Новый подход к диагностике системы риск-менеджмента в интегрированных предпринимательских структурах
Скачать PDF | Загрузок: 4
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
Том 16, Номер 10 (Май 2015)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Корнеев Д.В. Новый подход к диагностике системы риск-менеджмента в интегрированных предпринимательских структурах // Российское предпринимательство. – 2015. – Том 16. – № 10. – С. 1469-1482. – doi: 10.18334/rp.16.10.261.
Аннотация:
В статье представлен авторский подход к организации диагностики системы риск-менеджмента в интегрированных предпринимательских структурах. В основе данного подхода лежит выделение уровней развития системы риск-менеджмента, ее декомпозиция, а также экспертная оценка каждого из элементов, выявленных в ходе декомпозиции системы. Реализация предлагаемого методического подхода позволит осуществить диагностику системы риск-менеджмента интегрированной предпринимательской структуры и выявить слабые стороны этой системы с целью ее дальнейшего совершенствования.
Ключевые слова: менеджмент, диагностика, риск, интегрированная предпринимательская структура
Введение
Современные условия осуществления предпринимательской деятельности демонстрируют необходимость построения комплексной системы риск-менеджмента интегрированных предпринимательских структур (ИПС). Функционирование такой системы призвано обеспечить координацию стратегии, бизнес-процессов, людей, технологий и знаний в условиях неопределенности и риска, генерируемых внешней и внутренней средой ИПС.
Анализ научных источников по проблемам риск-менеджмента [1-9] позволяет утверждать, что об эффективности внедрения системы риск-менеджмента ИПС могут свидетельствовать следующие факты:
- интеграция выявления, оценки и прогнозирования рисков в стратегические и оперативные процессы. Поскольку процесс управления рисками становится неотъемлемой частью корпоративного управления, менеджеры становятся более осмотрительными, принимая управленческие решения;
- внедрение эффективной аналитической техники и техники раннего предупреждения. Соответственно, выявление рисков на уровне бизнес-процессов приводит к принятию взвешенных управленческих решений;
- применение усовершенствованных методик оценки и прогнозирования конкретных рисков. Подготовка отчетов о ключевых рисках позволяет подразделениям ИПС обмениваться знаниями в различных сферах проявления этих рисков;
- сокращение количества негативных последствий проявления рисков по сравнению со средним показателем по отрасли. Это, как правило, способствует снижению затрат на привлечение капитала и, как следствие, увеличивает рыночную стоимость ИПС.
Вместе с тем внедрение принципов риск-менеджмента в управленческую деятельность часто сопровождается значительным числом ошибок, к числу которых относятся:
- фрагментарность системы риск-менеджмента (когда выявление, оценка и прогнозирование рисков осуществляются по весьма ограниченному набору предметных областей (например, только финансы, маркетинг и клиенты), тогда как сфер проявления последствий рисков существенно больше);
- ошибки в регламентации сбора информации по сферам проявления рисков (когда сбор информации о возможных рисках осуществляется только по мере появления проблем);
- ошибки в определении ответственности в рамках системы риск-менеджмента (когда ответственный за систему риск-менеджмента попросту отсутствует, а специалисты распределены по различным подразделениям; при этом не регламентировано взаимодействие между подразделениями по вопросам получения информации) и т.п.
Негативные последствия подобных ошибок делают необходимым проведение комплексной оценки состояния системы управления рисками в ИПС. Другими словами, необходимо выяснить, реализованы ли в конкретной ИПС принципы риск-менеджмента, существуют ли необходимость и предпосылки внедрения или дальнейшего совершенствования системы риск-менеджмента.
Авторы научных статей, посвященных проблемам формирования системы риск-менеджмента на микроуровне, отдают предпочтение выделению всего лишь трех уровней реализации принципов риск-менеджмента. На первом, «нулевом» уровне система риск-менеджмента отсутствует или находится в зачаточном состоянии; второй уровень представлен фрагментарной системой; третий уровень отличается комплексностью подхода к организации системы риск-менеджмента ИПС. В частности, второй и третий уровни отличаются целями системы риск-менеджмента, отношением к риску, подходами к возложению ответственности и прочими весьма немногочисленными характеристиками. Основные отличия между указанными подходами продемонстрированы в таблице 1.
