О проблемах сбалансированности на рынке труда
Гунько Н.Н.1, Динукова О.А.1, Вишневер В.Я.1
1 Самарский государственный экономический университет, Россия, Самара
Скачать PDF | Загрузок: 4 | Цитирований: 8
Статья в журнале
Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 7, Номер 3 (Март 2020)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=42624859
Цитирований: 8 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Отсутствие равновесия между спросом и предложением на рынке труда проявляется через безработицу и дефицит рабочей силы, что негативно отражается на производительности труда на мезоуровне. Авторами проанализированы факторы, вызывающие дисбаланс показателей спроса и предложения на рынке труда на примере Самарской области. Представлена структура занятости по возрастным категориям. Оценена потребность в специалистах разных отраслевых категорий и уровней образования. Проведено исследование сферы образования высших и средних учебных заведений в регионе по количеству выпускников и абитуриентов различных направлений подготовки. Полученные результаты сопоставлены с уровнем безработицы в исследуемом регионе и определен комплекс мер, направленный на снижение разбалансированности на рынке труда и повышению производительности труда на уровне региона
Ключевые слова: рынок труда, образование, занятость, безработица
JEL-классификация: J21, J64, E24
Введение
Особое место в рыночных отношениях занимают процессы регулирования спроса и предложения на рынке труда, характеризующиеся показателями совокупного предложения экономически активного населения, и совокупного спроса, отражающего потребность экономики в рабочей силе. Актуальность исследований обусловлена отсутствием равновесия между показателями спроса и предложения на рынке труда в количественном и структурном отношении. В первом случае отсутствие баланса между спросом и предложением на рынке труда проявляется через безработицу и дефицит рабочей силы, что, в свою очередь, негативно отражается на производительности труда и темпах роста экономики государства. Дисбаланс качественных показателей определяется множеством характеристик, каждая из которых, как правило, усугубляет негативное воздействие количественных показателей. Структурные показатели характеризуются соотношением возрастных, половозрастных, образовательных характеристик рабочей силы к необходимому сочетанию их для наиболее продуктивного роста экономики страны.
Среди факторов, вызывающих дисбаланс показателей спроса и предложения на рынке труда, особенно заметно влияние образования на структуру занятости молодых специалистов. В течение длительного периода времени научное сообщество интересует проблема несоответствия образовательных учреждений потребностям рынка труда, что обусловлено процессами деформации и непрофессионализации рабочей силы, увеличением числа выпускников и неудовлетворением потребностей экономики [9] (Kostina, Orlova, 2016). Проблематика данного вопроса обусловлена рядом факторов воздействия, начиная от выбора учебного заведения абитуриентами до поиска места трудоустройства выпускниками. В большинстве случаев при выборе специальности абитуриенты ориентируются не на анализ потребностей на рынке труда, а на общественное мнение о престиже выбираемой профессии и учебного заведения, что, в свою очередь, формирует переизбыток специалистов одних направлений подготовки и дефицит в невостребованных областях. Мельникова А.С. отмечает, что превышение необходимого количества специалистов той или иной области порождает собой снижение оплаты труда, вызывая разочарование в сделанном выборе и неудовлетворенность профессией [5, с. 279-281]. В работах Гунько Н.Н. отмечено несоответствие предъявляемых работодателем требований к опыту работы и квалификации, что вызывает затруднения при трудоустройстве среди молодежи в возрасте 20–30 лет, только начинающих свою трудовую деятельность или совмещающих ее с обучением [2, с. 458] (Gunko, 2019). В исследованиях Чой С. и соавторов выявлено, что между выпускниками из стран, ориентированных на общее образование, и стран с ориентацией на работу существуют значительные различия. Более легкое трудоустройство выпускников с рабочими системами определяется изначальной ориентацией на трудоустройство [12, с. 129-138] (Choi, Jeong, Kim, 2019).
Контроль уровня занятости среди населения позволяет обеспечить своевременное управление мероприятиями, направленными на улучшение социально-экономических показателей государства, таких как рост уровня жизни населения, повышение эффективности производства, развитие науки и увеличение производительности труда.
Совокупность исследований в разрезе потребностей специалистов определенных отраслевых категорий и уровней образования на рынке труда Самарской области и ситуационный анализ сферы высшего и среднего образования в регионе по количеству выпускников и абитуриентов определенных направлений дает возможность определить факторы воздействия на уровень безработицы и снижение разбалансированности на рынке труда.
Соотнесение полученных результатов с уровнем безработицы в исследуемом регионе позволяет определить факторы воздействия, направленные на снижение разбалансированности на рынке труда.
