Оплата труда работников научной сферы
Дозорцев О.Е.1, Старокожева В.П.1
1 Федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 13 | Цитирований: 10
Статья в журнале
Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 8, Номер 8 (Август 2021)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=46451050
Цитирований: 10 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Наука являлась и является основным стимулятором развития России. В свою очередь государство оказывает науке всестороннюю поддержку. Так в 2018 году утвержден национальный проект, среди целей которого вхождение Российской Федерации в число пяти ведущих стран мира, осуществляющих научные исследования и разработки, создание привлекательных условий работы в Российской Федерации для российских и зарубежных ведущих ученых и молодых исследователей, а также опережающее увеличение внутренних затрат на научные исследования и разработки за счет всех источников по сравнению с ростом валового внутреннего продукта страны. В представленной статье рассмотрен советский опыт установления заработной платы научных работников, а также повышение заработной платы научных работников до 200% к средней по субъекту РФ в соответствии с майским Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597. На основе статистических данных проведен сопоставительный анализ средней заработной платы научных работников в субъектах РФ, где расположены отделения, научные центры или научные институты РАН, к средней по субъектам РФ, а также изменение численности научных работников после 2012 года. Уделено внимание отставанию финансирования научных исследований и разработок в процентах от ВВП, предусмотренных в Указе Президента РФ.
Ключевые слова: оплата труда, заработная плата, научные работники, численность научных работников
JEL-классификация: J31, J33, I22, I23
Введение
В России 2021 год объявлен Годом науки и технологий (Указ Президента Российской Федерации от 25 декабря 2020 года «О проведении в 2021 году в России Года науки и технологий»). Как отмечено на сайте Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, «задача Года – привлечь талантливую молодежь в сферу науки и технологий, повысить вовлеченность профессионального сообщества в реализацию Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, а также сформировать у граждан нашей страны четкое представление о реализуемых сегодня государством и бизнесом инициативах в области науки и технологий» [1].
В пункте 10 Указа Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» предусмотрено, что Правительству РФ при разработке национального проекта в сфере науки к 2024 году необходимо обеспечить достижение таких целей и целевых показателей, как «обеспечение привлекательности работы в Российской Федерации для российских и зарубежных ведущих ученых и молодых перспективных исследователей» и «опережающее увеличение внутренних затрат на научные исследования и разработки за счет всех источников по сравнению с ростом валового внутреннего продукта страны», а для решения поставленных задач необходимо, в частности, «формирование целостной системы подготовки и профессионального роста научных и научно-педагогических кадров, обеспечивающей условия для осуществления молодыми учеными научных исследований и разработок, создания научных лабораторий и конкурентоспособных коллективов». В более позднем Указе Президента РФ о развитии Российской Федерации на период до 2030 года (от 21 июля 2020 г. № 474) к целевым показателям, характеризующим достижение национальных целей, относится «обеспечение присутствия Российской Федерации в числе десяти ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок, в том числе за счет создания эффективной системы высшего образования».
Наука выделена в национальный проект в 2018 году. Национальный проект «Наука» утвержден Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 года № 16). В 2020 году Счетная палата РФ в Отчете о промежуточных результатах экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг хода реализации мероприятий национального проекта «Наука», необходимых для выполнения задач, поставленных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» заметила, что состав целевых показателей национального проекта, а также федеральных проектов, которые входят в него, требует уточнения. В то же время, по их мнению, ряд целевых показателей являются количественными и не отражают качественные изменения научной сферы. Также Счетная палата отметила «недостаточный объем финансирования НП «Наука» и значительный запланированный объем внебюджетных средств, привлечение которых не гарантировано» [2]. Согласно Отчету, в 2019–2024 годах в общем объеме финансового обеспечения национального проекта доля внебюджетных средств в среднем составляет 36%, а к 2024 году должна превысить 50%, при этом механизмы привлечения, обоснования и детализации источников внебюджетных средств не созданы [3, с. 45].