Анализ представленных в таблице 1 различий позволяет предположить, что критериев для отнесения системы риск-менеджмента конкретной ИПС к фрагментарному или комплексному уровню этой системы недостаточно. Кроме того, по отдельным критериям шкалы из двух значений недостаточно для описания возможных состояний системы. Учитывая вышеизложенное, следует сделать вывод о целесообразности как увеличения уровней для описания возможных состояний системы риск-менеджмента ИПС, так и дополнения системы критериев для отнесения системы к тому или иному уровню.
Целью настоящей статьи является разработка методического подхода, который может быть использован для диагностики системы риск-менеджмента на микроуровне.
Таблица 1
Сравнительная характеристика фрагментарной и комплексной системы риск‑менеджмента [4]
Характеристика системы риск-менеджмента
|
Фрагментарная система риск-менеджмента
|
Комплексная система
риск-менеджмента |
Цели
|
Минимизация (избегание) риска
|
Удержание риска на заданном уровне
|
Отношение
к риску
|
Негативное
|
Риск – это не только небезопас-ность, но и скрытые
возможности
|
Ответственность
|
Каждое подразделение самостоятельно управля-ет рисками
в соответст-вии с возложенными на него функциями
|
Управление рисками координи-руется высшим руководством
или службой риск-менеджмента, каж-дый работник рассматривает риск-менеджмент
как неотъем-лемую часть своей работы
|
Комплексность
анализа
|
Управление отдельными рисками
|
Управление рисками в комплексе с учетом взаимосвязей
между ними
|
Культура
управления рисками
|
Отсутствует
|
Философия позитивного риск-менеджмента
|
Взаимосвязь
с другими подразделениями
|
Конфликт интересов
|
Сотрудничество, распределение полномочий
|
Степень
реагирования
|
Управление рисками по факту возникновения убытков или
когда ме-неджеры считают это необходимым
|
Управление рисками с помощью опережающих мер, процесс
уп-равления рисками является неп-рерывным
|
Спектр
рисков
|
Ограниченный риск-менеджмент
|
Расширенный риск-менеджмент: рассматриваются все
риски, воз-можности и угрозы, генерируе-мые внешней и внутренней средой
|
Результаты исследования
Исследование опыта построения систем риск-менеджмента в ведущих российских компаниях позволило сделать вывод, что такая система будет соответствовать лучшим стандартам в данной сфере, если будут выполнены основные требования к рассматриваемому процессу в разрезе отдельных составляющих, перечень которых представлен на рисунке 1.
Рисунок 1. Составляющие системы риск-менеджмента ИПС
В ходе исследования выделено восемь составляющих системы риск-менеджмента, в рамках которых анализу подлежат элементы, приведенные на рисунке 2.
В ходе исследования была осуществлена оценка текущего состояния системы риск-менеджмента на двадцати крупных российских предприятиях приборостроения. Основным инструментом исследования послужил метод глубинного интервью, которое представляет собой слабоструктурированную личную беседу интервьюера с респондентом в форме, побуждающей последнего к подробным ответам на задаваемые вопросы. В качестве респондентов были привлечены специалисты предприятий, которые в той или иной степени вовлечены в работу, связанную с выявлением, оценкой и прогнозированием рисков.
Систематизированные результаты описания системы риск-менеджмента, которые свойственны для подавляющего большинства обследованных предприятий, можно представить следующим образом:
1. Предметная составляющая:
1.1. Глубина предметной области риск-менеджмента: предметом выявления, оценки и прогнозирования выступают такие предметные области, как финансы, маркетинг и клиенты, производственные процессы и персонал (в частности, такая глубина предметной области свойственна для 15-ти предприятий (т.е. 75%) из 20-ти обследованных).
