Рецензия на монографию «Высокопроизводительное производство»

Карпов. С.А.1
1 АНО «Содействие и развитие инноваций в научно-производственной сфере», Россия, Москва

Статья в журнале

Экономика высокотехнологичных производств (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 2, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2021)

Цитировать:
Карпов. С.А. Рецензия на монографию «Высокопроизводительное производство» // Экономика высокотехнологичных производств. – 2021. – Том 2. – № 4. – С. 393-398. – doi: 10.18334/evp.2.4.113820.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48158873



В монографии Кохно П.А. и Кохно А.П. «Высокопроизводительное производство» [1] предложена весьма квалифицированная комплексная оценка эффективности высокопроизводительного производства России.

Один из авторов монографии, Кохно П.А., является членом междисциплинарной научной школы «Промышленная управленческая элита развития» АНО «Развитие инноваций» [2]. Уже длительное время в круг его научных интересов входит исследование вопросов высокопроизводительного производства с учётом закономерностей в формировании циклов роста и кризисов мировой экономической системы [3-8].

В последнее столетие мир накопил немало образцов экономического успеха, которые дали страны Европы, Западного полушария, Ближнего и Среднего Востока и Юго-Восточной Азии. В их числе и страны, которые не отвергли социалистический путь развития и, решив задачи создания социалистического строя, продолжают модернизировать экономику на основе принципов рыночного социализма. Так, реформаторы Китая вывели страну в мировые лидеры по объемам промышленного и сельскохозяйственного производства, в строительстве, в электроэнергетике.

Европа известна такими образцами долговременного успешного развития как: немецкое (рейнское) экономическое чудо на основе модели социального хозяйства Л. Эрхарда; «славное тридцатилетие» экономического роста во Франции; «рекордные годы» шведского королевства; «греческое чудо» ‒ форсированного социально-экономическое развития; «итальянское экономическое чудо»; «испанский экономический бум» и так далее.

Интересен опыт становления новых индустриальных стран (Южной Кореи, Японии, Сингапура). Не менее известен опыт так называемой исламской модернизации, путь которой прошли Малайзия, Иран, Египет, Алжир, Ливия (до ее уничтожения как единого и успешного государства). В Западном полушарии ‒ это социалистическая Куба, Мексика, Бразилия.

Особо выделяется Израиль ˗ пройдя за 1952-1966 гг. три волны экономического подъема он из «апельсиновой страны» превратился в государство с передовой экономикой (экономическое чудо Бен-Гуриона), удвоив свой экономический потенциал и численность населения.

Авторский анализ динамики мирового развития выделил две ключевые тенденции, с каждой из которых связаны свои угрозы. Первая – прогрессирующая активность человеческой деятельности, изменившая современный мир. Вторая – глобализация проблем мирового сообщества (перенаселение, миграция, старение населения, изменение глобального климата, истощение озонового слоя, невозобновляемость ресурсов, бедность, эпидемии и др.), которая возникла как результат неконтролируемого развития человеческой цивилизации и принесла осознание серьезных угроз миру. Результаты анализа показывают, что конкурентными преимуществами обладают те фирмы и предприятия, которые выходят на рынок, прежде всего, с продукцией высокого научно-технического и технологического уровня. Проблема обеспечения подобных характеристик продукции связана с организацией эффективного управления инновационной деятельностью на предприятиях и фирмах, в первую очередь научно-производственных. Задача состоит не только в том, чтобы разрабатывать проект с высокими научно-техническими и технологическими характеристиками, но и позиционировать состояние этих разработок относительно конкурентов.

Совершенно справедливо утверждение, что промышленное предприятие будущего представляет собой ядро, состоящее из трех стратегических элементов − ключевых направлений трансформации экономики: инновации (процессного и продуктового характера); ключевые параметры изменений в зависимости от типа промышленности; модернизация системы управления.

Стремление к достижению «умного предприятия» акцентирует внимание на производительности всего предприятия (снижение отходов, потребления электроэнергии, уменьшение времени вывода новой продукции, повышение качества). Реализация в промышленной отрасли модели «умного» производства в большей степени обусловлена стремлением решать задачи определяемые тенденциями и макросредой, имеющими место в экономике с большей эффективностью (с экономической точки зрения − с большей прибылью на единицу затрат).

Следует отметить, что главное препятствие заключается в необходимости полного пересмотра модели производственного процесса для реализации концепции «умных» предприятий в различных отраслях производства. Другое ограничение на современном этапе экономического развития заключается в привязке к конкретному виду сырья, при этом, для перехода на различные его виды возникает потребность в значительной перестройке производства.

Помимо этого, следует пересмотреть организацию вспомогательных процессов, таких как водо-, энерго-, тепло-, воздухоснабжение, логистические механизмы. При этом современные технологии дают производителю при подключении оборудования с помощью стандарта Wi-Fi возможность узнать об эффективности его использования. Интеллектуальный параметр производственной системы должен охватывать не только отдельный производственный процесс, но и всю стадию от заказа до отгрузки продукции, что будет отвечать современным параметрам промышленной индустрии.

Авторы монографии солидарны с тем, что ключевой аспект успешного функционирования предприятия ‒ высокий уровень организации производства, основным звеном которого служит понимание каждым работником доли ответственности во всеобщем процессе формирования стоимости конечного продукта высокого качества в соответствии с требованиями всех заинтересованных сторон.

Как на уровне государств, так и на уровне промышленных предприятий, компаний осуществляется борьба за передовые технологии, возможность производства уникальной продукции, при этом со стороны потенциального потребителя наблюдается тенденция к индивидуализации потребления. Для современных промышленных предприятий институциональная составляющая выступает лимитирующим фактором. Во многом это объясняется непродолжительным периодом функционирования рыночных механизмов экономики, в течение которого только происходит активное становление институтов рыночной инфраструктуры.

