Применение «гибких» бизнес-моделей для повышения эффективности работы современных ТНК
Костин К.Б.1, Важенина К.Ю.1
1 Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Скачать PDF | Загрузок: 7 | Цитирований: 1
Статья в журнале
Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 7, Номер 2 (Апрель-июнь 2020)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=43814703
Цитирований: 1 по состоянию на 25.03.2022
Аннотация:
В статье проведен анализ степени влияния четвертой промышленной революции на экономическое развитие бизнеса. В этой связи проанализированы две бизнес-модели: Agile и Lean Startup, которые направлены на реализацию бизнес-проектов в эпоху цифровизации. Показано, что данные модели, в силу гибкости внедрения и адаптивности целесообразно внедрять в деятельность ТНК с целью повышения эффективности их работы. На примере ТНК Inditex было определено положительное влияние адаптации вышеуказанных бизнес-моделей. При анализе деятельности компании General Electric, которая использовала концепцию Lean Startup, было определено, что у организации наблюдается спад ряда экономических показателей, однако были выявлены причины неудачи.
Ключевые слова: ТНК, бизнес-модели, четвертая промышленная революция, цифровизация, трансформация ТНК, финансовый анализ
JEL-классификация: F23, M21, O14, O33
Введение
Каждая организация, а в особенности транснациональная корпорация (ТНК), пытается решить одну и ту же проблему, связанную с выбором наиболее подходящей бизнес-модели, которая наилучшим способом будет определять реализацию всех бизнес-процессов. Однако не каждая бизнес-модель может адаптироваться к изменяющимся условиям рынка, к изменениям рыночной ситуации вследствие кризиса, такого как, например, эпидемия коронавируса в текущем 2020 году. Кроме того, в текущих условиях можно говорить о наступлении новой эры 4-й промышленной революции, которая нацеливает экономику на цифровизацию и использование новых инновационных технологий (3D-печати, интернет-пространства, виртуальной реальности и т.д.). Вследствие этого компании сталкиваются с проблемой выбора и внедрения оптимальных бизнес-моделей, которые наилучшим способом смогут адаптировать ТНК к процессу цифровизации экономики.
Данная тематика актуальна как никогда, поскольку роль ТНК в мировой экономике растет, а их бизнес-модели подвергаются постоянным изменениям в связи с постоянным изменением производственных, сбытовых и управленческих процессов. На фоне всевозрастающей роли цифровой революции указанные трансформационные процессы протекают постоянно. В частности, многие процессы, которые раньше выполнялись вручную, переходят на новый уровень: внедряются цифровые базы данных, объемная реализация ранее плоских представлений, интернет-ресурсы и информационно-коммуникационные технологии начинают играть ключевую роль. С 2015 года индекс цифровизации экономики и общества возрос на 10% по состоянию на 2019 год [1]. Возрос также экспорт услуг с цифровой доставкой и продолжает расти роль 3D-печати. Результаты данного исследования могут быть полезны компаниям, осуществляющим свою деятельность в различных сферах, ведь уровень воздействия 4-й промышленной революции важно своевременно оценить и принять соответствующие решения по поиску и анализу соответствующей гибкой бизнес-модели, наилучшим образом удовлетворяющей интересам бизнеса и общества в целом.
Научная гипотеза исследования состоит в следующем: четвертая промышленная революция оказывает огромное влияние на трансформацию ТНК и их бизнес-моделей. Данная тенденция требует адаптации инновационных гибких бизнес-моделей, отвечающих интересам акционеров ТНК и потребителей в современной постоянно меняющейся бизнес-среде.
Идея авторов исследования заключается в выявлении уровня воздействия четвертой промышленной революции на экономику в целом, а также в выявлении релевантных характеристик гибких бизнес-моделей, которые способствуют успешному развитию ТНК в условиях цифровизации.
К основным элементам научной новизны исследования относятся:
1) проведение исследования и анализа деятельности ТНК Inditex и General Electric как примеров успешной реализации гибких бизнес-моделей Agile и Lean Stratup;
2) выявление основных характеристик гибких бизнес-моделей и анализа причин неудачной реализации при их наличии.
Целью каждой коммерческой компании и ТНК в частности является получение прибыли и удовлетворение интересов акционеров. Дабы достигнуть поставленной цели, необходимо обладать определенными преимуществами перед конкурентами, поскольку именно конкурентоспособность выступает залогом органичного развития. Рыночная ситуация и масштабы конкуренции меняются не только в связи с переходом на новую стадию жизненного цикла, но и под влиянием движущих сил конкуренции. Движущими силами конкуренции являются основные группы влияния, условия и факторы, непосредственно определяющие уровень конкурентоспособности организации на рынке [2] (Gorbashko, Maksimtseva, 2020).
Очевидно, что факторов, способствующих повышению конкурентоспособности ТНК, достаточно большое количество, и каждый из них заслуживает особого внимания. В данной работе сделан упор именно на разработку бизнес-моделей, которые приведут к поставленной компанией цели, а также на инновационные, цифровые и технические факторы, которые вызваны 4-й промышленной революцией, поскольку, по мнению авторов, именно они отвечают за 80% успеха в работе ТНК.
