Интеграция концепций устойчивого развития и менеджмента качества

Герцик Ю.Г.1
1 Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Россия, Москва

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 12, Номер 1 (Январь 2022)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48019664
Цитирований: 15 по состоянию на 30.01.2024

Аннотация:
Необходимость и актуальность внедрения принципов устойчивого развития сегодня не вызывает сомнений, как на международном и государственном уровне, так и на уровне корпораций, интегрированных промышленных структур и отдельных предприятий среднего и малого бизнеса. Для последних возможность внедрения принципов устойчивого развития в процессы менеджмента и систему управления производством ограничиваются существующими инструментами, так как поиск новых и их дальнейшая апробация может занять продолжительное время и потребует значительных ресурсов. В работе рассматривается возможность имплементации на микроуровне концепции менеджмента качества и устойчивого развития. Предлагается использовать в качестве инструмента управления качеством в рамках стратегии внедрения принципов устойчивого развития предприятий различных отраслей промышленности контракты полного жизненного цикла, действие которых распространяется не только на поставку и монтаж, но и на сервисное обслуживание в течение всего срока эксплуатации оборудования и его утилизацию с учетом требований стандартов системы менеджмента качества.

Ключевые слова: устойчивое развитие, менеджмент качества, жизненный цикл, производство, сервисное обслуживание, утилизация

JEL-классификация: Q01, Q57, O32



Введение. Стремление к удовлетворению растущих потребностей человечества при постоянном сокращении природных ресурсов приведет в ближайшем будущем к самым негативным последствиям как для окружающей среды, так и для человека, который является частью этой среды. Развитие промышленности, интенсификация сельского хозяйства, рост городов, вырубка лесов, увеличение объемов потребления углеводородного топлива и пресной воды и другие виды деятельности человека приводят к загрязнению окружающей среды, потере биоразнообразия и накоплению вредных для биосферы и опасных для здоровья человека отходов [1]. Нерациональное использование возобновляемых источников и истощение невозобновляемых станет необратимым, если в ближайшее время на мировом уровне не будут решаться вопросы поиска новых или альтернативных (возобновляемых) источников энергии, сырья и т.д. [2] «Удовлетворение настоящего времени не должно подрывать способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности» – основное положение концепции устойчивого развития (от англ. sustainable development) [3]. Целью настоящего исследования является обоснование возможности и целесообразности применения отдельных инструментов в области менеджмента качества, в частности контрактов жизненного цикла (КЖЦ) для реализации стратегии перехода к устойчивому развитию (УР) на уровне предприятия. Научной новизной данной работы является положение о том, что внедрение КЖЦ в рамках стратегии управления качеством и перехода к УР позволит повысить организационно-экономическую устойчивость и конкурентоспособность предприятий-производителей за счет удовлетворения потребителей и формирования долгосрочных экономических отношений с ними. Авторская гипотеза заключается в необходимости внедрения систем менеджмента качества (СМК) как первого шага для предприятий малого и среднего бизнеса на пути достижения целей устойчивого развития (ЦУР).

Материалы и методы. Материалами для проведения анализа возможности и целесообразности интеграции концепций устойчивого развития и менеджмента качества послужили работы российских и зарубежных ученых в исследуемых областях экономики и организации производства, а также нормативно-правовые акты и документы стратегического планирования, находящиеся в открытом доступе и направленные на достижение целей устойчивого развития как в России, так и за рубежом. В качестве основных методов были использованы анализ и синтез материалов исследования, что позволило сделать соответствующие выводы по результатам проведенной работы и подтвердить ее актуальность и научно-практическую значимость.

Повышение эффективности ресурсопотребления становится ключевой задачей, которая стоит сейчас перед мировым сообществом. Солнечная, геотермальная энергия, ветер, энергия волн и водород должны стать основой будущего энергообеспечения, в то время как воспроизводимое сырье и биотехнологии – основой будущего промышленного производства. Основу экономики будущего составит солнечная энергетика (преобразование солнечного света в биохимическую энергию), почти неисследованные еще микробиологические процессы, безотходные циклы и т.д. [4] (Bobylev, Kudryavtseva, Soloveva, Sitkina, 2015).