Становление и формирование концепций производственных систем отождествляют с системным подходом к управлению, разработанный Людвигом фон Берталанфи в начале ХХ века. Данный подход позволил увидеть предприятие в единстве составляющих, а поскольку любая организация в обществе является открытой системой, то и в единстве с внешним по отношению к организации миром.

В результате этого, системный подход к организации производства формирует понятие «производственная система». В указанных условиях для успешного функционирования современного предприятия, появляется необходимость в разработке модели управления, позволяющей наиболее эффективно осуществлять процесс управления. Опыт зарубежных промышленных предприятий – международных лидеров − демонстрирует, что разработка и выбор модели управления производственным процессом предприятия в целом, безусловно, является ключевым этапом. В то же время на отечественных предприятиях высокопроизводительных комплексов выявлен ряд проблем в управлении и организации производственного процесса: неактуальные методы организации производства; невозможность быстрого реагирования на условия внешней и внутренней среды; временные потери и др.

По ряду экспертных мнений (в частности, консалтинговой компании по управлению персоналом Korn Ferry Hay Group) уже к 2025 году недостаток кадров в промышленных отраслях экономики России возможно достигнет более 2 млн. человек. Специалисты прогнозируют, что проблему почувствуют в первую очередь перерабатывающие отрасли и далее по цепочке.

Активно развивающиеся процессы в оборонной, научно-технической и технологической сферах требуют разработки принципиально новой модели формирования кадрового потенциала высокопроизводительных предприятий, базирующейся на принципах партнерства государства и бизнеса в сфере подготовки и распределения кадров, обеспечения сбалансированности спроса и предложения выпускников вузов на рынке труда, объединения кадровых возможностей и ресурсов высокопроизводительных предприятий.

Для перехода интегрированных структур высокопроизводительных производственных комплексов на современную индустриальную модель бизнеса необходимо увеличить в финансировании долю средств частных инвесторов. Ярким примером здесь может стать деятельность США и крупного бизнеса, решающих кардинальную и взаимовыгодную задачу по обеспечению и сохранению долларовой привязки большинства стран в рамках контроля над их экономиками в американских интересах, где такая деятельность осуществлялась под видом борьбы с «экономической отсталостью» этих стран. Можно уверенно констатировать, что конструктивное государственное вмешательство позволит, в том числе, значительно повысить конкурентоспособность высших управленческих кадров России в условиях инновационного развития страны.

Таким образом, развитие организации высокопроизводительного производства носит запаздывающих характер по сравнению с темпом изменения производительных сил, что и является силой инерции развития. Эволюционность развития производственных систем осуществляется в процессе постоянного приспособления к внутренним и внешним факторам среды предприятия. В случае, когда эффект от количественных изменений не способен осуществить перекрытие потерь вследствие нерационального использования ресурсов и снижения темпов производства, происходит переход к другой форме организации.

В условиях глобализации происходит углубление процессов международного разделения труда, интернационализация производства и капитала, что, с одной стороны, ведет к открытию экономик стран, усилению взаимодействия и взаимосвязи национальных хозяйств, а с другой – к неравномерности развития отдельных сфер и отраслей, а также экономик стран. Комплексный анализ факторов дестабилизации развития мировой экономики, проведенный в монографии, показал, что отсутствуют либо не явно выражены инструменты, методы выявления кризисов и их использование при разработке антикризисных и упреждающих мер на всех уровнях управления мировой, региональной (межстрановой), национальной экономики.

В 2020 году открылся новый фронт мировой гибридной войны с применением биологического оружия – по мнению многих китайских и российских экспертов, коронавирус синтезирован и вброшен в Ухань американскими спецслужбами. Разработка биоинженерных технологий в военных целях была ожидаемым «драйвером» развития нового технологического уклада. Разразившаяся пандемия создает еще более широкие основания для ограничения гражданских свобод граждан вплоть до их полной ликвидации. Смена технологических укладов сопровождается обесценением капитала и депрессией. Смена мирохозяйственных укладов добавляет к этому падение эффективности институтов регулирования воспроизводства экономики и политический кризис. Для удержания контроля над ситуацией властвующей элите нужны легальные основания для ограничения прав граждан. Это тем более актуально в условиях мировой гибридной войны, в ходе которой кукловоды американской властвующей элиты нацелены на лишение свободы действий и конфискацию активов своих жертв.

Вне всякого сомнения, пандемия коронавируса ускоряет процесс радикальной перестройки производства и обостряет конкуренцию. Авторы не безосновательно утверждают, что в условиях нового мирового экономического кризиса Россия готова к изменениям лучше прочих, если только воспользуется своими возможностями. Наша страна способна войти в список лидеров по этим изменениям, но для этого надо изменить нынешнюю стратегию макроэкономического развития, в первую очередь в отношении высокопроизводительного промышленного производства.

В целом, в монографии проведен анализ тенденций развития высокопроизводительных промышленных комплексов и предложена система инструментов и механизмов повышения их производительности. Рассмотрены возможности и типовые решения производственных проблем с помощью цифровых технологий. Исследованы малые формы хозяйствования: вузовские и артельные, позволяющие повысить устойчивость промышленного производства России. Востребованными становятся не дешевые, а экологичные товары с низким углеродным следом, поэтому выгода России от реализация зелёной экологической стратегии, утверждённой Евросоюзом, выглядит куда более весомой.

Монография предназначена для широкого круга специалистов. Рекомендуется в качестве учебного пособия по учебным курсам: государственная политика управления; экономика и организация высокопроизводительного производства; кадровый менеджмент.


Страница обновлена: 15.07.2024 в 00:41:39