Влияние проектных форм и инструментов управления на потенциал развития стран Африки

Дробот Е.В.1,2, Ермолова О.В.3, Евсин М.Ю.4, Макаров И.Н.4,5, Колесников В.В.6,7
1 АНО «Развитие инноваций», Россия, Москва
2 Центр дополнительного профессионального образования, Россия, Москва
3 Белгородский университет кооперации, экономики и права (Липецкий филиал), Россия, Липецк
4 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Липецкий филиал), Россия, Липецк
5 Международный банковский институт имени Анатолия Собчака, Россия, Липецк
6 Институт деловой карьеры, Россия, Липецк
7 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Липецкий филиал), Россия, Липецк

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 7 (Июль 2021)

Цитировать:
Дробот Е.В., Ермолова О.В., Евсин М.Ю., Макаров И.Н., Колесников В.В. Влияние проектных форм и инструментов управления на потенциал развития стран Африки // Креативная экономика. – 2021. – Том 15. – № 7. – С. 3103-3116. – doi: 10.18334/ce.15.7.112059.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=46398193
Цитирований: 3 по состоянию на 30.01.2024

Аннотация:
В статье проведен анализ проблем управления проектами в Африке. Рассмотрены потребности в эффективном управлении проектами и разработаны предложения по повышению компетенций в области управления проектами для увеличения экономического роста стран африканского континента.

Ключевые слова: Африка, потенциал развития, проектное управление, риск-менеджмент

JEL-классификация: F15, M16, M21



ВВЕДЕНИЕ

Проекты являются основой экономического развития. Без успешного определения, подготовки и реализации проектов планы развития являются не более чем пожеланиями [1, c. 10–15] (Rondinelli, 1976, p. 10–15).

Исследование особенностей проектного управления является достаточно популярной тематикой современных научных публикаций. Так, по данным на 18 июля 2021 г., согласно поисковому запросу «проектное управление» на портале ELIBRARY.RU, можно найти 318 871 публикацию, из них 38 550 публикаций вышли в 2020–2021 гг. В этих публикациях рассматриваются особенности внедрения проектного менеджмента в государственное управление [2–4] (Zabolotskikh, Sinyaeva, 2015; Kozlova, Sinyaeva, 2016; Makarov, Titova, Sukhina, 2021), анализируются инструменты проектного управления в разрезе отраслей экономики [5, 6] Mikhaylova, Savchenko, 2016; Usmanov, 2020), изучаются актуальные проблемы проектного менеджмента в XXI веке [7, 8] (Sinyaeva, 2015; Koksharov, 2019).

В то же время, если говорить о практике проектного управления в развивающихся странах, в частности в странах африканского континента, то проблемы проектного управления здесь остаются достаточно актуальными. И если различным аспектам интеграции на африканском континенте, вопросам торгового и инвестиционного сотрудничества и кооперации посвящено достаточное число публикации [9–20] (Drobot, 2021; Drobot, Makarov, Sapuntsov, 2021; Drobot, Sapuntsov, 2021; Efimenko, 2019; Kovalchuk, 2016; Sapuntsov, 2020; Sapuntsov, 2019; Sapuntsov, Pavlov, 2019; Sunguryan, 2020; Pavlov, Sapuntsov, 2018; Pavlov, Sapuntsov, 2019; Pavlov, Sapuntsov, 2020), то особенности проектного управления в Африке являются изученными недостаточно и представляют научный интерес.

Целью статьи выступает исследование проблем управления проектами в Африке, анализ предполагаемых потребностей в эффективном управлении проектами и разработка предложений по повышению компетенций в области управления проектами для значительного увеличения экономического роста стран африканского континента.

Проблемы управления проектами в Африке

Ключевой проблемой стран африканского континента является бедность. Бедность характеризуется отсутствием предметов первой необходимости и неустойчивым повседневным существованием, когда относительно незначительные изменения в состоянии здоровья или обеспечении продовольствием могут представлять угрозу для жизни. Согласно данным Всемирного банка, из 7,9 млрд человек на земле в условиях крайней нищеты (т.е. это те, кто имеет доход ниже 1,9 долл. в день) живут более 800 млн человек (это 10% населения планеты!), почти половина населения мира – 3,4 млрд человек – на менее чем 5,5 долл. в день [21] (World Bank, 2020).

