Формирование новой системы транспортно-логистической инфраструктуры как необходимой составляющей роста экономики России и стран Азии
Дробот Е.В.1, Макаров И.Н.2,3,4, Колесников В.В.5, Жидков Н.С.6
1 Центр дополнительного профессионального образования, Россия, Выборг
2 Липецкий филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
3 Липецкий казачий институт технологий и управления (филиал) ФГБОУ ВО «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)»
4 Череповецкий государственный университет
5 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Липецкий филиал), Россия, Липецк
6 Среднерусский институт управления – филиал РАНХиГС
Скачать PDF | Загрузок: 22 | Цитирований: 4
Статья в журнале
Экономика Центральной Азии (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 7, Номер 1 (Январь-март 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=52133382
Цитирований: 4 по состоянию на 30.01.2024
Аннотация:
Наше исследование посвящено исследованию трансформации основных тенденций развития транспортно-логистической инфраструктуры и логистического взаимодействия России и стран Азии, происходящих под влиянием внешних ограничений. Авторами отмечено, что, наиболее вероятно, осознание необходимости развития национальной транспортно-логистической инфраструктуры и в нашей стране, и в Азии как необходимого условия дальнейшего экономического роста национальных экономик и России, и стран Азии в предлагаемых обстоятельствах, воплощенное в разработанных и начатых реализовываться транспортно-инфраструктурных проектах, будет носить долговременный стратегический характер.
Ключевые слова: логистика, инфраструктура, развитие, санкции, транспорт, транспортно-логистическая инфраструктура, транспортный коридор
JEL-классификация: jel F15, L91, R41
ВВЕДЕНИЕ
Состояние транспортно-логистической инфраструктуры регионов оказывает важнейшее влияние на экономический рост национальных экономик.
Являясь отраслью, обеспечивающей потенциал развития остальных сфер хозяйственной деятельности, транспорт и транспортная инфраструктура в частности должны развиваться в опережающем темпе, своевременно реагировать на потребности экономики во избежание вероятности формирования инфраструктурных ограничений для развития иных хозяйственных субъектов территории, обслуживаемой транспортно-логистической системой.
Соответственно, вопросы, связанные с развитием транспортно-логистической инфраструктуры, всегда являются актуальными для экономической науки.
Следует отметить, что по поисковому запросу «транспортно-логистическая инфраструктура» на портале ELIBRARY.ru на 27 февраля 2023 г. можно обнаружить всего 11 818 публикаций из 41 092 658 (т.е. 0,028%), из которых 3299 публикаций, т.е. 28%, вышли в 2020–2023 гг. По поисковому запросу «транспортный коридор» можно обнаружить немного больше публикаций, а именно 15 031 публикацию (т.е. 0,036%). Из них 3954 публикации, т.е. 26%, вышли в 2020–2023 гг.
Какие же проблемы нашли отражение в исследованиях по рассматриваемой тематике, увидевших свет в последние годы?
Вызовы, перспективы и тенденции развития транспортно-логистической инфраструктуры в условиях глобализации нашли отражение в научных статьях таких экспертов, как Быкова О.Н., Пустохина И.В. [3] (Bykova, Pustokhina, 2020), Вечкинзова Е.А. [4] (Vechkinzova, 2020), Голоскоков В.Н. [5] (Goloskokov, 2011), Тиньков С.А. [14] (Tinkov, 2022), Турлаев Р.С., Кузменко Ю.Г., Окольнишникова И.Ю. [15] (Turlaev, Kuzmenko, Okolnishnikova, 2021) и др.
Ряд авторов (например, Аблязов Т.Х., Марусин А.В. [1] (Ablyazov, Marusin, 2019)) рассматривают возможности использования механизма государственно-частного партнерства для развития транспортной инфраструктуры в условиях цифровизации.
Также интерес представляет исследование Бобровой В.В., Бережной Л.Ю., посвященное влиянию транспортной инфраструктуры на социально-экономическое развитие приграничного региона [2] (Bobrova, Berezhnaya, 2021).
О том, как должны развиваться транспортные системы в условиях глобальной пандемии, пишут в своей статье такие эксперты, как Дробот Е.В., Кривых Н.Н., Макаров И.Н., Стрельникова Т.Д. [6] (Drobot, Krivyh, Makarov, Strelnikova, 2021).
И наконец, проблемам, перспективам и особенностям становления и развития транспортных коридоров на евразийских просторах посвящены научные публикации Зиядуллаева Н.С. [7] (Ziyadullaev, 2021), Зоидова К.Х., Медкова А.А. [8, 9] (Zoidov, Medkov, 2019а; Zoidov, Medkov, 2019b), Зохидова А.А. [10] (Zokhidov, 2020), Комова М.С. [11, 12] (Komov, 2019; Komov, 2022), Рахметулиной Ж.Б., Кариповой А.Т. [13] (Rakhmetulina, Karipova, 2019) и др.
