Отечественные и зарубежные нормы технико-экономического обоснования инвестиционного проекта в форме капитальных вложений

Гужев Д.А.1
1 АНО ВО «Университет БРИКС (ЮниБРИКС)»

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 12, Номер 8 (Август 2022)

Цитировать:
Гужев Д.А. Отечественные и зарубежные нормы технико-экономического обоснования инвестиционного проекта в форме капитальных вложений // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – Том 12. – № 8. – С. 2261-2278. – doi: 10.18334/epp.12.8.115214.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=49379646

Аннотация:
Актуальность исследования обусловлена тем, в современном отечественном законодательстве отсутствует четко сформулированная норма технико-экономического обоснования инвестиционного проекта, как юридическая, так и техническая. Целью настоящей работы является анализ современных отечественных и зарубежных подходов к определению технико-экономического обоснования инвестиционного проекта. Автором проанализированы отечественные и зарубежные юридические и технические нормы, литература и обычаи делового оборота, исследования современных авторов по вопросу технико-экономического обоснования инвестиционного проекта. Автором сделаны следующие выводы: в отечественном законодательстве отсутствует норма технико-экономического обоснования инвестиционного проекта: как дефинитивная на уровне федеральных законов и подзаконных нормативно-правовых актов, так и техническая, на уровне актов технического регулирования. В зарубежных практиках, понятия, соответствующие отечественному понятию технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта, сформулированы в актах технического регулирования. Автором предложено определение технико-экономического обоснования инвестиционного проекта, а также проект технической нормы в отечественные акты технического регулирования. Результаты исследования могут быть использованы отечественными практиками реализации инвестиционных проектов, вне зависимости от источников финансирования.

Ключевые слова: технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта, инвестиционный проект, правовое регулирование технико-экономического обоснования инвестиционного проекта, показатели эффективности инвестиций

JEL-классификация: G31, K15, O11



Введение

Технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта (далее – ТЭО) является важнейшим этапом жизненного цикла реализации инвестиционного проекта в форме капитальных вложений. На рассматриваемом этапе заказчик принимает решение о реализации инвестиционного проекта и утверждает основные параметры его реализации, как технические, так и финансово-экономические, в том числе показатели эффективности инвестиций. При реализации инвестиционных проектов в современных отечественных условиях объем инвестиций, необходимый для возведения объекта, увеличивается от момента принятия управленческого решения заказчиком о начале реализации проекта вплоть до ввода объекта в эксплуатацию, завершенного строительством и постановкой вновь созданного объекта недвижимости на бухгалтерский учет.

В России рост объема инвестиций для строительства зависит от множества факторов: макроэкономических, политических, в последние три года – и санитарно-эпидемиологических, связанных с запретами и ограничениями для противодействия распространению новой коронавирусной инфекции COVID-19. В качестве меры, позволяющей завершить строительство объектов, финансируемых за государственный счет из бюджетов разных уровней, а также объектов с государственным софинансированием, законодатель выпустил нормативно-правовой акт – постановление Правительства Российской Федерации от 09.08.2021 № 1315 «О внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации» [1] (далее – ППРФ № 1315). В преамбуле ППРФ № 1315 указано, что в связи с существенным увеличением в 2021 году цен на строительные ресурсы в настоящем постановлении заложен правовой механизм, позволяющий госзаказчикам заключить дополнительное соглашение с подрядчиком, увеличивающее стоимость работ по контракту, в том числе в 2022 году. После начала специальной военной операции на Украине и беспрецедентных санкций стран коллективного Запада вопрос превышения фактического объема инвестиций от запланированного при реализации инвестиционных проектов значительно обострился.

Отечественные ученые и практики реализации инвестиционных проектов посвятили вопросу увеличения объема инвестиций для возведения объектов достаточно исследований. Следует отметить работы Бабкина А.В., Ташенова Л.В. [1] (Babkin, Tashenova, 2020), Баронина С.А., Янкова А.Г., Лунякова М.А. [2] (Baronin, Yankov, Lunyakov, 2015) и другие исследования.

При этом перерасчет показателей эффективности инвестиций в связи с увеличением объема инвестиций в форме капитальных вложений, рассчитанных, как правило, однократно на этапе ТЭО, не проводится, и создается искусственное улучшение показателей эффективности инвестиций от фактических затрат, реально понесенных заказчиком на возведение вновь созданного объекта недвижимости – объекта основных фондов. Таким образом, именно при разработке ТЭО как начального этапа жизненного цикла инвестиционного проекта следует предусматривать механизмы, позволяющие увеличить точность оценки потребного объема инвестиций для реализации инвестиционного проекта.

