Влияние инновационной активности на повышение конкурентоспособности предприятия
Скачать PDF | Загрузок: 9
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 10 (58), Октябрь 2004
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Сегодня инновации становятся одним из основных экономических ресурсов, определяющим конкурентоспособность предприятия. На уровень конкурентоспособности предприятия важнейшее воздействие оказывают научно-технический уровень и степень совершенства технологии производства, использование новейших изобретений и открытий, внедрение современных форм и методов организации производства и труда.
Ключевые слова: инновации, конкурентоспособность предприятия, технологии прогнозирования и планирования
Сегодня инновации становятся одним из основных экономических ресурсов, определяющим конкурентоспособность предприятия. На уровень конкурентоспособности предприятия важнейшее воздействие оказывают научно-технический уровень и степень совершенства технологии производства, использование новейших изобретений и открытий, внедрение современных форм и методов организации производства и труда.
В условиях рыночных отношений конкурентоспособность характеризует степень развития общества. Чем выше конкурентоспособность страны, тем выше жизненный уровень ее жителей. В 2003 г. по рейтингу конкурентоспособности Россия заняла 65-е место из 80-ти оцениваемых стран Всемирным экономическим форумом. Таким образом, перед Россией стоит проблема повышения конкурентоспособности специалистов, товаров, услуг, предприятий и других объектов.
В 2003 г. ассоциацией менеджеров совместно с консалтинговой компанией Accenture провела широкомасштабное исследование «Управление ростом и конкурентоспособностью российских компаний», в котором приняли участие более 300 российских топ-менеджеров. Это исследование ответило на ряд актуальных вопросов связанных с инновациями и конкурентоспособностью предприятий.
Конкурентоспособность.
1. Основными движущими силами, определяющими конкурентоспособность предприятий, являются внутрикорпоративные факторы. Существенное меньшее воздействие на конкурентоспособность оказывают факторы внешней среды.
2. Главным средством роста конкурентоспособности российских компаний в ближайшем будущем станет рост эффективности использования человеческих ресурсов.
3. Эффективное управление финансовыми ресурсами является вторым по значимости механизмом успешной конкурентной борьбы. За последние несколько лет произошла трансформация взглядов компаний к сокращению затрат по «борьбе за экономию ресурсов» к системному управлению затратами для достижения конкурентного преимущества.
4. Управление качеством продукции на системном уровне приобретает всё большую значимость, и в ближайшем будущем его роль существенно вырастет.
Инновации.
1. Вопрос эффективности инновационной политики становится одним из главных. Две трети российских компаний осознают важность этого фактора.
2. Службы маркетинга и продаж, а не НИОКР являются вторым по значимости инициатором инноваций [1].
Сегодня более 70% предприятий осуществляют инновации в целях расширения ассортимента продукции, чтобы заполучить свой сегмент рынка. Снижение издержек производства – цель почти половины от общего количества инновационно-активных предприятий [2].
Инновация является наивысшей точкой работы со знанием: инновация требует информации, идей, познавательных способностей и творчества больше, чем любое другое дело [3].
Инновации, внедряемые на предприятиях, в основном, направлены на следующие экономические, финансовые и производственные аспекты деятельности:
‑ замену снятой с производства продукции;
‑ расширение ассортимента продукции;
‑ сохранение традиционных рынков сбыта;
‑ создание новых рынков сбыта;
‑ сокращение затрат на заработную плату;
‑ сокращение материальных затрат;
‑ сокращение энергозатрат;
‑ обеспечение соответствия современным стандартам;
‑ улучшение качества продукции;
‑ снижение загрязнения окружающей среды;
‑ повышение гибкости производства;
В настоящее время внешняя среда для организации стала более однородной по напряженности конкурентных отношений. Если ранее конкурентоспособность обеспечивалась за счет эффективности систем продвижения товара по территориям, то сегодня чуть ли не любой товар можно получить в каждой точке страны. В таких рыночных условиях гибкость, адаптивность и инновационность поведения организации становятся необходимым условием производства многообразия не только товаров или услуг, но и форм поведения по отношению к клиенту.
Согласно традиционному взгляду, собственно свойство конкурентоспособности состоит из двух главных частей: адаптивности и инновационности.
Адаптивность организации ‑ это ее способность приспосабливаться к изменениям внешней среды. А инновационность ‑ умение обновляться, перестраивать внутриорганизационные процессы для достижения ритмичности, технологичности, минимальной себестоимости продукции. Иными словами, процессы обновления должны быть постоянными и ритмичными, а реализация этих процессов должна проводиться с минимальными затратами.
Адаптивность не мыслима без возможностей технической базы (технологического оборудования) предприятия производить разнообразные изделия. Именно диапазон выпускаемых изделий, потенциальное их разнообразие определяет гибкость технико-технологической базы предприятия.
Инновационность подразумевает способность компании осваивать, с одной стороны, инновации технические, связанные с обновлением технико-технологической составляющей производства, а с другой стороны, инновации иного рода – социальные [4].
Инновационный подход управления конкурентоспособностью заключается в увеличении инновационной активности предприятия, которая в свою очередь будет достигаться путем активного внедрения инноваций в производство и выпуска инновационной продукции.
Необходимо отметить, что важной особенностью в разработке и реализации инновационных проектов играет время, которое в настоящее время является главным критерием оценки конкурентоспособности предприятий.
Инновационное и устойчивое развитие предприятия зависит от того, насколько успешно оно сможет спрогнозировать угрозы технологического и функционального замещения.
Технологическое замещение приводит к тому, что отпадает необходимость производства продукции старым, существующим на предприятии способом, так как за его пределами изобретен новый, более эффективный способ и велика вероятность того, что он будет использован конкурентами.
Функциональное замещение – это появление нового продукта взамен старого, т.е. другого, продукта, который будет выполнять функции существующего, но на более высоком уровне [5].
В связи с этим для успешной инновационной политики предприятию необходимо не только обладать материальными, научно-техническими, финансовыми и человеческими ресурсами, но и четко знать временные интервалы технологического и функционального замещения.
Учет временных интервалов даст предприятию необходимые преимущества для предвидения развития отрасли, к которой оно относится, а также точку во времени для начала новых разработок и внедрений. На данном этапе развития инновационного менеджмента практически никто не оценивает этапы инновационного проекта во времени, что чрезвычайно важно для повышения конкурентоспособности предприятия.
Источники:
2. http://www.cfin.ru/bandurin/article/sbrn04/13.shtml «Содержание и формы инновационного предпринимательства» Шабуришвили М. В.
3. «Алхимия инноваций» Баркер А. Пер. с англ. М.: Вершина, 2003 г., стр. 175
4. «Глобализация и конкурентоспособность: стратегии успеха» С. Литовченко, А. Дынин, П. Панов, А. Соколов М.: Ассоциация менеджеров, 2003 г. стр. 39-41
5. «Инновационный менеджмент» под. Ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагаева М.: Дело, 2003 г. стр. 237
Страница обновлена: 22.09.2024 в 19:31:26