Тем не менее особенности системной трансформации инфраструктурно-логистического развития России и стран Центральной Азии, в частности Казахстана, остаются, на наш взгляд, изученными недостаточно.
Представляется, что при исследовании особенностей инфраструктурно-логистического развития на пространствах Евразии исходить нужно из системного подхода.
Кроме того, несомненный исследовательский интерес вызывает сравнение основных факторов и тенденций развития транспортно-логистической инфраструктуры и транспортного взаимодействия России и стран Центральной Азии до и после начала специальной военной операции (СВО).
Цель данного исследования заключается в том, чтобы выявить трансформации основных тенденций развития транспортно-логистической инфраструктуры, происходящие под влиянием санкционных ограничений и политико-экономических последствий специальной военной операции.
Научная новизна заключается в выявлении роли стран Центральной Азии в функционировании национальной логистической системы России и транснационального транспортно-логистического взаимодействия.
В связи с началом конфликта между нашей страной и коллективным Западом существенно поменялась структура мировых транспортных потоков, логистика всей международной торговли.
Система международных и национальных транспортных коридоров и обслуживающей логистической инфраструктуры исторически формируется исходя из пространственного распределения потребностей хозяйственной системы государства и сопредельных, торгующих с ним государств.
Мы говорим о системной трансформации инфраструктурно-логистического развития России и стран Центральной Азии, в частности Казахстана, как необходимого условия развития хозяйственных систем в предлагаемых условиях.
Что мы подразумеваем под предлагаемыми условиями. В данном случае в качестве таковых мы считаем возможным и необходимым рассматривать следующий набор условий:
1. Трансформация параметров доминирующего технологического уклада в развитых странах, которую можно кратко охарактеризовать как период развития новой энергетики и цифровых систем управления производством, которые делают экономически рациональным возврат сложных производств в развитые страны, что прямо противоположно тенденциям размещения производства, доминировавшим на большей части второй половины ХХ века, когда развитые страны стремились вывести производство в страны третьего мира с целью экономии на рабочих (зарплатном фонде) и экологических мероприятиях.
2. На данную ситуацию также начинает оказывать влияние новый этап промышленного развития, связанный с началом реальной реиндустриализации экономики нашей страны вследствие программы импортозамещения как реакции на санкции.
3. Замена одних видов транспорта другими вследствие удорожания автомобильного и авиационного топлива, ужесточения экологических параметров, разработки новых систем управления транспортными средствами (например, автономных «самоуправляемых» автомобилей) и транспортными потоками.
4. Формирование новой топологии сетей вследствие реакции на потребности в формировании новых транспортных коридоров в результате смены основных грузоотправителей и грузополучателей вследствие разрыва хозяйственных связей с контрагентами в странах коллективного Запада и формирования новых связей с контрагентами азиатского происхождения, а также формирование системы параллельного импорта с участием контрагентов из стран Центральной Азии (например, Казахстана).
5. Формирование новых стандартов взаимодействия логистических систем нашей страны и зарубежных стран, ориентированных на разработку новых технологий, соответствующих критериям эко-френдли и зеленой экономики.
Длительное время транспортно-логистическая инфраструктура нашей страны была ориентирована на поставки ресурсов нашим «западным /тогда еще/ партнерам» при наличии встречного потока сложной техники и бытовых товаров, а также продовольствия.
Однако в настоящее время идет трансформация хозяйственной системы нашей страны, что, в свою очередь, требует соответствующей трансформации всей обслуживающей инфраструктуры.
Осознанием данного факта со стороны руководства страны стало существенное изменение реализуемой транспортной политики со стороны нашего государства. Отображением изменения государственной транспортной политики стал курс на разработку и реализацию ряда транспортно-логистических проектов национального масштаба.
При этом пришло осознание системообразующей роли железнодорожного транспорта для обеспечения территориального развития и становления основы строительства иных видов транспорта и узлов интермодального взаимодействия.
Основной тенденцией последних десятилетий в нашей стране являлось упрощение топологии железнодорожной сети при развитии интермодальных перевозок с участием воздушного, автомобильного и морского транспорта. Данная тенденция прослеживается вплоть до 2014 года, когда появились первые «звоночки» трансформации отечественной логистической системы вследствие введения международных санкций, давших первый реальный импульс к изменению структуры национального производства. А для обеспечения производства требуется возможность стабильной перевозки достаточного объема массовых грузов в любых погодно-климатических условиях – что в России, как и в соседних странах, например Казахстане, способен обеспечить лишь железнодорожный транспорт.
