Assessment of investment attractiveness and the public administration systems of investment processes: regional aspect (on the example of the Rostov Region)

Solod T.V.1
1 Ростовский государственный университет путей сообщения

Journal paper

Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 15, Number 11 (November 2021)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=47370862

Abstract:
Ensuring the stability of the national economic system development and favorable economic conditions requires the state to implement measures to create new and modernize old infrastructure facilities through the implementation of major investment projects. In addition, the situation at the macro level of the country pushes the regions to develop government measures to improve investment attractiveness and search for incentives to increase their competitiveness in domestic and foreign markets. In this regard, more and more attention is being paid to improving the public administration systems of investment processes as a basis for attracting investment to the regions and laying the foundation for stability. The article assesses the investment attractiveness and the public administration system of the Rostov Region, with the identification of problems in the latter and the proposal of some ways to improve it.

Keywords: investment attractiveness, investment processes, public administration, Rostov Region, regulatory framework

JEL-classification: H54, R12, R13



Введение

В условиях реформирования экономики государственная роль в управлении инвестиционными процессами и формировании инвестиционной привлекательности приобретает особое значение. Ведь именно инвестиционные вливания в современной экономике часто становятся основой ее развития и формирования «опорных» точек. Поэтому важными являются оценка созданных государством условий для осуществления инвестиционной деятельности и определение предпосылок для ее устойчивого развития.

В данном исследовании мы ставим целью на основе оценки инвестиционной привлекательности и анализа особенностей государственного управления инвестиционными процессами в Ростовской области сделать рекомендации по совершенствованию последнего.

При написании статьи были использованы методы: общенаучные – анализ научной литературы, изучение мнений о развитии и состоянии государственного управления инвестиционными процессами; формально-логические – метод дедукции; эмпирические – изучение результатов деятельности.

1. Оценка инвестиционной активности Ростовской области

В современной экономике довольно распространен рейтинг инвестиционной привлекательности стран и регионов. По сути, он представляет собой комплексную оценку соответствия потенциала региона определенным интересам инвесторов с ранжированием возможностей окупаемости инвестиционных вложений и ожидаемых инвестиционных рисков. На инвестиционную активность в равной степени оказывают влияние группы факторов, указанные на рисунке 1.

Рисунок 1. Факторы, влияющие на инвестиционную активность региона

Источник: составлено автором по [24] (Trachenko, 2018).

Отметим, что инвестиционную привлекательность (имидж) и инвестиционный климат не стоит путать, первая – больше субъективная категория, которая зависит от мнения и типа инвестора, вторая – объективная, поскольку включает в себя реальные тенденции в разных сферах народнохозяйственной системы региона (страны).

Несмотря на пандемическое настоящее, статистика и эксперты подтверждают, что экономика Ростовской области развивается стабильно. Показатели индекса промышленного производства, некоторых отраслей обрабатывающих производств, производства машин и оборудования, добычи полезных ископаемых в Ростовской области опережают средние темпы развития по России. Доля агропромышленного комплекса выросла на 10% по сравнению с показателями 2019 года. Область находится на лидерских позициях по объему экспорта в рамках Южного федерального округа и занимает седьмое место по России [11].

Если рассматривать статистику в рамках выбранной темы исследования, то она также показывает стабильно положительный результат (рост отмечается небольшой, но в условиях пандемии стабильный) кроме сокращения количества реализуемых инвестиционных проектов (табл. 1).

Таблица 1

Основные показатели инвестиционной деятельности в Ростовской области

№ п/п
Показатель
2019
2020
1
ВРП, млрд руб.
1 516,5
1 531,5
2
Инвестиции в основной капитал, млрд руб.
282,9
284,2
3
Инвестиционные проекты, шт.
650
590
Источник: составлено автором по [11].

Отдельно на рисунке 2 представлена динамика инвестиций в основной капитал за период 2017–2020 гг.

Рисунок 2. Объем инвестиций в основной капитал, млрд руб.

Источник: составлено автором по [11].

Данные, представленные на рисунке, подтверждают рост инвестиционной популярности региона, объем инвестиций увеличился в два раза за последние 2 года.

