Методический подход к повышению конкурентоспосбности в развитии мелкого предпринимательства

Аббасова Е.А.1
1 Азербайджанский государственный аграрный университет, Азербайджанская Республика, г. Гянджа

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
Том 16, Номер 20 (Октябрь 2015)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:

В статье, используя теоретический подход к тенденциям развития предпринимательства в условиях рыночной экономики, отмечена роль государственной поддержки в этом направлении. Изучено влияние конкурентной среды на развитие предпринимательства, раскрыты приоритетные направления государственной деятельности по развитию конкуренции в ненефтяном секторе, рассмотрена система положительных стимулирующих мер в сфере промышленности, налогов, финансов, инвестиций, а также в сфере приватизации. В завершении статьи сделаны обобщающие выводы по повышению конкурентной деятельности в сфере малого предпринимательства в ненефтяной промышленности страны. 

Ключевые слова: предпринимательство, бизнес, конкуренция, монополия, антимонополия, не нефтяной сектор



Введение

Так как переход к рыночным отношениям отражает свободную рыночную среду, то он создает предпосылки и для формирования предпринимательства. Наряду с этим предпринимательство составляет основу экономического развития, экономического роста и, одним словом, всей экономической системы.

Первичная научно-теоретическая концепция предпринимательской деятельности принадлежит Ричарду Кантильон. По его мнению, предприниматель – это человек, умеющий действовать в условиях риска [1]. Высказанная Р. Кантильоном мысль о предпринимательстве и сегодня не потеряла своей актуальности.

Предпринимательская деятельность в Азербайджане имеет древнюю историю и прошла большой путь развития. Конец XIX века и начало XX века охватывает большой период ускоренного развития этого древнего вида деятельности. Различные природные богатства, которыми обладает страна, создали неповторимые условия для привлечения зарубежных деловых людей в страну и развития местного предпринимательства.

Было бы уместно отметить и роль Адама Смита в формировании теоретических основ предпринимательства. Основатель теории «труд –стоимость» А. Смит развитие свободной предпринимательской деятельности не представляет вне рыночной хозяйственной системы и рыночного механизма [2]. По его мнению, предприниматель на самом деле собственник капитала, и материальную основу предпринимательства составляют отношения собственности.

В связи с развитием предпринимательской деятельности неоспоримы заслуги и французского экономиста Жана-Батиста Сэя. В «Трактате по политэкономии», написанном в 1803 году, он, характеризуя экономические аспекты предпринимательской деятельности, связал ее развитие с производственными факторами. А к производственным факторам он в первую очередь относил землю, труд и капитал [3].

В экономической литературе среду осуществления предпринимательской деятельности условно делят на внешнюю и внутреннюю. К внешней среде относят экономическую, политическую, правовую, социально-культурную, технологическую, географическую среду, к которой должен адаптироваться предприниматель и такие факторы, как факторы инфраструктуры, производственные факторы, профсоюзы, конкуренция и пр. А к внутренней среде относят факторы, которыми предприниматель может управлять [4]:

- цели предпринимателя;

- технологии, выбираемые для достижения цели;

- организационная структура, соответствующая выбранной технологии;

- задачи структурных подразделений;

-исполнители задач (работники).

Государственная поддержка предпринимательской среды

Решением Кабинета Министров Азербайджанской Республики от 18 декабря 2009 года в новой редакции утверждены границы критериев определения субъектов малого предпринимательства по видам экономической деятельности. Согласно решению, к субъектам малого предпринимательства относят:

– в промышленности и строительстве – предприятия, численность работников которых меньше 50 человек и годовой оборот составляет до 500 тысяч манат;

– в сельском хозяйстве – численность работников менее 25 человек и годовой оборот – до 250 тысяч манат;

– в оптовой торговле – численность работников менее 15 человек и годовой оборот – до 1 млн манат;

– в розничной торговле, транспорте, в сфере услуг и прочих видах деятельности – численность работников менее 10 человек и годовой оборот – до 250 тысяч манат.

Продолжительное развитие предпринимательства в Азербайджанской Республике является важной составной частью экономической политики государства. В этом направлении государство осуществляет комплекс мер по развитию отношений государство –предприниматель, совершенствованию законодательства и административных процедур, предотвращению незаконного вмешательства и искусственных барьеров, формированию механизмов государственной поддержки предпринимательства, просвещению и предоставлению различных услуг.