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», фундаментальные научные исследования, поисковые научные исследования в основном финансируются за счет средств федерального бюджета, средств фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности. Расходы на науку в федеральном бюджете 2010 года составили 2,35%, в 2019 году – 2,69%, а в процентах к ВВП – соответственно, 0,51 и 0,44%. Внутренние затраты на исследования и разработки составили в 2010 году 523,4 млрд руб., в 2019 году – 1134,8 млрд руб. (1,13 и 1,03% ВВП соответственно), т.е. в целом на науку затраты в 2019 году составили 1,47% ВВП вместо 1,77% (достижение данного показателя предусмотрено к 2015 г. Указом Президента РФ от 7 мая 2012 года № 599 «О мероприятиях по реализации государственной политики в области образования и науки») [4, с. 497]. В то же время в научной литературе отмечается, что система управления и поддержки научных региональных бюджетных учреждений «не оказывает существенного влияния на научную продуктивность организаций». Региональные возможности по финансированию научных разработок ограничены в связи с тем, что большинство регионов относятся к дотационным и зависят от межбюджетных трансфертов. Такое положение дел ведет «к определенным сложностям при формировании научными организациями исследовательских тем, которые были бы интересны региональному сообществу и органам власти» [5, с. 678] (Maltseva, Monakhov, Veselov, 2019, р. 678).
Также к рискам реализации федеральных проектов в рамках национального проекта «Наука» относят повышение дифференциации научно-технологического развития регионов в связи с локализацией научно-образовательных и исследовательских центров, невостребованность результатов научных исследований, отток молодых специалистов и иное [6, с. 28] (Kremin, 2019, р. 28).
Таким образом, выбор темы исследования обусловлен актуальностью данной темы для общества, а также существующими проблемами оплаты труда в сфере науки. Поэтому целью данной работы является изучение истории вопроса оплаты труда работников науки, а также анализ текущей ситуации в сфере оплаты труда данной категории работников.
Основные выводы касательно оплаты труда работников научной сферы
Рассматривая опыт оплаты труда работников науки в 70–80-х годах прошлого века, когда СССР занимал передовые позиции в научных исследованиях и разработках по различным направлениям науки, стоит отметить, что система оплаты труда в научно-исследовательских, конструкторских, технологических, проектных, изыскательских и других научных организациях устанавливалась отдельным нормативным актом (постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 мая 1985 года № 462). При этом размер окладов научных сотрудников в указанных типах организаций корреспондировался с размерами работников производственных отраслей народного хозяйства, оплата труда которых устанавливалась постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 17 сентября 1986 года № 1115 (рис. 1).
Должностной оклад
главного научного сотрудника, имеющего ученую степень и стаж работы свыше 10
лет
|
|
Должностной оклад главного инженера предприятия, ведущего научного сотрудника, имеющего ученую степень и стаж работы свыше 10 лет Должностной оклад главного специалиста (главный: конструктор, технолог, экономист) |
Должностной оклад
старшего научного сотрудника, имеющего ученую степень и стаж работы свыше 10
лет
|
|
Должностной оклад главного
специалиста (главный: механик, металлург, энергетик и пр.)
|
Источник: составлено авторами по данным [7, с. 372] (Shirokova, 2016, р. 372).
После распада СССР в условиях высокой инфляции на период преодоления кризисного состояния экономики Указом Президента РФ от 2 марта 1992 г. № 210 в практику были введены бюджеты прожиточного минимума, которые предназначались для поэтапного повышения минимального размера оплаты труда и социальных выплат. Если до 1990 г. средняя заработная плата в науке и научном обслуживании значительно превышала среднюю заработную плату по экономике, то в 90-е годы она была ниже средних данных по экономике. Однако после преодоления кризиса девяностых годов, т.е. после 2000 г., средняя заработная плата научных работников стала превышать средние по экономике России. В 2000 г. средняя заработная плата занятых в научных исследованиях и разработках составила 121,5% к средней по экономике России, в 2005 г. – 128,5% [8].