Сегодня устойчивое развитие стало одной из самых значимых концепций, стимулирующих изменения как в мировой экономике, экономиках большинства стран, так и в бизнесе. Эта концепция направлена на повышение осведомленности руководителей предприятий и поощрение их приверженности устойчивому развитию. Это обусловлено как стремлением общества повысить ответственность хозяйствующих субъектов за последствия их производственной и иной, в том числе коммерческой деятельности для окружающей среды и экологии, так и желанием со стороны бизнеса, в особенности крупного, создать и поддерживать положительный имидж в глазах общества, клиентов и стейкхолдеров, поскольку измерение успешности бизнеса только в категориях роста финансовых показателей уже не является актуальным [5] (Gertsik, 2021).

Современные глобальные тенденции, вызывающие все возрастающий интерес к обеспечению устойчивого развития как в отдельных странах, так и в мире в целом, обусловлены целым рядом причин, сформулированных Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) [6], которые будут рассмотрены далее.

В настоящее время все больше компаний оценивают свои результаты в соответствии с так называемым принципом тройного критерия, или триединства (Triple Bottom Line, TBL или 3BL), который дает возможность оценить экологическое и социальное воздействие компании, а также ее экономические показатели [7] (Slapper, Hall, 2011).

На рисунке 1 концепция тройного критерия представлена в упрощенном виде: в виде трех групп основных показателей, которые могут быть использованы для анализа трех форм воздействия, которые теоретически могут быть просуммированы для расчета общего воздействия бизнеса в каждой области.

Рисунок 1. Основные показатели, проанализированные в соответствии с принципом триединства

Источник: разработано автором на основе [8, 9] (Drobot, Makarov, Pochepaev, 2020; Savitz, Weber, 2013).

Еще один подход, который широко используется в инвестиционном бизнесе, это анализ ESG-показателей (от англ. Environmental, Social, and Corporate Governanceэкологическое, социальное и корпоративное управление). Это совокупность индикаторов управления компанией, при котором достигается вовлечение данной компании в решение экологических, социальных и управленческих проблем [10].

Решение об инвестициях в ту или иную компанию принимается на основе анализа вклада последней в устойчивое развитие общества. Так, положительное влияние компании может быть оценено с точки зрения трех основных факторов:

Environmental (E) – окружающая среда. Важным представляется то, насколько компания активна в сфере защиты экологии и природной среды. Это может проявляться в ведении контроля за вредными выбросами и загрязнением воздуха, создании развитой системы управления отходами, ответственным отношением к землепользованию и работе по снижению углеродного следа благодаря внедрению ресурсосберегающих и биотехнологий;

Social (S) – социальное развитие. Бизнес должен стремиться обеспечивать сотрудникам достойные условия работы и равные возможности для трудоустройства, поддерживать общественные организации, поощрять инициативы в области улучшения условия трудовой деятельности, мотивировать к повышению эффективности труда;

Governance (G) – корпоративное управление. Речь идет о стандартах, которыми руководствуется менеджмент бизнеса, включая этические методы ведения бизнеса, стандарты в области УР и управления качеством, соответствующую вкладу сотрудника оплату труда, общую прозрачность бизнеса [11].

На рисунке 2 представлена графическая интерпретация указанных подходов, где каждая область представляет собой одну из трех форм воздействия. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что пересечение этих областей в центре отражает такое понятие, как достижение «корпоративной устойчивости», а попарные пересечения областей также несут смысловую нагрузку, в частности обозначают признаки «устойчивой» корпоративной политики.

