doi: 10.1108/cr-06-2021-0083.
26. Huggins R. et al. The global competitiveness of regions. – Routledge, 2014. DOI: https://doi.org/10.4337/9781783475018.00005 URL: https://doi.org/.
27. Huggins R., Thompson P. Introducing regional competitiveness and development: contemporary theories and perspectives. / Handbook of regions and competitiveness. - Edward Elgar Publishing, 2017. – 1-32 p.
28. Khmeleva G., Skreblov N. The Problem of Defining Types of Global Competitiveness for Regions Within the Methodology of Strategic Planning (Проблема определения типов глобальной конкурентоспособности регионов в методологии стратегирования) //Available at SSRN 5138161. – 2025. DOI: http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.5138161
29. Marino D., Trapasso R. Servitization and territorial self reinforcing mechanisms: a new approach to regional competitiveness // Investigaciones Regionales. – 2020. – № 48. – p. 85-93. – doi: 10.38191/iirr-jorr.20.022.
30. Tumenova S.A. Regional competitiveness: the search for effective solutions in the field of innovative development // Proceedings of the International Scientific Conference «Far East Con» (ISCFEC 2020). – 2019. – p. 2573-2579. – doi: 10.2991/aebmr.k.200312.361.
31. Zeibote Z., Volkova T., Todorov K. The impact of globalization on regional development and competitiveness: cases of selected regions // Insights into regional development. – 2019. – № 1. – p. 33-47. – doi: : 10.9770/ird.2019.1.1.
32. Ženka J., Novotný J., Csank P. Regional competitiveness in Central European countries: in search of a useful conceptual framework // European Planning Studies. – 2014. – № 1. – p. 164-183. – doi: 10.1080/09654313.2012.731042.
33. Zhang X., Lu Ya., Xu Yu., Zhou Ch., Zou Yu. Governing regional inequality through regional cooperation? A case study of the Guangdong-Hong Kong-Macau Greater Bay area // Applied Geography. – 2024. – p. 103135. – doi: 10.1016/j.apgeog.2023.103135.

Страница обновлена: 07.05.2025 в 12:31:29