Также после 1991 года в условиях высокой инфляции была поставлена задача повышения заработной платы работников бюджетных учреждений и организаций через повышение минимальной заработной платы (закон Российской Федерации от 21 апреля 1992 года № 2704–1 «О повышении минимального размера оплаты труда», Указ Президента РФ от 19 августа 1992 года № 895 «О дополнительных мерах по совершенствованию оплаты труда работников бюджетных учреждений и организаций»). Постановлением Правительства РФ от 14 октября 1992 года № 785 введена единая тарифная сетка (ЕТС) оплаты труда работников бюджетных организаций, предусматривавшая через систему тарификации работников отдельных должностей и профессий, основанную на межотраслевом подходе, реализацию принципа равной оплаты за равносложный труд и обеспечение единства тарифного нормирования. В первом варианте соотношение крайних разрядов ЕТС было 1:10,07. В дальнейшем по мере повышения минимального размера оплаты труда и улучшения экономических возможностей государства соотношения между крайними разрядами уменьшались, и с 1 декабря 2001 года было установлено соотношение крайних разрядов 1:4,5. В последнем варианте ЕТС научные работники (от младшего до главного научного сотрудника) были отнесены к 8–17 разрядам 18-разрядной тарифной сетки с диапазоном 2,07.
С 1 декабря 2008 года постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 года № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» ЕТС была отменена и введена новая система оплаты труда для работников федеральных бюджетных учреждений. В соответствии с новой системой оплаты труда руководители учреждений устанавливают размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работникам на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности с учетом сложности и объема выполняемой работы. Одновременно введено понятие «профессиональные квалификационные группы» (ПКГ), порядок установления и применения которых предусмотрен в ст. 144 Трудового кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ). В каждом бюджетном учреждении исходя из бюджетных ассигнований формировался фонд оплаты труда и устанавливались должностные оклады в соответствии с профессиональными квалификационными группами и профессионально-квалификационными уровнями, предусмотренными в Приказе Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 3 июля 2008 года № 305н «Профессиональные квалификационные группы должностей работников сферы научных исследований и разработок». При этом при определении размера должностных окладов разработчики систем оплат труда руководствовались правилом, чтобы минимальный должностной оклад приближался к минимальному размеру оплаты труда, установленному на федеральном уровне.
Необходимость дальнейшего повышения оплаты труда работников бюджетных учреждений закреплена в майском Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (далее – майский Указ), в котором предусмотрено, в частности, превышение средней заработной платы научных сотрудников до 200% средней заработной платы по субъекту РФ.
Одновременно с повышением должностных окладов научных сотрудников в пункте 3 постановления Правительства РФ от 23 ноября 2006 года № 712 «О внесении изменения в постановление Правительств Российской Федерации от 6 июля 1994 г. № 807» предложено установить работникам федеральных бюджетных учреждений науки и федеральных государственных высших учебных заведений независимо от ведомственной подчиненности ежемесячную доплату за ученую степень (доктора наук – в размере 7000 рублей; кандидата наук – в размере 3000 рублей). Сегодня необходимость данной выплаты широко обсуждается. По мнению Ерохиной Т.В. и Ныркова В.В., отсутствие четкой правовой регламентации влияния ученого звания на уровень квалификации работника, на возможность получения стимулирующих выплат привело к снижению интереса научных работников к данному механизму [9, с. 204, 212] (Erokhina, Nyrkov, 2021, р. 204, 212). Однако, как отмечают ряд авторов, нельзя преуменьшать роль выплат за ученые степени и звания, обращая основное внимание на наукометрические показатели (в частности, индекс Хирша), так как «труды научного работника (даже наиболее цитируемые, т.е. детерминирующие индекс) могут не составлять «в сумме» логической целостности…, а вот диссертации (как докторские, так и кандидатские) составляют логическую целостность» [10, с. 64] (Shaposhnikov, Khoroshun, Romanov, 2017, р. 64). Таким образом, эффективно выстроенная система профессионального развития научных работников в организации и соответствующее стимулирование «представляется действенным рычагом реализации национального проекта «Наука» [11, с. 89] (Belousov, Krotov, 2020, р. 89).
