Теоретическая база исследования интеграционного потенциала торговли

Панюкова В.В.1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
Том 16, Номер 20 (Октябрь 2015)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:

В условиях турбулентности рынка и трансформации подходов к формированию торговой политики проблема формирования и дальнейшего развития интеграционного потенциала торговых организаций является ключевой как для органов власти, так и для самих торговых организаций. Автором определены основные черты интеграционного потенциала торговли, проанализированы факторы, непосредственно влияющие на рост интеграционного потенциала. Обозначены угрозы, с которыми может столкнуться руководство торговых организаций в условиях возрастания интеграционного потенциала торговой отрасли.

Ключевые слова: торговые сети, потенциал, интеграционный потенциал торговли, интернационализация торговли, социально-экономические функции торговли



Введение

Оценка эмпирических данных развития внутренней торговли в России и за рубежом демонстрирует, что функции торговых организаций в течение последних двадцати лет существенно изменились. Если раньше торговые организации принимали в основном решения, какие товары закупить и каких поставщиков выбрать, то теперь именно представители торгового бизнеса принимают активное участие в маркетинговых, логистических операциях, а в ряде случаев и в производственном процессе. Например, если руководство торговых организаций принимает непосредственное участие в управлении брендами на всех стадиях его жизненного цикла. Торговля из обслуживающей отрасли трансформировалась в отрасль, которая выступает интегратором материальных, финансовых и информационных потоков. В этой связи необходимо разработать единый подход к толкованию термина «интеграционный потенциал торговли», определить перспективные направления интеграционных процессов с участием торговых организаций.

Целью исследования является формирование теоретической базы исследования интеграционного потенциала торговли как на макро-, так и на микроуровнях.

В соответствии с поставленной целью автором в ходе исследования были решены следующие задачи:

– проведен анализ подходов к определению терминов «потенциал» и «интеграционный потенциал», что позволило определить основные черты интеграционного потенциала торговли и послужит базой для формирования методики определения оптимального уровня интеграции в торговле;

– дана оценка факторов прямого воздействия на рост интеграционного потенциала торговли;

– определены основные угрозы возрастания интеграционного потенциала торговли.

Автором использованы метод сравнительного анализа, а также экспертный метод для определения факторов, влияющих на рост интеграционного потенциала торговли.

Результаты исследования, представленные в статье, могут быть использованы органами исполнительной власти при разработке программно-целевых документов в сфере торговли, торговыми организациями при реализации торговой политики, а также при проведении дальнейших исследований интеграционного потенциала торговли.

Обзор имеющихся исследований

В российской научной литературе достаточно глубоко изучен вопрос участия отдельных хозяйствующих организаций, осуществляющих торговую деятельность, в интеграционных объединениях как на международном, так и на внутреннем рынках. Однако вопрос развития интеграционного потенциала торговли как отрасли экономики фактически не изучен. Отсутствуют системные исследования в области оценки роли торговых организаций при построении интеграционных структур с целью повышения качества жизни населения. Дальнейшего исследования требуют такие вопросы, как трансформация социально-экономических функций торговли, построение моделей взаимодействия торговых организаций с производственными и финансовыми организациями в условиях импортозамещения и неустойчивости рынка.

В научной литературе отсутствует единая разработанная методология формирования, развития и оценки интеграционного потенциала торговли.

В этой связи в первую очередь необходимо определить содержание термина «интеграционный потенциал торговли», проанализировать природу, назначение, развитие интеграционного потенциала торговли, а также установить конкретные приемы, методы формирования и развития интеграционного потенциала.

Процесс исследования интеграционного потенциала торговли включает следующие стадии:

1. Формирование теоретической базы исследования интеграционного потенциала торговли;

2. Описание практических шагов для достижения оптимального уровня интеграции торговли с другими отраслями экономики, а также торговых организаций с другими хозяйствующими субъектами, включая:

– определение целевых индикаторов (показателей);

– группировку целевых показателей;

– ранжирование основных показателей;

– прогнозирование значений показателей;

– оценку критических факторов;

– расчет интегрального показателя.