Десять тысяч африканцев ежедневно умирают от факторов, непосредственно связанных с нищетой, таких как недоедание и болезни [22] (Sachs, 2005). Лекарства, которые, например, в США считаются само собой разумеющимися, некоторые из которых стоят всего 0,20 долл., могут спасти много жизней от малярии, туберкулеза и СПИДа в Африке [23] (Andersen, Akiri, 2008).

Нищета в Африке является результатом сложного сочетания политических, социальных, институциональных и технических факторов, уходящих корнями в многовековое пребывание в центре сложного комплекса коммерческой и колониальной эксплуатации. На наш взгляд, неэффективное государственное управление в значительной степени является основной причиной нищеты в Африке в настоящее время. Африканские страны испытывают дефицит организационного и управленческого потенциала для мобилизации своего населения и создания жизнеспособных институтов, позволяющих использовать природные ресурсы континента для преодоления нищеты.

Именно поэтому важно сосредоточить усилия на укреплении институтов и развитии потенциала африканских стран.

Ключевым аспектом дефицита компетентности в Африке является неспособность планировать программы и проекты и управлять ими. Управление проектами предлагает системный подход к решению сложных проблем бедности. Это искусство, а также наука о выполнении сложных задач лучше, быстрее и дешевле, что делает его подходящим для современного все более сложного и быстро меняющегося мира. В результате государственные и частные учреждения в развитых странах используют управление проектами как средство продвижения инноваций, решения проблем и управления ограниченными ресурсами для достижения важных организационных и экономических целей.

Однако в сфере управления проектами в странах Африки существуют многочисленные проблемы.

Очень серьезной проблемой в Африке является отсутствие или низкое качество инфраструктуры. Сюда относятся проблемы в сфере доступа к сети Интернет, обеспечения электричеством, водоснабжением, организации транспортного сообщения и т.д.

Серьезным сдерживающим фактором для развития стран Африки является уровень образования. В странах Африки к Югу от Сахары 35 млн детей не ходят в школу, из них 19 млн составляют девочки. Средний уровень грамотности в Африке достигает 70% для мужчин и 50% для женщин, а степень охвата школьным обучением в некоторых странах составляет лишь 60%. Доступность начального образования во многом зависит от того, где проживают дети – в городах или в деревнях, а также от уровня доходов семьи и пола ребенка [24, c. 15–17] (Demintseva, 2011, р. 15–17).

Различия в культуре и трудовой этике между персоналом по проектам из числа экспатриантов и принимающей страны являются потенциальными источниками конфликтов, которые могут повлиять на успех управления проектами. Например, семейные проблемы и социальные вопросы могут иметь приоритет над проектной работой. Кроме того, граждане принимающей страны часто не знакомы с особенностями работы в международных компаниях.

Как и в любой стране, для принятия деловых решений и организации работы чрезвычайно важное значение играет правовая база принимающей страны. Так, формальные правовые системы иногда вступают в противоречие с устоявшимися традиционными системами принятия решений в Африке, что имеет неблагоприятные последствия для управления проектами. Например, в некоторых общинах Мали традиционное руководство или вождь может решать, кто может использовать землю и для каких целей, независимо и, возможно, в противоречии с официальной системой управления. В Нигерии общины являются хранителями земли, и им выплачивается компенсация, когда проект затрагивает их сельскохозяйственные угодья [23] (Andersen, Akiri, 2008).

В некоторых случаях между заинтересованными сторонами существуют противоречия. Видение и цели проекта неясны и противоречивы. Проекты могут потерпеть неудачу, поскольку при проектировании не учитывались возможности и характер местных африканских общин, а также экономические, технологические и физические условия при планировании.

Кроме того, в африканских странах не так много подготовленных практиков в сфере управления проектами.

Для стран Африки характерно наличие неэффективных систем мониторинга и аудита в сфере проектного управления. А существующая коррупция создает огромные проблемы на пути успешной реализации проектов: средства могут быть отвлечены от цели проекта, в результате чего работа останется незавершенной или услуги будут оказаны некачественно.