Указанную ежемесячную доплату начали выплачивать с 1 ноября 2006 года. При этом в 2006 г. в IV квартале прожиточный минимум трудоспособного населения был равен 3714 руб., а в 2021 г. данный показатель составляет 12702 руб. За указанный период инфляция превысила 2 раза, а доплаты за ученую степень не были проиндексированы. Для престижности занятости научными разработками молодежи следует восстановить ежемесячную доплату за ученую степень, проиндексировать ее или определить новый размер доплаты (как вариант, установить ее в кратном отношении к МРОТ или МЗП; в кратном отношение к окладу или заработной плате).
Во исполнение майских указов Президента РФ, а также в целях создания кадрового потенциала и привлекательности профессий в бюджетной сфере экономики распоряжением Правительства РФ от 26 ноября 2012 года № 2190-р утверждена Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы, в которой предусмотрено повышение оплаты труда работников бюджетного сектора экономики на основе достижения конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг.
Кроме того, в отношении руководителей федеральных государственных учреждений постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 года № 583 и распоряжением Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. № 2190-р предусмотрено установление предельного уровня соотношения среднемесячной заработной платы руководителя учреждения и среднемесячной заработной платы работников учреждения в кратности 1 к 8. При этом в современных условиях значительно возросли различия в заработной плате руководителей учреждений науки и научных работников. 8 февраля во время заседания Совета при Президенте по науке и образованию был приведен пример, что на сайте института Цитологии и генетики (ИЦиГ) города Новосибирска за 2019 год видно, что разница в оплате первых лиц ИЦиГ (директор, шесть его заместителей, главный бухгалтер и два руководителя филиалов) и оплате (оклад с надбавками) ведущего научного сотрудника выражается соотношением 10:1, а децильный коэффициент достигает 20 [12].
Далее проведем сравнительный анализ средней заработной платы научных сотрудников, врачей и преподавателей вузов в субъектах РФ, имеющих крупные научные центры, таких как г. Москва, г. Санкт-Петербург, Новосибирская область, Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Приморский край и другие (рис. 2, 3).
Рисунок 2.
Средняя заработная плата научных сотрудников, врачей и преподавателей
учреждений высшего профессионального образования* по сравнению со средней по
субъекту РФ в 2019 году
|
Рисунок 3. Средняя
заработная плата научных сотрудников, врачей и преподавателей учреждений
высшего профессионального образования* по сравнению со средней по субъекту РФ
в 2020 году
|
Источник: составлено авторами по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат).
Согласно данным Росстата, отображенным на рисунках 2 и 3, заработная плата научных сотрудников в 2019 и 2020 годах приблизительно в 2 раза выше среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц. При этом среди рассмотренных субъектов РФ в 2019 году не достигли целевого значения по данной категории с учетом допустимого 5%-ного отклонения 4 субъекта РФ (г. Москва, Республика Саха (Якутия), Иркутская область, Красноярский край), а в 2020 году – 5 регионов (Мурманская область, Республика Саха (Якутия), Республика Коми, Иркутская область, г. Москва). В целом по Российской Федерации с 2013 года по 2020 год заработная плата научных работников возросла в более чем 2,5 раза.
Следует сказать, что для расчета соотношений с 2018 г. в целом по России и субъектам РФ используется среднемесячная начисленная заработная плата наемных работников, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц. Ранее для сравнения использовалась среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций, которая в 2018 г. была выше на 11,5%, чем при включении доходов работающих у предпринимателей и физических лиц, а в субъектах РФ выше (от 11,1% в Свердловской области и Хабаровском крае до 11,8% в г. Санкт- Петербурге и 12,7% в г. Москве) и составила к средней по России 86,7%, а в субъектах РФ – от 85,4% в Приморском крае до 90,2% в Свердловской области. Это обеспечило выполнение всеми субъектами РФ заданных значений показателей.