3. Разработка методик оценки интеграционного потенциала;

4. Разработка рекомендаций по использованию разработанных методик как по отдельности, так и в составе группы методик.

В рамках данной статьи автором предпринята попытка сформировать теоретическую базу для дальнейшего исследования интеграционного потенциала торговли.

Термин «потенциал» происходит от латинского potentia – сила. Установлено, что категория «потенциал» носит междисциплинарный характер. Существуют различия в толковании термина «потенциал» в точных науках (в частности, физике и математике) и общественных науках.

В научных работах упоминание термина «потенциал» впервые встречается у Аристотеля. В его учении о материи и форме дается понятие «потенциал бытия», Аристотель рассматривает, как материя переходит из потенциального в актуальное, «движение – это процесс превращения потенциального в актуальное в результате активности формы в момент её соединения с материей» (Левин, 2007). Исходя из представленного суждения, можно сделать вывод, что потенциал – это еще нераскрытые, несформированные ресурсы и источники, которые могут появиться в процессе определенного движения, воздействия.

В общественных науках под потенциалом понимается «совокупность всех средств, запасов, источников, которые могут быть использованы в случае необходимости с какой-либо целью [1]».

В «Большой советской энциклопедии» при толковании термина «потенциал» отмечено, что в широком смысле «потенциал» – это средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии и могущие быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определённой цели, осуществления плана, решения какой-либо задачи; возможности отдельных лиц, общества, государства в определённой области». [2]

Категория «потенциал» широко используется в работах современных экономистов и толкуется как «состояние и возможности развития хозяйственных систем различного их уровня (предприятие, регион, национальное хозяйство)».

Соглашаясь с Дюйзен Е.Ю. (Дюйзен, 2014), можно утверждать, что в настоящее время разработан достаточно обширный методический инструментарий для оценки потенциала организации, при этом каждый из методов обладает как существенными достоинствами, так и недостатками. Такого же мнения придерживается Дубинина Н.А., утверждая, что в настоящее время нет универсальной методики, учитывающей количественное и качественное направления оценки потенциала.

Применение лишь одного направления в рамках методики без учета другого не даст достоверной оценки в силу наличия и качественных и количественных характеристик производственного потенциала (Дубинина, 2009). В научных работах достаточно подробно рассмотрена проблема формирования и оценки стратегического потенциала предприятия (Васильева, 2011), в то же время вопрос развития стратегического потенциала торговли как отрасли практически не изучен.

Различия в толковании термина «потенциал» обусловлены использованием различных подходов к выделению характеристик потенциала. При анализе научных работ в сфере исследования потенциала можно выделить следующие основные подходы к определению потенциала:

1. Ресурсный подход;

2. Индикаторно-целевой (результативный) подход;

3. Комбинированные подходы.

Как следует из самого названия первого подхода, центральным элементом исследования потенциала являются ресурсы организации, объединения организаций, отрасли и т.п. Наиболее часто данный подход применяется в производственной сфере.

Очевидным недостатком ресурсного подхода к определению потенциала организации (отрасли) является невозможность оценить, будут ли достигнуты поставленные цели в исследуемом периоде, т.к. при применении данного подхода не используются качественные характеристики. Данный подход не позволяет выявить и оценить способности и потенциальные возможности организации (отрасли) в целом. Таким образом, можно сделать вывод, что ресурсный подход позволяет оценить только ресурсный потенциал организации (отрасли). Соглашаясь с Окольнишниковой И.Ю. и Шевровым В.Ю., под ресурсным потенциалом предпринимательства следует понимать совокупность имеющихся и сопряженных между собой ресурсов, обеспечивающих реализацию производственной деятельности, эффективное использование которых позволяет в долгосрочной перспективе достичь устойчивых конкурентных преимуществ на рынке. (Шевров, Окольнишникова, 2013) Однако этот подход не представляет возможности оценить инновационный, интеграционный, предпринимательский потенциал. Также данный подход не позволяет оценить влияние внешней среды и конъюнктуры рынка на формирование потенциала организации (отрасли).