В целях всестороннего изучения ТЭО стоит первоначально уточнить, что под ним понимается, то есть выяснить наличие общепринятой формулировки. При этом представляется целесообразным выполнить раздельный анализ формулировки: приведенной в нормативно-правовой базе (как отечественной, так и зарубежной) и используемой в обычаях делового оборота и сложившейся практике. Целью работы является анализ отечественных и зарубежных подходов к определению технико-экономического обоснования инвестиционного проекта. Научная новизна работы заключается в предложении авторской формулировки технико-экономического обоснования инвестиционного проекта и ее закреплении в качестве технической нормы в отечественных актах технического регулирования.

Материалы и методы исследования

В настоящем исследовании использованы общепринятые научные методы анализа и синтеза информации. Выполнен анализ российского законодательства формально-юридическим методом на предмет наличия сформулированной нормы «технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта» (как юридических норм, так и технических). Рассмотрены определения термина, изложенные в современных отечественных и зарубежных словарях. Исследована деловая отечественная практика в части использования понятия «технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта» при реализации инвестиционных проектов. Проанализирована зарубежная практика к определению термина, в актах технического регулирования, а также подходы к его применению зарубежных современных авторов при реализации инвестиционных проектов. В исследовании также выполнен сравнительный анализ отечественных и зарубежных технических норм ТЭО, приведенных в зарубежных актах технического регулирования, и предложена авторская формулировка ТЭО в качестве отечественной технической нормы в акты технического регулирования.

Результаты и обсуждение

Прежде чем анализировать законодательство, целесообразно рассмотреть формулировку «технико-экономическое обоснование», приведенную в общеиспользуемых современных словарях, при инвестиционной деятельности.

Таблица 1

Технико-экономическое обоснование в современных словарях (перевод автора)

Современный экономический словарь [2]
Технико-экономическое обоснование – анализы, расчеты, оценки экономической целесообразности осуществления предлагаемого проекта строительства
Cambridge Dictionary [3] (авторский перевод)
Технико-экономическое обоснование (Feasibility study) – изучение и исследование, и проверка, будет ли запланированный проект успешным
Oxford Dictionary [4] (авторский перевод)
Технико-экономическое обоснование (Feasibility study) – возможность и вероятность достижения запланированного проекта
Источники: Современный экономический словарь. URL: https://www.dic.academic.ru (дата обращения: 27.07.2022); Cambridge Dictionary URL: https://www.dictionary.cambridge.org (дата обращения: 27.07.2022); Oxford Dictionary URL: https://www.oxfordlearnsdictionaries.com (дата обращения: 27.07.2022).

Отечественные исследователи Дегтярев А.Е., Дегтярева К.Ю. в своей работе [3] (Degtyarev, Degtyareva, 2020) выполнили сравнительный анализ термина ТЭО, приведенного в различных словарях, не рассматриваемых автором.

На основании определений, указанных в различных словарях, возможно сделать обобщающий вывод, что технико-экономическое обоснование – это некий документ, на основании которого принимается управленческое решение об осуществлении проекта.

Анализ отечественного законодательства на предмет дефинитивной нормы «технико-экономическое обоснование инвестиций»

Федеральные законы

Инвестиционная деятельность в форме капитальных вложений в отечественном праве, на уровне специальных федеральных законов, регулируется Федеральным законом № 39-ФЗ от 26.02.1999 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» [5] (далее – 39-ФЗ) и Федеральным законом № 69-ФЗ от 01.04.2020 «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации» [6] (далее – 69-ФЗ).

В обоих законах технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта (инвестиций) как дефинитивная норма не сформулирована.

Подзаконные нормативно-правовые акты

В различных подзаконных нормативно-правовых актах, выпущенных законодателем в развитие 39-ФЗ и 69-ФЗ, ТЭО как понятие не сформулировано, однако в некоторых указанных документах поименовано понятие ТЭО без его формулировки. Также в некоторых рассматриваемых документах установлены и сформулированы понятия, близкие к ТЭО.

Таблица 2

Технико-экономическое обоснование в отечественных подзаконных нормативно-правовых актах


п/п
Нормативно-правовой
акт
Реквизиты нормативно-
правового акта
Реквизиты в акте / наименование термина, понятия, близкого к ТЭО
1
Постановление правительства РФ [7]
(далее – ППРФ № 590)
№ 590 от 12.08.2008
п. 13 / обоснование экономической целесообразности осуществления капвложений
2
Постановление правительства РФ [8]
(далее – ППРФ № 382)
№ 382 от 30.04.2013
п. 16 б) / обоснование экономической целесообразности капитальных вложений
3
Приказ Минэкономразвития России [9] (далее – Приказ № 199)
№ 199 от 02.04.2014
Паспорт инвестиционного проекта
4
Методические рекомендации [10] (далее – Методика № 477)
№ ВК 477 от 21.06.1999
ТЭО упоминается в документе 11 раз, определение отсутствует
5
Методические рекомендации [11]
(далее МДС № 11–4.99)
МДС № 11–4.99 от 15.03.1997
Определение ТЭО отсутствует
6
Постановление правительства РФ [12]
(далее – ППРФ № 563)
№ 563 от 12.05.2007
п. 2 / обоснование инвестиций в строительство
Источник: Правовая система «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 27.07.2022).