Также анализ показал, что размер оплаты труда научных сотрудников не опережает размеры у других сравниваемых специалистов. Следует отметить, что научные сотрудники, а также преподаватели высших учебных заведений работают преимущественно в учреждениях федеральной формы собственности. Известно, что требования к квалификации научных работников и врачей или специалистов с высшим образованием, занятых в медицинских учреждениях (биологи, зоологи, энтомолог, медицинский психолог), имеют отличия. В соответствии с Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих научный сотрудник должен иметь высшее профессиональное образование, стаж работы по специальности, ученую степень кандидата наук, научные труды, а ведущие и главные научные сотрудники – ученые степени доктора наук. Аналогичные требования и к преподавателю образовательных организаций высшего профессионального образования. При этом требования к квалификации врача включают в себя высшее профессиональное образование и дополнительное образование (интернатура или ординатура).
С целью выполнения майского Указа Президента РФ руководители вузов и научных институтов пошли на сокращение штата, т.е. ставок заработной платы, переводя работников на оплату 0,25 или 0,5 ставки в НИИ, а в вузах – увеличивали нагрузку по чтению лекций или занятий на одного преподавателя, что косвенно свидетельствует о том, что достаточного количества средств на увеличение фонда заработной платы не поступило. Данные о сокращении численности работников в 2020 году по сравнению с 2013 годом представлены в таблице 1.
Таблица 1
Среднесписочная численность научных сотрудников, врачей и преподавателей вузов в 2020 году по сравнению с 2013 годом
Наименование субъектов РФ
|
Численность работников, человек
|
2020 г. к 2013 г. в %%
| |||||||
Научные сотрудники
|
Врачи
|
Преподаватели
|
Научные сотрудники
|
Врачи
|
Препода-ватели
| ||||
2013 г.
|
2020 г.
|
2013 г.
|
2020 г.
|
2013 г.
|
2020 г.
| ||||
Российская
Федерация
|
107663
|
72108
|
578 783
|
571152
|
268068
|
184436
|
67,0
|
98,7
|
68,8
|
г.
Москва
|
45648
|
28716
|
68327
|
64534
|
45353
|
33891
|
62,9
|
94,4
|
74,7
|
Республика
Коми
|
463
|
491
|
3607
|
3362
|
847
|
484
|
106,0
|
93,2
|
57,1
|
Мурманская
область
|
641
|
513
|
3978
|
3437
|
564
|
257
|
80,0
|
86,4
|
45,6
|
г.
Санкт-Петербург
|
11841
|
7122
|
31007
|
33626
|
25449
|
19487
|
60,1
|
108,4
|
76,6
|
Республика
Башкортостан
|
1160
|
832
|
13956
|
14428
|
6062
|
4093
|
71,7
|
103,4
|
67,5
|
Республика
Татарстан
|
1128
|
1149
|
12010
|
12774
|
7678
|
5607
|
101,9
|
106,4
|
73,0
|
Свердловская
область
|
2224
|
2236
|
15343
|
13935
|
7000
|
4882
|
100,5
|
90,8
|
69,7
|
Красноярский
край
|
470
|
701
|
3655
|
12213
|
1772
|
3412
|
149,1
|
334,1
|
192,6
|
Иркутская
область
|
835
|
1120
|
12515
|
9369
|
5319
|
2700
|
134,1
|
74,9
|
50,8
|
Новосибирская
область
|
1258
|
5073
|
9638
|
10845
|
4262
|
3900
|
403,3
|
112,5
|
91,5
|
Томская
область
|
5387
|
1252
|
11470
|
5244
|
5468
|
2720
|
23,2
|
45,7
|
49,7
|
Республика
Бурятия
|
1434
|
352
|
5216
|
3600
|
4202
|
870
|
24,5
|
69,0
|
20,7
|
Республика
Саха (Якутия)
|
841
|
728
|
4777
|
5198
|
1784
|
1181
|
86,6
|
108,8
|
66,2
|
Приморский
край
|
1606
|
1460
|
8340
|
7372
|
3890
|
2496
|
90,9
|
88,4
|
64,2
|
Хабаровский
край
|
421
|
333
|
6265
|
5814
|
2926
|
1970
|
79,1
|
92,8
|
67,3
|
Приведенные данные показывают, что за период 2013–2020 гг. сокращение численности у научных работников в некоторых субъектах РФ было значительное. В Республике Коми, Республике Татарстан, Свердловской области, Красноярском крае, Иркутской области, Новосибирской области численность научных сотрудников за указанный период возросла. В целом по России численность научных работников сократилась на 33,0%, при этом врачей – на 1,3%, а преподавателей – на 31,2%.