1.2. Степень вовлеченности риск-менеджмента в процесс принятия решений: выявление, оценка и прогнозирование рисков осуществляется в рамках корпоративного управления, а также контроля выполнения планов; имеются регулярные специализированные отчеты по актуальным направлениям, содержащие оценки и рекомендации; по результатам анализа принимаются ключевые управленческие решения.
1.3. Степень полизадачности системы риск-менеджмента: реализуемые процедуры преследуют цели принятия управленческих решений в рамках общего планирования финансово-хозяйственной деятельности.
1.4. Статус пользователей системы риск-менеджмента: отчеты, формируемые в рамках системы риск-менеджмента, используются только руководством ИПС и являются дополнительным продуктом к финансовой и управленческой отчетности. При этом пользователи формируемых отчетов документально не определены.
2. Технологическая составляющая:
2.1. Сбор информации в системе риск-менеджмента: сбор информации осуществляется периодически из различных внесистемных источников на основе функционального подхода.
2.2. Систематизация информации в системе риск-менеджмента: процессы интеграции и регламентные работы по обеспечению сохранности данных и выходных отчетов определены; выработана и присутствует документация по обеспечению информационной безопасности.
2.3. Обработка информации в системе риск-менеджмента: информация обрабатывается стандартными и специализированными средствами на регулярной основе.
2.4. Анализ информации в системе риск-менеджмента: информация анализируется по основным сферам деятельности и предметным областям. Для анализа используются общие, универсальные методы анализа.
2.5. Предоставление информации пользователям системы риск-менеджмента: информация предоставляется периодически по ограниченному количеству каналов. Форматы построены с использованием средств визуализации.
Рисунок 2. Результаты декомпозиции составляющих системы риск-менеджмента ИПС
2.6. Хранение отчетов в системе риск-менеджмента: отчеты хранятся разрозненно, в архив не сдаются.
3. Организационная составляющая:
3.1. Место системы риск-менеджмента в организационной структуре: отсутствует ответственный за систему риск-менеджмента, специализированные сотрудники распределены по различным подразделениям.
3.2. Эффективность взаимодействия подразделений: взаимодействие между подразделениями и обмен информацией носят преимущественно нерегулярный характер.
4. Управленческая составляющая:
4.1. Управление текущими процессами в системе риск-менеджмента: процессы, реализуемые в рамках функционирования системы риск-менеджмента, не отделяются от бизнес-процессов ИПС.
4.2. Управление процессом развития системы риск-менеджмента: проекты развития системы риск-менеджмента не разрабатываются, и, соответственно, процессы развития этой системы не осуществляются.
5. Информационная составляющая:
5.1. Информационное обеспечение системы риск-менеджмента: источники информации определены частично; информация передается в ходе регулярных совместных заседаний участников процесса; информация лишь частично структурирована, поэтому не всегда бывает актуальна.
5.2. Формирование информации непосредственно о системе риск-менеджмента: информация раскрывается по отдельным запросам, а ее получение ограничено по показателям и трудоемко.
6. Программно-техническая составляющая:
6.1. Возможности программного обеспечения: частично используется стандартное офисное программное обеспечение для целей системы риск-менеджмента; специализированное программное обеспечение не используется.
6.2. Интерфейс пользователя стандартный, по отдельным запросам формируется инструкция пользователей.
6.3. Эффективность работы с базами данных: базы данных о рисках формируются, однако периодический контроль изменений в базах данных отсутствует.
7. Имущественно-техническая составляющая:
7.1. Телекоммуникационное обеспечение: для рассылки используются неспециализированные каналы; эти каналы определяются пользователями системы риск-менеджмента.
7.2. Аппаратное обеспечение: стандартное офисное оборудование; наличие серверного оборудования; регулярно пересматриваются требования к аппаратному обеспечению.