Индикаторно-целевой (результативный) подход стал применяться с 70-х годов прошлого столетия. Применение данного подхода позволяет оценить потенциал развития роста предприятия и определить взаимосвязь развития потенциала организации (отрасли) с поставленными целями организации, оценить уровень выполнения стратегических целей организации.

На практике наиболее широкое применение получил комбинированный подход к оценке деятельности организации (отрасли), который также носит название «ресурсно-целевой подход».

Особого внимания заслуживает толкование содержания термина «потенциал», приведенное Л.И. Абалкиным, – «потенциал представляет собой собирательную, обобщенную характеристику ресурсов, привязанную к месту и времени» (Абалкин, 1981).

Оценка содержания работ российских и зарубежных ученых показывает, что исследования потенциала в большинстве случаев носят отраслевой характер, в частности, проводятся исследования потенциала в промышленности, транспортно-экспедиционной сфере, строительстве, сельском хозяйстве, лесном хозяйстве, образовании, науке, сфере обслуживания и т.п. Выше перечисленные исследования проводятся как на макро-, так и на микроуровнях.

Для дальнейшего исследования наибольшую актуальность приобретает классификация потенциала по функциональной сфере возникновения: производственный; маркетинговый; финансовый; научно-технический; инфраструктурный, интеграционный.

Понятие «интеграционный потенциал» наиболее часто встречается в научных и практических работах, посвященных международной торговле, когда речь идет о международных объединениях и сотрудничестве иностранных государств. Также данной тематике близки работы, посвященные потенциалу интеграционных связей. Так, в исследовании Евразийской экономической комиссии [3] (ЕЭК) понятия «стратегии интеграционного сотрудничества» и «модели реализации интеграционного потенциала» используются как равнозначные. ЕЭК под интеграционным потенциалом понимает «совокупность природных, производственных, трудовых, финансовых, интеллектуальных и т.д. ресурсов 8 стран – участниц интеграционного объединения, совместное взаимовыгодное использование которых даст интеграционный эффект, выражающийся в дополнительных экономических выгодах и преимуществах для интегрирующихся стран, достижение которых невозможно (или менее эффективно) без интеграционного взаимодействия».

Научная категория «потенциал» во внутренней торговле определяется как совокупность всех средств, источников, возможностей, которые могут использовать хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, или их объединения с целью выявления, раскрытия и формирования ресурсов, которые могут быть использованы для достижения прибыли, поставленных социальных целей и/или достижения устойчивости функционирования на рынке.

В современных условиях усиливается тенденция интеграции между отраслями, роль торговых организаций в интеграционных экономических структурах возрастает. Соглашаясь с утверждением Буреш О.В., Жук М.А., Фролова А.В., можно утверждать, что «одной из самых важных характеристик экономической интеграции является способ интеграции, в соответствии с которым выделяется два основных подхода к интеграции экономических субъектов: интеграция сверху и интеграция снизу (самоинтеграция)» (Буреш, Жук, Фролов, 2011).

В рамках данной работы под интеграционным потенциалом торговли предлагается понимать совокупность средств, источников, возможностей, которыми обладают хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, их объединения, а также другие участники объединения (производственные организации, финансовые институты, органы государственной власти и т.п.), которые могут быть использованы для достижения интеграционного эффекта (прибыли, поставленных социальных целей и устойчивости функционирования на рынке), менее результативного или невозможного без интеграционного взаимодействия.

Существенные черты

При рассмотрении интеграционного потенциала внутренней торговли следует выделить следующие существенные черты:

1. Ключевыми субъектами (носителями) интеграционного потенциала торговли являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, и их объединения, а также внутренняя торговая как отрасль в целом.