В Ростовской области сформирован и функционирует «Инвестиционный портал Ростовской области», на этом электронном ресурсе размещена карта инвестиционных проектов Ростовской области и сформирован их реестр. Также представлен перечень «100 губернаторских инвестиционных проектов». Сайт «Инвестиции и инновации» предлагает ознакомиться с инвестиционным паспортом Ростова-на-Дону. Структуру реализуемых в Ростовской области инвестиционных проектов можно условно разделить на две части: проекты, направленные на внутреннюю среду региона, и на внешнюю (рис. 3).

Рисунок 3. Структура инвестиционных проектов Ростовской области

Источник: составлено автором по [8, 11, 17, 21] (Endovitskiy, Korobeynikov, Sysoeva, 2019; Romanenko, 2017; Polyatykina, 2017).

В экономике сформировано достаточно большое число методик оценки инвестиционной привлекательности регионов (экономико-математические, факторный анализ, экспертный метод, авторские методики, кстати, все они имеют свои недочеты), но самыми доступными выступают рейтинги различных профильных министерств, ведомств и независимых организаций. Кроме того, рейтинги являются достаточно информативными, с четко прописанными методиками расчетов. Например, с 2014 года Агентство стратегических инициатив проводит исследование и формирует национальный рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России. История присутствия Ростовской области в рейтинге представлена в таблице 2.

Таблица 2

Место Ростовской области в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата, 2014–2021 гг.

Год
Место Ростовской области в рейтинге инвестиционной привлекательности
Пояснения
2014
11

2015
8
Группа регионов с комфортными условиями для бизнеса
2016

Регион не вошел в топ-20 (были рассмотрены только 20 регионов)
2017
16
Улучшение позиций, вошел в топ-20
2018

2-я группа по интегральному индексу, входят регионы с лучшими результатами по двум направлениям, но у которых встречается оценка D (самая низкая) по некоторым направлениям
2019
26
2-я группа по интегральному индексу, входят регионы с лучшими результатами по двум направлениям, но у которых встречается оценка D (самая низкая) по некоторым направлениям
2020
31
Регион не вошел в топ-30
2021
12
Регион вошел в первую группу регионов по инвестиционной привлекательности
Источник: составлено автором по [22].

При этом, согласно рейтингу инвестиционной привлекательности регионов RAEX, в 2020 году Ростовская область входила в группу 2В «средний потенциал – умеренный риск» [22]. Кроме того, область опустилась в рейтинге «рисковости» с 24 до 26-го места, имея 9-й ранг инвестиционного потенциала (2019 год – тоже было 9-е место), т.е. риски при инвестировании в регион увеличились. Главными конкурентами в инвестиционной сфере для региона выступают Москва, Московская область, Санкт–Петербург, Краснодарский край.

Отметим, что несмотря на подъем в рейтинге, Ростовская область показывает высокие показатели только по направлению «Инфраструктура и ресурсы» и значительно проседает по остальным направлениям: регуляторная среда, институты для бизнеса и поддержка малого предпринимательства (этот факт даже зафиксирован в Стратегии инвестиционного развития Ростовской области до 2030 года). Исходя из тематики, выбранной для исследования, мы обращаем внимание на факт проседания пунктов «регуляторная среда» и «институты для бизнеса», иными словами, в регионе недостаточно развиты сервисы и возможности, необходимые для эффективного функционирования предпринимательского сектора, в том числе в сфере инвестиционной деятельности, что требует изучения.

Положительную динамику в повышении инвестиционной привлекательности региона многие эксперты объясняют наличием ряда как прямых (изменение фактора оказывает 100%-ное влияние на инвестиционную привлекательность региона), так и косвенных факторов (влияния может не быть). К числу прямых факторов относят выгодное экономико-географическое положение, рост объемов финансирования в разных формах (субсидирование, дотации, проектное финансирование и пр.), налоговые преференции, высокий научно-образовательный потенциал. К косвенным – рост внимания к проблемам инвестирования и реализации инвестиционных проектов со стороны властей региона [1] (Berekchiyan, 2018).