В дополнение к только что перечисленным проблемам по-прежнему актуальными остаются риски войн, политических и социальных беспорядков.

Некоторые эксперты также выделяют следующие проблемы, связанные с управлением международными проектами в области развития в Африке [25] (Austin, 2000):

− ограниченный или слабый институциональный потенциал правительственных министерств для реализации проектов;

− неэффективные процедуры государственных закупок, практика и потенциал внедрения;

− политическая нестабильность;

− при отборе персонала для проектов отсутствует объективность (часто практика отбора персонала основана на личных взаимоотношениях, а не на компетентности);

− частая смена руководства стран и сотрудников министерств;

− отсутствие подотчетности и прозрачности;

− дефицит квалифицированного и опытного персонала;

− отсутствие базовой инфраструктуры: недостаточное электроснабжение, дефицит питьевой воды, канализации, нехватка хороших дорог, связи, жилья, вспомогательных технологий;

− проекты реализуются в условиях нестабильной и непредсказуемой государственной политики, нормативных актов и законов, курсы обмена иностранной валюты часто меняются, что приводит к колебаниям состояния проектов.

В отчетах Всемирного банка были выявлены следующие проблемы управления проектами в Африке, которые, кстати, аналогичны проблемам, характерным для управления проектами во многих странах мира, в том числе в Соединенных Штатах [26] (Youker, 1999):

− отсутствие общего понимания и согласия в отношении целей проекта со стороны персонала и стейкхолдеров;

− отсутствие приверженности проекту со стороны команды, руководства и стейкхолдеров;

− отсутствие подробных, реалистичных и текущих планов проекта (графика, бюджета);

− нечеткие границы полномочий и ответственности;

− отсутствие достаточных ресурсов для выполнения проектов;

− неэффективные механизмы обратной связи и контроля для раннего выявления проблем;

− неэффективная система риск-менеджмента или ее отсутствие [27, с. 551–558] (Drobot, Klevleeva, Afonin, Gamidullaev, 2017, p. 551–558);

− задержки, вызванные бюрократическими административными системами (утверждения, закупки, персонал, приобретение земли и высвобождение средств).

Таким образом, успешное управление проектами в Африке требует дополнительного внимания.

Решение проблем в сфере управления проектами в Африке

Прежде всего, Африка нуждается в поддержке в создании жизнеспособной основы для подготовки компетентных руководителей проектов и учреждений, которые будут стимулировать ее инвестиции в физическую инфраструктуру, здравоохранение, образование и обеспечивать другие потребности в области развития.

Потенциальная выгода от управления проектами в Африке велика. С населением более 1,2 млрд человек Африка уступает только Азии по численности населения в мире. Оказание финансовой помощи странам Африки по-прежнему является движущей силой многих проектов. Только Всемирный банк ежегодно предоставляет помощь в размере более 30 млрд долл. Например, в июле 2020 г. Всемирный банк предоставил 48 странам Африки к югу от Сахары кредит в размере 50 млрд долл. в рамках портфельных проектов [28]. Кроме того, на континенте растут частные инвестиции.

Представляется, что для повышения компетенций в области управления проектами для увеличения экономического роста стран африканского континента необходимо уделить внимание следующим направлениям:

− развитие систем риск-менеджмента;

− повышение культурной осведомленности;

− привлечение местных сообществ к планированию и реализации проектов;

− обеспечение прозрачности подотчетности проектов на всех стадиях реализации;

− отбор, наем и удержание специалистов-практиков в сфере управления проектами;

− эффективная подготовка сотрудников;

− систематический мониторинг, оценка и контроль реализации проектов.

По данным Института управления проектами (Project Management Institute, PMI), развитие компетенций в области управления проектами предполагает укрепление индивидуальных и институциональных возможностей для достижения высокого качества управления проектами. Совершенство управления проектами – это способность организации обеспечивать непрерывный поток успешных проектов [23, 29] (Andersen, Akiri, 2008). Проект является успешным, когда результат проекта выполняется вовремя, в рамках бюджета, в пределах или выше ожиданий заказчика по качеству и имеет потенциал для достижения ожидаемых выгод проекта.