В результате всего этого значительно возросла роль частного сектора в развитии экономики, создана благоприятная среда для предпринимательства в отраслях экономической деятельности, либерализированы законодательные правила, улучшены финансово-кредитное обеспечение и механизмы его применения, значительно уменьшены налоговая нагрузка предпринимателей и незаконные вмешательства в их деятельность, усовершенствована система защиты прав, значительно расширены международные связи деловых людей.

Азербайджанская промышленность в некоторых отраслях (за исключением нефтяной отрасли, строительства и связи) продолжает значительно отставать от мирового уровня технологического прогресса, и это отставание все более возрастает. В промышленности моральный и физический износ основных фондов более 60%. Предотвратить эти опасные тенденции можно лишь за счет инновационного развития и расширения инновационно-инвестиционной деятельности.

Объявление 2014 года Годом промышленности открыло новые возможности для предпринимательской деятельности. Таким образом, руководитель страны для фундаментального развития индустриализации в Азербайджане принял решение относительно создания гигантских технопарков в Баку и других крупных городах, и в связи с этим осуществляются крупные проекты. Первый из технопарков – Сумгаитский Технопарк – уже производит высококачественную продукцию. Так как изготавливаемая здесь продукция отвечает мировым стандартам, она экспортируется на зарубежные рынки. В то же время и в регионах промышленность ускоренно развивается, таким образом, с целью повышения промышленного потенциала регионов в прошлом 2014 году был сдан в эксплуатацию ряд предприятий.

Многие из них сегодня, производя продукцию, делают значительный вклад в экономику страны. В качестве примера проводимых работ можно показать гидроэлектростанцию «Arpaçay-2», построенную в Нахичеванской Автономной Республике; комбинат по производству бумаги и картона в Сумгаите; фабрику по производству масла; завод по переработке меди; завод по литью металла и завод по обработке давлением и раскраске в Гяндже; заводы по переработке кормов и фруктов в Агдаше; швейную фабрику в Физули; и прочие [5].

По регионам страны наблюдается рост в производстве продукции субъектами малого предпринимательства, а это еще раз доказывает, что в стране имеются благоприятные условия для развития предпринимательства. Таким образом, если этот показатель в 2011 году был 4208,5 млн манат, то в 2013 году, увелившись на 1864,1 млн манат, стал равен 6072,6 млн манат.

Анализируя статистические данные выпуска продукции по видам экономической деятельности, выявили, что наибольший удельный вес индивидуальных предпринимателей, занимающихся малым предпринимательством, приходится на долю отраслей торговли и транспорта. Таким образом, выпуск продукции в 2011 году составил 1058,6 млн манат, а в 2013 году 1343,6 млн манат. В выпуске продукции индивидуальными предпринимателями по промышленности годах наблюдался рост в 45,3 млн манат. Этот показатель в 2011 году составил 166,2 млн манат, а в 2013 году 211,3 млн манат [6].

Роль финансовой поддержки в развитии предпринимательства

В Азербайджане по закону одной из форм поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП) является создание льготных условий для получения финансовых ресурсов.

По закону государственную финансовую помощь малому предпринимательству осуществляет Министерство экономики и промышленности. Государственная финансовая помощь малому предпринимательству осуществляется в рамках целевых программ в форме льготных кредитов, субсидий, компенсаций, грантов, выдачи кредитных гарантий, организации лизинга, внедрения мер стимулирования финансово-кредитных структур, оказывающих услуги предпринимателям.

В Азербайджане функционирует ряд учреждений, обеспечивающих государственную поддержку развития, в том числе финансирования МСП (малого и среднего предпринимательства):

1. Национальный Фонд поддержки предпринимательства;

2. Государственное агентство по сельскохозяйственным кредитам;

3. Государственный Фонд развития информационных технологий;

4. Азербайджанская Инвестиционная Компания.

Основная особенность этих фондов состоит в том, что выдаваемые ими кредитные ресурсы обеспечиваются за счет средств, выдаваемых из государственного бюджета. В то же время кредиты, выдаваемые этими учреждениями, относятся к категории льготных и намного дешевле рыночных.

