Ключевые факторы развития инновационной активности российских предприятий

Баклыкова Е.А.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 9 (81), Сентябрь 2013

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=21034656
Цитирований: 10 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье рассматриваются особенности и важнейшие факторы развития инновационной активности российских предприятий, формирующих основу будущей инновационной системы страны

Ключевые слова: инновации, инновационно активные предприятия



В настоящее время развитие инновационных технологий и производств является основой конкурентоспособности любого государства. Правительством России поставлена задача формирования комплексной системы инновационной экономики на базе собственных технологических решений. Для того чтобы оценить перспективы этого процесса, необходимо подробно рассмотреть ключевые внешние и внутренние факторы, оказывающие влияние на инновационную активность предприятий.

Об уровне инновационной активности предприятий

Самым главным при рассмотрении особенностей инновационного развития предприятий является тот факт, что низкая инновационная активность характерна как для предприятий по производству товаров, так и для предприятий сферы услуг, а также для всех видов инноваций (технологических, организационных, маркетинговых). В настоящее время доля инновационной продукции в общем объеме производимой в России промышленной продукции составляет всего 4,9% , в развитых же странах этот показатель превышает 11- 17% [3]. При этом наибольшей инновационной активностью отличаются крупные предприятия. Согласно статистике средние и крупные предприятия составляют 60% от общего числа инновационных предприятий. При этом инновационные тенденции шире распространяются в сфере производства товаров, а не услуг.

Инновационная активность предприятий варьируется также в зависимости от отрасли, в которой действует предприятие. Как показывает статистика, наибольшим инновационным потенциалом отличаются предприятия нефтегазового сектора, химической промышленности, производства электрооборудования. Наименее инновационно активными являются предприятия кожевенной, швейной, пищевой промышленности.

Несмотря на возрастающую поддержку государства, практически безнадежными представляются перспективы инновационного развития для большинства сельскохозяйственных предприятий. По возможностям и пределам инновационного развития эти предприятия занимают особое место, поскольку в период рыночных реформ разрушению подверглись не только крупное общественное производство, в том числе в сельском хозяйстве.

В период благоприятной конъюнктуры мирового нефтяного рынка и высоких цен на нефть возможности приобретения инноваций сельскохозяйственного назначения за рубежом не были использованы правительством в полной мере. А в результате негативного влияния мирового финансового кризиса и последовавшего вступления России в ВТО еще далее отодвинулась линия горизонта инновационного развития агробизнеса даже за счет импорта зарубежных инноваций. [1].

Об уровне инновационной активности предприятий свидетельствуют также виды инноваций, характерные для экономики страны. Несмотря на то, что для экономики необходимы различные виды инноваций, базовыми считаются технологические и продуктовые инновации. Связано это с тем, что они оказывают влияние на объемы рынков, на качество и ассортимент продукции. Процессные инновации не создают нового продукта, а направлены на повышения эффективности традиционного производства. В настоящее время внимание российских предприятий сконцентрировано именно на процессных инновациях, что снижает их международную конкурентоспособность.

В настоящее время научные исследования, проводимые в России, характеризуются весьма инерционной динамикой. Такая ситуация негативно сказывается на развитии научно-технической базы производства, возможности предприятий создавать по-настоящему инновационные продукты. Проблемы существуют также в области подготовки квалифицированных кадров, способных генерировать инновационные идеи. Российские предприятия также не нацелены на создание и приобретение прав интеллектуальной собственности. Такая тенденция связана, в первую очередь, с недостаточной правовой защитой, которую обеспечивает российское патентное законодательство.

Ожидания инвесторов и условия регионов

Очевидно, что создание и приобретение инноваций связано с крупными финансовыми затратами. В настоящее время для российских предприятий наиболее актуальной стратегией является самофинансирование (60-70%) [4]за счет как традиционных (кредитование), так и нетрадиционных источников (лизинг, факторинг, венчурное финансирование). Государственная поддержка ограничена, имеет целевое назначение и может быть получена с соблюдением большого числа формальных процедур.

Эти особенности государственного финансирования ограничивают его роль в инновационном развитии предприятий. Косвенное же стимулирование инновационной деятельности посредством инвестиционных, налоговых и иных льгот недостаточно развито и не носит комплексный характер.

Иностранное инвестирование также не стало существенным источником финансирования поскольку ориентировано только на определенные отрасли экономики, нестабильно из-за постоянно меняющегося инвестиционного рейтинга России и связано для инвестора с высоким риском невозврата инвестиций.Эта ключевая проблема находится под пристальным вниманием экономистов, политиков, ученых, предпринимателей. В частности, исследование [5], основанное непосредственно на мнениях инвесторов, показало существование разрывов между ожиданиями инвесторов и условиями, которые им могут предложить регионы.