В таблице 3 приведено описание наиболее привлекательных для инвестиционного проектирования отраслей Ростовской области.

Таблица 3

Приоритетные для инвестиционного проектирования отрасли Ростовской области

№ п/п
Отрасль
Доля в общей структуре промышленного производства, %
Отраслевые предприятия региона
1
Машиностроение
24
«Ростсельмаш», Новочеркасский электровозостроительный завод, «Красный Котельщик»
2
Пищевая промышленность
22,5
«Тавр», «Аква-Дон», «Аксинья», «Иверская», «Балтика», Ростовский мукомольный завод
3
Сельское хозяйство
15
«Астон», «Юг Руси»
Источник: составлено автором по [14] (Matyunin, 2020).

Соответственно, высокая доля отраслей в общей структуре промышленного производства выступает очень привлекательным фактором, привлекающим интерес инвесторов, как российских, так и иностранных. Единственное, власти региона должны отслеживать долю иностранных инвестиций и в целом рассматривать целесообразность иностранных вложений в стратегически важные отрасли региональной экономики. Можно последовать федеральному опыту и разработать список отраслей, не доступных для иностранных инвесторов, с учетом региональной специфики.

По итогу отметим, что несмотря на тяжелые условия функционирования региональной экономики, власти продолжили реализацию ряда крупных инвестиционных проектов, удачно продвигали регион на международной арене, повышали его инвестиционную привлекательность, что позволило региону занять достойное место в рейтинге. Сложившаяся ситуация позволяет говорить о довольно высоком уровне прочности региональной экономики, что может привести к росту интереса со стороны инвесторов и увеличению количества проектов.

2. Государственное управление инвестиционными проектами в регионе

Первично отметим, что в регионе введена в действие «формула «Семь И», курируемая губернатором региона. Расшифровка довольно проста: инвестиции, инновации, индустриализация, инфраструктура, институты, интеллект, инициатива. На наш взгляд, в приведенной «формуле» инвестиции не зря поставлены на первое место, ведь без них нет гарантии, что все остальные элементы «формулы» будут достижимы. Поэтому в регионе достаточно развита система государственного регулирования инвестиционного проектирования, по крайней мере если рассматривать ее в разрезе национальной экономики.

В регионе достаточно развита нормативно-правовая база, регулирующая инвестиционную деятельность. Кроме федерального законодательства, в регионе разработан и принят Областной закон № 151 – ЗС «Об инвестициях в Ростовской области» от 01.10.2014 г. [18]. Так, в ст. 2 закреплено понятие инвестиционного проекта в полном соответствии с федеральным законодательством, в ст. 5 указанного документа прописаны формы поддержки инвестиционной деятельности в Ростовской области, к числу которых относят: субсидии, установление понижающих коэффициентов, разработка социально значимых инвестиционных проектов, финансирование за счет средств областного бюджета и пр. При этом в некоторых случаях возможно оказание нескольких форм поддержки одновременно. В главе 5 этого документа отмечены госгарантии прав субъектов инвестиционной деятельности (рис. 4).

Рисунок 4. Государственные гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности в Ростовской области

Источник: составлено автором по [16, 11] (Nemchinov, 2021).

В ст. 15 Областного закона зафиксированы ситуации «защиты» инвестиций вне зависимости от формы собственности и организационно-правовых форм инвесторов в соответствии с федеральным законодательством. Также, в частности, инвестору на период заключенных договоров (инвестиционных договоров, договоров о предоставлении субсидий) правительство региона дает гарантии сохранения условий оказания государственной поддержки.

В Ростовской области разработана и действует «Инвестиционная стратегия 2030», в рамках которой также закреплены инструменты поддержки разработчиков и инвесторов инвестиционных проектов, реализуемых на территории региона, и закреплены ориентиры для развития инвестиционной деятельности.

Изучение Областного закона и Инвестиционной стратегии позволило, во-первых, выявить некоторые несоответствия, в частности, в Стратегии закреплена мера поддержки – гранты от властей региона, а в Областном законе – поддержка в получении грантов международных организаций. А также, во-вторых, автор отмечает нереальность достижения поставленных целей, в частности в аспекте прогноза роста инвестиций в основной капитал, что подтверждает выводы о целесообразности пересмотра стратегий и прогнозов развития региона исходя из меняющихся условий внешней и внутренней среды.