Соответственно, осознание необходимости формирования транспортно-логистической инфраструктуры периферийных и неурбанизированных территорий реально начинается в 2022 году, а государственная транспортная политика, направленная на развитие транспортной инфраструктуры, фактически начинает реализовываться в 2023 году.
Отдельно необходимо отметить роль Казахстана, который в результате изменения транспортно-логистических потоков фактически становится логистическим центром, концентрирующим потоки грузов «Россия – Европа – Россия», осуществляемые в рамках параллельного импорта, а также являющимся новым посредником трансконтинентальных перевозок «Европа – Азия», ранее приходившихся на транспортную систему нашей страны (теперь, соответственно, осуществляемые через Иран и Турцию).
Ниже представлено в форме таблицы сравнение основных факторов и тенденций развития транспортно-логистической инфраструктуры и транспортного взаимодействия «Россия – Средняя Азия» до и после начала специальной военной операции (СВО) (табл. 1).
Таблица 1
Сравнение основных факторов и тенденций развития транспортно-логистической инфраструктуры и транспортного взаимодействия «Россия – Средняя Азия» до и после начала специальной военной операции
Параметр
|
Существовавшие
тенденции 2000-х годов
|
Прогнозируемые
тенденции с 2023 года
|
Факторы влияния на
формирование транспортных потоков, транспортных коридоров и обслуживающей их
транспортно-логистической инфраструктуры
|
Направленность
главным образом на экспорт энергетических ресурсов и иных ресурсов в сыром
виде или минимально переработанными, ориентация на европейское направление
|
Возврат
производства в развитые страны, внедрение международных санкций против
России, сложности в пользовании воздушным пространством и логистической
инфраструктурой России иностранными перевозчиками, трансформация
производственной структуры экономики России
|
Доминирующий вид
транспорта в грузовых перевозках на короткие и средние дистанции
|
Используется
главным образом автомобильный транспорт
|
Сочетание
использования автомобильного и железнодорожного транспорта вследствие
подорожания топлива
|
Доминирующий вид
транспорта в грузовых перевозках на дальние дистанции (свыше 1000 километров)
|
Взаимодействие
воздушного и автомобильного транспорта для скоропортящихся грузов,
автомобильный транспорт для ценных грузов, железнодорожный транспорт для
массовых грузов, имеющих невысокую удельную стоимость
|
Увеличение роли
железнодорожного транспорта вследствие подорожания автомобильного транспорта
|
Осознание
военно-мобилизационной роли железнодорожного транспорта
|
Отсутствует (фактически),
не проявляется в транспортной политике |
Начали
проявляться зачатки подобного осознания
|
Особенности
пассажирских перевозок
|
Значительная
роль воздушного транспорта
|
Замена
значительной части воздушных перевозок на перевозки наземным транспортом,
возрастание роли личного и железнодорожного транспорта
|
Особенности
формирования транспортных коридоров внутри страны
|
Ориентация на
трубопроводный и автомобильный транспорт при постепенной деградации других
видов транспорта
|
Развитие
многоуровневой мультимодальной транспортно-логистической инфраструктуры
|
Особенности
формирования международных транспортных коридоров
|
Формирование
транспортных коридоров с использованием главным образом морского транспорта
как одного из самых дешевых в перевозке, вторичная роль железнодорожного
транспорта, активное использование авиационного транспорта
|
Республики Средней
Азии могут играть роль адекватной замены России в формировании
железнодорожных транспортных коридоров «Европа – Азия», возрастающая роль
железнодорожного транспорта вследствие подорожания топлива и экологических
ограничений на авиационном и автомобильном транспорте и удлинения маршрутов
авиатранспорта вследствие санкций
|
Использование
крупных транспортных проектов как инструмента стабилизации экономики и
активизации регионального развития
|
Нет
|
Да
|
Доминирующие
тенденции транспортного развития внутри России
|
Поддержание в
технической пригодности широтных транспортных коридоров
|
Формирование
коридоров «Север – Юг», развитие транспортной инфраструктуры периферийных и
неурбанизированных территорий
|
Доминирующие
тенденции во взаимодействии «Россия – Казахстан» в транспортно-логистической
сфере
|
Относительно
стабильный уровень товарооборота между странами, не имеет особого значения
|
«Разворот»
транспортно-логистических потоков на страны Средней Азии, Китай, Индию,
Казахстан становится центром формирования потоков официального и неофициального
эскспортно-импортного сообщения, включая механизмы параллельного импорта