При этом все факторы были разделены:

1) на легко изменяемые во времени (заинтересованность региона в инвестициях, правовая система регулирования инвестиций, существующие налоговые и финансовые льготы, организация процесса взаимодействия с инвестором и т.д.);

2) на слабо изменяемые во времени (географическое положение, наличие природных ресурсов, квалифицированной рабочей силы, баз НИОКР, размер потребительского рынка, качество инфраструктуры).

Примечательно, что относительная значимость последней группы факторов составляет 5-30%, в то время как приоритетное значение получает первая группа факторов. При этом инвесторами были озвучены основные факторы, не позволяющие регионам стать инвестиционно привлекательными даже в среднесрочной перспективе:

- отсутствие четкой инвестиционной программы [4] и нацеленности на привлечение иностранных инвестиций;

- отсутствие примеров успешной реализации инвестиционных проектов;

- непрозрачность и нечеткость административного процесса работы с инвесторами;

- несовершенство и постоянная изменчивость нормативно-правовой базы;

- предоставление налоговых и иных льгот, связанное с соблюдением инвесторами необоснованных критериев (в частности, предоставление льгот только при условии размещения центрального офиса компании-инвестора в регионе)

- предоставление неэффективных льгот (в частности освобождение от налога на прибыль неактуально для начинающего бизнес инвестора, поскольку первые несколько лет деятельности наверняка будут убыточны).

Региональная неравномерность инновационной активности

Огромное значение для инновационной активности предприятий имеет наличие кооперационных связей, которые позволяют получить знания, информацию, ресурсы. Статистика свидетельствует о том, что российские предприятия ориентируются на свой потенциал: используют собственные ресурсы, создают маркетинговые, технологические, производственные подразделения. Однако из-за недостаточной развитости корпоративного научного сектора и ассиметрии информации их инновационная активность не может быть эффективной и реализуемые проекты не находят своих потребителей на рынке.

Проблема заключается также в том, что практически отсутствует взаимодействие российских предприятий с информационно-консалтинговыми компаниями, призванными информировать о научно-технологических тенденциях. К тому же российские предприятия, как правило, ориентированы на краткосрочную эффективность, не всегда способны отыскать баланс экономических интересов и потому осуществляют мало совместных инновационных проектов.

Партнерство чаще всего возникает с производителями материалов, сырья и комплектующих, но оно не создает принципиально новых продуктов. Размещение заказов на инновационные исследования в сторонних организациях также характерно лишь для части предприятий, причем, как показывает практика, чаще всего осуществляется предприятиями, у которых уже есть собственные инновационные наработки. Проблемы возникают также в связи с тем, что российские предприятия технологически не готовы адаптировать инновационные продукты к своему производству.

В настоящее время, для России характерна значительная региональная неравномерность инновационной активности, поскольку концентрация ключевых факторов инновационного развития (экономическая инфраструктура, уровень образования и др.), неодинакова в различных регионах. В России инновационная активность свойственна наиболее экономически развитым городам (Санкт-Петербург, Москва) и регионам, которые исторически обладали развитым высокотехнологичным производством (Томская область, Московская область), а также регионам с запасами природных ресурсов (Татарстан, Красноярский край, Иркутская область).

Вывод

В настоящее время основной проблемой инновационного развития предприятий России является неразвитость рынка инноваций (как низкий спрос на инновационную продукцию со стороны предприятий, так и недостаточное их предложение), который формируется под сильным влиянием вышеперечисленных ключевых факторов.

В целом современную российскую модель инновационного развития можно назвать имитационной, то есть не ориентированной на создание принципиально новых продуктов или технологий, а основанной на приобретении зарубежных технологий или сразу готовых продуктов.


Источники:

1. Карпусь Н.П. Государственная поддержка инновационно-инвестиционной деятельности агробизнеса в России. – М.: Вестник РУДН. Серия «Экономика», №1.- С.37-45.
2. Инновационное развитие ― основа модернизации экономики России (национальный доклад) – М.: ИМЭМО РАН, 2008. – С. 37
3. Басангова К. М. Анализ региональных возможностей для привлечения инвестиций. – М.: Проблемы современной экономики, N 1 (33), 2010.- С.1
4. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года ― Минэкономразвития России, 2010 (Программа инновационного развития).
5. Привлечение прямых иностранных инвестиций в регионы России ― Международный совет по сотрудничеству и инвестициям при РСПП, консалтинговая компания КПМГ Лимитед (исследование), 2010.
6. Батьковский А.М., Мерзлякова А.П. Оценка инновационных стратегий предприятия // Вопросы инновационной экономики. — 2011. — № 7 (7). — c. 10-17. — http://www.creativeconomy.ru/articles/14558/
7. Новиков А.В. Инновационное проектирование производственных систем // Креативная экономика. — 2012. — № 1 (61). — c. 57-61. — http://www.creativeconomy.ru/articles/15306/

Страница обновлена: 15.07.2024 в 01:16:11