Новый подход к диагностике системы риск-менеджмента в интегрированных предпринимательских структурах

Корнеев Д.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
Том 16, Номер 10 (Май 2015)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:

В статье представлен авторский подход к организации диагностики системы риск-менеджмента в интегрированных предпринимательских структурах. В основе данного подхода лежит выделение уровней развития системы риск-менеджмента, ее декомпозиция, а также экспертная оценка каждого из элементов, выявленных в ходе декомпозиции системы. Реализация предлагаемого методического подхода позволит осуществить диагностику системы риск-менеджмента интегрированной предпринимательской структуры и выявить слабые стороны этой системы с целью ее дальнейшего совершенствования.

Ключевые слова: менеджмент, диагностика, риск, интегрированная предпринимательская структура



Введение

Современные условия осуществления предпринимательской деятельности демонстрируют необходимость построения комплексной системы риск-менеджмента интегрированных предпринимательских структур (ИПС). Функционирование такой системы призвано обеспечить координацию стратегии, бизнес-процессов, людей, технологий и знаний в условиях неопределенности и риска, генерируемых внешней и внутренней средой ИПС.

Анализ научных источников по проблемам риск-менеджмента [1-9] позволяет утверждать, что об эффективности внедрения системы риск-менеджмента ИПС могут свидетельствовать следующие факты:

- интеграция выявления, оценки и прогнозирования рисков в стратегические и оперативные процессы. Поскольку процесс управления рисками становится неотъемлемой частью корпоративного управления, менеджеры становятся более осмотрительными, принимая управленческие решения;

- внедрение эффективной аналитической техники и техники раннего предупреждения. Соответственно, выявление рисков на уровне бизнес-процессов приводит к принятию взвешенных управленческих решений;

- применение усовершенствованных методик оценки и прогнозирования конкретных рисков. Подготовка отчетов о ключевых рисках позволяет подразделениям ИПС обмениваться знаниями в различных сферах проявления этих рисков;

- сокращение количества негативных последствий проявления рисков по сравнению со средним показателем по отрасли. Это, как правило, способствует снижению затрат на привлечение капитала и, как следствие, увеличивает рыночную стоимость ИПС.

Вместе с тем внедрение принципов риск-менеджмента в управленческую деятельность часто сопровождается значительным числом ошибок, к числу которых относятся:

- фрагментарность системы риск-менеджмента (когда выявление, оценка и прогнозирование рисков осуществляются по весьма ограниченному набору предметных областей (например, только финансы, маркетинг и клиенты), тогда как сфер проявления последствий рисков существенно больше);

- ошибки в регламентации сбора информации по сферам проявления рисков (когда сбор информации о возможных рисках осуществляется только по мере появления проблем);

- ошибки в определении ответственности в рамках системы риск-менеджмента (когда ответственный за систему риск-менеджмента попросту отсутствует, а специалисты распределены по различным подразделениям; при этом не регламентировано взаимодействие между подразделениями по вопросам получения информации) и т.п.

Негативные последствия подобных ошибок делают необходимым проведение комплексной оценки состояния системы управления рисками в ИПС. Другими словами, необходимо выяснить, реализованы ли в конкретной ИПС принципы риск-менеджмента, существуют ли необходимость и предпосылки внедрения или дальнейшего совершенствования системы риск-менеджмента.

Авторы научных статей, посвященных проблемам формирования системы риск-менеджмента на микроуровне, отдают предпочтение выделению всего лишь трех уровней реализации принципов риск-менеджмента. На первом, «нулевом» уровне система риск-менеджмента отсутствует или находится в зачаточном состоянии; второй уровень представлен фрагментарной системой; третий уровень отличается комплексностью подхода к организации системы риск-менеджмента ИПС. В частности, второй и третий уровни отличаются целями системы риск-менеджмента, отношением к риску, подходами к возложению ответственности и прочими весьма немногочисленными характеристиками. Основные отличия между указанными подходами продемонстрированы в таблице 1.

Анализ представленных в таблице 1 различий позволяет предположить, что критериев для отнесения системы риск-менеджмента конкретной ИПС к фрагментарному или комплексному уровню этой системы недостаточно. Кроме того, по отдельным критериям шкалы из двух значений недостаточно для описания возможных состояний системы. Учитывая вышеизложенное, следует сделать вывод о целесообразности как увеличения уровней для описания возможных состояний системы риск-менеджмента ИПС, так и дополнения системы критериев для отнесения системы к тому или иному уровню.

Целью настоящей статьи является разработка методического подхода, который может быть использован для диагностики системы риск-менеджмента на микроуровне.

