Методические аспекты оценки экономической эффективности управления логистическими рисками
Скачать PDF | Загрузок: 11 | Цитирований: 16
Статья в журнале
Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 5 (5) за 2011 год
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=17569444
Цитирований: 16 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Статья посвящена проблеме количественной оценки экономической эффективности управления логистическими рисками. Автором акцентировано внимание на необходимости рассмотрения процесса управления логистическими рисками как самостоятельного бизнес-процесса, альтернативного бизнесу в сфере логистсики. Показано, что в основе взаимосвязи (корреляции) логистических рисков лежит доля интегральных рискообразующих факторов. Чем больше эта доля, тем сильнее взаимосвязь (корреляция) между логистическими рисками. Отмечается необходимость акцентирования внимания и средств воздействия организации на управляемых (субъективных) рискообразующих факторах, обеспечивающие реальный рост экономической эффективности управления логистическими рисками.
Ключевые слова: логистика, управление цепью поставок, взаимосвязь (корреляция) рисков, логистический риск, факторы и причины риска, экономическая эффективность управления логистическими рисками
Поиск эффективных стратегий ведения бизнеса, дающих организации конкурентные преимущества в условиях глобализации рыночных процессов, позволил экономической науке и практике [1, 2 и др.] выработать и адаптировать ряд подходов, где производство рассматривается как часть в цепи добавленной стоимости. Наряду с производственным, финансовым, корпоративным, инновационным менеджментом и маркетингом всё актуальнее становится управление цепями поставок, концепция Supply Chain Management [1]. Эффективность деятельности отдельно взятой организации сегодня зависит не только от результативности внутренних операций и функций, но и от вклада каждого участника в цепи поставок. Сегодня каждая организация становится частью цепи поставок как взаимовыгодного партнёрства и сотрудничества. В этой связи важнейшей задачей становится управление рисками на каждом этапе цепи поставок наряду с «созданием стоимости» в звеньях цепи поставок. Это, в свою очередь, предполагает обеспечение более полного выявления и идентификации причин и факторов возможных рисков в процессе взаимоотношений с покупателями, поставщиками и посредниками в цепи поставок.
Весь обширный состав возможных логистических рисков в деятельности организации взаимосвязан и взаимообусловлен наличием, так называемых, интегральных рискообразующих факторов и причин, которые в отличие от «нейтивных» [1] одновременно влияют на проявление двух и более рисков. Поэтому, при количественной оценки агрегированной величины всех логистических рисков в деятельности конкретной организации необходимо учитывать уровень взаимозависимости выявленных и идентифицированных логистических рисков. Хотя оценка величины парной корреляции [2] между логистическими рисками не является предметом рассмотрения в данной статье, но в упрощенном виде эта корреляция может быть оценена долей интегральных рискообразующих факторов в общем количестве выявленных факторов логистических рисков в деятельности организации. Поэтому ограничимся утверждениями о том, что эти взаимосвязи могут быть существенными или не существенными. Считаем, что уровень взаимосвязи между логистическими рисками можно считать существенным, если эта доля более 0,75. Уровень взаимосвязи между логистическими рисками в деятельности организации можно считать не существенным, если эта доля менее 0,25. В общем случае если оценка коэффициента корреляции осуществляется для двух рисков (i≠j) как единая оценка, то формула расчёта может иметь вид:
(1)
где, kkij— парный коэффициент корреляции рисков (для i≠j) в деятельности организации в рассматриваемом периоде,
КИФi и КИФj — соответственно количество рискообразующих факторов интегрального характера, влияющих на i-й и j-й риски в деятельности организации в рассматриваемом периоде;
КНФi и КНФj — соответственно количество рискообразующих факторов нейтивного характера, влияющих на i-й и j-й риски в деятельности организации в рассматриваемом периоде.
Если этот уровень взаимосвязи существенен (более 0,75), то агрегированная величина совокупных логистических рисков (AR) может рассчитываться как арифметическая сумма стоимостей этих логистических рисков. При этом необходимо исходить из того, что стоимость каждого логистического риска (R) должна рассчитываться, согласно классической теории риска, как математическое ожидание возможного ущерба (потери). Аналитически это выглядит так:
(2)
Если этот уровень взаимосвязи не существенен (менее 0,25), то агрегированная величина совокупных логистических рисков может рассчитываться как корень квадратный суммы квадратов стоимостей всех выявленных и оцененных логистических рисков. Аналитически это выглядит так:
(3)
где, AR — агрегированная величина совокупных логистических рисков в рассматриваемом периоде;
Ri — величина i-го логистического риска в рассматриваемом периоде;
Ui — величина ущерба в случае проявления i-го логистического риска в рассматриваемом периоде;
pi — вероятность проявления i-го логистического риска в рассматриваемом периоде.
