Changes in the requirements of the Russian economy to the workers’ labour potential in the face of modern challenges
Popov A.V.1
1 Вологодский научный центр Российской академии наук
Download PDF | Downloads: 18 | Citations: 7
Journal paper
Russian Journal of Labour Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 7, Number 8 (August 2020)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=44026839
Cited: 7 by 30.01.2024
Abstract:
The topic of the future of work is increasingly relevant in the context of global trends. One of the significant research directions in this area is the study of the dynamics of the economy's demand for skills and competencies with special focus on forecasting and scenario-building. Analysis of the real situation is largely limited by the information base, resulting in a lack of that kind of publications in national science. In this regard, the purpose of the article is to identify changes in the requirements of the Russian economy to the qualitative characteristics of workers. In order to achieve the objective, the author used the monitoring data of the qualitative state of labour potential of the Vologda region population for 2000 and 2018 respectively. The indices of workplace requirements for the quality of labour potential calculated from the perspective of the level of education, occupation and sphere of activity. In turn this allowed us to made inferences about the heterogeneity of the changes taking place. In this case, the emphasis was placed on the redistribution of the importance of individual characteristics to succeed in professional activity. It was established that along with a decline in demand for sociability, cultural and moral potential, the role of the desire for career advancement, professional development, initiative and enterprise increased.
Keywords: labour potential, job requirements, employment transformation, labour force, labour market
JEL-classification: J20, J23, J24
Highlights:
- 1. Работодатели во многом ориентируются на наличие у соискателей высшего образования и относятся к ним более лояльно. Ко всем остальным предъявляются все более высокие требования к качеству трудового потенциала.
- 2. Предрасположенность к динамизму профессиональной деятельности представляет не меньшую ценность, чем само по себе обладание определенными знаниями.
- 3. Основной акцент делается не на ужесточении или смягчении общих требований, а на перераспределении значимости отдельных характеристик индивида для достижения успеха в профессиональной деятельности.
- 4. Практически во всех примерах спрос на культурно-нравственный потенциал и коммуникабельность снижается, а потребность в достижениях играет все более заметную роль.
ТЕЗИСЫ:
1. Работодатели во многом ориентируются на наличие у соискателей высшего
образования и относятся к ним более лояльно. Ко всем остальным предъявляются
все более высокие требования к качеству трудового потенциала.
2. Предрасположенность к динамизму профессиональной деятельности представляет
не меньшую ценность, чем само по себе обладание определенными знаниями.
3. Основной акцент делается не на ужесточении или смягчении общих требований,
а на перераспределении значимости отдельных характеристик индивида для
достижения успеха в профессиональной деятельности.
4. Практически во всех примерах спрос на культурно-нравственный потенциал и
коммуникабельность снижается, а потребность в достижениях играет все более
заметную роль.
|
HIGHLIGHTS:
1. Employers are largely guided by the availability of higher education for
job seekers and are more loyal to them. All others face increasingly exacting
demands on the quality of labour potential.
2. A predisposition to the dynamism of professional activity is no less
valuable than the possession of certain knowledge in itself.
3. The emphasis is placed not on tightening or softening common requirements,
but on redistributing the significance of individual characteristics for
achieving professional success.
4. Almost in the all examples given, the demand for sociability, cultural and
moral potential declines, and the need for achievements plays an increasingly
prominent role.
|
Введение
Будущее сферы труда является одним из наиболее обсуждаемых исследовательских вопросов в общественных науках современности. Широкий интерес к данной тематике обусловлен воздействием глобальных тенденций (старение населения, цифровизация экономики, автоматизация производства и т.д.) на процессы жизнедеятельности государства и общества, что влечет за собой глубокие трансформации в системе социально-трудовых отношений. Среди наиболее характерных трендов выделяют: преобразование отраслевой и профессиональной структуры рабочих мест, дестандартизацию и развитие гибких форм занятости, изменение спроса на навыки и компетенции, деформацию практик социальной защиты работников [22]. В результате только за последние годы появилось множество сценарных моделей, в которых отражены различные точки зрения на будущее сферы труда: от триумфа роботов и поляризованного мира [23] до корпоративной экономики и доминирования общинных компаний с высоким уровнем социальной ответственности [24]. Вариативность мнений на этот счет чрезвычайно высока. И хотя некоторые прогнозные оценки кажутся весьма радикальными (например, относительно угроз наступления масштабной технологической безработицы, поскольку количество вновь создаваемых рабочих мест может превышать их потери, вызванные внедрением трудосберегающих технологий [21]), предпосылки для подобного рода дискуссии находят четкое подтверждение в повседневной реальности. В этом плане не является исключением и Россия [11] (Popov, 2019).