2. Объект – совокупность средств, источников, возможностей, которые могут использоваться для достижения цели.

3. Целеполагание предполагает достижение всеми участниками интеграции единой стратегической цели (коммерческой и/или некоммерческой).

4. Синергизм – взаимозависимость и взаимосвязь всех объектов и субъектов для достижения цели и получения максимального совокупного результата.

5. Многоуровневая система формирования и развития интеграционного потенциала, включающая, как минимум, институциональный, хозяйственный и производственный уровни.

6. Последовательность этапов достижения поставленных целей интеграции и динамически меняющаяся величина интеграционного потенциала под воздействием внешней среды.

7. Измерения – количественные и качественные индикаторы, позволяющие оценить достигнутый результат интеграции и уровень интеграционного потенциала.

8. Гибкость и постоянное совершенствование методик исследования интеграционного потенциала посредством использования новых современных технологий.

В основу исследования интеграционного потенциала торговли может быть положен комбинированный принцип (ресурсно-функционально-целевой), который предполагает выявление структурных элементов потенциала (ресурсов) с точки зрения целевых функций.

Понятие «интеграционный потенциал торговли» носит комплексный характер и включает в себя такие виды потенциала, как: материально-технический; финансовый; трудовой; технологический; информационный; инфраструктурно-логистический (Скоробогатова, 2006); рыночно-сбытовой; интеллектуально-образовательный; инновационный (Беляев, Корнилов, 2012).

В таблице представлена авторская классификация интеграционного потенциала.

Таблица

Подходы к классификации интеграционного потенциала торговли

По уровню охвата территории
Международный (рассматривается интеграционный потенциал, формируемый организациями торговли из двух и более стран).
Страновой (рассматривается интеграционный потенциал внутренней торговли страны, к примеру, России);
Объединения хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность;
Торговой организации
По способу интеграции
Интеграция «сверху»;
Интеграция «снизу» (самоинтеграция)
По целям развития
Стратегические региональные цели (социально-ориентированные проекты);
Производственные цели (поддержка отечественного производителя);
Аккумулирование и оптимизация финансовых потоков;
Доступ к более дешевым кредитным ресурсам;
Достижение эффекта масштаба при закупках
По элементному составу
Производственных фондов;
Оборотных фондов;
Информационный;
Технологический;
Кадровый;
Инфраструктурный
По отношению ко времени (мере реализации)
Ретроспективный;
Фактический;
Перспективный
По форме выражения
Количественный;
Качественный
По динамике
Нарастающий;
Стабильный;
Снижающийся

Интеграционный потенциал торговли состоит в интегральном отображении имеющихся (текущих) и будущих возможностей хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, обладающую способностью модифицировать имеющиеся ресурсы в экономические блага, что позволит максимально достичь корпоративных целей и оптимально удовлетворить общественные интересы.

Соглашаясь с утверждением Буляковой К.Р., Докукиной А.А, что «важнейшим фактором реализации интеграционной стратегии предприятий является ее позитивное влияние не только на входящие в структуру организации, но и на экономическое развитие страны» (Булякова, Докукина, 2013), можно утверждать, что развитие интеграционного потенциала торговли носит социально-экономическое значение для экономики страны.

Факторы, влияющие на рост интеграционного потенциала торговли

Исследование деятельности российских и зарубежных торговых организаций позволило сделать следующие выводы об основных факторах, влияющих на развитие интеграционного потенциала торговли:

1. Повышение уровня интернационализации торговли. Под интернационализацией розничной торговли понимается усиление участия оптовых и розничных торговых компаний во внутренней торговле других стран, т.е. развитие торговой сети вне страны ее происхождения. Основным показателем, характеризующим уровень интернационализации розничной торговли, является число стран присутствия торговой сети, в том числе количество стран, в которые была продана франшиза торговой организации (Панюкова, 2014). Транснациональные торговые сети формируют и в дальнейшем развивают глобальные цепи поставок, требующие сложных комплексных логистических решений, формирования ассортимента товаров, разработки ассортиментных матриц и специальных предложений в зависимости от страны, в которой осуществляется развитие сети. Торговые организации берут на себя обязанности по категоризации товаров с учетом страновых особенностей, разрабатывают специальные предложения для потребителей, тем самым повышая социальную ориентированность торговых предложений и качество торгового обслуживания.