Бизнес-модель описывает согласованность стратегических решений, которая облегчает управление процессами и отношениями, создающими ценность как на операционном, так и на тактическом и стратегическом уровнях организации. Бизнес-модель – это прежде всего платформа, которая объединяет ресурсы, процессы и непосредственно предоставление услуги, что приводит к тому, что компания становится прибыльной в долгосрочной перспективе [2].
Развитие доступности и универсальности информационных технологий за последние десятилетия позволяет компаниям получить доступ к новым ресурсам и переосмыслить свои бизнес-модели таким образом, чтобы они могли быстро и эффективно реагировать на изменяющиеся потребности клиентов. В связи с этим авторами более подробно анализируются две концепции бизнес-моделей: концепция Agile и Lean Startup. Однако сначала целесообразным представляется проанализировать степень влияния четвертой промышленной революции на сферу экономики.
Интернет-коммерция в настоящее время является наиболее распространенной среди ключевых технологий, обеспечивающих цифровую трансформацию. Лидером в данной сфере являются США, доля электронной коммерции в глобальных продажах данной страны составляет 34%, и доля в ВВП США данного показателя равна 42%. Это составляет почти половину всего ВВП страны, тем самым данный факт отображает огромную значимость технологий и инноваций. Необходимо также отметить, что еще большую долю в ВВП электронная коммерция занимает в азиатских странах, в частности, в Японии (66%) и Республике Корея (84%) [3].
На рисунке 1 представлена динамика объемов продаж в сфере электронной коммерции сегмента B2C в период с 2014 по 2018 г.
Рисунок 1. Объемы продаж в сфере электронной коммерции B2C 2014-2018 гг., млрд долл. США
Источник: Digital Economy report 2019. / UNCTAD. United Nations Conference on Trade and Development. [Электронный ресурс]. URL: https://unctad.org/en/PublicationsLibrary/der2019_en.pdf (дата обращения: 20.05.2020).
Необходимо отметить, что за анализируемый период указанный показатель активно растет. Пик тенденции к росту зафиксирован в 2018 году (4390 млрд долл. США). В процентном выражении рост составил 57% в 2018 году по отношению к 2017 году.
В таблице 1 представлены ведущие страны мира в области электронной торговли в 2018 и в 2019 гг.
Таблица 1
Топ-10 экономик по индексу электронной торговли B2C UNCTAD 2019 г.
Страна
|
Значение индекса 2019
|
Ранг 2019
|
Ранг 2018
|
Нидерланды
|
96,4
|
1
|
1
|
Швейцария
|
95,5
|
2
|
3
|
Сингапур
|
95,1
|
3
|
2
|
Финляндия
|
94,4
|
4
|
13
|
Великобритания
|
94,4
|
5
|
4
|
Дания
|
94,2
|
6
|
10
|
Норвегия
|
93,4
|
7
|
5
|
Ирландия
|
93,3
|
8
|
7
|
Германия
|
92,9
|
9
|
12
|
Австралия
|
91,8
|
10
|
11
|
Можно сделать вывод, что уровень цифровизации вырос почти на 10% за 4 года по каждой из представленных стран. Лидерами по использованию и внедрению новых технологий являются следующие 5 стран: Финляндия, Швеция, Нидерланды, Дания, Великобритания. За последние 4 года возросли почти все показатели по каждой стране, которые составляют индекс DESI, такие, в частности, как интеграция цифровых технологий, использование интернета, человеческий капитал и использование связи (рис. 2, 3).
Рисунок 2. Индекс цифровизации экономики и общества (DESI) за 2019 год по странам с наивысшим показателем
Источник: Data Visualisation Tool by European Commission. DESI by components. [Электронный ресурс]. URL: https://digital-agenda-data.eu (дата обращения: 05.06.2020).
Рисунок 3. Индекс цифровизации экономики и общества (DESI) за 2015 год по странам с наивысшим показателем
Источник: Data Visualisation Tool by European Commission. DESI by components. [Электронный ресурс]. URL: https://digital-agenda-data.eu (дата обращения: 05.06.2020).
Аддитивное производство, более известное на рынке как 3D-печать (3DP), развивалось в течение последних 30 лет. 36% компаний уже подали или намерены подать заявку на 3DP, согласно недавнему глобальному опросу EY, охватывающему 900 компаний. На основе отчета EY, посвященного теме 3D-печати, была составлена следующая схема, представленная на рисунке 4. Схема отображает развитие отдельных отраслей в разрезе текущего состояния и будущего потенциала. Таким образом, высокое развитие аддитивного производства наблюдается в аэрокосмической и оборонной сферах с сохранением данной тенденции и в будущем. Кроме того, наблюдается активное внедрение и развитие 3D-печати в автомобильной, медицинской, стоматологической сферах и в машиностроении. Меньше всего данные технологии используются в сфере ритейла. Следует также отметить, что будущий потенциал 3D-печати велик в логистической сфере, энергетике и коммунальных услугах, а также нефтегазовом секторе. В химической, фармацевтической сферах, в области электроники и индустрии моды изменений не наблюдается.