Корпоратив-
ное
управление
,Социальное развитие
,Окружающая среда
,1,2,3,4

Рисунок 2. Концепция устойчивого развития и формы воздействия для его достижения. 1 – корпоративная устойчивость; 2 – социальная ответственность; 3 – объективность; 4 – жизнеспособность

Источник: разработано автором на основе [8–10] (Drobot, Makarov, Pochepaev, 2020; Savitz, Weber, 2013).

Однако у вышеперечисленных подходов есть и существенный недостаток. Так, до настоящего времени не выработано единых стандартов для оценки их соблюдения компаниями. Поэтому существует необходимость в развитии международных стандартов в области менеджмента качества, что, по мнению автора, будет способствовать достижению ЦУР на мезо- и микроуровне.

Внедрение системы менеджмента качества как первый шаг к устойчивому развитию. Одним из инструментов повышения эффективности и безопасности производства является применение СМК, понимая под менеджментом совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством, разрабатываемых и применяемых с целью повышения эффективности производства, увеличения прибыли и экологической безопасности.

Современные подходы к управлению предприятиями разных отраслей народного хозяйства (добывающих, промышленных, биотехнологических, сферы услуг, социальной сферы и т.д.) основываются в том числе на интеграции концепций менеджмента качества и устойчивого развития [12] (Guskova, Rodina, 2015). Фактически СМК представляет собой систему управления качеством, неразрывно интегрированную в общую систему менеджмента и включающую взаимосвязанные и взаимодействующие процессы и процедуры, организационные и технические мероприятия, цели, планы, компетентный персонал, основные средства, документацию, т.е. все то, что необходимо компании для достижения целей хозяйственной деятельности и устойчивого развития [13] (Nikonorova, Soloveva, Sitkina, 2020).

Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН) определила следующие основные приоритетные направления и области для расширения применения стандартизации [1, 2]:

- здравоохранение и обеспечение безопасности;

- улучшение окружающей среды;

- содействие научно-техническому сотрудничеству;

- устранение технических барьеров в международной торговле, являющихся следствием негармонизованных нормативных документов.

При этом под стандартизацией будем понимать такую деятельность, которая направлена на достижение упорядочения в определенной области человеческой деятельности посредством установления положений для всеобщего и многократного применения в отношении реально существующих или потенциальных задач. Эта деятельность проявляется в разработке, опубликовании и применении стандартов. Выделяются несколько уровней стандартизации, а именно: международная, региональная и стандартизация на уровне научно-технических (инженерных) обществ.

Одной из задач, которая стоит перед международной стандартизацией, является в том числе формирование системы стандартов безопасности труда, стандарты в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов путем сокращения использования невозобновляемых источников.

Согласно существующим нормам, международные стандарты не имеют статуса обязательных для всех стран-участниц, и любая страна мира вправе применять или не применять их. Как правило, принятие решения о применении международных стандартов определяется степенью участия страны в международных цепочках производства и состоянием ее внешней торговли.

Сегодня большую популярность приобрела модель СМК, описанная в стандартах ISO серии 9000. Современные стандарты менеджмента качества ИСО 9000 – это первые и единственные общепризнанные стандарты общего управления организацией, которые представляют собой согласованный комплекс стандартов на системы менеджмента качества, содействующий взаимопониманию в национальной и международной торговле.

Стандарты ИСО впервые были разработаны организацией International Standard Organization (ISO). Членами этой организации являются органы стандартизации многих стран, включая Россию, которая является одной из стран-учредителей. Правила ISO требуют, чтобы ее стандарты периодически пересматривались. Первая версия стандартов ISO серии 9000 появилась еще в 1987 году и определяет общие принципы менеджмента качества [14].

Стандарты серии ИСО 9000 – это комплект документов по обеспечению качества, подготовленный членами международной делегации, известной как «ИСО/Технический Комитет 176» (ISO/ТС 176). В настоящее время семейство (серия) ИСО 9000 включает все международные стандарты с номерами ИСО 9000–9004, в том числе все части стандарта ИСО 9000 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» и стандарта ИСО 9004 «Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества» предоставляет руководству организаций план действию по достижению наилучших результатов [14]. Таким образом, стандарты ИСО могут способствовать достижению корпоративной устойчивости.