7.3. Организационно-техническое обеспечение (оргтехника): применяется стандартная оргтехника; для повышения качества печати используются лазерные и черно-белые и цветные принтеры; требования к качеству материалов документированы; контролируется скорость, экономичность, качество печати; используется профессиональное полиграфическое оборудование, позволяющее формировать качественные материалы; наличие современных средств создания, обработки, полиграфии, хранения, поиска и транспортировки документов; наличие прочего качественного офисного оборудования и мебели.
8. Кадровая составляющая:
8.1. Регламентация ролей в системе риск-менеджмента: отсутствует выделение основных ролей в процессе функционирования системы риск-менеджмента.
8.2. Требования к персоналу системы риск-менеджмента: требования к качеству персонала закреплены в должностных инструкциях; при приеме на работу соответствие требованиям к качеству персонала проверяется всегда.
8.3. Мотивация персонала в системе риск-менеджмента: постоянная часть зарплаты позволяет мотивировать выполнение текущих задач в области риск-менеджмента.
8.4. Обучение персонала системы риск-менеджмента: обучение сотрудников производится разово по инициативе отдельных сотрудников.
После обработки и систематизации результатов глубинного интервью экспертным путем была дана оценка уровня организации системы риск-менеджмента. Учитывая перечисленные выше недостатки выделения по сути трех уровней развития системы риск-менеджмента ИПС (система отсутствует, система является фрагментарной и комплексной), предлагается увеличить число уровней для описания возможных состояний системы риск-менеджмента до пяти:
- 1-й уровень («нулевой»): риск-менеджмент в ИПС отсутствует, соответственно, каждый анализируемый элемент не подлежит оценке;
- 2-й уровень (фрагментарный): риск-менеджмент реализуется, но процедуры по большей степени не организованы;
- 3-й уровень (фрагментарный): риск-менеджмент реализуется, основные процедуры организованы, но процесс не документирован;
- 4-й уровень (фрагментарный): применяемые процедуры документированы, но получаемые результаты функционирования системы риск-менеджмента позволяют ответить на вопрос «как есть», но не получить ответ на вопрос: «что будет»;
- 5-й уровень (комплексный): система риск-менеджмента организована на основе комплексного подхода, в результате появляется возможность с весьма высокой долей вероятности ответить на вопрос «что будет»), организация риск-менеджмента в целом соответствует «лучшей практике» лидеров бизнеса.
Учитывая параметры приведенной шкалы, экспертам было предложено оценить каждый из элементов в баллах – от 1 до 5, что соответствует градации от 1-го до 5-го уровня развития системы риск-менеджмента ИПС. Результаты обработки мнений экспертов представлены в таблице 2.
В целом анализ показал, что система риск-менеджмента, параметры которой описаны выше, соответствует развитию до 5-го (комплексного) уровня только по одному элементу (организационно-техническое обеспечение (оргтехника)), что, безусловно, нельзя считать удовлетворительным. Если все элементы считать имеющими одинаковую значимость, то средний уровень развития данной системы составляет 2,65 балла из 5-ти баллов, достижение которых свидетельствует о реализации комплексного подхода к организации системы риск-менеджмента.
Заключение
Реализация предлагаемого методического подхода позволит осуществить диагностику системы риск-менеджмента ИПС и выявить слабые стороны этой системы. Перспективы дальнейших исследований представляются в направлении обоснования целесообразности дополнения характеристик уровней развития системы риск-менеджмента по каждому элементу. Допустим, такой элемент, как «Глубина предметной области риск-менеджмента», получил 3 балла, что соответствует 3-му уровню развития системы риск-менеджмента.