Разработка стратегии сокращения дисбаланса рынка труда предполагает построение различных моделей, позволяющих оценить полезность образования на практическое применение полученных навыков [10, с. 2628]. Главной целью сопоставления исследуемых факторов является выявление закономерностей, влияющих на структуру востребованности специалистов, анализ состояния занятости и безработицы в Самарской области, разработка рекомендаций для снижения дисбаланса спроса и предложения на рынке труда.
Проведенное исследование базировалось на работах отечественных и зарубежных ученых, посвященных проблемам сбалансированности на рынке труда. Для достижения поставленных целей был использован метод статистического анализа, включающий в себя сравнение и сопоставление статистических данных по Самарской области. Эмпирическую базу исследования составили данные официальной статистики по экономикам зарубежных стран, статистические материалы по российской экономике. Мониторинг сбора данных, изучение статистической информации о структуре занятости по возрастным категориям, структуре востребованности специалистов разных отраслевых категорий и уровней, об уровне безработицы позволили авторам получить достоверные результаты исследования и сформулировать обоснованные выводы.
Исследование
Структуру востребованности рабочей силы по отраслевому признаку в Самарской области можно проанализировать по количеству вакансий, предоставленных работодателями. Данные сайта TRUD.com на ноябрь 2019 года свидетельствуют нам о том, что наибольшее количество размещенных вакансий в производственной отрасли – 15 % от общего количества. В сферу торговли требуются около 11 % общего массива размещенных вакансий. Вакансии сферы IT составляют 7 % работников. Наименее востребованными оказались специалисты бухгалтерии, банковской и финансовой сферы, в отраслях рекламы и издательства, маркетологи и менеджеры по продажам процент размещенных вакансий по каждой отрасли составляет около 2 %.
Рисунок 1. Структура востребованности специалистов по данным TRUD.com, %
Источник: [6]
При этом наличие среднего специального образования требуется для трудоустройства на 47 % вакансий, 34 % вакансий не предъявляют требований к образованию вовсе, только для 19 % работодателей наличие высшего образования является обязательным условием для трудоустройства.
Похожая ситуация в Самарском регионе за тот же период наблюдается и по данным сайта Superjob.ru. Почти 36 % всех размещенных вакансий составляет рабочий персонал; 15 % – специалисты отрасти промышленности и производства; транспорт, логистика, ВЭД – 14 %, сфера продаж – 12 %. Вакансии в сфере финансового сектора составляют менее 2 %, в сфере юриспруденции – менее 1 %.
Рисунок 2. Структура востребованности специалистов поданным Superjob.ru, %
Источник: [7]
Отметим, что 59,3 % соискателей могут претендовать на размещенные вакансии, не имея высшего образования.
В 2018 году на территории Самарской области расположены 18 государственных и 11 негосударственных учреждений высшего образования и их филиалов. Численность учреждений среднего профессионального образования зафиксировано на отметке 104 единицы, т.е. в количественном отношении количество вузов превышает количество учреждений СПО более чем в 3,5 раза. При этом в 2018 году численность обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования почти на 32 % меньше обучающихся в учреждениях высшего образования. Количество абитуриентов, выбравших для обучения учреждения высшего образования, превышает количество абитуриентов средних профессиональных учреждений на 22,8 %. Количество выпускников вузов – на 31,75 % больше, чем выпускников СПО.
Таблица 1
Структура образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования по Самарской области по численности обучающихся за 2017/2018 учебный год
Показатель
|
ВО
|
СПО
|
Количество образовательных
учреждений
|
29
|
104
|
Численность обучающихся
|
99850
|
68047
|
Принято обучающихся
|
26177
|
20199
|
Выпущено обучающихся
|
22259
|
15191
|
Источник: составлено авторами на основании аналитических форм ФСН ВПО-1, СПО-1 за (Единая информационная система обеспечения деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации ЕИС Минобрнауки России, 2019) [4].
Структура занятости по возрастным группам в 2017 году свидетельствует о том, что занятость среди молодежи в возрасте до 20 лет составила всего 0,3 %. Наблюдается снижение данного показателя по сравнению с 2007 годом на 1,1 % (1,4 %). Среди населения в возрасте от 20 до 24 лет процент занятости за аналогичный период составил всего 4,3 %, что отражает динамику снижения данного показателя к 2007 году на 4,6 % (8,9 %).
Показатели уровня безработицы за 2017 год свидетельствуют о том, что возрастные границы безработного населения приходятся на период от 20 до 24 лет, что составляет 23,2 % к общему количеству безработных за исследуемый период.
Рисунок 3. Структура безработных по возрастным группам по Самарской области за 2017 год, %
Источник: рассчитано и составлено авторами на основании данных статистических сборников [8].