Международные стандарты ИСО в настоящее время активно внедряются и в России: на основе их перевода создаются российские стандарты (ГОСТы Р ИСО), представляющие собой либо полностью аутентичные тексты, либо аутентичные тексты с поясняющими и конкретизирующими дополнениями: введением, некоторыми справочными разделами и примечаниями [15] (Gertsik, 2016).

К документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся:

- национальные стандарты;

- правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;

- применяемые в установленном порядке общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;

- стандарты организаций;

- своды правил.

Важной особенностью стандартов ИСО 9000 является их универсальность для любой сферы бизнеса. Управление качеством является необходимой и существенной частью менеджмента любой компании. С целью повышения удовлетворенности потребителей товаров и услуг, а также для достижения ЦУР все чаще стали применяться так называемые контракты полного жизненного цикла (КЖЦ), которые включают в себя не только поставку и монтаж оборудования, но сервисное обслуживание в течение всего срока эксплуатации с учетом требований стандартов СМК, позволяющих не только обеспечить бесперебойное функционирование, обновление и модернизацию оборудования, но и предоставляют производителю возможность заранее планировать и в ряде случаев повторно использовать отдельные компоненты, тем самым снижая негативное воздействие на окружающую среду [16, 17] (Darghouth, Ait-kadi, Chelbi, 2017; Faridimehr, Taghi, Niaki, 2012).

Результаты и обсуждение. Как было сказано ранее, УР включает в себя три ключевых взаимосвязанных фактора:

1) удовлетворение потребностей настоящего поколения;

2) угроза способности будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности;

3) возможность каждого человека развивать себя в свободе, в хорошо сбалансированном обществе и в гармонии с окружающей средой.

Рассмотрение в основной части статьи положений концепции менеджмента качества позволяет сделать предположение о том, что внедрение этих положений в систему управления и производства предприятий будет способствовать достижению ЦУР. Для руководителей и специалистов по качеству важно знать и уметь эффективно внедрять в своих учреждениях и на предприятиях основные принципы менеджмента качества, входящие в семейство ИСО 9000, начиная с версии 2000 г., а именно:

а) ориентация на потребителя;

б) лидерство руководителя;

в) вовлечение работников;

г) процессный подход;

д) системный подход к менеджменту;

е) постоянное улучшение;

ж) принятие решений, основанное на фактах;

и) взаимовыгодные отношения с поставщиками.

Принципы СМК, которые положены в основу современного производства, базируются на процессном подходе к менеджменту качества. Любую деятельность, которая имеет вход и преобразует его в выход, можно рассматривать как процесс. Для успешного функционирования организация должна определить многочисленные и взаимосвязанные процессы и управлять ими с учетом основных положений ГОСТ Р ИСО 9001–2015 «Системы менеджмента качества. Требования» [1]. В соответствии с ними можно выделить следующие основные группы процессов:

- процессы управленческой деятельности руководства (ответственность руководства);

- процессы обеспечения ресурсами (менеджмент ресурсов);

- процессы жизненного цикла (ЖЦ) продукции;

- процессы измерения, анализа и улучшения;

- процессы управления рисками (менеджмент рисков).

Модель СМК, основанная на процессном подходе и ключевых принципах стандартов ИСО 9001 и ИСО 9004, представлена на рисунке 3.

Факторы внутренней и внешней среды,Потребители
(требования/
ожидания)
,Потребители, стейкхолдеры
(удовлетворен-ность, социальная ответственность),
окружающая среда (сокращение выбросов, рециклинг)
,ИСО 9004 Раздел 4 Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации

Рисунок 3. Модель системы менеджмента качества, основанной на процессном подходе с учетом основных принципов и взаимосвязи стандартов ИСО 9001 и ИСО 9004

Источник: разработано автором.