Согласно инвестиционному паспорту Ростова-на-Дону, в регионе на практике применяются меры государственной поддержки, приведенные в таблице 4.

Таблица 4

Действующие меры государственной поддержки инвесторов в Ростовской области

№ п/п
Мера государственной поддержки
Структура
1
Финансовая
Устранение налога на имущество организаций
Льготы по налогу на имущество
Льготы по налогу на прибыль
Инвестиционный налоговый вычет
Субсидии на возмещение затрат на капитальное строительство
Субсидии на возвращение части затрат по уплате процентов по кредитам коммерческих банков
2
Информационная
Федеральный уровень (http://economy.gov.ru)
Региональный уровень (http://invest–don.com)
Муниципальный уровень (http://investrostov.ru)
3
Организационная
Федеральный уровень (разработка нормативно–правовых актов)
Региональный уровень (предоставление инвесторам земельных участков в аренду без проведения торгов)
Муниципальный уровень (сопровождение инвестиционных проектов из «Перечня инвестпроектов Ростова-на-Дону»)
Источник: составлено автором по [16, 11] (Nemchinov, 2021).

Например, информационная поддержка на муниципальном уровне включает такие моменты, как предоставление потенциальному инвестору разработанной базовой дорожной карты по возможным шагам реализации инвестиционного проекта, дорожной карты по его реализации, в том числе на условиях муниципально-частного партнерства (последнее предложено для г. Ростова-на-Дону). Отметим, что нефинансовые меры, кроме информационной поддержки в Ростовской области, не используются на практике, что, на наш взгляд, рассматривается в качестве упущения.

Краткая схема базовой карты по возможным шагам реализации инвестиционного проекта, предлагаемая властями региона, представлена на рисунке 5.

Рисунок 5. Базовая схема поддержки процесса реализации инвестиционного проекта в Ростовской области

Источник: составлено автором по [11].

Отметим, что для инвестиционных проектов стоимостью свыше 10 млн рублей на региональном уровне доступны субсидии и налоговые льготы.

На рисунке 6 приведены перспективные направления инвестиционного развития Ростовской области, выделенные из инвестиционной стратегии развития Ростовской области до 2030 года.

Рисунок 6. Перспективные направления инвестиционного развития Ростовской области

Источник: составлено автором по [11].

Реализация политики достижения выделенных перспективных направлений инвестиционного развития направлена на ускорение темпов экономического роста и активное привлечение в регион инвестиционного капитала.

В рамках проводимого исследования было проведено сравнение методов государственного управления инвестиционными процессами и проектами в Ростовской области и странах мировой экономики. Результаты сравнения приведены в таблице 5.

Таблица 5

Методы государственного управления инвестиционными процессами и проектами: сравнение Ростовской области и мирового опыта

Параметры
Ростовская область
Мировой опыт
Подход к управлению инвестициями и инвестиционными проектами
Ведомственный
Комплексный
Связь со стратегий СЭР
Да
Да
Связь с бюджетным планированием
Нет
Да
Наличие координационного органа государственного управления инвестиционной инфраструктурой
Да
Да
Управление инвестициями на основе жизненного цикла активов
Нет
Да
Оценка результативности инвестиционных проектов
Только предварительная
Проводится на каждой стадии ЖЦ проекта
Источник: составлено автором по [2] (Bogacheva, Smorodinov, 2018).

Государственное управление инвестиционными процессами в регионе проигрывает мировым практикам, в частности, не обнаружена связь с бюджетным планированием, управление инвестиционными проектами не привязывается к их жизненному циклу, а оценка результативности инвестиционных проектов носит предварительный характер. Устранение данных недочетов значительно повысит индекс инвестиционной привлекательности региона.

Заключение

В регионе сформирована достаточно комплексная нормативно-правовая база, регулирующая сферу инвестиционного проектирования, но она во многом схожа с национальной и часто не учитывает региональных специфик развития, также были выделены некоторые несоответствия в нормативных документах, требующие коррекции.