Сферы занятости и профессионального образования находятся в тесной взаимосвязи и оказывают значительное влияние на уровень структурных дисбалансов на рынке труда. Исследование показало, что в Самарской области наблюдается нехватка специалистов в отрасли производства и промышленности, выявлен недостаток рабочего персонала. В большинстве случаев требования работодателей к уровню образования потенциальных работников минимальны. Ключевым моментом в данном случае является набор необходимых навыков для выполнения работы и обучаемость. В то же время наблюдается смещение структуры образования Самарской области в сторону высшего образования.
Стремление молодежи к получению высшего образования является положительным моментом, теоретически приводящим к экономическому росту. Однако необдуманный выбор профессии молодого поколения вызывает сложности с трудоустройством. По мнению российских ученых, к 2025 году 80 % молодых людей будут иметь высшее образование, в то время как на рынке труда 80 % вакансий – рабочие специальности [1, с. 56–61] (Bogatyreva, Kuznetsova, 2018).
Заключение
Результаты проведенного исследования свидетельствуют о высоком уровне безработицы среди населения в Самарском регионе и необходимости разработки региональной политики по устранению структурного дисбаланса на рынке труда.
Управление механизмом развития производственного потенциала региона следует рассматривать через создание вертикально интегрированной системы с государственными и профессиональными организациями, позволяющей организовать сотрудничество по различным управленческим и экономическим уровням [11, с. 5]. Структурный дисбаланс на рынке труда возникает в случае несовпадения уровня спроса на рабочую силу и ее предложения. Взаимосвязь сферы занятости с системой профессионального образования на региональном уровне инициируется разработкой комплекса мер, направленных на укрепление сотрудничества учебных заведений всех уровней с работодателями [3, с. 107-110] (Dinukova, Pudovkina, 2018). Формирование структуры образования, основанной на сотрудничестве реального сектора экономики, определяющей модель спроса на рынке труда, позволяет создавать условия для профессиональной социализации будущих специалистов и осознанном выборе выпускниками школ своей будущей профессии, основанном на анализе реальных потребностей рынка труда. Таким образом, работодатели и работники могут сами выступать как в роли заказчиков, так и в роли потребителей образовательных услуг, принимая во внимание формирующиеся тенденции экономического развития государства.
Источники:
2. Гунько Н.Н. Рост неустойчивой занятости в экономике России: причины и последствия. Актуальные аспекты развития современной науки : сб. науч. ст. Междунар. науч. конф., 19 дек. 2019 г. / [редкол.: С.И. Ашмарина, А.В. Павлова (отв. ред.) и др.]. - Самара : Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2019. - 458 с.
3. Динукова О.А., Пудовкина Д.А. Направления развития государственной кадровой политики в Российской Федерации // Проблемы развития предприятий: теория и практика: материалы 17-й Междунар. науч.-практ. конф., 20-21 декабря 2018 г. – Самара: Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2018. – C. 107-110.
4. Единая информационная система обеспечения деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации ЕИС Минобрнауки России. Аналитические формы ФСН ВПО-1, СПО-1. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://eis.mon.gov.ru/education/sitepages/. Дата обращения: 21.11.2019 г.
5. Мельникова А.С. Влияние рынка образовательных услуг на спрос и предложение рабочей силы// В сборнике: Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н.Широков [и др.]. 2017. С.279-281.
6. Работа в Самаре – TRUD.COM. – Вакансии и резюме [Электронный ресурс] Режим доступа: https://samara.trud.com/. Дата обращения: 21.11.2019
7. Работа, свежие вакансии, поиск работы и резюме [Электронный ресурс] Режим доступа: https://samara.trud.com/. Дата обращения: 21.12.2019
8. Самарский статистический ежегодник 2018. Официальные публикации Самарастата. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://samarastat.gks.ru/folder/34255. Дата обращения: 21.12.2019
9. Kostina E. & Orlova N. (2016) Choice of employment career by Russian students in modern labor market conditions. Indian Journal of Science and Technology. DOI: 10.17485/ijst/2016/v9i44/104710. Дата обращения: 16.01.2020.
10. Memon, A.A. & Liu, Z. (2019) Assessment of sustainable development of the performance of higher education credentials in the transitive labor market. Sustainability 11(9), 2628; Retrieved from: https://doi.org/10.3390/su11092628t. Accessed: 27.11.2019.
11. Simonova M. & Gunko N. & Kolesnikov S. & Parshin (2019) Structure of the Performance Management at the Regional Level. Eurasia: Sustainable Development, Security, Cooperation – 2019, Retrieved from:
https://doi.org/10.1051/shsconf/20197104007 Accessed: 16.01.2020
12. Choi S.J , Jeong J.C., Kim S.N. (2019). Impact of vocational education and training on adult skills and employment: An applied multilevel analysis. International Journal of Educational Development, 129-138. Retrieved from: https://doi.org/10.1016/j.ijedudev.2018.09.007/ Accessed: 13.01.2020
Страница обновлена: 27.10.2024 в 22:44:24