По мнению автора, представленная на рисунке 3 модель может служить ориентиром для внедрения принципов ЦУР на предприятии с учетом факторов внешней и внутренней среды, к которым относится, в частности, и государственное регулирование в области экологии и климата. Таким образом, внедрение СМК позволяет вывести взаимодействие государства, бизнеса, человека и окружающей среды на качественно новый уровень. Это касается не только ассортиментной политики и логистико-ориентированных процессов на предприятиях различных отраслей промышленности и сферы услуг, а также объема выпускаемой продукции и оказываемых ими услуг, но и конечной цели, которой должны следовать все участники рынка, а именно – повышению качества жизни населения, снижению нагрузки на окружающую среду и уменьшению потребления невозобновляемых ресурсов. Одним из инструментом внедрения принципов УР на уровне предприятия могут стать КЖЦ [18] (Jung, Park, 2003), которые предполагают сопровождение производителем своей продукции на всех этапах жизненного цикла. Крайне важным представляется возникновение долгосрочных отношений «производитель – потребитель», что будет способствовать, по мнению автора, развитию замкнутых циклов и внедрению технологий, способствующих УР на микроуровне. Сервисное обслуживание при этом будет обеспечивать не только обратную связь с потребителем, но и служить дополнительным источником дохода для предприятия, что позволит повысить его организационно-экономическую устойчивость и конкурентоспособность [19] (Gertsik, 2020).

При этом разработка и производство, а также техническое обслуживание и утилизация оборудования должны отвечать требованиям системы менеджмента качества, что будет подтверждаться соответствующим механизмом сертификации. Важность этого подхода подчеркивается восстановлением в России оценки системы менеджмента качества на уровне создания специализированных организаций, а также внедрением международных отраслевых стандартов в области качества на микро- и мезоуровне для ряда высокотехнологичных отраслей и межотраслевых холдингов, а также кластерных инновационных и промышленных структур [20] (Hermans, 2021).

Заключение. По результатам проведенных исследований можно сделать следующие выводы:

1. Предпосылками для развития систем менеджмента качества являются сокращающиеся ресурсы и постоянно возрастающие потребности человечества, а также угрозы глобальных экологических и биологических катаклизмов. Система менеджмента качества не гарантирует устойчивого развития, но формирует предпосылки для него благодаря большому потенциалу экономического роста, защите окружающей среды и внедрению инновационных и социально значимых технологий в повседневную жизнь.

2. Современные подходы к управлению предприятиями основываются в том числе на интеграции концепций управления качеством и устойчивого развития. При этом менеджмент качества представляет собой в данном случае систему управления качеством, неразрывно интегрированную в корпоративную систему менеджмента и включающую взаимосвязанные и взаимодействующие процессы и процедуры, организационные и технические мероприятия, цели, планы, компетентный персонал, основные средства, документацию, т.е. все то, что необходимо компании для достижения целей устойчивого развития.

3. Отдельно выделена важность такого этапа, как сервисное обслуживание, который может создавать для предприятий дополнительный источник дохода и обеспечивать их организационно-экономическую устойчивость. Внедрение на уровне предприятий такого инструмента, как контракты полного жизненного цикла, способно содействовать достижению целей устойчивого развития на микроуровне.

[1] Электронный фонд правовой и научно технической информации: ГОСТ Р ИСО 9001-2015 «Системы менеджмента качества. Требования». URL: ISO 9001:2015 http://docs.cntd.ru/document/1200124394 (дата обращения: 24.12.2020).