В пункте 13 ППРФ № 590 присутствуют требования к обоснованию экономической целесообразности осуществления капвложений, таким образом, косвенно законодатель под этим термином понимает как близкий к ТЭО, хотя обоснование экономической целесообразности осуществления капитальных вложений входит в состав дефинитивной нормы «инвестиционный проект», установленной ст. 1 39-ФЗ.

Пунктом 16 б) Положения по ППРФ № 382 предусмотрена разработка обоснования экономической целесообразности капитальных вложений в соответствии с пунктом 13 ППРФ № 590, рассмотренного выше.

В Приказе № 199 установлено описание инвестиционного паспорта, закреплено требование о наличии в паспорте инвестиционного проекта сметной стоимости объекта, подтвержденной экспертизой, а вопросы ТЭО не оговорены.

В Методике № 477 понятие «технико-экономическое обоснование (инвестиций)» (ТЭО) присутствует 11 раз, но при этом ему не дано определение, а само понятие ТЭО, указанное в Методике № 477, понятийно используется как некий этап реализации инвестиционного проекта. При этом следует отметить, что сама Методика № 477 утверждена в 1999 году и по состоянию на настоящее время значительно устарела как морально, так и нормативно, особенно в части соответствия действующему законодательству, регламентирующему инвестиционную деятельность, и требует детальной корректировки, а возможно, и полной замены, выпуска новой методики по оценке эффективности инвестиционных проектов, выполненной с учетом современного законодательства и современных достижений как науки, так и техники (имеется в виду применение различных программных комплексов для расчета установленных параметров финансовой модели реализации инвестиционного проекта, в том числе бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств и т.д.).

К выводу о необходимости разработки новой методики взамен Методики № 477 также пришли авторы М.А. Федотова, О. Лосева в своей работе [4] (Fedotova, Loseva, 2019).

Среди множества нормативных правовых актов, ожидающих своего часа в рамках «законодательной гильотины», существует любопытный документ, применяющийся в части, не противоречащей действующему законодательству: МДС 11–4.99. В нем описана методология проведения экспертизы ТЭО, но при этом, как и в других нормативных правовых актах, не приведено определение технико-экономического обоснования, а само ТЭО понимается, так же как и в Методике № 477, как некий этап реализации инвестиционного проекта.

Обоснование инвестиций регулируется ППРФ № 563, в пункте 2 приведено определение обоснования инвестиций в строительство, однако в этом определении (в основном описывающем требования к документу как к проекту здания как таковому) вообще не отражены вопросы экономической эффективности инвестиций.

Таким образом, на уровне подзаконных нормативно-правовых актов норма «технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта (инвестиций)» не сформулирована.

Акты технического регулирования

Законодатель в лице Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) в течение последних пяти лет утвердил несколько актов технического регулирования (ГОСТ Р), устанавливающих технические нормы, имеющих отношение к ТЭО.

В частности, с 01.01.2022 вступил в действие ГОСТ Р 58917–2021 «Технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта промышленного объекта. Общие требования» [13] (далее – ГОСТ 58917). В документе установлены требования к порядку разработки ТЭО, тем не менее техническая норма как таковая не сформулирована. Вместе с тем в документе указано, что термины и определения следует понимать в соответствии с двумя ссылочными ГОСТ: ГОСТ Р 58179 «Инжиниринг в строительстве. Термины и определения» [14] (далее – ГОСТ 58917), ГОСТ Р 58916 «Технологический инжиниринг и проектирование. Термины и определения» [15].

В обоих приведенных стандартах техническая норма ТЭО не установлена, термин «технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта» не сформулирован.

Таким образом, законодатель на всех юридических уровнях правового регулирования: федеральные законы, нормативно-правовые акты, акты технического регулирования, регламентирующих инвестиционную деятельность в форме капитальных вложений, не сформулировал норму «технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта».