В рамках данной статьи нами предпринята попытка проследить, насколько изменения в системе социально-трудовых отношений затрагивают качественные характеристики российских работников. Происходит ли ужесточение требований экономики к качеству трудового потенциала в целом или мы можем наблюдать перераспределение значимости отдельных его составляющих? Обозначенный ракурс исследования связан, прежде всего, с большей изученностью иных проявлений трансформационного процесса, которые легко поддаются измерению при помощи материалов официальной статистики (межсекторальное перераспределение рабочей силы, распространение нестандартных форм занятости и т.д.). В нашем же случае возможности информационной базы существенно ограничены, в результате чего такие работы намного реже встречаются в научной литературе. Чаще всего исследовательский фокус смещается в сторону обсуждения перспектив реконфигурации сложившейся компетентностной модели для адаптации к новым реалиям хозяйственной системы. Так, согласно результатам глобального института McKinsey, к 2030 г. заметно возрастет роль технологических (программирование, компьютерная грамотность), высоких когнитивных (креативность, комплексная обработка информации и ее интерпретация), социальных и эмоциональных (лидерство и управление, предпринимательство и инициативность) навыков [20].
Среди конкретных исследований, в которых динамика востребованности способностей человека к трудовой деятельности рассматривается в контексте реального положения дел, можно отметить публикации, основанные на использовании базы данных O*NET (ранее – DOT) Министерства труда США. В частности, Д. Отором, Ф. Леви и Р. Мюрнейном было установлено, что во второй половине XX века значимость рутинного когнитивного и ручного труда в американской экономике заметно сократилась, в то время как умения решать неструктурированные проблемы и работать с новой информацией приобрели особую актуальность [17, с. 1295–1296] (Autor, Levy, Murnane, 2003, р. 1295–1296). К схожим выводам пришла группа ученых, проанализировавших ситуацию с навыками в 30 странах с различным уровнем экономического развития: с ростом дохода на душу населения происходит снижение интенсивности ручных навыков и увеличение – нестандартных когнитивных и межличностных [16, с. 20] (Aedo et al., 2013, р. 20). В силу обозначенных выше ограничений, связанных со сложностью формирования информационной базы, в России такие исследования практически не проводятся (за исключением отдельных примеров, в которых аккумулируются данные за непродолжительный период времени [1] (Vasiliev, Roshchin, 2012).
В отечественной науке можно выделить работы, посвященные оценке экономической отдачи от образования [5] (Kapeliushnikov, Lukyanova, 2010), дополнительного профессионального обучения [13] (Travkin, 2014), здоровья [7] (Kuzmich, Roshchin, 2008), знания иностранного языка [12] (Rozhkova, Roshchin, 2019) и т.д. Проведенный анализ, как правило, свидетельствует о позитивном влиянии инвестиций в развитие человека на показатели его занятости, что является косвенным подтверждением тезиса о повышении важности человеческого капитала в условиях наблюдаемого изменения характера труда [2]. В то же время существуют ситуации, когда по тем или иным причинам обозначенные вложения не приводят к видимым эффектам. Несколько иной ракурс представлен в исследованиях Вологодского научного центра РАН (в т.ч. при участии автора данной рукописи), затрагивающих вопросы соответствия трудового потенциала работников занимаемым рабочим местам в контексте различных характеристик [9, 10] (Leonidova, Ustinova, Gordievskaya, 2015; Popov, 2018). В этом случае акцент делается на выявлении диспропорций в самооценках респондентов относительно состояния и востребованности их качеств в трудовой деятельности. Среди основных выводов при этом была отмечена относительная стабильность индексов требований рабочих мест с начала 2000-х годов. С целью углубления полученных результатов в рамках настоящей статьи мы попытались более детально подойти к изучаемому вопросу.
Дизайн исследования
Информационную базу работы составили материалы мониторинга качества трудового потенциала населения Вологодской области [1] за 2000 и 2018 гг. Выбор нижней границы указанного диапазона связан со стабилизацией социально-экономического положения страны после потрясений конца XX века. По нашему мнению, включение в выборку более ранних временных отрезков могло привести к искажению полученных результатов, поскольку в кризисные годы спрос на качественные характеристики работников мог существенно меняться. Косвенным подтверждением этому является тот факт, что в период 1991–1998 гг. многим россиянам (42%) пришлось сменить свою профессию, зачастую выбирая менее требовательную к человеческому капиталу [19] (Sabirianova, 2002). Верхняя граница интервала представлена наиболее актуальными на настоящий момент данными.
Измерение требований рабочих мест к качеству трудового потенциала осуществлялось при помощи инструментария, используемого при проведении исследований в Вологодском научном центре РАН [3, 8] (Il'in, Smirnova, Timofeeva, 1998; Leonidova, Rossoshanskaya, Popov, 2018). Суть методики заключается в отслеживании динамики ответов на вопрос: «Каких качеств от человека требует то дело, которым Вы занимаетесь в настоящее время?». Респондентам предлагалось оценить ряд позиций по 4-балльной шкале, где 1 – «совсем не важно», а 4 – «очень важно» (табл. 1).