Если этот уровень взаимосвязи значим (0,25≤ kkij ≤ 0, 75), то агрегированная величина совокупных логистических рисков может рассчитываться по следующей формуле:
, (4)
где, Ri и Rj — соответственно стоимости i-го и j-го логистического риска в деятельности организации в рассматриваемом периоде;
pi и pj — соответственно вероятности проявления i-го и j-го логистического риска в деятельности организации в рассматриваемом периоде;
Ui и Uj — соответственно возможный ущерб (потери) от проявления i-го и j-го риска в деятельности организации в рассматриваемом периоде;
kkij значения величин коэффициентов корреляции между рисками i-го и j-го вида в деятельности организации в рассматриваемом периоде. В случае, когда i=j парный коэффициент корреляции рисков равен +1;
i и j — номера логистических рисков в деятельности организации в рассматриваемом периоде.
Под величиной ущерба в случае проявления логистического риска нами рассматривается возможное увеличение ожидаемых издержек по доставке материала (товаров и изделий) в заданное место, в нужном количестве и ассортименте в максимально возможной степени подготовленных к производственному или иному потреблению. Все выявленные, идентифицированные и оценённые логистические риски могут повлиять на величину ожидаемых издержек по доставке конкретных товаро-материальных ценностей потребителю.
Под эффектом управления логистическими рисками следует понимать снижение агрегированной величины совокупных логистических рисков или матожидания возможного увеличения ожидаемых издержек по доставке товаро-материальных ценностей. Поэтому, каждый из логистических рисков должен быть детально изучен и осмыслен на предмет его управляемости для последующего генерирования эффективных мер воздействия на него.
Результатом количественно-качественного анализа логистических рисков является, с одной стороны, построение карты логистических рисков и матрицы оценки логистических рисков в денежном (стоимостном) выражении, а с другой, — оценки лимита на риск по логистике и лимитов существенности логистических рисков для учёта и целей управления. Если агрегированная величина совокупных рисков превышает допустимый рисковый капитал в логистике, то в качестве цели управления логистическими рисками рассматривается снижение уровня логистических рисков. Достижение такой цели обеспечивается на основе использования различных методов минимизации логистических рисков. Так, для минимизации риска недопоставки материалов могут быть рассмотрены: диверсификация поставок; расширение состава поставщиков; создание финансовых резервов или организация «горячих» кредитных линий на случай непредвиденных затрат; прогнозирование динамики цен; вовлечение традиционных поставщиков в деятельность организации путём заключения договоров участия в прибылях или приобретении акций; создание страховых запасов исходных материалов; заблаговременная разработка системы функционирования организации в условиях поиска альтернативных поставщиков и другие. Для минимизации риска возврата продукции рекомендуемые методы минимизации в целом те же, что и при компенсации риска неоплаты, но дополнительно следует принять меры к созданию барьеров на пути переключения потребителей на другие виды продукции, удовлетворяющие тот же вид потребности и в особенности на других поставщиков. В числе этих мер могут быть применены отдельные виды горизонтальной интеграции, т.е. договоры с конкурентами о своеобразном разделе сфер влияния.
На стадии планирования реагирования процесса управления логистическими рисками поставленная цель достигается на основе разработки Программы мер воздействия на существенные логистические риски. При разработке этой Программы необходимо учитывать, что развитие современных методов и инструментов управления цепями поставок приобретает все большее значение в современном российском бизнесе. Интеграция цепи поставок в настоящее время рассматривается как важнейшая конкурентная стратегия. Чтобы предоставлять клиентам качественную продукцию быстрее и дешевле, чем конкуренты, менеджеры компаний должны опираться на сотрудничество и эффективное взаимодействие со всеми предприятиями, входящими в общую цепь поставок. Применение современных методов управления цепями поставок способствует реализации таких ключевых принципов бизнеса, как: сокращение функционального цикла поставок; повышение качества обслуживания клиентов; развитие современных процессов планирования; снижение операционных затрат. Именно снижение операционных затрат в логистике, то есть ожидаемых издержек логистической деятельности, является тем планово-контрольным показателем волотильность, который и является эффектом управления логистическими рисками.