Интернационализация розничной торговли позволит:

– развивать идеи и ноу-хау, внедрять зарубежные инновационные методы ведения коммерческой деятельности, соответственно, получать новые знания и навыки;

– динамично расширять источники закупок, совершенствовать механизм сотрудничества с различными поставщиками;

– достичь сокращения издержек за счет расширения масштаба и географии деятельности.

В итоге позволяет повысить оборот торговых организаций и способствует увеличению их рентабельности. Также стоит подчеркнуть, что российская торговля лидирует по обороту розничной торговли среди европейских стран, но по насыщенности торговыми площадями находится на одном из последних мест, что говорит об имеющемся потенциале для ее развития (Чкалова, Наливайко, 2015).

В условиях интернационализации розничной торговли необходимо учитывать социально-культурные факторы (Moon, Song, 2015), присущие различным странам, которые также оказывают воздействие на уровень интеграционного потенциала.

2. За последние десять лет грань в деятельности оптовых, розничных и производственных организаций становится размытой. Дальнейшему усилению данной тенденции способствует развитие информационных технологий, а также реализация стратегических целей, направленных на достижение эффекта масштаба, и одновременная необходимость дифференциации торговых сетевых организаций. Розничные торговые организации могут интегрировать оптовые функции, к примеру, создавая распределительные центры, образуя и вступая в кооперативы и прочие объединения. Примером интеграции производственных и торговых функций может служить дальнейшее развитие фирменной торговли.

3. Совместное участие оптовых и розничных организаций в разработке инновационных решений, технологических и нетехнологических инноваций (Pantano, 2014). Следует подчеркнуть высокую скорость заимствования и перехода технологии внутри отрасли от организации к организации, особенно это касается маркетинговых и нетехнологических инноваций, внедрение которых не требует существенных финансовых вложений и которые носят условно открытый характер для изучения конкурентами. В свою очередь, оптовые организации сосредотачивают свою деятельность на внедрении технологических инноваций по всей цепочке товародвижения, в том числе при разработке новых услуг на рынке B2B.

4. Совместное участие производителей, оптовых и розничных торговых организаций в разработке новых товаров и упаковки. Ключевым направлением является развитие ассортимента, выпущенного под собственными торговыми марками торговых организаций.

5. Развитие цифровых информационно-коммуникационных технологий способствует формированию мультиканальных, а в последующем омниканальных торговых сетей (Beck, Rygl, 2015).

6. Развитие инфраструктуры торговых организаций. К примеру, торговые организации могут выступать девелоперами, инвестируя в строительство торговых центров и комплексов. К примеру, в июне 2015 года пресс-служба компании IKEA Centres Russia сообщила, что инвестирует 50 миллиардов рублей в развитие московских проектов. Соответствующее соглашение подписано с правительством Москвы. Оно предусматривает инвестиции в развитие дорожной, транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры вокруг уже существующих торговых центров МЕГА, а также проекты по расширению торговых центров и строительству новых.

7. Повышение клиентоориентированности организаций за счет развития консюмеризма (организованное общественное объединение по защите прав потребителей), участия в программах организаций, придерживающихся принципов справедливой торговли, подталкивает торговые организации спонсировать общественную деятельность и в дальнейшем развивать программы социального партнерства, способствующие повышению качества жизни населения. Значительную роль играет внедрение «зеленых» технологий, принципов энергоэффективности, экостандартов и стандартов устойчивого развития рынка в деятельность торговых организаций (Chkanikova, Lehner, 2015). К примеру, зарубежные розничные торговые организации активно участвуют в мероприятиях по внедрению «зеленых» технологий во всю цепочку товародвижения.