Отметим также, что в регионе довольно высоки риски, связанные с квалификацией кадров, привлекаемых к реализации проектов в регионе. Дело в том, что вузы, предлагающие профессиональное образование в данной сфере, в России редки, и зачастую рабочая группа складывается из людей, имеющих не конкретное представление о проектах или использующих нормы «старой» школы. Что по итогу приводит к еще одной проблеме – дефицит компетенций и грамотно структурированных проектов, что подтверждают даже эксперты. Ситуация обстоит так, что в некоторых случаях рекомендованные к реализации проекты не могут привлечь инвесторов в силу низкого качества их оформления и предпроектной подготовки. Конечно, инвестор может сам доработать проект, но это значительно увеличивает временные издержки, которые, в свою очередь, влияют на рост стоимости проекта.

Исходя из сравнения регионального опыта государственного регулирования инвестиционными процессами с мировым, рекомендовано внедрить в практику управление инвестиционными проектами на основе жизненного цикла. Возможно создание специализированного органа контроля реализации инвестиционных проектов по стадиям жизненного цикла. Это бы позволило отказаться от неэффективных инвестиционных проектов еще на первых стадиях цикла и минимизировало бы затраты, позволило сохранить бюджетные деньги и оптимизировало инвестиционные процессы в регионе.


References:

Berekchiyan A.L. (2018). Investitsionnaya privlekatelnost Rostovskoy oblasti: dinamika, opyt, puti sovershenstvovaniya [Investment attractiveness of the Rostov region: dynamics, experience, ways of improvement]. Eco. (4(36)). 103-107. (in Russian).

Bogacheva O.V., Smorodinov O.V. (2018). Podkhody k gosudarstvennomu upravleniyu investitsiyami v infrastrukturu v Rossii v svete mezhdunarodnogo opyta [Approaches to the public management of infrastructure investment in Russia in the light of international practices]. Finance and credit. 24 (9(777)). 2166-2183. (in Russian). doi: 10.24891/fc.24.9.2166 .

Egorova E.M., Shabanov Sh.E. (2017). Effektivnost investitsionnogo proekta [Efficiency of the investment project]. Science Magazine. (9). 74-75. (in Russian).

Endovitskiy D.A., Korobeynikov L.S., Sysoeva E.F. (2019). Praktikum po investitsionnomu analizu [Investment Analysis Workshop] M.: Finansy i statistika. (in Russian).

Ershov D.N. (2019). Ispolzovanie gosudarstvennyh garantiy pri upravlenii riskami investitsionnyh proektov [Using state guarantees in risk management of investment projects]. The Journal of Finance. (1(47)). 34-43. (in Russian). doi: 10.31107/2075-1990-2019-1-34-43 .

Evseeva M.V. (2019). Upravlenie portfelem proektov i programm: sovremennye trebovaniya [Projects and programs portfolio management: modern requirements]. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Seriya: Ekonomika. Upravlenie. Pravo. 19 (2). 165-171. (in Russian). doi: 10.18500/1994-2540-2019-19-2-165-171 .

Giraev V.K. (2019). Teoreticheskie podkhody i praktika otsenki investitsionnoy privlekatelnosti regiona [Theoretical approaches and practice of evaluating the investment attractiveness of the regions]. UEPS: upravlenie, ekonomika, politika, sotsiologiya. (5). 17-29. (in Russian). doi: 10.24411/2412-2025-2019-00003 .

Gryaznov S.A. (2021). Kak otsenivat investitsionnye proekty [How to evaluate investment projects]. Economics and business: theory and practice. (2-1(72)). 54-56. (in Russian). doi: 10.24412/2411-0450-2021-2-1-54-56 .

Kirpichenko E.A. (2020). Features of state regulations of investment processes under modern economic conditions Education and Science without Limits Fundamental and Applied Researches. 11 14-18. doi: 10.36683/2500-249X/2020-11/14-18 .

Lapin A.E., Vuyko M.B. (2019). Modeli regionalnogo razvitiya v Rossiyskoy Federatsii i investitsionnye strategii [Models of regional development in the Russian Federation and investment strategies]. Regionology. 27 (1(106). 10-29. (in Russian). doi: 10.15507/2413-1407.106.027.201901.010-029 .