Таблица 1
Шаблон вопроса: «Каких качеств от человека требует то дело, которым Вы занимаетесь в настоящее время?»
Вариант
ответа
|
Очень
важно |
Достаточно
важно |
Более
или менее важно
|
Совсем
не важно
|
Хорошее
физическое здоровье и самочувствие
|
4
|
3
|
2
|
1
|
Высокая
устойчивость к нагрузкам на психику (работа нервная)
|
4
|
3
|
2
|
1
|
Иметь
разносторонние знания, большую эрудицию, высокую квалификацию
|
4
|
3
|
2
|
1
|
Иметь
творческие способности (изобретать, создавать новое, решать неизвестные Вам
ранее задачи и т.д.)
|
4
|
3
|
2
|
1
|
Общительность,
умение ладить с людьми
|
4
|
3
|
2
|
1
|
Обладать
высокой общей культурой (быть хорошо воспитанным, вежливым, сдержанным,
всегда хорошо выглядеть)
|
4
|
3
|
2
|
1
|
Иметь
высокие морально-нравственные качества (честность, правдивость, чувство
долга, порядочность, и т.д.)
|
4
|
3
|
2
|
1
|
Постоянно
стремиться к повышению по службе, повышать свою квалификацию, проявлять
инициативу и предприимчивость
|
4
|
3
|
2
|
1
|
Методологической основой предложенных утверждений послужила концепция качественных характеристик населения, разработанная учеными Института социально-экономических проблем народонаселения РАН и выделяющая 8 компонентов: физическое и психическое здоровье, когнитивный и творческий потенциал, коммуникативность, культурный и нравственный уровни, потребности в достижениях [6, с. 73] (Rimashevskaya, Kopnin, 1993, р. 73). Расчет этих показателей производился посредством средней арифметической взвешенной, в результате чего их итоговые значения варьируются от 0,25 до 1. В свою очередь, построение интегрального индекса (социальной дееспособности), отражающего совокупные требования к качеству трудового потенциала, сводилось к нахождению средней геометрической из базовых индикаторов. Все показатели измеряются в условных единицах.
Для более детального описания вектора изменений спроса экономики на те или иные качественные характеристики населения мы попытались рассмотреть этот вопрос сквозь призму уровня образования, рода занятий и сферы деятельности респондентов. Это позволило нам учесть квалификационные и профессиональные различия между работниками, что является особенно важным при обращении к данной тематике, поскольку трансформационные сдвиги в сфере занятости происходят неравномерно в зависимости от характера трудовой деятельности. Вместе с тем реализация подобной идеи не лишена сложностей, в результате чего нам пришлось привести опросники 2000 и 2018 гг. к единообразию путем группировки некоторых вариантов ответов, что наложило отпечаток на их формулировки. Отдельные характеристики выборки представлены в таблице 2.
Таблица 2
Отдельные характеристики выборки
Показатель
|
Год
| |
2000
(n = 1017)
|
2018
(n = 1119)
| |
Уровень
образования
| ||
Начальное профессиональное образование и ниже
|
38,8
|
34,6
|
Среднее профессиональное образование
|
34,9
|
36,5
|
Высшее профессиональное образование
|
26,3
|
28,9
|
Род
занятий
| ||
Рабочий
|
48,1
|
42,9
|
ИТР
|
9,5
|
6,5
|
Служащий
|
23,5
|
32,1
|
Руководитель
|
1,6
|
2,6
|
Интеллигент
|
12,1
|
10,2
|
Предприниматель
|
2,4
|
2,0
|
Сотрудник органов охраны
|
2,8
|
3,8
|
Сфера
деятельности*
| ||
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство
|
9,5
|
10,2
|
Промышленность, связь, транспорт и строительство
|
34,2
|
35,2
|
Торговля
|
11,3
|
14,2
|
Сфера обслуживания
|
10,0
|
5,7
|
Образование
|
13,0
|
7,1
|
Здравоохранение
|
4,7
|
5,6
|
Финансовая деятельность
|
1,9
|
4,1
|
Госуправление и обеспечение безопасности
|
11,5
|
3,5
|
Источник: данные мониторинга качества трудового потенциала населения Вологодской области, ФГБУН ВолНЦ РАН, 2000–2018 гг.; расчеты автора.