ТЭО в работах современных отечественных исследователей

Современные отечественные исследователи вопросам ТЭО посвятили достаточное число работ и исследований. По мнению автора, следует отметить работы Щербаковой Е.А., Фирцевой С.В., Остапчук Е.Г. [5] (Sherbakova, Firceva, Ostapchuk, 2019), Журавлева П.А., Марукяна А.М. [6] (Zhuravlev, Marukyan, 2020), Тамера О.С. [7] (Tamer, 2020) и другие исследования. Следует отметить, что вопрос технико-экономического обоснования инвестиционного проекта в последнее время внедряется и в систему отечественного высшего профессионального образования, например, вопросы ТЭО разбираются в учебном пособии для вузов 2020 года издания [8] (Voroncovskyi, 2020). Современные отечественные исследователи в основном понимают ТЭО как термин, близкий к вышеприведенному в Современном экономическом словаре.

Современные зарубежные нормативно-правовые акты и акты технического регулирования по технико-экономическому обоснованию инвестиционных проектов

Общепринятым международным подходом, ставшим классическим к определению эффективности инвестиций, при оценке инвестиционного проекта является подход, предлагаемый специализированным агентством ООН по промышленному развитию (ЮНИДО). В части вопросов ТЭО – «Руководство по подготовке промышленных технико-экономических исследований» [16] (далее – Руководство ЮНИДО), опубликованное в 1978 году и изданное в России впервые в 1995 году. В части второй Руководства ЮНИДО подробно рассматривает вопросы формирования ТЭО. Стоит отметить, что сам термин ТЭО как таковой в документе не сформулирован.

Акты технического регулирования

Рассматривая зарубежный опыт и подход в инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений, принятый, в частности, в Соединенных Штатах, развитых странах Запада, а также в ряде других стран, следует упомянуть методические документы, разрабатываемые Международной ассоциацией развития стоимостного инжиниринга (AACE International). Международная ассоциация развития стоимостного инжиниринга является некоммерческой организацией со штаб-квартирой в Калгари, Альберта, Канада и крупнейшим в мире сообществом профессионалов в области стоимостного инжиниринга, а выпускаемые ассоциацией документы являются высококомпетентными рекомендациями, методами и подходами для организации работ, в том числе по формированию технико-экономического обоснования инвестиционного проекта.

AACE International разработала International Recommended Practice No. 10S-90 «COST ENGINEERING TERMINOLOGY» [17] (rev. September 30, 2021) (далее – IRP No. 10S-90) – Международную рекомендованную практику № 10S-90 «Технико-экономическая терминология» – действующая редакция от 30.09.2021. По своей правовой природе IRP No. 10S-90 соответствует отечественным актам технического регулирования, устанавливая технические нормы.

В ходе настоящего исследования автор подготовил выборку терминов IRP No. 10S-90, имеющих отношение к вопросу технико-экономического обоснования инвестиционного проекта.

Таблица 3

Выборка терминов IRP No. 10S-90 (перевод автора)



п/п
№ страницы
IRP No. 10S-90

Термин

Авторский перевод
1
19
Business Case
Экономическое обоснование. Определение проектных или иных инвестиционных обоснований в целях принятия управленческого решения. В зависимости от критериев принятия управленческого решения, как правило, включает в себя описание целей, планируемых результатов, потребных времени и затрат, основных технических решений, в том числе по вопросам безопасности, качества, других характеристик на предмет их соответствия рассматриваемого инвестиционного проекта требованиям целям планируемого бизнеса. Может включать информацию о возможных рисках реализации инвестиционного проекта, конкурентном воздействии, потребности в ресурсах, влиянии организации, ключевых показателях эффективности (особенно рентабельности) и критических факторах успешной реализации инвестиционного проекта
2
27
Concept Phase
Концептуальная стадия. Первая стадия (этап) проекта, в котором рассматривается необходимость, оцениваются альтернативы, устанавливаются цели и задачи проекта и определяется инвестор
3
41
Definition Phase
Стадия определения. Ранняя стадия жизненного цикла проекта, на которой определяется объем потребных инвестиций
58
Front End
Начальная стадия
Стадия планирования
В IRP No. 10S-90 указаны как синонимы
термина Definition Рhase, без определения
90
Planning Phase
4
44
Design & Development
phase
Стадия проектирования и разработки. Стадия жизненного цикла проекта, которая включает разработку подробных технических, экономических и организационных решений с возможностью их оптимизации путем моделирования
5
44
Design Development
Стадия разработки проекта. Процесс определения и проверки технических решений на соответствие требованиям концептуального проектирования, проводится с новым уровнем детализации (по сравнению с концептуальным проектированием), но не так глубоко, как на стадии детального проектирования. В зависимости от размера и характеристик проекта может быть отдельным этапом жизненного цикла проекта
Источник: International Recommended Practice No. 10S-90 «COST ENGINEERING TERMINOLOGY». URL: https://www.aace.org (дата обращения: 27.07.2022).

