Особенности системы государственных закупок в Китае

Проданова Н.А.1, Зацаринная Е.И.2
1 Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Россия, Москва
2 Азово-Черноморский инженерный институт — филиал Донского государственного аграрного университета в г.Зернограде.

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 5, Номер 3 (Июль-Сентябрь 2015)

Цитировать:
Проданова Н.А., Зацаринная Е.И. Особенности системы государственных закупок в Китае // Экономика, предпринимательство и право. – 2015. – Том 5. – № 3. – С. 151-158. – doi: 10.18334/epp.5.3.2050.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=25401430
Цитирований: 29 по состоянию на 30.01.2024

Аннотация:
В статье отражены особенности системы государственных закупок в Китае; раскрыты основные положения законодательства о госзакупках в данной стране, порядок формирования подходов к доступу иностранных поставщиков на рынок государственных закупок, приоритетные направления государственной политики Китая в области закупок.

Ключевые слова: конкуренция, государственные закупки, преференции, закупочная деятельность, способы закупок, отечественный продукт, информационная безопасность



Введение

Важнейшим инструментом государственного регулирования являются государственные закупки, которые в подавляющем большинстве стран мира составляют значительную долю валового внутреннего продукта.

Сектор государственных закупок в любой стране играет одну из важнейших ролей, формируя значительную часть бюджетов, как федеральных, так и местных. Эффективно построенная и функционирующая система государственных закупок приносит благо как с позиции стимулирования и развития малого, среднего и крупного предпринимательства, так и с позиции простого потребителя таких услуг. Посредством государственных закупок государство выполняет свою социальную и экономическую роль.

За 2014 г. объем государственных закупок Китая превысил 1,73 трлн юаней ($283 млрд). Это на 5,6% больше, чем в 2013 году. На данный показатель пришлось 11,4% от всех финансовых расходов страны и 2,7% от объема внутреннего валового продукта (ВВП) Поднебесной.

Политика государственных закупок в Китае состоит из двух направлений:

- государственные закупки как инструмент уменьшения технологической и финансовой зависимости национального производства от иностранных источников ресурсов и капитала;

- государственные закупки как механизм поддержки национального на экспорт.

Такой подход способствует высокому уровню загруженности производства, позволяет избежать безработицы.

Государственные закупки в Китае регулируются законами Bidding Law (BL) и Government Procurement Law (GPL).

Государственный закон о госзакупках (GPL) был обнародован в 2002 году и гласит, что правительственные учреждения и юридические лица КНР должны приобретать отечественные товары и услуги, за исключением тех случаев, когда необходимые товары или услуги не могут быть закуплены в Китае на «приемлемых коммерческих условиях», то есть если в Китае они стоят на 20% дороже, чем за границей, а также когда закупаемые товары предназначены для использования за границей или в иных случаях, предусмотренных законом или административными регламентами».

Закон предусматривает, какой товар считается отечественным, а какой импортным. Под импортным товаром понимается продукт, у которого менее 50% добавленной стоимости было произведено на территории Китая.

«Отечественный продукт» - произведенный в границах Китая, заводская себестоимость которого превышает определенный процент от конечной цены (на практике чаще всего 50%). Также отечественными считаются проекты и услуги, произведенные гражданами и компаниями Китая. Главным признаком, определяющим «отечественный продукт», служит факт непрохождения его через таможню КНР.

Закон «О торгах» (BL), в основном, позиционируется как закон, регулирующий закупки по строительным работам и сопутствующим товарам и услугам.

Помимо BL и GPL, Государственный Совет издал уведомление, кратко излагающее план реализации закупок на центральном уровне и каталог централизованных закупок (CPCatalogue), который включает перечень товаров, работ и услуг, подлежащих закупке посредством торгов, и ежегодно обновляется как на центральном уровне, так и на местном уровне местными правительственными органами. CPCatalogue на местном уровне охватывает более широкий объем профессиональных услуг и работ, таких как консалтинг, аудит, юридические услуги, дизайн и прочее, нежели CPCatalogue на центральном уровне.