Источники:

1. Доклад Всемирной комиссии по окружающей среде и развитию «Наше общее будущее». Un.org. [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ru/ga/pdf/brundtland.pdf (дата обращения: 11.01.2022).
2. Цели в области устойчивого развития. Официальный сайт Организации объединенных наций (ООН). [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/sustainable-development-goals (дата обращения: 11.01.2022).
3. Устойчивое развитие. Евразийская Организация экономического сотрудничества. [Электронный ресурс]. URL: https://eurasianeconomic.org/sustainable_development.phtml (дата обращения: 11.01.2022).
4. Бобылев С.Н., Кудрявцева О.В., Соловьева С.В., Ситкина К.С. Индикаторы экологически устойчивого развития для регионов России. / Коллективная монография. - М.: Инфра-М, 2015. – 194 c.
5. Герцик Ю.Г. Управление предпринимательскими проектами с учетом принципов устойчивого развития и ответственного ведения бизнеса // Креативная экономика. – 2021. – № 4. – c. 1205-1216. – doi: 10.18334/ce.15.4.111911.
6. Ответственное ведение бизнеса. Официальный сайт Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР). [Электронный ресурс]. URL: http://mneguidelines.oecd.org (дата обращения: 11.01.2022).
7. Timothy F. Slapper, Tanya J. Hall The Triple Bottom Line: What Is It and How Does It Work? // Indiana Business Review. – 2011. – № 1. – p. 4-8.
8. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Почепаев И.А. Концептуальные основы устойчивого развития в XXI веке: принцип триединства и подходы к оценке воздействия бизнеса // Лидерство и менеджмент. – 2020. – № 4. – c. 643-658. – doi: 10.18334/lim.7.4.110931.
9. Savitz A.W., Weber K. Talent, Transformation, and the Triple Bottom Line: How Companies Can Leverage Human Resources to Achieve Sustainable Growth. - San Francisco: Jossey-Bass Publishers, 2013. – 416 p.
10. Устойчивое развитие: вызовы и возможности. / сборник научных статей. - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2020. – 333 c.
11. ESG-инвестиции захватывают мир. Что это и почему они все популярнее. Информационное Агентство РБК. [Электронный ресурс]. URL: https://quote.rbc.ru/news/article/60efd48d9a79477f9b55d91d (дата обращения: 11.01.2022).
12. Гуськова Н.Д., Родина Е.Е. Методические подходы к формированию интегрированных систем управления предприятием на основе концепций контроллинга и менеджмента качества // Системное управление. – 2015. – № 4(29). – c. 11.
13. Никонорова С.М., Соловьева С.В., Ситкина К.С. Устойчивое развитие регионов и городов Поволжья. / Монография. - М.: Экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, 2020. – 255 c.
14. Manders B. Implementation and Impact of ISO 9001. Hand. [Электронный ресурс]. URL: http://hdl.handle.net/1765/77412.
15. Герцик Ю.Г. Внедрение систем менеджмента качества и риск-менеджмента в здравоохранении и медицинской промышленности // Оргздрав: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ. – 2016. – № 2(4). – c. 92-93.
16. Darghouth M.N., Ait-kadi D., Chelbi A. Joint optimization of design, warranty and price for products sold with maintenance service contracts // Reliability Engineering and System Safety. – 2017. – p. 198-208. – doi: 10.1016/j.ress.2017.03.033.
17. Faridimehr S., Taghi S., Niaki A. A Note on Optimal Price, Warranty Length and Production Rate for Free Replacement Policy in Static Demand Markets // Omega. – 2012. – № 6. – p. 805-806. – doi: 10.1016/j.omega.2011.12.009.
18. Jung G.M., Park D.H. Optimal Maintenance Policies during the Post-warranty Period // Reliability Engineering and System Safety. – 2003. – № 2. – p. 173-185. – doi: 10.1016/S0951-8320(03)00144-3.
19. Герцик Ю.Г. Новая модель повышения качества сервиса: контракты жизненного цикла на закупку и техническое обслуживание медицинских издели // Менеджер здравоохранения. – 2020. – № 5. – c. 54-59.
20. Hermans F.L.P. Bioclusters and Sustainable Regional Development. / In: Sedita S.R., Blasi S. (eds) Rethinking Clusters. - Cham: Springer, 2021. – 81(227) p.

Страница обновлена: 01.12.2024 в 22:12:31