Рисунок 4. Текущее положение и будущий потенциал развития 3D-печати по секторам
Источник: If 3D printing has changed the industries of tomorrow, how can your organization get ready today? The trends, sector use cases and steps to accelerate your 3D printing journey. / Ernst & Young Global Limited. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/ey-3d-printing-report/$FILE/ey-3d-printing-report.pdf (дата обращения: 03.06.2020).
Тенденция внедрения и роста 3D-печати, по-видимому, будет продолжаться: 46% опрошенных компаний ожидают, что эта технология будет применена для серийных продуктов к 2022 году, данное утверждение отражено в отчете EY за 2019 год. Однако нынешние уровни внедрения существенно различаются в зависимости от региона. Азия задает темп, и страны региона являются ведущими приверженцами 3D-печати и одними из самых оптимистичных в плане использования этой технологии в течение ближайших трех лет, что видно из гистограммы (рис. 5), составленной на основе отчета EY за 2019 год. Три года назад, несмотря на значительный интерес со стороны азиатских компаний, они отставали от других стран, таких как Германия и Соединенные Штаты (рис. 5). На текущий момент азиатские страны оставили позади всех остальных. Произошло это благодаря тому, что они были поддержаны растущим числом азиатских производителей систем 3D-печати, предлагающих более дешевые альтернативы установленным системам термоядерного синтеза с порошковым слоем, а также правительственными инициативами, такими как китайский план высокотехнологичного производства.
Рисунок 5. Использование 3D-печати для производства конечной продукции в 2016, 2019 и 2022 годах (прогноз, %)
Источник: 3D printing: hype or game changer? A Global EY Report 2019 / Ernst & Young Global Limited. [Электронный ресурс]. URL: https://assets.ey.com/content/dam/ey-sites/ey-com/en_gl/topics/advisory/ey-3d-printing-game-changer.pdf (дата обращения: 28.05.2020).
С помощью статистической базы данных UNCTAD авторами была построена таблица 4, которая отображает экспорт цифровых услуг по всему миру, тем самым подтверждая рост значимости данных видов товаров [4].
Экспорт цифровых услуг растет с каждым годом на протяжении последних 14 лет, однако в некоторые анализируемые периоды наблюдается снижение (в 2009 и 2015 годах соответственно), а в 2018 году экспорт увеличился в 2,5 раза по сравнению с 2005 годом.
Таблица 2
Международная торговля цифровыми услугами 2005–2018 гг., млн долл. США
Год
|
2005
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
2011
|
Мировой
объем продаж
|
1179430
|
1370770
|
1663670
|
1837990
|
1715420
|
1814000
|
2078390
|
Год
|
2012
|
2013
|
2014
|
2015
|
2016
|
2017
|
2018
|
Мировой
объем продаж
|
2148360
|
2331710
|
2554480
|
2465000
|
2546600
|
2722090
|
2931400
|
В период 2005–2018 гг. экспорт услуг с цифровым обеспечением существенно возрос во всех регионах, причем совокупные ежегодные темпы роста составили от 6 до 12%. Этот рост был самым высоким в развивающихся странах, особенно в Азии. На долю развитых стран приходится более трех четвертей (76%) экспорта таких услуг. Их доля была особенно высока (80–90%) в отношении сборов за использование интеллектуальной собственности, финансовых услуг и аудиовизуальных и смежных услуг [5].
Таким образом, проанализировав основные технологии и процессы, связанные с 4-й промышленной революцией: рынок электронной коммерции, 3D-печать, индекс цифровизации, экспорт цифровых услуг и др., можно сделать вывод, что 4-я промышленная революция действительно оказывает огромное влияние на все сферы деятельности ТНК.
С цифровизацией появляется новое измерение для создания добавленной стоимости и дополнительной ценности. На рисунке 6, составленном по данным отчета о цифровой экономике 2019 UNCTAD, создание добавленной стоимости схематично изображено движением в вертикальном направлении. Цифровизация может активно применяться в сельском хозяйстве, промышленности/производстве и сфере услуг, как это отражено в нижней части рисунка. Это включает в себя добавление стоимости через цепочку создания стоимости сбора данных, обработки данных, анализа данных и монетизации данных. Таким образом, цифровая экономика открывает дополнительные пути для потенциального увеличения стоимости и ценности. Ценность может быть схематично представлена на рисунке 6 посредством движения вправо в двух параллельных измерениях. Хотя процессы добавленной стоимости, отраженные в традиционном понимании структурных изменений, остаются актуальными, в контексте цифровой экономики возможен переход от сельского хозяйства ко всем цифровым секторам. По-прежнему возможен переход от традиционных видов промышленной деятельности к нецифровым услугам, но теперь также и к цифровым отраслям (также известным как Индустрия 4.0) и цифровым услугам. Добавленная стоимость в секторе услуг может быть достигнута путем перехода вверх по цепочке создания стоимости к цифровым услугам. В цифровой экономике также может создаваться добавленная стоимость без структурных изменений в традиционном смысле этого слова. Если все три традиционных сектора будут оцифрованы одновременно, то в отраслевом составе изменений не произойдет. Но если бы в результате цифровизации во всех секторах была получена добавленная стоимость, то внутри этих секторов могли бы произойти структурные преобразования. Аналогичным образом экономика может регистрировать добавленную стоимость и повышать свою производительность в секторе сельского хозяйства / природных ресурсов и (или) секторе услуг посредством цифровизации, не обязательно индустриализируясь в традиционном смысле. Это может представлять особый интерес для тех развивающихся стран, в которых удельный вес сельскохозяйственного сектора и сектора услуг относительно высок. Кроме того, различия между секторами становятся все более размытыми (что отражается пунктирными линиями на рисунке 6).