Lapshina V.E., Segaev I.N. (2019). Strategii prinyatiya resheniya po investitsionnym proektam [Strategies for decision-making on investment projects]. Vestnik nauki i obrazovaniya. (10-2 (64)). 61-64. (in Russian).

Matyunin L.V. (2020). Investitsionnye proekty: soderzhanie, struktura [Investment projects: content, structure]. Vestnik Universiteta. (4). 33-36. (in Russian).

Morozov A.A. (2021). Sostoyanie razvitiya teorii analiza i otsenka effektivnosti investitsionnyh proektov v Rossii i za rubezhom [The state of development of the theory of analysis and assessment of the effectiveness of investment projects in Russia and abroad]. Finansovye rynki i banki. (3). 54-61. (in Russian).

Nemchinov O.A. (2021). Sovershenstvovanie gosudarstvennogo upravleniya investitsionnymi proektami v ramkakh gosudarstvenno-chastnogo partnerstva [Improving the public administration of investment projects under the public-private partnership (on the example of airport infrastructure development of the Russian Federation)]. Vestnik Samarskogo universiteta. Ekonomika i upravlenie. 12 (2). 132-139. (in Russian). doi: 10.18287/2542-0461-2021-12-2-132-139 .

Plaksin V.K. (2020). Osnovnye formy gosudarstvenno-chastnogo partnerstva [The main forms of public-private partnership]. Innovative science. (1). 51-52. (in Russian).

Polyakova F.Ya. (2020). Rol gosudarstvennogo regulirovaniya investitsionnyh protsessov [The role of state regulation of investment processes]. Economics. (11). 198-204. (in Russian).

Polyatykina E.V. (2017). Investitsionnaya strategiya i ee rol v razvitii regiona [Investment strategy and its role in the development of the region]. Innovation economy: prospects for development and improvement. (1(19)). 286-296. (in Russian).

Romanenko O.O. (2017). Riski investitsionnogo proekta [Risks of an investment project]. Voprosy nauki i obrazovaniya. (7). 59-61. (in Russian).

Simakov A.A., Dzhoys E.A. (2019). Elektronnye platezhnye sistemy v gosudarstvennom upravlenii investitsionnymi proektami [Electronic payment systems in the state management of investment projects]. Zakon i pravo. (5). 156-159. (in Russian). doi: 10.24411/2073-3313-2019-10227 .

Trachenko M.B. (2018). Ekspress–analiz investitsionnoy privlekatelnosti regionov [Express analysis of the investment appeal of regions]. Finance and credit. 24 (9(777)). 2151-2165. (in Russian). doi: 10.24891/fc.24.9.2151 .

Troitskaya N.N. (2020). Upravlenie riskami investitsionnogo proekta [Investment project risk management]. Industrialnaya ekonomika. (2). 27-31. (in Russian).

Vorona-Slivinskaya L.G. (2019). Osobennosti organizatsii i upravleniya investitsionnymi proektami [Peculiarities of organization and management of investment projects in russia]. Colloquium-journal. (17-9(41)). 38-40. (in Russian). doi: 10.24411/2520-6990-2019-10575 .

Yarullin R.R., Bodrov S.Yu. (2020). Obosnovanie sposoba finansirovaniya investitsionnogo proekta [Justification of the method of financing the investment project]. Mezhdunarodnyy zhurnal gumanitarnyh nauk. (9-1(48)). 213-215. (in Russian). doi: 10.24411/2500-1000-2020-11014 .

Yurchenko N.Yu., Yusifov T.M. (2019). Investitsionnye proekta v SPG–industrii [Investment projects in the LNG industry]. Innovation and Investment. (6). 23-28. (in Russian). doi: .

Zhuravkova I.V. (2016). Analiz effektivnosti investitsionnoy deyatelnosti predpriyatiya [Analysis of the effectiveness of the investment activity of the enterprise] M.: Finansy i statistika. (in Russian).

Страница обновлена: 09.04.2025 в 22:04:13