В отношении каждого логистического риска, с одной стороны, можно получить информацию о стоимости и затратах на реализацию мер по воздействию на него, с другой стороны, можно подсчитать агрегированную величину совокупных логистических рисков до и после воздействия на существенные логистические риски, а также затраты на реализацию комплекса мер данного воздействия. Разницу агрегированных величин начальных и остаточных логистических рисков можно рассматривать в качестве экономического эффекта управления логистическими рисками (ЭУЛР). Соотношение этой разницы и затрат по управлению логистическими рисками отражает экономическую эффективность управления логистическими рисками (ЭЭУЛР)
Аналитически это может выглядеть так:
(5)
где, ЭУЛР = ARн – ARo — экономический эффект управления логистическими рисками в рассматриваемом периоде;
ARн — агрегированная величина совокупных начальных логистических рисков, то есть до реализации мер воздействия на эти риски в рассматриваемо периоде;
ARo — агрегированная величина совокупных остаточных логистических рисков, то есть после реализации мер воздействия на эти риски в рассматриваемом периоде;
ЗУЛР — совокупные затраты на управление логистическими рисками в деятельности компании в рассматриваемом периоде.
Размер совокупных затрат на управление логистическими рисками в деятельности организации складываются из следующих элементов:
a) на уровне организации:
ЗУЛР = ЗАЛР + ЗПВ + ЗВЛР + ЗМК , (6)
где, ЗАЛР – затраты на осуществление количественно-качественного анализа логистических рисков в деятельности организации в рассматриваемом периоде,
ЗПВ – затраты на осуществление разработки программы мер воздействия на логистические риски в деятельности организации в рассматриваемом периоде,
ЗВЛР – затраты на осуществление мер воздействия на логистические риски в деятельности организации в рассматриваемом периоде,
ЗМК – затраты на осуществление мониторинга и контроля эффективности управления логистическими рисками в деятельности организации в рассматриваемом периоде.
б) на уровне владельца риска:
, (7)
где, ЗУЛР – затраты на управление существенными логистическими рисками в рассматриваемом периоде;
ЗУЛРi – затраты на управление i-м существенным логистическим риском в рассматриваемом периоде;
ЗУЛРim – затраты на реализацию m-й меры воздействия на i-й существенный логистический риск в рассматриваемом периоде.
Значение показателя экономической эффективности управления логистическими рисками (ЭЭУЛР) в организации может принимать одно из трёх значений, а именно: больше единицы; равно единице и меньше единицы. Если больше единицы, то затраты на управление логистическими рисками экономически оправдано. Поэтому организации, рассматривающие управление своими логистическими рисками как направление предпринимательской деятельности, альтернативной к самой логистике, должны стремиться к обеспечению значения показателя экономической эффективности управления логистическими рисками больше единицы. В случае, когда этот показатель меньше единицы планируемые затраты по управлению логистическими рисками в организации превышают планируемое снижение агрегированной величины возможных логистических рисков.
Таким образом, показатель экономической эффективности управления логистическими рисками в деятельности организации может быть использован в качестве критерия выбора наиболее эффективных мер воздействия на существенные для организации логистические риски. В формируемую Программу мер воздействия на существенные логистические риски, прежде всего, должны включаться те из них, чья экономическая эффективность управления конкретным i-м логистическим риском (ЭЭУЛРim) превышает показатель экономической эффективности управления логистическими рисками (ЭЭУЛР). Аналитически это выглядит так:
а) если ЭЭУЛРim ≥ ЭЭУЛР, при условии, что ЭЭУЛР > 1 (8)
то конкретная m-я мера воздействия на i-й логистический риск включается в Программу неотложных мер по воздействию на существенные логистические риски в рассматриваемом периоде;
б) если ЭЭУЛРm< ЭЭУЛР, при условии, что ЭЭУЛР > 1 (9)
то рассматриваемая m-я мера воздействия на i-й логистический риск не включается в эту Программу.
При разработке Программы мер по воздействию на существенные логистические риски необходимо учитывать, что это воздействие осуществляется, с одной стороны, через воздействие на соответствующие факторы (первопричины) риска, а с другой, – именно на управляемые рискообразующие факторы. Поэтому, очень ценным для выявления первопричин логистических рисков является использование диаграммы Исикавы, а для выявления наиболее существенных управляемых рискообразующих факторов – диаграмма Поретты.
Рассмотрим пример, показывающий практическую ценность предложенной и описанной нами выше методики. Предположим, что в ходе проведения анализа рисков выявлено и идентифицировано 16 рискообразующих факторов (в том числе 11 нейтивных и 5 интегральных), вызывающих следующие логистические риски: риск недопоставки материалов и риск отказа покупателя от полученной и оплаченной им продукции (возврат). При этом каждый из этих логистических рисков зависит от конкретного набора рискообразующих факторов, а их сумма может превышать общее количество выявленных факторов риска. Так, в частности если речь идёт о риске недопоставки материалов, то в качестве основных причин или рискообразующих факторов могут быть:
Как видим, расчёт агрегированной величины логистических рисков в рамках данного примера следует рассчитывать по формуле (4). Предположим, что имеются данные, представленные в табл. 1.