Таблица 1

Сравнительная характеристика фрагментарной и комплексной системы риск‑менеджмента [4]

Характеристика системы риск-менеджмента
Фрагментарная система риск-менеджмента
Комплексная система
риск-менеджмента
Цели
Минимизация (избегание) риска
Удержание риска на заданном уровне
Отношение к риску
Негативное
Риск – это не только небезопас-ность, но и скрытые возможности
Ответственность
Каждое подразделение самостоятельно управля-ет рисками в соответст-вии с возложенными на него функциями
Управление рисками координи-руется высшим руководством или службой риск-менеджмента, каж-дый работник рассматривает риск-менеджмент как неотъем-лемую часть своей работы
Комплексность анализа
Управление отдельными рисками
Управление рисками в комплексе с учетом взаимосвязей между ними
Культура управления рисками
Отсутствует
Философия позитивного риск-менеджмента
Взаимосвязь с другими подразделениями
Конфликт интересов
Сотрудничество, распределение полномочий
Степень реагирования
Управление рисками по факту возникновения убытков или когда ме-неджеры считают это необходимым
Управление рисками с помощью опережающих мер, процесс уп-равления рисками является неп-рерывным
Спектр рисков
Ограниченный риск-менеджмент
Расширенный риск-менеджмент: рассматриваются все риски, воз-можности и угрозы, генерируе-мые внешней и внутренней средой

Результаты исследования

Исследование опыта построения систем риск-менеджмента в ведущих российских компаниях позволило сделать вывод, что такая система будет соответствовать лучшим стандартам в данной сфере, если будут выполнены основные требования к рассматриваемому процессу в разрезе отдельных составляющих, перечень которых представлен на рисунке 1.

Рисунок 1. Составляющие системы риск-менеджмента ИПС

В ходе исследования выделено восемь составляющих системы риск-менеджмента, в рамках которых анализу подлежат элементы, приведенные на рисунке 2.

В ходе исследования была осуществлена оценка текущего состояния системы риск-менеджмента на двадцати крупных российских предприятиях приборостроения. Основным инструментом исследования послужил метод глубинного интервью, которое представляет собой слабоструктурированную личную беседу интервьюера с респондентом в форме, побуждающей последнего к подробным ответам на задаваемые вопросы. В качестве респондентов были привлечены специалисты предприятий, которые в той или иной степени вовлечены в работу, связанную с выявлением, оценкой и прогнозированием рисков.

Систематизированные результаты описания системы риск-менеджмента, которые свойственны для подавляющего большинства обследованных предприятий, можно представить следующим образом:

1. Предметная составляющая:

1.1. Глубина предметной области риск-менеджмента: предметом выявления, оценки и прогнозирования выступают такие предметные области, как финансы, маркетинг и клиенты, производственные процессы и персонал (в частности, такая глубина предметной области свойственна для 15-ти предприятий (т.е. 75%) из 20-ти обследованных).

1.2. Степень вовлеченности риск-менеджмента в процесс принятия решений: выявление, оценка и прогнозирование рисков осуществляется в рамках корпоративного управления, а также контроля выполнения планов; имеются регулярные специализированные отчеты по актуальным направлениям, содержащие оценки и рекомендации; по результатам анализа принимаются ключевые управленческие решения.

1.3. Степень полизадачности системы риск-менеджмента: реализуемые процедуры преследуют цели принятия управленческих решений в рамках общего планирования финансово-хозяйственной деятельности.

1.4. Статус пользователей системы риск-менеджмента: отчеты, формируемые в рамках системы риск-менеджмента, используются только руководством ИПС и являются дополнительным продуктом к финансовой и управленческой отчетности. При этом пользователи формируемых отчетов документально не определены.

2. Технологическая составляющая:

2.1. Сбор информации в системе риск-менеджмента: сбор информации осуществляется периодически из различных внесистемных источников на основе функционального подхода.

2.2. Систематизация информации в системе риск-менеджмента: процессы интеграции и регламентные работы по обеспечению сохранности данных и выходных отчетов определены; выработана и присутствует документация по обеспечению информационной безопасности.

2.3. Обработка информации в системе риск-менеджмента: информация обрабатывается стандартными и специализированными средствами на регулярной основе.

2.4. Анализ информации в системе риск-менеджмента: информация анализируется по основным сферам деятельности и предметным областям. Для анализа используются общие, универсальные методы анализа.

2.5. Предоставление информации пользователям системы риск-менеджмента: информация предоставляется периодически по ограниченному количеству каналов. Форматы построены с использованием средств визуализации.

Рисунок 2. Результаты декомпозиции составляющих системы риск-менеджмента ИПС

2.6. Хранение отчетов в системе риск-менеджмента: отчеты хранятся разрозненно, в архив не сдаются.

3. Организационная составляющая:

3.1. Место системы риск-менеджмента в организационной структуре: отсутствует ответственный за систему риск-менеджмента, специализированные сотрудники распределены по различным подразделениям.