Рисунок 6. Переход от индустриализации к цифровизации
Источник: Digital Economy report 2019. UNCTAD. / United Nations Conference on Trade and Development. [Электронный ресурс]. URL: https://unctad.org/en/PublicationsLibrary/der2019_en.pdf (дата обращения: 20.05.2020).
В целом важно учитывать потенциал создания добавленной стоимости, обусловленный как традиционными структурными изменениями, так и цифровыми преобразованиями для трансформации бизнес-моделей. В связи с этим рассмотрим две концепции бизнес-моделей подробнее: концепция Agile и Lean Startup.
Один из часто задаваемых вопросов заключается в том, работает ли концепция Agile только для программного обеспечения, или же эти подходы могут применяться более широко. Конечно, манифест был написан для улучшения процесса разработки программного обеспечения, но его принципы универсальны: просто необходимо заменить «рабочее программное обеспечение» на «рабочие продукты» в тексте манифеста.
Основные принципы Agile Manifesto следующие [1] (Koul, Skotcher, 2019):
− Наш самый высокий приоритет – это удовлетворение потребностей клиента посредством регулярной и своевременной поставки ценного программного обеспечения.
− Изменения в требованиях приветствуются даже на поздних стадиях разработки. Гибкие процессы позволяют использовать изменения, чтобы обеспечить клиенту конкурентное преимущество.
− Рабочий продукт должен выпускаться как можно чаще, с периодичностью от пары недель до пары месяцев.
− Разработчики и представители бизнеса должны ежедневно работать вместе на протяжении всего проекта.
− Над проектом должны работать мотивированные специалисты. Чтобы выполнить свою работу, создайте условия, обеспечьте поддержку и полностью доверьтесь им.
− Прямая коммуникация – это наиболее практичный и эффективный способ обмена информацией как с командой, так и внутри нее.
− Запущенное программное обеспечение является главным индикатором прогресса.
− Инвесторы, разработчики и пользователи должны иметь возможность поддерживать постоянный ритм бесконечно долго. Agile помогает наладить такой процесс устойчивого развития.
− Постоянное внимание к техническому совершенству и качеству проектирования повышает гибкость проекта.
− Простота – искусство минимизации ненужной работы – имеет важное значение.
− Лучшие требования, архитектурные и технические решения рождаются из самоорганизующихся команд.
− Команда должна систематически анализировать возможные пути повышения производительности и соответствующим образом корректировать свой стиль работы.
Как утверждают Чесбро и Розенблум [6], первоначальная бизнес-модель компании – это гипотеза или смутное представление о том, как доставить ценность клиенту. Более конкретно, считается, что интернет-предприятия являются идеальным примером среды, в которой скорость ведения бизнеса создает потребность в постоянном тестировании и корректировке бизнес-моделей. Для достижения этого цикла эволюции своей бизнес-модели стартапы должны использовать легкие и простые методы и процессы, которые позволяют проводить итерации и эволюционировать от базовых прототипов продуктов через постоянную обратную связь с клиентами. В этом смысле Эрик Рис ввел термин Lean startup (LS) для описания методологии, ориентированной на то, чтобы помочь организациям проводить эксперименты и соответствующие итерации при поиске устойчивой бизнес-модели. Для лучшего анализа этот процесс был разделен на составляющие его виды деятельности [7]:
1. Построение бизнес-видения: это этап, на котором происходит творческий процесс генерации идей и проектирования бизнеса, который предприниматель хочет развивать. Бизнес-видение должно оставаться неизменным во время выполнения цикла, отбрасываясь только в том случае, если эксперименты приводят к достаточному количеству негативных восприятий.
2. Формулирование бизнес-модели и гипотез: на этом этапе разрабатывается модель доставки ценности клиентам. Гипотеза – это формализация явных или имплицитных предположений об одном или нескольких измерениях бизнес-модели, изначально считающихся неопределенными или сомнительными. Результаты этого шага всегда связаны с идеями.
3. Построение экспериментов: деятельность научного характера, в которой исследователь или предприниматель, манипулируя контролируемыми переменными, отмечает вариацию независимых переменных. Они используются для проверки гипотез бизнес-модели. Существует несколько типов экспериментов, таких как качественные интервью, a/b тесты, прототипы, стартовые страницы, минимально жизнеспособный продукт (MVP), дымовые тесты и контроль.