Основные результаты
Уровень образования. С 2000 по 2018 г. рост общих требований к качеству трудового потенциала был отмечен только среди работников со средним профессиональным образованием: значения интегрального индекса увеличились на 0,024 (табл. 3). В остальных случаях наблюдалась стагнация или даже снижение, характерное для лиц с высшим образованием (-0,044), спрос с которых, по мнению самих респондентов, был традиционно выше. Согласно оценкам их представителей, единственным качеством, продемонстрировавшим позитивную динамику, стала потребность в достижениях (+0,008), что подразумевает необходимость в постоянном обновлении знаний, инициативности и предприимчивости. В этом плане тревогу вызывает существенное падение интереса к когнитивному и творческому потенциалу наиболее образованной части общества (-0,070 и -0,060 соответственно). Противоположным образом обстоят дела у людей с более низким уровнем образования, в отношении которых возросли требования не только к интеллектуальной составляющей качества трудового потенциала, но и к показателям физического и психического здоровья. В ситуации с работниками со средним профессиональным образованием к ним добавляются еще и социальные притязания.
Таблица 3
Динамика индекса требований рабочих мест к качеству трудового потенциала в разрезе уровней образования
Уровень
образования |
Индекс
требований рабочих мест к …
| ||||||||
Физическому
здоровью
|
Психическому
здоровью
|
Когнитивному
потенциалу
|
Творческому
потенциалу
|
Коммуникабельности
|
Культурному
уровню
|
Нравственному
уровню
|
Потребности
в достижениях
|
Социальной
дееспособности
| |
2018
г.
| |||||||||
НПО
и ниже
|
0,824
|
0,767
|
0,589
|
0,512
|
0,721
|
0,612
|
0,641
|
0,561
|
0,622
|
СПО
|
0,838
|
0,807
|
0,735
|
0,640
|
0,778
|
0,738
|
0,751
|
0,692
|
0,725
|
ВПО
|
0,798
|
0,806
|
0,769
|
0,683
|
0,823
|
0,783
|
0,778
|
0,744
|
0,754
|
2018
г. к 2000 г.
| |||||||||
НПО
и ниже
|
0,001
|
0,046
|
0,011
|
0,032
|
-0,036
|
-0,057
|
-0,062
|
-0,013
|
-0,001
|
СПО
|
0,035
|
0,046
|
0,062
|
0,056
|
-0,043
|
-0,038
|
-0,048
|
0,026
|
0,024
|
ВПО
|
-0,032
|
-0,037
|
-0,070
|
-0,060
|
-0,055
|
-0,060
|
-0,058
|
0,008
|
-0,044
|
На основании полученных результатов с трудом можно говорить о влиянии процесса трансформации занятости на динамику качественных характеристик населения. В данном случае речь идет скорее о том, что работодатели во многом ориентируются на наличие у соискателей высшего образования, которое само по себе становится значимым фактором успеха в профессиональной деятельности [14, с. 17–18] (Klyachko, 2019, р. 17–18), и относятся к таким людям более лояльно. Ко всем остальным предъявляются все более высокие требования к качеству трудового потенциала как своеобразная реакция на отсутствие у них соответствующего диплома. С другой стороны, нельзя оставлять без внимания и возможность изменения содержания труда у работников со средним профессиональным образованием и ниже, что могло повлечь за собой развитие тех или иных качеств. Для подтверждения этого тезиса обратимся к фактору профессиональной принадлежности.
Род занятий. За рассматриваемый период индекс требований рабочих мест к качеству трудового потенциала отметился ростом лишь в отношении рабочих промышленности и сельского хозяйства (+0,026; табл. 4). Как и ожидалось, значения всех базовых показателей продемонстрировали аналогичные тенденции, что и в примере с работниками со средним профессиональным образованием. Снизился спрос на коммуникативные качества, культуру и нравственность, а увеличился – на психофизиологический и интеллектуальный потенциал, социальные притязания. Исходя из этого, можно предположить, что представители рабочих профессий вынуждены адаптироваться к новым условиям хозяйствования, придавая особое значение как привычным вопросам сохранения собственного здоровья, так и развитию востребованных на современном рынке труда когнитивных и некогнитивных навыков.
Таблица 4
Динамика индекса требований рабочих мест к качеству трудового потенциала в разрезе родов занятий
Род
занятий
|
Индекс
требований рабочих мест к …
| ||||||||
Физическому
здоровью
|
Психическому
здоровью
|
Когнитивному
потенциалу
|
Творческому
потенциалу
|
Коммуникабельности
|
Культурному
уровню
|
Нравственному
уровню
|
Потребности
в достижениях
|
Социальной
дееспособности
| |
2018
г.
| |||||||||
Рабочий
|
0,850
|
0,765
|
0,646
|
0,564
|
0,721
|
0,617
|
0,654
|
0,605
|
0,649
|
ИТР
|
0,802
|
0,806
|
0,747
|
0,642
|
0,736
|
0,705
|
0,698
|
0,729
|
0,713
|
Служащий
|
0,787
|
0,817
|
0,713
|
0,618
|
0,820
|
0,793
|
0,785
|
0,688
|
0,729
|
Руководитель
|
0,819
|
0,759
|
0,759
|
0,672
|
0,836
|
0,759
|
0,759
|
0,741
|
0,748
|
Интеллигент
|
0,830
|
0,832
|
0,803
|
0,741
|
0,845
|
0,819
|
0,805
|
0,779
|
0,794
|
Предприниматель
|
0,818
|
0,830
|
0,773
|
0,716
|
0,807
|
0,739
|
0,773
|
0,625
|
0,733
|
Сотрудник
органов охраны
|
0,804
|
0,774
|
0,613
|
0,500
|
0,726
|
0,655
|
0,685
|
0,619
|
0,640
|
2018
г. к 2000 г.