8. Оптовые торговые организации разрабатывают новые интеграционные схемы и модели для интеграции и координации деятельности отдельных «фрагментарных» сетей и автономных организаций (торговых объектов, не входящих в торговую сеть).

9. Расширение ассортимента услуг, предлагаемых торговыми организациями, в первую очередь оказание финансовых услуг, разработка банковских продуктов, созданных совместно торговыми организациями и банками (Панюкова, 2015).

10. Разработка программ сотрудничества региональных органов исполнительной власти с торговыми сетевыми компаниями. Так, в июле 2015 года Х5 заключила Соглашение о сотрудничестве с правительством республики Марий Эл, которое предусматривает совместные действия по развитию розничной торговли в республике для удовлетворения потребностей населения в высококачественных товарах по доступным ценам, а также по продвижению товаров отечественных, в том числе местных производителей. До конца 2017 г. Х5 планирует открыть в Марий Эл до 45 магазинов (в том числе с использованием франчайзинга), реконструировать 12 действующих магазинов. Объем инвестиций составит 800 млн рублей. Реализация плана позволит создать около 750 рабочих мест и укрепить сотрудничество с локальными поставщиками. Доля продукции местных производителей в общем товарообороте магазинов Х5 в Марий Эл по некоторым группам (молочная продукция, мясная гастрономия, хлебобулочные изделия) достигает 90%. [4]

Угрозы при росте интеграционного потенциала

В ходе исследования были выявлены угрозы деятельности, с которыми могут столкнуться торговые организации в условиях роста интеграционного потенциала отрасли:

– увеличение размера первоначальных инвестиций в реализацию интеграционной политики торговых организаций, в том числе для внедрения инновационных технологических решений в деятельность торговых организаций и ее партнеров;

– малая степень осведомленности российских предпринимателей о существующем потенциале торговой отрасли;

– бизнес-риски, а также существенное финансирование, связанные с внедрением радикальных инноваций;

– недостаточный уровень квалификации торгового персонала;

– имеющиеся административные ограничения:

– необходимость дополнительных затрат на соблюдение различных правил защиты потребителей, в случае интеграции на международном уровне наблюдаются различия в механизме защиты прав потребителей;

– различные нормы налогового права в различных странах;

– высокие затраты на разрешение возникающих споров;

– ограничения, налагаемые на поставщиков при поставке товаров в рамках действующих санкций.

Заключение

Проведенное исследование показывает, что в настоящее время существует множество научных работ, посвященных анализу отдельных элементов потенциала торговых организаций, комплексная же оценка потенциала объединений хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, а также внутренней торговли, в целом представлена недостаточно. Проблема формирования и развития интеграционного потенциала внутренней торговли практически не изучена.

Таким образом, теория интеграционного потенциала торговли в настоящее время находится на зачаточном уровне, в стадии формирования общих направлений и концепций. Это одно из новых направлений социально-экономических исследований, которые будут разрабатываться как в теоретическом, так и в практическом плане.

[1] Малый академический словарь (1957—1960). М.: Институт русского языка Академии наук СССР.

[2] Большая советская энциклопедия (1969–1978; 3-е изд.; В 30-ти томах). М.: Советская энциклопедия.

[3] Евразийская экономическая комиссия. (2014). Анализ стратегий интеграционного сотрудничества (моделей реализации интеграционного потенциала) наиболее известных интеграционных объединений мира. Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/

[4]По официальным данным компании X5 Retail Group: Х5 заключила соглашение о сотрудничестве c правительством Республики Марий Эл (2015, 6 июля) // Сайт X5 Retail Group.


Страница обновлена: 11.11.2024 в 15:49:37