При этом уменьшение численности научных работников подтверждают и данные Института статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета Высшей школы экономики (ИСИЭЗ НИУ ВШЭ). Согласно исследованию, в России за 20 лет (с 2000 по 2019 год) количество исследователей снизилось в 1,2 раза, а всего работников в сфере исследований и разработок (с учетом техников, вспомогательного персонала и прочих лиц) – в 1,3 раза [13]. Президент Российской академии наук Сергеев А.М. в ходе парламентских слушаний «Научный кадровый потенциал страны: состояние, тенденции развития и инструменты роста» отметил, что в России число исследователей за последние 15 лет сократилось на 17,5% [14], а в ходе Общего собрания академии главный ученый секретарь Российской академии наук Долгушкин Н.К. сказал, что количество ученых и высококвалифицированных специалистов, уезжающих из России, с 2012 года увеличилось в пять раз. «По его словам, только за последние три года число ученых в стране сократилось на 30 тыс., и в итоге Россия не может выполнить показатели нацпроекта «Наука», который ставил задачей увеличить число специалистов. В числе рисков для российских ученых он назвал, в частности, недостаток финансирования» [15].
Стоит отметить, что сегодня, несмотря на сокращение численности научных работников, по данным исследования ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, более половины опрошенных родителей были бы рады, если бы ребенок захотел стать научным работником, исследователем [16, с. 86]. Однако проведенное исследование Дианиной Е.В. и Никурадзе О.И. показало, что только третья часть опрошенных студентов задумывались о том, чтобы стать учеными [17, с. 104] (Dianina, Nikuradze, 2020, р. 104), а по данным Литвинюка А.А., аспирантура среди студентов, решивших поступать на данную форму подготовки, рассматривается как «временное пристанище до лучших времен» [18, с. 411] (Litvinyuk, 2020, р. 411). При этом, по данным пресс-службы hh.ru, «в течение 2020 года в сфере науки и образования было размещено около 11 тысяч вакансий. За год их количество выросло на 10 процентов. А вот число резюме выросло на 35 процентов, до 65 тысяч. То есть на одну научную вакансию претендуют пять человек» [19]. Основываясь на этих данных, можно говорить о том, что карьера в сфере науки и технологий является привлекательной. Также ряд авторов на основе анализа данных Росстата приходят к выводу, что спрос на научных работников среди работодателей растет и работодатели готовы повышать заработную плату данной категории работников [20, с. 110] (Eremina, Korneva, Chuprova, Abdulkadyrov, 2020, р. 110).
Как было отмечено ранее, приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 3 июля 2008 г. № 305н утверждены ПКГ должностей сферы научных исследований и разработок и отнесение должностей к квалификационным уровням (в ПКГ должностей научных работников и руководителей структурных подразделений научные сотрудники (от младшего до главного) отнесены к 4 квалификационным уровням). Поскольку в тот период не были разработаны критерии для установления должностных окладов по ПКГ, в пункте 3 постановления Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583 было предусмотрено, что «заработная плата работников... (без учета премий и стимулирующих выплат), установленная в соответствии с новыми системами оплаты труда, не может быть меньше заработной платы (без учета премий и стимулирующих выплат), выплачиваемой на основе Единой тарифной сетке по оплате труда работников федеральных государственных учреждений, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнении ими работ той же квалификации». Поэтому в начальный период установление размеров должностных окладов научных сотрудников по ПКГ и квалификационным уровням производилось в размерах, предусмотренных по ЕТС. Однако прошло более 12 лет со дня издания постановления Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583, поэтому рассмотрим, как в настоящее время устанавливаются системы оплаты труда научных сотрудников на примере одного из учреждений Российской академии наук.