Кроме того, 3 ноября 2012 г. на форуме «Государственные закупки – 2012», состоявшемся в Ухане, был запущен Единый официальный китайский сайт для размещения информации о госзакупках. Сайт www.china-cpp.com учреждён и управляется Китайской федерацией логистики и закупок /CFLP/ и предоставляет общественности информацию о поставщиках и покупателях, обнародует детали сделок, в том числе информацию о предложенных разными поставщиками товарах и ценах. Этот сайт исключает возможность покупать товары для госнужд по необоснованным ценам и делает рынок госзакупок прозрачным.

В Китае выделяют три способа закупок:

1. Открытые торги - закупающая организация приглашает организации подать заявки. Также обязательно опубликование уведомления о закупках в СМИ, назначенных государством.

2. Селективные торги - определенному кругу юридических лиц направляются письма-приглашения для участия в торгах (отсутствует требование к публичному опубликованию проведения госзакупок). Письма-приглашения отправляются при наличии трех и более организаций, способных выполнить предлагаемый проект и имеющих хорошее финансовое положение.

В BL указано, что селективный способ закупок только тогда, когда:

- закупки являются особенными и могут быть закуплены у ограниченного количества источников;

- стоимость закупок через открытые торги будет несоизмерима с общей стоимостью закупок.

3. Единственный источник закупок.

Закупающая организация может использовать единственный источник закупок только в случае, если:

- закупки могут быть сделаны только из единственного поставщика;

- нецелесообразно закупать у других поставщиков из-за непредвиденной аварийной ситуации;

- первоначальные закупки требуют дополнительных услуг у того же поставщика, при условии, что стоимость дополнительных закупок не будет превышать 10% стоимости первоначального договора.

Закупающие организации должны подготовить тендерную документацию в бумажном и электронном виде (идентичную и имеющую одинаковую юридическую силу). Закупающие организации не вправе прекратить процесс торгов после того, как заявка-извещение или письмо-приглашение уже выдано.

Закупочная деятельность должна удовлетворять следующим трем условиям:

1. Закупки должны осуществляться государственными органами, государственными учреждениями, общественными организациями на всех уровнях.

2. Закупки должны проводиться по тем товарам, услугам, работам, которые представлены в CPCatalogue или стоимость которых выше пороговых значений.

3. Закупки должны проводиться за счет бюджетных средств.

Закупающие организации не вправе прекратить процесс торгов после того, как заявка-извещение или письмо-приглашение уже выдано. Прекращение торгов может быть оправдано только в следующих случаях:

- существуют менее трех поставщиков, которые соответствуют квалификационным требованиям;

- возникает противоправное поведение, что ставит под сомнение справедливость проведения торгов;

- торговая цена превышает уровень бюджета и закупающая сторона способна оплатить закупки;

- закупка отменена в связи с существенными изменениями.

Таким образом, государственные закупки в Китае имеют свою специфику, заключающуюся в том, что они используются для снижения зависимости национальных производителей от конъюнктуры мировых финансовых рынков. Китай жестко регламентирует формы участия иностранного капитала в национальной экономике и вместе с тем обеспечивает открытость зарубежным странам относительно потоков ресурсов и товаров.

Многие производства страны находятся в провинциях, где, кстати, действует более либеральное законодательство. Местные учреждения и ведомства располагают там большей свободой действий при закупке товаров и услуг, чем столичные или центральные предприятия. Считается, что укрепление связей с партнерами и должностными лицами в глубинке может способствовать расширению возможностей иностранных компаний в области госзакупок на окружном и муниципальном уровнях.

