Кластерная трансформация экономической системы Украины на основе логистических инновационных приоритетов развития

Гриценко С.И.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 9 (21), Сентябрь 2008

Цитировать:
Гриценко С.И. Кластерная трансформация экономической системы Украины на основе логистических инновационных приоритетов развития // Креативная экономика. – 2008. – Том 2. – № 9. – С. 43-51.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=11618996
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Интеграция украинской экономики с мировой нуждается в выработке модели движения, ориентированной на успех. А его достижение возможно на основе инновационной концепции государства.

Ключевые слова: логистика, инновационная стратегия, логистическая система, Украина, кластер



Интеграция украинской экономики с мировой нуждается в выработке модели движения, ориентированной на успех. А его достижение возможно на основе инновационной концепции государства.

Анализ показателей состояния и динамики инновационной деятельности в Украине свидетельствует о том, что ситуация, которая сложилась в этой сфере, является неудовлетворительной. Модель рыночной экономики, которая внедрялась в Украине в течение десяти лет, не соответствовала фундаментальным требованиям современной экономики – органичному ее сочетанию с рынком на основе всемерного использования научных знаний и новых технологий. [1, с. 220] Новые реформы не могут претендовать на большой успех, если они не будут согласованы с существенными национальными амбициями в трансформации экономической системы Украины.

Для активизации инновационной деятельности в Украине необходимо сконцентрировать финансово-экономические и интеллектуальные ресурсы на создание новых продуктов (услуг) на основе использования передовых иностранных технологий с усилением роли государства в условиях кластерных образований. На этой основе появятся возможности определить пути перехода страны к современной модели инновационного развития экономики.

Кластерная трансформация экономической системы Украины, построенная на обоснованной системе приоритетных направлений инновационной деятельности, предполагает целенаправленную деятельность государства по концентрации ресурсов на ведущих направлениях научно-технического обновления производства и сферы услуг в стране, обеспечивающих мультипликативный экономический эффект в смежных отраслях, включенных в кластерные образования.

Предлагаемая инновационная приоритетная составляющая кластерной трансформации экономической системы Украины (рис.1) базируется на разработке «Концепции развития кластеров хозяйственных комплексов Украины». Составной частью Концепции являются транспортно-логистические кластеры. Данный подход предполагает интеграцию кластерного подхода в отраслевые стратегии отраслевых министерств и использование при этом системы грантов для регионов, обозначив отраслевые и региональные приоритеты. Кластерная стратегия развития экономики Украины будет ориентирована на инновационную модель национальной экономической системы, так как «преимущества для инноваций и роста производительности сильнее проявляются в кластере, чем в изолированно расположенных компаниях» [2, с.283].

Закон Украины «О приоритетных направлениях инновационной деятельности в Украине» [3] создает предпосылки для дирижистской кластерной политики государства, обеспечивающей конкурентоспособность национальной экономики. На основании интегральных оценок возможностей отечественного инновационного потенциала, научно-прогнозного анализа мировых тенденций социально-экономического и научно-технологического развития и значимости отдельных направлений развития экономики разрабатывается концепция кластерной политики в Украине.

Инновационный потенциал как совокупность научно-технологических, финансово-экономических, производственных, социальных и культурно-образовательных возможностей страны (отрасли, региона, предприятия и т.д.) необходим для обеспечения инновационного развития экономики. Степень инновационности в национальной экономике определяется наличием критической массы современных накопленных знаний и потенциального уровня развития научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ от выявления, обоснования идей до их коммерческой реализации.

Рис. 1 Инновационная приоритетная составляющая кластерной трансформации экономической системы Украины.

В концепции кластерной политики в Украине определяются приоритетные стратегические направления, рассчитанные на длительную перспективу (не менее десяти лет), приоритетные среднесрочные направления на общегосударственном, отраслевом и региональном уровнях в течение ближайших трех-пяти лет. Приоритетные направления в Украине – научно, экономически и социально обоснованные и законодательно определенные направления инновационной деятельности, направленные на обеспечение нужд общества в высокотехнологической конкурентоспособной, экологически чистой продукции, высококачественных услугах и увеличение экспортного потенциала государства.

По каждому из приоритетных направлений инновационной деятельности проводится маркетинговое исследование, дается технико-экономическое обоснование, проводится общественное обсуждение с привлечением общественных научных, научно-технических организаций, региональных научных центров Национальной академии наук Украины и Министерства образования и науки Украины.

Для реализации инновационной приоритетной составляющей кластерной трансформации экономической системы Украины необходима целенаправленная государственная политика и поддержка этих процессов, включающая совокупность организационно-структурного, финансово-экономического и производственно-технологического механизмов.

Решающее значение для успеха политики развития имеет организационно-структурный механизм реализации приоритетов государственных, коммерческих структур, обеспечивающих мультипликативный эффект путем достижения поставленных целей и встраивания в рыночный механизм государственных институтов как субъектов рынка, учитывая рациональные интересы на макро-, мезо- и микроуровнях через системы программ общегосударственных, государственных, и программ развития отраслей и кластеров.

Наиболее важными для государства являются работы по реализации инновационных приоритетов общегосударственного и отраслевого уровней, осуществляемые на конкурсных началах через государственный заказ в форме инновационных проектов. Организационно-структурный механизм содействует развитию структур инновационной инфраструктуры регионального уровня, предоставляющих логистические, финансовые, консалтинговые и другие услуги субъектам инновационной деятельности.