Программа развития компетенций PMI направлена на повышение профессионализма в области управления проектами среди практиков и их работодателей. Профессионализм в управлении проектами определяет общепринятый статус компетентности, связанный со стандартными методами и этикой ведения управления проектами отдельными лицами и учреждениями. Это требует продемонстрированной приверженности приемлемой методологии управления проектами, трудовой этике, методам сравнительного анализа, постоянному профессиональному развитию, профессиональным ассоциациям, сетям и общественным работам, а также другим практикам, которые позволяют отдельным специалистам и учреждениям постоянно оттачивать свои возможности для эффективного управления во все более сложных условиях.

На индивидуальном уровне развитие компетенций в сфере управления проектами направлено на развитие индивидуальной способности интегрировать широкий спектр навыков и областей знаний, включая риск-менеджмент, управление качеством, финансовое управление, тайм-менеджмент, HR-менеджмент, управление коммуникациями и управление закупками [30] (PMI, 2000).

На институциональном уровне развитие компетенций в области управления проектами призвано сделать организацию более благоприятной для успешного управления проектами. Возможности руководителя проекта могут быть легко подорваны неадекватной организационной средой для управления проектами. Повышение потенциала институционального управления проектами направлено на продвижение соответствующей политики, структуры, систем и стандартов, необходимых для совершенствования инвестиционного программирования, оптимизации отбора проектов и управления потребностями и результатами корпоративных проектов. Развитие институциональной компетентности включает продвижение систем для улучшения мониторинга и анализа эффективности, включая документирование извлеченных уроков для совершенствования будущих проектов.

Заключение

Управление проектами может помочь обеспечить более эффективное использование средств помощи. Более эффективные проекты улучшат функционирование систем здравоохранения, образования и инфраструктуру в Африке. Улучшение инфраструктуры и образования будет способствовать экономическому развитию и снижению уровня бедности.


Источники:

1. Rondinelli D. A. Why development projects fail: problems of project management in developing countries // Project Management Quarterly. – 1976. – № 7(1). – p. 10–15.
2. Заболотских А.К., Синяева О.Ю. Направления применения проектного менеджмента в государственной сфере на сегодняшний день в Российской Федерации // Лидерство и менеджмент. – 2015. – № 3. – c. 209-222. – doi: 10.18334/lim.2.3.2094.
3. Козлова А.А., Синяева О.Ю. Сильные и слабые стороны внедрения проектного менеджмента в государственное управление // Лидерство и менеджмент. – 2016. – № 1. – c. 7-16. – doi: 10.18334/lim.3.1.2099.
4. Макаров И.Н., Титова М.В., Сухина Ю.В. Государственно-частное партнерство в системе инструментов государственного управления инновационно направленным экономическим развитием // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 4. – c. 815-826. – doi: 10.18334/epp.11.4.111827.
5. Михайлова Н.С., Савченко Я.В. Развитие проектного управления в России в разрезе отраслей // Экономика, предпринимательство и право. – 2016. – № 3. – c. 243-250. – doi: 10.18334/epp.6.3.36507.
6. Усманов М.Р. Обобщение управленческих практик непрерывных улучшений и повышения эффективности формируемых корпоративных систем на примере производственно-проектного комплекса Российской Федерации // Лидерство и менеджмент. – 2020. – № 1. – c. 33-48. – doi: 10.18334/lim.7.1.41564.
7. Синяева О.Ю. Менеджмент XXI века и новая парадигма проектного подхода // Лидерство и менеджмент. – 2015. – № 4. – c. 265-278. – doi: 10.18334/lim.2.4.2097.
8. Кокшаров А.Р. Актуальные проблемы проектного менеджмента // Лидерство и менеджмент. – 2019. – № 4. – c. 375-384. – doi: 10.18334/lim.6.4.41268.
9. Дробот Е.В. Конкурентоспособность стран Африканской континентальной зоны свободной торговли в условиях пандемии COVID-19 // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 2. – c. 869-896. – doi: 10.18334/vinec.11.2.112132.
10. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Сапунцов А.Л. Трансформация отраслевой структуры инновационного бизнеса в Африке и вызовы пандемии коронавируса // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 1. – c. 351-378. – doi: 10.18334/vinec.11.1.111858.
11. Дробот Е.В., Сапунцов А.Л. Африканская континентальная зона свободной торговли в зеркале международной экономической интеграции: Quo Vadis? // Экономические отношения. – 2021. – № 2. – c. 355-376. – doi: 10.18334/eo.11.2.112139.
12. Ефименко С.В. Особенности управления финансовым риском в экспортной деятельности многонациональных предприятий Южно-Африканской Республики // Экономические отношения. – 2019. – № 4. – c. 2571-2584. – doi: 10.18334/eo.9.4.41472.
13. Ковальчук А.П. Экономическое развитие России и Африки в новых геополитических условиях // Экономика, предпринимательство и право. – 2016. – № 4. – c. 357-363. – doi: 10.18334/epp.6.4.36630.
14. Сапунцов А.Л. Двусторонние инвестиционные договоры как инструмент регулирования деятельности иностранных инвесторов в странах Африки // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 12. – c. 3237-3248. – doi: 10.18334/epp.10.12.111505.
15. Сапунцов А.Л. Основы институционального подхода к регулированию деятельности иностранных инвесторов в странах Африки // Экономика, предпринимательство и право. – 2019. – № 4. – c. 747-760. – doi: 10.18334/epp.9.4.41518.
16. Сапунцов А.Л., Павлов В.В. Технологические факторы межстрановой конкуренции на африканском инвестиционном рынке // Экономика, предпринимательство и право. – 2019. – № 4. – c. 761-774. – doi: 10.18334/epp.9.4.41517.
17. Сунгурян А.С. Взаимоотношения Африканского банка развития с нерегиональными участниками // Экономические отношения. – 2020. – № 4. – c. 1143-1156. – doi: 10.18334/eo.10.4.110902.
18. Павлов В.В., Сапунцов А.Л. Предпосылки к имплементации моделей инвестиционного сотрудничества России со странами Африки // Экономические отношения. – 2018. – № 4. – c. 567-588. – doi: 10.18334/eo.8.4.39527.
19. Павлов В.В., Сапунцов А.Л. Приоритетные направления долгосрочной инвестиционной политики российских предприятий в Африке // Экономические отношения. – 2019. – № 4. – c. 2545-2556. – doi: 10.18334/eo.9.4.41455.
20. Павлов В.В., Сапунцов А.Л. Расширение участия стран Африки в международной промышленной кооперации // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 12. – c. 3109-3120. – doi: 10.18334/epp.10.12.111506.
21. World Bank Poverty and Shared Prosperity 2020: Reversals of Fortune. - Washington, DC: World Bank, 2020.
22. Sachs J. D. The end of poverty. - New York: Penguin Books, 2005.
23. Andersen S. W., Akiri R. Can project management support poverty reduction in Africa // Paper presented at PMI® Global Congress 2008 – EMEA, St. Julian's, Malta: Newtown Square, PA: Project Management Institute. 2008.
24. Деминцева Е.Б. Образование в Африке: проблемы, развитие, перспективы // Азия и Африка сегодня. – 2011. – № 4 (645). – c. 15–17.
25. Austin M. International Development Project Management. Key Note Paper at the Ninth Global Project Management Forum, May 2000. [Электронный ресурс]. URL: www.Pmforum.org (дата обращения: 19.07.2021).
26. Youker R. Managing international development projects – Lessons learned // Project Management Journal. – 1999. – № 30(2). – p. 6-7.
27. Drobot E. V., Klevleeva A. R., Afonin P. N., Gamidullaev S. N. Risk Management in Customs Control // Ekonomika regiona. – 2017. – № 13(2). – p. 551-558.
28. Всемирный банк выделяет Африке кредит в размере $50 млрд. ТАСС, 1 июля 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/ekonomika/8863323 (дата обращения: 19.07.2021).
29. Project Management Institute. [Электронный ресурс]. URL: https://www.pmi.org/pmbok-guide-standards/foundational (дата обращения: 19.07.2021).
30. A Guide to the Project Management Body of Knowledge (PMBOK® Guide). - Newtown Square, PA: Project Management Institute, 2000.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 00:40:43