Таблица № 1
Данные для оценки величины логистических рисков
Наименование риска
|
Вероятность
|
Ущерб, млн. руб.
|
Количество рискообразующих факторов
| ||
Всего
|
интегральных
|
нейтивных
| |||
Риск недопоставки материалов
|
0,6
|
55,0
|
12
|
5
|
7
|
Риск возврата продукции
|
0,5
|
50,0
|
9
|
5
|
4
|
Всего
|
–
|
–
|
16
|
5
|
11
|
Агрегированную величину начальных рисков можно определить по формуле(4), а именно:
Предположим, что совет директоров компании установил лимит («риск-аппетит») на финансовые риски на уровне 5,0 млн. руб., а на не финансовые – на уровне 8,0 млн. рублей. В нашем случае оба логистических риска относятся к нефинансовым рискам, следовательно к ним применим установленный лимит в размере 8,0 млн. рублей.
Кроме того, предположим, что, исходя из этих ограничений, владельцами логистических рисков в организации была проведена работа по выработке конкретных мер воздействия на существенные логистические риски, которые представлены в табл. 2.
Таблица № 2
Меры по воздействию на существенные риски
Наимено- вание риска
|
Воздействие на риск
|
Начальный уровень
|
Остаточный уровень
|
Эффект упра- вления рисками
| |||||
Мера
|
Затрты, млн. руб.
|
стои- мость
|
НВ
|
НУ
|
стоимость
|
ОВ
|
ОУ
| ||
Риск недопос- тавки материалов
|
Лимитирование поставщиков ТМЦ
|
5,0
|
33
|
0,6
|
55,0
|
7,5
|
0,3
|
25,0
|
25,5
|
Риск возврата продукции
|
Страхование от наступления причин возврата; диверсификация потребителей
|
6,0
|
25
|
0,5
|
50,0
|
6,0
|
0,2
|
30,0
|
16,0
|
Итого
|
–
|
11,0
|
50,06
|
–
|
–
|
11,64
|
–
|
–
|
38,42
|
Предположим, что генерируемая мера воздействия на риск недопоставки материалов в направления лимитирования как возможных поставщиков материалов, так и предельных уровней (лимитов) возможных ими поставок материалов позволяет снизить вероятность риска недопоставки материалов до 0,3 и величину возможного ущерба уменьшить до 25,0 млн. руб. По риску отказа покупателя от полученной и оплаченной им продукции (возврат) вследствие реализации мер по страхованию причин наступления возврата продукции и диверсификации потребителей вероятность снизится до 0,2 и возможный ущерб до 15, 0 млн. руб.
Агрегированная величина остаточных рисков составит:
Таким образом, согласно предложенной методике оценки эффективности управления рисками:
- эффект управления рисками, согласно формуле (5), составит:
ЭУЛР = 50,06 – 11,64 = 38,42 млн. руб.
- затраты на реализацию мер по воздействию на существенные риски, согласно формуле (7), составит:
ЗУЛР = 5,0 + 6,0 = 11,0 млн. руб.
- экономическая эффективность управления рисками, согласно формуле (5), составит:
- в разрабатываемую Программу мер по воздействию на существенные риски следует, прежде всего, включить меры по воздействию на существенные логистические риски, так как отдача от каждого затраченного рубля на их управление составляет 3, 49 руб.
В заключение следует отметить, что использование, предложенной методики расчёта экономической эффективности управления логистическими рисками в деятельности организации позволит:
[2] Корреляционные связи между случайными событиями оцениваются коэффициентами парной,
множественной и частной корреляцией при наличии соответствующей статистической базы данных.
Применительно к экономической деятельности корреляционно-регрессионный аппарат подробно изложен в [4].
Источники:
2. Джонсон С., Вуд Д. Современная логистика. – М. ; СПб; Киев, 2008.
3. Романов В., Бутуханов А. Рискообразующие факторы: характеристика и влияние на риск // Моделирование и анализ безопасности, риска и качества в сложных системах. Сборник статей. СПб. – НПО «Омега», 2001.
4. Статистика. Учебник / Под ред. А.Е. Суринова. - М.: Изд-во РАГС. 2005.
Страница обновлена: 07.09.2024 в 06:12:45