Международный опыт показывает, что именно кредитные отношения играют роль важного внешнего источника в формировании финансовых ресурсов мелких и средних предприятий. Уровень использования мелкими предприятиями кредитных услуг в США составляет как минимум 60%, в странах Евросоюза – 76%, в Канаде – 50% [7].

Как продолжение проводимого в направлении развития предпринимательства улучшения инвестиционной и бизнес-среды политики Президент Азербайджанской Республики 3 марта 2014 года подписал указ «О дополнительных мерах в связи с развитием предпринимательства», направленный на совершенствование государственного регулирования предпринимательской деятельности и формирование благоприятной бизнес-среды в стране.

Указ является важным концептуальным документом, отражающим внимание и заботу, оказываемую развитию предпринимательства, приоритетность этой отрасли, юридические основы нового этапа развития предпринимательства, показателем последовательности мер государственной поддержки частного сектора. При этом Азербайджанская Инвестиционная Компания (АИК) является одним из инструментов правительства в поддержке развития ненефтяного сектора.

Целью инвестиционной деятельности компании является увеличение паевого участия в уставном капитале акционерных обществ и других коммерческих организаций, действующих в ненефтяных отраслях экономики страны, в том числе за счет покупки акций этих предприятий привлекать современные и передовые технологии; для повышения их конкурентоспособности, усиления экспортного потенциала и увеличения рыночной стоимости осуществлять долгосрочные инвестиции.

Общая стоимость проектов, входящих в инвестиционный портфель АИК, в настоящее время составляет приблизительно 1,1 млрд долл. США.

При непосредственном участии АИК к этим проектам были привлечены иностранные инвестиции в размере 450 млн долл. США.

В качестве примера проектов, акционером которых является АИК, можно привести Бакинский судостроительный завод и новый цементный завод в Градаге «Holcim Azərbaycan», основывающийся на технологии сухого производства.

АИК постоянно исследует новые инвестиционные возможности. С этой точки зрения приоритетными направлениями для инвестирования являются отрасли тяжелой и легкой промышленности, сельского хозяйства, химической промышленности, логистики, ИКТ и отрасли альтернативной энергетики.

Влияние обеспечения конкурентной среды на развитие субъектов предпринимательства

Одним из самых важных принципов рыночной экономики является наличие свободной конкуренции между товаропроизводителями. Конкуренцией называется борьба между производителями, поставщиками, одним словом, между предприятиями и фирмами за благоприятные условия производства и сбыта с целью улучшения результатов своей предпринимательской деятельности. При этом конкурентоспособность предприятия является отражением внешней среды, которой в явном виде оно управлять не может, однако способно оказывать на нее влияние через повышение своей инновационной активности (Мельников, Шувалов, 2005).

В системе рыночных отношений основное содержание конкуренции состоит из борьбы за покупателя и полного обеспечения его потребностей. Борьба за большую долю и лучшие позиции на рынке и достижения в этой области зависят в первую очередь от качества и цены продукции товаропроизводители. В условиях рыночных отношений конкуренция считается самым важным мерилом предпринимательской деятельности [8].

Незаменима роль государства как гаранта обеспечения конкурентной среды. Государство для сохранения конкурентной среды, наряду с разгосударствлением и приватизацией, проводит хорошо подготовленную антимонопольную политику, которая, с одной стороны, направлена против показывающих деструктивную деятельность монопольных структур, монополий, а с другой стороны – отражает развитие предпринимательских структур, направляющих свою деятельность на снижение цен и их регулирование, а также на повышение качества производимой продукции и более полное удовлетворение потребностей населения.

Создание отечественного предпринимательства и здоровой конкурентной среды, защита от монополизации являются важными условиями развития бизнеса и повышения его эффективности.

Экономика системы государственного антимонопольного регулирования сформировалась во всех странах, развивающихся на основе рыночных отношений. С целью ограничения возможностей монополизации рынка со стороны производителя государство, наряду с административными и экономическими мерами, осуществляет и прочие регулирующие меры. В эту систему входят правовые меры.

К антимонопольному регулированию относятся регулирование уровня монополизации производства и конкуренция, тактика и стратегия предприятия, управление внешнеэкономической деятельностью, ценовое и налоговое регулирование. В антимонопольных отношениях нет места монополизации и недобросовестной конкуренции (статья 15 часть 2 Конституции Азербайджанской Республики).