4. Измерение результатов: с помощью анализа данных и использования статистических инструментов предприниматель должен измерять и контролировать результаты своих экспериментов и «сталкивать» их с заранее определенными гипотезами.
5. Обучение: ключевая концепция и цель на ранних стадиях стартапа. Она состоит в подтверждении или исключении гипотез с помощью экспериментов.
Далее будут представлены результаты анализа работы указанных моделей на практике посредством анализа деятельности соответствующих ТНК.
Для анализа деятельности ТНК была выбрана компания Inditex, так как данная компания с момента своего основания, по сути, использовала гибкие бизнес-модели в своей деятельности. Компания и по сей день активно использует все инновационные технологии и возможности цифровизации.
Компания Inditex – один из крупнейших мировых модных ритейлеров. Компания имеет восемь розничных форматов (Zara & Zara Home, Pull&Bear, Massimo Dutti, Bershka, Stradivarius, Oysho и Uterqüe), которые продают свои коллекции на 202 рынках через интегрированную сеть офлайн-интернет-магазинов [8].
В то время как обычные крупные ритейлеры заранее создают и производят около 60% своей продукции, Inditex планирует только около 15% заранее – остальное же производится в реальном времени на основе текущих отзывов клиентов. Для достижения этой цели производственная база компании, состоящая из более чем 1500 поставщиков, по меньшей мере на 51% состоит из объектов, расположенных рядом с ее испанскими распределительными центрами в таких странах, как Испания, Португалия и Марокко, а это означает, что Inditex может проектировать, производить и доставлять продукцию в цех в течение двух-трех недель [9].
На самом деле, Inditex работает скорее как технологическая компания, чем как традиционный модный ритейлер. На техническом жаргоне «гибкая разработка» означает метод построения программных продуктов, когда вместо планирования больших развертываний далеко вперед команды поставляют небольшие регулярные обновления в пакетах, улучшая продукт, который они создают, с каждой новой партией в ответ на отзывы клиентов. Подход Inditex также имеет некоторое сходство с принципом «бережливого производства», который направлен на постоянное устранение отходов (любой деятельности, которая потребляет ресурсы без добавления стоимости) в рамках своего производственного процесса.
Появление онлайн-ритейла означало расширение возможностей. Бренд Zara зафиксировал рост онлайн-продаж на 27% в 2018 году.
Inditex с каждым годом улучшает свои экономические показатели, растет и развивается с большой скоростью; также растет и рыночная капитализация компании. В 2016 году Inditex попала в рейтинг Fortune Global 500, заняв 463-е место, но уже спустя 3 года в 2018 году Inditex получила 406-й ранг, что отражает значительный рост на 57 позиций [10].
Далее представлены краткие результаты финансового состояния Inditex. Для этой цели авторами были проанализированы ежегодные отчеты компании за период 2004–2019 гг. [11] и представлены соответствующие основные данные. В частности, на рисунке 7 представлен рост чистой прибыли компании Inditex в период с 2004 по 2019 г.
Рисунок 7. Рост чистой прибыли компании INDITEX в период с 2004 по 2019 г. Источник: построено авторами на базе финансовых отчетов компании.
На основе анализа данных, представленных на рисунке 7, видно, что за 15 лет чистая прибыль компании значительно выросла: от отметки в 639 млн евро в 2004 г. до 3678 млн евро в 2019 г., т.е. рост составил 576%, с дальнейшей тенденцией к росту. Благодаря растущей чистой прибыли Inditex может увеличивать объем оборотных средств, формировать фонды и резервы, а также осуществлять дополнительные реинвестиции в производство, которые будут способствовать повышению конкурентоспособности компании и соответствующей доли рынка.
Авторами был также проведен корреляционно-регрессионный анализ. На основе собранного массива данных из официальных финансовых отчетов компании была выявлена корреляция между объемом затрат и чистой прибыли. Соответствующие результаты представлены на рисунке 8.
Рисунок 8. Зависимость чистой прибыли от затрат в компании Inditex
Источник: построено авторами на основании данных финансовых отчетов компании.
На основе анализа данных, представленных на рисунке 8, можно заключить, что налицо явная зависимость между чистой прибылью компании Inditex и ее затратами на производство и реализацию продукции. Таким образом, при росте затрат возрастает и показатель чистой прибыли на коэффициент 0,3105, указанный показатель представлен в уравнении регрессии (рис. 8). Так как коэффициент детерминации R2, равный 0,97, максимально близок к 1, то данное уравнение можно считать достоверным для прогнозирования, а также это подтверждает корреляцию чистой прибыли и затрат.
Авторами также проведен анализ деятельности General Electric (GE). Данная компания была выбрана для анализа, так как она является активистом по внедрению инновационных технологий. Компания активно участвует в цифровизации бизнес-процессов. Кроме того, GE является примером применения концепции бережливости, то есть Lean Startup. General Electrics – это ТНК, которая занимает лидирующие позиции на мировом рынке. В частности, GE занимает 48-е место по состоянию на 2019 год в рейтинге Fortune Global 500 [12]. Далее кратко представлены основные результаты проведенного авторами анализа. Необходимо отметить, что с 8-й позиции в 2001 году компания упала в рейтинге на 40 позиций за 18 лет, что характеризует снижение конкурентоспособности компании и ее перспектив.