| |||||||||
Рабочий
|
0,020
|
0,056
|
0,072
|
0,072
|
-0,030
|
-0,038
|
-0,044
|
0,017
|
0,026
|
ИТР
|
0,014
|
0,022
|
-0,016
|
-0,054
|
-0,101
|
-0,101
|
-0,106
|
0,005
|
-0,041
|
Служащий
|
-0,002
|
0,010
|
-0,026
|
0,005
|
-0,040
|
-0,032
|
-0,054
|
0,012
|
-0,007
|
Руководитель
|
-0,025
|
-0,148
|
-0,148
|
-0,093
|
-0,117
|
-0,163
|
-0,085
|
0,038
|
-0,088
|
Интеллигент
|
-0,013
|
-0,041
|
-0,072
|
-0,041
|
-0,034
|
-0,069
|
-0,056
|
0,041
|
-0,025
|
Предприниматель
|
0,038
|
0,080
|
0,123
|
0,116
|
-0,103
|
-0,161
|
-0,047
|
-0,065
|
-0,002
|
Сотрудник
органов охраны
|
-0,067
|
-0,071
|
-0,154
|
-0,095
|
-0,170
|
-0,156
|
-0,186
|
-0,140
|
-0,134
|
Схожая динамика прослеживается и в сфере предпринимательства. Исключение составляет только показатель потребности в достижениях, значимость которого в экономике, по мнению респондентов, заметно снизилась (-0,065). В целом требования к качеству трудового потенциала остались примерно на одном уровне (-0,002), в то время как роль базовых компонентов претерпела существенные изменения. Мы можем наблюдать, как с начала 2000-х гг. на смену духовно-нравственным характеристикам (что, впрочем, отмечается в отношении представителей всех родов занятий) приходят качества, отражающие глубину знаний, развитие креативных способностей, состояние психического и физического здоровья. Все это может косвенно свидетельствовать о структурных преобразованиях предпринимательской деятельности.
Применительно к оставшимся группам работников динамика требований экономики к качеству трудового потенциала имеет ярко выраженный отрицательный характер. Если в разрезе служащих большинство частных индексов проявляют относительную устойчивость, то у инженерно-технических работников произошло уменьшение спроса на когнитивный (релевантно и для первых) и творческий потенциал по месту основной работы. Отличительной особенностью руководителей и интеллигенции, не занятой на производстве, является снижение значений всех базовых показателей, кроме социальных притязаний (+0,038 и +0,041 соответственно), при сохранении лидирующих позиций по жесткости общих требований к работникам. Абсолютным аутсайдером является категория сотрудников сферы охраны, в рамках которой наблюдается самое ощутимое падение интереса к качественным характеристикам. При этом ни один из базовых компонентов качества трудового потенциала не продемонстрировал позитивную динамику.
Проведенный анализ подтвердил тезис об изменении востребованности в экономике качественных характеристик работников. Несмотря на распространенность точки зрения об усилении значимости когнитивных способностей и творчества в постиндустриальном обществе [4, с. 50; 15] (Florida, 2005, р. 50; Inglehart, Welzel, 2011), мы видим, что на региональном рынке труда в России это проявляется только в отношении отдельных профессиональных групп населения (прежде всего, рабочих и предпринимателей). В подавляющем большинстве случаев можно говорить лишь о важности стремлений к повышению квалификации, карьерному росту, проявлению инициативы (компонент «потребность в достижениях»). В результате возникает некоторое противоречие, когда на фоне снижения требований к интеллектуальному потенциалу наблюдается рост заинтересованности в социальных притязаниях индивидов со стороны работодателей. Тем не менее подобный вектор трансформационных сдвигов в сфере труда и занятости во многом отражает неопределенность современного мира. Бурное развитие технологий приводит к тому, что предрасположенность к динамизму профессиональной деятельности представляет не меньшую ценность, чем само по себе обладание определенными знаниями. Например, как показывают расчеты авторитетных ученых, говоря о важной роли эффективных стратегий обучения [18, с. 89] (Bakhshi, 2017, р. 89). При этом культурно-нравственные и коммуникативные характеристики постепенно отходят на второй план. Далее обратимся к отраслевой специфике занятости.