Осуществлению мер в поддержку международной научно-технологической кооперации, трансферта технологий, развития и использования отечественного научно-технического и инновационного потенциала, решения проблем инновационного развития регионов способствуют кластерные образования субъектов научной и производственной деятельности.

Финансово-экономический механизм реализации государственных приоритетов государством и частным капиталом осуществляется за счет использования институтов и средств воздействия, включающих систему бюджетных вложений, систему регулирования цен и тарифов, систему венчурных инновационных фондов, систему государственных контрактов, формирования запасов, закупок и страхования от рисков, систему осуществления благоприятной таможенной, налоговой и кредитной политики.

Производственно-технологический механизм реализации приоритетных направлений инновационной деятельности направлен на эффективное использование оборудования и транспортных средств, обуславливающих выпуск на рынок новых конкурентоспособных товаров и услуг.

В целях обеспечения динамичного и эффективного управления процессами инновационного развития Украины, своевременного внесения корректив в осуществляемую государственную научно-технологическую и инновационную политику Кабинет Министров Украины организует систематический мониторинг реализации приоритетных направлений инновационного развития Украины.

Из восьми стратегических приоритетных направлений инновационной деятельности в Украине на 2003-2013 годы определены также «транспортные системы: строительство и реконструкция», [3,с. 4] являющиеся важнейшим логистическим инновационным приоритетом экономического развития Украины. Развитие транспортной инфраструктуры является не отраслевым, а национальным приоритетом. Объем инвестиций в деятельность транспорта и связи Украины составляют 3,8% ВВП [4, с.29, 203], тогда как в развитие только транспортной инфраструктуры большинство развитых стран вкладывает не менее 4% ВВП. [5, с.42] Это сфера деятельности, обладающая большим потенциалом роста, но по разным причинам невыгодная для инвестирования средств частным капиталом.

Украине необходима своя инвестиционная стратегия привлечения средств в транспортно-логистическую систему за счет эффективного сочетания рыночного механизма и государственного регулирования в рамках транспортно-логистических кластеров. Формироваться они станут не по административно-территориальному, а по производственно-кооперативному признаку. Их границы не будут совпадать с административными.

Логистическое администрирование кластерами позволит решить проблему административных барьеров. Резидентам кластеров будут предоставляться налоговые и таможенные льготы в обмен на инвестиции. Источниками инвестирования транспортно-логистической инфраструктуры могут выступать: бюджет, целевые займы, частный капитал при создании платных дорог, концессии на разработку прилегающих к дороге полезных ископаемых и лесных участков и другие.

Без инноваций нет экономического роста, а без инвестиций нет инноваций. Статистика стран «золотого миллиарда» подтверждает концепцию «новой экономики», показывая, что до 80% роста их ВВП достигается за счет инновационного сектора. [5, с.12] Во всем мире локомотивом инноваций являются, как правило, крупные индустриальные предприятия и транспортный комплекс.

Железнодорожный транспорт является одним из важнейших логистических инновационных приоритетов транспорта общего пользования в экономическом развитии Украины.(рис.2)

Рис.2 Приоритетные элементы логистических инновационных составляющих транспортно-логистических кластеров.

На генеральных направлениях железнодорожного транспорта концентрируются международные (мультимодальные) транспортные коридоры (МТК), транспортные узлы магистральной инфраструктуры, транспортно-распределительные логистические центры, магистральные, региональные и локальные пути сообщения, являющиеся компонентами структуры современных транспортно-логистических кластеров. Логистические инновационные приоритеты на железнодорожном транспорте, как и на остальных видах транспорта, формируются исходя из стратегии их развития. Логистическое инновационное обеспечение стратегии развития железнодорожного транспорта Украины представлено ранее. [6, с.73-78]

Железные дороги Украины, выстраивая собственную стратегию развития в XXI веке, действуют целенаправленно, формируя логистическое инновационное обеспечение адекватно современным реалиям специализации и международного разделения труда. Мультипликативный эффект будет обеспечен за счет концентрации ограниченных ресурсов при освоении логистических инновационных приоритетов и повышения конкурентоспособности транспортных услуг.

Выход Украины на этап устойчивого экономического роста возможен на основе кластерной стратегии развития экономики с реализацией обоснованных инновационных приоритетов и их логистической составляющей. Конечным результатом кластерной трансформации экономической системы Украины на основе логистических инновационных приоритетов развития является формирование эффективного механизма освоения нововведений, направленного на улучшение жизненного уровня за счет создания новых рабочих мест, повышения реальной заработной платы и социальных гарантий, увеличения бюджетных поступлений; а также создание условий для конкурентоспособности, стабильности национальной экономики страны за счет роста производства, транспортных услуг и производительности труда.


Источники:

1. Розміщення продуктивних сил і регіональна економіка: Підручник / С.І. Дорогунцов та ін.; К.: КНЕУ, 2007. – 992 с.
2. Портер М.Э. Конкуренция. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. – 608 с.
3. Закон Украины «О приоритетных направлениях инновационной деятельности в Украине» // Голос Украины, 13 февраля 2003. – № 28. – С. 4-5.
4. Статистичний щорічник України за 2006 рік. – К.: Консультант, 2007.
5. Трансформация роли государства в условиях смешанной экономики. – М.: Наука, 2006. – 261 с.
6. Гриценко С.И. Логистическое инновационное обеспечение стратегии развития железнодорожного транспорта // Российское предпринимательство. №1. 2006. – С.73 – 78.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 02:11:06