На основании анализа финансовой отчетности GE авторами была также выявлена тенденция к снижению чистой прибыли начиная с 2006 года и даже зафиксирован убыток в 2015, 2017, 2018 и 2019 годах соответственно (рис. 9), что характеризует упадок развития и эффективности компании. На основе проведенного анализа было также выявлено, что выручка обладает тем же трендом, и самый низкий ее показатель зафиксирован в отчетном 2019 году [13]. На рисунке 9 представлена отрицательная динамика чистой прибыли компании General Electric в период с 2004 по 2019 г.
Рисунок 9. Изменение чистой прибыли компании General Electric в период с 2006 по 2019 г.
Источник: построено авторами на основе данных финансовых отчетов компании.
Однако GE выступает одним из главных примеров компаний, которые активно внедряют новые технологии, инновации и способы цифровизации, но все эти усилия не оказывают должного эффекта на финансовые результаты компании, в частности на выручку и прибыль.
По полученным результатам можно сделать вывод, что гибкая модель Lean Startup, внедрение которой началось в 2012 году (программа FastWorks) [14], не была успешной. Однако ранее авторы данной статьи выдвинули гипотезу, в рамках которой гибкие модели способствуют развитию и росту в эпоху цифровизации. Деятельность же GE, на первый взгляд, опровергает эту гипотезу. Тем не менее авторы хотят выделить ряд аспектов и ошибок, совершенных компанией при внедрении данной модели:
1. Процесс впереди мышления: генеральный директор GE г-н Д. Иммельт подошел к внедрению Lean Startup именно как процесса. Уже в сентябре 2017 года Д. Иммельт писал: «GE славится созданием и религиозным внедрением процессов управления практически всем, что мы делаем. Задача преобразования ничем не отличается». Необходимо тем не менее подчеркнуть, что концепция Lean Startup, рассмотренная в данной статье, это не процесс, а образ мышления.
2. Не были устранены предыдущие ошибки. Гибкая модель внедрялась с «сомнительным заключением сделок, ненужной сложностью и темным бухгалтерским учетом». Переломный момент начался с рискованного приобретения Alstom, крупного французского конкурента крупнейшего бизнеса GE, GE Power, что вынудило GE потратить, по мнению авторов, неоправданное количество денег на сделку – покупку «устаревшего» подразделения, не отвечающего современным требованиям клиентов, заинтересованных в возобновляемых источниках энергии, а не в газовых турбинах.
3. Стив Бланк (основатель концепции бережливого стартапа) настаивал на том, что проблема не в FastWorks, а в «активистских инвесторах», таких как Trian Partners, которые заставили бывшего генерального директора Джеффри Иммельта пожертвовать долгосрочными инновациями ради краткосрочных мер по возрождению цены акций GE. Подразделения GE не имели необходимого ресурса из компаний – разработчиков программного обеспечения для быстрого роста, поэтому речь об эффективном внедрении инновационной программы идти не могла.
4. Не были учтены современные тенденции развития промышленности. Суть в том, что рынок уже переходит от газовых турбин к возобновляемым источникам энергии. Программа Эрика Риса FastWorks помогла GE улучшить и оптимизировать вещи, которые стали менее важными для клиентов за эти годы.
Заключение
Четвертая промышленная революция – новый шаг в развитии современных бизнес-моделей. Цифровизация, которая окутала все сферы современной жизни, продолжает оказывать всевозрастающее влияние на все экономические процессы. Меняются стратегии, цели, модели ТНК, так как компании стремятся быть лучшими на рынке, то есть обладать определенными конкурентными преимуществами, а в настоящее время ценятся именно усовершенствование ИТ, программного обеспечения, онлайн-платформ и т.д.
Таким образом, проанализировав основные технологии и процессы, связанные с 4-й промышленной революцией, можно сделать вывод, что 4-я промышленная революция действительно оказывает огромное влияние на все сферы деятельности различных ТНК. Влияние четвертой промышленной революции авторы оценивают как «колоссальное». Данная тенденция побуждает ТНК использовать и внедрять новые бизнес-модели, которые будут гибкими и смогут адаптироваться к изменениям цифровой эры.
Наиболее удобными, простыми и универсальными моделями, которые ТНК может внедрить в свой бизнес, дабы приспособиться к изменениям на фоне четвертой промышленной революции, по мнению авторов, являются концепции Agile и Lean Startup.
Гибкая клиентоориентированная модель управления Agile является одним из инструментов, позволяющих компании формировать системную компетенцию, реагировать на изменяющиеся требования рынка и адаптировать ее к потребностям конкретных клиентов. Это позволяет создать устойчивую систему обновления управления, особенно в области управления проектами.