Сфера деятельности. В отличие от предыдущих примеров, индексы требований рабочих мест к качеству трудового потенциала в разрезе видов экономической деятельности имеют куда более разнонаправленную тенденцию (табл. 5). Отрицательная динамика интегрального показателя отмечается только у работников финансовой сферы (-0,030) и торговли (-0,013), где схожие изменения демонстрируют также и базовые компоненты. Для первого случая особенно характерным является резкое падение спроса в отношении состояния физического здоровья (-0,144) и не столь заметное снижение – культурного уровня (-0,008).
Таблица 5
Динамика индекса требований рабочих мест к качеству трудового потенциала в разрезе сфер деятельности
Сфера
деятельности
|
Индекс
требований рабочих мест к …
| ||||||||
Физическому
здоровью
|
Психическому
здоровью
|
Когнитивному
потенциалу
|
Творческому
потенциалу
|
Коммуникабельности
|
Культурному
уровню
|
Нравственному
уровню
|
Потребности
в достижениях
|
Социальной
дееспособности
| |
2018
г.
| |||||||||
Сельское
хозяйство, охота и лесное хозяйство
|
0,839
|
0,790
|
0,658
|
0,574
|
0,750
|
0,661
|
0,690
|
0,647
|
0,676
|
Промышленность, связь, транспорт и строительство
|
0,853
|
0,789
|
0,692
|
0,592
|
0,737
|
0,649
|
0,683
|
0,647
|
0,678
|
Торговля
|
0,814
|
0,795
|
0,669
|
0,562
|
0,798
|
0,732
|
0,737
|
0,658
|
0,693
|
Сфера
обслуживания
|
0,833
|
0,794
|
0,690
|
0,635
|
0,813
|
0,794
|
0,754
|
0,675
|
0,727
|
Образование
|
0,815
|
0,828
|
0,805
|
0,799
|
0,854
|
0,854
|
0,838
|
0,766
|
0,810
|
Здравоохранение
|
0,794
|
0,810
|
0,714
|
0,619
|
0,806
|
0,766
|
0,746
|
0,679
|
0,718
|
Финансовая
деятельность
|
0,698
|
0,779
|
0,756
|
0,599
|
0,791
|
0,808
|
0,785
|
0,756
|
0,721
|
Госуправление
и обеспечение безопасности
|
0,829
|
0,836
|
0,836
|
0,643
|
0,836
|
0,821
|
0,857
|
0,786
|
0,788
|
2018
г. к 2000 г.
| |||||||||
Сельское
хозяйство, охота и лесное хозяйство
|
0,095
|
0,140
|
0,116
|
0,074
|
0,008
|
0,005
|
-0,023
|
0,089
|
0,087
|
Промышленность,
связь, транспорт и строительство
|
0,027
|
0,058
|
0,047
|
0,038
|
-0,032
|
-0,035
|
-0,040
|
0,004
|
0,013
|
Торговля
|
-0,001
|
0,031
|
0,013
|
-0,009
|
-0,062
|
-0,087
|
-0,053
|
0,030
|
-0,013
|
Сфера
обслуживания
|
0,009
|
0,026
|
0,068
|
0,125
|
0,000
|
0,062
|
0,001
|
0,075
|
0,068
|
Образование
|
-0,047
|
-0,038
|
-0,018
|
0,043
|
-0,028
|
-0,002
|
-0,003
|
0,044
|
0,003
|
Здравоохранение
|
-0,008
|
-0,019
|
0,022
|
0,062
|
-0,007
|
-0,021
|
-0,056
|
0,033
|
0,012
|
Финансовая
деятельность
|
-0,144
|
0,016
|
0,019
|
-0,020
|
-0,038
|
-0,008
|
-0,070
|
0,019
|
-0,030
|
Госуправление
и обеспечение безопасности
|
0,007
|
0,012
|
0,084
|
0,021
|
-0,030
|
-0,011
|
0,009
|
0,060
|
0,026
|
Согласно мнению респондентов, практически не изменились общие требования к работникам в отрасли образования (+0,003). Однако при оценке базовых индексов качества трудового потенциала видно, что с начала 2000-х гг. произошел ощутимый рост востребованности творческих способностей (+0,043) и потребности в достижениях (+0,044), в то время как оставшиеся показатели продемонстрировали снижение (физическое и психическое здоровье, творческий потенциал и коммуникабельность) или стагнацию (культурный и нравственный уровни). Исходя из этого получается, что в образовательной среде все большее значение отводится креативности, инициативе и предприимчивости при сохранении высоких морально-нравственных стандартов поведения.
Различается ситуация в сфере здравоохранения, где на фоне позитивной динамики индексов требований рабочих мест к творческому потенциалу (+0,062) и социальным притязаниям (+0,033) наблюдается увеличение спроса на когнитивные свойства работников (+0,022), что в совокупности приводит к росту интегральной характеристики (+0,012). Хотя в отраслях промышленности, связи, транспорта и строительства отмечаются аналогичные изменения в отношении индикатора социальной дееспособности (+0,013), в разрезе базовых компонентов все несколько иначе. К уже обозначенным показателям с положительной тенденцией добавляются индексы физического (+0,027) и психического (+0,058) здоровья.