|
Роль
среднеазиатских республик в формировании транспортных коридоров
|
Минимальная,
постепенно стремящаяся к минимизации
|
Казахстан
становится логистическим центром потоков Россия – Европа (параллельный
импорт), Европа – Китай (играя роль замены России и афгано-пакистанских
транспортных коридоров), а также роль самостоятельного актора-агента
транснациональных логистических систем
|
Заключение
В качестве итога мы можем отметить, что влияние экономических санкций на экономику страны привело к существенной трансформации ее производительных сил, торговых связей и, как следствие, транспортно-логистической инфраструктуры. Фактическая невозможность осуществления прямых торговых связей по целым направлениям деятельности привела к появлению того, что мы можем назвать промежуточными логистическими центрами. Именно посредством них осуществляется так называемый параллельный импорт, а также целый ряд иных торговых операций. Несомненно, что длительность их существования будет зависеть от дальнейшей динамики международных отношений, хода специальной военной операции и ряда иных факторов, имеющих более военно-политическое, нежели экономическое значение. Тем не менее наиболее вероятно, что осознание необходимости развития национальной транспортно-логистической инфраструктуры и в нашей стране, и в Казахстане как необходимого условия дальнейшего экономического роста национальных экономик и России, и Казахстана в предлагаемых обстоятельствах, воплощенное в разработанных и начавших реализовываться транспортно-инфраструктурных проектах, будет носить долговременный стратегический характер.
Источники:
2. Боброва В.В., Бережная Л.Ю. Механизм влияния транспортной инфраструктуры на социально-экономическое развитие приграничного региона // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 10. – c. 2381-2398. – doi: 10.18334/epp.11.10.113740.
3. Быкова О.Н., Пустохина И.В. Вызовы и перспективы развития рынка транспортно-логистических услуг // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 1. – c. 63-70. – doi: 10.18334/epp.10.1.41562.
4. Вечкинзова Е.А. Современные тенденции и перспективы развития транспортно-логистического комплекса Казахстана // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 12. – c. 3297-3308. – doi: 10.18334/epp.10.12.111519.
5. Голоскоков В.Н. Интеграционные преобразования транспортного комплекса в условиях глобализации экономики // Экономические отношения. – 2011. – № 1. – c. 39-57.
6. Дробот Е.В., Кривых Н.Н., Макаров И.Н., Стрельникова Т.Д. Инновационный потенциал развития городских транспортных систем: новые потребности в реальности повторяющихся эпидемий // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 2. – c. 657-680. – doi: 10.18334/vinec.11.2.111857.
7. Зиядуллаев Н.С. Центральная и Южная Азия: транспортно-транзитная взаимосвязанность // Экономика Центральной Азии. – 2021. – № 3. – c. 247-260. – doi: 10.18334/asia.5.3.113729.
8. Зоидов К.Х., Медков А.А. Актуальные направления развития транзитной экономики в Центральной Азии // Проблемы рыночной экономики. – 2019. – № 4. – c. 77-96.
9. Зоидов К.Х., Медков А.А. К актуальным проблемам реализации проектов евразийских скоростных перевозок грузов // Проблемы рыночной экономики. – 2019. – № 3. – c. 54-64.
10. Зохидов А.А. Центрально-Азиатская транспортная система: инициативы по совместной координации, проблемы и решения // Экономика Центральной Азии. – 2020. – № 3. – c. 185-196. – doi: 10.18334/asia.4.3.110886.
11. Комов М.С. Институционально-экономический механизм формирования единого транспортного пространства в Евразийском экономическом союзе // Экономические отношения. – 2019. – № 4. – c. 2649-2660. – doi: 10.18334/eo.9.4.41451.
12. Комов М.С. Транзитный потенциал Евразийского экономического союза: оценка эффективности использования // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 2. – c. 1253-1260. – doi: 10.18334/vinec.12.2.114475.
13. Рахметулина Ж.Б., Карипова А.Т. Перспективы сотрудничества между Казахстаном и Китаем в процессе развития транспортного коридора Евразии // Экономические отношения. – 2019. – № 3. – c. 1615-1628. – doi: 10.18334/eo.9.3.40816.
14. Тиньков С.А. Асимметрия развития и «узкие места» транспортной системы Российской Федерации // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 3. – c. 1003-1016. – doi: 10.18334/epp.12.3.114316.
15. Турлаев Р.С., Кузменко Ю.Г., Окольнишникова И.Ю. Развитие сферы автомобильных грузовых перевозок на рынке транспортно-логистических услуг России // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 4. – c. 947-964. – doi: 10.18334/epp.11.4.111953.
Страница обновлена: 29.11.2024 в 09:28:59