Таким образом, в IRP No. 10S-90 сформулированы термины и даны их определения (технические нормы), близкие к отечественному понятию «технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта». Стоит отметить, что концептуально подходы, реализованные в IRP No. 10S-90, близки к отечественным в том смысле, что круг терминов, ориентировочно эквивалентных отечественному понятию «технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта», описывает скорее требования к формируемым документам и процессный подход. В определении термина Business Case (экономическое обоснование), введенного в IRP No. 10S-90 в июне 2007 года, отражена необходимость предусматривать выполнение финансово-экономических расчетов, в том числе эффективности инвестиций, особенно рентабельности, и предусматривать риски (с их ранжированием) при реализации инвестиционных проектов.

По мнению автора, среди технических норм, установленных IRP No. 10S-90, максимально соответствуют отечественному понятию «технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта» Business Case и Concept Phase, так как на этих ранних этапах жизненного цикла реализации инвестиционного проекта предусматривается схожий набор требований к разрабатываемому перечню документов, установленному в отечественных документах: подзаконном нормативно-правовом акте ППРФ № 590, акте технического регулирования ГОСТ Р 58917–2021. Среди них стоит отметить наличие цели проекта, результата проекта, как в техническом смысле, так и в финансово-экономическом, анализа выгод и затрат и так далее.

Современные зарубежные исследования технико-экономического обоснования инвестиционного проекта

Вопросам Feasibility study при реализации инвестиционных проектов зарубежные исследователи уделили достаточно внимания в своих работах.

Например, в статье авторов П.Б. Маске, А.К. Гайквад [9] (Maske, Gaikwad, 2021) рассмотрены вопросы финансово-экономических расчетов, проводимых при ТЭО, в том числе калькуляции NPV и IRR на примере реализации инвестиционно-строительного проекта по возведению жилого комплекса, состоящего из четырех секций с различной планировкой квартир.

В работе авторов К. Арга, Б.С. Сяфванди [10] (Arga, Syafwandi, 2021) на примере реализации проекта по строительству железной дороги в порту Индонезии изложены подходы к финансовым расчетам ТЭО: выполнены расчеты финансовой осуществимости проекта (методом затрат и выгод), вычислена точка безубыточности, IRR и иные показатели эффективности инвестиций.

В исследовании бразильских авторов Л.М. Бузатто, В. Вильсон дос Сантос, Ж. Р. М. Р. Гонкальвес [11] (Buzatto, Wilson dos Santos, Goncalves, 2020) рассмотрены вопросы ТЭО вторичного использования утилизированных автошин в гражданском строительстве.

Статья авторов М.Х. Ахмади, А.Р. Химаван [12] (Akhmadi, Himawan, 2021) раскрывает определение расчетов ТЭО по финансовой осуществимости инвестиционного проекта по строительству новой автомобильной дороги в связи с планами по переносу столицы Индонезии из Джакарты в провинцию Восточный Калимантан в 2024 году в рамках государственно-частного сотрудничества. В статье выполнено финансово-экономическое моделирование, рассчитан NPV в трех сценариях реализации проекта.

В исследовании А.Ж. Ану, Б. Апарна, П. Аравинд, А.М. Биной [13] (Anu, Aparna, Aravind, Binoy 2019) выполнен финансово-экономический анализ осуществимости ТЭО на примере ирригационного малого проекта.

Вопросам Business Case, Concept Phase, Definition Phase, Front End, Planning Phase, Design and Development Phase, Design Development (то есть технико-экономического обоснования инвестиционного проекта в отечественном понимании) при реализации инвестиционных проектов посвящено достаточное количество работ современных зарубежных исследователей.

Например, в статье группы авторов А. Суммо, Д. Аках [14] (Sammo, Ackah, 2019) рассмотрены финансово-экономические вопросы реализации инвестиционных проектов на примере знакового для Западной Европы и уникального в общемировом масштабе, успешно реализованного инвестиционного проекта (Евротоннель под проливом Ла-манш между Великобританией и Францией).

В указанной статье авторами подробно рассмотрены вопросы в том числе важности выполнения на начальных стадиях реализации инвестиционного проекта (Front End, Business Case) – то есть на стадии технико-экономического обоснования инвестиций, в отечественном понимании, финансово-экономических расчетов, в том числе заданных показателей эффективности инвестиций, риск-менеджмента и финансового моделирования.

В опубликованной статье группа авторов А. Окланд, Н. Олссон, М. Венстад [15] (Okland, Olsson, Venstad, 2021) рассмотрела на примере крупных, с государственным софинансированием, выполняемых в Норвегии инвестиционных проектов железнодорожной инфраструктуры, вопросы прогнозирования устойчивости финансово-экономических показателей инвестиционных проектов, выполняемых на ранней стадии их осуществления. Фактическим материалом для исследования послужили данные по реализации десяти крупных инвестиционных проектов железнодорожной инфраструктуры Норвегии.