Еще более жесткие требования предъявляются к работникам сферы государственного управления и обеспечения безопасности. Только две из восьми составляющих трудового потенциала – коммуникабельность и культурный уровень – характеризуются снижением значений соответствующих индексов за рассматриваемый период. Напротив, особо заметное повышение было зафиксировано по таким актуальным направлениям, как потребность в достижениях (+0,060), а также развитие когнитивных (+0,084) и творческих (+0,021) способностей. Подобные изменения лишь упрочили место данной отрасли в списке наиболее требовательных к работникам (сразу после образования).
В свою очередь, сферы обслуживания, сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства отличаются самыми высокими темпами роста индексов требований рабочих мест к уровню социальной дееспособности (+0,068 и 0,087 соответственно). При этом практически все базовые показатели качества трудового потенциала имеют позитивную динамику. Причины подобного развития событий могут быть связаны с осуществлением модернизационных или иных преобразований в этих видах экономической деятельности, коренным образом изменивших содержание трудовой деятельности и повлекших за собой ужесточение требований к работникам. В то же время существует вероятность того, что на сегодняшний день достижение профессионального успеха в отраслях с большим количеством низкопроизводительных рабочих мест весьма затруднительно без наличия развитых качественных характеристик, на которые указывают респонденты. Впрочем, данная гипотеза не находит подтверждений при обращении к ранее полученным результатам (табл. 3), когда индексы требований рабочих мест к качеству трудового потенциала для наименее образованной части общества остались на прежнем уровне, что в совокупности с другими ограничениями красноречиво свидетельствует о необходимости дальнейшего углубления исследования.
Заключение
Таким образом, проведенный анализ показал, что в современной России происходит закономерное изменение требований экономики к качественным характеристикам населения под влиянием трансформационных сдвигов в сфере труда и занятости. Повсеместное внедрение передовых технологий, преобразование способов взаимодействия работников с предметами и средствами труда, распространение нестандартных форм трудовых отношений и т.д. отражаются на развитии качества трудового потенциала, способствуя его адаптации к новым условиям хозяйствования. Причем основной акцент в данном случае делается не на ужесточении или смягчении общих требований, а на перераспределении значимости отдельных характеристик индивида для достижения успеха в профессиональной деятельности.
Результаты исследования наглядно продемонстрировали, что в зависимости от уровня образования, рода занятий и сферы деятельности динамика требований рабочих мест к качественным характеристикам работников будет существенно отличаться. В то же время практически во всех примерах спрос на культурно-нравственный потенциал и коммуникабельность снижается, а потребность в достижениях, подразумевающая стремление к продвижению по службе и повышению квалификации, проявлению инициативности и предприимчивости, напротив, играет все более заметную роль. Весьма противоречивую тенденцию имеют показатели интеллектуальной составляющей трудового потенциала. Хотя в большинстве видов экономической деятельности и отмечается рост интереса к когнитивным и творческим способностям работников, в разрезе образовательных и профессиональных групп населения такого единства не наблюдается. В этом плане характерно выделяются только рабочие и предприниматели, а также лица со средним профессиональным образованием и ниже.
[1] Объектом исследования является население Вологодской области трудоспособного возраста. Опросы проводятся с 1997 г. в городах Вологде и Череповце, а также в восьми районах области (Бабаевском, Великоустюгском, Вожегодском, Грязовецком, Кирилловском, Никольском, Тарногском и Шекснинском). Метод выборки: районирование с пропорциональным размещением единиц наблюдения. Тип выборки: квотная по полу и возрасту. Объем выборки составляет 1500 человек, ошибка выборки не превышает 3-4%.
References:
Aedo C., Hentschel J., Luque J., Moreno M. (2013). From Occupations to Embedded Skills: A Cross-Country Comparison Washington, D.C.: World Bank.
Autor D.H., Levy F., Murnane R.J. (2003). The Skill Content of Recent Technological Change: An Empirical Exploration The Quarterly Journal of Economics. 118 (4). 1279-1333. doi: 10.1162/003355303322552801.
Bakhshi H., Downing J., Osborne M., Schneider P. (2017). The Future of Skills: Employment in 2030 London: Pearson and Nesta.
Florida R. (2005). Kreativnyy klass: lyudi, kotorye menyayut budushchee [Creative class: people who change the future] M.: Klassika-XXI. (in Russian).
Ilyin V.A., Smirnova N.A., Timofeeva Ya.B. (1998). Kachestvo trudovogo potentsiala naseleniya Vologodskoy oblasti [The quality of labour potential in the Vologda Oblast] Vologda: Vologodskiy nauchno-koordinatsionnyy tsentr TsEMI RAN. (in Russian).