Анализ Положений об оплате труда работников показал, что должностные оклады главных научных работников и руководителей структурных подразделений (ПКГ должностей научных работников и руководителей структурных подразделений) даже после их индексации в соответствии с уровнем цен на товары и услуги, соответственно, за 2015–2019 и 2016–2019 годы сохранились бы на сравнительно низком уровне. В частности, должностной оклад главного научного сотрудника и начальника (заведующего) обособленным отделом, имеющих ученую степень доктора наук, составил бы в 2021 году 35 200 руб. (с включением доплаты за ученую степень доктора наук, соответственно, 42 200 руб.) при средней заработной плате работников организаций в России за 2020 год – 51 083 руб. Даже если доля окладов (должностных окладов) в структуре заработной платы будет равна 50%, все равно заработная плата главного научного сотрудника не достигнет 200% от средней по России или субъекту РФ.
В настоящее время в научных учреждениях введены ежемесячные рейтинговые стимулирующие выплаты. Во многих научных учреждениях в Положениях об оплате труда работников предусмотрен раздел «Порядок и условия установления ежемесячных рейтинговых выплат за публикационную активность». Публикационная активность включает публикации в журналах (индексируемых в международных базах научного цитирования (Web of Science Core Collection и (или) Scopus), рекомендуемых ВАК, входящих в ядро РИНЦ), публикации монографий, отдельные выступления (доклады на ведущих международных научных (научно-практических) конференциях в России и за рубежом) и другое. Каждой публикации присваивается определенное количество баллов. Специальная комиссия по формированию рейтинговых показателей определяет рейтинговые баллы и подводит итоги индивидуальных рейтинговых баллов каждого работника и подразделения. Исходя из выделенных средств (сумма должностных окладов или часть средств, направляемых на стимулирующие выплаты) и суммы рейтинговых баллов определяются размеры выплат сотрудникам или подразделениям.
Система стимулирования работников за публикационную активность применятся во многих научных учреждениях, и размер данных выплат может быть существенным. Однако несмотря на то, что, по данным Полохиной Н.А., за период 2012–2018 гг. публикационная активность РАН и российских университетов имеет положительную динамику количества публикаций, в том числе высокоцитируемых [21, с. 206] (Polokhina, 2020, р. 206), Положихина М.А. высказывает мнение, что «количественные показатели не могут служить основным критерием, на базе которого принимаются административные решения. Подобные показатели целесообразно применять как дополнение к экспертным заключениям (качественной оценке) при комплексной (системной) оценке результатов научной деятельности» [22, с. 157] (Polozhikhina, 2019, р. 157).
Заключение
Наука является одним из приоритетных направлений, способствующих развитию и процветанию страны. Проведенный анализ показал, что в целом с 2013 года заработная плата научных работников возросла. Однако для привлечения в науку молодежи и сокращения оттока российских ученых за рубеж необходимо существенно увеличить оплату труда научных работников, и прежде всего, за счет увеличения бюджетного финансирования.
Поддерживать спрос и предложение на рынке труда научных работников важно, в том числе за счет предложения достойного уровня оплаты труда. Однако на сегодняшний день остается еще ряд проблем, которые подлежат решению (например, увеличение доли окладной части в структуре заработной платы, снижение межрегиональной дифференциации заработных плат и т.п.).
Источники:
2. Счетная палата указала на риски реализации национального проекта «Наука». [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/nacionalnye-proekty/9326505 (дата обращения: 26.05.2021).
3. Отчет о промежуточных результатах экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг хода реализации мероприятий национального проекта «Наука», необходимых для выполнения задач, поставленных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». [Электронный ресурс]. URL: https://ach.gov.ru/upload/iblock/5a5/5a58a9ddd73fefb7df5c0435b4a16d96.pdf (дата обращения: 26.05.2021).