В работе группы исследователей А. Аналоро, Г. Салвалай, Л. Тсо, Г. Паолетти [16] (Analoro, Salvalai, Tso, Paoletti, 2021) рассмотрен вопрос финансовых рисков при проведении реконструкции (реновации) коммерческих офисных зданий. В указанной статье авторы выполнили декомпозицию процесса реконструкции в целях повышения энергоэффективности коммерческих зданий и предложили инновационный подход по определению финансовых рисков для процесса принятия решений об инвестировании на ранней стадии реализации инвестиционного проекта.

Вопросу рационального планирования ресурсов, в том числе финансовых, посвящена работа группы авторов Ж.Д. Гарсиа-Ниевис, Ж.Л. Понз-Тиенда, А. Сальцедо-Бернал [17] (Garcia-Nieves, Ponz-Tienda, Salcedo-Bernal, 2018). В работе рассмотрены вопросы применения математических моделей оптимизации применения ресурсов при реализации инвестиционных проектов также на ранних стадиях реализации в целях достижения заданных показателей эффективности использования финансовых ресурсов.

В опубликованной работе группы авторов С.А.П. Соарес, М.А. Магалхаес, Л.Р.М. Баррока, М.О. Диас [18] (Soares, Magalhaes, Barroca, Dias, 2020) рассмотрены вопросы реалистичной оценки объемов инвестиций, потребных для реализации инвестиционного проекта. В работе рассмотрены различные классические методы управления инвестиционным проектом и предложен метод управления бюджетом проекта, основанный на синтезе существующих подходов, позволяющий достигать установленных показателей эффективности инвестиций.

В статье группы авторов Р.А. Оейо, С.М. Рамбо, А. Ндриту [19] (Oyieyo, Rambo, Ndiritu, 2020) на примере реализации одного из инвестиционных проектов государственно-частного партнерства по строительству ГЭС в Кисуму (Кения) рассмотрен круг вопросов. Среди них рассмотрены вопросы повышения эффективности применения ограниченных финансовых ресурсов с целью непревышения установленных на начальном этапе реализации инвестиционного проекта финансово-экономических показателей, в том числе планируемого объема инвестиций.

Таким образом, современные зарубежные исследователи уделяют достаточно внимания вопросам исследования Feasibility study, Business Case, Concept Phase, Definition Phase, Front End, Planning Phase, Design and Development Phase, Design Development, то есть технико-экономического обоснования инвестиционного проекта в отечественном понимании, в том числе в части важности разработки инновационных подходов к определению потребных объемов инвестиций на ранних стадиях реализации инвестиционных проектов, методологии их калькуляции, ранжирования рисков и другим вопросам, связанным с финансово-экономическими расчетами показателей эффективности инвестиций.

Заключение

В ходе выполнения настоящего исследования автором показана исключительна роль технико-экономического обоснования инвестиционного проекта как важнейшего этапа жизненного цикла его реализации. Именно на этом этапе заказчик принимает управленческое решение о начале реализации инвестиционного проекта (или об отказе от такового). Также на этапе ТЭО рассчитываются основные финансово-экономические параметры реализации инвестиционного проекта: объем инвестиций, срок реализации, различные показатели эффективности инвестиций (внутренняя норма доходности (IRR), чистая приведенная стоимость (NPV), простой и дисконтированный срок окупаемости, индекс доходности (PI) и иные).

В ходе исследования автором выполнен анализ действующего отечественного законодательства на предмет наличия в нем нормы «технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта». Законодатель на всех иерархических уровнях, регламентирующих инвестиционную деятельность в форме капитальных вложений, не сформулировал норму ТЭО. На уровне федеральных законов и подзаконных нормативно-правовых актов эта норма, как дефинитивная, не установлена. На уровне актов технического регулирования, ТЭО как техническая норма также не сформулирована. При реализации инвестиционных проектов понятие ТЭО используется в деловой отечественной практике.

В зарубежных практиках круг терминов, ориентировочно эквивалентных отечественному понятию ТЭО, определен, эти термины сформулированы в актах технического регулирования в качестве технических норм.

Автор предлагает, не претендуя на общее и всеобъемлющее определение, одинаково удовлетворяющее все аспекты инвестиционной деятельности, следующую частную формулировку термина «технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта» для инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений.

Технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта в форме капитальных вложений – это комплексный документ, состоящий из технической и финансово-экономической частей, расчетами обосновывающий выбор оптимального варианта его реализации. Предлагаемое определение не противоречит формулировкам технико-экономического обоснования, изложенным в ведущих современных словарях, и сложившимся обычаям делового оборота и практикам при реализации инвестиционных проектов в современных отечественных условиях.