Inglkhart R., Veltsel K. (2011). Modernizatsiya, kulturnye izmeneniya i demokratiya. Posledovatelnost chelovecheskogo razvitiya [Modernization, cultural changes and democracy. The sequence of human development] M.: Novoe izdatelstvo. (in Russian).
Kapelyushnikov R.I., Lukyanova A.L. (2010). Transformatsiya chelovecheskogo kapitala v rossiyskom obshchestve (na baze «Rossiyskogo monitoringa ekonomicheskogo polozheniya i zdorovya naseleniya») [Transformation of human capital in Russian society (on the basis of "Russian monitoring of economic situation and health of the population”)] M.: Fond «Liberalnaya missiya». (in Russian).
Klyachko T.L. (2019). Trudoustroystvo molodezhi. Opyt raboty ili Khoroshee obrazovanie [Youth employment. Work experience or Good education] M.: Rossiyskaya akademiya narodnogo khozyaystva i gosudarstvennoy sluzhby pri Prezidente Rossiyskoy Federatsii. (in Russian).
Kuzmich O.S., Roschin S.Yu. (2008). Luchshe li byt zdorovym? Ekonomicheskaya otdacha ot zdorovya v Rossii [Is it better to be healthy? Economic return on health in Russia]. The HSE Economic Journal. 12 (1). 29-56. (in Russian).
Leonidova G.V., Rossoshanskaya E.A., Popov A.V. (2018). Monitoring kachestv rudovogo potentsiala: 20 let regionalnyh issledovaniy [Monitoring the quality of labour potential: 20 years of regional research] Vologda: FGBUN VolNTs RAN. (in Russian).
Leonidova T.V., Ustinova K.A., Gordievskaya A.N. (2015). Zdorove molodogo pokoleniya v kontekste modernizatsii territorii [Health status of young generation in the context of territory modernization]. “Bulletin of Statistics\. (4). 47-56. (in Russian).
Popov A.V. (2018). Dinamika sootvetstviya kachestva trudovogo potentsiala trebovaniyam rabochikh mest (na materialakh Vologodskoy oblasti) [Dynamics of the labor potential quality matching with workplace requirements (case study of the vologda region)]. Russian Journal of Labor Economics. 5 (4). 1089-1100. (in Russian). doi: 10.18334/et.5.4.39420 .
Popov A.V. (2019). Osobennosti i zakonomernosti transformatsii zanyatosti v Rossii i stranakh mira [Features and patterns of employment transformation in russia and countries worldwide]. Human Progress. 5 (7). 10. (in Russian). doi: 10.34709/IM.157.10 .
Rimashevskaya N.M., Kopnin V.G. (1993). Kachestvo naseleniya [The quality of the population] M.: ISEPN. (in Russian).
Rozhkova K.V., Roschin S.Yu. (2019). Voznagrazhdaetsya li znanie inostrannogo yazyka na rossiyskom rynke truda? [Does knowing foreign language pay off in the russian labor market?]. Voprosy Ekonomiki. (6). 122-141. (in Russian). doi: 10.32609/0042-8736-2019-6-122-141 .
Sabirianova K. (2002). The Great Human Capital Reallocation: A Study of Occupational Mobility in Transitional Russia Journal of Comparative Economics. 30 (1). 191-217. doi: 10.1006/jcec.2001.1760.
Skill Shift: Automation and the Future of the WorkforceMckinsey.com. Retrieved August 02, 2020, from https://www.mckinsey.com/featured-insights/future-of-work/skill-shift-automation-and-the-future-of-the-workforce
The Future of Jobs Report 2018Weforum.org. Retrieved August 02, 2020, from http://www3.weforum.org/docs/WEF_Future_of_Jobs_2018.pdf
The Future of Work OECD Employment Outlook 2019. HighlightsOecd.org. Retrieved August 02, 2020, from https://www.oecd.org/employment/Employment-Outlook-2019-Highlight-EN.pdf
Travkin P.V. (2014). Otsenka otdachi ot dopolnitelnogo professionalnogo obucheniya rossiyskikh rabotnikov: uchet vliyaniya sposobnostey na zarabotnuyu platu [The impact of the on-the-job training on russian worker''s salary: the effect of abilities approach]. Prikladnaya ekonometrika. (1(33)). 51-70. (in Russian).
White Paper. Eight Futures of Work. Scenarios and their ImplicationsWeforum.org. Retrieved August 02, 2020, from http://www3.weforum.org/docs/WEF_FOW_Eight_Futures.pdf
Workforce of the Future: The Competing Forces Shaping 2030Pwc.com. Retrieved August 02, 2020, from https://www.pwc.com/gx/en/services/people-organisation/workforce-of-the-future/workforce-of-the-future-the-competing-forces-shaping-2030-pwc.pdf
Страница обновлена: 25.04.2025 в 21:19:53