Эрик Рис на основании разработок Стива Бланка ввел термин LS (Lean Startup) для описания методологии, ориентированной на то, чтобы помочь организациям проводить эксперименты и итерации при поиске устойчивой бизнес-модели. Для лучшего анализа этот процесс был разделен на составляющие его виды деятельности: построение бизнес-видения; формулирование бизнес-модели и гипотез; построение экспериментов; измерение результатов с помощью анализа данных и использования статистических инструментов; обучение.
С целью проверки эффективности данных бизнес-моделей авторами был проведен анализ деятельности ТНК, которые используют данные концепции: Inditex, которая активно использует как Agile-модель, так и концепцию Lean Startup, и General Electric, использующую концепцию Lean Startup. Также были кратко проанализированы их действующие модели. По результатам проведенного анализа можно заключить, что бизнес-модель Agile и концепция бережливого стартапа успешно реализованы в Inditex. За весь анализируемый период продажи компании растут, что также справедливо и для чистой прибыли: за 15 лет данный показатель значительно вырос от отметки в 639 млн евро до 3678 млн евро – рост на 576%. Наблюдается очевидный тренд к росту данного показателя. Корреляционно-регрессионный анализ показал тесную связь между чистой прибылью и затратами, подтверждая их прямую зависимость. Однако по результатам анализа деятельности компании GE следует отметить, что данная компания потеряла свои конкурентные позиции в последние годы, оказавшись нерентабельной, утратив свои позиции в том числе и по рыночной капитализации. Тем не менее, по мнению авторов, это не опровергает действенность анализируемой гибкой бизнес-модели, ведь данная концепция была внедрена в деятельность General Electric с рядом ошибок: воспринималась как процесс, а не образ мышления; проводилась неправильная политика в сфере слияний и поглощений; данная модель внедрялась в среду с «сомнительным заключением сделок, ненужной сложностью и темным бухгалтерским учетом»; не были учтены современные тенденции эффективного развития бизнеса.
Рабочая гипотеза, таким образом, нашла свое подтверждение. Проанализировав успешный пример внедрения гибкой бизнес-модели компанией Inditex и неудачу GE, авторами определены основные положения, которым необходимо следовать как ТНК, так и субъектам малого и среднего бизнеса для того, чтобы стать успешными в эру цифровизации.
[1] Data Visualisation Tool by European Commission. DESI by components. [Электронный ресурс]. URL: https://digital-agenda-data.eu (дата обращения: 05.06.2020).
[2] Nielsen, C., Lund, M. An introduction to business models, in Nielsen, C. & Lund M. (Eds.) The Basics of Business Models, Vol. 1, No. 1. Copenhagen: BookBoon.com/Ventus Publishing Aps [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/273634452_An_Introduction_to_Business_Models (дата обращения: 16.05.2020).
[3] Digital Economy report 2019. UNCTAD. / United Nations Conference on Trade and Development. [Электронный ресурс]. URL: https://unctad.org/en/PublicationsLibrary/der2019_en.pdf (дата обращения: 20.05.2020).
[4] UNCTAD STAT [Сайт]. [Электронный ресурс]. URL: https://unctadstat.unctad.org/EN/ (дата обращения: 28.05.2020)
[5] Digital Economy report 2019. UNCTAD. / United Nations Conference on Trade and Development. [Электронный ресурс]. URL: https://unctad.org/en/PublicationsLibrary/der2019_en.pdf (дата обращения: 20.05.2020)
[6] Lean Startup: a comprehensive historical review. Management Decision. / Bortolini, R.F., Nogueira Cortimiglia, M., Danilevicz, A.d.M.F. and Ghezzi, A. (2018). [Электронный ресурс]. URL: https://doi.org/10.1108/MD-07-2017-0663 (дата обращения: 15.05.2020).
[7] Lean startup and the business model: Experimentation revisited. / Teppo Felin, Alfonso Gambardella, Scott Stern, Zenger. [Электронный ресурс]. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/ S0024630119303887?via%3Dihub (дата обращения: 14.05.2020).
[8] Inditex. Annual Reports. / Inditex. [Электронный ресурс]. URL: https://www.inditex.com/investors/investor-relations/annual-reports (дата обращения: 05.06.2020)
[9]The Business of Fashion. Inditex: Agile Fashion Force. [Электронный ресурс]/ The Business of Fashion. URL: https://www.businessoffashion.com/articles/intelligence/inditex-agile-fashion-force (дата обращения: 05.06.2020)
[10] Fortune Global 500. Inditex. / Fortune Media IP Limited. [Электронный ресурс]. URL: https://fortune.com/global500/2019/inditex/ (дата обращения: 05.06.2020)
[11] Inditex. Annual Reports. / Inditex. [Электронный ресурс].URL: https://www.inditex.com/investors/investor-relations/annual-reports (дата обращения: 05.06.2020)
[12] Fortune Global 500 2019. General Electric. / Fortune Media IP Limited. [Электронный ресурс]. URL: https://fortune.com/global500/2019/general-electric/(дата обращения: 16.05.2020)
[13] GE Annual Report 2019. / General Electric. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ge.com/investor-relations/sites/default/files/ar-proxy/report-pdfs/GE_AR19_AnnualReport.pdf (дата обращения: 16.05.2020)
[14] Denning, S. How Mapping The Agile Transformation Journey Points The Way To Continuous Innovation. / Forbes Media LLC. [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbes.com/sites/stevedenning/2019/03/17/how-mapping-the-agile-transformation-journey-points-the-way-to-continuous-innovation/#2872e9b74b24 (дата обращения: 01.06.2020)
Источники:
2. Управление конкурентоспособностью: учебник и практикум для вузов / под редакцией Е. А. Горбашко, И. А. Максимцева. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 447 с.