4. Российский статистический ежегодник. Росстат. Стат.сб. 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/12994 (дата обращения: 21.06.2021).
5. Мальцева А.А., Монахов И.А., Веселов И.Н. Влияние региональной научной среды на уровень результативности научных организаций // Россия: тенденции и перспективы развития. – 2019. – № 14-1. – c. 672-678.
6. Кремин А.Е. Анализ и ключевые риски реализации национального проекта // Крымский научный вестник. – 2019. – № 4(25). – c. 17-30.
7. Широкова Л.Н. Оплата труда научных сотрудников: проблемы и суждения // Север и Арктика в новой парадигме мирового развития: Лузинские чтения – 2016. Материалы VIII международной научно-практической конференции (Апатиты, 14-16 апреля 2016 г.). 2016. – c. 371-375.
8. Труд и занятость в России. Росстат. Стат.сб. 2007. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13210 (дата обращения: 21.06.2021).
9. Ерохина Т.В., Нырков В.В. Институт присвоения ученых званий в механизме развития карьеры научного и научно-педагогического работника // Правовая политика и правовая жизнь. – 2021. – № 2. – c. 199-217.
10. Шапошников В.Л., Хорошун К.В., Романов Д.А. Модель расчета заработной платы и рейтинга научного работника // Вестник Российского университета кооперации. – 2017. – № 1(27). – c. 63-68.
11. Белоусов С.А., Кротов К.С. Ученое звание как составляющая профессионального статуса научно-педагогических работников в России и зарубежных странах // Правовая политика и правовая жизнь. – 2020. – № 2. – c. 88-99.
12. Рузанова Н.В. Вклад по науке. Российская газета - Столичный выпуск №29(8380) от 10.02.2021. [Электронный ресурс]. URL: mozhet-li-rasskaz-uchenogo-o-zarplate-izmenit-finansirovanie-celoj-otrasli.html (дата обращения: 14.05.2021).
13. Наука России в 10 цифрах. [Электронный ресурс]. URL: https://issek.hse.ru/news/442044357.html (дата обращения: 14.05.2021).
14. Число исследователей в России сократилось на 17,5% при росте в других странах до 130%. [Электронный ресурс]. URL: https://nauka.tass.ru/nauka/11363167 (дата обращения: 18.05.2021).
15. Число уезжающих из России ученых выросло в пять раз с 2012 года. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4782133 (дата обращения: 11.05.2021).
16. Наука. Технологии. Инновации. Краткий статистический сборник. Москва 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://issek.hse.ru/mirror/pubs/share/434006420.pdf (дата обращения: 14.05.2021).
17. Дианина Е.В., Никурадзе О.И. Имидж учёного в России и за рубежом в представлениях студенческой молодёжи // Труд и социальные отношения. – 2020. – № 2. – c. 98-111. – doi: 10.20410/2073-7815-2020-31-2-98-111.
18. Литвинюк А.А. Мотивационные ориентации молодых специалистов в сфере науки, высшего образования и высоких технологий // Cборник научных трудов международной конференции «Управленческие науки в современном мире»: СПб.: Издательский дом «Реальная экономика». 2020. – c. 407-412.
19. Ученый в кадре. Российская газета - Спецвыпуск №35(8386) от 17.02.2021. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2021/02/18/za-poslednie-3-goda-v-rossii-vyrosla-privlekatelnost-nauchnoj-karery.html (дата обращения: 26.05.2021).
20. Еремина И.Ю., Корнева Е.В., Чупрова А.В., Абдулкадыров А.С. Современные подходы к мотивации научных работников // Образование. Наука. Научные кадры. – 2020. – № 1. – c. 108-113.
21. Полохина Н.А. Публикационная активность научно-педагогических работников в России: результаты, тенденции, проблемы // Управление наукой и наукометрия. – 2020. – № 2. – c. 196-222.
22. Положихина М.А. Подходы к оценке результатов научной деятельности в России // Экономические и социальные проблемы России. – 2019. – № 2. – c. 139-161.
Страница обновлена: 01.12.2024 в 11:43:01