Экономическая безопасность России: риски инвестиционной привлекательности

Земсков В.В.1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Статья в журнале

Экономическая безопасность
Том 2, Номер 3 (Июль-сентябрь 2019)

Цитировать:
Земсков В.В. Экономическая безопасность России: риски инвестиционной привлекательности // Экономическая безопасность. – 2019. – Том 2. – № 3. – С. 179-187. – doi: 10.18334/ecsec.2.3.100636.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=42918054
Цитирований: 1 по состоянию на 06.02.2021

Аннотация:
В работе рассмотрена экономическая безопасность России в контексте рисков инвестиционной привлекательности. Сделан вывод, что одним из основных направлений инвестиций в России является участие государства в финансировании социально значимых проектов. При этом основной задачей в данном бизнес-процессе является обеспечение полной прозрачности финансовой системы и движения финансовых потоков.

Ключевые слова: экономическая безопасность, риски, инвестиции, инвестиционная привлекательность



В последние годы Россия находится на этапе структурных реформ, связанных с наличием диспропорций между отраслями экономики, уровнями государственного и корпоративного управления финансами. Однако реформирование, имеющее целью формирование рыночной хозяйственной системы и правового демократического государства, осуществляется порой весьма противоречиво и даже болезненно. «Одной из основных причин, тормозящих созданию эффективной экономики, ориентированной на обеспечение конкурентоспособности национальной экономики государства и общества, их защищенности от экономических угроз, является снижение инвестиционной привлекательности из‑за нестабильности финансовой системы России» [4, с. 33]. Все это породило необходимость разработки дополнительных стимулов для привлечения инвестиций, как от зарубежных, так и отечественных инвесторов в целях обеспечения финансовой безопасности России.

Под инвестиционной привлекательностью в контексте данного исследования понимается потенциальная возможность экономики страны и регионов привлекать свободные инвестиционные средства для получения экономического эффекта, как со стороны субъектов управления, так и со стороны инвесторов.

Опыт современной мировой экономики показывает, что «основными факторами инвестиционной привлекательности являются:

- стабильные макроэкономические показатели (риск-индикаторы, характеризующие общеэкономические показатели);

- сбалансированная денежно-кредитная политика регулятора;

- развитая инфраструктура (доступность к средствам коммуникации, информационная безопасность, доступные транспортные пути);

- наличие высоких квалифицированных кадров;

- низкий уровень коррупции;

- неагрессивная налоговая политика государства и др.» [3, с. 70].

Анализ показателя прямых инвестиций в экономику России позволяет выделить основную тенденцию сегодняшнего дня – сокращение объема прямых инвестиций, который отражен в таблице 1.

Таблица 1.

Прямые инвестиции Российской Федерации, млн долл. США

Показатели
I квартал
2017
II квартал
2017
III квартал
2017
IV квартал
2017
2017
I квартал
2018
Прямые инвестиции
3 400
- 5 207
1 709
10 462
10
365
6 225
За границу
8 680
7 807
9 856
12 704
39
049
13 270
В Россию
5 280
13 014
8 147
2 242
28
684
7 045

Источник: Банка России. Режим доступа: http://www.cbr.ru/statistics/.

Как видно из таблицы 1, в I квартале 2017 объем инвестиций, вывезенных за границу, составил 8 680 млн долл. США, а уже в I квартале 2018 – 13 270 млн долл. США. При этом снижалась доля прямых иностранных инвестиций в экономику России. Данные о снижении доли прямых иностранных инвестиций приведены на рисунке 1.

Как видно из рисунка 1, по сравнению с 2016 годом в 2017 доля иностранных инвестиций снилась с 10,74 % до 9,52 %. Наивысшее значение этой доли было в 2011 году. Снижение доли иностранных инвестиций в экономику России объясняется ужесточением санкционного давления ряда европейских стран и США.

http://journalpro.ru/upload/medialibrary/6ad/6adc84943304039ec300b795b786ee47.png

Рисунок 1. Доля иностранных инвестиций

Источник: Банка России. Режим доступа: http://www.cbr.ru/statistics.

«По мнению иностранных инвесторов, инвестиционный климат в России ощущает внешнее давление со стороны западных стран и США в виде введения ограничительных мер во внешней торговле, санкций на привлечение иностранных заемных средств на глобальном финансовом рынке, что негативно повлияло на рост расходов по обслуживанию внутренних заемных средств, ухудшению макроэкономической ситуации в России, повышению инфляции, нестабильному курсу рубля» [6].

Кроме внешних ограничений на инвестиционную привлекательность России отрицательно также влияют внутренние факторы. К ним можно отнести «проблемы, связанные с государственным управлением и излишней бюрократизацией на федеральном и региональных уровнях управления, несбалансированной экономической политикой» [2, с. 96].

Анализ мнений иностранных инвесторов показывает, что 77 % опрошенных респондентов считают, что основным фактором, снижающим инвестиционную привлекательность, является частые изменения нормативно-правового поля, а 90 % респондентов считают текущую ситуацию неблагоприятной для осуществления инвестиций. Иностранные инвесторы выступают за введение моратория на разработку и вступление в силу новых законодательных инициатив, существенно меняющих условия ведения бизнеса в России.