В предложенной формулировке отражен дуализм технико-экономического обоснования инвестиционного проекта. С одной стороны, в его составе техническая часть, в которой должны отображаться основные технические характеристики планируемого к возведению объекта капитального строительства: локация и этапность возведения объекта, основные архитектурно-строительные, конструктивные и технологические решения, график строительства, причем с вариантностью проектирования. С другой стороны, финансово-экономическая часть должна отражать потребный объем инвестиций для возведения объекта, обоснование повторного применения проектно-сметной документации, установленные показатели эффективности инвестиций, финансово-экономические расчеты, увязанные с вариантностью реализации инвестиционного проекта и устанавливаемых рисков.

В ходе выполнения настоящего исследования автор пришел к выводу об удовлетворительной степени разработки правового отечественного регулирования технического аспекта технико-экономического обоснования инвестиционного проекта. На уровне подзаконных нормативно-правовых актов это ППРФ № 563, ППРФ № 590, на уровне актов технического регулирования – ГОСТ 58917, ГОСТ Р 58916.

Вопросы же нормативных требований отечественного законодательства к финансово-экономической части технико-экономического обоснования инвестиционного проекта, по мнению автора, разработаны неудовлетворительно. Основной нормативно-правовой документ, регламентирующий этот вопрос, – Методика № 477, утверждена в 1999 году, по мнению автора и иных отечественных исследователей (М.А. Федотова, О. Лосева), в значительной степени морально устарел и не соответствует современным реалиям.

По мнению автора, в целях совершенствования отечественной нормативно-правовой базы предложенную автором формулировку термина «технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта» целесообразно закрепить в качестве технической нормы в ГОСТ Р 58917–2021 «Технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта промышленного объекта. Общие требования». Введение технической нормы «технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта», по мнению автора, позволит закрыть правовую лакуну в отечественных актах технического регулирования, одновременно не вступая в правовые коллизии с существующим понятийным и терминологическим аппаратом, установленным действующим отечественным законодательством, и послужит единообразию в понимании этого термина, обозначающего важный этап жизненного цикла реализации инвестиционного проекта.

[1] Постановление Правительства Российской Федерации от 09.08.2021 г. № 1315 «О внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации». URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 27.07.2022).

[2] Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. Москва. Издательство «ИНФРА-М», 1999. URL: http://www.dic.academic.ru (дата обращения: 27.07.2022).

[3] Cambridge Dictionary. URL: https://www.dictionary.cambridge.org (дата обращения: 27.07.2022).

[4]Oxford Dictionary. URL: https://www.oxfordlearnsdictionaries.com (дата обращения: 27.07.2022).

[5] Федеральный закон № 39-ФЗ от 26.02.1999 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 27.07.2022).

[6] Федеральный закон № 69-ФЗ от 01.04.2020 «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации». URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 27.07.2022).

[7] Постановление правительства Российской Федерации № 590 от 12.08.2008 «Правила проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения». URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 27.07.2022).

[8] Постановление Правительства Российской Федерации № 382 от 30.04.2013 «О проведении публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием». URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 27.07.2022).

[9] Приказ Минэкономразвития России № 199 от 02.04.2014 «Об утверждении формы паспорта инвестиционного проекта, предоставляемого для проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, и внесении изменений в отдельные акты Минэкономразвития России». URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 27.07.2022).

[10] Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов, утверждены Приказом Минэкономики России, Минфина России, Госстроя России от 21.06.1999 № ВК 477. URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 27.07.2022).

[11] МДС 11-4.99 Методические рекомендации по проведению экспертизы технико-экономических обоснований (проектов) на строительство предприятий, зданий и сооружений производственного назначения, утверждены Начальником Главгосэкспертизы России 15.03.1997 URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 27.07.2022).

[12] Положение о проведении технологического и ценового аудита обоснования инвестиций, осуществляемых в инвестиционные проекты по созданию объектов капитального строительства, в отношении которых планируется заключение контрактов, предметов которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства, утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2007 № 563. URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 27.07.2022).

[13] ГОСТ Р 58917-2021 «Технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта промышленного объекта. Общие требования». URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 27.07.2022).

[14] ГОСТ Р 58179 «Инжиниринг в строительстве. Термины и определения». URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 27.07.2022).

[15] ГОСТ Р 58916 «Технологический инжиниринг и проектирование. Термины и определения». URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 27.07.2022).

[16] Проект ЮНИДО. Руководство по подготовке промышленных технико-экономических исследований. Издательство АОЗТ «Интерэксперт», Москва, 1995 г. URL: https://www.unido.ru (дата обращения: 27.07.2022).

[17] International Recommended Practice No. 10S-90 «COST ENGINEERING TERMINOLOGY» (rev. September 30, 2021). URL: https://www.aace.org (дата обращения: 27.07.2022).