3. 3D printing: hype or game changer? A Global EY Report 2019 [Электронный ресурс]/ Ernst & Young Global Limited. URL: https://assets.ey.com/content/dam/ey-sites/ey-com/en_gl/topics/advisory/ey-3d-printing-game-changer.pdf (дата обращения: 28.05.2020)
4. Data Visualisation Tool by European Commission. DESI by components. [Электронный ресурс]. URL: https://digital-agenda-data.eu (дата обращения: 05.06.2020)
5. Denning, S. How Mapping The Agile Transformation Journey Points The Way To Continuous Innovation. [Электронный ресурс]/ Forbes Media LLC. URL: https://www.forbes.com/sites/stevedenning/2019/03/17/how-mapping-the-agile-transformation-journey-points-the-way-to-continuous-innovation/#2872e9b74b24 (дата обращения: 01.06.2020)
6. Digital Economy report 2019. UNCTAD. [Электронный ресурс]/ United Nations Conference on Trade and Development. URL: https://unctad.org/en/PublicationsLibrary/der2019_en.pdf (дата обращения: 20.05.2020
7. Fortune Global 500 2019. General Electric [Электронный ресурс]/ Fortune Media IP Limited. URL: https://fortune.com/global500/2019/general-electric/(дата обращения: 16.05.2020)
8. Fortune Global 500. Inditex. [Электронный ресурс]/ Fortune Media IP Limited. URL: https://fortune.com/global500/2019/inditex/ (дата обращения: 05.06.2020)
9. GE Annual Report 2008 [Электронный ресурс]/ AnnualReports.com URL: http://www.annualreports.com/HostedData/AnnualReportArchive/g/NYSE_GE_2008.pdf (дата обращения: 16.05.2020)
10. GE Annual Report 2011 [Электронный ресурс]/ General Electric. URL: https://www.ge.com/sites/default/files/GE_AR11_EntireReport.pdf (дата обращения: 16.05.2020)
11. GE Annual Report 2014 [Электронный ресурс]/ General Electric. URL: https://www.ge.com/investor-relations/sites/default/files/investor-relations/annual-report/GE_AR14.pdf (дата обращения: 16.05.2020)
12. GE Annual Report 2016 [Электронный ресурс]/ General Electric. URL:https://www.ge.com/investor-relations/sites/default/files/investor-relations/annual-report/GE_AR16_6.pdf (дата обращения: 16.05.2020)
13. GE Annual Report 2019 [Электронный ресурс]/General Electric. URL: https://www.ge.com/investor-relations/sites/default/files/ar-proxy/report-pdfs/GE_AR19_AnnualReport.pdf (дата обращения: 16.05.2020)
14. If 3D printing has changed the industries of tomorrow, how can your organization get ready today? The trends, sector use cases and steps to accelerate your 3D printing journey. [Электронный ресурс]/ Ernst & Young Global Limited. URL: https://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/ey-3d-printing-report/$FILE/ey-3d-printing-report.pdf (дата обращения: 03.06.2020)
15. Inditex. Annual Reports. [Электронный ресурс]/ Inditex. URL: https://www.inditex.com/investors/investor-relations/annual-reports (дата обращения: 05.06.2020)
16. Lean Startup: a comprehensive historical review. Management Decision. [Электронный ресурс]/ Bortolini, R.F., Nogueira Cortimiglia, M., Danilevicz, A.d.M.F. and Ghezzi, A. (2018). URL: https://doi.org/10.1108/MD-07-2017-0663 (дата обращения: 15.05.2020).
17. Nielsen, C., Lund, M. An introduction to business models, in Nielsen, C. & Lund M. (Eds.) The Basics of Business Models, Vol. 1, No. 1. Copenhagen: BookBoon.com/Ventus Publishing Aps [Электронный ресурс]. URL:https://www.researchgate.net/publication/273634452_An_Introduction_to_Business_Models (дата обращения: 16.05.2020)
18. The Business of Fashion. Inditex: Agile Fashion Force. [Электронный ресурс]/ The Business of Fashion. URL: https://www.businessoffashion.com/articles/intelligence/inditex-agile-fashion-force (дата обращения: 05.06.2020)
19. UNCTAD B2C E-COMMERCE INDEX 2019. [Электронный ресурс]/ United Nations Conference on Trade and Development. URL: https://unctad.org/en/PublicationsLibrary/tn_unctad_ict4d14_en.pdf (дата обращения: 28.05.2020)
20. UNCTAD STAT [Сайт]. URL: https://unctadstat.unctad.org/EN/ (дата обращения: 28.05.2020)
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:50:58