Мероприятия по «дорожной карте», направленные на улучшение инвестиционной привлекательности, были рассмотрены на Государственном совете Российской Федерации, организованном в конце 2017 года. Участники отметили, что непременным условием ускоренного развития экономики является активизация инвестиционной деятельности и создание комфортных условий для ведения бизнеса, как на федеральном, так и региональном уровнях.

Основными инструментами повышения инвестиционной привлекательности стали:

- реализация мероприятий Национальной предпринимательской инициативы по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации («дорожные карты» НПИ), направленных на улучшение инвестиционного климата в России – упрощение, удешевление, ускорение процедур ведения бизнеса;

- внедрение Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе, предполагающего создание в субъектах Российской Федерации ключевых институтов и инструментов содействия и развития инвестиционной деятельности;

- проведение Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации, имеющего целью оценку усилий региональных властей по созданию благоприятных условий ведения бизнеса и выявление лучших практик.

«В целях повышения инвестиционной привлекательности Правительством Российской Федерации было разработано и утверждено 12 мероприятий («дорожных карт»), реализация которых направлена на повышение качества среды для бизнеса» [1].

1. Оптимизация процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

2. Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства.

3. Повышение доступности энергетической инфраструктуры.

4. Повышение качества услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества, регистрации прав на него и сделок с ним.

5. Повышение качества регуляторной среды для бизнеса.

6. Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики.

7. Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта.

8. Совершенствование таможенного администрирования.

9. Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием.

10. Совершенствование оценочной деятельности.

11. Совершенствование налогового администрирования.

12. Совершенствование корпоративного управления.

Таким образом, совокупность мероприятий, представленных в «дорожной карте» представляют собой взаимоувязанный комплекс мер, направленных на то, чтобы повысить инвестиционную привлекательность ведения бизнеса в России путем согласования интересов государства, общества и бизнеса.

По данным Агентства стратегических инициатив, благодаря Национальной предпринимательской инициативе, исключены 50 избыточных административных процедур, совокупная продолжительность прохождения по которым занимала 435 дней. В частности, с 2012 по 2017 год срок регистрации собственности сокращён с 43 до 13 дней, регистрации предприятий с 30 до 10 дней, подключение к электросетям сократилось с 281 до 83 дней. а «с 2015 по 2017 год время на подготовку документов и прохождение границы при экспорте товаров сократилось со 139 до 97 часов» [7].

В настоящее время приоритетными отраслями экономики Росси для привлечения инвестиций являются энергетика, промышленность, сельское хозяйство и машиностроение, здравоохранение и спорт.

По мнению одного из управляющих Всемирным Банком главным инвестиционным приоритетом в настоящее время в России, является, прежде всего, частный сектор. «Потенциал этого сегмента для инвестиций огромен, а сам сегмент в значительной степени обойден вниманием инвесторов, как международных, так и внутренних» [5, с. 58].

Одним из основных направлений инвестиций в России является участие государства в финансировании социально значимых проектов. При этом основной задачей в данном бизнес-процессе является обеспечение полной прозрачности финансовой системы и движения финансовых потоков.

Отдельно стоит отметить проявленный интерес со стороны зарубежных стран к региональным инвестиционным проектам России, связанным с развитием сельскохозяйственной отрасли. Например, такие страны, как Франция, Бельгия, Нидерланды на период до 2025 года собираются реализовать строительство крупных ферм по развитию мясного и молочного хозяйства в таких регионах России, как Саратовская, Пензенская, Тамбовская, Липецкая, Воронежская области.


Источники:

1. Распоряжение Правительства РФ от 31.01.2017 № 147-р (ред. от 31.12.2018) «О целевых моделях упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации». Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_212324/.
2. Гельвановский М.И., Колпакова И.А., Лев М.Ю., Биляк С.А. Государственная ценовая политика как фактор экономической безопасности в системе мер по стимулированию экономического роста. Вестник Института экономики Российской академии наук. 2015. № 6. С. 96.
3. Земсков В.В., Ротарь М.А. Влияние финансового регулирования на инвестиционную привлекательность Российской Федерации. Финансовая жизнь. 2019. № 2. С. 70.
4. Лещенко Ю.Г. Кластеризация экономики как фактор региональной экономической безопасности. Микроэкономика. 2017. № 4. С. 33.
5. Чернышевский А.А. Международные инвестиционные проекты в России // Молодой учёный. – 2017. № 8. С. 58.
6. Инвестиционный климат в России: мнение иностранных инвесторов // EY. Совершенствую бизнес, улучшаем мир. URL: http://www.ey.com/ru/ru/services/strategic-growth-markets/ey-investment-climate-in-russia-foreign-investor-perception.
7. Информационный портал. [Электронный ресурс]. URL http://www.kremlin.ru/events/president/news/56511.

Страница обновлена: 19.04.2021 в 13:44:59