Таблица 2
Результаты оценки элементов системы риск-менеджмента
Составляющие системы
риск-менеджмента ИПС |
Элементы организации
риск-менеджмента |
Оценка в баллах
(от 1 до 5) |
1. Предметная составляющая
|
1.1. Глубина предметной области риск-менеджмента
|
3
|
1.2. Степень вовлеченности риск-менеджмента в процесс
принятия решений
|
3
| |
1.3. Степень полизадачности системы риск-менеджмента
|
2
| |
1.4. Статус пользователей системы риск-менеджмента
|
1
| |
2. Технологическая составляющая
|
2.1. Сбор информации в системе риск-менеджмента
|
3
|
2.2. Систематизация информации в системе
риск-менеджмента
|
4
| |
2.3. Обработка информации в системе риск-менеджмента
|
3
| |
2.4. Анализ информации в системе риск-менеджмента
|
3
| |
2.5. Предоставление информации пользователям системы
риск-менеджмента
|
3
| |
2.6. Хранение отчетов в системе риск-менеджмента
|
3
| |
3. Организационная составляющая
|
3.1. Место системы риск-менеджмента в организационной
структуре
|
2
|
3.2. Эффективность взаимодействия подразделений
|
3
| |
4. Управленческая составляющая
|
4.1. Управление текущими процессами в системе
риск-менеджмента
|
1
|
4.2. Управление процессом развития системы
риск-менеджмента
|
1
| |
5. Информацион-ная составляющая
|
5.1. Информационное обеспечение системы
риск-менеджмента
|
3
|
5.2. Формирование информации непосредственно о системе
риск-менеджмента
|
2
| |
6. Программно-техническая составляющая
|
6.1. Возможности программного обеспечения
|
1
|
6.2. Интерфейс пользователя
|
2
| |
6.3. Эффективность работы с базами данных
|
4
| |
7. Имущественно-техническая составляющая
|
7.1. Телекоммуникационное обеспечение
|
3
|
7.2. Аппаратное обеспечение
|
3
| |
7.3. Организационно-техническое обеспечение
(оргтехника)
|
5
| |
8. Кадровая составляющая
|
8.1. Регламентация ролей в системе риск-менеджмента
|
3
|
8.2. Требования к персоналу системы риск-менеджмента
|
4
| |
8.3. Мотивация персонала в системе риск-менеджмента
|
2
| |
8.4. Обучение персонала системы риск-менеджмента
|
2
|
Далее предполагается применить сценарный метод и на его основе определить параметры элемента при следующих условиях: «гораздо лучше, чем образец», «лучше, чем образец», «хуже, чем образец», «гораздо хуже, чем образец». При этом должна соблюдаться логика развития системы риск-менеджмента. Так, 3-му уровню развития элемента «Глубина предметной области риск-менеджмента» соответствует следующая качественная характеристика: «Предметом выявления, оценки и прогнозирования выступают такие предметные области, как финансы, маркетинг и клиенты, производственные процессы и персонал». Представляется логичным, что другие уровни можно описать следующим образом:
- гораздо хуже, чем образец (т.е. 1-й уровень): выявление, оценка и прогнозирование рисков не осуществляются;
- хуже, чем образец (т.е. 2-й уровень): системой риск-менеджмента охватывается только финансовая составляющая деятельности; при этом выявляются, оцениваются и прогнозируются только финансовые риски; применяемые процедуры не организованы;
- лучше, чем образец (т.е. 4-й уровень): процедуры в рамках системы риск-менеджмента документированы по всем основным предметным областям (финансы, маркетинг и клиенты, производственные процессы, персонал и развитие); при этом система отчетности по рискам позволяет сопоставлять информацию из отдельных областей;
- гораздо лучше, чем образец (т.е. 5-й комплексный уровень): системой риск-менеджмента охватываются все основные предметные области (финансы, маркетинг и клиенты, производственные процессы, персонал и развитие); при этом формируемая отчетность по рискам является гибкой, предусматривающей интеграцию показателей различных предметных областей в зависимости от задач пользователей этой отчетности; уровень детализации отчета неограничен и гибко управляем, что позволяет осуществлять прогнозирование рисков и их минимизацию. Отчеты по рискам интегрированы и в части внутренней и в части внешней информации.
Таким образом, предлагаемый методический подход позволит усовершенствовать работу по диагностике системы риск-менеджмента ИПС и, следовательно, своевременно разрабатывать и реализовать мероприятия по ее совершенствованию.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:59:30