Деятельность иностранных компаний на рынке государственных закупок Китая существенно ограничена. После вступления в ВТО Китай законодательно закрепил правомочность предоставления преференций национальным поставщикам в рамках госзаказа. Статья 10 Закона о государственных закупках Китая устанавливает преференции по отношению к отечественным товарам. Исключение составляют лишь три ситуации:

- когда необходимые товары, работы или услуги невозможно приобрести на территории КНР или, если такая возможность есть, они не могут быть получены на разумных коммерческих условиях;

- если закупаемые товары предназначены для использования за рубежом;

- когда иное не предусмотрено другими законами и административными правилами.

На фоне роста напряжённости между Пекином и Вашингтоном Китай отказался от госзакупок ряда американской продукции. Руководство страны отказалось от государственных закупок у производителя компьютерной и мобильной техники американской компании Apple. Для госзакупок, в частности, запрещены смартфоны iPhone, планшеты iPad и iPad Mini, а также портативные компьютеры MacBook Air и MacBook Pro.

Китайское правительство также исключило из перечня государственных закупок товары ряда крупнейших технологических производителей и заменил их аналогами местного производства. Последние два года систематически исключаются товары некоторых главных зарубежных (преимущественно американских) брендов в секторе высоких технологий из списка товаров, которые могут закупаться на бюджетные деньги, из соображения безопасности.

Если два года назад в перечне товаров, разрешённых для госзакупок в КНР, присутствовало около 60 продуктов Cisco, то к концу 2014-го этот производитель сетевого оборудования полностью исчез из списка. Не угодили китайским властям продукты для обеспечения безопасности McAfee - компании, являющейся подразделением Intel Security. Кроме того, из списка исключено серверное программное обеспечение Citrix Systems.

Ранее китайское правительство запретило госзакупки у американских компаний Symantec и Microsoft и российской «Лаборатории Касперского». Теперь госзаказчикам в этой стране доступны только антивирусы китайских компаний Qihoo 360 Technology Co, Venustech, CAJinchen, Beijing Jiangmin и Rising.

Китай готовит пятилетний план по информационной безопасности, направленный на защиту государственных тайн и данных. Правительство планирует усовершенствовать программное обеспечение в финансовом секторе, в правительственных структурах и в государственных предприятиях. Эти принципы будут частью национальной стратегии в области информационных технологий в 13-й пятилетке (2016-2020 гг.). Это может затруднить иностранным компаниям доступ на рынок программного обеспечения, которое используется институтами власти и госкомпаниями, так как правительство КНР и так делает ставку на разработанное в стране ПО.

Заключение

Власти Китая всеми силами пытаются снизить уровень конкуренции для китайского рынка высоких технологий со стороны США и стран Европы. Кроме того, уход западных компаний с китайского рынка госзаказа позволит обеспечить дополнительный спрос на китайскую продукцию. Устранение иностранной конкуренции может стать приоритетом государственной политики Китая в области закупок.


Источники:

1. Статья 10 Законао государственных закупках КНР. Режим доступа: http://www.gov.cn/english/laws/2005-10/08/content_75023.htm(retrievedon20.08.2013) (Stat’ja10 ZakonaogosudarstvennyhzakupkahKNR).
2. Китай исключил товары ряда компаний для госзакупок.Режим доступа: http://www.vestifinance.ru/.-26.02.2015.
3. Корасёв С. Китай жёстко ограничивает закупки продуктов Apple, Cisco и Intel госструктурами.Режим доступа: http://www.3dnews.ru/.28.02.2015.
4. В 2014 г. госзакупки КНР превысили $283 млрд.Режим доступа: http://www.chinapro.ru/.-07.08.2015.
5. Пономарева О. В. Государственные закупки как инструмент торговой политики в развивающихся странах/ О.В. Пономарева// Российский внешнеэкономический вестник.2014.No9.С.101-119.
6. Тодоров В. Софтверная китайская стена.Режим доступа: http://www.gazeta.ru/.26.02.2015.

Страница обновлена: 30.01.2024 в 17:51:57