РЕЦЕНЗИЯ на монографию «Цифровая парадигма развития системы «образование-наука-производство» (Батова М.М.)

Габитов А.Ф.1
1 Союз промышленников и предпринимателей Ленинградской области , Россия, Санкт-Петербург

Статья в журнале

Экономика высокотехнологичных производств
Том 2, Номер 3 (Июль-сентябрь 2021)

Цитировать:
Габитов А.Ф. РЕЦЕНЗИЯ на монографию «Цифровая парадигма развития системы «образование-наука-производство» (Батова М.М.) // Экономика высокотехнологичных производств. – 2021. – Том 2. – № 3. – С. 233-236. – doi: 10.18334/evp.2.3.112828.



Представленная монография выполнена на актуальную тему, поскольку в современных условиях цифровая трансформация становится важным условием обеспечения конкурентоспособности всех субъектов отечественной экономики. Задача повышения конкурентоспособности особенно актуальна для высокотехнологичных сфер, без эффективного развития которых невозможно изменить сырьевую ориентацию российской экономики.

В этой связи возрастает роль системы «образование-наука-производство» в обеспечении решения стратегических задач российской экономики. Приоритетом деятельности образовательных организаций становится опережающая подготовка исследователей, инженеров, менеджеров и предпринимателей, способных осуществлять разработку и управление проектами и программами, реализуемыми в рамках Национальной технологической инициативы. Механизмы государственной поддержки центров Национальной технологической инициативы, формируемых на базе высших образовательных и научных организаций, утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.10.2017 г. № 1251.

Ввиду этого в монографии уделено особое внимание вопросу интеллектуальных ресурсов научно-производственных и промышленных предприятий. Для производственного предприятия эта составляющая наряду с наличием инновационных технологий, высокоавтоматизированного оборудования, возможностью доступа к финансовым инструментам рынка капитала является важным условием обеспечения конкурентоспособности инновационной деятельности предприятия.

Это в свою очередь приводит к тому, что происходит интеграция механизмов и инструментария мониторинга в стратегию деятельности участников системы «образование-наука-производство». Результаты интеграции позволяют научным организациям с минимальными затратами времени создавать конкурентоспособные технологические инновации, производственным предприятиям минимизировать издержки на освоение этих инноваций, выводя на рынок новые модели продукции, а образовательным организациям – повышать качество подготовки интеллектуальных ресурсов, интегрируя в образовательный процесс новые технологии передачи знаний.

В монографии автором разработаны стратегии, подходы и инструментарий для реализации этой синергии на практике. Такие подходы предполагают, что практическая полезность полученных знаний сохраняется на достаточно длительном временном интервале. В монографии показано, что это обеспечивается путем постоянного наполнения баз знаний новыми элементами, развития технологий интеллектуального анализа данных (Data Mining) и их интерактивной аналитической обработки (On-Line Analytical Processing – OLAP-анализ). При этом в производственной сфере целесообразно в качестве базы для создания единой цифровой среды использовать стратегию, в основе которой лежат CALS-технологии. Стратегия обеспечивает информационную поддержку бизнес-процессов, реализуемых на всех стадиях жизненного цикла создаваемых инноваций.

Для формирования стратегий поведения участников системы «образование-наука-производство» в долгосрочной перспективе и оценки перспективы сотрудничества образовательных и научно-производственных структур автором были задействованы методы форсайта, SWOT-анализ, метод Дельфи а также инструментарий экономико-математического моделирования модернизационной стратегии научно-производственного предприятия.

В монографии выводится, что эффективное функционирование субъектов системы «образование-наука-производство» в едином информационном пространстве обеспечивается путем интеграции их программного обеспечения и баз данных. Результатом этого выступает создание единой информационной платформы. В которой, в частности, задействованы порталы знаний, формирование которых базируется на Web-технологиях, охватывающих совокупность инструментов, обеспечивающих через глобальную сеть Интернет доступ к связанным между собой документам, расположенным на различных компьютерах. Технически механизм информационной поддержки функционирования системы «образование-наука-производство» реализован в виде совокупности систем поддержки принятия решений, интегрированных в единое информационное пространство участников системы.

Таким образом, можно констатировать, что функционирование системы «образование-наука-производство» активизирует процессы цифровой трансформации, приводя к появлению динамично развивающихся «структур будущего». Формирование таких структур, способных создавать и выводить на рынок наукоёмкие инновационные продукты и технологии с высокой долей интеллектуальных затрат, в полной мере характерно для стадии цифровой трансформации российской экономики.

Стоит отметить приведенные в монографии подтверждения практической реализации теоретических выводов и положений. Имеются документальные свидетельства, акты внедрения и реализации.

Модель цифровых компетенций и формирования информационно-компьютерная составляющая была апробирована применительно к деятельности военной образовательной организации.

Предложена методика повышения эффективности практико-ориентированного обучения студентов Московского государственного технологического университета «СТАНКИН», проходящих подготовку в сфере информационных технологий.

Предложено программное приложение, написанное на разработанном языке высокого уровня, которое было интегрировано в единое информационное пространство компании «Кориб» (бизнес-партнер технического центра НТЦ ПАО «КАМАЗ»).

Эта разработка также была использована при обучении персонала компаний. В частности, при проведении ремонтных работ автомобилей семейства «КАМАЗ» с целью сокращения затратной составляющей ремонтного цикла, формирования мероприятий по улучшению конструкции автомобилей и технологий их производства предприятие активно применяет 3D-модели при моделировании процессов механообработки и сборки, а также для размещения оборудования на 3D-планировках производственных звеньев, что приводит к необходимости использования так называемых «цифровых двойников». Проводилось обучение персонала по программе «Создание цифровых двойников при управлении информационными потоками ремонта грузовых автомобилей».

Таким образом, рассмотренные в монографии инструменты, технологии, методы и модели выступают как значимые факторы эффективности и результативности функционирования системы «образование-наука-производство» в условиях цифровой парадигмы развития информационного общества и экономики.

Считаю, что в монографии Батовой М.М. «Цифровая парадигма развития системы «образование-наука-производство» разработаны новые актуальные аспекты функционирования и сотрудничества промышленных предприятий с научными и образовательными учреждениями. Монография представляет научную и практическую ценность для производственных предприятий, реализующих процессы цифровой трансформации, и для сотрудничающих с ними научных и образовательных организаций. Поэтому данная монография может быть рекомендована к публикации.


Страница обновлена: 20.09.2021 в 01:00:55