3.2. Эффективность взаимодействия подразделений: взаимодействие между подразделениями и обмен информацией носят преимущественно нерегулярный характер.

4. Управленческая составляющая:

4.1. Управление текущими процессами в системе риск-менеджмента: процессы, реализуемые в рамках функционирования системы риск-менеджмента, не отделяются от бизнес-процессов ИПС.

4.2. Управление процессом развития системы риск-менеджмента: проекты развития системы риск-менеджмента не разрабатываются, и, соответственно, процессы развития этой системы не осуществляются.

5. Информационная составляющая:

5.1. Информационное обеспечение системы риск-менеджмента: источники информации определены частично; информация передается в ходе регулярных совместных заседаний участников процесса; информация лишь частично структурирована, поэтому не всегда бывает актуальна.

5.2. Формирование информации непосредственно о системе риск-менеджмента: информация раскрывается по отдельным запросам, а ее получение ограничено по показателям и трудоемко.

6. Программно-техническая составляющая:

6.1. Возможности программного обеспечения: частично используется стандартное офисное программное обеспечение для целей системы риск-менеджмента; специализированное программное обеспечение не используется.

6.2. Интерфейс пользователя стандартный, по отдельным запросам формируется инструкция пользователей.

6.3. Эффективность работы с базами данных: базы данных о рисках формируются, однако периодический контроль изменений в базах данных отсутствует.

7. Имущественно-техническая составляющая:

7.1. Телекоммуникационное обеспечение: для рассылки используются неспециализированные каналы; эти каналы определяются пользователями системы риск-менеджмента.

7.2. Аппаратное обеспечение: стандартное офисное оборудование; наличие серверного оборудования; регулярно пересматриваются требования к аппаратному обеспечению.

7.3. Организационно-техническое обеспечение (оргтехника): применяется стандартная оргтехника; для повышения качества печати используются лазерные и черно-белые и цветные принтеры; требования к качеству материалов документированы; контролируется скорость, экономичность, качество печати; используется профессиональное полиграфическое оборудование, позволяющее формировать качественные материалы; наличие современных средств создания, обработки, полиграфии, хранения, поиска и транспортировки документов; наличие прочего качественного офисного оборудования и мебели.

8. Кадровая составляющая:

8.1. Регламентация ролей в системе риск-менеджмента: отсутствует выделение основных ролей в процессе функционирования системы риск-менеджмента.

8.2. Требования к персоналу системы риск-менеджмента: требования к качеству персонала закреплены в должностных инструкциях; при приеме на работу соответствие требованиям к качеству персонала проверяется всегда.

8.3. Мотивация персонала в системе риск-менеджмента: постоянная часть зарплаты позволяет мотивировать выполнение текущих задач в области риск-менеджмента.

8.4. Обучение персонала системы риск-менеджмента: обучение сотрудников производится разово по инициативе отдельных сотрудников.

После обработки и систематизации результатов глубинного интервью экспертным путем была дана оценка уровня организации системы риск-менеджмента. Учитывая перечисленные выше недостатки выделения по сути трех уровней развития системы риск-менеджмента ИПС (система отсутствует, система является фрагментарной и комплексной), предлагается увеличить число уровней для описания возможных состояний системы риск-менеджмента до пяти:

- 1-й уровень («нулевой»): риск-менеджмент в ИПС отсутствует, соответственно, каждый анализируемый элемент не подлежит оценке;

- 2-й уровень (фрагментарный): риск-менеджмент реализуется, но процедуры по большей степени не организованы;

- 3-й уровень (фрагментарный): риск-менеджмент реализуется, основные процедуры организованы, но процесс не документирован;

- 4-й уровень (фрагментарный): применяемые процедуры документированы, но получаемые результаты функционирования системы риск-менеджмента позволяют ответить на вопрос «как есть», но не получить ответ на вопрос: «что будет»;

- 5-й уровень (комплексный): система риск-менеджмента организована на основе комплексного подхода, в результате появляется возможность с весьма высокой долей вероятности ответить на вопрос «что будет»), организация риск-менеджмента в целом соответствует «лучшей практике» лидеров бизнеса.

Учитывая параметры приведенной шкалы, экспертам было предложено оценить каждый из элементов в баллах – от 1 до 5, что соответствует градации от 1-го до 5-го уровня развития системы риск-менеджмента ИПС. Результаты обработки мнений экспертов представлены в таблице 2.

В целом анализ показал, что система риск-менеджмента, параметры которой описаны выше, соответствует развитию до 5-го (комплексного) уровня только по одному элементу (организационно-техническое обеспечение (оргтехника)), что, безусловно, нельзя считать удовлетворительным. Если все элементы считать имеющими одинаковую значимость, то средний уровень развития данной системы составляет 2,65 балла из 5-ти баллов, достижение которых свидетельствует о реализации комплексного подхода к организации системы риск-менеджмента.