Источники:

1. Бабкин А.В., Ташенова Л.В. Концептуальная модель организационно-экономического механизма управления цифровым потенциалом системообразующего инновационно-активного промышленного кластера // Естественно-гуманитарные исследования. – 2020. – № 29(3). – c. 58-63. – doi: 10.24411/2309-4788-2020-10230.
2. Баронин С.А., Янков А.Г., Луняков М.А. Управление стоимостью владения недвижимостью в жизненных циклах ее воспроизводства на примере строительства жилья эконом-класса // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2. – c. 12.
3. Дегтярев А.Е., Дегтярева К.Ю. Технико-экономическое обоснование проекта: суть и структура // StudNet. – 2020. – № 2. – c. 80-87.
4. Федотова М.А., Лосева О. Оценка инвестиционных проектов в современных условиях. Разработка методического инструментария // Финансовая газета. – 2019. – № 44.
5. Щербакова Е.Н., Фирцева С.В., Остапчук Е.Г. Развитие методических основ технико-экономических обоснований инвестиций в теплоэнергетике // Инновации и инвестиции. – 2019. – № 11. – c. 16-21.
6. Журавлев П.А., Марукян А.М. Обоснование планируемой стоимости инвестиционно-строительных проектов // Вестник МГСУ. – 2020. – № 12. – c. 1693-1707. – doi: 10.22227/1997-0935.2020.12.1693-1707.
7. Тамер О.С. Технико-экономическое обоснование финансово-инвестиционного бюджета ООО «СЕВЕРСТРОЙ» // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. – 2020. – № 1. – c. 234-240.
8. Воронцовский А.В. Управление инвестициями: инвестиции и инвестиционные риски в реальном секторе экономики. / Учебник и практикум для вузов. - М.: Издательство Юрайт, 2020.
9. Maske P.B., Gaikwad A.K. Feasibility study for a residential construction project: a case study // International Research Journal of Engineering and Technology. – 2021. – № 05. – p. 3984-3990.
10. Arga K., Syafwandi B.S. Feasibility study of a railway construction projects as intermodal transportation in tanjung perak port // Sinergi. – 2021. – № 1. – p. 59-68. – doi: 10.22441/sinergi.2021.1.008.
11. Buzatto L.M., Wilson dos Santos W., Goncalves J.R.M.R. Feasibility Study of Scrap Tires in Civil Construction // International Journal of Advanced Engineering Research and Science. – 2020. – № 7. – p. 184-188. – doi: 10.22161/ijaers.77.21.
12. Akhmadi M.H., Himawan A.R. Determination of financial feasibility of indonesia new capital road construction project using scenario analysis // Journal of the Malaysian Institute of Planners. – 2021. – № 3. – p. 190-201. – doi: 10.21837/pm.v19i17.998.
13. Anu A.J., Aparna B., Aravind P., Binoy A.M. Assessment of Feasibility of Minor Irrigation Project // International Research Journal of Engineering and Technology. – 2019. – № 04. – p. 4332-4336.
14. Sammo A., Ackah D. Project Investment and Financing, a Study on Business Case Development and Financing Models // Project management & Scientific Journal. – 2019. – № 3. – p. 1-26.
15. Okland A., Olsson N, Venstad M. Sustainability in Railway Investments, a Study of Early-Phase Analyses and Perceptions // Sustainability. – 2021. – № 2. – p. 790. – doi: 10.3390/su13020790.
16. Analoro A., Salvalai G., Tso L., Paoletti G. Framework for Evaluating Financial Impacts of Technical Risks Related to Energy-Efficient Renovation on Commercial Office Buildings // Environmental Sciences Proceedings. – 2021. – № 1. – p. 32. – doi: 10.3390/environsciproc2021011032.
17. Garcia-Nieves J.D., Ponz-Tienda J.L., Salcedo-Bernal A. The Multimode Resource Constrained Project Scheduling Problem for Repetitive Activities in Construction Projects // Civil and Infrastructure Engineering. – 2018. – № 8. – p. 655-671. – doi: 10.1111/mice.12356.
18. Soares C.A.P., Magalhaes M.A., Barroca L.R.M., Dias M.O. Investment Capital Budget Method Oriented to Project Management // Global Scientific journals. – 2020. – № 3. – p. 855-870.
19. Oyieyo P.A., Rambo C.M., Ndiritu A. Ranking the prevalence of construction cost overrun risk factors in completion of public-private partnership projects: A case of the Sondu-Miriu hydro-electric power projects in Kenya // International Journal of Research in Business and Social Science. – 2020. – № 5. – p. 351-356. – doi: 10.20525/ijrbs.v9i5.863.

Страница обновлена: 13.09.2022 в 18:40:21