Наличие в стране конкурентоспособных отраслей позволит предпринимательству направиться в эту отрасль, и в результате правильно и на долгий срок планировать свою деятельность и производить конкурентоспособную продукцию. Именно по этой причине отсутствие связанных с производством отраслей делает невозможным организацию этого производства.

Заключение

Несмотря на то, что осуществляемые в стране проекты дают свои положительные результаты, исследования показывают, что в настоящее время среди предприятий перерабатывающей промышленности, можно сказать, нет конкуренции. А некоторые малые предприятия не только не могут конкурировать, но даже не имеют возможности на нужном уровне организовывать и расширять свое производство.

При анализе внешних торговых связей выясняется, что экспорт имеет сырьевую направленность, а в импорте важное место занимает продовольственная продукция. А это показывает неэффективность развития экономики и внешних связей. Поэтому необходимо проводить коренную реформу в направлении повышения качества производимой продукции до уровня мировых стандартов. Так как есть все возможности для удовлетворения потребности населения в продукции перерабатывающей промышленности и выводе на мировые рынки конкурентоспособной продукции.

Несмотря на то, что процесс интеграции с мировым экономическим сообществом с точки зрения приобретения передовой техники и технологии открывает большие перспективы перед промышленным производством, имеющим в Азербайджане богатую базу, в результате того, что эта отрасль не готова к международной конкуренции, процесс интеграции продолжается в виде импорта ряда продукции. Но в будущем богатая база, последовательное внедрение рыночных принципов, трансформация отношений собственности, развитие свободного предпринимательства и расширение внешнеэкономических связей отраслей промышленности, повышение эффективности производства и конкурентоспособности и пр. может обеспечить экспорт продукции этой отрасли во все регионы. Наличие международной конкуренции, развитие этой отрасли и экспорт ее продукции в регионы требуют основательных капитальных вложений и ускорения развития предпринимательства.

Пока что влияние ненефтяного сектора на усиление экспортного потенциала республики, можно сказать, остается на низком уровне. Продвижение в области замены импорта местным производством и производства новой конкурентоспособной продукции идет медленно. Правда, для стимулирования предпринимательства в ненефтяном секторе государство делает некоторые шаги в облегчении налогового бремени, например, постепенно были снижены налоговые ставки на налоги с прибыли и добавленной стоимости, с отчислений на обязательное страхование. Видимо, пока остается актуальным продолжение работ по снижению налогового бремени.

В банковской сфере тоже важно продолжение реформ в направлении упрощения доступности кредитов для реального сектора экономики, по предотвращению негативных случаев.

Требуется совершенствование законодательной базы механизма конкуренции.

Было бы хорошо, в первую очередь, упростить процесс выдачи лицензий, а также уменьшить количество видов деятельности, требующих особого разрешения.

Методы обеспечения требований предпринимателей по финансовым ресурсам (лизинг, франчайзинг, факторинг, венчурные механизмы) недостаточны и не распространены широко. И в этой области их поддержку и развитие можно считать целесообразным.

Для усиления конкурентоспособности предприятий, производящих экспортную продукцию, целесообразно было бы ликвидировать пошлины на ввоз сырья и промышленного оборудования, а фирмам, использующим местное сырье, предоставлять финансовую помощь и льготы.

Для сведения к минимуму влияния мирового финансового кризиса на бизнес-среду целесообразно помочь формированию производственных комплексов с участием финансовых организаций, занимающихся производством продукции в стране и ее реализацией на внешнем рынке.

[1] Лапуста, М.Г. (2008). Малое предпринимательство. М.: Инфра-М.

[2] Смит, А. (1993). Исследование о природе и причинах богатства народов: Книга IV. О системах политической экономии. М.: Наука.

[3] Сей, Ж.Б. (2000). Трактат по политической экономии. М.: Дело.

[4] Лапуста, М.Г. (2008). Малое предпринимательство. М.: Инфра-М.

[5] Сайт Национального фонда поддержки предпринимательства Министерства экономики и промышленности Азербайджанской Республики.

[6] Сайт Государственного комитета по статистике Азербайджанской Республики.

[7] Сайт Международного валютного фонда.

[8] Юданов, А.Ю. (1988). Конкуренция: теория и практика. М.: ГНОМ-ПРЕСС.


Страница обновлена: 28.10.2024 в 07:37:04