Заключение

Реализация предлагаемого методического подхода позволит осуществить диагностику системы риск-менеджмента ИПС и выявить слабые стороны этой системы. Перспективы дальнейших исследований представляются в направлении обоснования целесообразности дополнения характеристик уровней развития системы риск-менеджмента по каждому элементу. Допустим, такой элемент, как «Глубина предметной области риск-менеджмента», получил 3 балла, что соответствует 3-му уровню развития системы риск-менеджмента.

Таблица 2

Результаты оценки элементов системы риск-менеджмента

Составляющие системы
риск-менеджмента ИПС
Элементы организации
риск-менеджмента
Оценка в баллах
(от 1 до 5)
1. Предметная составляющая
1.1. Глубина предметной области риск-менеджмента
3
1.2. Степень вовлеченности риск-менеджмента в процесс принятия решений
3
1.3. Степень полизадачности системы риск-менеджмента
2
1.4. Статус пользователей системы риск-менеджмента
1
2. Технологическая составляющая
2.1. Сбор информации в системе риск-менеджмента
3
2.2. Систематизация информации в системе риск-менеджмента
4
2.3. Обработка информации в системе риск-менеджмента
3
2.4. Анализ информации в системе риск-менеджмента
3
2.5. Предоставление информации пользователям системы риск-менеджмента
3
2.6. Хранение отчетов в системе риск-менеджмента
3
3. Организационная составляющая
3.1. Место системы риск-менеджмента в организационной структуре
2
3.2. Эффективность взаимодействия подразделений
3
4. Управленческая составляющая
4.1. Управление текущими процессами в системе риск-менеджмента
1
4.2. Управление процессом развития системы риск-менеджмента
1
5. Информацион-ная составляющая
5.1. Информационное обеспечение системы риск-менеджмента
3
5.2. Формирование информации непосредственно о системе риск-менеджмента
2
6. Программно-техническая составляющая
6.1. Возможности программного обеспечения
1
6.2. Интерфейс пользователя
2
6.3. Эффективность работы с базами данных
4
7. Имущественно-техническая составляющая
7.1. Телекоммуникационное обеспечение
3
7.2. Аппаратное обеспечение
3
7.3. Организационно-техническое обеспечение (оргтехника)
5
8. Кадровая составляющая
8.1. Регламентация ролей в системе риск-менеджмента
3
8.2. Требования к персоналу системы риск-менеджмента
4
8.3. Мотивация персонала в системе риск-менеджмента
2
8.4. Обучение персонала системы риск-менеджмента
2

Далее предполагается применить сценарный метод и на его основе определить параметры элемента при следующих условиях: «гораздо лучше, чем образец», «лучше, чем образец», «хуже, чем образец», «гораздо хуже, чем образец». При этом должна соблюдаться логика развития системы риск-менеджмента. Так, 3-му уровню развития элемента «Глубина предметной области риск-менеджмента» соответствует следующая качественная характеристика: «Предметом выявления, оценки и прогнозирования выступают такие предметные области, как финансы, маркетинг и клиенты, производственные процессы и персонал». Представляется логичным, что другие уровни можно описать следующим образом:

- гораздо хуже, чем образец (т.е. 1-й уровень): выявление, оценка и прогнозирование рисков не осуществляются;

- хуже, чем образец (т.е. 2-й уровень): системой риск-менеджмента охватывается только финансовая составляющая деятельности; при этом выявляются, оцениваются и прогнозируются только финансовые риски; применяемые процедуры не организованы;

- лучше, чем образец (т.е. 4-й уровень): процедуры в рамках системы риск-менеджмента документированы по всем основным предметным областям (финансы, маркетинг и клиенты, производственные процессы, персонал и развитие); при этом система отчетности по рискам позволяет сопоставлять информацию из отдельных областей;

- гораздо лучше, чем образец (т.е. 5-й комплексный уровень): системой риск-менеджмента охватываются все основные предметные области (финансы, маркетинг и клиенты, производственные процессы, персонал и развитие); при этом формируемая отчетность по рискам является гибкой, предусматривающей интеграцию показателей различных предметных областей в зависимости от задач пользователей этой отчетности; уровень детализации отчета неограничен и гибко управляем, что позволяет осуществлять прогнозирование рисков и их минимизацию. Отчеты по рискам интегрированы и в части внутренней и в части внешней информации.

Таким образом, предлагаемый методический подход позволит усовершенствовать работу по диагностике системы риск-менеджмента ИПС и, следовательно, своевременно разрабатывать и реализовать мероприятия по ее совершенствованию.


Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:59:30